nav1234

на Пикабу
поставил 4017 плюсов и 320 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
19К рейтинг 732 подписчика 988 комментариев 17 постов 13 в горячем
46

Что посмотреть в праздники на "музыкальную" тему

Сейчас у многих выходные, везде все закрыто, пойти особо некуда.
Как человек, сильно неравнодушный классике и вообще к музыке, решил поделиться с вами своей подборкой фильмов и постановок, которые так или иначе связаны с музыкой.

1. Новогодний концерт венского филармонического оркестра


Каждый год венский филармонический оркестр 1го января устраивает новогодний концерт. В программе разнообразные вальсы, польки, марши. Оркестр крупным планом, потрясающе украшенный зал, виды вены, танцевальные номера и многое другое - все это входит в программу новогоднего концерта. Качество исполнения высочайшее, настроение поднимает "на ура". Ищется в гугле очень легко.

2. Щелкунчик

Думаю, тут никому ничего объяснять не надо.
Если б Чайковский жил в наши времена и получал авторские отчисления, уже был бы миллиардером. Выбираем красивую костюмированную постановку и вперед. Например, вот:
https://www.youtube.com/watch?v=iO7m4mJAPgM

3. Призрак оперы

Фильм-опера 2004 года. Знаю, древность, но вдруг кто не смотрел. Классная постановка, отличная музыка, неплохой сюжет. Актеры поют сами и делают это довольно неплохо. Но там драма, я предупредил.

4. Летучая мышь.
Еще бОльшая древность, чем "Призрак оперы", но совершенно шикарная вещь. Оперетта Штрауса однозначно поднимает настроение. Всегда смотрю в виде советского фильма 1979 года. Актеры поют не сами, если я все правильно помню, но сделано потрясающе.

Что посмотреть в праздники на "музыкальную" тему Балет, Музыка, Классическая музыка, Подборка, Фильмы, Мюзикл, Театр, Видео, Длиннопост

5. Цискаридзе шутит
Николай Цискаридзе 21 год был премьером в Большом театре, перетанцевал там все, что мог, и, в общем, вписал свое имя в историю балета. На данный момент руководит училищем им. Вагановой в Петербурге.

В принципе, смотреть с ним можно все, но я предлагаю вам маленький ролик, с его номером, где он играет девушку-вертихвостку.
https://www.youtube.com/watch?v=6XWboZZ-fso

Для желающих погрузиться в балетную атмосферу и немного самообучиться рекомендую его цикл видео "PROбалет". Может показаться, что он надменный и заносчивый дядька, который только и говорит о себе, своем большом таланте и незаурядных знаниях, но о балете он говорит тоже много и очень интересно.
Кстати, знания и талант у него действительно сильно незаурядные.

Наверное, пока все. Делитесь вашими подборками в комментариях.
С наступившим Новым Годом ! :)

Показать полностью 1 1
44

Приложение BOOM и эффективный менеджемент

Ну или что у их там случилось, я не знаю.
Говорю сразу, дальше пойдет чистая вкусовщина и отсебятина, прост накипело.

Мало ли если кто не в курсе, BOOM - это приложение от вк, чтоб можно было спокойно слушать музыку, отключив их ебучую рекламу, и в оффлайне всего за 149 рублей в месяц.

Ладно, я смирился, когда появилась эта долбанная подписка. А то ведь я застал славные времена, когда этого дерьма не было, и посреди моей любимой песни не орала реклама автомобилей. Скачал, исправно плачу.
Я прощал многое: неработающий вход в приложение после очередного обновления, невозможность удалить несколько треков сразу (ну или я не нашел), как и невозможность их скачать пачкой, ну и прочие радости.

Но последнее обновление - это просто 5+.
В этот раз интерфейс не просто изменился в более неудобную сторону - в этом VK просто мастер, до сих пор не могу привыкнуть к спизженному дизайну фейсбука с огромной новостной лентой на весь экран - в погоне за дизайном разрабы умудрились грохнуть все приложение.

Открываем после обновления приложуху и видим что? Правильно, кэш чистый как слеза младенца. Надо все заново качать. Ладно, неудобно, но можно пережить, хотя у многих моих друзей была коллекция музыки на 10-12 гигов, куда они закачивали треки выборочно. Так что у них просто порвало пятые точки от таких новостей.

Хер с вами, качаю все, что было скачано.
А оно не качается, блядь. Из условных 100 треков загрузка сорвалась для 80, при том, что с инетом было все хорошо.  Ладно, ждем, качаем опять.

Ура. Скачалось.


А, нет, не скачалось. То есть, треки светятся как скаченные и показаны в загруженном, только вот без инета их невозможно прослушать. Но не все. Почему одни треки скачались нормально, а другие нет - вопрос века.

Тушим пукан, пробуем включить то, что скачалось. Что-то включается и даже проигрывается. Правда, надо подождать, пока трек запоет, но это уже такие мелочи, честное слово. Втыкаем наушники в уши, телефон - в карман.

И... периодически песни вырубаются. Подписка работает, наушники воткнуты нормально, громкость та же. Просто BOOM решает, что музыки на сегодня достаточно, пора и отдохнуть.

Вконтакте, что у вас там случилось? У вас упали доходы, вы уволили всех разрабов, а вместо них наняли горилл? У вас теперь на каждого разраба приходится 10 менеджеров? На вас упал метеорит, и последний живой сотрудник, зажимая смертельную рану в правом полупопии, залил непротестированное приложение в плеймаркет, чтоб хоть какая-то часть вашей души осталась жить после героической кончины в назидание потомкам?

Все, выговорился. Простите.

605

Ответы на вопросы к "Как работает оркестр" - 2

Решил по горячим следам написать новую порцию ответов, пока выходной. А то потом закручусь и забуду.

Было много вопросов про внутреннюю организацию концертов, карьерный рост, заплаты, дирижеров и... ударников. Предлагаю начать с последних.

1. Итак, кто такие ударники и на чем они играют? Этому учат в музыкальной школе? А он что, вот сейчас два раза стукнет, домой уйдет и потом зарплату получит как все?

В оркестре очень много ударных инструментов. Вот только некоторые из них:

Ответы на вопросы к "Как работает оркестр" - 2 Оркестр, Симфонический оркестр, Музыка, Музыканты, Классическая музыка, Театр, Видео, Длиннопост

Литавр как правило несколько, они издают разный по высоте звук, есть еще маримба, виброфон, малый и большой барабаны, гонг... И вообще все, по чему можно бить и что может имитировать звуки природы типа грома и завывания ветра (такое есть), а так же шуметь и стрекотать - это все к ударным.
Ударники должны уметь играть на этом всем. Конечно, обычно все умею играть на "базовом" наборе, который чаще всего встречается. Но вообще надо на всем или быстро научиться.

В оркестре их обычно несколько, иногда бывает, что нужно только пару раз стукнуть и уйти, а иногда сразу несколько человек играет. Как вот тут:
https://www.youtube.com/watch?v=kxt4macNTHg

Весь ближний ряд - это ударники.
Учатся они в музыкальной школе как все. Да, если идет спектакль в яме, то ударник может прийти позже и уйти раньше, при условии если он стоит недалеко от входа и может незаметно войти и выйти. Иначе будет сидеть до последнего, как и в случае с концертами на сцене.

2. Теперь про зарплату. Я в прошлых постах писал про нормы выработки, но фишка в том, что они немного различаются. Слава богу, биг боссы понимают, что нереально занять всех одинаково, да и вредно это.

Давайте про то, кто сколько получает и про карьерный рост.
Есть простые смертные - они сидят в группе, т.е. не концертмейстеры и не их замы. У них может быть ставка 15 вызовов в месяц (зависит от коллектива) - это чтоб получить просто голый оклад.
Есть концертмейстеры - они получают в 1.5 - 2 раза больше, а норма выработки у них меньше. Например, 10 вызовов.
Зачем они нужны? Их задача, чтоб их группа играла слажено, вместе и по дирижеру. Если группа играет плохо или вступила не туда - спрос с них. Разжаловать в простые смертные их достаточно легко.
У ударников другая норма выработки, точно не знаю, какая. Но невозможно занять всех ударников сразу, так что они за свои 20 мин игры получат столько же, сколько я за весь спектакль. Да, вот такая несправедливость.
У духовиков больше получают первые голоса - т.е. первый гобой, первый фагот,  и т.д. У них сложнее партии. И у духовиков тоже выработка немного другая может быть.
Больше всех зарабатывает концертмейстер оркестра - он же "первая скрипка" - и дирижер. Его заработки не сравнимы с концертмейстерскими :)

3. Про карьерный рост.
Есть как бы 2 категории музыкантов: оркестранты и солисты. Солисты, которые прям с мировой славой и баснословными гонорарами, никогда в оркестр не сядут. Разве что чисто по фану, на концертмейстерский стул на пару спектаклей.
Они - это олимпийские чемпионы в мире музыки и пилоты Формулы-1. Солистов видно с детства, они делают свою карьеру через конкурсы, занимая первые места. Там их замечают менеджеры и начинают раскручивать дальше. Но все может и затухнуть. Чтоб человек стал солистом мирового уровня, должно сложить все: природа, педагог, характер, выигранные конкурсы, парад планет...


Есть солисты чуть пониже кастой. Они тоже невероятно крутые, но до мировой величины чутка не дотягивают. Они становятся концертмейстерами лучших оркестров.
Ну и так далее.

Путь карьерного роста для оркестранта обычно ограничивается концертмейстерским местом в своей группе. Он играет лучше, чем другие, дает регулярно концерты камерной музыки, на его счету может быть пара конкурсов средней руки. Все зависит от оркестра. Но выше ему не прыгнуть, в полноценные солисты не перейти, хотя он и может даже иногда выступать с оркестром, в котором работает, как солист. Все зависит от коллектива, его умений и дирижера.


4. Как становятся дирижерами и зачем они вообще.
Дирижеры становятся дирижерами уже в консерватории. Они должны хорошо играть на фортепиано, обладать очень хорошим слухом и координацией.
Слух нужен, чтоб в массе всех голосов услышать,что третий тромбон, зараза, опять не ту ноту сыграл.
Координация нужна, чтоб разными руками показывать разное. А умение играть на ф-но помогает им разучивать произведения.

Как это происходит? (Если здесь есть коллеги-дирижеры, поправьте меня и дополните, плиз).
Сначала берется клавир. Клавир - это переложение всей партитуры в две руки на рояле. И дирижер начинает разучивать клавир, отмечая, где какая тема, кто что играет. Слушает множество записей и т.д.

Именно от дирижера зависит концепция произведения, темп, фразировка и идея. Именно из-за этого человека (и мастерства оркестра, конечно) вы после одного исполнения рыдаете, а после другого -выходите как ни в чем не бывало. Хотя произведение было одно и то же.

Плюс дирижер нужен чисто с практической точки зрения, он показывает, в каком месте такта мы находимся сейчас, показывает вступления группам оркестра - иногда просто смотря на эту группу или конкретного человека - и показывает характер музыки. Благодаря всему этому оркестр играет вместе.

Так же возможно, что человек сначала выучивается играть на музыкальном инструменте, садится в оркестр, а лет через 5 идет учиться на дирижера. Поэтому если в 30 лет оркестрант уже сделал какую-никакую карьеру, то для дирижеров 30 лет - это, в общем, может быть только начало.


5. В чем гений конкретного дирижера?
Все сводится к качеству его работы с оркестром и мастерству интерпретации, т.е. как он делает из мертвых нот музыкальное произведение, во время исполнения которого вы стараетесь даже не дышать. Есть дирижеры, который самый плохой оркестр могут заставить играть в 2 раза лучше, не кидаясь музыкантов кирпичами. Но еще, конечно, очень срабатывает пиар и связи.


6. Про расходники.
Концертную одежду в большинстве своем мы покупаем сами, но это не очень дорого. Обычно просто все черное и все. Но в джинсах, мини-юбках, босоножках и кроссовках нельзя. Особенно если вы на сцене сидите.
Есть и концертные платья с фраками, но они надеваются редко.
Ремонт инструментов за наш счет. Струны тоже заказываем часто сами  - это вот основная боль. Аккорд - то есть все 4 струны - на виолончель может стоит 20 тыс легко. Подешевле взять нельзя, потомоу что инструмент реагирует на струны и ему нужны конкретно эти. Иначе  он в два раза хуже звучит. Но в хороших коллективах театр спонсирует на струны раз в год, обычно этого хватает.

5. "Расскажите как организационно устроено выступление оркестра? Кто выбирает произведение которое будут играть? Кто отвечает за продажу билетов? Есть ли у оркестра менеджер и что он делает? Зарплата - это деньги с выкупленных билетов или спонсирование государством?"

Итак... с выбором программы все сложно и неоднозначно.
Бывают конкретные "заказы", например, если вас пригласили на фестиваль Бетховена, то везти надо Бетховена, а если вас пригласили именно как русский оркестр, то 90% вашей программы будет состоять из русской музыки.
Если в этом году юбилей со дня смерти/рождения какого-то композитора, то вы обязательно будете играть его произведения в этом году больше.
К тому же у каждого оркестра и театра есть своей репертуар, который исторически сложился. Он довольно обширный, может дополняться новыми произведениями, но база всегда остается прежней. Обычно программу концерта составляет дирижер с дирекцией, опираясь на описанные выше факторы.

За продаже билетов отвечает зал/театр, но не сам оркестр.
У оркестров есть менеджеры и есть инспекторы. Эти люди следят, чтоб во всех группах было нужное количество человек на всех спектаклей - составляют расписание - на гастролях они решают организационные вопросы: привезти, увезти, достать воды в гримерки и т.д. Есть, конечно и те, кто занимается раскруткой коллективов. Но как происходит это я точно не знаю, не моя область.

В России театр живет обычно с двух статей доходов: финансовая поддержка от государства и деньги от проданных билетов, часть из которых отдается государству обратно. На западе театры поддерживаются спонсорами и доходом от билетов. Поэтому, например, Метрополитен опера в США на данный момент распустила весь коллектив: денег от билетов нет из-за запрета на массовые мероприятия, спонсорских денег слишком мало, чтоб платить людям хоть какую-то зарплату. Но пообещали, что как только все кончится, всех сразу позовут обратно. А распустили коллектив, чтоб те могли получать пособие по безработице.


Жду новых вопросов :)

UPD к посту: #comment_183161464

Показать полностью 1
1640

Ответы на вопросы к "Как работает оркестр"

Не ожидал такого рьяного отклика. Все вопросы посмотреть не успел, но отвечаю на те, что заметил.

1. Как выживает музыкант в пандемию?

Ну... плохо, конечно. В государственных театрах платят обычно чистый оклад - то есть ту самую ставку, без всяких надбавок и т.д. Если вы нигде официально не числитесь, то велком в курьеры. Да и с половиной привычного заработка, имея ипотеку, особо не зашикуешь.

2. Что это у вас за надбавки такие к ставке и за что?
Итак, надбавки напрямую зависят от полученных театром грантов. Нет грантов - нет надбавок, будет зарплата 20 тысяч. Но надбавка в основном идет за переработку, у музыкантов и творческих работников рабочий день короче, иначе у нас не выдерживают мышцы, губы у духовиков, ноги у танцоров и т.д.

Еще у духовиков игра на их инструментах официально считается вредным производством.

Во-первых, вы все сидите друг у друга на голове, поэтому когда вступает труба, поверь мне,ты будешь слышать ее лучше всех. Да, ставят специальные экраны, но это спасает мало. Ты начинаешь немного глохнуть.

Во-вторых, духовик либо должен продуть n метров медной трубы - валторна, тромбон, труба, туба - либо дуть в крайне маленькой отверстие - гобой, кларнет, фагот и т.д. А чтоб это все продуть, надо брать дыхание особым образом, надувшись как шар. Поэтому у многих духовиков очень сильный пресс, хотя в зал они не ходят.
Но суть в том, что они берут этот воздух чуть заранее, это сильно повышает давление. А потом его еще и цедить надо, а не выпустить весь разом в инструмент. Короче, у духовиков чаще других случаются инсульты, особенно у гобоистов.

Ну и сколиоз - любимая болезнь музыкантов. А так же ухудшение зрения.


3. "Читал, как очень известные музыканты говорят, дирижер не нужен, хороший оркестр может играть и без него. Правда?"

Все сильно зависит от уровня оркестра и сложности произведения. Да, был пример оркестра без дирижера "Персимфанс", но в современном мире это нереально - нет времени на 10-20 репетиций, у вас есть 1 репетиция с солистом и завтра концерт.
К тому же, предположим, произведения добетховенской эпохи еще можно играть без дирижера, потому что они и писались в расчете на то, что дирижера не будет - не было такой профессии по факту. Там небольшие составы, почти нет ускорений и замедлений внутри части и т.д.Но возьмите симфонию Малера, где участвует двойной состав оркестра - это около 90 человек, - и попробуйте сыграть это без дирижера. Это нереально вообще.


4. Где работают музыканты, которые не попали в оркестр?
Обычно в музыкальных школах и параллельно носятся по халтурам. Но в основном все хотят в оркестр, потому что работа в музыкальной школе часто демотивирует, да после консерватории ты толком не знаешь, как преподавать. У тебя был курс лекций на эту тему и все. А преподавание, да еще и детям - это целая наука.

5. "На ваш взгляд, почему музыка влияет на человека?Имею в виду не только классическую, а любую другую, например электронную или игру только на гитаре. Одна приятна, другая нет. Одна зарядит энергией, поддержит в трудную минуту или успокоит, а другая нет."

На мой взгляд все зависит от бэкграунда и характера самого человека. Я вот не только классику слушаю, но и рок, и фолк-музыку, и джаз мне нравится. Хотя в детстве слушал только классику, поскольку это было единственным, что слушала семья.


6. "Инструменты свои приносите всегда? Как это вообще устроено, как обновляете инструмент, тоже за свои?"
Итак, контрабас и арфу никто не носит. Максимум могут на халтуру попросить прийти со своим контрабасом, тогда за это доплачивают. Но вообще нет.


Инструменты мы покупаем за свои, это большой минус. Но тут есть нюансы.
Струнники могут играть на своих инструментах всю жизнь и еще внукам достанется, меняем только "запчасти": струны, колки, мелкий косметический ремонт.
С духовиками все веселее значительно. Проблема в том, что из-за слюней и прочего конденсата инструменты начинают цвести внутри. Да, их чистят, но всю жизнь на одном кларнете играть не получится, а стоят инструменты бешенных денег. Поэтому часто бывает так, что театр сам закупает инструменты и их выдает. Вы можете уносить их домой, пользоваться по полной. Но несете полную материальную ответственность.И если перестаете работать, то инструмент возвращается.

Но вообще инструменты - это большая боль. Потому что когда у вас конкурс и все играют примерно одинаковое, то начинается конкурс инструментов, у кого лучше звучит. Потому что не будет звучать немецкая фабрика как мастеровой итальянский инструмент. Так что часто бывает так, что человек за 2-3 недели одалживает инструмент у кого-то, играет на нем конкурс, а потом возвращает.


7. "Как стать дирижёром? Вот, допустим, закончил я консерваторию по классу дирижирования - и что, можно в любой оркестр дирижёром устраиваться? А если нет, то что дальше делать?"


Дальше спрашиваем у всех, где какие места есть. Может, кому-то нужен ассистент. Может, где-то нужен приглашенный. Соглашаемся на халтуры и т.д.
Вообще с дирижерами все трудно, потому что на оркестр их нужно 2-3 человека, а их значительно больше. Так что они вообще вертятся как ужи на сковородке.

8. "Не понятно про вызов 45 минут. А если вас целый месяц будут звать по 44 минут, то не оплатят? "
Да, именно так. Но делать так никто не будет, потому что можно и в трудовую инспекцию позвонить. Раз в месяц устроить такой аттракцион - это да. Но целый день отработать бесплатно - это верх наглости. Никогда такого пока что не было.


9. Все творческие бухают при первой возможности.
Да, есть те, кто любит накатить после спектакля. Но таких реально мало. Во-первых, если кто увидит - это увольнение. Во-вторых, спектакль закончился в 11 вечера, надо добираться домой, если засидишься, то метро тупо закроется. В-третьих, у алкоголиков не звучат голоса, не танцуют ноги и не играют руки. Так что это тоже прямой путь к увольнению.
А с учетом того, что музыканты все про всех знают, то новость, почему именно вас уволили, разнесется на следующий же день. А теперь вспоминаем, что работу итак найти непросто...
Короче, выгоднее не пить или пить умеренно и не на рабочем месте.

10. У вас такие зарплаты, такая конкуренция... И зачем вы туда пошли?
Ну... Это как спросить врача в нашей стране, зачем он пошел в медицину.
Это призвание. Тем более, когда в детстве начинаешь этим заниматься, то о деньгах не думаешь особо.
Из плюсов у нас есть гастроли. Вы не только мир смотрите, но еще и деньги за это платят. Хотя гастроли тоже изматывают, но все-таки. Плюс неполный рабочий день, можно днем с семьей побыть.

11. "...оркестр по своему составу должен быть сбалансирован. Что это значит с точки зрения звукорежиссуры, я приблизительно представляю. А что это значит с точки зрения музыкантов? "
Что такое баланс?
Это грубо говоря когда вы тему слышите лучше, чем аккомпанемент, а если все играют аккорд, то слышно равномерно все инструменты, а не только тромбонов, которые втроем легко могут перекрыть весь оркестр.
Но вообще есть правила даже чисто количественные.
У струнников соотношение такое:
- 10 чел первых скрипок
- 8 чел вторых скрипок
- 6 альтов
- 6 виолончелей
- 4 контрабаса
У духовиков все разделено по голосам, они каждый играет свою партию. Так что сколько будет голосов, столько будет и духовиков.
Но, например, если в произведении будет много меди - валторны, трубы, тромбоны и т.д. - то и струнников будет больше. Иначе медь их просто перекроет и ничего не сможет с этим сделать.
Всем этим сведением баланса занимается дирижер.

12. "Достаточно ли на ваш взгляд музыкантов, чтоб сохранять уровень культуры в стране? А как с финансовыми ресурсами? Справедливо ли они распределяются?"

Музыкантов, имхо, достаточно. А вот финансов не хватает. Культура вообще финансируется по остаточному принципу. Более того, есть федеральные бюджеты, а есть муниципальные. Так вот львиную долю федерального бюджета забирает Большой и Мариинский. Но они и денег приносят как 20 театров, ибо они бренды. А вот в регионах театры и филармонии финансируются за счет города. Деньги тоже идут городу, но все печально. Даже очень.

13. "Бывает ли, что один музыкант подгаживает другому"

Да. Вот несколько реальных историй.

Выписано у концертмейстера первых скрипок небольшое соло - несколько строчек всего. Над нотами подписаны пальцы, чтоб уже не думать, где что нажимать. Пальцы у нас нумеруются не так, как у нормальных людей: большой палец не считается, поскольку в игре не участвует, поэтому нумерация идет от указательного, который подписывается номером 1. Ну и т.д. до мизинца, который будет №4.
Какая-то сволочь стерла 4 и надписала 5. Все, человек сбился. Не потому, что плохо играет или не может играть без своих надписанных пальцев. Он просто не ожидал.
Поэтому концертмейстеры, если им играть соло, носят с собой эти 1-2 странички и перед каждым спектаклем вставляют их в ноты.

Вторая история.
Девочка только поступила в оркестр. Играет на ф-но и челесте. Ф-но тоже иногда нужно в некоторых произведениях, а челеста выглядит как ф-но, а звучит колокольчиками, которые вы слышите в "Фее драже" из "Щелкунчика".
Идут гастроли. Программа везде одна и та же, но кое-где меняется. Девочка спросила, какие номера идут сегодня. Ей ответили, что она может гулять.

Но фишка в том, что она была нужна. Ее почти уволили, оставили без гастролей и т.д. Потому что спрашивать надо было не у дцатого тромбона, а у концертмейстера или дирижера. А человек, который ей такое насоветовал, съехал, что "она не так поняла, да и вообще она меня не спрашивала".

14. Играете ли вы в переходах?
Нет, никогда. Во-первых, это минус престиж. Могут нафиг уволить с основной работы. Да нам и самим в голову не придет.
Во-вторых, нам инструменты сильно жалко. А ремот стоит бешенных денег.



Наверное все пока что :)

Показать полностью
5263

Как работает оркестр

Чего-то я давно посты про свою профессиональную деятельность не пилил, решил исправляться.

Вспоминая мои многочисленные беседы с немузыкантами, я понял, что многие не представляют себе, как там внутри функционирует оркестр или театр изнутри. Как идет прием на работу, какой график и т.д.

Может, будет кому-то интересно.

Итак, начнем сначала. Вы хотите устроиться на работу в оркестр. Открываем всем известные сайты и ... не находим ничего. Вакансии на сайты просто не попадают, они обычно вывешиваются на сайтах самих коллективов, но еще раньше о них узнают сами музыканты от своих коллег.
Дальше идет подача документов: сканы паспорта и диплома, биография и часто видео-запись, это как бы пре-отбор, в результате которого вас могут легко не допустить до основного этапа.


Если вы прошли этот этап - поздравляю, вам скажут, когда явиться в театр.
Но нет, собеседования не будет. Вместо него вам предстоит играть прослушивание, на человека в среднем минут по 5-7. И вас там будет человек так 80 на 2 места. Да, вот такие дела.

Для прослушивания обычно нужно одно обязательное произведение и одно по выбору. Обязательное произведение зависит от инструмента, но ни для кого не является сюрпризом: от скрипачей всегда требуется один из кончертов Моцарта, от альтистов - концерт Стамица, от виолончелистов - Гайдн и т.д. А вот произведение по выбору может быть в общем любым, но максимально показывать вас с лучшей стороны за оставшиеся 5 минут прослушивания. И его еще могут не спросить, если обязательное произведение было как-то так себе.

После этого вы либо проходите на следующий тур, либо нет.
Если прошли - вас ждет чтение с листа или оркестровые трудности. Чтение с листа - это, в общем понятно, что такое: поставили перед тобой ноты, которые ты в глаза не видел, и давай читай. Это показывает, как быстро ты воспринимаешь незнакомый текст и владеешь своим инструментом.

А что такое оркестровые трудности? Это кусок партии для вашего инструмента из какого-то оркестрового произведения (балет, опера, симфония и т.д.), который представляет реальную трудность. То есть это приходится прям реально учить и иногда не одну неделю.

Если вы прошли все этапы найма, то вам предлагают контракт с испытательным сроком месяца на 2-3. Испытательный срок оплачивается, все окей. Дальше как пойдет. Бывает, сразу заключают годичный концерт, без испытательного срока.

Теперь про саму работу.
Опаздывать недопустимо. Вообще. Первое опоздание - выговор, второе - это повод для увольнения.
Поэтому существует понятие "явка" - на спектакль приходите за полчаса, на репетицию - за 15 мин. Духовики приходят раньше, поскольку им надо разогреть инструменты, они зависят от температуры сильнее, чем струнные.
Но даже на явку опаздывать нельзя, карается штрафами.

Репетиция в среднем идет 3 часа с перерывом в полчаса посередине. Могут отпустить пораньше, могут иногда задержать подольше.  Спектакль - это как пойдет, но обычно часа 4, поскольку для публики предусмотрены антракты, а сами спектакли могут быть очень длинными. Например, опера "Борис Годунов" без "купюр" - т.е. без вырезанных кусков - идет около 4х часов чистым временем. Прибавляем сюда минимум два антракта по полчаса...

Про зарплату.
Часто зп рассчитывается следующим образом. Есть ставка, например, вы должны отработать в месяц 15 вызовов. Вызовом считается все, что дольше часа-полуторых. Ставка эта мизерная как правило, 20-30 тыс. в Питере и Москве. Но стоит отработать на 1 вызов больше ставки, как идет сразу надбавка за вредность, за переработку и т.д. Обычно в месяц выходит 20-25 вызовов. Но в декабре, когда "Щелкунчики" могут быть по 2 раза в день, вызовов может быть и 35. Это при том, что оркестр, балетная и оперная труппа всегда имеют полуторный, а то и двойной состав - т.е. люди меняются, иначе все бы пахали без выходных.
В общем, если у вашего театра есть деньги - у него хорошо продаются билеты и государство выделило ему грант - а вы отпахали около 20 вызовов в месяц, то можно получить около 60 тыс в Питере или Москве. В регионах все сильно печальнее.
Выходной у театра обычно - понедельник. Но обычно спектакли идут 7 дней в неделю, так что когда вас вызывают в ваш законный выходной, то предлагают два варианта: оплата по двойной ставке или лишний день к отпуску.

Теперь про иерархию.
В оркестре самый главный - это дирижер, как многим известно. За ним идет концертмейстер первых скрипок - т.е. та самая "первая скрипка". За ней идут концертмейстеры прочих групп инструментов: вторых скрипок, альтов и т.д.
Концертмейстеры получают примерно в 1.5 - 2 раза больше простых смертных, а вызовов у них меньше. Их функции - это чтоб группа играла слажено, вместе и как один.
Для этого проводятся групповые репетиции - это когда на репетицию приходит только одна группа, например, альты, и их концертмейстер мурыжит их до посинения.

Теперь ответы на самые частые вопросы и развенчание мифов.
1. Да у вас там работы нет, 15-20 вызовов в месяц, да еще и не полный день занимают. Не работа, а халява.

Нифига.
Во-первых, вы должны сами постоянно заниматься наедине с собой, потому что вас легко могут попросить сыграть конкурс через годик еще раз. И если сыграли не очень, то упс.
Во-вторых, оркестров в крупном городе примерно десяток. А музыкантов в сто раз больше, а все что я там выше рассказывал справедливо только для коллективов с государственной поддержкой. Многие бегают по разовым спектаклям, имея по 45 вызовов в месяц, а зарабатывая при этом 40-50 тыс. При этом, естественно, никаких налогов, больничных, отпускных и пенсионных.
Так что если вы потеряли работу - вам труба. Полная.
В-третьих, концертмейстер легко может вызвать всю свою группу за час до спектакля на групповую репетицию длительностью 45 мин. А вызов - это все, что от часа длительностью. То есть эти 45 мин вам никто не оплатит. И отказаться нельзя, иначе в следующем году контракт с вами не продлят.

2. Зачем заниматься, если ты итак уже играть умеешь?
Потому что играть соло и играть в оркестре - это 2 разные специфики. В оркестре по-прежнему надо играть все ноты, но при этом не отсвечивать. Тебя из группы слышно не должно быть. В соло - все наоборот.


3. Как вы понимаете, что там машет дирижер?
Есть такое понятие как "сетка" - стандартные жесты руки, обозначающие доли. Так оркестрант понимает, в каком месте такта мы сейчас находимся. А другая рука дирижера показывает характер музыки и вступления отдельным группам инструментов - если у вас тактов 60 паузы, то очень желательно, чтоб дирижер показал, когда там играть дальше. Но надо считать самому, конечно.

Но это в идеальном мире. В реальности у каждого дирижера жест немного индивидуальный. Некоторые показывают вообще не понятно и сетку не держат, тут только молиться и пристально смотреть на своего концертмейстера - за этим они и нужны, чтоб показывать, когда будет играть ваша группа. Он обычно особым образом кивает или двигает плечами или показательно заносит смычок.

4. Как вы умудряетесь махать смычками в одну сторону?

Мы договариваемся на репетициях и пишем это в нотах обозначениями. Обычно штрихи ставят концертмейстеры и согласуют между группами, а потом их переписывает группа.

5. А что, есть разница, в какую сторону махать?
Да. Смычок устроен так, что его нижняя часть значительно тяжелее верхней. Поэтому у конца звук легче и воздушнее. Так что если вы хотите мощную атаку звука, то все должны играть "вниз", т.е. от самой тяжелой части.

6. А как балет понимает, когда танцевать?
Во-первых, у них есть тоже свои "ноты", где записаны их движения. Во-вторых, они постоянно видят дирижера, а он все машет наизусть и неотрывно смотрит на них. Потому что самый главный секрет состоит в том, что это не они танцуют под музыку, а музыка играет под их ноги.
Так что главное правило театра - ничего не играй по слуху. Никогда. Потому что сегодня у вас новый солист, у него выше и шире прыжок, поэтому вы играете чуть медленнее. То же самое с певцами.
Если сыграл поперек - это кирдык.

Вот и все, наверное.
Спасибо, если дочитали. Будут вопросы - велком в комменты.

Показать полностью
66

Снова про коронавирус и идиотизм

Простите, меня несколько бомбит.

Есть у меня близкий родственник, у него есть друзья, назовем их Игорь и Инна. Взрослые люди почти пенсионного возраста, работают, помогают воспитывать внуков, есть взрослая дочь, которая живет отдельно с мужем и детьми.

Семья дочери в полном составе болеет ковидом. Поскольку родители живут отдельно, то автоматом их в контактные не записали, а дочурка не сказала, что виделась с родителями незадолго до проявления у нее первых симптомов. Она ж не "стукачка", чтоб родителей на самоизоляцию сажать.

Зная, что дочь со всей семьей сидит дома с официально подтвержденным диагнозом, зная, что они недавно их видели, т.е. являются контактными, Игорь и Инна не стали изолироваться. Они оба продолжали ходить на работу, не стали ставить никого в известность о своем "новом статусе". У обоих работа с людьми.

Что мы имеем сейчас? Они оба болеют - температура за 40, воспаление легких на КТ, но бодро идут на поправку, даже в больницу не забирали. Диагноз "внебольничная пневмония" или хз что. Вы думаете, кто-то на их работах знает, что у них ковид? Может, Роспотребнадзор, Минздрав или поликлиника смогли сложить "2+2" и сообразить, что эти два долбаеба являлись контактными по отношению к персоне N - дочка не меняла фамилию после замужества -  а теперь заразили весь район, потому что им похер на других?

Угадайте ответ.
Через неделю они собираются выходить на работу.
А я прожег стул уже.

7

Наткнулся я тут на статью про нашу вакцину

Я раньше копипастами не занимался, но тут пройти мимо не мог.

"Минздрав РФ зарегистрировал первую российскую вакцину от нового коронавируса, созданную в Центре имени Гамалеи. Регистрация пока «условная», завершены только две фазы испытаний из трех, однако полученных данных, по мнению Минздрава, достаточно, чтобы начать вакцинацию людей из групп риска. Результаты испытаний до сих пор не опубликованы, зато в государственном реестре лекарственных средств появилась инструкция по применению новой вакцины. Редакция N + 1 внимательно ее прочитала — и рассказывает, что можно узнать из нее об эффективности и безопасности препарата.

Результаты первых двух фаз клинических испытаний, по словам главы РФПИ Кирилла Дмитриева, появятся в открытом доступе лишь к концу августа. Однако кое-что о них можно прочесть уже в инструкции, в разделе «фармакологическое действие». Там сообщается о 38 взрослых (18-60 лет) добровольцах, которые участвовали в испытании: 9 получили только первую дозу вакцины, еще 9 — только вторую (эти две группы составляли первую фазу испытаний), а еще 20 — обе дозы согласно протоколу прайм-буст (это была вторая фаза). Состояние иммунной системы испытуемых врачи оценивали через 6 недель начала вакцинации.


Контрольную группу дизайн исследования не предусматривал. Силу иммунного ответа у добровольцев сравнивали с их собственными показателями до введения вакцины. Не было предусмотрено и какого бы то ни было ослепления: исследование было открытым, то есть все участники знали о том, кому и какая досталась вакцина."


Я ни разу не исследователь, не ученый, не эпидемиолог и еще куча всяких "не". Но при словах "дизайн контрольную группу не предусматривал", я ойкнул и полез в вики.

Читаем, что нам пишет вики по поводу второй фазы клинических исследований:
"Оценив фармакокинетику и фармакодинамику, а также предварительную безопасность исследуемого препарата в ходе исследований фазы I, компания-спонсор инициирует исследования фазы II на большей популяции (100—500 человек)
В фазе II обязательно наличие контрольной группы, которая по составу и количеству пациентов не отличается от группы, получающей изучаемый препарат. Пациенты в двух группах должны быть сопоставимы по полу, возрасту и предшествующему фоновому лечению. При этом эффективность и переносимость нового препарата сравнивают либо с плацебо, либо с другим активным препаратом, который является «золотым стандартом» в лечении данного заболевания".

Ну и по традиции: я тут ни в коем случае ни к чему не призываю, у нас самая лучшая вакцина, вики не права, а автор поста - наглый лжец.

https://nplus1.ru/blog/2020/08/11/read-the-manual

https://ru.wikipedia.org/wiki/Клиническое_исследование#Фаза_II
34

Если бы Бах услышал Майкла Джексона и Леди Гагу

Честно стыренные из интернета обработки хитов в стиле Баха и не только)
Идея не нова, но прикольна. Обычно обрабатывают классику на современный лад, а тут наоборот)

Показать полностью 1
41

Учеба в Германии глазами студента-иностранца

Если честно, я в шоке, что так зашел мой прошлый пост
Германия глазами студента-иностранца


Раз интересно, то, наверное, напишу как проходит учеба. Сразу оговорюсь, что все, что я пишу - это мой личный, субъективны опыт, накопленный за 2 года жизни в небольшом городе в Тюрингии. Я профмузыкант, а у музыкантов всегда все не как у людей, поэтому моя учеба может сильно отличаться от учебного процесса у врачей, айтишников и т.д., как и процесс поступления в ВУЗ или найма на работу.

Вообще, имхо, Германия - это рай для студента.
Во-первых, обучение бесплатное, причем даже для иностранцев. Раз в семестр вы платите взнос в универ в районе 200-400 евро (может, где-то больше), но это плата за пользование библиотекой, проезда на общественном транспорте, взнос в студсовет и что-то еще по мелочи набегает, точно не помню.


Во-вторых, к студенту относятся как к человеку. В чем это выражается: преподаватель объясняет все максимально доступно и не начинает стыдить тебя, если ты чего-то не знаешь. Да, выразить недовольство может, типа "ну как так", но не более того. Преподаватель старается сделать свои лекции интересными.  Есть электронный портал ВУЗа, куда многие преподы выкладывают свои лекции вместе с материалами в сжатой форме. Конечно, там далеко не все, и конспектирование никто не отменял, но если ты пропустил пару лекций, то из контекста не выпадешь.

ВУЗ прекрасно оборудован. Тебе нужна камера, проектор, хочешь показать презентацию? Да, хорошо, оставь заявку за неделю-две, если оборудование есть, тебе его принесут, соберут, подключат, а в конце все унесут.

Библиотека - это песня. В России я сталкивался с ситуацией, когда препод рекомендовал учебник, написанный в 60х, которых в библиотеке 3 штуки, а вас в группе 40 человек. Здесь такой фигни нет. Огромный выбор литературы, по нескольку экземпляров. Есть электронный каталог, можно самому посмотреть, есть ли нужная тебе книжка, а если нет, то когда ее вернут. Возвращают в срок, потому что если ты просрочил возврат и не продлил, то начинаешь платить штраф за каждый день просрочки. Да, в день это 50-70 центов, не помню точно, но если ты 3 месяца не возвращаешь книгу, то сумма набегает приличная. Студенты к книгам относятся бережно, если ты ее конкретно попортил, то плати штраф или покупай новую, при утере покупаешь новую. Если студенты хотят сделать какие-то пометки на полях,то просто ксерят конкретные страницы.
Копировальные аппараты стоят прямо в библиотеке, стоимость копии 10 центов, копируй сколько влезет.

Есть возможность выбрать, какие предметы когда проходить. Конечно, есть и обязательные предметы, которые надо брать в строго определенное время, но в основном ты сам решаешь, какое у тебя будет расписание в этом семестре. Кажется, что это халява, но требует довольно серьезной самоорганизации: места в группах ограничены, некоторые лекции идут в одно время, поэтому надо успеть всюду вовремя записаться и проследить, чтоб не было наслоений. Есть и еще один момент: если к концу своей учебы ты что-то не сдал, то тебе продлевают учебу еще на полгода, даже если у тебя не закрыт какой-то 1 вшивенький семинар. А полгода жизни в Германии ради одного-двух предметов - это слишком дороге удовольствие. Но в целом, если вы умеете планировать, то все будет нормально. Есть возможность делать какие-то свои проекты и под это дело составлять себе менее загруженный график.

Для меня было сюрпризом, что если ты прослушал курс лекций, еще не обязательно, что ты пойдешь сдавать экзамен. То есть на некоторых курсах надо на экзамены записываться дополнительно, а на некоторые идешь автоматом. Почему так - понятия не имею. Узнал случайно, только потому, что сам педагог спросил, мол, почему не записался, так бойко отвечаешь же. А я и не в курсе был, что надо. Хорошо, что был резервный день для таких идиотов, как я.
Если на экзамен ты не записался, то спокойно сдаешь его через полгода, но при этом ты уже не можешь второй раз прослушать тот же курс лекций. На потоковых курсах это возможно, конечно, просто не отмечаешься. Но в группах уже никак. Так что лучше сдавать все сразу.

Есть 2 попытки для пересдачи, если я все правильно помню. Но и дальше можно договориться как-то, если причина уважительная. Но я до такого не доводил, не знаю точно, как это фукционирует.

Общага по сравнению с российскими почти Версаль. Евроремонт, отдельные комнаты, общага блочного типа, т.е. как будто в коммуналке живешь: 4-8 комнат, 1 кухня, 1-2 санузла в заивисимости от кол-ва человек. УБираетесь сами, по графику. Комендантов нет, вахтеров нет. Если есть какие-то проблемы - оставляешь заявку хаусмастеру, который выступает в роли и разнорабочего, и решателя конфликтов, и комменданта, когда надо, и вообще он может все)) Если он увидит, что вы засраи нафиг свой блок, то дается срок на уборку, в противном случае пригласится клининговая компания за свой счет. Поэтому студенты стараются до совсем свинарника не доводить. В подвале есть прачечная с стиральными машинками и сушилками, обычно там очереди всегда. Платишь в атомат денюжку и стираешь.

Вообще, имхо, иностранные студенты более дисциплинированные, хотя у них и больше свободы. Возможно это происходит потому, что они более осознанно выбирают место учебы, к тому же, могут без проблем переводиться из универа в универ в поисках лучшей жизни. Есть и совсем раздолбаи, но таких немного. Есть и списывальщики, но их тоже относительно немного, в основном народ списывает то, что не очень к профилю относится.

Хотя обучение бесплатное, деньги все равно нужны. Германия считает, что в среднем студенту надо 835 евро в месяц, но это часто нифига не соответствует реальности.  Если живешь в маленьких городках и в общаге, то можно и на 450-600 жить, на 450 - это прям выживание, но и такие знакомые у меня есть. В крупных городах типа Берлина ценники совсем другие. В общаги очереди, цены на них в 3 раза выше. Снять квартиру или комнату - это адский гемор, особенно если не из ЕС и первый год в Германии.

Вообще по моим ущещниям, первый год самый тяжелый. Куча возни с доками, плохой немецкий (или вообще никакого), ничего не знаешь, постоянно какие-то проблемы на ровном месте возникают, подработать крайне трудно. Потом становится легче.

Есть стипендии, их безумное множество, есть как и от вуза, где учишься, так и от фондов, государства. Критериев масса: для недавно прибывших в страну, только для граждан Германии, только для граждан ЕС, только для неграждан ЕС, только для католиков/протестантов/евреев/адевентистов седьмого дня, тлько для женщин, только для музкантов/врачей/экономистов/спортсменов и т.д., для оплаты учебы по обмену, для финансирования проекта, для изуения языка за бугром, для оплаты книг, для оплаты расходов на дорогу до конференций... Чтоб найти себе стипендию, нужен определенный скилл. И обязательно немецкий.

В прошлом посте я писал, что отношение к иностранцам очень терпимое, молодежь говорит по-английски, в всяких структурах могут найти англоговорящего сотрудника и т.д. Но проходить собеседование для стипендии вы будете по-немецки, поэтому если связываете 2 слова и медленно, лучше даже не соваться. Иначе не только пролетите со стипухой, но и потом могут не позвать. Я в свой первый год даже не подавался никуда, потому что с А2-B1 пройти собес не смог бы никогда. Да, мой вуз зачислил меня с таким уровнем языка и дал 2 семестра на получение сертификата В2. В школе я учил английский, а немецкий пришлось учить с нуля за год. Есть знакомые, кто за год разговорился с нуля до B2 и получил сертификат в Гете институте, но я не такой гений.

Изучение языка - это отдельная тема. Я учил с учителем тет-а-тет, потому что в группах мне трудно. Что-то доходит быстрее, что-то медленнее, поэтому с личным педагогом проходит как-то продуктивнее. Выхоит это чуть дороже курсов от Гете, но поскольку платите частями, а не сразу всю сумму, то не ощущаете так остро. Я писал всякие курсовые и рефераты на заказ и с них оплачивал уроки.  К тому же, если я пропускаю занятие, я за него не плачу и материал не проходят без меня. Но даже если у вас будет самый лучший учитель с нобелевской премией и черным поясом по обучению идиотов, вам это не поможет, если не будут заниматься сами. Я занимался в день по полтора-два часа. Грамматика, куча всяких упражнений, читал детские книжки, смотрел всякие обучающие видяхи с ютуба и DW, учил слова списками и т.д. Сертификат на знание языка получал уже в Германии в местном шпрахцентруме, а доки в ВУЗ приняли с сертификатом А2 от Гете.

Рядом с моим ВУЗом отличная студенческая столовая - менза. Менза не привязана к конкретному универу и есть там может кто угодно. Просто если у вас есть тОска - студенческая карточка - вам будет все в 2.5 раза дешевле примерно. Порции гигантские, меню разнообразное довольно. Мне обед обходится примерно в 4-5 евро. Педагоги за точно такой же обед отдадут уже 6 евро, а гости - 8-10.

В целом, учиться в Германии мне нравится больше, чем в России. Много непривычного, много узнаешь сам, но тебя никто не тормозит и если есть интерес, то тебе уделят время, помогут, порекомендуют литературу и т.д. Не говорю, что в России образование тотальное гэ, есть прекрасные педагоги, с которыми мне посчастливилось встретиться и которые научили меня очень многому. Но универ мне нравится больше немецкий пока что.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!