Так сложилась жизнь, что уже почти полгода с семьёй живём в Ирландии. Сегодня утром обсуждали отличия ирландской школы от украинской. Решил написать пост по этому поводу, может ещё кому-то будет интересно.
Расскажу о начальной школе (primary school).
Сыну 9 лет. Когда переехали сюда, реальный уровень английского был как у обычного нашего третьеклассника (близкий к абсолютному нулю). По рекомендации местных, он в сентябре пошёл в обычную районную начальную школу, без какой-либо специальной подготовки, переходного/адаптационного периода и т.д.
Единственная поблажка, которая у него была - это разрешение носить в школу телефон для использования Гугл переводчика в критических ситуациях. Также уже после начала обучения ему ввели два дополнительных урока английского языка (которые ведёт англоговорящий учитель, не владеющий русским/украинским).
Для всех это был стресс. Ребенок в чужой стране идёт в чужую школу, где говорят на чужом языке чужие люди. Забегая в перёд, как же мы ошибались. Ирландия - великая страна, а Ирландцы - великие люди. С первой минуты сын был окружён вниманием и заботой не только взрослых, но и одноклассников. Детям было интересно с ним, они чуть ли не соревновались в том, кто быстрее всё ему покажет или научит что-либо говорить. К моему огромному облегчению было обнаружить полное отсутствие агрессии в школах (причем как в младшей, так и в средней). Я слышал от других украинцев в Ирландии, что не всегда и не везде всё так мирно. Дети бывают разные, особенно в переходный возраст, могут взыграть гормоны, но то, КАК к этому относится общество, школа и большинство окружающих детей, делает жесть в школе близкой к невозможному.
Ещё одно открытие заключалось в том, что школа УМЕЛА обращаться с незнающим языка, растерянным мальчиком. В Ирландии огромное количество трудовых мигрантов из Польши, Румынии, Прибалтики и других стран ЕС. Многие из этих людей приезжают с семьями, поэтому наша ситуация не единична. Как в последствии оказалось, десятая часть учащихся - это иностранцы, большинство из которых прошли тем же путем адаптации, как и мой сын.
Забыл написать о графике учебы - с 9:30 до 14:30. Если нет сильного дождя, то раз в неделю половину этого времени занимают прогулки по городу, музеям, памятным местам и развлечениям.
Теперь, наконец, немного о наиболее запомнившихся отличиях (в этом посте речь идёт о primary school т.е . младшей школе .
1. Школьная форма. Повседневная школьная форма - это кроссовки, спортивные штаны, футболка поло и свитер. Всё особой расцветки, с логотипом и опознавательными знаками школы. Никаких брюк, туфель, пиджаков, галстуков и т.д. Основная мысль - это дети, им нужно бегать, прыгать и беситься. Это нормально, это природно. Строгая форма их ограничивает и мешает. Они успеют ещё поноси́ть пиджак дальше по жизни.
Такая форма в нашей школе у всех: и мальчиков и девочек.
2. Практически нет домашних заданий в том виде, в каком мы привыкли. Основной материал дети проходят в школе. Домой регулярно задают тематические проекты, что-либо творческое. Главная мысль - дети дома должны играть и отдыхать (по возможности), поэтому задание должно быть в удовольствие. "Наши" домашние задания тоже задают, но почти всегда каждому ребенку индивидуально в зависимости от его успеваемости.
3. В месяц 1-3 недели тематические. Всё уроки в т.ч. математика адаптируются к определенной теме. Например, моей любимой была неделя космонавтики. Читали про Гагарина и Нила Армстронга, солнечную систему, строили макет ракеты, рисовали спутники и космос на уроках "природоведения" (в кавычках т.к. это я подобрал ближайший наш аналог). На литературе читали детскую научную фантастику. На математике решали задачки, типа сколько еды взять на космический корабль на Х астронавтов для полета на Марс... На физкультуре "лазили в шлюз космического корабля". Много смотрели обучающего видео про полеты. Дома мы выполнили проект по запуску ракеты в космос (за идею спасибо Федору Бондарчуку в фильме Призрак). Сын с этим проектом победил в конкурсе "ракетостроения" и выиграл на всю семью билеты в обсерваторию)))
Из запомнившегося были ещё недели роботехники, земледелия, сохранения экологии, поэтическая, неделя Робинзона, Хэллоуин и Рождество (само собой)...
4. Школьная программа отстаёт минимум на год. И дальше этот разрыв будет увеличиваться. Это да, нужно признать. То, что дети проходят сейчас по математике, сын уже проходил, наверное, во втором классе. Но это компенсируется намного большей увлечённостью детей и, возможно, более фундаментальным изучением предмета. Они мусолят каждую тему месяцами, с разных сторон, на примерах разных ситуаций из жизни. Таким образом дети хоть и отстают в программе от наших, но понимают и усваивают пройденное намного основательнее. Следует отметить, я не педагог и это всего лишь моё мнение.
5. Учителя. Не могу не написать об этом. Они увлечены, они заинтересованы, они мотивированы, они крутые. Всё учителя, с кем я общался в младшей школе, не зависимо от возраста, производят впечатление скорее старших товарищей или партнёров ребенка, чем строгих педагогов. Они разговаривают с детьми на равных, иногда играют вместе, иногда заключают пари, и даже имеют с детьми свои "секретные знаки". Несмотря на все это "панибратство" наш учитель - это колоссальный авторитет для ребёнка.
6. Тотальная толерантность к внешнему виду. В школу ходят с разноцветными волосами, пирсингом, самыми причудливыми причёсками, фриковыми рюкзаками и т.д. Однажды сын покрасил волосы с друзьями в ярко красный цвет (тоником). Перед школой думал, что же ему скажут учителя, дети. Оказалось, что не сказал никто и ничего, это обычно, нормально, всё дети так самовыражаются и экспериментируют
7. Только вспомнил ещё одно очень важное: младшая школа идёт с 4 до 12 лет. Т.е. здесь в школе есть также аналог детского сада. А старшие дети, начиная с 9 лет, раз в 1-2 месяца каждый на один день ходят к 4-5 летним в класс "помогать учителям воспитывать малышей". У них это считается интересно и почётно.
8. Чтение. Читать задают домой, есть программа по литературе. Но в школе есть библиотека, оборудованная читальными местами (пуфами, столами, гамаками, диванами и т.д.). В библиотеке каждый ученик может выбрать любую книгу (там очень приличный набор книг есть в т.ч. весь Гарри Поттер, хроники Нарнии, причем это всё по несколько экземпляров). Обязательно пол часа в день класс, вместе с учителем, приходит в эту библиотеку и читает. Каждый выбирает сам кому и что хочется. В больши́е книги дети ставят свои закладки и оставляют до следующего дня. Не читать нельзя. Зачастую, начав читать что-то интересное в школе, дети дочитывают это дома. Они увлекаются. Даже мой сын с проблемами английского, с увлечением читает какие-то детективные комиксы (на каникулах, он даже попросил купить ему книжку, которую он начал в школе, и читал ее по вечерам ).
Всё, я выдохся. На этом пока закончу. Если подвести итог - сын в восторге, мне тоже нравится. Но местная школа полностью другая, и сравнивать где лучше я пока не могу. Время покажет .