Любовь и боль в средневековом образовании
В 1116 году Фульбер, каноник собора Нотр-Дам, искал наставника для своей одарённой племянницы. О прекрасном образовании девушки уже ходили легенды, так что на роль её учителя Фульбер намеренно выбрал прославленного философа. Человек, которого он нанял, уже бросал вызов лучшим умам своего времени, и на тот момент возглавлял кафедральную школу при соборе. Он был ведущим светилом парижской интеллигенции. Однако, получив разрешение обучать (и наказывать) Элоизу, Абеляр взамен её соблазнил.
Cвязь между Абеляром и Элоизой, похоже, была согласованной, но она была обусловлена различиями в полномочиях, характерными для отношений между учителем и учеником. В «Истории моих бедствий», автобиографической работе, которую он написал 15 лет спустя, Абеляр вспоминает, как они с Элоизой проводили время на занятиях, изобретая новые эротические утехи. Увы, он вспоминает и стратегии, которые использовал, чтобы Фульбер не догадался о романе: «Когда я время от времени бил ее, чтобы избежать подозрений, то были следы не гнева, а нежной привязанности, которая слаще любых духов».
Но идиллия продлилась недолго. Когда о связи любовников узнали, Абеляр тайно отправил беременную Элоизу в дом своей сестры в Бретани, где она родила ребенка. Затем, чтобы успокоить взбешенного дядю, Абеляр принудил Элоизу заключить брак, несмотря на все её возражения. Наконец, чтобы защитить от оскорблений родичей, Абеляр увёз жену в монастырь в предместье Аржантёй и велел носить одежду послушницы. Родственники Элоизы решили, что Абеляр пытался избавиться от супруги, предав её монашеской жизни, и в отместку кастрировали его.
Легенда о греховной, обречённой любви Абеляра и Элоизы прошла сквозь века. Их история вдохновила многих писателей, от Жана-Жака Руссо и Александра Поупа до Марка Твена и Энн Карсон. Их жизни и письма послужили основой как минимум двух романов, бродвейской пьесы и эротического фильма. Они даже появились в виде похотливых марионеток в фильме «Быть Джоном Малковичем» (1999). По сути это был прообраз «университетского романа» с удивительно современным сюжетом: как нарциссический гений совращает одаренную и сексуальную девушку.
На самом деле, сочетание боли, желания и обучения в жизни Элоизы и Абеляра очень характерно для средневековья. Вопросы образования крайне интересовали средневековых авторов: что надо изучать, как учиться, и какие трудные эмоции сопровождают этот процесс. Они считали, что желание, страдание и страх были важнейшими аспектами взаимоотношений между учителем и учеником, и не просто потому, что средневековые люди были варварами или безразличными к молодежи. Они понимали, что ученики могут взбунтоваться против телесных наказаний, и что учителя могут злоупотреблять полномочиями для эксплуатации привязанности своих подопечных. Тем не менее, в истории Средневековья раскрывается сложный подход к педагогике, который порицает слишком ярко проявление эмоций, но не осуждает сами чувства. Страх, любовь и боль могли нарушить процесс обучения, но в умеренных дозах они могли его улучшить.
Стереотипы ассоциируют Средние века с бездумным применением насилия, строгими наказаниями и несправедливой социальной иерархией. В большинстве европейских языков слово «средневековый» несет негативный оттенок: так обычно называют что-то мрачное или устаревшее. «Средневековыми» любят называть пытки или бойни (даже когда эти акты насилия осуществляются средствами ХХ века). Псевдосредневековый сериал «Игра престолов» и фраза «Будет тебе инквизиция в жопу!» из фильма «Криминальное чтиво» не особо улучшили имидж этого исторического периода.
Мы знаем, что средневековые педагоги регулярно пользовались кнутом, палкой или розгами, особенно во время обучения маленьких детей. Связь между преподаванием и телесными наказаниями была столь тесной, что аллегорическая фигура Грамматики в средневековой поэзии, скульптуре или живописи обычно предстает с хлыстом или другим орудием в руке. Учителей тоже изображали на книжных иллюстрациях с розгами или прутьями. Но это не значит, что все люди в Средние века одобряли поголовное избиение учеников.
Строгая дисциплина была обычным делом для тех лет, но источники также говорят нам о том, что существовали различные мнения касаемо её применения. Монах Гильдемар (IX в.) написал комментарий к Уставу святого Бенедикта, в котором утверждал, что за мальчиками, обучающимися в монастыре, следует постоянно наблюдать, чтобы у них не было возможности нарушать правила. Любое наказание, в том числе телесное, следовало применять только в крайнем случае. По мнению Гильдемара, потребность в дисциплине возникала от того, что учителя плохо следили за учениками. Английский историк Эдмер рассказывает историю о Святом Ансельме, в которой аббат жалуется Ансельму, что, несмотря на регулярное битьё, его ученики ведут себя хуже, а не лучше. Ансельм порицает аббата за то, что воспитывает детей как животных, и утверждает, что он мешает их развитию и учит их только ненавидеть своего наставника. Вместо этого Ансельм предлагает учителям отложить хлысты и предложить своим ученикам «утешение, поддержку и отеческое сострадание».
Привязанность и даже любовь также были значимыми аспектами обучения. И это неудивительно, учитывая родительскую роль, которую многие средневековые наставники отыгрывали в жизни своих учеников.
В монашеских школах раннего Средневековья часто проживали облаты — дети, которых родители отправляли в монастырь, где они могли оставаться до самой смерти. В стенах монастыря облаты попадали в новую семью, а магистр или учитель становился главной фигурой в их новой жизни. В более поздних латинских школах дети, по крайней мере, могли надеяться продолжить образование или пойти работать. Тем не менее, многие ученики жили в школах, частных домах, даже с учителями. Наконец, как показывает история Абеляра и Элоизы, состоятельные ученики и их частные преподаватели могли жить под одной крышей и проводить огромное количество времени вместе.
По причине столь тесной связи со своими наставниками у подопечных зарождались непростые чувства, в которых смешивались восхищение, обида, страх и любовь. Пример таких сложных чувств ученика по отношению к учителю можно увидеть в истории Гвиберта Ножанского. Гвиберт родился около 1060 г. недалеко от города Бове на севере Франции, его родителям потребовалось семь лет, чтобы заключить брак. Отец Гвиберта умер, когда тот был младенцем; его мать, став независимой вдовой, сосредоточилась на получении хорошего образования для своего одаренного сына. Используя свое положение и связи, она убедила одного из немногих преподавателей грамматики оставить всех прочих учеников, переехать в ее дом и научить ее сына читать и писать на латыни.
Учитель Гвиберта был почтенным и благонадежным человеком. Он, как ястреб, следил за маленьким Гвибертом, запрещал ему есть вне дома, получать подарки или играть в игры. К сожалению, как пишет Гвиберт, в латыни он был не силен. Начав изучать этот язык в преклонном возрасте, мастер знал его крайне плохо, и скрывал собственную некомпетентность, беспощадно избивая ученика. Как вспоминал Гвиберт в автобиографическом сочинении «Монодии» (1115 г.), «град шлепков и ударов изливался на меня почти каждый день, когда учитель пытался заставить меня выучить то, чему он не мог научить».
Как и многие ученики, Гвиберт остро чувствовал недостатки своего преподавателя. Тому не хватало умеренности, а Гвиберт знал, что перенапряжение приводит к изнурению учеников. Однако эмоциональная часть их отношений была совсем иной. По ходу того, как учитель всё больше принимал на себя роль родителя, он и мать Гвиберта начали соревноваться за привязанность мальчика. Однажды, заподозрив, что сын прячет следы побоев, она сорвала с него рубашку и увидела синяки и рубцы на спине и руках мальчика. В ужасе она воскликнула, что её сын никогда не станет клириком и не будет изучать латынь. Юный Гвиберт возразил: «Даже если я от этого умру, я не перестану учить латынь или пытаться стать клириком!» Похоже, что на saevus amor (жестокую любовь) своего наставника Гвиберт отвечал глубокой преданностью. Возможно, престарелый и некомпетентный учитель грамматики занял место отца в доме Гвиберта и в его сердце.
Также вполне возможно, что Гвиберт ценил те положительные качества, которые мог различить сквозь недостатки своего наставника. Ведь учитель искренне любил его и принял роль его морального опекуна, за что взрослый Гвиберт впоследствии был благодарен. Но чувства хозяина, если верить описаниям Гвиберта, также не были строго педагогическими. Когда наставник размышлял, стоит ли оставить прежнюю должность, ему приснился старик, который привел Гвиберта к нему в спальню, указал на кровать учителя и сказал мальчику: «Иди к нему, ибо он полюбит тебя большой любовью». В продолжении сна, Гвиберт подбежал к своему будущему наставнику и покрыл его лицо поцелуями. Когда учитель проснулся, он почувствовал такую привязанность к Гвиберту, что согласился переехать к нему в дом.
Такое бездумное и жестокое применение телесных наказаний учителем XI века демонстрирует нам один из аспектов взаимоотношений между наставником и учеником. Его жестокость легко принять за бесчувственную тиранию, типичную для Средневековья в нашем представлении. С другой стороны, всё не так просто. В конце концов, наставник работал на богатую и влиятельную мать Гвиберта. Отказаться от работы в такой семье для частного преподавателя было нелегко. Наставник, похоже, тоже был эмоционально уязвим, раз сменил свой дом и карьеру на обучение мальчика из сна. Он испытывал привязанность к маленькому Гвиберту, и Гвиберт, похоже, отвечал взаимностью.
Истории Абеляра и Элоизы, а также Гвиберта и его наставника показывают нам, какими сложными могли быть отношения между учителями и учениками в Средние века. Но это всего лишь два примера, которые произошли с интервалом в столетие на территории современной Франции. Конечно, мир Средневековья был гораздо больше. Более того, истории Абеляра и Элоизы, и Гвиберта с его наставником — это в большей степени некорректные взаимоотношения, а не типичные случаи или идеалы. Тем не менее, темы, которые они поднимают, — учительская любовь, смешанная с манипулированием, дисциплина, перерастающая в жестокость — упоминаются в школьных книгах на протяжении веков, начиная с раннего Средневековья и заканчивая эпохой Возрождения.
Средневековые учителя нередко использовали учебные материалы, которые сегодня могли бы показаться неприемлемыми — если не откровенно травматичными. Возьмем, к примеру, Эльфрика Бату — монаха-бенедиктинца, который жил около 1000-го года. Он написал сборник удивительно современных диалогов, чтобы научить детей из монастырской школы разговорной латыни. Персонажи его «Латинских бесед» изучают простые фразы для описания погоды, игры на улице, еды и питья, сообщают, который час, и планируют поездки. Однако сложно представить «Латинские беседы» в современной школе. Ученики яростно спорят и в какой-то момент переходят на взаимный обмен оскорблениями на латыни, к примеру «Tu scibalum ouis» («овечье дерьмо»), «Tu fimus bouis» («коровий помет») и «Tu stercus porci» («экскременты свиньи»). Персонажи угрожают друг другу насилием, и учитель жестоко избивает мальчика, обвиняемого в краже яблока. Пожилые монахи, которым полагается следить за моральным воспитанием мальчиков, сами едва умеют себя вести. Они напиваются в стельку, прежде чем идти на молитву, просят мальчиков целовать их или сопровождать в туалет.
Было бы неверно считать, что тогда подобное поведение выглядело невиннее, чем сейчас. «Regularis Concordia», сборник правил для монахов конца ХХ века, запрещал объятия или поцелуи между пожилыми монахами или аббатами и детьми. Вместо этого старшим монахам предписывалось любить младших только в своих сердцах и с «большой осторожностью». Старшим и младшим монахам не разрешалось ходить парами, даже по духовным делам. Учитель должен был постоянно следить за учениками, дабы предотвратить сексуальную активность или насилие. Даже преподавателям не разрешалось оставаться наедине с мальчиками. В монастыре Баты эти правила, возможно, не соблюдались неукоснительно, но с большой долей вероятности они были ему известны. Он добавил в свои латинские сценки повседневной жизни тревожные и опасные детали, и сделал он это не случайно.
Почему же ученики Баты изучали латынь с помощью текстов, полных ругательств, драк, побоев и сексуальных намеков? Некоторые учёные считают его бунтарем, сторонником нестандартного обучения. Или же в его монастыре царили вольные нравы, не затронутые грехобоязненными уставами. Но Бата врядли описывал монастырь, в котором он жил. Отрывки из его учебника, которые намекают на близость, фактически с небольшими изменениями были адаптированы из более старых латинских диалогов, чтобы указать на опасность для молодых монахов. Бата добавил в «Латинские беседы» угрозы физического и сексуального насилия отчасти потому, что он понимал силу негативных формулировок. В своих диалогах он учит мальчиков жаловаться на то, что им не хватает необходимых предметов, сообщать, что они не могут выполнять слишком много заданий, и жаловаться на свои мучения на высокой латыни. Уроки Баты были шокирующими, драматическими, иногда забавными, что облегчало запоминание латыни.
Помимо обучения разговорной латыни, у Баты была еще одна цель. Его ученики должны были читать вслух или даже разыгрывать сценки, в которых они могли почувствовать уязвимость, соблазн, вину, злость, предательство. Так они могли представить себе мир, в котором взрослые часто были ненадежными, жестокими или подозрительно дружелюбными. И Бата учил мальчиков отвечать. Он учил их, как говорить «да», и, что немаловажно, он учил их говорить «нет».
Бата был не единственным средневековым педагогом, который использовал грубые или непристойные материалы для обучения студентов. Конечно, было много материалов, которые мы бы сочли приемлемыми для ребенка. Средневековые преподаватели, которые обучали детей основам чтения, письма и латинской грамматики, загадывали им хитроумные загадки, читали мудрые пословицы и басни о животных, учили их петь и запоминать Псалмы. Тем не менее, по мере обучения преподаватели вводили всё более сложные материалы. В Англии до Нормандского завоевания любимым учебным текстом была «Психомахия» Пруденция, латинского поэта IV века. Эта аллегорическая поэма о битве добродетелей с пороками описывает кровавое сражение между женщинами-воинами. Вера атакует Поклонение Старым Богам, бьет её головой об землю и растаптывает глаза. Целомудрие пронзает горло Похоти Содомита, и та изрыгает кровь и зловонный дым.
Умеренность убивает Сладострастие. Иллюстрация к сочинению Пруденция. 1298 год.
Целью поэмы было передать, как добрый христианин яростно сражается с грехом, но в ней также полно красочных сцен насилия. Живописные батальные сцены «Психомахии» часто иллюстрировали в рукописях, помогая студентам представить аллегорические фигуры в виде реальных, почти комиксных персонажей.
После 1000-го года в школьных учебниках тоже встречалось насилие, в этот раз сексуальное. Латинская поэма XII века «Pamphilus», средневековый и ренессансный бестселлер, была стандартным текстом для чтения в классе. В ней молодой Памфил пытается соблазнить Галатею, незамужнюю девственницу. Когда они встречаются, он не спрашивает её согласия на близость. Хотя в поэме есть только прямая речь, факт изнасилования становится очевидным, когда Галатея сопротивляется и кричит от боли и шока. В «Метаморфозах» и «Науке любви» Овидия, которые были популярны в школах, также содержатся описания сексуального насилия, которые Овидий порой одобряет в качестве метода соблазнения. В пьесах Теренция, которые тоже изучали в школе, изнасилование фигурирует как элемент сюжета, при этом женщины в основном молчат и находятся за кулисами. В значительной степени литературная культура средневековья была культурой изнасилования.
Трудно представить, что получив такое образование, мужчины затем хорошо относились к женщинам. Однако мы не должны предполагать, что мальчики, читая об изнасиловании, всегда идентифицировали себя со злоумышленником. В древности сочинение страстных речей от лица обиженных или скорбящих женщин было типичным риторическим упражнением. Вероятно, так было и в средневековых школах. Молодые люди учились сочинять стихи и декламировать речи от мужского и женского лица, выражая как грубую страсть, так и гнев и оскорбление. Женская боль помогала мальчикам становиться мужчинами.
Вернемся к Элоизе. Некоторые ученые ХХ века считали, что в действительности приписываемые ей письма сочинил сам Абеляр или другой клирик-мужчина. Теория выглядит правдоподобной хотя бы потому, что среди ученых мужей Средневековья существовала традиция писать от лица скорбящих женщин. К тому же она отлично вписывается в образ Элоизы-послушной ученицы, которую совратил мудрый наставник.
Но Элоиза вряд ли нуждалась в том, чтоб кто-то писал за неё письма. Она получила литературное образование ещё до знакомства с будущим мужем и умела создавать стилизации под элегии Овидия. Мы обесцениваем личность Элоизы, представляя её вечным подростком, жертвой нарциссической любви своего учителя. И хотя их роман принес много проблем обоим, Элоизе удалось сделать успешную карьеру в монастыре. Абеляр всю оставшуюся жизнь скитался по монастырям, на него покушались собственные монахи и дважды обвиняли в ереси. Элоиза тем временем стала умелым руководителем. Она 35 лет занимала должность аббатисы в монастыре, стабилизировала его финансовое положение и руководила созданием пяти новых орденов.
Хотя страстные и деструктивные взаимоотношения с Абеляром изменили всю ее жизнь, Элоиза была не хуже своего учителя. Из её писем можно узнать о неожиданной гибкости средневекового образования, о том, как ученик мог использовать жестокие уроки себе во благо. Выросшая в мире, где поэтичные стенания женщин были частью мужского образования, она с готовностью жаловалась на пренебрежение Абеляра к ней и её монастырю. Воспитанная на классических авторах, которых обычно читали мужчины, Элоиза воспользовалась своим образованием, чтобы возглавить сообщество женщин и обрести собственный литературный голос.
Источник: https://vk.com/rearticle