"Как и в прежние времена, в XIX веке в монастырский острог религиозных преступников ссылали без суда..."

Как и в прежние времена, в XIX веке в монастырский острог религиозных преступников ссылали без суда, по Высочайшему повелению и инструкциям Святейшего Синода.


Более того, в монастырских тюрьмах не было ни одной общей для всей тюрьмы инструкции или правил содержания арестантов. Каждого заключенного ссылали с особой инструкцией архимандриту, как и где его содержать и сколько денег отпускать на его питание. Изучив ведомости об арестантах монастырских тюрем, можно с уверенностью заключить, что единой системы заточения и содержания узников не было. В монастыри ссылали по самым разным поводам и причинам, зачастую не подходившим ни под одну из уголовных статей светского карательного кодекса.

<...>

Кроме раскольников и сектантов заточению в Соловецком и Спасо-Евфимьевом монастырях подвергались и другие религиозные вольнодумцы, обвинявшиеся в самых разных преступлениях: иноверии, ложных пророчествах, своевольных толкованиях Священного Писания, мистицизме, собственных выдумках о религии и другие. Чаще всего такие люди страдали психическими расстройствами и нуждались не в исправлении нравственности, а в лечении. Тяжелые условия заточения только усугубляли положение этих арестантов.

<...>

Если говорить об условиях содержания арестантов, то необходимо отметить, что с наступлением века они улучшились. Это было связано с уничтожением земляных тюрем, а также с переводом заключенных из подвальных помещений различных построек в специальное тюремное здание. Что касается положения арестантов, то оно оставалось бесправным, полностью зависящим от произвола монастырского начальства.

Следует отметить, что либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века не внесли существенного улучшения в положение заключенных монастырских тюрем, т.к. в этот период условия заточения арестантов практически не отличались от тех, которые окружали узников в 20-30-х прошлого столетия.

<...>

В монастырских тюрьмах арестанты томились десятилетиями. Таких сроков заключения не знала ни одна политическая царская тюрьма, даже самые ужасные из светских тюрем в России. К примеру, раскольник Степан Сергеев провел в монастырском остроге - 25 лет жизни, архимандрит Аркадий - 27 лет, игумен Израиль -31 год, Семен Кононов - 33 года, Антон Дмитриев - 48 лет, Семен Шубин - 63 года.


Важным вопросом является соответствие наказания, осуществляемого духовными властями, тяжести совершенного преступления. В веке бывали случаи, когда в монастырскую тюрьму попадали невинные люди, чья ссылка была вызвана ложными обвинениями, и кто в действительности не являлся последователем того или иного вероучения.


Из поставленных правительством трех целей в отношении религиозных преступников: наказать, лишить возможности распространять свои учения, заставить раскаяться, монастырская тюрьма выполнила только одно предназначение, заключавшееся в наказании виновных.


Большое количество нераскаявшихся арестантов и тех, кто раскаялся лишь для того, чтобы получить возможность освободиться из острога, показывает, что монастырским тюрьмам не удалось не только заставить еретиков отречься от своих вероучений, но даже лишить их возможности приобщать других к своим взглядам.

Находясь в тюрьме, религиозные узники вовлекали в свои секты и толки монахов, послушников, охранников и богомольцев.

Бывали даже случаи, когда солдаты военного караула бежали вместе с арестантами, видимо, сила убеждения последних была очень велика.

Это свидетельствует еще и о низком уровне образования монастырской братии, особенно в Спасо-Евфимьевом монастыре, где полуграмотные монахи не могли устоять перед обширными знаниями некоторых заключенных.

Те арестанты, которым удалось совершить побег из монастырских тюрем и укрыться от новых преследований, по возвращении на родину продолжили распространять свои учения.

<...>

Монастырские тюрьмы как место заточения старообрядцев и сектантов в XIX веке

тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.00,

Кокорева, Татьяна Викторовна,

кандидат исторических наук

2001, Москва

https://www.dissercat.com/content/monastyrskie-tyurmy-kak-me...