Каким должен быть шеф нож повара. Мнение шефа1
Статья написана в основном для кузнецов и ножеманов. Но и обычным любителям побренчать на кухне тоже будет полезно.
Чем отличается настоящий поварской нож от игрушки? Тем же самым чем отличаются версии ножей гражданские от их оригинала в виде холодного оружия. (Сувенирная катана от реальной). Финка ЛГБТ от финки НКВД.
Так уж сложилось, что в последние 40 лет автоматизации подверглась куча отраслей. И поварское дело тоже подверглось изменениям.
Что есть нормальный шеф повар? Это тот, кто с минимальной автоматизацией в одиночку или с помощником готовит весь спектр блюд. Это старый уклад, который существует в семейных кафе, мини отелях. В том числе судовые повара (Коки), которым являюсь я. Ежедневно я кормлю 20+ голодных мужиков. Завтрак, обед, ужин. Это салаты, выпечка, первые, вторые блюда и кАмпот (!).
Для чего я это написал? Современный работник общепита автоматизирован по самые уши. А его труд узкоспециализирован. Шефу не надо самому шинковать овощи. Шинкуют овощи практиканты. На электрической шинковке овощей.
Домохозяйки и домохозяева вообще могут готовить что угодно имея всего 1 нож любой конфигурации.
Большинство кухонных работников утратило понятие о том, каким должен быть нормальный инструмент в виду его редкого использования.
Правильные ножи сохранились на данный момент у мясников. Там нет ничего лишнего. Нет опасных рукоятей, нет смелых форм и дизайнерских решений. Только утилитарность.
Приведу пример:
Даже если эти ножи попадут в древний Рим, то мясник сразу же разберется что ими делать. Тоже самое как и медицинским набором из Древней Греции. Современный хирург понимает что это за инструмент и для чего он нужен.
Почему у шеф поваров есть шеф нож? потому что им делается большое количество операций, он универсален. Начнем по порядку.
Баланс ножа. Японцы уже давно поставили точку в данном вопросе. В ручке находится огрызок хвостовика.
Само лезвие имеет повышенную толщину. Зачастую 5 и более мм. Т.е. баланс ножа находится полностью в клинке.
Теперь посмотрим на профессиональные ножи из СССР от Артели "Беляйково" (завод Звезда).
Хвостовик сделан фултангом во всю длину рукояти. Только вот к концу рукояти он уходит по толщине "в нитку". Основная толщина лезвия 5-7 мм не выходя из рукояти не уменьшается в районе 10 см. Т.е. центр тяжести ножа приходится конкретно в то место, где происходит активное использование. Ну а где же оно должно еще быть? Аналогично у мачете центр тяжести приходится на кончик клинка.
Но современные мастера не в курсе о центре тяжести. И творят поварские ножи с балансом на край рукоятки по типу рапиры. Откуда и почему - не ясно. И этим грешат не только гаражные мастера, но и серьезные фирмы. Часть ножей почти копии друг друга. Gipfel Pro, Berghoff, Zwillig, Wusthof, Zepter, Fissman.
Ножи от Самуры кстати тоже обладают этим же косяком, хоть и скопированы с японских ножей. Такое впечатление что дизайн для них всех разрабатывал Борис бритва. "Вес это надежность, если нож не режет, то его рукояткой хотя можно ударить по голове."
У профессиональных ножей баланс всегда в клинке. На оружейных форумах кстати тоже подверглись этой заразе, например вот тут ОНИ считают, что малый хвостовик у Трамонтины это исключительно из-за экономии металла. Теперь вы знаете что не в металле дело. Это правильный баланс. Где-то когда-то кто-то понимал как надо правильно делать. Пока не пришли дизайнеры. У Регентов хвостовик кончается в месте третьей клепки.
И дело даже не просто в весе. А в том, что шеф нож просто не держат за рукоять. Его держат поварским хватом. Вот так:
Поэтому нам точно не нужен противовес в пятке ножа. А тем более мы не будем использовать пятку в качестве молотка. И тут мы переходим ко второму пункту.
2. Безопасная рукоять. На поварском ноже должна быть либо безопасная рукоять, либо больстер на клинке. И отнюдь не для того чтобы не уколоться о пятку ножа, как обычно считают не профессионалы. Нужен он для упора среднего пальца. Если вы ежедневно будете упирать средний палец в сталь толщиной 2.4 мм, то там будет потрескавшаяся незаживающая мозоль. Варианта рукоятей 2. На первой это дореволюционные ножи. Тогда понимали как их надо делать. На второй профессиональные ножи Трамонтина. Далее для примера.
Но это же все скучно, правильно? Поэтому все мастера с руками per anum делают травмоопасные дизайнерские рукояти на вроде этих:
Такие рукояти можно делать на тех ножах, хват которых не является поварским. На японских ножах баланс находится далеко от рукояти. А сама рукоять выполняется с гранями. Грани нужны для контроля над клинком. Сама же рукоять чуть большего диаметра относительно маленьких японских ручек. Когда вы разделываете ножом с обухом под 5-8 мм океанского тунца, то поварской хват не нужен.
После разговора о гранях мы подходим к следующему пункту.
3. Текстура рукояти. На ножах Трамонтина Про выполнена шагрень, на обычных ножах с деревянной рукоятью есть 4 грани, плюс дерево само по себе хорошо удерживается даже в мокрых руках.
Но дизайнеры идут дальше. Серия Про Шеф от Трамонтины просто ужасна. Этими обмылками невозможно работать.
4. Пятка рукояти. Она просто должна быть, либо нож будет выскальзывать при мытье например. Что это думаю объяснять не надо.
5. Наплыв на носке рукояти в месте соединения с клинком. Некоторые думают что это для того чтобы не отломалась рукоять, эдакое усиление, но нет. Он используется для постановки указательного и большого пальца при поварском хвате. Если наплыва нет, то указательный палец может получить мозоли. Вот тут он очень неплохо организован несмотря на то, что нож явно не серийный, ну и далее для примера.
6. Сталь. Сталь поварских ножей почти всегда аналог aus 6-8, 1.4110-16. Это минимальные параметры. Это значит что профессиональные повара не парятся и покупают Ножи Трамонтина и аналоги с пластиковыми ручками за дешево. Спуски подобных ножей линзовидные и придуманы не только для лучшего проникновения в продукт. Они особенно популярны из-за того что прекрасно точатся и направляются мусатами. Так что не ищите шеф повара с дорогим ножом. Дорогие ножи сделаны для того чтобы содрать с людей деньги. А не для работы.
7. Воздушные карманы на лезвии. Есть такой ужасный нож как "Европейский сантоку". К нему липнет все что можно из-за особенностей формы лезвия и длины. Но по какой-то причине подобные карманы не хотят нарезать на других типах ножей. "И так сойдет". На слайсерах для ветчины кстати их все таки делают. А на ножах для сыра вообще дырки. Поверьте, если на обед вам каждый день надо делать 5 кг салата, то проблема налипания продуктов встанет очень сильно. Так же учитывая то, что овощи поварами заготавливаются с ночи на утро, морковь, картошка хранятся в воде очищенными отчего ужасно липнут к ножу. На японских ножах кстати элементы ковки как раз играют эту роль. Так что это не дизайн.
8. Полировка. По той же причине поварские ножи не полируют. Никогда. Выполняется однонаправленная грубая шлифовка. Дамаск, сатин, шагрень, рисунки - это все из той же оперы, снижение адгезии.
9. Клиновидные спуски и односторонняя заточка. Нет разницы каким ножом вы режете огурчик или картошку. Эти продукты можно нарезать даже детским пластиковым ножом. Но ножеделы навязали нам линзовидные спуски, а на них липнет вся нарезка. Однако с односторонними спусками нарезаемые продукты укладываются сбоку ножа. А не прилипают к нему. Поэтому мы можем без проблем использовать техники быстрой нарезки. Японцы уже давно просекли данную тему и 5 мм толщина обуха не мешает им шинковать продукты полупрозрачной толщины. У ножей с клиновидными спусками продукт тоже не плохо отваливается.
Бабакин кстати делает шеф ножи с шлифовкой и нормальными спусками. Он что-то знает.
Fuji Cutlery делает прекрасные ножи для шинковки. Они тоже что-то знают. Ножи кстати очень тонкие.
Итог: если хотите купить нож или сделать его, лучше руководствоваться здравым смысла. А без опыта, в том числе и чужого, этого сделать не возможно.
Так что надеюсь вам пригодится эта информация.