Реконструкторы против геймдева: игры о викингах
Вступление
Эпохой викингов принято называть период мировой истории с IX по XI век, когда норвежцы, датчане и шведы ввиду ряда геополитических предпосылок начали активную экспансию за пределы Скандинавского полуострова. Они торговали и грабили, открывали новые земли, способствовали культурному обмену между десятками народов. Викинги дошли до Северной Африки на юге и до берегов Северной Америки на западе. Правящие династии Европы веками носили в себе скандинавскую кровь.
Важность эпохи викингов для мировой истории трудно переоценить, слишком масштабен вклад скандинавов в развитие средневековой Европы. Поэтому неудивительно, что данный исторический период популярен не только в кинематографе (о чем мы говорили на предыдущем стриме), но и в индустрии видеоигр. Сегодня мы остановимся на играх для персональных компьютеров. Едва ли получится рассмотреть все, слишком уж их много. Но мы постараемся сфокусироваться на знаковых тайтлах, представляющих основные игровые жанры и наиболее популярных.
На стриме (ссылка выше) с нами Евгений Егоров, один из руководителей брянского клуба исторической реконструкции «Skogsmark». Клуб занимается восстановлением материальной культуры Руси и ее соседей (включая скандинавов) периода IX-XIвека, то есть как раз эпохи викингов. Кстати, Евгений вместе со своим клубом помогал в организации минувшего турнира по историческому и спортивному фехтованию, поэтому в финале нашей беседы мы его обязательно расспросим об этом мероприятии.
О чем пойдет речь
Сразу о главном – к настоящему моменту нет ни одной видеоигры, которая воссоздавала бы культуру викингов на таком уровне, чтобы не вызвать вопросов у историков и реконструкторов. При этом очевидно, что стопроцентного соответствия историческим реалиям мы не можем добиться в принципе. Причин много, но важна лишь одна.
Как наглядный пример – верхняя одежда викингов. У нас практически нет археологических находок такой одежды. Я имею ввиду целых находок. Есть фрагменты (например, из захоронений в Хедебю), которые классифицируются именно как верхняя одежда из плотной шерсти. Ряд находок определяют как верхние рубахи, другие называют кафтанами или куртками. Есть варианты с пуговицами встык, есть запашные без пуговиц, а есть такие, которые надевались, как нижние льняные рубахи, через голову. Но, повторюсь, эти находки крайне фрагментарны, они не позволяют с полной уверенностью воссоздать оригинальный внешний вид исходного предмета одежды.
Порой помогают альтернативные источники. Например, на руническом камне из Хуннестада присутствуют изображения воинов в некоей запашной верхней одежде, которая подходит по внешнему виду к тем шерстяным фрагментам, которые обнаружены в Хедебю. И захоронение и рунический камень датируются IX веком. На основании обоих источников реконструкторы, занимающиеся эпохой викингов, воссоздают разные варианты куртки.
Реконструкторы выходят из положения, используя помимо изобразительных источников находки на ближайшие эпохи, например – на вендельскую и на ранние крестовые походы. На их основе делаются выкройки одежды на эпоху викингов. Безусловно, тут доступны определенные вариации, но именно, что вариации, а не фантазии.
Этот пример хорошо показывает, что в плане точного воспроизведения исторического предмета одежды допустимы определенные и даже существенные вариации, исходя из элементарного недостатка сведений. Вот с оружием и доспехами проще – тысячи копий, топоров и мечей эпохи викингов неплохо сохранились и активно исследуются археологами. Есть фрагменты кольчужного доспеха из захоронении в Хаусбигде и Хьортспринге. Есть элементы пластинчатой корпусной брони (ламелляр из Бирки). С бытовыми предметами никаких проблем, находок масса – от бытовых котлов до латунных ухочисток.
Получается, с одной стороны, определенные вариации во внешнем виде допустимы и даже закономерны. С другой – мы точно знаем, какими мечами и копьями сражались викинги. Мы точно знаем, какие они носили доспехи и с какой частотой эти доспехи встречались. Благодаря хроникальным документам (вроде Англосаксонской хроники) мы даже знаем характерные тактические приемы скандинавов. Суммы этих знаний вполне достаточно, чтобы воссоздать аутентичный образ, максимально приближенный к историческим реалиям.
Немного систематизации
В предыдущем стриме мы определили причины неисторичности большинства фильмов о викингах. Дублировать те рассуждения нет смысла, поэтому лишь перечислю сами причины:
анахронизм (перенесение современных стереотипов на реалии эпохи);
авторский взгляд (когда фантазии автора подменяют исторические факты);
стилизация вместо реконструкции (попытка «улучшить» исходный исторический объект для придания ему больше зрелищности);
стремление к кинематографичности (попытка завлечь зрителя масштабом и пафосом, которых исторически не могло быть).
Я вспомнил эти тезисы потому, что в играх, где действие происходит в эпоху викингов, историчность, то есть соответствие реалиям выбранного времени, отсутствует по тем же причинам. Ведь игры, как и фильмы, это продукт массовый. Если он массовым не будет, то не будет и коммерчески успешным. Поэтому нужны костюмы и вооружение не реальные, а эффектные (на взгляд разработчика и геймера). Нужен масштаб и пафос, самая условная стилизация и, конечно, анахронизм.
Результат – культурные несоответствия разной степени забавности (или грустности), неаутентичные предметы и технологии, и зачастую – элементарное отсутствие здравого смысла. Как, например, в случае с рогатыми шлемами. И ведь, что удивительно, до сих пор есть немало людей, которые уверены, что такие шлемы у викингов были. На деле их, разумеется, не было.
Есть находка кельтского шлема II века до нашей эры (то есть за тысячу лет до эпохи викингов). Называется он шлем Ватерлоо, и у него действительно есть рога. Только это шлем церемониальный, а не боевой. Еще иногда вспоминают изображения рогатых шлемов на Котле из Гундеструпа. Это тоже кельты, Iвек до нашей эры, и там вообще фэнтези, потому что рога оленьи.
На стриме про фильмы мы приводили классификацию Ивана Семьяна, что позволило систематизировать наш разговор и получить более рельефные выводы. Сегодня никаких классификаций не будет.
Во-первых, чтобы не плодить сущностей. Во-вторых, когда я попытался хоть как-то классифицировать игры про викингов, получилось, что все их можно разделить на два весьма условных типа – фэнтези со скандинавскими мотивами и попытка реконструкции эпохи. При этом ко второму типу я смог отнести лишь три игры из двадцати шести. Так что типологизация здесь и правда будет лишней.
Rune
Год выхода: 2001
Жанр: эшен от третьего лица
Легендарная «руна» вся собрана на стереотипах, но с душой. На свое время аналогов в жанре по сеттингу не имела, сейчас интересна разве что ностальгирующим олдфагам. В наличии рогатые шлемы и огромные двулезвийные топоры. Казалось бы – достаточно, но матчасть по мифологии разработчики постарались проштудировать, поэтому атмосфера удалась.
Конкретно в плане реконструкции тут не о чем говорить. Все очень «условно викингское». Но базис есть – те же круглые щиты, рунные камни, лангшипы. Причем, я имею ввиду оригинальную Rune, а не ту, что сейчас можно купить в Steam под названием Rune Classic. Это упрощенный и ухудшенный непонятно зачем вообще выпущенный вариант.
Rune II
Год выхода: 2020
Жанр: эшен от третьего лица с крафтом и открытым миром
В плане общей фэнтезийности мира с первой части ничего не изменилось, ни о какой реконструкции речи не идет. Боги, рогатые шлемы, руническая магия. Добавился большой открытый мир, эпические боссы, море крафта. И вроде даже персонажи есть колоритные, и озвучка хороша. Но графика для 2020 года удручает, баги удручают, а главное – не свело олдскулы и ньюфагов удивить не удалось. Потому что без души. Вердикт по опусу – не рекомендован (в отличие от первой части).
Vikings – Wolves of Midgard
Год выхода: 2017
Жанр: РПГ, экшен от третьего лица, слэшер
Элементы реконструкции присутствуют и с матчастью разрабы поработали. Пара моментов откровенно согрела душу. Например, самая высокая сложность называется «Эйнхерий» (в скандинавской мифологии это элита Одина, набранная из павших воинов). Архетипы персонажей аутентично привязаны к богам. Например, архетип Тюра сражается мечом и щитом (Тюр был однорук, вторую ему откусил Фенрир), а архетип Скади – это классический лучник (у скандинавов Скади – богиня охоты, ее традиционный атрибут – лук).
Путешествуем мы по мирам Иггдрасиля, включая Мидгард, Нифльхейм, Хельхейму. Локации колоритные, со своими механиками, обоснованными мифологически. Например, в Нифльхейме на открытом пространстве немудрено замерзнуть, спасают костры. Поселение игрока неплохо стилизовано, смотреть приятно. Проблемы у Vikings – Wolves of Midgard ровно две – баги и сюжет. По итогу: не шедевр, но Вальхаллой повеяло.
For Honor
Год выхода: 2017
Жанр: файтинг, экшен, мультиплеер
В свое время я подарил игре 350 часов жизни. И не жалею. Действительно крутой файтинг с весомой претензией на реализм и эффектной хореографией (особенно на добиваниях). Механики простые, но сложные… Да, тут проще поиграть, чем объяснить.
В игре несколько фракций, конкретно по викингам ситуация двоякая. С одной стороны, есть, например, персонаж хольдар. Хольдарами (или хольдами) в раннесредневековой Скандинавии называли бондов (свободных фермеров) с наследным правом на землю. Зачастую в сагах слова «викинг» и «хольдар» используются как синонимы. В For Honor хольдар – здоровенный бычара с двуручным топором. Топор не двулезвийный, что уже радует. В оригинале он называется Dan Axe, Датская секира. Так же называется реально существующий тип скандинавского двуручного топора.
И в то же время у замечательного хольдара шлем с рогами, а на поясе висят бедренные кости поверженных врагов. Одежда и доспехи у фракции вообще максимально несуразные. Хотя попытки стилизации есть. Например, некоторые шлемы Вождя выглядят близко к Вендельским шлемам, а Горец (шотландский хайлендер) вооружен двуручным мечом со стоковой гардой, по форме дублирующей гарду традиционного шотландского клеймора. И орет он что-то на гэльском.
В общем, антураж присутствует в значительном объеме. Жаль, фэнтези многовато. И порог вхождения чудовищно высок. Поэтому пробовать только на свой страх и риск.
A Total War Saga: Thrones of Britannia
Год выхода: 2018
Жанр: пошаговая стратегия, тактика в реальном времени
По механикам разъяснять нет смысла, это типичный Total War. И это первая игра в нашем списке, которую я бы отнес к типу «попытка реконструкции эпохи». Потому что и викинги, и саксы, и гэлы здесь чудо как антуражны. У викингов шлемы – норманки и гьёрмы, то есть так, как должно быть. Мечи – качественная стилизация каролингов, у многих датские секиры. Даже шерстяные плащи и верхние рубахи отрисованы аутентично.
Не обошлось, конечно, и без моментов, для глаза реконструктора забавных. Например, вендельские шлемы и вендельские щиты. Причем это конкретные реконструкции, четко по археологическим находкам вплоть до формы и расположения накладок. Вот только это на эпоху раньше, такие шлемы и щиты исчезают к концу VIII века. Но, учитывая качество моделек, я лично с этим готов мириться. Потому что разработчики однозначно приглашали историков и честно старались. В принципе, историчность – фишка всей серии.
Ancestors Legacy
Год выхода: 2018
Жанр: стратегия в реальном времени
Тут все так же хорошо, как у «Тронов Британии». Викинги почти всегда в адекватных доспехах, в наличии круглые щиты с кулачным хватом, датские секиры, шлемы вроде норманок и гьёрмов. Реконструкторский взгляд режут разве что шкуры на плечах, а берсерки, забрасывающие противника топорами, заставляют вполне искренне улыбаться. Но это нюансы на фоне общего антуража, который на уровне.
А когда присматриваешься, как юниты сражаются, открывается новый мир. Потому что они не просто тычут друг в друга оружием. Например, парень с бродексом грамотно отводит вражеское копье в сторону и на подшаге раскраивает череп противнику, который естественно не успевает отступить. Вот это грамотная реконструкция. Вот поэтому я в Ancestors Legacy прошел все сюжетки. Которые, кстати, основаны на реальных исторических событиях.
Expeditions: Viking
Год выхода: 2017
Жанр: РПГ с пошаговыми боями
Это однозначно мой топ. Антураж не безупречен, но лучше я не видел. Викинги, англосаксы и пикты хороши – одежда, оружие и быт во многом аутентичны. Но что меня действительно поразило – это воссоздание культурных особенностей. Рабы зовутся трэллами, ритуалы – блотами, поединки чести – хльмгангами, а вожди общин – годи. То есть так, как они назывались в эпоху викингов.
Единственный вид местной магии, доступной мужским персонажам, это гальдр. У скандинавов так назывались песнопения или крики, которые должны были оказывать некий магический эффект. В отличие от спа и сейда, являвшихся прерогативой женщин, гальдр был единственной эзотерической практикой, доступной мужчинам. И такие вот моменты в игре встречаются на каждом шагу.
Пошаговая боевка с гексами тоже отлично смоделирована – копье бьет через ряд, топором можно отбросить в сторону щит противника, раскрыв его. Кстати, можно поставить стену щитов (скьялборг), которая всем даст бонус к защите.
Есть, правда, перегибы, вроде навыков владения кинжалами, которые отдают явной фэнтезийностью (хотя они реально бесполезны, так что все честно). Еще наводят грусть незавершенные квестовые цепочки. Но на общем фоне это сущие мелочи. По моему скромному мнению, Expeditions: Vikingближе всех подобралась к статусу игры-реконструкции по эпохе викингов.
Mount & Blade: Warband – Viking Conquest
Год выхода: 2014
Жанр: ролевая игра, стратегия
В дополнении представлены все базовые механики оригинальной игры, плюс парочка новых, например, управление лангшипом. На огромной карте Британии, Дании и Норвегии с тремя сотнями городов можно повстречать Харальда Прекрасноволосого, Ивара Бескостного, Альфреда из Уэссекса и других исторических персонажей эпохи викингов.
По антуражу спорно. В целом, это фэнтези. Но не в смысле «магия и драконы», а в смысле, что доспехи, оружие и быт здесь – довольно грубая стилизация. То есть, например, к кольчуге никаких претензий, она и в Муспельхейме кольчуга. Но шлемы, обувь, одежда – тут зачастую исторических аналогов либо вообще нет, либо они едва угадываются. Исключая шлемы типа Гьёрмундбю и рубахи по мотивам находок из Бирки/Хедебю – они тут повсеместны и сделаны неплохо. В остальном много вопросов.
Mount& Blade II: Bannerlord, которая сейчас в раннем доступе, тоже далека от идеала, но у нее все значительно лучше – многие элементы доспехов и оружие имеют исторические аналоги, причем порой это не стилизация, а качественная реконструкция. Особенно актуально для пользовательских модов, которых масса – от норманов до тамплиеров.
Assassin’s Creed Valhalla
Год выхода: 2020
Жанр: РПГ, экшен, стелс
Чуда не произошло. То есть как «очередная часть ассасина» игра ничего. Но реконструкции здесь нет, совсем. Есть попытка, и довольно слабая. Оружие и доспехи – грубая стилизация. Бродекс фэнтезийного размера, есть боевой молот а-ля Мьёльнир (вот теперь и правда достаточно). Добивания, конечно, красивые, но даже не уровня For Honor.
Местами что-то проскальзывает вроде подвески в форме Молота Тора и характерных черепаховидных фибул в женском костюме. Но, во-первых, эти элементы негодно стилизованы. Во-вторых, они единичны и попросту теряются на фоне откровенной фантастики, к реальности отношения не имеющей.
В общем, Ubisoft Montreal сваяли шаблонную видимость эпохи викингов, даже не попытавшись углубиться в тему. И это печально.
Серия The Banner Saga
Год выхода: 2014, 2016 и 2018
Жанр: РПГ с пошаговыми боями
Серия во многом не имеет аналогов. И как тактика хороша и с ролевым отыгрышем все в порядке. А рисовка, ммм… Но не реконструкция ни в одном из аспектов. Это чистое фэнтези со скандинавскими мотивами.
Хотя на самом деле таковых мотивов тут довольно мало. Они прослеживаются в именах (например, Эйвинд), титулах (тан Скогр), ландшафтах. Одежда и быт не столько скандинавские, сколько в целом «средневеково-европейские». Лор у мира строго самобытный. Получается, от эпохи викингов тут почти ничего нет. Но серия топ, без сомнений.
Titan Quest: Ragnarök
Год выхода: 2017
Жанр: РПГ, экшен, слэшер
Очередное дополнение к несравненной Titan Quest забрасывает игрока на Север Европы. И хотя название Ragnarök отсылает к скандинавам, от них здесь не так уж много. (Опять же) ландшафты, вёльва, магический котел и немного лора (например, в наличии Иггдрасиль).
Еще есть новое мастерство, которое называется «Мастер рун». При кастах заклинаний на земле появляются руны общегерманского футарка и реально существовавшие символы – гальдраставы. В частности я заприметил эгисхьяльм («шлем ужаса»). В этом варианте символ действительно встречаются в исландских средневековых гальдрабоках (гримуары такие).
От кельтов и германцев немного стилизованного антуража вроде клетчатых тканей и характерных щитов. На этом все. Но Titan Quest ни на что и не претендует, он без всякой реконструкции хорош.
Hellblade: Senua’s Sacrifice
Год выхода: 2017
Жанр: атмосферный эшен
Шедевром я этот тайтл назвать не могу, но история бедняжки Сенуа и правда цепляет. Атмосфера и психологизм – не просто плюсы игры, по этим показателям с ней даже близко нечего поставить. В плане реконструкции материальной культуры попаданий нет, все мимо. И пиктов мимо и викингов. А вот лор – он основан всецело на скандинавской мифологии.
Зачином сюжета служит нападение викингов на Оркнейские острова в конце VIII века (что реально имело место). Возлюбленного героини, сына пиктского вождя, казнят не иначе как кровавым орлом и вполне себе антуражно. Героиня (Сенуа) по этому случаю отправляется в Хельхейм (мир мертвых у скандинавов), где встречает Хелу, Суртра, Вальравна и Гарма – одноименных персонажей скандинавских мифов.
Причем путешествие Сенуа не просто основано на фольклорных мотивах средневековой Скандинавии. Оно дублирует оригинальные сюжеты! Например, в Хельхейм ведет мост Гьялларбру, охраняет его чудовищный пес Гарм, а меч Одина зовется Грам и он способен сразить любого. Все это на 100% соответствует текстам древнескандинавских саг. Ну и руны из общегерманского футарка. Так что с точки зрения мифологического пласта повествования это отличная реконструкция.
Dead in Vinland
Год выхода: 2018
Жанр: ролевая игра, стратегия, выживание
Название отсылает нас к «Саге об Эйрике Рыжем» и «Саге о Гренландцах», где упоминается, как викинг Лейф Счастливый ориентировочно в 1000 году открыл Северную Америку (предположительно Ньюфаундленд, который он и назвал Винлендом).
Герои игры – условные скандинавы, что отражено в именах (Эйрик, Сольвейг, Гудрун) и их внешнем виде. Внешний вид – ни в коей мере не реконструкция, но стилизован в достаточной степени, чтобы узнать, скажем, хангерок (тип верхней одежды у скандинавских женщин эпохи викингов) или ташку (вид поясной сумки). То есть помимо саг разработчики все же немножко посмотрели и научную литературу по археологии раннесредневековой Скандинавии.
Плюс традиционные круглые щиты викингов, и у Эйрика я заметил меч, явно стилизованный под каролингский клинок Типа S по типологии Яна Петерсона. Такие викинги тоже использовали. Антуража добавляют вездесущие руны и разнообразные мифологические персонажи (например, Фрея).
Резюмируя, попыткой реконструкции игру назвать не получится, но, повторюсь, с матчастью разработчики в значительной мере ознакомились. Получилось отличное фэнтези на тему.
Упомянуть нельзя пропустить
· Viking: Battle for Asgard – старенький слэшер, где от викингов только такие слова как «Асгард», «Фенир», «Один» и дальше по списку.
· Beowulf: The Game – на свое время очень даже задорный экшен по мотивам англосаксонского эпоса «Сага о Беовульфе». По антуражу – как фильм Земекиса, то есть – сугубое фэнтези.
· Vikings: The Strategy of Ultimate Conquest – вспомнил только потому, что играл в нее 20 лет назад. На свое время была неплохая стратегия, стилизация под викингов местами честная.
· Valheim – не мог не упомянуть, потому что тайтл нашумевший. Как реконструкция – никакая, как стилизация – местами вполне (Гьёрмы узнаваемы).
· Valnir Rok Survival RPG– в контексте нашей темы можно сравнить с Valheim. Круглые щиты, «типа рунные камни», условные лангшипы.Не более.
· Northgard – весьма и весьма качественная стратегия в реальном времени по мотивам скандинавских мифов. На самом деле, по очень отдаленным мотивам.
· Jotun: Valhalla Edition– шаблонный, но колоритный инди экшен, где от скандинавской мифологии больше, чем в половине упомянутых здесь игр.
· Valhalla Chronicles– старенький ролевой экшен с неплохим антуражем, в свое время был интересен.
· Loki: Heroes of Mythology – младший брат Titan Quest, о котором все справедливо забыли. Был сам Локи, был Йормунганд, и… пожалуй всё.
· War of the Vikings – ныне почивший сессионный экшен о противостоянии викингов и саксов. А потенциал был.
· Apsulov: End of Gods – техномифологический инди хоррор, где Иггдрасиль – это система подпространственных переходов, а Фенрир – неудавшийся эксперимент Локи. У игры отменный антураж и уникальный лор на стыке эддических мифов и смелой научной фантастики. Не шедевр, но к ознакомлению крайне рекомендовано.
· Bad North, Tribes of Midgard и Valhalla Hills – каждая по своему хороша, каждая так или иначе касается темы викингов, но в лучшем случае речь идет об отдаленной стилизации с массой шаблонов (вроде двулезвийных топоров и рогатых шлемов).
· VALHALL: Harbinger – позиционируется как Viking Battle Royaleс Мьёльниром в роли супер-оружия. Саундтрек атмосферный. Но пока это пре-бета, так что оценивать нечего.
Заключение
Как я и сказал в начале, попыткой реконструкции эпохи викингов можно честно назвать лишь три игры – A Total War Saga: Thrones of Britannia(что ожидаемо), Ancestors Legacy и Expeditions: Viking. Если вам этот исторический период импонирует и есть желание позалипать вечерами во что-то действительно интересное, сотворенное с душой и знанием дела, сии тайтлы – то, что нужно.
Остальные игры из нашего списка тоже хороши (кроме Assassin’s Creed Valhalla, мое самое большое разочарование). Rune – классика во всех смыслах, Hellblade: Senua’s Sacrifice подарит незабываемый опыт, а в For Honor я бы до сих пор зарубался, было б время… Но что это впереди? Новогодние выходные? О, ну теперь вы знаете, что делать!..
Телега с анонсами и чатом
Чтоб тебя!
Когда сказали, что стратегиям не хватает динамичности
Спасибо за внимание)
Незаменимый помощник для автомобиля
В феврале этого года мы купили автомобиль любимой марки) через неделю нас ожидали суровые морозы (для средней полосы -40 это сильно) и сюрприз в виде отказывающейся заводиться машины. Нет, дело было не в акб-его поменяли сразу, а в датчике, который при температуре ниже -35 просто не даёт запустить мотор. С горем пополам отогрели машину и все морозы бегали по ночам прогревать ее, чтобы мотор не успевал полностью остывать.
К слову, вот она-наша малышка на V8, чья особенность это неприязнь к морозам.
Естественно начали задумываться, что сделать, чтобы ночные гуляния прекратились и мотору вред не сильно наносился. Хотели поставить сигнализацию с автозапуском-но иммобилайзер на этих моделях может в легкую стороннюю сигналку отрубить и в машину доступа не будет.
Ну и так как наша работа это установка доп.оборудования на автомобили-решили далеко не искать и поставить предпусковой подогреватель.
Штатно на эти BMW шли подогреватели webasto, но оригинальные уже устаревшие, купить можно только б/у и в случае неисправности-выкинешь котёл и деньги на ветер. Новые стоят накладно, да и сейчас на них есть дефицит. Решили ставить Бинар. И вот недавно мы загнали малышку в тёплый бокс, отогрели от Морозов и все таки поставили помощничка))
Не нужно пугаться данного расположения-у V8 мотор занимает достаточно много места под капотом и штатно подогреватели ставились именно за крылом)
Предотвращая вопросы скажу сразу-идёт погрев охлаждающей жидкости в автомобиле, подключается это все в патрубки, топливо берет из б/бака. АКБ не высадит - стоит защита)
Т.к идёт прогрев антифриза по всей системе-им же немного нагревает и масло в моторе, а ещё салон (если подключить).
В общем мотору работу мы облегчили (он теперь запускается не на -10, а на 20-25 градусах), бензин получается экономнее, выбросов выхлопа меньше)
П.с. Я думала людям интересен будет опыт установки такого плана оборудования на автомобили (на Пикабу такого нет), а оказывается вам более интересно обсирать выбор других и предлагать решения, не касающиеся вас. Если хотите хейта-идите в другие темы пожалуйста.
Календарь Пикабу 2025: Апрель
А4, 0,05 линер и немного магии фотожопы.
Вот и настал мой черёд внести свою лепту в дела пикабушные. Сначала очень нервничал и переживал, ведь тема для меня нова, подводить коллектив авторов не хочется, а что надо делать - совершенно непонятно (да, вписался, даже не разобравшись чего именно надо будет творить). Но стоило взять линер в руки, как всё на свете ушло на второй план.
Я сделалъ :D
З.Ы.: Ну а тут я добавлю традиционные ссылочки на мой канал в телеге, где можно будет скачать изображение календаря без сжатия, и на страницу в нельзяграме, на которой я выкладываю только готовые работы.
З.З.Ы: Всех с наступающим!)
З.З.З.Ы.: и небольшим бонусом пусть будут фотки создания лайна)
На самой обычной бумажке и на не менее обычном столе - весь лайн и всю штриховку всегда делаю чернилами на бумаге. Дальше - лишь фотошоп.
Саванна ф1, четырехмесячный котёнок
Вот такие чудеса рождаются от невероятного союза африканского сервала и кошки.
Foto_Club
12 игристых к Новому году
Асти, кава, корпиннат, просекко, креман, MCC, Совиньон Блан, Тренто и шампань. А главное, ни одного вина из России (про них уже отдельно писали).
Отобрали 12 позиций в разных ценовых категориях, разные по смыслу и назначению. К некоторым привели альтернативы, так что рекомендаций фактически получается 2 десятка. Старались выбирать из массмаркета.
Пользуйтесь!
Pata Negra Cava
Недорогая и весьма узнаваемая кава. Ржаная корочка, спелые фрукты, сыр и грибы — знатный набор для такого недорогого вина. Среднее тело, невысокая, но освежающая кислотность, довольно продолжительный, хотя и несколько прямолинейный, вкус.
Из минусов — стрёмная бутылка в виде драных колготок, но, возможно, кому-то такой стиль близок.
Сахар: брют
Сколько: 449 руб.
Где: ВинЛаб
Альтернатива: Roger D’Anoia Cava Brut (Магнит)
VALDO Origine Brut
Ориджин — интересный вариант игристого из Венето, которое «сильнее» многих Просекко за эти же деньги, несмотря на то, что Глеры (основной сорт для Просекко) там только половина. Зеленое яблоко, цветы. Строгий и легкий брют.
Сахар: брют
Сколько: 799 руб.
Где: Метро
Toso Asti Secco
«Модное» течение крепких ореховых булок добралось и до сладкого «ароматного» Асти. Теперь он есть и в «сухом» виде. Еще не брют, все еще чуть сладковато, но уже весьма компромиссно.
Кому: «не могу я ваши брюты пить»
Сахар: сухое
Сколько: 1355 руб.
Где: Форт (993 руб. в СберМегаМаркет)
Альтернатива: Familia Torres Viña Esmeralda Sparkling (ВинЛаб)
Canevel Valdobbiadene Prosecco Superiore DOCG
Одно из самых сильных и «стильных» просекко массмаркета, которое мы пробовали.
Valdobbiadene на этикетке говорит о том, что вино происходит из относительно небольшой, премиальной зоны региона Венето. Можно на такую надпись обращать внимание, выбирая и другие вина в этой категории.
Сахар: брют
Сколько: 1249 руб.
Где: ВинЛаб, Перекресток
Альтернатива: Maschio dei Cavalieri Valdobbiadene Prosecco Superiore Rive di Colbertaldo (Перекресток)
Green Life Sauvignon Blanc Bubbles
4.6 на вивино говорит о многом 😂 (мы дали поменьше)
Куст смородины, крыжовник, маракуйя, дыня. Приятный мусс во рту. Отчетливая кислотность, помело, фруктовый салат из цитрусовых. На одной из наших дегустаций за это вино проголосовали все, кто на неё пришел (более 20 человек), а такого не случалось даже с Шампанскими.
Сахар: полусухое
Сколько: 1499 руб.
Где: Лента, Глобус
Альтернатива: Villa Maria Bubbly Sauvignon Blanc (Лента, Метро)
Кому: «не могу я ваши брюты пить» и «за Совиньон жизнь отдам».
Aimery Cremant de Limoux, Grande Cuvee 1531
Довольно «тонкий» и симпатичный Креман из Лангедока (Лиму). Груши, персики, жареный тост. Креманами во Франции (и некоторых других странах) называют игристые, которые производятся классическим методом. От Шампанского отличаются допустимыми сортами и продолжительностью выдержки.
Сахар: брют
Сколько: 1229 руб.
Где: Метро, Перекресток, Лента
Альтернатива: Bestheim Crémant d’Alsace Brut Premium (1099 руб. в винотеках Монополь)
Simonsig Kaapse Vonkel Brut
Methode Cap Classique — категория игристых из ЮАР, сделанных традиционным методом. Кстати, 1 сентября этого года у MCC был юбилей — 50 лет (в 1971 году Франс Малан из Simonsig сделал первое игристое вино в ЮАР «по классике», Kaapse Vonkel). Сейчас это вино можно купить в России.
Сахар: брют
Сколько: 1775 руб.
Где: О’Кей (1099 руб.), Форт
Альтернатива: Krone, «Borealis» Vintage Cuvee Brut (979 руб. в Виниссимо)
Castellroig Sabaté I Coca Corpinnat Reserva Brut
Игристое из Испании. По сути — кава, фактически — Корпиннат. Вино от производителя, вышедшего из DO Cava из-за нежелания быть на одной ступеньке с производителями дешевых вин.
Корпиннат — сердце Пенедеса (перевод).
Яблоки в кефире с лимонной цедрой и ржаными сухариками. Довольно звонкая кислотность, средне-легкое тело. Позиция редкая и крайне интересная.
Сахар: брют
Сколько: 1199 руб.
Где: О’Кей
Cava Anna de Codorniu Brut
Кава с «историей» от «пионеров» (считается, что первое игристое по традиционному методу (шампанскому) в Испании было сделано именно этим производителем.) игристых вин.
Приятное, в меру сливочное, сдобно-лимонное вино с умеренной кислотностью и средним по продолжительности послевкусием.
Сахар: брют
Сколько: 1800 руб.
Где: Перекресток, Форт
Альтернатива: Codorniu Clasico Brut (Лента, 900 руб.)
Ferrari Brut
Минеральность, умеренно-высокая кислотность, корочка хлеба. Культовое игристое из Италии. Уже почти икона итальянских вин, сделанных классическим методом. По уровню еще не Шампанское, но уже очень близко. Прекрасно тем, что иногда встречается в Пятерочках по цене 1200-1500 руб.
Сахар: брют
Сколько: 2000-2500 руб.
Где: Метро, Перекресток, Пятерочка
Альтернатива: Altemasi Millesimato Brut (Форт)
Шампанское (Франция)
Здесь выбор настолько большой, что даже попробовать по разику ВСЕ уже большое достижение. У нас этой «ачивки» нет, поэтому предлагаем те, которые пробовали и в которых уверены.
Nicolas Feuillatte, Selection Brut
94 балла на недавнем конкурсе «Лучшая Франция 2021: Champagne» в категории 5-10 тысяч. Мы его в свое время по 1400 в Карусели купили. Были времена…
Сахар: брют
Сколько: 4199 руб.
Где: Метро
Альтернатива: Billecart-Salmon Brut Reserve (ВинЛаб)
Brut Reserve Grand Cru Bouzy, Paul Bara
Настоящее открытие этого года. Понравилось даже больше чем Шампань от Эрика Родеза Cuvee des Grands Vintages Brut Ambonnay Grand Cru, которое стоит почти вдвое дороже и которое мы открывали на годовщину свадьбы.
Изумительное сочетание вкуса: орехи, жареный миндаль, петрольные ноты, во вкусе лимонный крем, цитрусовая кислинка, желтые яблоки. Изящно и насыщенно.
Сахар: брют
Сколько: 7690 руб.
Где: Simplewine, Winehelp (5420 руб.)
Альтернатива: Louis Roederer Brut Premier (Перекресток, Simplewine)
Очень надеемся, что что-то из наших рекомендаций Вам пригодится
Авторский текст: Такое Вино (телеграм)