abortubil

abortubil

Пикабушник
Дата рождения: 25 февраля
34К рейтинг 97 подписчиков 7 подписок 23 поста 14 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
37

Как рассчитывают калорийность продуктов

Часто бывает так, что очень простые вопросы, на самом деле не так просты, как это кажется. Один из таких вопросов звучит так: сколько калорий содержится в одном стакане чистой воды? Казалось бы, ответ очевиден – ноль! Однако, на самом деле не всё так просто. А как обстоят дела на самом деле – давайте разбираться!

Для тех, кто любит смотреть и слушать предлагаю ссылки на видеоформат:

На заморском видеохостинге:

И на отеческом:

А для любителей читать — ниже представлена текстовая версия.

Итак! Чтобы дать ответ на этот вопрос, нам нужно понять, а как вообще измеряют калорийность тех или иных продуктов. Вопрос количества энергии, которое содержится в продуктах питания – даже на сегодняшний день – это очень сложный вопрос, который зависит от большого числа факторов, учёт которых, зачастую, не поддаётся универсальным методам. Но когда что-то сделать нельзя, но очень хочется – некоторые люди прибегают к абсолютно некорректным, но относительно легко осуществимым методам, а потом просто натягивают сову на глобус.

Такая участь, например, постигла вопрос калорийности продуктов. Логика, казалось бы, абсолютно простая: наш организм как бы «сжигает» пищу и получает из неё тепло. Так почему мы не можем просто взять и сжечь эту же пищу в специальном приборе и измерить, сколько тепла при этом выделится? Сделали измерения, сколько тепла выделится при сжигании 100 г белков, 100 г жиров, 100 г углеводов, составили таблицы, а далее, зная состав продукта, по этим таблицам и рассчитали калорийность продукта питания. Казалось бы, что-то в этом есть. Но только в первом приближении. Здесь можно назвать большое количество различных «но», однако, самое очевидное – не всё, что горит в обычной печке, будет так же сгорать и в нашем организме.

В качестве очевидного для простого обывателя примера можно привести два вещества: крахмал и целлюлоза.

Два этих родственных вещества отличаются только тем, как связаны между собой звенья в пространстве, и из-за этого имеют практически одинаковые удельные теплоты сгорания (то есть энергии, которые выделятся при сжигании определённой массы вещества). Но при этом всем очевидно, что крахмал усвоится нашим организмом практически полностью, а целлюлоза как войдёт, так и выйдет из организма.

Давайте проведём небольшие расчёты и убедимся, что это действительно так. Я понимаю, что википедия такой себе источник информации, но всё же он много лучше, чем условный пролайф.ру или домохозяйки.ком. Возьмём данные по энтальпиям сгорания крахмала и целлюлозы и сравним их.

Как мы видим, они совпадают с точностью до десятых. Теперь давайте изменим запрос на «калорийность крахмала» и посмотрим на результат.

Калорийность крахмала из разного сырья имеет разные значения из-за того, что крахмал очищается не идеально чисто и имеет различные примеси. Как мы видим, в 100 г картофельного крахмала всего 78% по массе самого крахмала, остальное вода и примеси, а в кукурузном 87,5, то есть чуть больше. Но, тем не менее, перерасчёт на грамм чистого крахмала (то есть углевода) даёт нам примерно те же 4 ккал/г. Это подтверждается не только массой различных сайтов, но и, например, упаковками крахмала, на которых производитель пишет те же самые значения.

Думаю, приведённого примера достаточно для понимания, как считают энергетическую ценность продуктов. Но значит ли это что целлюлоза настолько же питательна, что и крахмал?

Когда, на заре появления всей этой энергетической теории некоторые скептики начали указывать на несоответствия, заостряя внимание на том факте, что, например, при употреблении в пищу одинаковых по количеству калорий порций сахара и порций, например, листов салата, мы наблюдаем совсем разное количество глюкозы, поступающей в кровь. В случае с сахаром мы видим резкий скачок, а в случае с салатом его почти не наблюдаем. Объяснять это стали не тем, что сахар усваивается нашим организмом, а листья салата не особо, а через «быстрые» и «медленные» углеводы. Что мол, в сахаре углеводы «быстрые» и это плохо, а вот в салате «медленные» и это хорошо.

Замечу, что исходя из этого абсурдного предположения – самая полезная пища – это древесная стружка! Ведь при употреблении в пищу древесины наблюдается самый маленький скачок глюкозы в крови (а точнее полное отсутствие этого скачка), а значит древесина содержит самые медленные и, как следствие, самые полезные углеводы! И хотя даже школьного курса биологии достаточно для того, чтобы понять абсурдность данного объяснения, многим этого было достаточно и этот костыль до сих пор используется у разного рода диетологов, нутрициологов и так далее. Если «пипл хавает», так почему не использовать?

Так вот. Возвращаясь к вопросу о калорийности воды. Как все знают, вода не горит (по крайней мере в атмосфере кислорода), а значит её калорийность равна нулю. Но, при этом, мы все знаем, что энергия нашему организму нужна, в том числе, для того, чтобы поддерживать температуру тела.

А значит, если мы выпьем стакан воды объёмом 200 мл с температурой 60℃, то, путём несложных подсчётов выясним, что при остывании внутри организма до температуры тела эта вода передаст порядка 4,5 ккал тепла, что примерно равно грамму крахмала.

А если мы будем пить воду с температурой 10℃, то калорийность этой воды будет вообще отрицательной!

Так сколько калорий содержится в одном стакане чистой воды? Ответ на него должен быть следующим: А что имеется в виду? Если эту воду попробовать сжечь – то ноль. Если эту воду выпить – то тогда зависит от того какой объём стакана и какая температура воды.

То есть, при расчёте калорийности пищи нужно учитывать не только что мы употребляем, но и то, какую температуру и теплоёмкость эта пища имеет! А сделать это не так то просто.

Казалось бы, для того, чтобы посчитать реальную калорийность продуктов, можно поставить такой эксперимент: брать человека и на протяжении длительного времени кормить его определённой пищей и сжигать продукты его жизнедеятельности, а параллельно с этим сжигать точно такие же продукты. И тогда, по разнице энергий, мы сможем найти истинную калорийность. Понятно, что результат будет приблизительный, так как часть метаболитов уйдёт с мочой и потом, но даже такой эксперимент никто не проводил, как по этическим причинам (думаю, за такое можно и Шнобелевскую премию выхватить), так и по чисто техническим – провернуть такое исследование с соблюдением всех критериев современной науки не так-то и просто, а серьёзные учёные этим вопросом не занимаются по причине изначальной абсурдности.

Более того, сама по себе цифра калорийности продуктов не говорит нам абсолютно ни о чём. Думаю, очевидно, что закрывая потребность в калориях только углеводами или только белком, человек в скором времени заболеет из-за недостатка других компонентов пищи. То есть нужен баланс по белкам, жирам и углеводам. А если он у нас есть, пусть и полученный сугубо экспериментально, зачем нам количество калорий?

Суточная норма? Это тоже очень субъективный параметр. Всем понятно, что понятие «средняя суточная норма» само по себе странно, ибо большому взрослому дяде весом 120 килограмм и маленькой взрослой тёте весом 50 килограмм нужно разное количество калорий в день! Как это обойти? Всё просто – давайте придумаем норму на килограмм веса. Но это тоже, как оказалось, не работает. Большая часть энергии в нашем организме тратится на поддержание постоянной температуры тела. А сколько этой энергии надо?

В первую очередь, это зависит от площади поверхности тела. Точнее от отношения площади поверхности к объёму тела. Чем она больше, тем больше тепла теряется, и тем больше тепла нужно на обогрев. Но это ещё не всё. Важным фактором является то, как близко к поверхности кожи расположены сосуды. У некоторых людей они расположены близко к поверхности и в результате организм тратит много тепла для поддержания нужной температуры тела. Как говорят в простонародии, от таких людей веет жаром. У тех же, у кого сосуды сидят глубоко и имеется жировая прослойка, тепла нужно тратить меньше, так как поверхность будет остывать медленнее. Этот фактор учесть уже сильно сложнее.

Далее можно вспомнить и про то, что у разных людей разный метаболизм. Когда я учился в школе, у меня была девушка, которая имела очень хорошую фигуру, но при этом могла съесть половину большой пиццы и это не сказывалось на её весе. И была одноклассница, которая вообще не ела ничего мучного, ибо даже от небольшого кусочка она сразу начинала набирать вес. Очевидно, что у девушек был разный метаболизм. При этом если качественно эту разницу обнаружить не сложно, то вот оценить этот метаболизм количественно, в виде цифр – задача очень непростая. Продолжать искать причины, почему количество калорий, которое рекомендуют употреблять в сутки – это цифра, которая не имеет никакой связи с реальным миром я могу ещё долго. Но, думаю, даже приведённых примеров достаточно для понимания.

Так почему же, раз понятие «калорийность пищи» так абсурдно, его до сих пор печатают на продуктах питания, используют врачи-диетологи и прочее, прочее, прочее? Ответ прост – это самый простой из имеющихся способов хоть какой-то оценки. А для многих лучше иметь хоть какую-то оценку, пусть и не имеющую связи с реальным объектом, чем не иметь её совсем. Чисто психологический аспект. Как эффект плацебо. А дальше можно на этом сколько угодно паразитировать – ибо если фундамент теории не воспроизводим экспериментально, но принят на веру, то и любая чушь, которую можно построить на этой теории тоже должна приниматься на веру, так же, как и основа. А так как это интересно большому числу людей, то на этом можно ещё и очень хорошо заработать!

Но если пользоваться понятием калорийность глупо, то чем тогда пользоваться? К сожалению, точного ответа на этот вопрос наука на сегодняшний момент не имеет. Самое адекватное, что сегодня имеется – это нормативы по белкам, жирам и углеводам. Эти данные тоже, конечно, сведены, как «средняя температура по больнице» и чисто на основании наблюдений, но они содержат хотя бы наблюдения и учитывают баланс пищи. Но о недостатках этой системы давайте как-нибудь в другой раз.

Показать полностью 5 1
25

Савватеев не прав или что такое наука

Попался мне на глаза рекомендацией ютуба ролик с участием Алексея Савватеева, где он позволил себе некоторые высказывания по поводу науки. Вот этот ролик:

В частности, вот некоторые из его цитат:
1:55 "На самом деле, значит, типичная схема, что "Наши модели та-да-та-да-дам, а значит..." и дальше вообще ничего не относящееся к делу — это способ манипуляции не только в математике но и во всех социальных науках"

4:47 "Наука — это получение знания о предмете, в котором возможна не коррумпированная честная экспертиза. То есть в котором есть понятие "мнение учёных" не связанное с выделенными грантами на это"

7:29 "Но мне бы хотелось, чтобы научное было ценным..."

8:37 "Поэтому, если есть разделение, если ты хочешь настоящего разделения, оно только на математику и всё остальное"

8:47 "Я хочу, чтоб богословие было там же, в области науки"

10:41 "В других науках нет такого знания, в которых ты можешь голову положить на отсечение, по тому, что все остальные знания — они приблизительные. Мы сто раз провели эксперимент, но мы не знаем, что будет на сто первый."

Прежде приступить к разбору, давайте договоримся сразу, что не будем касаться личности собеседника Савватеева, ибо иначе мы скатимся в палитату, а такой цели я не преследую.

Итак, касательно ролика. Понятное дело, что Алексей в этом интервью скорее треплется, чем говорит серьёзно. Возможно даже, что это умышленный троллинг оппонента, однако, вышло настолько тонко, что понять троллинг это или Савватеев действительно так думает понять сложно. Ну и, конечно же, так как Алексей — математик, то, понятное дело, что для него математика это вершина знаний, которые постигает человек.

Но, давайте по серьёзному. Для меня очень странно, что человек, который изучал философию в университете (в МГУ её нормально дают, по личному опыту могу сказать), изучал философию и историю науки в аспирантуре (ведь у него кандидатский минимум точно сдан!) опускается в рассуждении о науке до уровня "кухарок".

Наука это то, где возможна некоррумпированная честная экспертиза? Алексей, мне кажется, Вам стоит меньше заниматься политикой и больше математикой, ибо математик Вы "от Бога", а вот политик так себе, если честно. А то Вас уже перекрывать начинает. Тут судя по вашему определению наукой не математику с физикой надо считать, а рейд сотрудников госнаркоконтроля по злачным местам северной столицы с целью установления в каких подвалах толкают наркоту, а в каких нет. Ведь если у нас этот рейд будет проведён по закону некоррумпированными силовиками, то это знание будет научным. Так что ли теперь надо понимать науку??

Вообще, слово наука — это очень интересное слово, так как подобрать ему оптимальное, объективное и всеобъемлющее определение довольно сложно. Это как со словом "любовь". Мало того, что каждый словарь определяет его по разному, так ещё и каждый отдельный человек понимает его по своему. Отсюда и корень всех бед. Вообще, если посмотреть на науку в общем и целом, то наука — это попытки создания моделей и/или конструкций для описания каких-либо событий, ситуаций или явлений, их объяснения и предсказания их поведения.

Примерно об этом говорит википедия:

Нау́ка — деятельность, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. [1]

Или здесь:

Science is a rigorous, systematic endeavor that builds and organizes knowledge in the form of testable explanations and predictions about the world. [2]

Или в БСЭ:

Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. [3]

Однако, нужно понимать, что подходы к этому процессу могут быть абсолютно разные.

И первое, что хотелось бы отметить — это философию. Философию называют фундаментом науки, ибо именно исходя из философии мы понимаем что есть наука, а что есть не наука. Философия даёт определение научности. Философия даёт критерии научности для методов исследования. Философия науки — это в принципе сборник договорённостей того, что наше общество считает наукой. Но отсюда возникает проблема и с самой философией — она не может ссылаться сама на себя (то есть философия не может считаться наукой по тому, что философия так сама себя определила). Поэтому философию необходимо выносить в отдельный вид науки.

Дальше идёт математика. С ней тоже не всё просто. Математика — это, по сути, про символьную систему для количеств и методах работы с ней. Математика определяет, как мы будем называть те или иные количества/размеры/объёмы, а так же выводит алгоритмы работы с взаимодействия этих количеств/размеров/объёмов. Математика, наравне с программированием, на самом деле ничего не изучает и ничего не исследует, а только находит алгоритмы, по которым можно найти результат взаимодействий количеств. Поэтому, математику, программирование, начертательную геометрию и прочие подобные науки нужно также выносить в отдельный вид — так называемые точные науки.

Теперь поговорим о том, что изучает окружающий нас мир. Естественные науки. И тут возникает такая ситуация, что вся философская машина на протяжении нескольких веков работала именно на естественные науки. Именно под них разрабатывались и улучшались определения, инструментарий и теоретическая база. Именно по этой причине очень часто, когда говорят о науке имеют в виду именно естественные науки. В том числе и математика работала на потребности естественных наук, когда нужно было что-то посчитать, а люди не понимали как это сделать. Тем не менее, естественные науки — это точно такой же вид науки, ничем не лучше и не хуже, чем философия и точные науки, хотя и значительно от них отличающиеся.

Гуманитарные науки. Когда человечество наконец достигло такого уровня развития, что появилось время для других вопросов кроме "что покушать?" и "как выжить?", люди начали пытаться искать закономерности в поведении общества. Ну а так как к тому времени естественные науки очень хорошо себя зарекомендовали (во многом благодаря им люди могли думать не только о еде и выживании), было решено использовать инструментарий естественных наук для описания взаимодействий в обществе. Получилось... Мягко говоря не очень. Но, это не потому, что это науки плохие, а по тому, что под них до сих пор нет подходящего инструментария. Поэтому, гуманитарные науки — это тоже отдельный вид науки и их нельзя мешать с естественными науками и математикой. Они просто другие.

Богословие же, которое хочет сохранить в научности Савватеев, это вообще отдельный разговор, ибо оно начинает противоречить в принципе философскому концепту науки, а именно попытка постигнуть непостигаемое и необъяснимое. И если Алексей имел в виду под богословием историю религии или общественно-культурные сдвиги, то тогда нужно говорить не про богословие, а про историю, культурологию, лингвистику и так далее. А если он имел в виду богословие, как науку, которая использует такой инструмент как "личностный опыт веры" (теперь у нас такой метод исследования признан научным и благодаря ему можно защищать диссертации [4]), то у меня к товарищу гражданину Савватееву большие вопросы! Это что получается, мы теперь на личностном опыте веры сюда приплетём, наравне с теологией, эзотерику? Астролигию? Тарологию? Родоведение и кучу других антинаучных концепций? Как бы то ни было, для этих специальных дисциплин тоже есть отдельный вид науки — псевдонаука.

И всё, что сказано выше должен понимать любой образованный человек, не обладающий специальным образованием, званиями и регалиями (Доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, профессор МФТИ, профессор Адыгейского государственного университета, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН).

И очень смешно, когда с одной стороны Алексей говорит, что знание должно быть не коррумпированным (то есть не вестись в интересах конкретных лиц) и тут же, через три минуты заявляет свои хотелки на то, как она должна выглядеть? Алексей, Вас ничего не смущает? Противоречия не видите?

Деление на математику и всё остальное ровно туда же. Да, математика, как мы выяснили выше, это отдельный вид науки со своими особенностями и тонкостями. Но это не делает математику "научнее" всех остальных наук. Ибо точно такими же передёргиваниями, переворачиваниями и манипуляциями я могу доказать что математика вообще не наука, а символьная система (философия мне в помощь!). Скромнее, скромнее надо быть!

Высказывание о том, что математика точна а всё остальное приблизительно — это вообще никакой критики не выдерживает! Ибо в рамках модели, которую устанавливают учёные, всё работает ровно с той точностью, которую и вычислили учёные. Или что, не один физик не даст голову на отсечение, что гравитация существует и кирпич, сброшенный с 9 этажа многоэтажки (если никто не будет мешать и вклиниваться в условия эксперимента) не упадёт на землю? Ни один биолог не даст голову на отсечение, что если спарить двух кошек, то у них родится кошка, а не мышка или собака (или вы допускаете, что на сто первый раз свинья бобра таки родит?). Ни один химик не даст голову на отсечение, что если поджечь смесь водорода с кислородом, то после взрыва на стенках реактора сконденсируется вода, а не ртуть? Серьёзно?

А на самом деле, Алексей сделал в этом ролике ровно то, о чём говорил на самых первых минутах: по моей модели та-та-та-та-та-та-та! И потом на основании этого нагородил то, что не имеет отношения к науке в целом и тому, о чём он говорил в частности.

Стыдно должно быть, Алексей Владимирович, стыдно!

Источники:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Наука

  2. https://en.wikipedia.org/wiki/Science

  3. http://gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/080/405...

  4. https://phdru.com/mydocs/2017_autoreferat_khondzinsky.pdf

Показать полностью
8

Вы нам главное комиссию занесите или тренинги жадности от PROFI.RU

О том, что PROFI.RU жадные до денег дятлы, которым наплевать что на клиентов, что на своих сотрудников, я писал несколько лет назад, в самом начале пандемии (Profi.ru: Мы делаем деньги на ваших жизнях!). Пост мне быстро заминусили, а сам profi.ru меня забанил. Нет, конечно, они написали, что мы расторгаем с Вами сотрудничество по тому, что... По тому, что по договору мы не обязаны говорить почему. Но учитывая, что никаких взаимодействий с ними у меня не было, а письмо пришло через два дня после публикации поста... Что сказать, оперативно работают!

Бан — баном, а денег они всё равно хотят! Поэтому рассылку на мою почту они не остановили (благо почти вся автоматом уходит в спам). И вот, пару дней назад, приходит мне от них интересное письмо следующего содержания:

Эти ребята предлагают получить 161 ученика всего за 8 месяцев! Не хило да? Но, репетитор — это не мастер на час, который взаимодействует с учеником один-два раза. Как минимум — это занятие на несколько месяцев, а как правило, с хорошим репетитором занимаются по несколько лет.

Если Сергей хороший репетитор и все его ученики остались с ним заниматься хотя бы по одному часу и один раз в неделю, то, получается, что на еду, сон, душ и туалет Сергей имеет 7 часов в неделю! То есть, чтобы провести 161 занятие в неделю, нужно работать по 23 часа в сутки! Вот это я понимаю работоспособность — терминатор!

Более того, со своих 161 ученика Сергей, как нам сообщают, зарабатывает более 1 миллиона рублей в месяц! А это значит, что его услуги стоят более 6200 за час. Очень сильная ставка, существенно выше средней по рынку.

Насколько реально на практике реализовать такую систему пусть каждый решит сам. Но если включить разум и критическое мышление, то понятно, что, скорее всего, этот миллион Сергей зарабатывает не на учениках, а на доверчивых лохах, которые понесут за этот инфоцыганский вебинар кучи денег.

Внимательные могут заметить, что почтовый ящик не соответствует официальному профирушному, нет фирменного оформления и так далее. Так при чём здесь профи, спросят они, если тебе пишет какая-то левая организация?

А ещё более внимательные им ответят, что если прочитать письмо, то площадка профирушников упоминается там аж целых 7 раз! Видимо, чтобы до самых тупых дошло, с кем нужно работать. Сколько раз упоминаются другие площадки? Ни разу! Хотя их достаточное количество с довольно ощутимым охватом (одна ассоциация репетиторов имеет довольно большую долю). Будет ли человек, который заинтересован в максимально эффективном поиске учеников привязываться к одной площадке? Нет, не будет. А значит этот семинар проплачен площадкой, которую так пиарят. При том пиарят так, как любит профи — есть только мы и больше никого.

Так а почему они не сделают рассылку от своего имени? Да всё очень просто: их рассылка автоматом попадает в спам. Даже письмо о том, что мой аккаунт снесли я случайно нашёл в папке спама через 3 недели после того, как оно пришло, пока искал другое письмо. А так, благодаря подмене почтового ящика, письма сразу в спам не попадают.

Более того. Кому выгодно выдать 161 ученика за 8 месяцев? Да конечно площадке, которая и знакомит учеников и репетиторов. Чем больше через репетитора пройдёт учеников, тем профикам лучше! Им не выгодно, когда ученик нашёл репетитора и занимается с ним несколько лет. Тогда они получат только одну комиссию. Им выгодно, когда ученик меняет репетитора каждый месяц. Тогда они и комиссию получают каждый месяц.

В общем, контора profi.ru вновь показала своё истинное лицо, которое очень напоминает жопу, считая своих сотрудников просто кучкой тупых дегенератов.

Выводы? Выводы о том, что это за контора и стоит ли с ней связываться что с одной, что с другой стороны, думаю, каждый способен сделать сам.

Показать полностью 2
118

Химическая ёлочка

Вот тут все итоги года подводят, подарками хвастаются, желания загадывают. А я вот что хочу показать:

Химическая ёлочка

Вот такая вот красавица стоит у нас в школе.

Вообще это не просто ёлочка, а ещё и викторина. Школьникам предлагалось угадать, какие вещества в какую колбу налиты. Все вещества, дающие окраску, неорганические. Красители и индикаторы не использовались.

Победитель конкурса (который получит книжку и шоколадку) верно отгадал 5 из 10 растворов. А сколько получится у вас?

Показать полностью 1
120

1 + 1 > 2, возможно ли?

Приветствую всех читающих!

Меня зовут Артём, мне 30 лет и я алкоголик в поиске девушки/боевой подруги/будущей жены (в зависимости от обстоятельств).

Будет очень круто, если мы вместе сможем ходить на metal-концерты (Тапок, Багира и Обелиск — это то, что я хочу посетить в ближайшее время), играть в настольные (больше люблю логические и стратегические, нежели компанейские. Root, Серп, Индустрия, эволюция (красная) и вот это вот всё. Неплохо играю в шахматы) и компьютерные  игры. Готов выделять время для прогулок, катания на велосипедах и коньках.


Бронзовый призёр последнего чемпионата России и чемпион последнего кубка вызова по квиддичу (и нет, мы не бегаем с мётлами между ног!!).

Занимался историческим фехтованием (но сейчас на это практически нет времени), театральным искусством и даже успел поиграть на сценах ВДНХ и Ростова Великова (хоть и в детских спектаклях, но не теряю надежд и на взрослые!). В меру зануден (уровень можно оценить по постам в профиле).

Работаю учителем химии, репетитором по химии, ведущим мастер-классов по химии. В общем — преподаватель химии. Не курю, к алкоголю отношусь достаточно ровно (могу выпить за компанию, но особо не тянет последние несколько лет). По настроению пишу научно-популярные посты или разборы.


В разводе, бывшей женой не интересуюсь с момента оформления всех необходимых документов (для меня она не существует от слова совсем уже несколько лет), детей и алиментов нет.

Территориально проживаю в Химках, работаю в Москве, часто бываю в Зеленограде.


Кого и зачем ищу? Ищу человека, вместе с которым мы сможем больше, чем в сумме каждый из нас по отдельности. Ищу ту, которая не стеснятся попросить поддержки в трудную минуту, но и сама будет готова поддержать, если вдруг что-то пойдёт не так. Ну а когда (и в основном) всё хорошо — радоваться жизни и радовать друг друга, путём проведения совместного досуга по строго и заранее запланированным (но далеко не всегда!) сценариям.


Контакт для связи: https://t.me/gilev_chem

Буду рад новым знакомствам!

P.S. И да, девушки, к чёрту отважных лётчиков и моряков! Любите химиков — они хотя бы посуду мыть умеют!

Показать полностью 2
755

Нобелевские премии — объективная оценка заслуг учёных или сомнительный междусобойчик?

Дисклеймер: данный пост посвящён анализу нобелевских премий по естественным наукам. Обсуждать нобелевские премии по экономике, литературе и остальные мы не будем в силу совсем другой специфики. Прошу отнестись к этому с пониманием.


Несколько дней назад были объявлены очередные лауреаты Нобелевской премии по химии. По сути, сегодня Нобелевская премия — это высшая степень признания заслуг учёного. Лауреат нобелевской премии автоматически становится неоспоримым авторитетом в своей области и имеет почёт и уважение во всём мире.


Нобелевские премии влияют, например, на такой фактор, как мировой рейтинг ВУЗов. В частности, в рейтинге ARWU (Академический рейтинг университетов мира) 30% веса рейтинга университета зависит от Нобелевских премий (10% за выпускников и 20% за сотрудников)[1]. Согласитесь, вклад довольно весомый. Однако, давайте посмотрим на это немного с другой стороны.


Вот, например, перед Вами портрет лауреата Нобелевской премии по химии за 1905 год:

Все узнали этого выдающегося учёного? Правильно, это Адольф фон Баер, немецкий химик-органик (не путать с Фридрихом Баером, основателем немецкой компании BAYER). Адольф фон Баер получил Нобелевскую премию "За заслуги в развитии органической химии и химической промышленности благодаря работам по органическим красителям и гидроароматическим соединениям"[2]. Заслужил ли Баер Нобелевскую премию своими открытиями? Безусловно! Однако, вот Вам портрет того, кому не дали Нобелевскую премию, хотя он был номинирован на неё уже не в первый раз:

Знакомьтесь! Этот малоизвестный учёный — Дмитрий Иванович Менделеев. Известен, в основном, тем, что открыл периодическую систему химических элементов, да так, что не только исправил атомные массы 9 уже открытых элементов, так ещё и предсказал атомные массы для трёх неоткрытых. И это опуская другие заслуги (да, да, да, про водку мы все помним, но там было не совсем об этом и давайте про это как-нибудь в другой раз, если кому-то это интересно).[3]


Но почему, спросите вы, Дмитрий Иванович не получил Нобелевскую премию? А всё очень просто. У него был личный конфликт со Сванте Аррениусом, который на тот момент являлся председателем Нобелевского комитета по химии. Не будем сейчас углубляться в историю конфликта и искать виновных. При любом раскладе, при оценке заслуг учёного не должно быть личных оценок. Когда научному сообществу фактически удалось продавить упёртость Аррениуса в этом вопросе и получить подтверждение тому, что Менделееву таки дадут нобелевскую премию, случилась оказия. Дмитрий Иванович умер, не дождавшись премии. А мёртвым учёным премию не дают.


Споривший с Аррениусом Вальтер Нернст получил свою нобелевскую премию только после смерти Аррениуса, а Пауль Эрлих, создатель первого лекарства от сифилиса и самой концепции химиотерапии заболеваний, полемизировавший с работами Аррениуса по иммунологии, вместо Нобелевки по химии получил в 1908 году Нобелевку по физиологии и медицине, потому что на деятельность этого комитета Аррениус попросту не смог повлиять.[4]


Вот ещё один учёный — Михаил Семёнович Цвет:

Этот русский ботаник-физиолог и биохимик растений, в частности, изобрёл метод хроматографии, без которого современный химический анализ просто не смог существовать бы. Он смог разделить два типа хлорофилла у растений, написал много чего по фотосинтезу. И да, он тоже был номинирован на Нобелевскую премию мира и тоже получил отказ. В итоге 26 июня 1919 года умер от сложных жизненных обстоятельств (по одним источникам от голода, по другим — от осложнений после операции). Ему было 47 лет. Получи Михаил Семёнович Нобелевскую премию, а вслед за ней всемирную славу и известность — скорее всего, его жизнь сложилась бы совсем по другому.[5]


А вот этот прекрасный учёный — Николай Дмитриевич Зелинский

Человек, который подарил миру активированный уголь и противогаз. Мы привыкли восторгаться Александром Флемингом, человеком, подарившим миру пенициллин, который спас жизни большого количества людей. Но какое количество людей было спасено изобретением противогаза? Устройством, которым можно было противостоять химическому оружию, которым убивали людей массово, мучительно, без разбора и неотвратимо. До сих пор использование химического оружия запрещено женевской Конвенцией. А Николай Дмитриевич придумал, как с таким оружием можно бороться. И это не считая большого количества других его заслуг. Он умер в 1953 году. Нобелевскую премию по химии, как  вы понимаете, он так и не получил.[6]


А вот это Сергей Васильевич Лебедев:

Человек, который предложил промышленный метод синтеза синтетического каучука из этанола. При дальнейшей переработке каучука получали резину — стратегически важный продукт. Так вот, его даже не номинировали на Нобелевскую премию.[7]


И это я перечислил лишь нескольких учёных-химиков первой половины XX века. А сколько таких же учёных физиков, биологов было в нашей стране? А сколько их было ещё в других странах?


А теперь давайте посмотрим на ещё одну интересную закономерность. Я думаю, что ни для кого не секрет, что сегодня есть очень много учёных- выходцев из Китая и Индии. Если посмотреть на фамилии авторов научных статей, то мы увидим там очень много китайских фамилий. А сколько китайцев получило нобелевскую премию по химии за последние 22 года? Правильно, ни одного! По физике есть только один представитель Китая и тот с двойным гражданством (угадайте, какой страны). Нобелевскую премию по физиологии и медицине получил только один представитель Китая. А теперь давайте посчитаем тех, кто получил эту премию и так или иначе относится к США:

Физика: 30 из 49 (более 60%)

Химия: 35 из 59 (чуть более 59%)

Физиология и медицина: 29 из 55 (более 50%)


И в то же время, например, японцев:


Физика: 4 из 49

Химия: 6 из 59

Физиология и медицина: 4 из 55


Мне одному кажется странным такое распределение? [8-10] В общем, я думаю, тут есть над чем поразмыслить.


О чём я хотел сказать этим постом? О том, что нобелевские лауреаты незаслуженно получили свои премии? Нет, они действительно выдающиеся учёные. О том, что что открытия этих учёных не так уж и важны? Нет, их открытия внесли серьёзный вклад в развитие науки. Этим постом я хотел лишь сказать, что Нобелевская премия не является объективным критерием оценки деятельности и заслуг учёного. Она не являлась им раньше, не является им и сейчас. Это небольшой междусобойчик определённого круга лиц, которые решают, кого из своих знакомых они похвалят в этом году.


Я не говорю о том, хорошо это или плохо это. Это данность. Я не могу сейчас назвать методов и критериев, которые позволяли бы объективно выделить действительно лучшее открытие и лучшего учёного. Да и, по правде говоря, не верю, что такие методы вообще существуют. Однако, отсутствие таких методов не позволяет нам считать объективным то, что им, по сути, не является.


В общем, лауреаты Нобелевских премий — действительно выдающиеся и заслуженные учёные. Их исследования актуальны (в моменте) и интересны. Но говорить о том, что это самые выдающиеся учёные этого времени, а нобелевская премия — непогрешимая оценка деятельности учёного — это неправильно и некорректно.

Спасибо всем дочитавшим!


Список ссылок на источники:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Академический_рейтинг_универси...
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Байер,_Адольф
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Менделеев,_Дмитрий_Иванович
4. https://habr.com/ru/post/582872/

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Цвет,_Михаил_Семёнович

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Зелинский,_Николай_Дмитриевич
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лебедев,_Сергей_Васильевич

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_лауреатов_Нобелевской_п...

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_лауреатов_Нобелевской_п...

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_лауреатов_Нобелевской_п...

Показать полностью 5
4021

Ответ на пост «На руках остаётся металл?»1

Если вы в школе не будете учить химию и физику, то вся ваша оставшаяся жизнь будет наполнена чудесами!


Вообще интересно наблюдать, как одни любители плюсов собирают по помойкам интернета всякий шлак, и даже не удосужившись просто немного проверить на адекватность льют его на пикабу, а другие любители радостно это всё плюсуют.


Докладываю. Альдегиды  — это очень большой класс органических соединений. Да, многие из них пахнут. Например, формальдегид имеет свой характерный запах. Кто был в анатомичках, тот его знает. Ацетальдегид имеет запах "прелых яблок". Акролеин — непредельный альдегид — так вообще является лакриматором (веществом, вызывающим сопли, слюни, слёзы). Если у вас что-то сгорало на плите "в дым", так что аж слёзы лились — поздравляю, вы столкнулись с акролеином! Так что не существует запаха альдегида, как и не существует запаха ягод, так как ягод много и пахнут они все по разному. Но, при контакте кожи с металлом запах всё же есть. Так откуда он берётся? Обратимся к книге "Жизнь замечательных веществ" за авторством Аркадия Курамшина. И в ней на 133-135 страницах написано следующее:

"...объединённая исследовательская группа из Университета Лейпцига и Политехнического института Виргинии, возглавляемая Дитмаром Глиндеманном, пришла к выводу о том, что запах металла — иллюзия и на самом деле мы ощущаем запах собственного тела, точнее — результатов превращений, которые железо претерпевает с веществами, выделяемыми нашим организмом.

Добровольцы, согласившиеся принять участие в эксперименте, практически моментально узнали "запах железа" при соприкосновении их рук с металлическим железом или обработке рук растворами двухвалентного железа. Вместе с тем обработка кожи добровольцев растворами, содержащими ионы железа (+3), не вызывала появления запаха. Хромато-масс спектрометрический анализ образцов веществ, отобранных с кожи добровольцев, показал, что на кожных покровах человека, контактировавших с железом (0) или железом (+2), содержится целый набор органических веществ, ответственных за "металлический" запах. Ключевой компонент этой смеси — сопряжённый кетон 1-октен-3-он, растворы которого обладают сильным "металлическим" запахом даже при сильном разбавлении:

Прекурсорами молекул "металлического" аромата являются перекиси липидов, образующиеся при окислении жиров кожи ферментами-оксидоредуктазами, при облучении кожи ультрафиолетом или в результате других процессов. Перекиси липидов разлагаются под действием двухзарядных ионов железа, которые в свою очередь окисляются до инертных по отношению к перекисным соединениям ионов железа (+3). Незаметной для глаз коррозии железного изделия под воздействием влаги кожи оказывается достаточно для генерации количества ионов железа (+2), требуемого для окисления перекисей липидов.


Кровь, содержащая железо в составе гемоглобина, также характеризуется узнаваемым "металлическим" ароматом, формирующимся за счёт тех же органических молекул. Исследователи считают, что способность человека "чувствовать запах металла" сложилась эволюционно и ассоциируется с запахом крови. Возможно, что, ориентируясь на этот запах, наши предки выслеживали раненных жертв или членов племени..."

Итак, что мы видим по итогу?

Действительно, запах принадлежит не металлу, а веществам, выделяемым нашей кожей. Только это совсем не альдегиды. Ключевое соединение — это непредельный кетон. Да и реагирует не само железо, а его соли (железо (+2)).


В общем, большая просьба к тем, кто пытается постить научпоп — проверяйте найденную вами информацию, а то:

P.S. В исходное сообщество "интересные факты" не могу добавить по правилам этого сообщества — им короткие картинки подавай, длинные посты просят публиковать в других местах.

Показать полностью 2
136

Лабораторные работы в школе: "Провести нельзя игнорировать"1

Немного о наболевшем.

Меня очень сильно расстраивает современная тенденция по игнорированию учителями естественных наук лабораторных практикумов. Очень больно смотреть на высохшие рН-электроды, на совершенно новые газоанализаторы с вышедшими из строя датчиками (некоторые имеют срок годности и со временем портятся), слежавшиеся в камень реактивы, запылившиеся микроскопы. Понятное дело, порой причина кроется в преподавателях — кому-то лень, кому-то некогда. В той школе, где работал я — на это было плевать всем, вплоть до директора. У меня были дорогущие цифровые лаборатории с современными датчиками, но не было даже нормального количества стаканов, не говоря уже о весах и бюретках. Директор школы предлагал мне пользоваться рычажными весами с гирьками, а слежавшиеся реактивы из стеклянных пузырьков с узким горлышком выковыривать карандашом. За 4 месяца пинания разных управленцев мне так и не смогли повесить дистиллятор (он всё это время валялся по вытяжным шкафом).


И я прекрасно понимаю, что таких школ много. Как бороться с этим изнутри я не представляю. Но! Сейчас я учусь в магистратуре и темой своей дипломной работы я взял экспертизу качества проведения лабораторных практикумов в средней школе. На мой взгляд, повысить количество и качество практикумов на сегодняшний день можно лишь в том случае, если создать нормативную базу, а так же регулярно проверять школы на исполнение этой нормативной базы, заранее рассказав всем что и как будет проверяться.


На мой взгляд, только так можно увеличить скорость закупки реактивов и оборудования. Только так учитель может донести до руководства необходимость наличия тех или иных приборов. Только так можно содействовать появлению мотивации учителей реально проводить практические работы.


С другой стороны, я очень часто слышал, мол, а зачем всё это надо? Кто хочет — найдёт практикум на стороне, нам главное на ЕГЭ натаскать, да и вообще, лабораторные работы — это лишний геморрой. А так — "Праки реже — деньги те же!"


А как Вы считаете, есть ли другие методы улучшения ситуации с лабораторными работами? И нужно ли вообще в этой области что-то делать?


Ну и бонусом, буду признателен всем, кто ответит на небольшой опросник. Он анонимный. Хотелось бы видеть хотя бы примерный масштаб трагедии.


https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeudxssA_Ppi_rAZ7dY...

UPD: Пост не призывает куда-то писать, кому-то жаловаться и так далее. Я сам лично буду проталкивать наверх проекты нормативок. А здесь мне больше интересно, насколько это вообще важно для обывателя. Для родителей, дети которых ходят или пойдут в школу, для тех, кто работает по ту сторону баррикад. Насколько вообще то, что я делаю, нужно для общества.

Лабораторные работы в школе: "Провести нельзя игнорировать"
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!