Довелось побывать в Шанхае.
Интересные наблюдения про общественный транспорт. Которые можно и перенять, было бы желание.
Автобусы.
1. Возле автобусной остановки - подписанное место для остановки каждого маршрута (номера автобуса). Заборчик вдоль остановки и выходы к нужному маршруту.
Плёвое дело в плане устройства, но очень удобно. Ведь на каждую остановку вряд ли приходится больше 2-4 маршрутов. А ожидающие сами собой разделяются и потом не мешаются друг другу.
2. В каждом автобусе заходят в переднюю дверь, а выходят только в средние и дальние. Платят водителю. У водителя терминал для оплаты безналом (быстрый и шустрый, а не тормозное говно) и коробка для налички. Типа как в казино такая - щель, чтобы только закинуть. Наличку показывают водителю (проезд стоит 2 юаня) и кидают в коробку. Ни какой сдачи никто не сдаёт, хочешь ехать - думай об оплате сам заранее (разменивай деньги).
3. Поэтому кондукторов нет. Но в каждом автобусе сидит охранник. Именно он следит за оплатой, "зайцами", потоком входа-выхода. И судя по всему, полномочия позволяют ему не церемониться и применять меры.
Впрочем, в Китае людей много и рабочие места нужны всем. Так что охранников, вахтёров и контролёров там прорва. Штук по шесть на каждые 10 квадратных метров в любом людном месте.
4. На некотрых маршрутах люди платят за вход на автобусную остановку. Я видел таких две, обе напоминали микро-вокзал: закрытые, более комфортные. Разумеется, потом за проезд не платят. Вход на остановку и есть предоплата за проезд.
Метро
1. Касс нет вообще. Только автоматы по продаже билетов.
2. Сумма билета считается от станции отправления до станции назначения (т.е. чем дальше, тем дороже). И сам билет действителен только на них. Вышел не там? Выйти не получится. Вот докуда заплатил - там и выходи.
3. Вагоны внутри без дверей между вагонами, единое пространство. В вагонах нельзя есть, пить и телефоны надо перевести в беззвучный режим (никакого шума). Натурально, ходят охранники и нехило штрафуют (как мне сказали) за это.
4. Над каждой дверью вагона - электронная карта. Видно, откуда и куда ты едешь.
5. Интерьеры метро - убогие, если честно. Немножко мозаики и панно в местах переходов, да и всё.
Зато пути огорожены наглухо стеклянными дверями (открываются синхронно с дверями прибывшего состава).
И на каждой станции есть бесплатный туалет. Отдельный для трёх категорий: М, Ж, Матери с детьми. Внутри туалеты не фонтан, чаша генуя и прочее... Но они ЕСТЬ! И бесплатно.
В целом, Метро явно делали для прямого назначения - перевозить миллионы людей, максимально заботились о безопасности и средне-минимально - об удобствах. Сугубо прагматично и эффективно, плюс немножечко картинок на стенах.
Чтож, Метро - не гостиница. Когда организм припёр поносом, то никакие интерьеры с лепнинами и статУями не спасут... да и вних ли смысл Метро?
6. Местное населене ведёт себя пож землёй совсем не так, как на поверхности. По землёй это - дикари. Затопчут любого.
В час пик прокатиться не пришлось, но и в обычное время народ дичает. Входящие в вагон запросто затопчут выходящих, схватка идёт жестокая - кто кого. Такого не видел, например, на автобусных остановках никогда.
Такси.
1. Такси, сцуко, дорого. 3 юаня в метро или 80 в такси за тот же маршрут? У нас тоже простые граждане в булочную на такси не ездят, но там как-то в 2-3 раза больше разница в разнице цен. Ну или это так мне "повезло".
2. Таксисты - те еще высокомерные сУчки. Недовезти до удобного места выхода? Легко. Хотя там проехать было 5 метров. Дуть губы и всячески изображать обидку из-за того, что пришлось открыть багажник и загрузить чемодан? Тоже умеем и практикуем.
В общем, таксисты - как везде таксисты. Напоминают прежних. ЧСВ только испортило их (вполне возможно, что и таксуют-то для души, а живут на доходы от своего другого крупного бизнеса)
3. Расплатиться наличкой в такси - не реаально. Только оплата в приложении такси, и больше никак. Зато в каждом такси стоит микрушечный кассовый аппарат и пробивает бумажный чек. Почему и зачем, если в приложении будет чек - Будда их знает.