CreepyStory

Дипломная работа глава - 30

Дипломная работа глава - 29

Истома Пашков сызмальства был тщедушным да слабосильным, куда ему против казаков? Однако же не за силу, он выбил себе место среди подьячих. А всё благодаря природной смекалке и лисьей хитрости. Самый прилежный ученик, самый лучший писарь и скорописью никто лучше него не владеет. И про то говорили не только в Верхотурье, но и в Тобольске, и даже в самой Тюмени. Много раз в уголке сидел, да за нужным человечком записывал. Что в кабаке, что в церкви, а при большой нужде мог использовать собственные карманы и составлял письма не показывая своих рук. Всё мечтал о приказе Тайных дел, вот там бы он развернулся, но и тут в Верхотурье, у него имелись собственные, кое-какие возможности. И пусть в терем нельзя было попасть со двора, но другим-то путём он мог? Ничего же тут сложного. Верхотурский приказ всегда относился к Тобольску. Он изначально не имел собственного коренного мнения и частенько, Тобольские наезжали в город с проверками, и за подарками. Сие просто невыносимо бесило местных, а первее всего, его любимого дядюшку - Никифора Егорыча. Истомушка тогда, ещё в писарях ходил. И вот этот хитроумный писарёнок предложил своему авторитетному родственнику одно жульство. Связать писарёву избу и приказной терем с помощью подземного хода, а в тереме сём, обустроить незаметную горенку. В нужный момент, а такие случались частенько, в той горенке прятался свой человек, который споро записывал за гостями. В первую очередь за Тобольскими. И кто же стал тем, своим человеком? Ась? Истомушка и стал потому как доверия нынче никому нет, только своим доверять можно. А как прокопали ход, да наладили укромное место с слуховыми окнами, так и пожаловал его Никифор Егорыч новой должностью. А уж Истома старался, споро работал. Дверь в самом углу погреба за немым замком, да и друга дверь, в тереме точно с таким же. Ключики, только у двух человек. Тайна должна быть тайной и про ту тайну никому больше не ведомо.

Почесал зад подьячий, подумал и бочком-бочком в свою избу. Из избы в подпол, из подпола в тайный подземный ход - будто хорёк шмыгнул и спорой ногой да неслышным шагом и вот он уже подслушивает. Даже нос себе подвязал платком - хитрован этакий! Лишь бы не чихнуть, лишь бы подслушать, а где надо - то и записать. Мало ли какая оказия?

Воевода, сотник и кат сидели в комнате дьяка, а сам Никифор Егорыч им за столом прислуживал. Слышался звон стекла, звук пробки вылетающей из бутылки и недовольное сетование воеводы, что вино слишком тёплое.

— Монашеское, батюшка, — извинялся дьяк. — Да где же нам в такую жару-то холодного взять? C ледника только? Кликнуть может?

— Не надо, — милостиво отказался Сидор Михайлович. — Стерпим сухость, а ужо опосля, тоже к реке пойдём. Там уж, я сам распоряжусь, у пристани на лодке кататься будем да купажи холодные распивать.

При упоминании холодного вина, у навострившего уши подьячего потекла самовольная слюна. Нервно сглотнув Истома отёр нижнюю губу, навёл на подбородке порядок и продолжал подслушивать.

—... Мне! Мне их отдайте воевода-батюшка! Лучше же будет, — требовал казачий сотник Дурло. — А по зиме, мы пойдём за соболем и взамен поклонимся вам богатой казной.

— Ты бы коней-то по придержал, — возражал воевода. — Али нос твой выздоровел? Вам их отдай, а ну как, они ещё кого из казаков изувечат? Накладно это.

— Языки им отняти, — поддакивал Никифор Егорыч. — Обида государеву слуге была? Была. Вот и бумага имеется. Без языка-то враз поумнеют!

— Инквизитором, — басом подтвердил кат. — Оскорбили.

— Да успокойтесь вы! Всем — тихо! — в гневе выкрикнул воевода и только когда остальные примолкли, продолжил уже спокойным голосом:

— Все мы прекрасно ведаем, что город наш Верхотурье, по "Елику царскому велению и Божьей милости" в последние годы начал набирать силу. Так это или не так? Давайте посчитаем вместе — товары через город идут? Идут. Ямская слобода растёт? Растёт. Пашни в уезде прибавляются? Ну же, не молчите?

— Прибавляются воевода-батюшка, — признал дьяк не понимая к чему он клонит.

— И ведаю я, други мои, что всё наши дела оборачиваются в лучшую сторону. Появляются иноземные купцы, приезжают и приплывают деньги и не все они идут в столицу, толика малая остаётся в городе на развитие и содержание войска. А какое у нас войско?

— Около тысячи служивого люда, не считая казацкой сотни, — доложил дьяк.

— Ну что же, добро. И в тот самый момент, когда я сговариваюсь с Толбузиными из Тобольска, о том, что выдам свою Акульку за их Федьку, происходит нападение на девичий терем. Двое безродных залезли на чердак, ворвались в светёлку и покусились на честь всех трёх моих дочерей! А стрельцы с казаками их проворонили.

— Не вели казнить!!! — завопил было Дурло, но воевода погрозил ему кулаком и велел помалкивать иначе опять нагайкой в зубы получит.

— Допросы ничего не дают, — продолжал воевода всё тем же спокойным голосом. — На дыбе они молчат, а от плетей повизгивают. Мы не знаем - кто они и откуда, а кроме того, не знаем: кто их подослал? А их точно, кто-то подослал ибо таких слов как педе..педа..зитор можно набраться только в приличном месте. И уж точно не в кабаке. Они не из смердов, они образованы, они знают иностранные языки. Я лично слышал, как Валерка Безродный обозвал немчинского кузнеца Ганса - “Швулью Баварской” и тот его прекрасно понял, и даже обиделся.

— Ну ругаться они умеют, — призадумался дьяк — Только, на что намекаешь воевода-батюшка?

— А то, что момент уж больно удобный. Ведаю я, свадьбу моей дочери расстроить хотели, а заодно и с Толбузиными развести. Спрашивается: кому нужна такая ссора?

— Ох-ты! Шлында Драбадантская! Да кому же, батюшка? Никому же, вроде не мешали? — загомонили собравшиеся.

— Тихо-тихо, я же не вас имею в виду. Это кто-то из Тобольска. Не хотят нашего возвышения, ясно вам недалёкие? Верхотурье - силу берёт, понимаете? Деньги, люди, земля, товары, торговый путь. Кто на торговле сейчас стоит? Али не мы? Вот и подослали, вот этих. Запугать, обмануть и запутать следствие. А я вам не шишка кедровая, чтобы меня всякий клёст щелкал! Я сам покумекал и решил эту загадку. А вот и отгадка!

Истома подобрался поближе к слуховому оконцу и посмотрел на свет. Воевода дал читать дядюшке некую тайную бумагу. Так, так. Что там дядюшка шевелит губами? По губам хитрый подьячий тоже читать умел.

“Непорочны. Целые”. — Что сие значит? Мудрёно то как.

— Я был вынужден, после случившегося сраму, отправить дочерей своих в женский монастырь. Матушка Серафима проверила моих кровиночек и письменно подтвердила, что они остались чисты, аки маков цвет. И оттого слухи пущенные по городу, о якобы порче моих дочерей, это всё тоже часть разбойного заговора, — продолжал воевода. — Так что, мы имеем дело не просто с татями и сластолюбцами, а с самыми настоящими злоумышленниками из детей боярских. Они только притворяются толоконниками и дураками. На самом деле они опытные разбойники с образованием. Они ведают языки, они ведают грамоту и владеют восточным искусством смертного боя. Да, да - владеют. Не вороти харю — Дурло. Чиньский лекарь осматривал твоих людишек и он мне кое-что шепнул на ухо. По его словам, он такое уже видел в одном горном монастыре на Востоке, а тамошние монахи, не чета нашим, голыми кулаками камни крушат. Куда тут, костям, супротив камня? Обошли стражу, ловко проникли в терем, напугали дворню и дочерей и побили казаков с стрельцами. Если бы охрана с ними не справилась, то сейчас был бы уже совсем другой разговор. А так, мы их поймали и они полностью в моей власти. Сейчас они терпят наказания и ждут, когда покровитель соизволит выкупить их из плена. А покровитель объявится непременно, как только я объявлю о расстройстве свадьбы. Всё очень просто выходит.

Вспотевший воевода перевёл дух и продолжил:

— Безродные считают, будто бы имеют какую то ценность в глазах своего покровителя и потому мы пойдём на хитрость. Я не отдам их тебе, Дурло, ты уж извини и более не надейся. Я отдам их нашему кату. “Поцелуй” - вырвет им их паскудные языки и тем самым, лишит их всякой надежды на спасение. Тем более, повод имеется: страшные, поносные слова оболгавшие честного слугу государева. Они посидят немного подумают и вот, ежели у них будет вдосталь ума, мы дадим им перо и бумагу.

— Хорошо придумано! — льстиво похвалил дьяк Никифор Егорыч, да так, будто бы в первые услышал про наказание и тут же спохватился. — А ну как, они продолжат упорствовать?

— Тогда, продадим их заезжим Бухарским купцам, кои, скоро уже приедут за пушным товаром. Я сегодня разговаривал с одним добрым знакомым, который держит их склады, возле крепости, так он пообещал, что за боярских детей Бухарцы дадут хорошую цену, — ответствовал воевода и засмеялся.

— Да разве можно? — засомневался Дурло.

— Можно, — успокоил его воевода. — Языков у них не будет, это верно, но евнухам языки и ни к чему. Смекаете? За учёных евнухов хорошо заплатят, а се деньги, я присовокуплю к приданому для Акульки.

— Чудно придумал воевода-батюшка, до чего же славно! Голова! Сёдня же и накажем, безбожников! — присутствующие начали дружно хвалить Верхотурского градоначальника, а Истома понял, что разузнал уж достаточно и тихохонько, мышкой пополз из своего убежища обратно в подвал.

После пребывания в комнате - душегубке подьячий чувствовал себя совсем уж плохо и потому некоторое время потратил на умывание. Освежиться хотелось неимоверно, да опосля бы в тень, в холодок. А солнце и не думало клониться к закату. Жарило, душило, пекло. Будто бы проклял сам Господь землю сухостью суховейной и наслал на христианское племя пламенных адских слуг. До ночи бы дотерпеть. До ночи. Райская прохлада. Акулюшка…

Истома вытащил голову из деревянной колоды с тёплой водой в которой он пытался найти спасение. Точно! И как же он сразу не смекнул. Вот он, его шанс выбиться в люди. Да какой шанс — словно бы сам Георгий Победоносец, пролетая по небу на белом коне, пожаловал его по голове святою подковою. Он оглянулся, на всякий случай. Нет, всё хорошо. Всё ладно. Воевода и дядюшка ещё в тереме иначе бы казаки оставили свою стражу. Нельзя медлить. Если хочешь получить своё, медлить и сомневаться — нельзя! И он побежал придерживая за подол подрясник. Прочь с приказного двора. Нужно бежать, предупредить колодников!

Истома всегда мыслил хитро. Такова уж была его натура. И раз Безродные эти, подосланные дети боярские, значит за ущерб их персонам спросят по всей строгости. Воевода-батюшка, может и умён, да не ловок. Кто бы их не подослал, а фигура крупная, значит при желании может всех сковырнуть. Воеводе-то, что? С одного места снимут да в другое назначат, а вот дядюшку, глядишь и сопнут. А кто помог? Кто проявил усердие? Ась? Того и назначат приказом заведовать. И тут уже можно потягаться за воеводину дочку. Это сейчас на него не взглянут, а ежели помолвка расстроится, да останется Акулька в старых девах? Ась? Тут-то он себя и предложит: раз никому не нужна - отдадут самому завалящему. И предложить есть чего. Бумаги всякие, как там Французы говорят? “Компромат”. А у него столько этого добра, не только дядюшка, сам воевода покачнуться может.

Дабы срезать путь подьячий бежал садами и огородами. Вот уже и ямская слобода в стороне осталась, а впереди показался Свято - Покровский женский монастырь. Вот ужо, поди, невесты Христовы от жары текут. Им-то, просто так, не уйти — не выйти. Пусто на улицах. Только кое-где и повстречается горожанин. Служивые в основном. Стрельцы, да ямские обозники. Женщин и детей — никого. Все кто на Туре, а кто на Калачике. Свернув от монастыря вправо он притормозил у Верхотурского кабака и пошёл спокойней ибо тут уже было людно. Несколько бородатых мужиков распевали похабную песню сидя под навесом и размахивая в такт кружками. Перед ними стояла пятиведёрная бочка, а на самих мужиках, ничего кроме рубах и крестов не было. Так и сидели, голожопые. Видать скинулись разом, да и рассчитали казны. Истома перекрестился и стараясь не смотреть на блудней серой мышкой прошмыгнул мимо. Ему было крикнули в след

— Эй! Ероха! Иди к нам — Ероха!

Да он не обернулся. Только голову в плечи втянул и пошёл поскорее. Знал он кого Ерохами в кабаках кличут: того, за чей счёт будут опосля пить. А откажешь, тут же полетят тумаки и зуботычины и пока ещё стрельцы налетят чинить суд да расправу. Бывалоча и не спасали таких Ерох. Отпевали да на погост. И слава те Господи, на счастье видать, появилась на улице жёнка одного из выпивох. Возле кабака начались слёзные крики и жалобы. Истома даже повернулся посмотреть, запрещено же сие. Молчи жена пока муж твой до нательного креста не пропьётся, а вот тогда уже и домой провожай. Но он глянул мельком и быстро опомнился. Нельзя задерживаться. Он пеший, а кат с дьяком могут и на повозке себе позволить.

Колодников всегда держали в остроге, а сам острог находился внутри крепости и являлся остатками старых военных укреплений. Не сносить же их? Город рос и одну крепость просто обнесли другой более надёжной, а уж там им было раздолье. Тюрьма внутри острога хороша и добротна. Есть избы для переселенцев, а есть и для каторжников. Знай только дрова заготавливай. Притопает с Московской стороны толпа каторжан, человек двести и куда их девать? Вот сюда и девают. В острог. Пока пересылка пока бумаги да допросы, они, все, пользу приносят. Можно внаём сдавать, пашни обрабатывать, а можно и на обустройство Верхотурья работать заставлять, болота гатить опять же, леса рубить, но сейчас пусто в Остроге. Не было в этом году новых каторжников, а старые, в конце апреля с обозом ушли. В этот раз далеко куда-то, в Сибирь, за каменный пояс, золото добывать. Сейчас там, только несколько человек сидящих по разным мелким делам и Безродные с Рожей. Вспомнив об этом дьявольском колдуне Истома нахмурился. Этот мог испоганить дело.

Рожа слыл страшным злодейским колдуном. Его поймали в позапрошлом году на Верхотурской ярмарке где он торговал срамным заморским товаром. Лубками красочными с изображениями голых баб, игрушками всякими, а некоторые даже могли двигаться и изображать сношение, но более всего взяли его за волшебные снадобья помогающие при мужской немочи. Колдуна сначала хотели сдать в приказ Тайных дел, но воевода запретил и потребовал, чтобы колдуна бросили в темницу. Него же, мол, колдунами разбрасываться. Истома понимал сию хитрость. Если колдуна просто сдать Тайный приказ просто скажет спасибо, да и дело с концом. А ежели будет какая проверка? Тут-то Рожа и пригодится. Им поклонятся царскому сыску и тем отведут от себя беду в случае особой надобности, но три года уже прошло, а он по прежнему сидит в Остроге. Нельзя ему из тюрьмы выходить. Сковала его церковная братия словом Божьим. Да и польза от него имеется. Зелье приготовить, опять же. Многие пользуются. Говорят даже сам воевода-батюшка и тот по праздникам, нет-нет да заглянет. Всем хорошо, тем более что стрельцы, за посещение Рожи, свою мзду берут.

Ворота Острога всегда были открыты нараспашку. Истома, уж и не помнил того времени, когда их кто-то пробовал закрывать. Перекосило доски от времени и погоды, да давно не чинили, вот и держали настежь. Всё одно, стража кругом, а из колодок да кандалов не сбежишь. Стража на воротах. Стража на стенах. Верхом догонят и плёткой отделают так, отобьют всякую охоту к свободе. Никто отсюда не сбегал, потому что некуда. Верхотурье — край дикий. Далеко не убежишь. Или волки съедят или кто пострашнее волков, например упыри болотные. Много всякого водится и потому даже у дураков хватает ума не рисковать и лишний раз не высовываться. Но эти двое, они же из другого теста? Эти, сами кого хочешь обидят, а ежели им волю дать, да с напутствием? Эх! была - не была! И с этой мыслью подьячий скользнул в ворота Острога.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

По традиции хочу напомнить, что авторы здесь. И пусть некоторые из них в бане, но никто не забыт и ничто не забыто.

-------------------------------------------------------------------------

@SallyKs - дамы вперёд))) Замечательный и душевный автор

@LKamrad - история и археология. Для тех, кто приходит сюда не деградировать

@DoktorLobanov - военный врач и писатель.

@AlexandrRayn - талантливый и очень интересный коллега-писатель

@Ded.Banzay - Новости и аналитика мировой экономики и политики.

@MorGott - Не проходите мимо, такого вы больше нигде не прочитаете.

@AnchelChe - И тысячи слов не хватит чтобы описать тяжёлый труд больничного клоуна

--------------------------------------------------------------------------

@Mefodii - почасовые новости и не только.

@balisangre - клёвый художник,

@krupatin - откуда ноты растут

@bobr22 - морские рассказы

@kotofeichkotofej - переводы комиксов без отсебятины и с сохранением авторского стиля

@PyirnPG - оружейная лига

@MamaLada - скоровские истории. У неё телеграмм. Заходите в телеграмм.

@ZaTaS - Герой - сатирик. Рисует оригинальные комиксы.

@Balu829 - Все на борьбу с оголтелым Феминизмом!

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  • @Azirsan - одни из лучших исторических статей, что я читал.

  • @Cat.Cat - целая россыпь историков-любителей, а подчас и профессионалов с регулярной годнотой.

  • @CatGeeks - те же любители, но они расскажут вам про все игры, фильмы и кино.

  • @CatScience - научпоп для любителей научпопа

  • @glebklinov - обзор современных трендовых кино и музыки (клипов). Орно, Стозевно, Озорно и прекрасно

  • @Emelyanov - человек, который пишет о гик-культуре буквами, много, иногда спорно, но порой заставляет задуматься.

    https://pikabu.ru/@BabudaiAga - переводы страшных историй.

    @IrinaKosh - котики.

    @Animalrescueed - ещё котики

CreepyStory

11.1K постов36.2K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

1.За оскорбления авторов, токсичные комменты, провоцирование на травлю ТСов - бан.

2. Уважаемые авторы, размещая текст в постах, пожалуйста, делите его на абзацы. Размещение текста в комментариях - не более трех комментов. Не забывайте указывать ссылки на предыдущие и последующие части ваших произведений.  Пишите "Продолжение следует" в конце постов, если вы публикуете повесть, книгу, или длинный рассказ.

3. Посты с ютубканалов о педофилах будут перенесены в общую ленту. 

4 Нетематические посты подлежат переносу в общую ленту.

5. Неинформативные посты, содержащие видео без текста озвученного рассказа, будут вынесены из сообщества в общую ленту, исключение - для анимации и короткометражек.

6. Прямая реклама ютуб каналов, занимающихся озвучкой страшных историй, с призывом подписаться, продвинуть канал, будут вынесены из сообщества в общую ленту.