О бедном театре...

Данный пост не содержит рекламу и является субъективным мнением автора.

Небольшая предыстория.

Театром я заболела давно. Это была любовь с первого взгляда, с первой минуты. Очень много лет назад я волею судьбы попала в театральную студию, которую вёл потрясающий режиссер и театральный критик - Газданов Таймураз Сергеевич. Это был театр гражданской сатиры, каждый спектакль которого был как откровение. Таймураз Сергеевич учил нас думать и анализировать, отделять зерна от плевел, выдавливая из своих студийцев восприятие театра на уровне обывательского «нравится – не нравится». Он смог дать нам очень важное умение – видеть скрытые подтексты, постигая «сверхзадачу» спектакля, что очень пригодилось и в жизни, ведь «Весь мир – театр, а люди в нем – актёры». Его жизненным кредо была фраза из знаменитых стихов Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться. И день и ночь, и день и ночь!».

Потом был профессиональный театр, в котором довелось быть и актрисой, и помощником режиссёра. С тех пор прошло очень много лет. Я давно ушла из театра, но театр не ушёл из меня. Переехав в Питер, я ушла в «театральный запой». За полгода я посетила практически все театры: от больших и именитых до театров малых форм – малоизвестных, студенческих, любительских. Эмоции каждый раз были разными, но всегда очень яркими.

Самое большое разочарование «подарили» именитые театры – Александринский, Малый драматический и иже с ними. В этих «храмах» давно не служат Музам. В них восхваляют и чтут демона Мамона, принося ему в жертву чистоту и искренность театра. Ибо ничем другим, я не могу объяснить появление на сцене недоразумения, которое А. Могучий называет спектаклями. Может он и гениальный режиссер, новатор и креативщик, но Ромео, жующий на сцене жвачку и говорящий на сленге, а Гамлет почёсывающий зад, вызывают у меня тошноту и изжогу.  Я не хочу суперреализма в театре. За ним я могу сходить на улицу. В театр я прихожу за красотой, за волшебством.

А еще я не хочу приходить в театр и видеть абсолютно неискреннюю, натянутую игру именитого актера, всем своим видом демонстрирующего пренебрежение и неуважение к зрителю. Он просто пришёл отработать бабки. Не более того.

Объединяет эти театры одно – они думают за зрителя. Все коды (акценты) в спектаклях расставлены так, что у зрителя не остаётся возможности подумать, никакого шанса самому решить плохой герой или хороший. Ему разжевали, в рот положили и пальцем протолкнули. Поэтому все эти адепты Мамоны попали в мой чёрный список. Но душа хотела чуда. Поэтому мои поиски продолжились. Я пошла сначала по театральным студиям, потом по театральным мастерским при профильных учебных заведениях. И нашла. Уже и не помню, как я попала впервые в мастерскую Тимура Ворохова в университете им. Герцена, но уйти от этих ребят уже не получается.

Я смотрела каждый их спектакль несколько раз. Спектакли разно жанровые, но все отрежиссированы и отыграны на 5+. И каждый раз находила что-то новое, каждый раз эти ребята заставляли меня ДУМАТЬ. Они не решают за тебя кто из героев плохой, а кто хороший, не провоцируют одноразовый выброс эмоций. Они скорее, как хороший коньяк – оставляют очень терпкое и необычное послевкусие.

Разве человек в здравом уме и твёрдой памяти, может посочувствовать торговцу наркотиками? Разве может вызвать раздражение и осуждение мать, спасающая сына наркомана? Оказывается может. И символ Нового года – мандаринки, могут стать символом смерти. В своем спектакле «Чур, не моё горе» ребята тесно сплели перформанс и традиционный театр, но сделали настолько тонко и органично, что воспринимается абсолютно естественно и производит неизгладимое впечатление. А в спектаклях «Ритмы окон» и «Марусино счастье» они выводят на такие глубинные переживания, о которых сам зритель не всегда догадывается. Они подкупают и влюбляют в себя навсегда. Такие театральные коллективы вселяют надежду, что не все потеряно. После их спектаклей очень хочется верить, что Музы вернутся в театр.

К написанию этого поста меня подтолкнула блокадница. 5 мая у ребят был спектакль, посвящённый Дню Победы. Абсолютно беспристрастно, без эмоций, без пафоса и без «слезодавильных» приемов ребята рассказали о войне. А после спектакля плакали все. А слезы самого режиссёра и актёров дорогого стоят, я считаю.

Студенческое общество

1.1K постов3.7K подписчиков

Добавить пост