Статья подготовлена с использованием материалов Академии велоспорта UESCA (штат Колорадо)
В основе любой эффективной программы обучения лежит структура. Популярной и известной структурой обучения является периодизация. Периодизация включает в себя продвижение нескольких циклов учебных периодов, чтобы вывестить человека на пиковый уровень производительности к определенной дате или времени.
Каждый период обучения имеет определенную направленность (например, увеличение аэробной способности). Критически важным элементом периодизации является то, что каждый учебный период основывается на предыдущем учебном периоде. Периодизация также фокусируется на чередовании фаз стресса и восстановления, чтобы обеспечить желаемую адаптацию физиологической тренировки. В то время как периодизация чаще всего применяется к учебным программам продолжительностью не менее одного года, она также применяется к учебным программам для конкретных мероприятий. Периодизация получила свою долю критики как жесткая, устаревшая и несовершенная.
Противоположность периодизации - это случайное назначение тренировок без особых рассуждений за ними. Хотя это звучит безумно, часто это структура тренировки, выбранная тренерами, которым не хватает знаний о том, как функционирует тело. Обычно эти тренеры применяют одни и те же стандарты тренировок, структуру и протоколы ко всем своим спортсменам. Советы и программы, данные этим спортсменам, часто основаны на том, что тренер делает лично, или на том, что они недавно прочитали в журнале. Это, конечно, не рекомендуемый способ структурирования программы обучения.
Что является правильным подходом?
Это вопрос на миллион долларов, на который нет и, вероятно, не может быть дан ответа, потому что «правильная» структура программы основана на индивидуальных потребностях спортсмена. Как и в большинстве вещей, связанных с производительностью человека, оптимальная структура обучения, вероятно, может быть представлена в виде колокольчатой кривой - как отмечено на рисунке ниже.
Как вы можете видеть на изображении выше, правильная структура - это не конечная точка на кривой колокола, а скорее общая область - это означает, что есть довольно много места для интерпретации и настройки.
Правильная структура обучения должна основываться на индивидуальном человеке, а не на заранее определенном наборе параметров. Хорошо иметь фазы в рамках программы обучения, которые подчеркивают определенный тип физиологической адаптации, но эти фазы не должны быть жесткими. Они должны существовать больше для того, чтобы обеспечить общее направление плана обучения, чем строго диктовать его содержание.
Периодизация - это многогранная тема. И в этом модуле будут обсуждаться различные модели периодизации, а также плюсы и минусы.
Общий адаптивный синдром
Чтобы понять, как тело становится сильнее, важно понять, как оно адаптируется к стрессу. Это можно проследить по исследованиям эндокринолога Ханса Селье. Он обнаружил, что когда стрессоры были помещены на мышей в лабораторных условиях, все мыши демонстрировали одинаковые уровни реакции. Эта адаптация называется общим адаптационным синдромом (GAS)
GAS состоит из трех этапов:
Тревога: при тревоге тело имеет немедленную реакцию на борьбу или бегство, где оно перемещает свои ресурсы на мышечные и эмоциональные потребности.
Сопротивление (также называемое адаптацией): тело адаптируется к стрессовым ситуациям и становится сильнее.
Усталость: если высокий уровень стресса сохраняется слишком долго, организм начнет разрушаться.
Когда велосипедист тренируется или участвует в гонках, организм распознает усилия как стрессор и адаптируется к стрессу. Цель спортсмена не в том, чтобы оказаться в третьей категории GAS: истощение (т.е. перетренировка).
Чрезмерная подготовка происходит, когда человек продолжает оказывать нагрузку на организм без должного отдыха. В результате организм в конечном итоге разрушится, и производительность снизится. Это важнейший аспект эффективной спортивной тренировки на выносливость, так как спортсмены по-разному реагируют на стресс. Например, некоторые спортсмены лучше всего реагируют на несколько дней тяжелой тренировки подряд, в то время как другие лучше всего реагируют на хотя бы один день восстановления между тяжелыми днями тренировок.
Важно отметить, что стадия сопротивления GAS отличается по времени и интенсивности в зависимости от спортсмена. Например, профессиональный велосипедист, вероятно, будет иметь более длительную продолжительность в фазе сопротивления, чем велосипедист любитель, и профессионал, безусловно, будет иметь более высокий уровень усилий.
Стандартно иметь по крайней мере один выходной день между тренировками одной и той же группы мышц с помощью силовых тренировок.
Что не так хорошо известно, так это то, сколько дней спортсмен на выносливость должен заниматься сердечно-сосудистой тренировкой, прежде чем взять выходной или добавить легкий день. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть два основных фактора.
Интенсивность и/или расстояние тренировки
Скорость выздоровления спортсмена
Чем сложнее интенсивность или чем дольше время тренировки, тем больше отдыха требуется. На скорость выздоровления спортсмена в первую очередь влияет уровень физической подготовки. Чем лучше кондиционирован спортсмен, тем быстрее, как правило, будет скорость восстановления.
Оптимальное количество отдыха, необходимое между тренировками, лучше всего определить методом проб и ошибок. Самое главное, что нужно знать, это то, что спортсмены будут по-разному реагировать на стресс, и поэтому программы тренировок должны отражать это.
На приведенной ниже диаграмме иллюстрируется основная концепция стресса и восстановления в отношении построения программы обучения.
Периоды отдыха (снижение объема/интенсивности) интегрированы в программу, позволяющую организму восстановиться и извлечь выгоду из периодов стресса (т.е. интенсивности/объема). Это, в свою очередь, позволяет спортсмену достичь более высокого уровня физической подготовки. Это приводит к дальнейшему увеличению объема и интенсивности.
Начало работы: от лёгкого к сложному
Хотя учебные программы различаются по своей конструкции, общая тема заключается в том, что учебные программы должны развиваться от легкого к сложному, как с точки зрения интенсивности, так и расстояния. Как отмечалось ранее, цитата Джея Джонсона подводит итог обоснованию этой учебной практики:
«Метаболический фитнес предшествует структурной готовности».
Это означает, что сердечно-сосудистая адаптация людей происходит быстрее, чем их опорно-двигательного аппарата. Например, с сердечно-сосудистой точки зрения, велосипедист может без проблем ехать в течение часа на интенсивном уровне. Однако их мышцы и соединительная ткань могут не быть в состоянии поддерживать эти усилия.
При создании программы обучения общая тенденция должна зацикливаться на правильном прогрессе. Это не значит, что тяжелые усилия не могут или не должны быть объединены на начальных этапах программы обучения. Тем не менее, они должны быть интегрированы разумно.
Аналогия горы Эверест
Возможно, лучшей аналогией в отношении теории создания тренировочной программы является метод, используемый для восхождения на Эверест. Из-за высоты на гору поднимаются поэтапно. Это позволяет альпинистам правильно акклиматизироваться на высоте. Как и акклимация к высоте, прогресс тренировочной программы выполняется поэтапно, чтобы спортсмены должным образом продвигались к своей цели. Если спортсмены будут прогрессировать слишком быстро, они рискуют получить травму и не будут иметь необходимого уровня физической подготовки для выступления в день гонки.
В альпинизме есть высота, называемая «зоной смерти» (выше 8000 метров). Люди могут оставаться на этой высоте только в течение коротких периодов времени, прежде чем их заставят спуститься на более низкую высоту или умереть. Зона смерти аналогична поддержанию слишком высокого объема/интенсивности в зависимости от уровня физической подготовки спортсмена.
Хотя смерть и не является результатом (надеемся, что нет), попытки увеличить время, затрачиваемое на увеличение времени/и/или интенсивности, превышающее то, с чем тело велогонщика может справиться в данный момент, это может привести к долгосрочным последствиям, включая травму и экстремальную усталость (т.е. перетренированность).
Удачи в делах и на тренировках!
Подписывайтесь на наш ТГ канал https://t.me/+aMAk4uNBKgdiMzgy