"Атом". Новый взгляд на историю советского атомного проекта
Доброго времени суток. Предлагаю сегодня обсудить недавно вышедший сериал "Атом". Честно говоря, я не знал о том, что он снимался до самого момента его выхода. То ли его особо не афишировали, то ли я что-то упустил. А тема интересная. По крайней мере для меня лично. И особенно актуальна в наше непростое время. Для меня это важно потому, что я с ранних лет интересовался наукой и именно учёные и инженеры были для меня некими ориентирами и примерами. Если бы я украшал свои стены портретами великих людей, там было бы много лиц. Но первыми, кого бы я повесил на стену были бы двое человек. Первым бы был Никола Тесла, а вторым - Игорь Курчатов. И именно он является одним из главных героев данного сериала. Именно его считают отцом Советской атомной программы и отцом атомной бомбы. Я думаю, что Курчатов - один из тех, кому мы должны быть благодарны как за мирное небо небо над головой, так и за сам факт существования нашей страны и нас самих в принципе. Почему? Потому что настоящим суверенитетом может обладать только государство способное гарантированно уничтожить своего противника в случае необходимости. Либо нанести такой урон, что никакие бенефиты не покроют издержек. Вот вам несколько предпосылок. Небольшой исторический экскурс, так сказать. Имеющий прямое отношение к происходящему в сериале.
Советский Союз вышел из Второй мировой войны в 1945-м значительно более сильным государством, чем то, каким в неё вступил в 1941-м. На момент завершения войны военная машина СССР была раскручена настолько, что государство, фактически, было готово воевать с любой страной мира. И остальной мир это не устраивало. Да, на момент окончания войны нашей стране было совсем не до того. СССР нуждался в масштабном послевоенном восстановлении, а не в новых конфликтах. Но западным странам так не казалось. Итогом этих опасений стало несколько событий и последующих планов, к счастью так и не воплотившихся. Я не буду цитировать Вам Фуллтонскую речь Черчилля, содержание последующих планов "Тоталити" и операции "Немыслимое". Думаю, сами найдёте, если захотите. Лучше приведу несколько фактов о так называемом "Плане Дропшот".
"Дропшот" – это кодовое название американского плана по нанесению ядерного удара по Советскому Союзу. Этот план, разработанный в США, предусматривал ядерную атаку в ответ на возможное вторжение советских войск в Западную Европу, на Ближний Восток и в Японию. Он был одобрен Объединённым комитетом начальников штабов 19 декабря 1949 года, однако так и не был осуществлён. Согласно замыслу, на территорию СССР предполагалось сбросить 300 ядерных и 29 000 обычных бомб на 200 целей, расположенных в сотне городов и населённых пунктов, с целью тотального уничтожения 85% советской промышленности. От 75 до 100 ядерных зарядов предназначались для уничтожения советской военной авиации, дислоцированной на аэродромах. В качестве союзников США в этом гипотетическом конфликте рассматривались страны НАТО (включавшие в то время Канаду, Великобританию, Францию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Италию, Норвегию, Данию, Исландию и Португалию), а также часть Китая (не контролируемую коммунистами), Филиппины и страны Британского Содружества за исключением Индии и Пакистана.
Воплощение в жизнь плана "Дропшот" обернулось бы ужасающими последствиями для Советского Союза, превратив его в зараженную радиацией безжизненную территорию и приведя к гибели огромного числа людей. Замысел состоял в том, чтобы посредством подобного удара вывести из строя советские вооруженные силы и не допустить захвата Западной Европы. Тем не менее, в плане не были приняты во внимание вероятные ответные шаги со стороны СССР, а именно нанесение ядерного удара по территории Соединенных Штатов и их союзников. Следует подчеркнуть, что "Дропшот" был всего лишь одним из ряда американских проектов ядерного нападения на СССР. В отличие от предыдущих разработок, "Дропшот" являлся более прагматичным и проработанным сценарием, принимавшим во внимание увеличивающийся ядерный потенциал Советского Союза и его возможности для нанесения ответного удара.
План "Дропшот", хотя и не воплотился в реальность, оставил заметный след в истории холодной войны. Он продемонстрировал крайнюю степень враждебности между Соединенными Штатами и Советским Союзом и подтолкнул к наращиванию военной мощи обеих сторон. Осознание перспективы обоюдного уничтожения, подразумевавшееся в подобных стратегиях, сыграло роль предохранителя, предотвратившего открытое военное столкновение между двумя сверхдержавами. Опубликованные материалы, относящиеся к плану "Дропшот", дают возможность современному поколению увидеть один из самых критических этапов в истории человечества. Они служат напоминанием об уязвимости мира и необходимости поиска способов мирного взаимодействия между странами с разными политическими взглядами. Анализ этих документов позволяет извлечь ценные уроки из прошлого и избежать повторения подобных драматических ситуаций в будущем. "Дропшот" служит наглядным примером того, как стратегическое планирование во время холодной войны опиралось на идею гарантированного взаимного разрушения. Этот план, подобно многим другим разработкам того времени, демонстрирует, как близко мир находился к ядерной катастрофе, и подчеркивает значимость дипломатических усилий и контроля над вооружениями в современном мире.
К чему был нужен этот исторический экскурс? К тому, чтобы у тех, кто имеет некоторые пробелы в знании истории того периода, возникло понимание бэкграунда на фоне которого происходят описанные в сериале события. Сами события идут на протяжении нескольких лет. События развиваются, эволюционирует научная мысль, герои растут как специалисты. Но вместе с этим к ним самим приходит понимание, что запуск атомного проекта, как в гражданской, так и в военной его составляющей - это не вопрос гонки вооружений или желание "утереть нос западу". Это вопрос экзистенциальный. И особенно ясно это понимание наступает, когда их научная группа смотрит кадры последствий ядерного удара по Хиросиме и Нагасаки. Следует отметить, что описывая события сериала можно не бояться того, что что-то заспойлеришь. Все события и действующие лица зафиксированы в учебниках истории. Следовательно, в новинку всё происходящее будет только тем, кто эту историю прогуливал. Ну что ж, лучше поздно, чем никогда, как говориться... Но именно поэтому нет смысла описывать героев или события. Имеет смысл сделать акцент на том, как эти герои и события показаны в сериале.
Создатели сериала демонстрируют тонкое понимание психологии ученых, их сомнений, страхов и амбиций. Зритель видит не просто безликих исполнителей государственной воли, а живых людей, поставленных перед сложным моральным выбором. Они искренне верят в необходимость своей работы, в то, что создают щит для своей страны, но в то же время осознают разрушительную силу своего творения. Конфликт между долгом и моралью, между научным прогрессом и угрозой уничтожения человечества – вот ключевая тема, которая пронизывает весь сериал. Особое внимание уделяется взаимоотношениям внутри научного коллектива. Зритель наблюдает за сложной динамикой между коллегами, за их конкуренцией, сотрудничеством, дружбой и предательством. В условиях секретности и постоянного давления со стороны руководства, личные отношения приобретают особую значимость. Искренность и доверие становятся ценнейшим ресурсом, а предательство – смертельным ударом.
Сериал не избегает и острых социальных вопросов. Он затрагивает темы политических репрессий, идеологической борьбы и атмосферы страха, царившей в советском обществе того времени. Зритель видит, как эти факторы влияют на жизнь ученых, на их научную деятельность и личные судьбы. При этом сериал не скатывается в однозначную критику советского строя, а пытается показать сложность и противоречивость той эпохи. Таким образом, сериал представляет собой не просто историческую драму, а глубокое исследование человеческой природы, поставленной перед лицом глобальной угрозы. Он заставляет задуматься о цене научного прогресса, о моральной ответственности ученых и о том, как история может повторяться, если не извлекать из нее уроки. Он приглашает зрителя к диалогу о прошлом, настоящем и будущем, о роли науки в современном мире и о том, как избежать повторения трагических ошибок.
Итак, с событиями всё понятно. Они показаны в строгом соответствии с исторической основой, а что по героям? Здесь сложнее. Большинство героев - образы собирательные. У некоторых есть реальные прототипы. Предлагаю их обсудить. Я не буду перечислять всех, если Вы захотите - сможете найти информацию о том, кто есть кто самостоятельно. Отмечу только ключевых.
Герой: Всеволод Павлович Замятин (Алексей Гуськов)
Прототип: Авраамий Павлович Завенягин (1901 – 1956)
Авраамий Завенягин, прототип персонажа Замятина, был инженером-металлургом, руководителем советской атомной программы и организатором металлургической отрасли страны. Он дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда и лауреата Сталинской премии. В период с 1930 по 1941 год он занимал должности директора Московского института стали, Ленинградского Гипромеза, металлургического завода в Днепродзержинске, Магнитогорского металлургического комбината, а также был первым заместителем наркома тяжелой промышленности. Кроме того, он основал Норильский горно-металлургический комбинат, носящий ныне его имя, и город Норильск. С началом войны Завенягин был переведен в Москву на должность заместителя наркома внутренних дел. В 1943 году он был привлечен к работам по созданию атомной промышленности для нужд обороны. С 1944 года он возглавлял работы по добыче урановой руды. Вклад Завенягина в развитие советской промышленности был настолько значительным, что его похоронили у Кремлевской стены, рядом с высшими партийными деятелями. В сериале Замятин представлен как личность, преодолевающая бюрократические препоны, выступающая посредником между суровой системой НКВД и учеными, стремящаяся удовлетворить их потребности ради успеха проекта. Эти качества и роль не являются плодом фантазии: все, кто сотрудничал с Завенягиным, сохранили о нем положительные воспоминания.
Важно подчеркнуть, что Алексей Гуськов, исполнивший одну из ключевых ролей и являющийся генеральным продюсером проекта, глубоко изучил историю советской атомной энергетики не только как актёр: благодаря учёбе в МВТУ имени Баумана в молодости, он смог оценить этапы становления атомной отрасли страны и с инженерной перспективы. Именно этот симбиоз артистического таланта и инженерного понимания придал проекту особую глубину и достоверность. Гуськов не просто сыграл свою роль, он привнес в нее личный опыт и знания, что позволило создать образ, максимально приближенный к реальным прототипам и отражающий дух времени. Его погружение в материал было настолько полным, что он фактически стал экспертом по истории советской атомной энергетики, способным обсуждать технические детали и нюансы работы атомных станций с профессионалами. Участие Алексея Гуськова в проекте, безусловно, стало одним из ключевых факторов его успеха. Его профессионализм, ответственность и глубокое понимание темы позволили создать не просто развлекательный продукт, а произведение искусства, которое заставляет задуматься о прошлом, настоящем и будущем атомной энергетики. Это пример того, как личная вовлеченность и экспертиза могут трансформировать актерскую работу в нечто большее, чем просто исполнение роли.
Герой: Григорий Фролов (Илья Малаков)
Прототип : Георгий Николаевич Флёров (1913 – 1990)
Задолго до начала войны Георгий Флёров продемонстрировал выдающиеся способности как физик-экспериментатор.
В 1939 году совместно со Львом Русиновым он провел серию экспериментов, направленных на установление критически важного для цепной ядерной реакции параметра – количества вторичных нейтронов. Результатом стало подтверждение факта испускания более двух вторичных нейтронов при делении урановых ядер. Уже в следующем году Флёров, работая с Константином Петржаком, совершил открытие нового вида радиоактивного распада – спонтанного деления ядер урана.
Осенью 1941 года Флёров добровольно вступил в ряды Красной Армии, где служил в качестве техника-лейтенанта в 900-й разведывательной авиационной эскадрилье. Находясь на фронте, он направил несколько писем Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину, в которых подчеркивал необходимость разработки советского ядерного оружия, аргументируя это прекращением публикаций западных ученых по тематике ядерного распада, что, по его мнению, свидетельствовало об активной работе в данном направлении.
В 1942 году Флёров, наряду с другими видными советскими учеными, был отозван из действующей армии и направлен на работу в группу под руководством Игоря Курчатова.
В 1949 году Флёров, его коллега Юрий Замятин, Курчатов и сотрудники госбезопасности, с риском для жизни, приняли участие в опасном эксперименте, целью которого было определение критической массы плутония. Ученый также принимал активное участие в испытаниях первой советской атомной бомбы, отвечая за измерения нейтронного потока. Для мониторинга параметров взрыва им был разработан специальный дистанционный датчик нейтронного фона, установленный вблизи заряда и передававший информацию в командный пункт.
В 1950-х годах исследования Флёрова в области реакций между тяжелыми ядрами привели к созданию Лаборатории ядерных реакций в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, которую он возглавлял до конца своей жизни. В знак признания заслуг ученых этой лаборатории и их вклада в мировую науку 105-й элемент таблицы Менделеева был назван "Дубний".
Игорь Васильевич Курчатов
Вот уж не знаю, стоит ли здесь что-то описывать. Если люди не знают, кто такой Курчатов, то зачем им вообще смотреть данный сериал? Пусть продолжают смотреть... то что они смотрят. Однако, несколько слов написать стоит. Углубляться точно не буду. Курчатов - личность такого масштаба, что информацию о нём вы найдёте везде. Если захотите.
Научная карьера Игоря Васильевича Курчатова началась в стенах Ленинградского физико-технического института под опекой академика Абрама Федоровича Иоффе. В возрасте тридцати лет он стал доктором физико-математических наук, минуя процедуру защиты диссертации. Одновременно он занимался теоретическими аспектами атомного ядра, получив звание профессора в 1935 году после публикации монографии "Расщепление атомного ядра" и двух учебных пособий для университетских физических факультетов.
В 1939 году под руководством Курчатова началось создание циклотрона. В период Великой Отечественной войны он руководил работами по демагнетизации судов для защиты от мин. 11 февраля 1943 года, в возрасте 40 лет, Курчатов был назначен главой проекта по реализации цепной реакции деления урана ("урановая проблема"). В дальнейшем он оставался бессменным научным руководителем обширного комплекса исследований, объединенных понятием "применение атомной энергии".
В 1943 году в Москве под его эгидой была создана Лаборатория № 2 АН СССР, которая впоследствии трансформировалась в Институт атомной энергии им. И. В. Курчатова. В 1946 году здесь был собран первый в Европе и Азии экспериментальный ядерный реактор Ф-1. В 1949 году под его управлением была испытана первая советская атомная бомба РДС-1, что ознаменовало окончание монополии США на ядерное оружие. Последующие разработки ядерного оружия также осуществлялись под его руководством, включая первый советский двухступенчатый термоядерный заряд РДС-37, ставший прообразом современного термоядерного оружия. Курчатов пользовался исключительным доверием, и до него ни один ученый не руководил столь крупными коллективами. Он трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и четырех Сталинских премий, кавалер пяти орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени и других наград.
Курчатов не ограничивался лишь военными разработками. Под его руководством велись интенсивные исследования в области управляемого термоядерного синтеза. Он осознавал огромный потенциал этого направления для решения энергетических проблем человечества. Курчатов активно поддерживал развитие различных типов термоядерных установок, включая токамаки и стеллараторы, видя в них будущее энергетики. Он призывал к широкому международному сотрудничеству в этой области, понимая, что задача слишком сложна для решения силами одной страны. Его знаменитый доклад в Харуэлле в 1956 году, посвященный работам по управляемому термоядерному синтезу в СССР, стал настоящей сенсацией и положил начало активному обмену информацией между советскими и западными учеными. Помимо термоядерной энергетики, Курчатов уделял большое внимание развитию атомной энергетики. Под его руководством были разработаны и построены первые советские атомные электростанции, в том числе Обнинская АЭС, ставшая первой в мире промышленной атомной электростанцией. Курчатов видел в атомной энергетике важный источник энергии для народного хозяйства и всячески поддерживал ее развитие. Он также осознавал потенциальные риски, связанные с использованием атомной энергии, и призывал к строжайшему соблюдению норм безопасности.
Игорь Васильевич Курчатов обладал уникальным талантом организатора и умел объединять вокруг себя талантливых ученых и инженеров. Он создал мощную научную школу, воспитал целую плеяду выдающихся физиков, внесших огромный вклад в развитие науки и техники. Его отличала глубокая научная интуиция, умение видеть перспективные направления исследований и находить нестандартные решения сложных проблем. Смерть Игоря Васильевича Курчатова в 1960 году стала огромной потерей для советской науки. Однако его дело продолжили его ученики и последователи. Институт атомной энергии, носящий его имя, и сегодня является одним из ведущих научных центров России, продолжающим исследования в области атомной и термоядерной энергетики, а также в других областях науки и техники. Память об Игоре Васильевиче Курчатове, выдающемся ученом и организаторе науки, навсегда сохранится в истории.
Насколько хорошо и достоверно он показан в сериале? Знаете, у меня весьма двоякое впечатление. Чурсин - хороший актёр. Помню многие его роли. Где бы он не появлялся, его персонажи всегда хорошо запоминались. Образы, воплощённые им на экране, всегда отличались динамикой и какой-то... натуральностью что ли. Создаётся впечатление, что он играл не самих героев или роли, а отыгрывал себя на их месте. Ну то есть, что бы делал он сам, если бы оказался на месте Курчатова. Каким Курчатовым был бы он сам. И вот здесь-то на мой взгляд возник некий диссонанс. По крайней мере в моём восприятии. Может из-за моего отношения к Великому учёному у меня были повышенные требования к его киновоплощению, но на мой взгляд оно местами получилось каким-то излишне эмоциональным и взбалмошным. Особенно в начале сериала. Идёт Великая Отечественная Война (действие сериала начинается ещё во время войны), на Западе идёт ядерная гонка на предмет того, кто первым изобретёт и испытает атомную боббу. Наработки есть как у Третьего Рейха, так и у США... а молодые ребята на вопрос того, что им нужно для работы дурачатся и просят гейзерную кофеварку. Создаётся впечатление, что перед нами не научный коллектив советских учёных, а сборище хипстеров на электросамокатах попивающих свой лавандовый раф. Кроме того, нам почему-то всегда показывают героев через призму их борьбы с Советской властью. Типа они все были великими не благодаря, а вопреки. Нам всё время пытаются показать каких-то борцов с режимом. Я понимаю, что сейчас это модно, особенно у всяких либералов-антисоветчиков... но куда исчезли идейные коммунисты из фильмов? Их что, не было? Вы реально думаете, что их не было? К сожалению, моих бабушек и дедушек уже нет в живых, но пока они были живы, я успел расспросить их про то время. И знаете, они почему-то вспоминали факты, которые современной молодёжи могут и не понравиться. Например тот факт, что когда Сталин умер - народ реально плакал. Не потому, что его заставляли, а потому что этот человек действительно значил для них многое. Мой дед был идейным коммунистом до конца своих дней. Родился в деревне, был младшим сыном в семье, в войну ещё был мал, но подносил снаряды и участвовал в обороне Москвы. Потом, после войны стал инженером и участвовал в восстановлении промышленности послевоенного советского государства. Дослужился до главного инженера на заводе. Когда ему предложили возить его от дома до завода на служебной "Волге" - отказался, с формулировкой, что "нечего на меня тратить социалистическую собственность, как ездил до завода на велосипеде - так и буду". И действительно, до конца своих дней ездил на велосипеде. И был идейным коммунистом. Как и Игорь Курчатов, на самом деле. Во-первых, посмотрите на его ордена и награды. Их бы не выдали бунтарю и смутьяну, а во-вторых - просто посмотрите на то, как он себя ведёт и послушайте его речь на ролике ниже. А точнее не то, что он говорит (хотя это тоже важно), но и то, КАК он это говорит. Это не эмоциональный посыл какого-то смутьяна или борца с режимом. Это речь человека, который точно знает что он делает, и зачем он это делает...
Посмотрели? Сильно контрастирует с тем, как он был воплощён на экране? На мой субъективный взгляд - да. Это как-будто два разных Курчатова. Но тем не менее, я считаю что Чурсин - хороший актёр, и такие сериалы на самом деле нужны. Кто знает, может подобная подача сможет сделать героев ближе к современному молодому зрителю и они станут проще для понимания. Всё же герои становятся понятны тогда, когда становятся понятны их мотивы. А люди того времени мыслили несколько иными категориями. Правильными или нет - покажет время. Наверное всё же правильными, если несмотря на развал государства, которое они построили мы до сих пор умудряемся выезжать на его инерции в некоторых отраслях. Ну а я перейду к заключению.
Заключение.
В заключение хочу сказать следующее. Несмотря на мою критику, я считаю, что подобные сериалы нужны. Молодому поколению не помешало бы расширить спектр возможных ориентиров и примеров для подражания. А иначе это место так и будет занято какими-то странными личностями непонятной ориентации и разного уровня социальной ответственности. Инженеры и учёные в этом плане смотрятся более выигрышно. Потому что являются созидателями и строителями понятной модели будущего, в отличии от упомянутых выше. Сериал не просто рассказывает историю создания советской атомной бомбы, он погружает в атмосферу тех лет. Показаны и энтузиазм ученых, работающих над амбициозным проектом, и напряжение гонки вооружений, и сложности морального выбора.
Сериал не идеализирует прошлое, а показывает его таким, каким оно было. Мы видим и сталинские репрессии, и сложную систему взаимоотношений между учеными и партийным руководством, и бытовые трудности. Но, несмотря на все это, в людях остается вера в науку и в будущее. Это очень важно, потому что сегодня нам часто пытаются навязать негативный взгляд на советскую эпоху. "Атом" же позволяет увидеть сложность и многогранность этого периода. Особенно ценно, что сериал поднимает важные вопросы об ответственности ученых за свои изобретения. Курчатов и его коллеги прекрасно понимали, что создают оружие огромной разрушительной силы. Но они также понимали, что это необходимо для защиты страны. Этот конфликт между научным прогрессом и моральными принципами делает сериал особенно актуальным в наше время, когда наука развивается стремительными темпами и ставит перед человечеством все новые и новые вызовы.
"Атом" – это не просто историческая драма, это сериал о людях, о науке, об ответственности и о выборе. Он заставляет задуматься о прошлом, настоящем и будущем нашей страны и всего мира. Рекомендую его к просмотру всем, кто интересуется историей науки, историей нашей страны и просто хорошим кино. Это - моё мнение. Вы можете соглашаться с ним, или нет - это нормально. А на этом у меня всё. Как обычно - побольше позитива в наше непростое время, смотрите хорошие фильмы, читайте хорошие книги и играйте в хорошие игры.