О Героях былых времен.
6 постов
6 постов
Небо нависло над горами так низко, что цеплялось облаками за края острых серых скал. Облака, зацепившись за скалы, густым туманом стекали в ущелье. От безжизненных каменистых скал, на которых не росли даже лишайники и мох, веяло тоской и безвременьем. По дну узкого и глубокого ущелья, усыпанного валунами, черной змеей извивалась речка. У входа в ущелье, немыми стражами лежали два огромных валуна. Делая резкий поворот, ущелье расширялось, образуя небольшую площадку обрывающуюся в бездну. В разреженном утреннем воздухе не было слышно ни единого звука. Абсолютная тишина.
Неожиданно тишину разорвал странный, непонятно откуда взявшийся звук. Это было похоже одновременно на бормотание, шепот, стон и рычание. Из за валуна появилась маленькая сгорбленная фигура человека. Туман и расстояние не позволяли понять кто это – мужчина, женщина или ребенок. Медленно и упорно фигурка шла вверх по ущелью. Было заметно, что каждый шаг давался ей с большим трудом. Она шла, опираясь на палку, часто спотыкалась и останавливалась передохнуть, бормоча, что- то себе под нос, не поднимая головы. Только когда ночь упала черным покрывалом на горный хребет, фигурка доползла до выхода из ущелья. Устроившись между двух валунов, она замерла в ожидании рассвета.
На горизонте стало светлеть, появилась алая полоска зари. Фигура зашевелилась и подошла к краю пропасти. Солнце всходило из-за гор, и первые розовые лучи его прорывались через матово-чёрные тучи, золотили края их и, струясь, рассыпались по сотням вершин, играя тончайшими красками на тысячах тучек, озаряя огромное зеленое море у подножия скал. Когда солнечные лучи осветили стоящую на краю бездны фигурку, стало понятно, что это сгорбленная старуха. Она была одета в бесформенную черную накидку с капюшоном. На голове была повязана косынка, из-под которой выбивались пряди спутанных седых волос. Если бы художнику понадобилась натура, для того чтобы нарисовать Усталость или Безнадежность, то старуха идеально подошла бы. Ее испещренное морщинами лицо, выцветшие безжизненные глаза и застывшее горестное выражение лица говорили о многих трудностях и лишениях. У ее ног лежал огромный мешок, доверху чем-то заполненный. Стоя на краю пропасти, старуха жадно ловила каждое мгновение рассвета, и в тот миг, когда солнце коснулось мешка у ее ног, она наклонилась и развязала его.
- Каждое живое существо имеет право на выбор! – раздался в тишине ее шепот.
- Каждое живое существо имеет право на выбор! - повторила она громче. У нее оказался, на удивление, звонкий и громкий голос.
- Каждое живое существо имеет право на выбор! – практически закричала она, запрокинув голову.
Она повторяла эту фразу как мантру, снова и снова, она доставала из мешка какие то вещи и выбрасывала их в пропасть.
- Каждое живое существо имеет право на выбор! – крикнула она и в бездну полетела стопка писем перевязанных алой лентой. Лента развязалась, и письма разлетелись, кружась и падая белым листопадом.
- Каждое живое существо имеет право на выбор! – и вслед за письмами полетели стопки фотографий, свадебное платье, детские поделки.
Когда закатное солнце коснулось верхушек гор, мешок почти опустел. Старуха достала из него последнюю вещь, завернутую в ткань. Бережно прижимая ее к себе, горбунья поковыляла к самому краю бездны. Остановившись, она аккуратно развернула ткань и вытянула вещицу вперед, показывая солнцу. Лучи уходящего солнца коснулись ее и вспыхнули ярким фейерверком. В руках у старухи было хрустальное сердце. Оно сохранило следы былой красоты и величия, несмотря на то, что не раз было склеено и местами не хватало кусочков, и казалось огромным, в ее сморщенных натруженных руках.
Закрыв глаза, она разжала руки, и сердце устремилось в пропасть. Ударившись о край скалы, оно разлетелось на миллионы мелких осколков, которые в лучах закатного солнца, вызвали невообразимо прекрасную феерию света.
- Каждое живое существо имеет право на выбор! Даже ангел – хранитель..– повторила старуха глухим голосом, развязывая накидку.
Одним движением она сбросила ее с плеч и выпрямилась во весь рост. На месте горба оказались большие и некогда очень красивые белые крылья. Сейчас в них явно не хватало перьев, а оставшиеся явно нуждались в уходе. Половина одного крыла безжизненно болталась и причиняла хозяйке боль.
- Каждое живое существо должно принимать последствия своего выбора. Я принимаю их – существо сделало шаг вперед и на миг, как будто зависло над бездной. В этот момент последний солнечный луч погас, и солнце окончательно зашло, погрузив мир во тьму.
Огромная полная луна, выплыв на небосвод, озарила округу холодным серебристым светом. В этом безжизненном свете особенно пугающе выглядела фигура ангела, застывшая на вершине скалы. Она пристально посмотрела вдаль, затем улыбнувшись, выдохнула.
-Свободна… - прошептал ангел. И взмахнув огромными черными крыльями, взмыл ввысь.
Мой предыдущий пост, об убийстве подростками мужчины в парке Сен-Гали и сборе денег для адвоката и передачек в родительском чате класса, где учился один из уродов удалили. За размещение недостоверной информации. Серьёзно?! А какой именно, Пикабу? Ссылку на новость я опубликовала. Скрины из родительского чата тоже, замазав личные данные. Что именно было недостоверно?
Данный пост не содержит рекламу и является субъективным мнением автора.
Небольшая предыстория.
Театром я заболела давно. Это была любовь с первого взгляда, с первой минуты. Очень много лет назад я волею судьбы попала в театральную студию, которую вёл потрясающий режиссер и театральный критик - Газданов Таймураз Сергеевич. Это был театр гражданской сатиры, каждый спектакль которого был как откровение. Таймураз Сергеевич учил нас думать и анализировать, отделять зерна от плевел, выдавливая из своих студийцев восприятие театра на уровне обывательского «нравится – не нравится». Он смог дать нам очень важное умение – видеть скрытые подтексты, постигая «сверхзадачу» спектакля, что очень пригодилось и в жизни, ведь «Весь мир – театр, а люди в нем – актёры». Его жизненным кредо была фраза из знаменитых стихов Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться. И день и ночь, и день и ночь!».
Потом был профессиональный театр, в котором довелось быть и актрисой, и помощником режиссёра. С тех пор прошло очень много лет. Я давно ушла из театра, но театр не ушёл из меня. Переехав в Питер, я ушла в «театральный запой». За полгода я посетила практически все театры: от больших и именитых до театров малых форм – малоизвестных, студенческих, любительских. Эмоции каждый раз были разными, но всегда очень яркими.
Самое большое разочарование «подарили» именитые театры – Александринский, Малый драматический и иже с ними. В этих «храмах» давно не служат Музам. В них восхваляют и чтут демона Мамона, принося ему в жертву чистоту и искренность театра. Ибо ничем другим, я не могу объяснить появление на сцене недоразумения, которое А. Могучий называет спектаклями. Может он и гениальный режиссер, новатор и креативщик, но Ромео, жующий на сцене жвачку и говорящий на сленге, а Гамлет почёсывающий зад, вызывают у меня тошноту и изжогу. Я не хочу суперреализма в театре. За ним я могу сходить на улицу. В театр я прихожу за красотой, за волшебством.
А еще я не хочу приходить в театр и видеть абсолютно неискреннюю, натянутую игру именитого актера, всем своим видом демонстрирующего пренебрежение и неуважение к зрителю. Он просто пришёл отработать бабки. Не более того.
Объединяет эти театры одно – они думают за зрителя. Все коды (акценты) в спектаклях расставлены так, что у зрителя не остаётся возможности подумать, никакого шанса самому решить плохой герой или хороший. Ему разжевали, в рот положили и пальцем протолкнули. Поэтому все эти адепты Мамоны попали в мой чёрный список. Но душа хотела чуда. Поэтому мои поиски продолжились. Я пошла сначала по театральным студиям, потом по театральным мастерским при профильных учебных заведениях. И нашла. Уже и не помню, как я попала впервые в мастерскую Тимура Ворохова в университете им. Герцена, но уйти от этих ребят уже не получается.
Я смотрела каждый их спектакль несколько раз. Спектакли разно жанровые, но все отрежиссированы и отыграны на 5+. И каждый раз находила что-то новое, каждый раз эти ребята заставляли меня ДУМАТЬ. Они не решают за тебя кто из героев плохой, а кто хороший, не провоцируют одноразовый выброс эмоций. Они скорее, как хороший коньяк – оставляют очень терпкое и необычное послевкусие.
Разве человек в здравом уме и твёрдой памяти, может посочувствовать торговцу наркотиками? Разве может вызвать раздражение и осуждение мать, спасающая сына наркомана? Оказывается может. И символ Нового года – мандаринки, могут стать символом смерти. В своем спектакле «Чур, не моё горе» ребята тесно сплели перформанс и традиционный театр, но сделали настолько тонко и органично, что воспринимается абсолютно естественно и производит неизгладимое впечатление. А в спектаклях «Ритмы окон» и «Марусино счастье» они выводят на такие глубинные переживания, о которых сам зритель не всегда догадывается. Они подкупают и влюбляют в себя навсегда. Такие театральные коллективы вселяют надежду, что не все потеряно. После их спектаклей очень хочется верить, что Музы вернутся в театр.
К написанию этого поста меня подтолкнула блокадница. 5 мая у ребят был спектакль, посвящённый Дню Победы. Абсолютно беспристрастно, без эмоций, без пафоса и без «слезодавильных» приемов ребята рассказали о войне. А после спектакля плакали все. А слезы самого режиссёра и актёров дорогого стоят, я считаю.
Владимир Сергеевич Ивашов родился 28 августа 1939 года в Москве, в обычной рабочей семье. Отец был простым рабочим на авиационном заводе, мать – швеёй на фабрике. С малых лет Владимир умел и шить, и столярничать, и готовить. Во дворе он был хоть и не самым сильным мальчишкой, но никого не боялся и всегда умел за себя постоять. Школьником он мечтал стать актёром. Увлекался кукольным театром и ходил на спектакли к Образцову. Дома мастерил кукол и устраивал представления для младшей сестры. Выступал в цирке в массовке. А когда получил аттестат зрелости, решил посмотреть, что такое ВГИК, хотя отец советовал идти на завод. Закончив школу в 1956 году, Владимир подал документы во ВГИК и был принят на курс Григория Михайловича Козинцева. Учился он легко, хотя нельзя было сказать, что Ивашов уж очень сильно выделялся среди своих однокурсников. И, тем более, никто не предполагал, что всего лишь через год имя этого юноши будет знать вся страна. Ещё в студенческие годы сыграл роль юного солдата в фильме Г.Н. Чухрая «Баллада о солдате».
Один из американских журналов писал: «Голливудским звёздам, готовившим юных актёров, следовало бы сесть со своими питомцами на первый самолёт в Москву и устроить их в институт, раз там делают таких актёров из девятнадцатилетних юнцов». Картина была отмечена призом «За лучший фильм для молодёжи» и призом «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества». А на исполнителя главной роли Владимира Ивашова свалилась неслыханная популярность. Памятник Русскому Солдату в Болгарии после фильма Г.Н. Чухрая жители страны про себя стали называть Алёшей. После «Баллады о солдате» Владимир Ивашов мастерски сыграл роль Печорина. «Герой нашего времени» Григорий Печорин в исполнении Ивашова получился очень органичным и убедительным, верным с психологической точки зрения и обладающим истинной лермонтовской глубиной и трагизмом. Печорин, сыгранный Ивашовым, получился ярким, глубоким, внутреннее надломленным человеком, мучительно и безуспешно ищущим своё истинное предназначение в жизни, именно таким, каким создал его в своём романе М.Ю. Лермонтов.
Всё ещё будучи студентом ВГИКа, Ивашов снялся сразу в нескольких фильмах: «Тучи над Борском» (1961), «Семь нянек» (1962) и других. В приключенческом фильме «Новые приключения неуловимых» (1968) Ивашову досталась роль адъютанта полковника Кудасова. В этом фильме обнаружилась ещё одна грань его таланта - Ивашов прекрасно пел под гитару. Песня «Русское поле» в его исполнении стала «визитной карточкой» актёра. Кроме того, Владимир Ивашов снялся в роли адъютанта Приходько в эпической драме «Железный поток». В 1970-е годы Владимир Ивашов продолжал много сниматься в кино. Так, всего через год после успеха «Семнадцати мгновений весны» (1974) с Вячеславом Тихоновым на «Таллинфильме» был снят фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата». В этой картине Ивашов сыграл разведчика Исаева - будущего Штирлица. В том же году он сыграл Володю в мелодраме «Когда наступает сентябрь». Режиссёры безжалостно эксплуатировали его внешность, не предлагая ничего серьёзного. Даже в Театре-студии киноактёра, где Ивашов проработал 30 лет, он сыграл лишь две стоящие роли: Ставрогина в «Бесах» Ф. Достоевского и Автора в пьесе А. Блока «Здесь на синей земле».
В начале 1990-х годов многие советские актёры не смогли приспособиться к условиям новой жизни. Не стал исключением и Владимир Ивашов. В Театре киноактёра не было работы, соответственно, не было и денег. Владимир Сергеевич очень страдал от своей невостребованности. В 1990-е годы предложений сниматься ему практически не поступало. Ивашов признавался: «Сейчас в фильмах много грязи. После них хочется либо запить, либо повеситься. Несмотря на трагический финал „Баллады о солдате“, после его просмотра в зрителях происходило ...очищение. После него хотелось жить. Сегодняшнее кино ради эффекта готово пустить под откос всё, что осталось в человеке доброго, радостного, святого».
Последней большой работой Ивашова в кино стал фильм Александра Муратова «Рукопись», который вышел на экраны в 1992 году. Это была совместная советско-французская постановка по повести Л. Чуковской «Спуск под воду». Ивашов играл в нём главную роль. В те же годы он снялся в небольших ролях в исторической драме «Слеза князя тьмы», детективах «Убийство на "Ждановской"» и «Сыскное бюро "Феликс"». Больше в кино он не снимался.
Актер великолепно пел и часто устраивал импровизированные концерты для своих родных и близких. Был женат на актрисе Светлане Светличной. В браке у них родилось двое сыновей - Алексей и Олег (умер в молодости, похоронен рядом с отцом). Светлана и Владимир прожили вместе 35 лет. Родили двоих детей. Дождались внучки, с которой Ивашов любил проводить время. Как когда-то — с сыновьями. Жизнь актерской четы была насыщенной, яркой. Но вовсе не радужной. Впрочем… Может ли хоть одна пара, тем более творческая, признаться не кривя душой, что не прошла огонь, воду, избежала испытаний? В браке Ивашова и Светличной на удивление радость всегда шла рука об руку с горечью, страсть и нежность перемежались ревностью и изменами, а за славой вприпрыжку бежали безработица и забвение.
Их карьера в кино началась в один год: в 1959-м. Оба только начали учебу во ВГИКе. Светлана снялась у Михаила Калика, Владимир — у Григория Чухрая. И если ей звездных ролей еще нужно было добиваться, то его слава не заставила себя ждать. Чухрай даже пошел на то, чтобы остановить съемки «Баллады о солдате» и заменить Олега Стриженова, сыгравшего уже несколько главных ролей, в том числе в «Сорок первом», на желторотого дебютанта Ивашова. 10 лет разницы (часто несущественной для экрана) между Стриженовым и Ивашовым имели для фронтовика Чухрая большое значение. Владимир со светлым, по-хорошему наивным взглядом юного студента подходил идеально.
Чтобы прокормить семью, Владимир устроился работать на одну из московских строек. И ему пришлось сняться в двух рекламных роликах на телевидении. Это было насилие над собой, но актёр пошёл на это. В 1993 году более удачливые коллеги вспомнили о Владимире Ивашове и пригласили на торжественное вручение высших кинематографических призов «Ника». Надев на себя обычный костюм, вопреки условиям Фестиваля, и самодельную бабочку, Владимир Сергеевич отправился в Дом кино, с достоинством вручил призы победителям, а наутро вновь вышел на стройку.
Светлана Светличная, вспоминая этот эпизод, рассказывала в своих интервью, что на церемонии вручения призов «Ника» Владимир Ивашов благодаря своему внутреннему аристократизму даже в пиджаке смотрелся так, как будто он единственный на всей церемонии был в смокинге. На церемонии Владимир Ивашов произнёс фразу, которая по сути являлась его жизненным кредо: «Не надо совершать в жизни подвигов, надо не совершать подлостей в жизни». И добавил «Честь имею!».
Владимир Ивашов умер в ночь на 23 марта 1995 года в 1-й Градской больнице на 56-м году жизни после обострения язвы желудка. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. 16 февраля 2005 года имя Владимира Ивашова было присвоено малой планете № 12978, открытой в Крымской астрофизической обсерватории.
Алибек Тузарович Кантемиров прожил огромную творческую жизнь, его труд был отмечен орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», званием народного артиста России и заслуженного деятеля искусств Северной Осетии, его имя носит одна из улиц Владикавказа.Так оценена была вся его деятельность – нескончаемая учеба, изнурительная работа и вечный поиск. Но самой высокой наградой все же были его наследники, сыновья и внуки, продолжатели не только рода Кантемировых, но и династии цирковых наездников Кантемировых - Хасанбек, Ирбек, Мухтарбек. Его сыновья, его ученики, которыми он гордился. Как и именами десятков других учеников, ставшими гордостью советского, российского цирка.
В 1975 г. труппу «Али-Бек» возглавил старший сын основателя династии Ирбек Кантемиров. Его брат, Мухтарбек также прекрасно разбирался в лошадях, тонко их чувствовал и трепетно к ним относился. Прекрасная координация движений позволила ему в совершенстве освоить многие подвиды конного жанра. Атлетически сложенный, мужественно красивый, сумевший превратить исполнение любого трюка джигитовки в апофеоз актёрского мастерства, он стал настоящей звездой труппы «Али-Бек». Солистом, которому подвластны самые сложные и рискованные трюки: будь то вольтижировка, жокейская работа, гротеск и др. Его «курс», искромётные с места впрыжки в седло и филигранное владение оружием поражали мастеров и профессионалов.
Мухтарбек Кантемиров, в 1979 г. покидает коллектив, дабы создать первый профессиональный конный театр «Каскадер». Он стал участвовать в постановке кинотрюков, возглавив группу каскадёров Госкино. Внимание кинематографистов привлекли его незаурядные актёрские способности, яркая индивидуальность и успешные роли в цирковых спектаклях («Карнавал на Кубе», «Руслан и Людмила» и др.).Днем рождения театра "Каскадер" можно считать 28 августа 1987 года, когда в Гаграх состоялась премьера с программой "Легенда о Золотом Руне". А появился театр, естественно, несколько раньше - стараниями, прежде всего, самого Мухтарбека Кантемирова с группой единомышленников, при активном содействии председателя Федерации конного спорта СССР Михаила Семеновича Буденного и дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Виктора Васильевича Горбатко, также заядлого конника. Первые же выступления - в стране и за рубежом, принесли труппе широкое признание и любовь зрителей. В 1988 году - первые и успешные гастроли в Болгарии. В 1989 году - турне по Западной Германии, когда немцы восторженно рукоплескали "русским джигитам". И в том же году поездка во Францию, во время которой "Каскадер" стал обладателем Гран-при на фестивале нетрадиционных театров в Гренобле. Кантемиров воспитал в своём театре целую плеяду мастеров головокружительных конных трюков.
Для российского мира метания нет, пожалуй, более легендарной фигуры, чем Мухтарбек Кантемиров. Говорят, метанием ножей и топоров Мухтарбек увлекся после просмотра фильма "Ущелье Аламасов", где ножи метала девушка. Отец его поддержал, был уверен, что сыну это пригодится.Фильмы с его участием ценны уже тем, что открывают яркость и многогранность таланта актёра молодому поколению, лишённому возможности видеть его вживую на цирковой арене. А в 1981 году на экраны вышел звёздный фильм режиссёра Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой!», в которой Кантемиров исполнил одну из главных ролей в фильме, и, как оказалось, в своей жизни — Рустама.
Он считал метание добрым мужским занятием, дающим возможность отвлечься "от всяких глупостей". А формулой успеха видел "желание, терпение и настойчивость". "Метание ножа — это новый вид спорта и вечная философия. Мы определяем ее как «школу сосредоточенности, дисциплины и самообладания». Очень заразительное занятие. «Трудно оторваться» - так теперь цитируют его слова в метательном мире. Он основал и стал президентом Федерации боевого метания "Летящий нож", президент благотворительного фонда имени Ирбека Кантемирова, почетный член мексиканской ассоциации наездников "Чаррос". Заслуженный артист Северо-Осетинской АССР (1960), Народный артист Северо-Осетинской АССР (1975).
Затем в его кинокарьере были фильмы «Заложник», «В двух шагах от рая», «Русь изначальная», «Сказание о храбром Хочбаре», «Марш-бросок», «Парк советского периода».А последней стала роль в продолжении культового уже фильма — фильме «Не бойся, я с тобой! 1919», который был снят в 2011 году.
Но, как всегда бывает в России, любой успех имеет и обратную сторону, скрытую от зрителей. Проблемы "перестроечного" периода особенно больно сказались на культуре. Лишенные государственных субсидий и правовой поддержки, артисты вынуждены были собственными силами "держаться на плаву". "Каскадеру" было еще труднее, потому что прежде себя "Кантемировцам" приходилось заботиться о своих четвероногих партнерах. А ведь самого главного - собственной базы у коллектива не было, а значит не было нормальных условий содержания, нормальных тренировок, нормальной жизни. В далеком уже 1989 году "Каскадеру" выделили, было, по решению городских властей, павильон в Сокольниках, но чиновничья администрация парка попросту выжила нежелательных постояльцев самым варварским способом - отключив в зимнюю стужу все коммуникации. Пришлось мыкаться уникальному театру "по городам и весям", арендуя помещения для лошадей и реквизита. Сами артисты ютились по углам да вагончикам - в невозможных условиях.В 1993 году правительство Болгарии пригласило артистов на новые гастроли. Близ Варны, на известном курорте Золотые пески, специально для них была построена площадка под названием "Конный пикник". Выступления наших наездников, красочные костюмированные программы привлекли и местных жителей, и иностранных туристов, стали "гвоздем" курортной программы. И намеченное на ноябрь 1993 года возвращение в Москву отменилось.
Болгарский период истории театра растянулся на целых шесть лет. Родина встретила артистов полным беспределом! На брянской таможне, несмотря на все необходимые документы, предоставленные руководством труппы, фургоны с лошадьми продержали в отстойном тупике четверо суток! Это в июньскую жару, вымогая с артистов деньги за каждое ведро воды. Для сравнения скажем, что в Болгарии и лошадей и имущество театра погрузили бесплатно - в знак добрых чувств и благодарности. И все-таки дом есть дом - хотелось поскорее встретиться со зрителем, показать новые наработки, пообщаться с коллегами. И тут "Каскадеру" крупно повезло - под свое крыло труппу взяло МЧС России - спасатели Сергея Шойгу. По взаимной договоренности на базе Академии гражданской защиты МЧС в подмосковном Новогорске разместился учебный конноспортивный центр - конюшни, манежи, подсобные помещения. Здесь курсанты-спасатели овладевали навыками верховой езды и работы с конем в условиях бездорожья и труднодоступных районов - всюду, где требуется помощь попавшим в беду людям.
Но Конный театр Мухтарбека Кантемирова "Каскадер" выгнали оттуда на улицу. Сотрудников театра вывели за пределы академии гражданской защиты МЧС в Новогорске (Химки), на территории которой уже более 20 лет базировался театр (конюшни, манеж, подсобные помещения), без объяснения причин и в нарушение существующих договоренностей и подписанных документов. На 23 июня 2019 г. в конюшне осталось четыре лошади, Полина Сикоева, — ветврач, она живет при конюшне, потому что лошадей нельзя оставлять без заботы и присмотра и ее муж, Таймураз Сикоев — известный каскадер, заслуженный артист Осетии, постановщик конных трюков, а также личные вещи сотрудников театра и весь реквизит (костюмы, амуниция лошадей и пр.). В конюшне уже более 10 дней отключено электричество и нет питьевой воды (только техническая). У животных заканчивается еда (остался только один мешок овса). Статья в московском комсомольце, где все очень подробно написано.
https://www.mk.ru/social/2019/08/08/v-konflikte-konnogo-teatra-kaskader-i-akademii-mchs-zalozhnikami-sdelali-loshadey.html
Горько видеть, как развалилась великая мечта великого артиста, дело его рук и сердца.
На войну ушли из труппы все джигиты Алибека – все, кому позволил возраст. Из двенадцати ребят вернулись двое, обученные лошади погибли все. Сыны Северной Осетии сражались с врагом в составе практически всех видов вооруженных сил и родов войск. Они участвовали в обороне Москвы и Ленинграда, Одессы, Севастополя, Киева, Минска, Керчи, Тулы, Бреста, Советского Заполярья, Новороссийска, Кавказа и Сталинграда, Они проявили мужество и героизм в наступательных боях на Курской дуге, при форсировании Днепра, в сражениях за освобождение Белоруссии, Украины, Молдавии, прибалтийских республик, а также Польши, Венгрии, Австрии, Румынии, Болгарии и в завершающей битве за Берлин, в партизанском движении и подпольной борьбе в тылу немецко-фашистских захватчиков и в европейском движении Сопротивления. На фронтах Великой Отечественной войны сражался каждый пятый житель республики. В 1941 г. в Северо-Осетинской АССР было отправлено 40186 человек, а в целом за 1941—1945 гг.— 89934 гражданина республики. Из них более 45500 человек не вернулись с полей сражений, каждый второй представитель Северной Осетии, участвовавший в войне, погиб на фронте.
Алибек снова начал с нуля – хорошо, сыновья в возраст вошли, опорой стали. Только отстроили аттракцион, вошли в ритм, как Кантемировых потребовали на самый верх.
Существует легенда, что после восстановления конной труппы Кантемиров был вызван «на самый верх». Дело в том, что товарищ Сталин в это время ревностно следил за развитием и успехами других стран не только в оборонной области, но и в других отраслях жизни. В том числе, он смотрел яркие голливудские вестерны, сюжет и динамика которых захватывала зрителей. Однако советский кинематограф не снимал фильмов с крутыми трюками наездников. И это было недопустимо!
Алибеку Тузаровичу позвонили из Министерства культуры СССР с предложением создать такие постановки для динамичных сцен в кино. На Терском конном заводе Алибек выбрал лучших лошадей: сам всевластный Буденный разрешил брать любую лошадь. Первым фильмом Алибека был "Смелые люди". Картина едва не на четверть состояла из конных трюков и Кантемиров-старший самолично разработал их все.
И, главное, знаменитую подсечку – переворот лошади через голову вместе с всадником, ту самую подсечку, без которой немыслимы советские «вестерны» вплоть до «Неуловимых мстителей».
Договор на съёмку разрешал загубить в трюковых экспериментах семь-восемь лошадей, Кантемировы сберегли всех – ни единой травмы лошади не получили! Вместе с Буденным восхищался весь советский народ. Аншлаги в кинотеатрах, Аншлаги в цирке – на афишах так прямо и писали, что Кантемировы снимались в «Смелых людях». Потом будет еще 50 с лишком фильмов, крепко стоящих на трюках Алибека и его сыновей, и снятых при их участии: от «Заставы в горах» до «Неуловимых мстителей».
Когда древние греки, не знавшие в ту пору верховой езды, впервые столкнулись со скифами, они приняли их за кентавров. Предки осетин – аланы – скифского происхождения, так изумляться ли, что у осетина особенные отношения с конем? Человек в седле и конь под ним – единое целое, общие плоть и дух, гармония движений и общение без слов. И никакого насилия – только ласка, все Кантемировы подчеркивают это особенно.
Они не покоряют и не укрощают коня – с ним договариваются, его обучают. «На то человеку даны мозги», – усмехается Маирбек. Конь – друг и брат, конь – член семьи, его берегут, а гибель переживают. Но этого греха на Кантемировых нет: их конные трюки придуманы так, чтобы лошади не страдали. Последний раз дедушка Алибек выехал на манеж в день своего 90-летия. Каждый в Осетии, да и профессионалы циркового дела, каскадеры знают фамилию Кантемировых, династия которых началась с мечты ребенка, преодолела годы нестабильности, войны, но выжила и стала фундаментом для развития конно-циркового искусства во всем мире. Кантемировы передавали от отца к сыну куда большее, чем профессиональные навыки, – истинно горскую чистоту помыслов, бережное отношение к людям и коням, кодекс чести, мужество и благородство.
продолжение следует.....
История этого уникального явления в мировой культуре никак не уместится в один пост. Поэтому пришлось разбить на несколько. У основателя советского конного цирка и знаменитой династии наездников Кантемировых, Алибека Кантемирова за плечами была большая и очень интересная жизнь.
Семья Кантемировых жила небогато, и большую часть времени маленький Алибек проводил, помогая по хозяйству. Алибек едва ли помнил, когда его впервые посадили на коня: горец осваивал седло раньше, чем начинал ходить. С самых ранних лет его жизнь была связана с конём. Впервые в жизни он увидел настоящие скачки еще в раннем детстве в селении Даргавс, куда родители взяли его с собой на праздник. То, что тогда испытал маленький Алибек, наблюдая за нёсшимся в вихревом галопе конями, слившимися с ними юными, чуть старше его самого, наездниками, навсегда предопределило его судьбу, зажгло в сердце неистребимую страсть. Маленьким Алибеком с тех пор завладела мечта стать знаменитым наездником.
Но прежде чем осуществилась мечта, ему пришлось стать возчиком на кирпичном заводе барона Штейнгеля: отцу не под силу было одному кормить семью. Каторжный труд на заводе закалил Алибека, выносливость и сноровка, выработавшиеся у него в детстве, помогли ему овладеть конным спортом, для занятий которым он все же находил время. В начале 900-х годов Алибек обратился к владельцу одной из владикавказских конюшен с просьбой попробовать его в скачках. Тот с сомнением оглядел мощную фигуру молодого человека и сказал:
– Видел тебя, верховой ездой ты владеешь отлично, но вес у тебя не жокейский.
И все же молодой человек убедил хозяина конюшен испытать его, и он выигрывает первую же скачку. Скоро он становится одним из лучших жокеев Кавказа, и теперь уж сами владельцы скаковых лошадей наперебой приглашают его на работу. Его уже хорошо знают зрители Владикавказа, Пятигорска, Нальчика, Ростова, Новочеркасска и других городов. Успех у зрителей ему обеспечивал уже сам облик: высокий, плечистый, с атлетическим торсом, крепкими руками, он, казалось, был создан для джигитовки. Но те, кто знал его ближе, видели в нем прежде всего глубокую, самобытную личность, отмечали его обострённое чувство справедливости, колоссальную, на уровне самосожжения, работоспособность в стремлении постичь искусство верховой езды, дрессировки лошадей.
Но Алибека манило цирковое искусство, поэтому, когда во Владикавказ приехал цирк Малюгина, среди борцов которого был и земляк Кантемировых знаменитый силач и великан Казбек-гора, Темирболат Кануков, он буквально умолял своего старшего брата Ислама обратиться к нему. Кануков же упросил хозяина цирка взять Алибека учеником. Он был безмерно счастлив. Поначалу его повседневные занятия были далеки от искусства. Он чистил клетки, помогал устанавливать реквизит, расклеивал афиши. Общительный от природы, проворный, он все это делал легко и охотно. Но каждую свободную минуту наездник отдавал шлифовке своих навыков в джигитовке и верховой езде. Старания Алибека не пропали даром: глядя на трудолюбивого и талантливого молодого человека, хозяин цирка разрешил ему подготовить свой номер.
Взявшись за дело с утроенной энергией, уже 11 февраля 1907 г. двадцатипятилетний Алибек впервые появился на арене с цирковым номером «Соло-джигит». Вот как описывается в книге «Джигит Осетии» его дебютное выступление: «Лёгкое движение шенкелем, и светло-серый скакун выносит всадника на арену цирка. В зубах Алибека поблёскивает лезвие кривой шашки-гурды. Вот всадник спрыгнул, оттолкнувшись от земли, перевернулся в воздухе и снова очутился на шее скакуна. Темп лезгинки нарастает. Вдруг молодой джигит бросается под самые ноги лошади. Публика ахнула, но наездник повис на одном стремени. Секунда — он опять в седле…». Наездник с первых же минут завоёвывает зрителей. Эффектные трюки, которыми он владел с детства, доведены до совершенства, с непостижимой лёгкостью срывается наездник с седла, мгновенно перелетает вокруг шеи лошади, стремительно падает вниз, скрывается под крупом лошади и через миг показывается с другой стороны. И во всем этом не только внешняя пластическая красота, но и колоссальное внутреннее достоинство. Публика батумского цирка, где состоялось это выступление неистовствует, но она еще не знает, что стала свидетелем рождения новой восходящей звезды осетинского цирка. Блистательный дебют окрылил молодого наездника, но не вскружил голову, он постоянно учится, изучает все, что касается верховой езды, дрессировки лошадей, много читает, старается внести в свое выступление что-то собственное, оригинальное, обдумывает новые трюки и вынашивает планы создания конной труппы. С каждым выступлением растёт искусство молодого джигита, он приобретает широкую известность, его приглашают лучшие цирки не только России, но и Европы. Он демонстрирует самобытную джигитовку, основанную на конноспортивных играх не только осетин, но и других народов, он создает целый ряд сложнейших трюков. Один из его знаменитых трюков — всадник на полном скаку пролезает между задних ног лошади и выходит на ее круп — до сих пор еще никто не повторил.
1924 году наконец-то осуществилась мечта Алибека Тузаровича. Вместе со своими единомышленниками – младшим братом Ибрагимом Кантемировым, джигитами Казбеком Нугзаровым, Магометом Нурмагомаевым, наездницей Стефой Перец он создает первую национальную конную труппу «Али-Бек». И с первых же дней выступления принесли ей громкую славу. Труппа, руководимая Алибеком Кантемировым, много гастролирует, выезжает за границу, выступает на лучших аренах Германии, Бельгии, Швейцарии, Испании, Франции, Голландии, Дании, Англии и везде с триумфальным успехом. Яркое, темпераментное зрелище захватывало публику и держало в напряжении до последней секунды. Достаточно сказать, что после выступления на арене всемирно известного английского цирка "Олимпия" его владелец, чопорный англичанин Бертрам Миллз, обнял Кантемирова и сказал:
– Сэр, ваше выступление – фурор. Ничего подобного я никогда не видел. Я искренне преклоняюсь перед вами.
А вот что говорил австралийский дрессировщик Джеральд Хайд: "Мистер Алибек наиболее выдающийся наездник, которого я когда-либо видел".
Сотни вырезок из журналов, газет, письма, отзывы восторженных зрителей, хвалебных рецензий, хранящихся в семейном архиве, лучше всего говорят сколь велико было мастерство Алибека Кантемирова, как популярна была во всём мире труппа "Али-Бек".
Более 20 лет труппа производила фурор. Со временем, труппа стала первым в мире конным цирковым театром. Но грянула Великая Отечественная Война.
Я не представляла масштабов трагедии, когда решила писать серию постов, о Героях ушедшей эпохи. Углубившись в тему, мне просто хочется забиться в угол и плакать. Мы во многом были первыми, а во многом и единственными, именно потому, что не хотели войны. Мы доказывали свою уникальность и величие в спорте и науке, в искусстве и образовании, мы боролись с демонами внутри себя, со своей темной стороной всем миром, поддерживая и помогая друг другу. Учитель, врач, сталевар, инженер, человек – это звучало гордо! В Союзе не было идеальных людей, но в своем единстве и стремлении к лучшему составляли одно целое. Как уникальные советские мозаики.
Знаете, ребята, мне стыдно. Стыдно перед своими детьми. И перед Вашими детьми тоже. Очень. Ведь у меня было детство, то самое, счастливое и беззаботное, светлое и безбашенное. Детство, где мы всей школой собирали металлолом и макулатуру, где за разбитое мячом, соседское окно получали люлей от родителей, а потом вместе с родителями меняли стекло, где дрались до первой крови и где «лежачего не бьют», где всем двором убегали купаться на озеро и милиционеров не боялись, а мечтали ими стать. Где всем классом помогали отстающим, где на уроках труда девочек учили пришивать пуговицы и месить тесто, а мальчишки строгали, пилили, ремонтировали. А у них нет. У них есть права и гаджеты.
А еще очень стыдно за свою тупость и глупость, за свою забывчивость. Хотела написать небольшой пост о Кантемировских джигитах и полезла и интернет. А тааааам....Блядь, это единственный в мире конный цирковой театр, единственная в мире школа каскадерства и джигитовки со 150летней историей была просто вышвырнута на помойку. А стыдно от того, что это мои земляки, что я позволила засрать мне мозг и обесценить их достижения. Если есть желающие почитать о них, то могу написать, использовав архивные материалы.
Р.S. Простите за этот эмоциональный пост. В голове вторые сутки звучит песня