edstar

edstar

ed-star.ru - это образовательный портал, посвященный социально-гуманитарному познанию, философии и саморазвитию. t.me/edstarru - канал в Тг, посвященный философии Гегеля.
Пикабушник
bereznik2
bereznik2 оставил первый донат
6998 рейтинг 332 подписчика 0 подписок 39 постов 20 в горячем
90

Об облике современного коммуниста

Об облике современного коммуниста Политика, Марксизм, Коммунизм, Социализм, КПРФ, Длиннопост

По своим взглядам на общество, закономерности его функционирования и развития, я – марксист. Долгое время читал марксистскую литературу, думал, анализировал, размышлял. А недавно решил всерьез поинтересоваться, как обстоит дело не только в теории, но и на практике: чем вообще занимаются современные коммунисты России в лице членов партии КПРФ?

Да, я знаю, что многие уже давно не считают КПРФ коммунистической партией, но как ни крути, из всех левых сил России у этой партии есть ну хоть какой-то административный и финансовый ресурс. Поэтому смотреть, чем занимаются другие коммунистические партии России, в разы меньшие по численности, чем КПРФ, я не посчитал нужным (по крайней мере для начала).

Чтобы узнать, чем же на практике занимаются современные коммунисты, я, как говорится, вышел в Интернет с этим запросом. Если загуглить такие фразы, как «кпрф изнутри», «деятельность первичных ячеек кпрф», «чем занимаются рядовые члены кпрф» и т.п., то можно найти не так уж и много статей, но кое-что всё-таки есть. Из найденного и прочитанного я сделал следующие выводы.

Из положительного. Многого мы, простые обыватели, просто не замечаем. Есть по всей стране рядовые партийцы, которые выполняют большой объем полезной для общества работы: помогают пенсионерам, выходят на реальные, не показные субботники и митинги, оказывают юридическую помощь простым пролетариям, даже помогают организовывать забастовки и суды в рамках закона. Есть и депутаты местного уровня, которые регулярно осуществляют прием граждан и реально помогают в решение тех или иных вопросов.

Но есть и немало минусов. И прежде всего, я бы сказал наверное, что главный минус – это облик или имидж современного отечественного коммуниста. Судя по мною прочитанному, многие главы местных отделений КПРФ – это люди пенсионного или предпенсионного возраста, которые являются не столько коммунистами, сколько советчиками (от слова «Советский Союз»). То есть они не особо парятся по теории марксизма, политэкономии, диамату и т.п., а просто любят свои воспоминания об СССР и мечтают нечто плюс минус похожее вернуть. На коммунистических митингах часто собираются также, по большей части, пенсионеры, главный мотив которых: отнять у олигархов и отдать нам, пенсионерам.

Из-за всего этого у стороннего наблюдателя складывается впечатление, что коммунисты – это люди, живущие прошлым, которые не хотят работать, а хотят отнять и поделить. И так думает огромное количество людей, в том числе и молодежь. Это, конечно, надо бы менять.

Как я вижу, в какую сторону надо исправлять имидж коммуниста? Современный коммунист не должен быть простым любителем СССР и мечтателем его вернуть. Современный коммунист должен быть начитанным и грамотным человеком, который в разговорах с оппонентами или неопределившимися не отсылает их слепо к трудам классиков марксизма-ленинизма, а сам может доступно, ясно и грамотно объяснить, чем оборотный капитал отличается от основного, а цена от стоимости и в чем вообще заключается ТТС.

Современный коммунист не должен слепо презирать богатство и успех. С этим я остро столкнулся и на своем опыте. Мои коммунистические знакомые очень сильно удивляются, когда узнают о том, что я, например, купил себе новый дорогой костюм или заработал где-то на фрилансе сумму денег, больше чем их месячная зарплата. Они и многие люди в нашей стране, почему-то считают, что если мужчина должен быть чуть красивее обезьяны, то коммунист должен быть чуть благополучнее бомжа. И ни в коем случае коммунист не должен мыть голову каждый день, хорошо одеваться и много зарабатывать. Надо жить в коммуналке и подтираться газетой. Нет, товарищи, с этими стереотипами надо распрощаться. Марксизм учит нас не этому. В нашем мире встречают по одежке, и современный коммунист не должен с ходу производить впечатление социального лузера (как часто бывает), но как раз наоборот. Хорошо одеваться, хорошо выглядеть, хорошо пахнуть и хорошо зарабатывать должно стать нормой для нового поколения коммунистов.

Отсюда проистекает и следующий пункт. У современного коммуниста не должно быть слепого презрения к бизнесу и частной собственности. Помните: "капитализм - мать коммунизма". Одна из главных проблем СССР как раз в том и заключалась, что капитализм в Российской империи недоразвился и поэтому вместо нормального строительства социализма, большевиками пришлось тратить огромные силы и ресурсы на решение тех проблем, которые должен был решить капитализм. Коммунист должен научно и с точки зрения политэкономии понимать, как и почему от частной собственности на средства производства надо избавляться, а не кричать направо и налево про отнять и поделить. Это отпугивает простых людей, которые думают, что коммунизм – это диктатура, которая способна отобрать вообще любую собственность просто потому что «надо». Нет, это не так. Коммунизм – это не ходить во всем сером и строем. Коммунизм – это рациональное распределение материальных благ на основе современных информационных технологий так, чтобы огромное количество лишних товаров не загнивало где-то на свалках в результате очередного кризиса перепроизводства или не втюхивалось всеми правдами и неправдами в кредит, а чтобы все были одеты, обуты и накормлены.  

В общем я думаю у современных российских коммунистов еще не всё потеряно, но надо серьезно поработать над имиджем.

Мой философский канал

Показать полностью
38

Копенгагенская интерпретация квантовой физики и объективная реальность

Копенгагенская интерпретация квантовой физики и объективная реальность Наука, Квантовая физика, Квантовая механика, Физика, Научпоп, Длиннопост

Так как я веду канал, посвященный философии, меня часто спрашивают, являюсь ли я идеалистом или материалистом. Я выбрал быть честным с самим собой: я не знаю. Меня не интересует чья-то правота, меня интересует истина.

Что такое вообще "материя"? Атомы, кварки, энергия, поле? Материалисты говорят, ссылаясь часто на В.И. Ленина, что материя - это всё то, что существует объективно в осязаемой или неосязаемой форме. Но откуда мы знаем что что-то вообще существует объективно, если еще сто лет назад самые выдающиеся и передовые умы человечества показали, что на фундаментальном уровне реальность вокруг нас субъективна и индетерминистична? Речь идет об "отцах-основателях" квантовой физики, таких, например, как В. Гейзенберг, Н. Бор и др. Нет, я не буду писать о "чудесах сознания", о том, что в квантовой физике сознание наблюдателя каким-то волшебным образом влияет на эксперимент и прочих стереотипах. Я знаю, что на результаты эксперимента влияет не сознание, а факт измерения, измерительный прибор. Однако на самом деле это мало что меняет, ведь этот факт удивителен уже сам по себе: почему измерение меняет результат эксперимента?

Кто-то наверняка скажет, что при измерении мы, к примеру, на электрон влияем фотоном, чтобы заполучить результат измерения, вот фотон и влияет на электрон. Но уже давно нобелевским Лауреатом А. Цайлингером были проведены эксперименты с максимально пассивным измерительным прибором, который сам никак непосредственно не влияет на измеряемое вещество. А. Цайлингер модифицировал знаменитый двухщелевой эксперимент так, что в щели он направлял огромные молекулы фуллерена, а для фиксации их поведения поставил у щелей, через которые проходил фуллерен, термометр, который не мог влиять на эксперимент, активно испуская фотоны. Результат получился всё тот же: факт даже самого пассивного измерения влияет на результат измерения и дело тут вообще не в фотонах, "пихающих" электрон.

Более того, есть вообще бесконтактные измерения Элицуры-Вайдмана, согласно которым не только известный кот Шрёдингера находится в суперпозиции, пока мы его "контактно" не измерим, но даже если этого кота и наблюдателя за котом мы поместим в изолированную систему и эту систему бесконтактно измерим по методу Элицуры-Вайдмана, то для нас как внешних наблюдателей, и кот, и наш друг-наблюдатель, посланный в изолированную систему вместе с котом - все они будут в суперпозиции.

Таким образом, квантовая физика необъяснима каким-то прямолинейным классическим материалистическим способом. На результат эксперимента влияет измерение, но не напрямую вроде "толканием электрона фотоном", а неизвестным нам образом. Суперпозиция - это не парадокс от неправильного понимания, а реальность: электрон находится во вех возможных состояниях, пока он не измерен. И дело не в том, что мы просто не знаем, где он, а в том, что именно до измерения у электрона просто нет никакого конкретного состояния.

Физика - это основа всего. Из физики вырастает химия, из химии - биология, из биологии - психология и история (глупо пытаться объяснить психику человека и историческое развитие общества, не понимая или даже отрицая, что человек - это животное). А что является основой физики? Основа физики - квантовая теория. В нее всё упирается. Квантовый мир - это, своего рода, предельная реальность. И какова же она? Давайте очень пристально, без чудесных и мистических охов и ахов посмотрим на Копенгагенскую интерпретацию квантовой физики - доминирующую сегодня интерпретацию.

В Копенгагенской интерпретации квантовая механика видится как некое обобщение теории вероятностей. Если мы подбрасываем игральные кости (два кубика), то может выпасть число от 2 (по единичке на каждом кубике) до 12 (по 6 на каждом кубике). Вероятность выпадения той или иной комбинации разная. Вся эта система описывается распределением вероятностей, которое, со статистической точки зрения, несет в себе всю информацию о системе. В квантовой механике всю информацию, которую только можно знать о системе, несет в себе вектор состояний, который содержит все амплитуды вероятности того или иного события - это и есть суперпозиция. Как же происходит коллапс суперпозиции, то есть переход от всех возможных состояний к одному конкретному?

При подбрасывании игральных костей просто выпадает та или иная комбинация и результат становится определенным. Здесь функция распределения вероятностей "коллапсирует" в одно конкретное значение - которое выпало. Теперь наша система из двух игральных кубиков находится в одном конкретном состоянии. Нечто похожее происходит и при квантовом измерении: вектор состояний коллапсирует в один из базисных векторов, который соответствует реализовавшемуся состоянию.

Но в квантовом измерении есть одно существенное отличие от ситуации с кубиками. В случае с игральными костями, вероятности - это удобное приближение. За этими вероятностями стоят реальные физические объекты - игральные кости. С точки зрения классической физике, если мы будем детально знать начальное состояние кубиков, все их параметры, их траекторию движения при подбрасывании и прочее, то мы сможем практически точно предсказать, какая комбинация выпадет. Так, процесс, стоящий за "коллапсом" распределения вероятностей при подбрасывании кубиков может быть, по сути, описан детально.

В квантовой же механике за вектором состояния нет попросту ничего, никакого более детального описания не существует. Нет никаких скрытых механизмов или параметров, которые мы могли бы знать и точно рассчитать, к чему приведет коллапс, предсказать результат измерения. И это подтверждается огромным количеством экспериментальных данных и математических расчетов: парадокс Харди, нарушение неравенство Белла, GHZ-состояние и др. Объективная реальность, общая для всех и независимая от наблюдателя, воспринимающего результаты измерения, просто отсутствует.

Квантовая механика носит вероятностный характер, а вероятности возможны лишь там, где есть субъект. Вектор состояния отражает субъективную информацию наблюдателя об интересующей его системе. Квантовая механика субъективна, наблюдаемая система неотделима от наблюдателя, она не существует сама по себе. Данные измерительных приборов бессмысленны без наблюдателя, который их воспринимает. Коллапс суперпозиции - это лишь субъективное обновление информации при поступлении новых данных.

Забавно слышать, как иногда говорят, а что если наблюдатель слепой? Наблюдатель - это субъект, способный воспринять информацию органами чувств в принципе, не только глазами. Классическая механика хорошо работает за пределами квантового мира, но если смотреть фундаментально, то классическая механика - это всего лишь приближенное описание реальности, не более.

А. Эйнштейн, недовольный тем, что квантовая физика ставит под сомнение объективную реальность, спрашивал: "Вы действительно думаете, что Луна не существует, когда на нее никто не смотрит?". Дело в том, что вектор состояний Луны "запутан" с векторами состояний космических объектов и много чего еще, поэтому если все люди на Земле разом перестанут смотреть на Луну, она не перестанет существовать. Но не потому, что она объективно есть, а в силу квантовой запутанности. Луна существует и для слепого человека, который коллапсирует суперпозицию Луны, взаимодействуя при помощи других органов чувств с другими объектами, квантово-запутанными с Луной (как те же приливы и отливы на Земле, хотя бы).

Мне тут писали, что в современной науке доминирует принцип "заткнись и считай!". Во-первых, этот принцип нигде не доминирует, а во-вторых, это не принцип, а просто бегство от сложных вопросов, бегство от самой науки, в результате чего большая наука превращается в бухгалтерский учет. Забудьте эту глупость. Наука возникла как поиск ответов на фундаментальные вопросы и именно в таком виде сделала огромные успехи. Поиск ответов на фундаментальные вопросы - это движущая сила наука, без которого она просто умрет или выродится в никому ненужную скучную рутину.

Квантовая физика субъективна и индетерминистична. Реальность есть. Объективной реальности, независящей от наблюдателя нет. И это просто физика. Просто обычная современная квантовая механика и никакой мистики. И всё это было известно сто лет назад, но для многих это и по сей день является новостью и шок-контентом. Да, это тяжело принять, это противоречит "здравому смыслу", но помните, что здравому смыслу когда-то противоречило и то, что Земля не плоская, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, что существуют микробы, которых мы не видим, но они могут быть причиной болезни. Последнее - особенно удивительно. Венгерский акушер Игнац Земмельвейс еще в первой половине XIX века призывал врачей мыть руки и инструменты перед операцией, но над ним только смеялись.

Я не хочу тут доказывать правоту идеализма. Возможно в основе мира лежит такая вот особая материя, которая и порождает все эти квантовые парадоксы, но скорее всего идеальное и материальное - две стороны одной медали. Я лишь хочу показать, что мир гораздо сложнее и интереснее, чем думают особенно упертые и фанатичные сторонники того или иного лагеря.

Мой философский канал

Показать полностью 1
31

Пять нераспиаренных загадок истории

Пять нераспиаренных загадок истории История (наука), Древняя история, Первобытно-общинный строй, Мохенджо-даро, Древний мир, Длиннопост

Статей о загадках истории в Интернете огромное количество. К сожалению, большинство этих статей переписаны друг с друга и пересказывают одни и те же, самые распространенные и известные "тайны" истории. Но история намного шире, сложнее и интереснее, чем кажется. Поэтому в данной статье не будет ни пирамид, ни Сфинкса, ни Атлантиды. Познакомьтесь с гораздо более "редкими" и в то же время более сложными загадками истории, которые не являются домыслами популярных телеканалов или желтой прессы, а реально признаны настоящей наукой.

Загадка истории № 5: Парадокс Салинса

Маршал Салинс - американский антрополог, изучавший проблемы первобытного строя. В своей книге "Экономика каменного века" ученый показал, что переход от охоты и собирательства к земледелию был не так уж и необходим. Во многих частях земли древние охотники и собиратели чувствовали себя вполне комфортно - охота и собирательство приносили гораздо больше материальных благ, чем земледелие на первых порах его развития. Более того, присваивающее хозяйство требовало даже меньше усилий, чем земледелие. Так почему же люди вдруг стали переходить к производящему хозяйству, если и в условиях охоты и собирательства они чувствовали себя не просто хорошо, но даже лучше, чем на начальных этапах развития цивилизации? Это - настоящая загадка истории.

Пять нераспиаренных загадок истории История (наука), Древняя история, Первобытно-общинный строй, Мохенджо-даро, Древний мир, Длиннопост

Маршалл Салинс - американский антрополог, автор книги "Экономика каменного века"

Загадка истории № 4: Неолитическая революция

Данная историческая загадка тесно связана с предыдущей. Неолитическая революция - это переход от присваивающего хозяйства к производящему, совершившийся примерно 10 000 лет назад. И проблемы, связанные с этим переходом, отнюдь не заканчиваются на парадоксе Салинса. Не меньшую загадку чем причины перехода, представляет собой и сам процесс перехода. Только вдумайтесь: как в принципе люди могли догадаться, что дикую пшеницу можно выращивать искусственно, а потом зерна толочь, разбавлять водой, делать муку и тесто, жарить на огне и питаться этими безвкусными лепешками вместо мяса диких животных, грибов и ягод? Какая же невероятная цепочка случайностей должна была привести к этому выводу! Масло в огонь подливает и советский генетик и ботаник Н.И. Вавилов, который с точки зрения биологии показал, что переход к производящему хозяйству каким-то естественным путем вызывает очень много сомнений.

Пять нераспиаренных загадок истории История (наука), Древняя история, Первобытно-общинный строй, Мохенджо-даро, Древний мир, Длиннопост

Вир Гордон Чайлд - британско-австралийский историк, введший в науку понятие "неолитическая революция"

Загадка истории № 3: Мифология

Со школьных лет у всех нас сложилось очень простое отношение к мифологии древних народов: они были неразумны и через миф объясняли мир как могли. Но вы только вдумайтесь: насколько же неразумными должны были бы быть эти древние люди, чтобы один раз поверить галлюцинациям своего шамана и передавать эти "знания" на протяжении многих веков из поколения в поколение?! Более того, французский антрополог Клод Леви-Стросс в своей книге "Первобытное мышление" показал, что древний человек не был "мыслителем" и ему совсем не надо было придумывать то, чего нет, чтобы объяснить природу. Ему в принципе не надо было объяснять природу - он и так себя в ней комфортно чувствовал. Известно, что за многими сюжетами из Библии, например, стоят реальные исторические события. Так может быть и мифология - это не просто сказки, а ключ к пониманию каких-то событий (которые были приукрашены в мифе конечно же) и особенностей мышления древних людей? Но как возникает тот или иной миф, как он укрепляется, приживается и становится чем-то бесспорным - вопросы отнюдь непраздные и довольно сложные.

Пять нераспиаренных загадок истории История (наука), Древняя история, Первобытно-общинный строй, Мохенджо-даро, Древний мир, Длиннопост

Живописное изображение мифологического сюжета. Рене-Антуан Уасс - "Спор между Минервой и Нептуном об наименовании Афин", 1690 г.

Загадка истории № 2: Мохенджо-Даро

Мохенджо-Даро - это древний город, от которого сегодня сохранились лишь немногие останки - фундаменты домов, улочки, осколки предметов быта. Город находился в долине Инда (современный Пакистан) и возник примерно 4500 лет назад. С этим городом связано сразу несколько загадок. Во-первых, Мохенджо-Даро слишком крупный и развитый город для того времени. Как люди смогли его построить на самой заре цивилизации? Во-вторых, непонятно почему этот город резко прекратил свою жизнедеятельность примерно 3500 лет назад. В-третьих, в городе находят следы, косвенно указывающие на нечто похожее на последствие ядерного взрыва. И все это признано современной археологией, а не является популярной телеуткой.

Пять нераспиаренных загадок истории История (наука), Древняя история, Первобытно-общинный строй, Мохенджо-даро, Древний мир, Длиннопост

Руины Мохенджо-Даро

Загадка истории № 1: Сущность и смысл исторического процесса

Не только отдельные события, но и вообще вся история представляет собой одну большую загадку: почему именно и только человек создал цивилизацию и общество, отличные от природного мира, что является движущей силой истории и в чем ее смысл? Можно ли выявить законы общественного развития? К чему идет исторический процесс? Бесчисленное множество философов билось над этими вопросами, но так и не нашли окончательного ответа. И действительно, а что вообще есть история в своей сути? Это - главная загадка. О сущности и смысле исторического процесса я подробно писал здесь.

Пять нераспиаренных загадок истории История (наука), Древняя история, Первобытно-общинный строй, Мохенджо-даро, Древний мир, Длиннопост

В чем сущность и смысл исторического процесса?

***

Надеюсь данная статья немного расширила ваш кругозор и теперь вы знаете куда больше о загадках истории, нежели простые и избитые факты о пирамидах и Сфинксе!

В продолжение темы интересно почитать:

1. Десять интересных фактов о Сталинградской битве

2. В чем заключается загадка египетского Сфинкса?

3. Что почитать? Топ-5 самых интересных книг для интеллектуального саморазвития

4. Топ-5 политиков, убитых за то, что хотели сделать этот мир лучше

5. Является ли история наукой?

Показать полностью 6
4

Философия и наука1

Философия и наука Критическое мышление, Философия, Гейзенберг, Квантовая физика, Цитаты, Длиннопост

Сегодня стало очень модно противопоставлять философию и науку (речь, прежде всего, о естественных науках). Причем таким противопоставлением занимаются оба "лагеря".

Есть философы, весьма грамотные и глубокомыслящие, но в той или иной степени отрицающие способность науки познавать суть, отрицающие прогресс науки и прогресс вообще. Таким людям я обычно предлагаю полечить зубы без анестезии или добираться от дома до работы на лошади, ведь как развитие медицины, так и появление, например, метро - это проявления социального прогресса в целом, и научного в частности.

Но чаще можно встретить пренебрежительное отношение к философии со стороны ученых (физиков, биологов, а иногда даже и историков). И это действительно весьма частое явление: мол философия - это просто болтовня; есть конкретные науки - и вот они-то и открывают истину. По мнению таких людей, философия, возможно, была нужной и интересной 2000-3000 лет назад, когда науки как таковой не было, но теперь философия в познании мира имеет не большее значение, чем собирание марок или любое другое хобби.

В 99% случаев пренебрежительное отношение к философии, даже если оно исходит от доктора наук - это маркер поверхностного человека с узким кругозором, который, как правило, очень хорошо разбирается даже не в своей науке в целом, а в своей одной маленькой конкретной специализации и не более. Пренебрежительное отношение к философии - это всегда неспособность видеть целое, это мышление частями, кусками. Поэтому из таких людей могут получаться неплохие ученые-специалисты в узких областях, которые, прикрываясь своей ученой степенью, и отрицают какое-либо познавательное значение философии.

Между тем, практически любой великий ученый, особенно это видно в физике, это практически всегда философ по духу. Примеров много: М. Фарадей, А. Эйнштейн, Н. Бор и мн. др.

Высоко ценил философию В. Гейзенберг - величайший физик 20 века, Нобелевский лауреат, фактически один из создателей Квантовой физики в её современном виде. Он даже написал несколько философских произведений: "Физика и философия", "Часть целое", "Шаги за горизонт" и др. Особенно высоко В. Гейзенберг ценил Платона и Канта (последнего, кстати, весьма ценит, судя по всему, и наш отечественный набирающий популярность физик и популяризатор науки А.М. Семихатов: он никогда не называет имени Канта прямо, но часто произносит кантианские идеи и понятия). В. Гейзенберг считал, что развитие физики есть возвращение на новом уровне к идеям древних греков.

Вот несколько крайне интересных цитат В. Гейзенберга, позволяющих составить примерное представление о том, что он думал о философии:

"Иными словами, во всех сферах современной жизни, если только — систематически, исторически или философски — мы входим в суть дела, мы наталкиваемся на духовные структуры, восходящие к античности или христианству" (из книги "Шаги за горизонт").

"Вряд ли возможно продвинуться в современной атомной физике, не зная греческой натурфилософии" ("Шаги за горизонт").

"Понятие возможности, игравшее столь существенную роль в философии Аристотеля, в современной физике вновь выдвинулось на центральное место. Математические законы квантовой теории вполне можно считать количественной формулировкой аристотелевского понятия «дюнамис» или «потенция»" ("Шаги за горизонт").

"Если мы хотим сравнить результаты современной физики частиц с идеями любого из старых философов, то философия Платона представляется наиболее адекватной: частицы современной физики являются представителями групп симметрии, и в этом отношении они напоминают симметричные фигуры платоновской философии" (Из статьи В. Гейзенберга "Природа элементарных частиц").

И самая большая цитата В. Гейзенберга, в которой я не мог ничего обрезать, из книги "Физика и философия":

"Борьба противоположностей, характерная для философии Гераклита, находит здесь свой прообраз во взаимодействии различных форм энергии. В философии Демокрита атомы являются вечными и неразложимыми единицами материи: они не могут превращаться друг в друга. Современная физика выступает против положения Демокрита и встает на сторону Платона и пифагорейцев. Элементарные частицы не являются  вечными и неразложимыми единицами материи, фактически они могут превращаться друг в друга. При столкновении двух элементарных частиц, происходящем при большой скорости, образуется много новых элементарных частиц; возникая из энергии движения, столкнувшиеся частицы могут при этом исчезнуть. Такие процессы наблюдаются часто и являются лучшим доказательством того, что все частицы состоят из одинаковой субстанции - из энергии. Но сходство воззрений современной физики с воззрениями Платона и пифагорейцев  простирается еще дальше. Элементарные частицы, о которых говорится в диалоге Платона "Тимей", ведь это в конце концов не материя, а математические формы. "Все вещи суть числа" - положение, приписываемое Пифагору. Единственными математическими формами, известными в то время, являлись геометрические и стереометрические формы, подобные правильным телам и треугольникам, из которых образована их поверхность. В современной квантовой теории едва ли можно сомневаться в том, что элементарные частицы в конечном счете суть математические формы, только гораздо более сложной и абстрактной природы. Греческие философы думали о статических, геометрических формах и находили их в правильных телах. Естествознание нового времени при своем зарождении в XVI и XVII веках сделало центральной проблемой проблему движения, следовательно, ввело в свое основание понятие времени. Неизменно со времен Ньютона в физике исследуются не конфигурации или геометрические формы, а динамические законы. Уравнение движения относится к любому моменту времени, оно в этом смысле вечно, в то время как геометрические формы, например орбиты планет, изменяются. Поэтому математические  формы, представляющие элементарные частицы, в конечном счете должны быть решением неизменного закона движения материи".

Вот поэтому В. Гейзенберг и был великим ученым - это был человек с по-настоящему широким кругозором, философ по духу. Философия помогала ему видеть в физике то, чего не могли видеть другие. Помните об этом, когда какой-нибудь очередной диванный умник-подмечатель будет говорить вам, что философия - это просто болтовня, в отличие от "настоящей науки". Философия немыслима без науки ровно так же, как и наука без философии.

В продолжение темы интересно почитать:

  1. ER=EPR

  2. Существует ли объективная реальность с точки зрения современной науки?

  3. Гегель и физика: Квантовая механика и Сознание

  4. "Критика чистого разума" И. Канта: что за книга, актуальна ли в наши дни, стоит ли читать?

  5. История философии широкими мазками

Если вам интересна философия, в особенности философия Гегеля, его диалектическая логика, история философии и её связь с современной наукой, применение философии на практике в жизни, если вы хотите по-настоящему глубоко начать разбираться в философии и по-другому посмотреть на мир и своё место в нем, тогда приглашаем вас посетить мой телеграм-канал, в котором, я уверен, каждый найдет что-то интересное, полезное и важное для себя.

А здесь я выкладываю абсолютно эксклюзивный научно-философский контент, которого нет больше нигде в Интернете.

Показать полностью
0

Чему учат детей на уроках истории в школе?

Чему учат детей на уроках истории в школе? Образование, Учеба, Школа, Преподавание, Развитие детей, Длиннопост

Ни для кого не секрет, что в современной системе образования существует ряд весьма актуальных проблем. Сюда можно отнести разработку новых учебников, проблемы духовно-нравственного воспитания, а также развитие толерантности и уважения у детей к другим народам и их культурам. Эти проблемы актуальны для всей системы образования в целом, а не только для уроков истории. Но учитывая тот факт, что и религии, и культуры, и величайшие примеры духовности изучаются именно на истории, то для гуманитарных наук школьного курса все эти вопросы являются особенно важными. Как сегодня выглядит урок истории в средней школе, за что следует критиковать учебники истории? Чему учат наших детей на самом деле?

История, как известно, учитель жизни. И современное поколение она учит на примерах самых различных поступков людей прошлого. На уроках истории в средней школе у молодого человека, так или иначе, откладываются в сознании (и подсознании) определенные факты, модели поведения и нравственные оценки. История – это один из тех предметов, которые способны оказывать мировоззренческое влияние на ученика.

Морально-нравственный аспект является важнейшим на уроках истории в средней школе. Где еще, кроме как на уроках истории (и литературы) молодые люди смогут познакомиться, обсудить и дать нравственную оценку самым возвышенным и самым низменным человеческим поступкам? А это уже, так или иначе, скажется на их становлении как личностей, как граждан страны.

Критика учебников истории: пропаганда насилия

Современные учебники истории основаны на преподнесении материала с позиции приоритета социально-экономического и политического развития общества. Всё, что касается духовной сферы, даётся по остаточному принципу. Такой подход имеет свои основания, но порой дело доходит до абсурда. В наших учебниках походам Александра Македонского посвящен целый раздел из нескольких параграфов. Ведь если разобраться, то в своей сущности походы Александра Македонского являются исключительно завоевательными и направленными на достижение власти и богатства. И всё бы ничего, но на фоне этого мы видим, что таким важнейшим явлениям истории Древнего Мира как развитие буддизма, возникновение и развитие конфуцианства посвящен даже не целый параграф, а в лучшем случае пара абзацев! О каком духовно-нравственном воспитании можно говорить, если завоевательным походам мы посвящаем целый раздел, а проблемам крупной современной мировой религии – один абзац?! Подобные примеры можно найти и в учебниках истории для всех классов. Какова альтернатива этому подходу?

Говоря о нашем конкретном примере, проблемы возникновения и распространения буддизма, конфуцианства, христианства и т.п. кажутся куда более значимыми, чем завоевательные походы Александра Македонского. В состав РФ входит целая буддийская республика (Калмыкия), Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна, проблемы толерантности здесь особенно важны. Как можно ожидать от учащихся толерантного и духовного поведения в жизни, если в школе, на уроках истории, по сути, не даются даже основы мировых религиозно-философских учений?! Зато обильно даётся некий экшн, которого и так в избытке в СМИ. Религия определяет культуру, культура – нравственность. Это основы основ и их мы упускаем сегодня. Наша критика учебников истории основана прежде всего на том, что уроки истории в средней школе сегодня больше пропагандируют насилие, нежели гуманизм.

Почему бы не посвятить целый раздел деятельности Будды? Почему бы не рассказать о том, как индийский принц, у которого было всё, который жил в роскоши, нашёл в себе силы отказаться от всего этого ради того, чтобы помогать людям. Его душа не очерствела, он искренне переживал за каждого человека.

Почему бы не рассказывать больше об основах конфуцианской этики? Китай славится своими традиционными порядками, где благородность и почитание старших – не пустые пафосные слова, а повседневная практика. Нам есть чему поучиться, и мы могли бы это делать именно на уроках истории.

Разумеется, особое внимание стоит уделить и христианству в рамках изучения истории Древнего мира.

Кто-то, возможно, возразит такой критике учебников истории и скажет, что так история превратится в религиоведение. Но это неверно. Никто не предлагает превращать историю в религиоведение. Религия – это лишь пример. В истории можно найти огромное множество других примеров для духовно-нравственного воспитания и больше внимания уделять им.

Это важно не только из соображений толерантности. Акцентирование детского внимания на самоотверженности, аскетизме, альтруизме религиозно-философских деятелей могло бы положительно сказаться на духовно-нравственном воспитании в целом.

Также кто-то может возразить против предлагаемого подхода и сказать, что учащиеся не будут знать экономической и политической истории. На это можно ответить то, что подавляющее большинство учащихся, оканчивая школу, и так постепенно забывает какие-то факты, даты, события. Зато в сознании остаётся лишь общая картина исторического развития общества, которая ассоциируется лишь с бесконечными войнами и интригами. Так пусть лучше у выпускников школ сформируется представление об истории не как о борьбе всех против всех, а как о пути развития гуманистических идей и нравственности. Знание социально-экономических и политических фактов пострадает незначительно. Зато выпускники будут «запрограммированы» на то, что жить – значит постоянно развиваться как нравственная личность, а не бороться против всех ради власти и богатства.

Преподавание истории – это мощный пропагандистский инструмент, что было доказано еще советской практикой. Придя к власти, И.В. Сталин первым же делом начал разработку нового учебника истории. Большевики были не глупы и прекрасно понимали, что преподавание истории в школе формирует сами мировоззренческие основы личности. Сегодня и мы должны иметь в виду этот факт, и направить силу истории в мирное, благоприятное, созидательное русло.

А что если немного изменить расстановку акцентов? Изменить ее в сторону увеличения внимания к добродетелям Будды, Конфуция, Христа, греческих философ, ученых, деятелей культуры и искусства. Это будет не только крайне актуально в современных условиях, но может принести положительные результаты в деле морально-нравственного воспитания подростков на уроках истории в средней школе в будущем.

В продолжение темы интересно почитать:

1. Что почитать? Топ-5 самых интересных книг для интеллектуального саморазвития

2. Пять навыков, которыми обязательно следует овладеть до окончания школы

3. ЕГЭ: хорошо или плохо для российской системы образования? Плюсы и минусы ЕГЭ

4. Критика школьных учебников истории: чему учат наших детей?

5. Пять загадок истории, о которых вы раньше не слышали

Если вам интересна философия, её история и связь с современной наукой, применение философии на практике в жизни, если вы хотите по-настоящему глубоко начать разбираться в философии и по-другому посмотреть на мир и своё место в нем, тогда приглашаю вас посетить мой телеграм-канал, в котором, я уверен, каждый найдет что-то интересное, полезное и важное для себя.

А здесь я выкладываю абсолютно эксклюзивный научно-философский контент, которого нет больше нигде в Интернете.

Показать полностью
0

5 навыков, которыми обязательно следует овладеть до окончания школы

5 навыков, которыми обязательно следует овладеть до окончания школы Образование, Развитие, Учеба, Саморазвитие, Успех, Длиннопост

Школьные годы - это не только время беззаботной жизни и романтики. Сегодня школьные годы - это время большой ответственности. И не потому, что нужно готовиться к сложным экзаменам, а потому, что именно в школьный период очень важно успеть овладеть несколькими ключевыми навыками, которые значительно облегчат взрослую жизнь. И если этого не сделать в школе, то после нее будет уже почти невозможно наверстать упущенное.

1. Научиться играть хотя бы на одном музыкальном инструменте

В идеале лучше всего окончить музыкальную школу параллельно основной. Это не так уж и трудно. Многие дети сегодня обучаются одновременно и в музыкальной и в основной школе. Это важно не только потому что музыка воспитывает душу и значительно расширяет кругозор (хотя и поэтому тоже), но также и потому, что умение хорошо играть на музыкальном инструменте, знание нотной грамоты - это уже дополнительная профессия, которая всегда поможет прокормиться в нелегкие годы (хотя бы посредством частных уроков музыки).

2. Получить спортивную квалификацию

Более чем реально сегодня уже к старшим классам претендовать на звание КМС в каком-либо виде спорта, если упорно заниматься с раннего детства. Спортивный опыт - это невероятно эффективный путь закаливания характера, что впоследствии поможет во всех делах взрослой жизни. Ну и конечно, получив КМС в школьные годы, затем можно без особых проблем стать и мастером спорта, а это всегда возможность подработать тренером и получать доплаты и льготы за одно только звание мастера. Поверьте, вы будете сильно жалеть, если в школьные годы не освоите какой-нибудь спорт!

3. Получить языковой сертификат

Крайне важно успеть не только выучить иностранный язык на школьном уровне, но и иметь документ, удостоверяющий ваш уровень языка. Получить такой документ относительно не сложно: достаточно отзаниматься год-два в языковой школе вашего города, затем при школе сдать экзамен и получить сертификат. Если приложить достаточно усилий, то можно получить и TOEFL - а это уже открытая дорого в зарубежные вузы. Где сегодня еще может пригодиться знание иностранного языка объяснять, думаю, не стоит. Везде.

4. Научиться читать

Естественно в данном случае имеется ввиду не просто чтение, чему учат в начальной школе, а развитие в себе любви к чтению, навыков скорочтения, навыков быстрого поиска и запоминания нужной информации. Мало кто из среднестатистических граждан представляет себе что действительно значит уметь читать. Чтобы развить в себе любовь к чтению, следует начинать покупать и читать литературу, хотя бы понемногу, по любой интересующей теме, а не только по школьной программе. В идеале было бы неплохо развить и навыки скорочтения.

5. Навыки социально-публичной активности

Очень важно еще в школе перестать быть забитым, тихим, неприметным, боящимся общества человеком. Если не социализироваться в полной мере в школе, то потом это будет сделать крайне сложно. Тем более, что в школе есть для этого все условия. Необходимо, "ломая" себя, постоянно преодолевать психологические барьеры, выступать публично как можно больше, участвовать в олимпиадах, конференциях, праздничных и общественных мероприятиях. Поверьте, поначалу, это всем тяжело дается. Не нужно сдаваться и говорить "видимо это не мое". Нужно развиваться!

* * *

Конечно, совсем необязательно иметь в своем арсенале все пять указанных навыков. Но крайне важно за школьные годы освоить хотя бы 2-3 навыка из этого списка. Уже в университете вы скажете самому себе спасибо за это и почувствуете реальные преимущества перед сверстниками, которые в школьные годы вели менее активный образ жизни.

В продолжение темы интересно почитать:

1. Что почитать? Топ-5 самых интересных книг для интеллектуального саморазвития

2. ЕГЭ: хорошо или плохо для российской системы образования? Плюсы и минусы ЕГЭ

3. Критический взгляд на школьный учебник истории

4. Как понять и выучить историю России?

5. Философия постмодернизма кратко и понятно

Если вам интересна философия, её история и связь с современной наукой, применение философии на практике в жизни, если вы хотите по-настоящему глубоко начать разбираться в философии и по-другому посмотреть на мир и своё место в нем, тогда приглашаю вас в мой телеграм-канал, в котором, я уверен, каждый найдет что-то интересное, полезное и важное для себя.

А здесь я выкладываю абсолютно эксклюзивный научно-философский контент, которого нет больше нигде в Интернете.

Показать полностью
27

«Триста спартанцев»: мифы и правда о битве при Фермопилах

«Триста спартанцев»: мифы и правда о битве при Фермопилах История (наука), Древняя Греция, Античность, Военная история, Прошлое

Битва при Фермопилах произошла в 480 г. до н.э. между греками и персами, и стала одним из важнейших событий греко-персидских войн 499-449 гг. до н.э. Это величественное сражение, будоражащее воображение, превозносящее человеческое мужество, долг перед родиной и обществом, выше личной жажды к жизни, знакомо нам с детства. В первую очередь вызывает восхищение соотношение сил противоборствующих сторон: ничтожно малое количество воинов Спарты, ставших на защиту собственного государства, и неизмеримо превосходящие силы противника в лице персов – завоевателей. Но так ли всё было на самом деле?

Начнем с «плохих парней» - персов. В исторических источниках, того времени, фигурирует такое понятие как "миллионная армия". Неподготовленный читатель вполне оправданно понимает это как миллион воинов. Но не все так однозначно.

Сложно себе представить, учитывая вообще все население планеты времен Античности, и Персии в частности, столь многочисленную армию. Дело в том, что для большего могущества правителя, численность армии измерялась не только количеством боевых подразделений, но и общим количеством людей задействованных в походе. Таким образом, в этот «немыслимый миллион» входила вся прислуга, все рабы и весь «двор» персидского царя Ксеркса, а также боевые животные. В то время как активных, принимавших непосредственное участие в сражениях людей, насчитывалось, по разным данным от ста до двухсот тысяч.

Чем же ответили спартанцы? В классическом варианте битвы, персам противостояли триста спартанцев. К ним присоединилось несколько тысяч других греков. Как известно вся античная «большая» Греция, а Спарта являлась ее частью, была рабовладельческой. Свободные граждане имели в собственности рабов, и греческие рабы привлекались к сражениям.

Большинство спартанских воинов имели по несколько рабов (илотов), которых видимо с успехом привлекли к сражению при Фермопилах. В общей сложности имеем противостояние около 10 000 греков против 100 или 200 тысяч персов. Разница всё равно очень существенная.

Имея превосходство в живой силе более чем в десять раз, персы добились поставленной, тактической цели, но проиграли в общем стратегическом плане. И, несмотря ни на что, случилось это благодаря силе духа греческих воинов.

В продолжение темы интересно почитать:

1. Что почитать? Топ-5 самых интересных книг для интеллектуального саморазвития

2. Пять загадок истории, о которых вы раньше не слышали

3. Падение династии Мин: как из-за одной женщины рухнула целая империя

4. Как строились египетские пирамиды?

5. Война кланов Тайра и Минамото в Японии XII века

Если вам интересна философия, её история и связь с современной наукой, применение философии на практике в жизни, если вы хотите по-настоящему глубоко начать разбираться в философии и по-другому посмотреть на мир и своё место в нем, тогда приглашаю вас в мой телеграм-канал, в котором, я уверен, каждый найдет что-то интересное, полезное и важное для себя.

А здесь я выкладываю абсолютно эксклюзивный научно-философский контент, которого нет больше нигде в Интернете.

Показать полностью
8

Памятка первокурснику: несколько золотых правил

Памятка первокурснику: несколько золотых правил Образование, Учеба, Универ, Студенты, Школьники, Длиннопост

Сейчас уже практически середина лета, а значит огромное количество молодых людей только что окончили школу и находятся в процессе поступления в вуз, колледж или техникум. Хочется немного поностальгировать по тем временам, когда сам только готовился перейти во взрослую жизнь после окончания школы, и поделиться советами для будущих первокурсников. Возможно кому-то эти советы хоть немного, да помогут.

Попадая впервые в университет, бывший школьник, по сути, оказывается в совершенно новом мире, часто абсолютно не похожем на все то, с чем ему приходилось сталкиваться раньше. Для того, чтобы не только выжить в этом новом мире, но и даже преуспеть, первокурсникам или абитуриентам было бы полезно ознакомиться со следующей памяткой, включающей в себя несколько очень важных правил поведения на первом курсе.

Запастись терпением. Это золотое правило студенческой жизни. Нет терпения - не будет диплома. При его отсутствии возможны два исхода: постоянное состояние стресса может привести к ухудшению здоровья, или вы сорвётесь на преподавателе, что грозит отчислением.

Не наживай себе врагов. Старайтесь не ссориться и не ругаться со своими однокурсниками. Ещё не один студент за всю историю университетской жизни не смог нормально учиться без помощи товарищей. Очень тяжело морально и физически преодолеть одиночество. Это правило особенно касается преподавателей. Конфликт с ними - прямой путь к отчислению.

Рассчитывай только на себя. Это правило непосредственно вытекает из второго. Несмотря на хорошие отношения как с товарищами по учёбе, так и с преподавателями, не стоит надеяться на помощь со стороны на 100%. Это самая большая ошибка первокурсников. Из-за своей наивности они думают, что завели друзей, которые иногда дают списать и всегда им помогут. Поверьте, за место под солнцем бороться будет каждый сам за себя. Это правило касается также и преподавателей.

Не забывай свой пропуск. После официального оформления в университете, вы получаете этот документ. Охранники в вашем учебном заведении самые настоящие звери и ни за что вас не пропустят, если не будет этого удостоверения. При выходе из дома всегда проверяйте наличие пропуска.

Не занимай последние ряды. Это касается тех людей, которые пытаются на контрольных что-то списать. Все бегут и садятся на задние места. Поэтому, когда входит преподаватель, половина передней аудитории пустая и, естественно, он пересаживает весь последний ряд на первый. Самая выгодная позиция — это середина из-за меньшего контроля. Частый приём преподавателей стоять в конце аудитории и тогда задний ряд становится первым.

Не умеешь – не списывай. Это занятие дано только двум категориям людей. Одни наглые, которым всё равно, и вторые, оказавшиеся в безвыходной ситуации, и терять им нечего. У таких учеников часто получается это сделать. Но если вы нервничаете и совершаете лишние движения, преподаватель, скорее всего, увидит это и удалит вас из аудитории.

Не пиши в книгах. Это правило касается библиотеки. Случаи, когда отказываются принимать книгу из-за заметок нередки и выливаются в финансовые затраты. В основном это касается первой выдачи.

Не прогуливай семинары. Если уж вы решили не присутствовать на занятиях делайте это на лекциях. К ним, даже на которых отмечают, отношение менее серьёзное. А вот на семинарских занятиях ведётся ведомость посещаемости. Преподаватель перед экзаменом обязательно проверит всех по этому документу. Даже из-за одного прогула семинара к вам может сложиться негативное отношение и в конце семестра оно может стать решающим.

Опыт других – не твой опыт. Не стоит рассчитывать на заранее подготовленные ответы к экзаменам предыдущих студентов. Если пользуетесь, то перепроверяйте информацию, так как нередки ошибки или данные устарели. Хотите стать заметнее, найдите что-то уникальное, чего ещё не слышал преподаватель.

Дари подарки преподам. Кто-то может сказать, что это подхалимство и подлизывание. Но преподаватели тоже люди и им это нравится. Радовать всех педагогов, залог хорошего результата.

* * *

И напоследок, помните, что в каждом вузе есть своя специфика. Более того, своя специфика есть у каждого преподавателя, требования которого очень важно вовремя и правильно понять. Поэтому самое главное правило в итоге заключается в следующем: поступайте в тот вуз и на тот факультет, где вам действительно будет интересно учиться!

Ну а если вам интересна философия, её история и связь с современной наукой, применение философии на практике в жизни, если вы хотите по-настоящему глубоко начать разбираться в философии и по-другому посмотреть на мир и своё место в нем, тогда приглашаю вас посетить мой телеграм-канал, в котором, я уверен, каждый найдет что-то интересное, полезное и важное для себя.

В продолжение темы интересно почитать:

1. Что почитать? Топ-5 самых интересных книг для интеллектуального саморазвития

2. Пять навыков, которыми обязательно следует овладеть до окончания школы

3. ЕГЭ: хорошо или плохо для российской системы образования? Плюсы и минусы ЕГЭ

4. Критика школьных учебников истории: чему учат наших детей?

5. Пять загадок истории, о которых вы раньше не слышали

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!