Почему «Конкорд» так и не взлетел

Почему «Конкорд» так и не взлетел Самолетостроение, Авиация, Конкорд, Длиннопост

В середине 50-х у британских и французских авиаэкспертов возникла идея. А что если создать самолёт, который сможет путешествовать со скоростью в два раза превышающей скорость звука и перемещать пассажиров из одного уголка Земли в другой в два раза быстрее. Хватит ли средств для создания такого ноу-хау и заинтересуется ли в этом проекте государство? И получится ли когда-то этим амбициям воплотиться в реальность?



Ответы на эти вопросы были получены 4 ноября 1970 года. В этот день лётчик-испытатель Андре Туркат пересёк на самолёте «Конкорд» Атлантический океан со скоростью 1320 миль в час. Британская авиастроительная корпорация и французская компания Sud-Aviation, инвестирующие крупные средства в эту технологию, были уверены, что пассажиры со всего мира вскоре смогут перемещаться по миру за рекордное время. Турката можно было сравнить с Нилом Армстронгом, который покорил неприветливые для человечества слои стратосферы.



Со временем «Конкорд» начали использовать в коммерческих перелётах. Он вмещал 100 пассажиров и летал так быстро, что пассажиры, вылетающие из лондонского аэропорта Хитроу в 9 утра, пребывали в Нью-Йорк к 7 утра. Но вместо того, чтобы навсегда изменить авиапутешествия, модель оказалась несостоятельна, постоянно подвергалась нападкам экологов и требовала огромных затрат. В 2013 году все 14 действующих самолёта сняли с эксплуатации. «Конкорды» были обречены на провал прежде, чем успели взлететь.



Идеи о сверхзвуковых воздушных перелётах зародились в 50-х годах, когда британская авиапромышленность обнаружила насколько сильно процветает бизнес авиакомпаний. Несмотря на то, что во время Второй мировой войны Великобритания постоянно выпускала грузовые и боевые самолёты, в итоге оказалось, что она значительно отстаёт в сфере пассажирских авиаперевозок. США продолжали экспериментировать над конструкцией пассажирских самолётов, и именно США поставили рынок дозвуковых самолётов в безвыходное положение.



Вместо того, чтобы попытаться конкурировать с Америкой, британские и французские авиаинженеры решили создать новую модель. Недавно изобретённые истребители, которые преодолевали звуковой барьер, подарили надежду, что в скором времени это будет под силу и пассажирским моделям. Британцы создали Комитет по Сверхзвуковому Транспорту (Supersonic Transport Advisory Committee, STAC) и представляли себе, как будут продавать от 150 до 500 самолётов уже к 70-м годам.



Поскольку исследования космоса продемонстрировали, что амбиции такого рода влетят в копеечку, в 1960 году STAC привлекли к партнёрству по разработке самолёта Францию. Первый прототип был готов в 1968 году. Между тем, затраты на разработку и доработку проекта составили 2,3 миллиарда долларов (хотя некоторые экономисты считают, что реальная сумма в три раза больше).

Почему «Конкорд» так и не взлетел Самолетостроение, Авиация, Конкорд, Длиннопост

Всё это время судьба «Конкордов» висела на волоске из-за нерегулярной поддержки обоих государств. В 1964 году премьер-министр Великобритании Гарольд Вильсон решил прекратить разработку, однако иск от сторонников Шарль Де Голля заставил его передумать. Французы полагали, что процветающей индустрии авиапутешествий США понадобятся«Конкорды», чтобы не отставать от других стран.



Вместо этого «Конкорд» натолкнулся на противостояние. После первого пассажирского перелёта в 1976 году из Лондона в Бахрейн, США предоставили 16-тимесяный испытательный срок на использование сверхзвуковых самолётов в Вашингтонском аэропорту имени Даллеса, а Международный аэропорт имени Джона Кеннеди и вовсе наложил вето. (Они изменили своё решение в 1977 году). Скепсис был обусловлен шумовым загрязнением и неблагоприятными экологическими последствиями. Сверхзвуковые самолёты, садящиеся в аэропортах вблизи жилых районов, вызвали общественное возмущение; считалось, что 100 тонн топлива, сжигаемых при перелёте из Нью-Йорка в Лондон, угрожали озоновому слою. Некоторые из рейсов встречали протестующие с транспарантами «Запретите шум». Знаменитый авиатор Чарльз Линдберг выступил против сверхзвуковых путешествий, сославшись на их гипотетические угрозы. Крупные авиакомпании TWA и Pan A отказались закупать «Конкорды». Они полагали, что соотношение затрат и прибыли того не стоит. Только Air France и British Airways приобрели по семь моделей.

Почему «Конкорд» так и не взлетел Самолетостроение, Авиация, Конкорд, Длиннопост

Первые шесть лет «Конкорды» использовались для деловых перелётов. Бизнесмены и компании были готовы заплатить большие деньги за перелёт (билет в оба конца стоил свыше 5000 долларов США в 80-х, что на 1200 долларов больше, чем обычный перелёт), чтобы сократить в два раза время путешествия. Перелёт на сверхзвуковых самолётах из Сан-Франциско в Токио занимал около 6 часов; из Лос-Анджелеса в Австралию — 7 часов. Обычный Boeing 737 летал со скоростью 485 миль в час; «Конкорд» перемещался со скоростью 1495 миль в час — почти со скоростью пули.

Однако «Конкорд» не мог побаловать клиентов изобилием роскоши. По утверждениям многих, салоны были тесными, иллюминаторы — с размером в ладонь, а сиденья — неудобными. Инженеры спешили построить самолёт для путешествий с невероятной скоростью, поэтому о комфорте пассажиров думали в последнюю очередь. И когда самолёт отрывался от земли под резким уклоном, путешественники чувствовали себя, как в кресле у дантиста.

К 1980-м годам стало очевидно, что бизнес, построенный на сверхзвуковых авиаперелётах, никогда не достигнет тех высот, которые могли бы оправдать огромные расходы обоих правительств. И хотя «Конкорды» начал приносить некую прибыль, в какой-то мере это объяснялось политической ловкостью рук: британские правительственные служащие должны были летать на сверхзвуковых скоростях, компенсируя свои собственные инвестиции.


Несмотря на то, что сверхзвуковые самолёты признали провальной затеей ещё в 1986 году, все 14 самолётов продолжали летать до 2000 года. В этом же году произошла авикатастрофа с участием «Конкорда», в результате которой погибли 113 пассажиров. В связи с этим все самолеты были сняты с полётов, пока не была определена причина неисправности. (Оказалось, что посторонние металлические предметы прокололи топливный бак, перебили провода и вызвали возгорание). Спустя некоторое время эксплуатация возобновилась, однако события 11 сентября нанесли серьёзный урон всей авиационной отрасли. «Конкорд» окончательно сняли с эксплуатации в 2003 году. В последствии многие из самолетов оказались в музеях.

Почему «Конкорд» так и не взлетел Самолетостроение, Авиация, Конкорд, Длиннопост

Обычно потребители приветствуют технологические достижения, и странно полагать, что авиакомпании не смогли извлечь выгоду из самолета, который мог сократить время путешествия вдвое. Но потребитель должен ощущать выгоду, и, видимо, огромное количество путешественников полагали, что высокая стоимость не оправдывает сэкономленное время.



В наши дни денверская компания Boom работает над созданием сверхзвуковых самолётов, которые будут производить меньший уровень шума; Boom надеются запустить свою первую модель в небо в 2018 году, а коммерческое обслуживание начать к 2023 году. Нам ещё предстоит узнать, как это отразиться на послужном списке «Конкорда». Несмотря на радикальные инновации в сфере технологий, сверхзвуковой полёт так и не смог воплотиться до конца.



Источник: https://vk.com/rearticle

Авиация и Техника

10.1K пост17.8K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу