Art Deco, как полноценный архитектурный стиль.
Думаю, что вид этого чёрно-золотого орнамента с заставки не одному мне навеет кадры из фильма "Великий Гэтсби". И не зря, ведь это как раз то самое время и место. Уже в 1928 году, через 6 лет после событий романа, начинается строительство ярчайшего представителя Art Deco в архитектуре - Крайслер Билдинг. При всём этом - формы здания вдохновлёны дизайном автомобилей выпускаемых "Chrysler Corporation" после 20-ых годов. Он по сей день считается самым красивым небоскрёбом Нью-Йорка.
Декоративное искусство, взявшее свое начало во Франции начала 20-го века получило звучное название ар-деко. Оно стало знаковым стилем для высших слоев общества, признаком преуспевания и хорошего вкуса. Такое признание ар-деко получил благодаря умелому и гармоничному сочетанию элементов классического искусства с веяниями модернизма, примитивными и этническими мотивами оформления интерьера. Он передает особое настроение и образ жизни, а датой его рождения считается 1925 год, когда в Париже прошла грандиозная "Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий". На ее основе опубликовали двенадцать томов энциклопедии новых произведений декоративного искусства – там и появилось название “ар-деко”(Art Deco).
Ар-Деко считают первым среди стилей XX века и одновременно последним из всех известных художественных стилей в мире. В нём гармонично переплетаются обтекаемость и неоклассицизм, игривость и грациозность, а также элегантность и монументальность. Он сумел сочетать прямые линии, классику и симметричность, а также извилистость, которая возникает неожиданно при переплетении экзотики и некоторых вымышленных существ. Ар-деко показал миру новые образы, сочетая при этом абсолютно не сочетаемые вещи: утонченность красоты мира и неприличную роскошь буржуазной прослойки общества.
Это стиль намеренно дорогой и солидной красивости. В отличие от своей современницы, строгой и функциональной архитектуры авангарда, деко не строил новый и справедливый мир будущего. Он давал возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Несколько снобистское отношение к деко у некоторых искусствоведов на Западе связано с тем, что этот стиль процветал в Америке – и доказал, что кое в чем Новый Свет может превзойти “старую” Европу. Коктейли, джаз и ар-деко переносили в Лондон, Париж и Милан ощущение радости жизни, охватившее Америку, не видевшую разрушений и жертв Первой мировой. И хотя Европу вскоре настигли новые политические и военные конфликты, а Америку – Великая депрессия, ар-деко стойко противостоял пессимизму. Его “добило” лишь вступление США во Вторую мировую войну.
Хотя термин ар-деко возник в 1925 г., он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников.
Самым известным архитектором ар-деко во Франции был Робер Малле-Стивенс – он застроил в Париже целую улицу, которую назвали его именем. Легендарные дизайнеры – Жак-Эмиль Рульманн, Андре Гру и Поль Ириб – создавали интерьеры, где мебель, аксессуары, росписи объединялись в единое, предельно декоративное целое. В Нью-Йорке все то же самое с успехом делал Эли Жак Кан – он оформил вестибюли двух десятков небоскребов. Джозеф Урбан выстроил в стиле деко павильоны на выставке “Век прогресса” (1933) в Чикаго.
1. Предельно интенсивное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных хроматических плоскостей, яркость цветов. Характерные: чёрный, золото, бирюза, серебро.
2. Смелое использование ступенчатой формы и широкие кривые (в отличие от извилистых, природных кривых модерна).
3. Использование картушей, шевронов. Зиккураты, фонтаны, мотивы лучей солнца.
4. Граненые, кристаллические, фасеточные формы.
5. Граненая скульптура и горельефы.
5. Богатые орнаменты, геометрические, цветочные мотивы.
6. Алюминий, нержавеющая сталь, лак, бакелит, хром и инкрустации.
7. Массивные конструкции из металла. При возведении зданий стали применять огромные по величине округлые и квадратные балясины и двутавровые колонны. Иногда металлическую отделку в дизайне имитировали дешевой технологией, в состав которой входил крашеный бетон, стекло и хром.
8. Прямоугольные простые с большими поверхностями стекол окна. Часто украшены декоративными решетками, богато орнаментированными фигурками животных и растительных мотивов узорами.
9. Простые плоские орнаментированные металлические или деревянные двери, часто с декоративными решетками.
Нельзя не упомянуть советский ар-деко:
«Рабочий и колхозница»
«Аэропорт»
Источник: https://vk.com/archinspire