Доброго времени суток, читатель.
Последний год таксую, и время от времени натыкаюсь на вечный спор в соцсетях, суть которого проста - кто же больше охренел: пассажир или таксист?
Я же постараюсь рассказать об этой работе так, чтобы прояснить ряд вопросов. И, возможно, это будет интересно как желающим подработать, так и пассажирам.
Но перед началом небольшой disclamer:
Место действия - Москва и ближайшая область. Что, как и почему у вас где-то там - я без понятия. Различия от региона к региону могут быть существенными.
Работал только на аренде. Солярис, эконом, в 1 парке всё время.
Просьба не перевирать слова, не додумывать, и не пытаться самоутвердиться: и без вас знаю что тут все великие айтишники, инженеры и просто офисный планктон, а такси - это так, грязь под ногтями "вези меня мразь за 40 рублей".
P.S. Данный текст пишется сходу, поэтому буду только за дать пояснения и ответы на упущенные вопросы в комментариях с добавлением в пост через upd., а также за адекватное обсуждение.
Начать стоит с устройства на работу, если это можно так назвать. Сейчас почти все работают через парк или самозанятого, никаким ТД и штатом не пахнет.
Тут схема простая (если нет своей машины) - оставляем заявку на сайте яндекса, нам рекомендуют парки, мы обращаемся в парк. Можем сразу напрямую в парк, в принципе тупо позвонив по рекламному номеру на заднем бампере такси. Но лучше предварительно выяснить где парк адекватнее.
Придя в парк, у нас обычно попросят ВУ, по которому СБ по доступным источникам пробьёт нас на предмет репутации в других парках, и, вероятнее всего, у них есть связи в ГИБДД для проверки штрафов и ДТП. Предположим нас одобрили.
Идём к менеджеру, и здесь происходит вся возня, не связанная с машиной:
- Могут посадить пройти тест ПДД ( у меня не было )
- Предлагают на выбор ( если он есть ) машину и условия аренды. Как правило тупо аренда - каждый день списывают оговоренную сумму. Сюда же могут добавить план, ибо парк с каждого заказа имеет комиссию, и ему выгодно получать с машины лишние 100р в день либо комиссией, либо тупым повышением стоимости. Частенько еще есть депозит - относительно стоимости машины небольшая сумма, на эконом, как правило, в районе 5 - 10 тысяч рублей. Ее берут либо сразу, либо частично списывают с баланса вашего аккаунта, могут быть подводные камни по возврату депозита типа "90 дней непрерывной аренды". Бывают еще проценты, что-то вроде 50/50 - выручка между парком и вами делится пополам. В общем, все эти условия можно конфигурировать как угодно, на что вашего ума хватит.
- Машину и условия выбрали, внимательно читаем договор, подписываем. Дальше нас просвещают касаемо требований и штрафов. В Москве это обязательные шашки, путевые, лицензии, таксишные страховки и диагностические карты, сюда же добавляют информацию про штрафы - как легко отхватить 5 тысяч за платную парковку и 300 тысяч за газон для юр.лица.
- Дальше нам, новичку, помогают с приложением, о котором расскажу ниже, и дают документы, с которыми мы идём получать машину в гараж/ на стоянку/ etc.
Но прежде чем двигаться дальше, отвечу на некоторые вопросы:
- Но если СБ парков, да и в принципе владельцы машин, заинтересованы в сохранении своего имущества, почему узбеки всё равно получают машины? И как так выходит что я вижу/слышу о том как они катаются сутками без перерыва?
- Во-первых: УглыМуглы сдает машину с повреждениями и/или штрафами, или блокируется Яндексом. Через Месяц в другой парк приходит УгглыМуглы, который вот только-только приехал, день назад, и очень сильно хочет честно работать. В новом парке его не знают, вручают машину. Другой вариант - просто берет машину по связам "Да там знакомый Киргиз сдает 5 машин". Третий вариант - работа под чужим аккаунтом в случае блокировок яндекса. Я не знаю проверяют ли МАДИ и ДПС у южан приложение, но если с документами всё ок - как правило отпускают. А есть ли у тебя приложение и чей там аккаунт - им нет дела.
- Во-вторых, путевые листы. По идее я должен прийти в парк, медик, механик, осмотр машины, диспетчер, путевой лист действует 12 часов, значит заранее я должен вернуться в парк, осмотр машины, к этому всему плюсуем время до парка и обратно. Косяк в путевом листе - конские штрафы и конфискация машины на штрафстоянку. Поэтому многие делают проще - печатают сразу пачку путевых, ставят печати, показывают 1 образец заполнения, а дальше заполняй как хочешь. Это я мальчик ответственный, изредка мог себе позволить поработать 13-14 часов 1 субботу в месяц, люблю ночью поспать и ничего не употребляю.
Теперь переносим всё это дело на нашего УгглыМуглы. У него пачка путевых, благодаря которой у него даже после истечения одного на 12 часов есть другой, новенький, и он без проблем с точки зрения бумажки имеет право кататься, даже если фактически он 21-ый час за рулём. Яндекс даёт находиться на линии ( так сказать онлайн ) не более 16 часов, далее блокировка на 5 часов. Пффффф, второй аккаунт братишки и поехали. Плюсом он может что-то там долбить для лишней энергии. Такие вот дела, ебята. Для владельцев собственных авто давно всё есть в интернете по запросу "купить путевые листы".
P.S. ввиду того что много где это на потоке и почти прямо пишется в объявлениях - смею предположить что кто должен знать - давно знает.
Далее идём осматривать машину. Тут уже можем сверить полный пакет документов, всё проверить на актуальность дат и схожесть цифр. При осмотре машины с нами должен быть механик, с которым надо зафиксировать все косяки машины, обычно фиксируют именно повреждения, причем важно не забывать про салон, ибо потом не докажешь что пятно уже было, а с тебя с радостью возьмут за "повреждение", мол "хуй с тобой, сами решим вопрос, с тебя спишем n рублей".
Ходовые характеристики далеко не везде и не всегда есть возможность проверить. Ничто не мешает через 15 минут вернуть машину, но там уже вспоминаем условия договора в сочетании с нашими юридическими знаниями. Но как правило уже после выезда из парка узнаешь что у машины убитая подвеска, пинает коробка и расход повышен.
Тут важно не стесняться, даже если в парке ты в доску свой, да и механики адекватные ребята - с тебя выжмут все соки, если можно так сказать, при сдаче машины. Поэтому при приемке надо всё строго фиксировать.
В моём случае условия обращения с машиной были просты - раз в 10 000 км в собственном сервисе ( на арендованой земле, из говна и палок, каркас и металлические листы, строится "здание", внутри подъемники, контейнеры под хранилища и комнату отдыха). Раз в неделю осмотр машины и новая пачка путевых. Резина их, любые работы с машиной строго в сервисе, в случае поломок звонок диспетчеру и их эвакуатор до сервиса парка. С меня только голая аренда и всё. Но важно понимать что так далеко не везде.
Получили машину, прошли фотоконтроль в приложении - можно начинать работать!
Если вы ИП или самозанятый и у вас есть машина, соответствующая всем требованиям - вам достаточно зарегистрироваться в приложении, пройти контроль документов, личности, и машины и можно идти работать. Насколько знаю там достаточно затратно и может быть трудно получить все необходимые документы.
- Но как же так, тут на днях в одном такси грязища дикая была, другой раз машина битая, третий день и вот движок троит. То дверь заела, то фара не горит, то печка приказала долго жить.
С собственными машинами всё просто - она либо ухожена, либо убита в хлам.
Машины парка.... Это тот же каршеринг, только с правом работы в такси. Да и в принципе парк особо с яндексом не связан, кроме того что машины должны подходить под требования. По факту это организация, куда вы приходите, даете деньгу, за эту деньгу вы можете сутки пользоваться машиной, в ответ она эту машину обслуживает и гарантирует соответствие требованиям яндекса. К заказам, рейтингу, и какой-нибудь разборке с пассажиром парк отношения не имеет.
Но на голой аренде не заработаешь, поэтому парк с радостью берёт комиссии со штрафов, некоторые с радостью списывают сумму полного штрафа, оплачивают скидочную. С радостью штрафует за повреждения, вмятины, притертости, про серьезные повреждения в результате дтп вообще молчу. Но вы думаете там правда кто-то что-то хочет особо чинить? Это простой машины + затраты на работу и запчасти, даже если запчасти снимают с тотальной машины. Поэтому принцип простой - пока ездит и яндекс машину допускает - она будет возить пассажиров, в том числе вас.
Мне однажды въехали в зад, лопнул бампер, приехал страховщик, отфоткал, естественно бампер мне никто не менял.
У меня была машина с троящей коробкой - мне посоветовали меньше жать на газ.
Лампочки на приборах - горят и горят, всё норм.
Машина будет работать пока способна ехать. Как она едет и в каком состоянии в принципе - вопрос десятый.
И так. У нас есть машина, она едет, документы в порядке, в приложении открыт доступ к заказам, можно перейти к самому интересному, основному и главной цели всех вышесказанных манипуляций - возить пассажиров и грести бабло.
Кто-то кайфует от вождения, кто-то ненавидит пробки, кто-то общительный, кто-то нет - это всё частности.
Однозначный плюс такой работы - полностью свободный график. Сам решаешь когда и как. хоть час работаешь, час отдыхаешь, хоть 15 часов кататься без перерыва.
Второй плюс - деньги здесь и сейчас. Хороший вариант если "прямщас" надо 10 тысяч, а не ждать трудоустройства и первой зарплаты.
Из минусов - отсутствие стабильности, трудового договора, постоянное давление, ибо машина либо в кредите, либо в аренде. Как говорится, день только начался, а ты уже должен пару тысяч.
Но в принципе работать можно.
А сильно облегчает нашу работу приложение, ибо не надо стоять где-то ждать и чуда, да еще и торговаться.
Вот так выглядит главный экран. По сути своей тот же яндекс навигатор с другим функционалом.
Заказы по пути - попутные заказы или в определенном радиусе.
Чаты - там как правило ничего интересного, тупо идут какие-то объявления яндекса, мол "по этому адресу можно вакцинироваться, там то можно получить скидку на шиномонтаж, а вот ваш промокод на яндекс плюс".
Верхний правый угол - меню
+26 - приоритет. Влияет ли он на работу? По моим ощущениям - да.
Как работает алгоритм по моей догадке. Когда мы делаем заказ, яндекс выстраивает очередь водителей на этот заказ по ряду критериев как расстояние, рейтинг, приоритет, и даже слышал идею что учитывает марку, модель и год выпуска. Начинает в порядке этой очереди предлагать заказы, водитель либо принимает заказ, либо отказывается и тогда заказ идёт к следующему в очереди.
Недавно я поработал через парк, у меня не было бонуса самозанятого и я не стал фоткать брендинг, и мне падали только плохие заказы. С другой стороны, при высоком приоритете, яндекс, по всей видимости, плюёт на расстояние, поэтому привет подачам по 8 минут, 3,5 км на поездки 5 минут 1,5км даже без дефицита машин.
Посреди дня, высокого спроса нет, а машину предлагает с края света по 10 минут ждать, почему? Вот почему. Таксист тут уже не решает, а пропускать заказ частенько невыгодно, если он не совсем плохой.
Что у вас там за дикие цены? каждое утро заказываю такси, за 500 рублей катаюсь до метро по 10 минут!!
Это касается фиолетовых зон на карте. Но я вас уверяю, все далеко не так сладко.
Во-первых, какие-то космические цены - это редкость, но я бы не удивлялся повышенному спросу в 7-8 утра в спальном районе и вечером от бизнес-центра или ТЦ. Сам с этим мучался когда работал менеджером в ресторане: утром поездки 480 рублей за 7-8км, 15 минут были за счастье. Вечером старались сотрудников отправлять домой по 2-3 человека в машину - так дешевле, а бюджет ограничен. Так что я вам, конечно, сочувствую, но что поделать.
Во-вторых, даже если у вас весь день горит повышенный спрос, он часто минимальный - 10-20%.
Чтобы узнать цену на такси по Москве, достаточно открыть навигатор, сложить километры и минуты и умножить на 10.
В-третьих, таксист не застревает во временной петле, и не катается весь рабочий день в 8 утра по 500 рублей за 10 минут. А за день бывает достаточно ситуаций когда и длинные заказы очень дешевые, через пол Москвы за 500 рублей, и длинные подачи, когда заказ по какой-то причине не можешь выполнить, а времени потеряно немерено, и всякие короткие на 2 км, когда тратишь на них пол часа, мол "да мне туда и обратно, я забегу на 2 минуты" а денег с них хуй да нихуя.
Поэтому, еще раз, я вам, конечно, дичайше сочувствую, сам так не один год страдал.
Ну и хочется задать вопрос в тематику "Крестик снимите или трусы наденьте". Вы же понимаете что такси по цене маршрутки не может быть? Тут уж либо цена маршрутки - но кто и на чем к вам приедет - большой вопрос, либо жесткий порог вхождения, но и цена будет не по 100-200 рублей за 3 остановки по району.
Для понимания ситуации - на данный момент тарифы по Москве 10р/мин и 9р/км. За МКАДом сразу становится резко дешевле. И вот за эти деньги вас подберут у подъезда, по возможности в объезд, без остановок, спокойно сидя в "личной машине с водителем" вы доедете до нужного места, без топания до остановок, ожидания автобуса и толкотни с бабками. Это реально дорого?
В меню ничего необычного - рейтинг, активность,статус, куча всяких настроек и менюшек, статистика заработка.
Тут подробный баланс, с него же списывается аренда авто и штрафы в случае работы через парк.
Вот так выглядит рейтинг. Чтобы получить чистую 5 нужно 150 пятерок подряд. У меня получилось ни одного замечания с 1 января. Уже 4 опустит рейтинг незначительно, а 1 опустит на 50 до 4.950. Регулярности в оценках не заметил - могут влепить кол по чистоте за черкаш на пороге, могут лепить 5 за лужи в ковриках и черную от грязи машину.
Тут всё просто - тарифы и опции.
Почему вам отказывают везти посылку в экономе? Для этого есть тариф, который включает те, кто готов этим заниматься, либо машина не позволяет возить пассажиров. Также цена +/- как в экономе, и по-любому снимается комиссия даже если у меня активно время без комиссий по промокоду или покупке смен. Ну и такие заказы могут быть гемороем. Не раз падали заказы и начиналось "ой а мы вот вам денег скинем, вы нам съездите туда-то, купите того-то, и к нам домой занесите". И никто за это ничего не доплатит, заплатят по эконому, дак еще жаться будут.
То же самое касается животных - может я принципиально их не хочу возить - для этого аш специально есть кнопочка, а у пассажира функция при заказе.
Про детей без кресла промолчу, в случае перевозки юридическим лицом вплоть до уголовной ответственности, а вот если вы заказали эконом, но у вас своё кресло, тут есть интересный момент.
Я очень долго "курил" яндекс и не смог найти правовой конкретики по каждому тарифу, но ясно только одно: " мы ниче не знаем, делать можем че хотим, ответственности ни за что не несём, с водителем всё решайте сами"
Но при этом в обучении в водительском приложении говорится отменять заказ по эконому, даже если человек со своим креслом.
А вот что говорит страхование яндекса на попытку сесть впятером.
Если во время поездки пользователь попал в ДТП и получил травму, он имеет право на компенсацию. Кто делал заказ, неважно: застрахованы все, кто находится в машине во время поездки. Количество застрахованных пассажиров не может превышать количество посадочных мест.
Ну, и в конце концов, штраф платить тоже неохота :)
За каждый заказ таксист получает баллы. Чем их больше - тем выше статус в следующем месяце. Бронза и серебро - ни о чем. Золота и Платину различаются разве что баллами приоритета, а вот бонусы приятные у обоих: банковская карта с повышенным кешбеком на АЗС, бесплатный Я.плюс, компенсация неоплаченных заказов - если мне не оплатят наличкой, после обращения в поддержку Яндекс даст промокод на смену без комиссий. Иногда это выгоднее чем оплата заказа:)
А самый любимый плюс - видно конечную точку !
По этой же причине иногда не выгодно отказываться от заказов.
Конечная точка видна при показателе активности свыше 90. Максимум ее можно накопить 100, каждый заказ +1, за пропуск заказа до -6, за отмену принятого -16.
Вот вам пример плохого заказа, но у меня была низкая активность и мне пришлось взять его.
Вот так выглядит заказ, пока машину еще не подали - о нём неизвестно ничего.
После подачи становится известна конечная точка и тип оплаты. А сумма оплаты становится видна ТОЛЬКО ПОСЛЕ начала поездки. Но, если зная конечную точку я могу на опыте определить стоит ли принимать заказ, то вот без этой информации любой заказ - кот в мешке. Непонятно куда ты поедешь, с кем, какой тип оплаты и сколько.
Поэтому тут кроются ответы на волнующие вопросы:
- Почему я должен что-то спрашивать у водителя?
Служба Такси – фрахтовщик, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющее (ий) за плату всю или часть вместимости транспортного средства для перевозки груза в сопровождении Пользователя (грузовладельца) или его представителя в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – транспортные услуги), заключившее (ий) с Яндексом Договор на оказание услуг по предоставлению доступа к Сервису.
Запрос – размещенная Пользователем с использованием Сервиса информация о потенциальном спросе на транспортные услуги на территории Российской Федерации, где одновременно (а) Сервис функционирует, (б) Служба Такси оказывает транспортные услуги.
Подтверждение – направленное Службой Такси Яндексу уведомление о том, что Служба Такси готова оказать перечисленные в Запросе услуги.
Пользователь – фрахтователь, грузовладелец; физическое лицо, использующее Сервис на условиях, изложенных в документе «Условия использования сервиса Яндекс.Такси», размещенном в сети Интернет по адресу: https://yandex.ru/legal/taxi_termsofuse, программу Яндекс.Такси для мобильных устройств на условиях Лицензионного соглашения, размещенного в сети Интернет по адресу: https://yandex.ru/legal/taxi_mobile_agreement.
Пользовательское соглашение:
2.10. В случае если перевозка пассажиров и багажа Службой Такси осуществляется по заказу, Служба Такси вправе предложить Пользователю заключить договор фрахтования в письменной форме. Если такой договор не был предложен и заключен, то Пользователь признает, что договор фрахтования между Пользователем и Службой Такси считается заключенным на условиях, размещенных в сети Интернет по адресу https://yandex.ru/legal/taxi_termsofcarriage.
Договор Фрахтования(ссылка на строчку выше):
2.3. При оказании транспортных и дополнительных услуг Служба Такси обязуется соблюдать требования Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, Общих правил перевозки грузов автомобильным транспортом, Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также иные нормы действующего законодательства Российской Федерации, Москвы и Московской области.
5.2. Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Соответственно, согласно законодательства, получаем ответ на вопросы "Почему нельзя ребенка без кресла?" и "Почему нельзя впятером?". Искать и цитировать статьи не буду - мне лень.
3.2. Служба Такси может направить Подтверждение Яндексу на Запрос Пользователя. После того, как Служба Такси направила Яндексу Подтверждение, взаимодействие с Пользователем производится Службой Такси самостоятельно (без участия Яндекса). Служба Такси обязана оказать перечисленные в Запросе транспортные и дополнительные услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства и заключенного между сторонами договора (далее – Договор), в том числе:
5.1. Договор считается заключенным с момента Подтверждения Службой Такси Запроса и действует до исполнения Сторонами условий Договора.
Соответственно, нажимая кнопку "заказать", вы, пользователь, делаете запрос, согласно заданных условий в сервисе( приложении ).
Почему я не могу добавлять остановки, менять конечную точку и маршрут как вздумается?Потому что у вас есть договор, который заключен между вами перевозчиком. Выбрали тариф, опции, адреса, увидели цену, нажали кнопку заказать - разместили объявление. Водитель нажал кнопку "принять" - он принял
ЭТИ условия. Даже если он не знает конечной точки, способа и суммы оплаты. Поэтому имеет полное право отказать в смене конечного адреса и добавлении остановок. Я несколько раз отказывал пассажирам в смене точки когда выполняли заказы в режиме "Домой", соответственно заказы попутные. И тут они решают что им надо в другое место - и серьезно удивляются когда я отказываюсь ехать в противоположную сторону.
Запомните, касается любой сферы услуг:
Вы покупаете конкретную услугу на конкретных условиях, а не обслуживающий персонал в рабство.
3.4. Подача Службой Такси автомобиля, не соответствующего Запросу и условиям Договора, или подача с опозданием считается неподачей автомобиля. Пользователь вправе отказаться от исполнения Договора и взыскать со Службы Такси штраф, предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации.
А это ответ на случай если вы заказали одно, а приехало другое. Неважно, попросили вы просто полностью пустой багажник или к вам вообще приехал другой человек или другая машина - это нарушение договора. Но, думаю, это и так логично и многие знают.
- Почему водитель может быть "На месте", но при этом прятаться/ блокировать двери и уезжать.
Это вытекает из вышеупомянутых моментов про кота в мешке. Чисто по-человечески и абстрактно - понять можно. Водитель подъезжает и видит что с точки зрения выгоды это заказ если не в минус, то дай бог в ноль. Во избежание таких ситуаций стараюсь каждый месяц вырабатывать на уровень, при котором видна конечная точка - откровенно плохих заказов, а не "да мне лень и не хочу", мало, и их без проблем пропускаешь.
По факту же поступок со всех сторон плох - ты согласился - вези, пассажир тем более не при чем - он вбил адрес, увидел цену, его устроило, он разместил объявление. Хочешь видеть конечную точку - нарабатывай баллы и не пропускай всё подряд. Потом от таких только и слышны истории про 500 рублей за 14-16 часов.
- Почему я не могу вызвать такси по 20 минут
Тут всё просто - мало машин, да и те не хотят брать ваш заказ - он бессмысленный. Можно много чего нехорошего тут на меня наговорить что я ахуевший. Только вот ваш заказ, пока его не принял водитель - то же самое объявление на авито. Вы же не будете всех хуесосить если по вашему объявлению тупо не будут писать и звонить? Людей просто не устраивают условия вашего объявления.
- Водитель встал у другого дома/другого края дороги/не там где надо. Так сложно забрать с точки?
Во-первых, тут есть особенности синхронизации точки приложений. Я буквально недавно интеллигентно спорил с одним пассажиром: он утверждал что я подъехал не на ту сторону дороги. Мы сверились в приложениях. У меня точка стояла у одной остановки, а у него на остановке на противоположной стороне. Ни водителя, ни пассажира тут смысла винить нет.
Во-вторых, могут быть особенности подъезда к точке - единственный проезд загородила скорая/мусоровоз/ локальный ремонт.
В-третьих, что меня люто бесит - люди всегда в курсе пиздеца в нынешних дворах.
Я не знаю что за гении это проектировали. Но это отдельная тема.
Вкратце - водитель не будет перекрывать движение пока ваше высочество не выйдет - он отъехал туда, где не мешает проезду. Либо вы заказали куда-нибудь, где останавливаться вообще не вариант, водитель увидел что никого нет - поехал до ближайшего места, где можно прижаться. Таким часто грешат на Садовом, трешке и им подобных дорогах.
В-четвертых, самое частое - кривость приложения и незнание/ неумение работать с ним.
Особенность приложения в том, что указывая адрес, не сам адрес прогружается под точкой, а точка по карте "скользит" к адресу, одна из причин почему вам приходит уведомление что водитель на месте, а он не то что не у нужного дома, а вообще на другом адресе.
Второй момент - любители написать адрес и не проверить фактическое положение метки, либо вообще вызвать по геолокации не проверяя. Раскрою секрет - точку по карте можно двигать, приблизить масштаб так, что можно поставить точку с точностью до пары метров. Но каждый день начинается шоу "Я адрес вписал, вы там сами разбирайтесь где меня искать!!" и любимая фраза с претензией "НУ И ГДЕ СПРАШИВАЕТСЯ ВЫ МЕНЯ ЖДЁТЕ А?А?А?А?А!!!"
Где точка стоит - там и ждём!:)