Монастырская тюрьма в Российском царстве

"В. А. Рогов, реконструировавший русскую карательную доктрину допетровской эпохи, утверждал, что целью тюремного заключения преступника являлось его исправление. Время пребывания в заточении рассматривалось как время осознания греховности содеянного и искреннего раскаяния [3, с. 30].


В грамотах и инструкциях, при которых присылались в монастыри ссыльные и арестанты, почти всегда указывались эти три главные цели ссылки и заточения. В то же время грамоты и инструкции содержали подробные наставления об условиях ссылки или заточения, о порядке содержания арестанта в тюрьме, о надзоре за ним, о его сношениях, переписке и т. д.

<...>

Типичные монастырские тюрьмы отличались от иных широко известных тюрем дореволюционной России (Петропавловская крепость, Шлиссельбург, Свеаборг и т. п.), совмещая в себе несколько специфических черт:

а) удаленность от центров цивилизации. Расположение монастырей вне крупных городов, на малонаселенных территориях давало представителям власти ряд преимуществ. Помещенный в такую

тюрьму узник отрывался от своей родины, лишался поддержки родственников и единомышленников. Если в обычную ссылку или каторгу осужденного могла сопровождать семья, то о появлении в мужском монастыре жены или дочерей не могло быть и речи. Специфика географического положения монастырей чрезвычайно затрудняла побег заключенных;

б) заключение в монастыре давало уникальную возможность духовного окормления заключенных. Узники попадали в совершенно специфическую обстановку, которую немыслимо было представить даже на самой строгой каторге, например, в монастырях нельзя было петь. Вместе с тем тщательный и неусыпный контроль за состоянием духа заключенного и его воззрениями со стороны допущенных к этому монахов давал власти уникальную возможность психологической работы с узниками.

<...>

Исторический опыт взаимодействия русской православной церкви с государственной системой исполнения наказания

Текст научной статьи по специальности «История и археология»

авторы: Мачкасов Александр Игоревич,

Симакова Татьяна Александровна

https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-opyt-vzaimod...

------------


Из поставленных правительством трех целей в отношении религиозных преступников: наказать, лишить возможности распространять свои учения, заставить раскаяться, монастырская тюрьма выполнила только одно предназначение, заключавшееся в наказании виновных.


Большое количество нераскаявшихся арестантов и тех, кто раскаялся лишь для того, чтобы получить возможность освободиться из острога, показывает, что монастырским тюрьмам не удалось не только заставить еретиков отречься от своих вероучений, но даже лишить их возможности приобщать других к своим взглядам.

Находясь в тюрьме, религиозные узники вовлекали в свои секты и толки монахов, послушников, охранников и богомольцев. Бывали даже случаи, когда солдаты военного караула бежали вместе с арестантами, видимо, сила убеждения последних была очень велика.

автор: Кокорева Татьяна Викторовна

кандидат исторических наук

Монастырские тюрьмы как место заточения старообрядцев и сектантов в XIX веке

2001, Москва

https://www.dissercat.com/content/monastyrskie-tyurmy-kak-me...


И священник Фудель