Привычки
5 постов
5 постов
4 поста
Осторожно, длиннопост! Время чтения - 9 минут. В конце статьи практические упражнения по развитию эмоционального интеллекта.
1. Введение
Эмоциональный интеллект (EQ, emotional quotient) — это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, его мотивацию и желания. А также умение использовать эти знания для решения практических задач.
Чем выше эмоциональный интеллект у человека, тем ему проще поддерживать конструктивные отношения и справляться со стрессом.
Само понятие «эмоциональный интеллект» психологи начали использовать еще в 1920-х годах. Но серьезные исследования начались лишь в начале 1990-х. Тогда была сформулирована концепция эмоционального интеллекта — модель Мэйера — Сэловея — Карузо. В рамках нее эмоциональный интеллект рассматривается как совокупность врожденных способностей человека, помогающих ему обрабатывать эмоциональную информацию.
2. Что такое эмоция?
Слово происходит от латинского глагола «emoveo», что означает «потрясаю», «волную». Это психический процесс, который отличается средней продолжительностью и отражает субъективное оценочное отношение человека к миру и ко всему, что происходит вокруг — причем ситуации могут быть как реальными, так и вымышленными.
Эмоция начинается со стимула, полученного из окружающего мира. Он запускает в подкорке головного мозга процессы, отвечающие за эмоциональные проявления.
Эмоции характеризуются тремя компонентами:
Ощущением, которое переживается или осознается в психике.
Процессами, происходящими в разных системах организма — дыхательной, нервной, эндокринной и даже пищевой.
Выразительными комплексами, которые можно наблюдать — например, на лице у человека.
Важно понимать, что эмоции отличаются от чувств, настроений и аффектов. Чувства длительны и устойчивы, человек практически всегда способен их осознать, а еще они никуда не исчезают и проявляются внутри. Счастье, любовь, ненависть, гордость, зависть — это чувства. Эмоции же кратковременны, человек реагирует с их помощью на какую-либо ситуацию — например, по дороге в аэропорт он вспоминает, что забыл паспорт, и испытывает досаду, гнев или страх. Человек не всегда способен осознать, что и почему он ощущает — зачастую этому надо учиться. А еще эмоции всегда проявляются снаружи — их невозможно контролировать и очень сложно скрыть. Даже если предположить, что человек хорошо владеет собой, в минуту опасности он будет испытывать страх, который будет неосознанно выражен на лице.
3. Составляющие эмоционального интеллекта
Согласно модели Мэйера — Сэловея — Карузо, эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов.
Восприятие эмоций. Это базовый компонент эмоционального интеллекта. Он включает в себя:
способность человека замечать свои эмоции;
способность распознавать и расшифровывать эмоции других людей по вербальным и невербальным признакам, в том числе по мимике и жестам;
способность считывать эмоциональную информацию, заложенную в произведениях искусства.
Большую роль в осознании играет среда. Если человек воспитывался в семье, где люди привыкли называть эмоции, то он будет более эмоционально осознанным, чем тот, в чьей семье не было принято говорить о чувствах.
Использование эмоций в когнитивной деятельности. Например, для решения задач и проблем или для обучения. В частности, эмоции помогают:
смотреть на вещи под разными углами зрения: эмоции нередко противоречат рациональному восприятию и это расширяет наши представления о вещи;
фокусировать внимание на определенном предмете, действии, человеке — чем больше эмоций они у нас вызывают, тем дольше мы искренне интересуемся ими;
лучше запоминать информацию: эмоции играют важную роль в работе памяти, поэтому все, что связано с ними, мы запоминаем быстрее — и помним дольше.
Понимание эмоций (Эмпатия). Оно включает в себя способность воспринимать эмоции во всей их полноте и сложности, улавливать мельчайшие нюансы в них, видеть взаимосвязь эмоций друг с другом. Это дает возможность:
предсказать поведение человека в будущем на основе его текущего эмоционального состояния;
верно определять ситуации, которые могут вызвать бурную эмоциональную реакцию.
Управление эмоциями. Оно подразумевает способность:
контролировать свои эмоции для достижения результата;
включать положительные и отключать отрицательные эмоциональные реакции;
принимать и проживать негативные эмоции;
влиять на эмоциональное состояние окружающих.
Человеком с высоким эмоциональным интеллектом считается тот, у кого хорошо развиты все четыре его компонента.
На основе концепции Мэйера — Сэловея — Карузо появились и другие модели эмоционального интеллекта. Одну из них предложил журналист Дэниел Гоулман, который и популяризировал это понятие, серьезно его расширив. С его подачи к эмоциональному интеллекту начали причислять любые социальные навыки и личностные черты, например: душевную теплоту, способность к командной работе, инициативность.
Мэйер, Сэловей и Карузо критиковали такой подход за недостаточную научную обоснованность. Смысл их концепции состоял в четком взаимодействии между интеллектом и чувствами. Все, что выходило за рамки этой взаимосвязи, по их мнению, не могло относиться к эмоциональному интеллекту.
Кроме того, концепция Гоулмана не была подкреплена исследованиями. Но тем не менее понравились поп-психологам, коучам, журналистам, которые используют ее до сих пор.
4. Как определить уровень эмоционального интеллекта
Обычно для этого используются тесты и опросники, основанные на самоотчетах. Вот самые известные.
Тест Мэйера — Сэловея — Карузо. Самый сложный и серьезный тест, который оценивает эмоциональный интеллект в рамках модели способностей. Состоит из восьми разделов со 144 вопросами (больше 1000 вопросов, Карл!). Каждый вопрос имеет правильные и неправильные варианты ответов.
Баллы, полученные в тесте, не зависят от самооценки человека, его аффективного состояния, желания покрасоваться и других факторов. Потому он считается точным. Но интерпретировать результаты теста самостоятельно не получится.
Пример задания из теста Мэйера — Сэловея — Карузо
Тест «ЭмИн» Дмитрия Люсина. Основан на самоотчете о понимании своих и чужих эмоций.
Состоит из 46 утверждений, разделенных по шести разделам, например: «осознание своих эмоций» или «интуитивное понимание чужих эмоций».
Пример вопроса из теста «ЭмИн»
Тест эмоционального интеллекта Кимберли Бачард. Создан с целью охватить максимально известное число аспектов эмоционального интеллекта — в том числе тех, что входят в концепцию Гоулмана.
Включает 68 утверждений, разделенных по семи шкалам от способности принимать решения на основе эмоций до внимательности к ним.
Пример вопроса из теста Кимберли Бачард. Источник: psytests.org
5. Как развить эмоциональный интеллект самостоятельно
Эмоциональный интеллект относится к soft skills, которые можно и нужно прокачивать для эффективного взаимодействия с людьми. Этот навык позволяет быстро осознать суть проблемы, использовать подходящий управленческий приём и получить максимальный результат.
Первый шаг: осознание. Понять, что вы на самом деле чувствуете, обычно не так-то просто: люди склонны подавлять сильные эмоции. Чтобы это исправить, психологи предлагают использовать технику «Измеритель настроения». Она заключается в том, чтобы задать себе два вопроса:
Насколько интенсивна эта эмоция?
Насколько приятна эта эмоция?
Например, очень интенсивные и приятные эмоции — это обычно радость, предвкушение, оптимизм. Слабые, но и не сильно неприятные: подавленность, тоска. Тревога, гнев и разочарование — это обычно интенсивные и неприятные эмоции. А спокойствие и удовлетворенность — приятные, но не особенно интенсивные.
Определив таким образом, к какой категории относятся ваши эмоции, вам будет проще понять, что дальше с ними делать.
Второй шаг: понимание. Теперь вам нужно понять, откуда эта эмоция взялась. Это можно сделать с помощью таких вопросов:
Что сейчас произошло?
Что я делал до того, как возникла эта эмоция?
Что произошло сегодня утром или прошлой ночью, что может быть связано с этой эмоцией?
Какие воспоминания остались у меня о ситуации или месте, где возникла эта эмоция?
Понимание причин, вызвавших эмоцию, может подсказать способ справиться с ней.
Третий шаг: поиск названия. Важно не только обнаружить у себя эмоцию и понять ее причину, но и подобрать ей правильное определение.
Словарный запас, пригодный для описания чувств, ограничен у многих людей. У некоторых он вообще сводится к «плохо» или «хорошо». Другие обходятся четырьмя прилагательными: «грустный», «радостный», «злой», «испуганный».
Но существует гораздо больше слов для описания эмоций. Исследования показывают, что чем точнее мы знаем, какую именно эмоцию мы испытываем, тем нам проще регулировать их.
Например, вы понимаете, что испытываете массу неприятных эмоций и ощущений, а еще вы устали. Это могут быть «стресс» или «перегруженность». И вам важно определиться, какое из этих двух состояний вы испытываете, так как от этого зависят ваши дальнейшие действия. Если вы перегружены — вам нужно просто уменьшить нагрузку. А вот если вы испытываете стресс — тут все сложнее: нужно понять его источник, попробовать устранить его. А если и это не получится, попробовать адаптироваться с помощью способов снижения стресса.
Четвертый шаг: выражение. Психологи считают, что эмоции — особенно негативные — не стоит держать в себе. Иначе они будут только усиливаться и в какой-то момент вырвутся на свободу — в результате вы крупно с кем-то поссоритесь, и это окончательно разрушит ваши отношения.
Но важно выражать эмоции правильно, так, чтобы при этом не обидеть других и не навредить себе. Поэтому нужно учитывать особенности отношений. Понятно, что с начальником вы не можете разговаривать так же, как с другом, старайтесь выразить эмоции менее эмоционально и более формально, с упором на факты, а не на их оценку.
Пятый шаг: регуляция. Этот шаг подразумевает контакт и взаимодействие со своими эмоциями для того, чтобы они помогали нам добиваться своих целей. Или хотя бы не мешали это делать.
Существует множество различных методик, помогающих это сделать. К примеру, дыхательные упражнения — один из самых простых способов снизить интенсивность негативных эмоций. Но есть способы проще. По возможности избегайте того, что вызывает у вас негативные чувства. Вас бесит сосед? Так постарайтесь пореже встречаться с ним =)
6. Практики развития эмоционального интеллекта
Практика «Немой телевизор»
Интересная практика, направленная на умение распознавать эмоции других людей. Включите фрагмент незнакомого вам фильма или сериала без звука. Понаблюдайте за героями — как вам кажется, что они чувствуют в данный момент? Какие невербальные способы выражения эмоций они используют? Как меняется их мимика? Если практика вам понравится, можете сравнить фильмы и сериалы разных стран и десятилетий.
Практика «Общественный транспорт»
Смысл тот же, что и в предыдущей практике, но этот вариант не требует специально выделенного свободного времени. Если вы ездите на общественном транспорте, понаблюдайте за окружающими — что они испытывают в данный момент? Если пассажиры едут вдвоем, какие между ними отношения? Если один рассказывает второму историю, какая она — веселая, грустная или, может быть, страшная?
Практика «Телесные методы»
Наши эмоции тесно связаны с телом. Найдите для себя способ, при помощи которого вы могли бы расслабиться в эмоционально напряженной ситуации — например, несколько раз сжать и разжать кулаки, пройтись быстрым шагом, несколько раз встать на цыпочки.
Практика «Проблемы»
Вспомните проблемы, которые актуальны для вас в настоящий момент, и составьте список. Следующая задача — переформулировать их в цели, но позитивно: убрать все «не», «перестать», «бросить» и другие слова с негативной коннотацией. Попытайтесь формулировать цели корректно, назначая для каждой срок, к которому ее хотелось бы достичь. Обратите внимание на свое состояние — как вы себя чувствовали, когда начинали писать список? А как чувствуете сейчас?
Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Наверняка можно что-нибудь сделать, чтобы атмосфера в компании стала более приятной для вас и окружающих. Подумайте, что это может быть? Что зависит от вас? Есть ли какие-то шаги, которые вы можете предпринять уже сейчас?
Практика «Эмоциональный баланс»
Выберите значимые для вас отношения — деловые или личные. Возьмите лист бумаги и разделите его вертикальной чертой пополам. В левой колонке запишите все ваши действия, которые положительно влияли на отношения, а в правой — все, что оказало негативное влияние. Каким образом вы влияете на эмоциональный баланс? Получается ли его сохранять?
7. Заключение
Запомните - нет неправильных эмоций. Все, что мы чувствуем, имеет полное право на существование! Важно проживать эмоции, правильно их выражать и понимать, чем они вызваны. Не нужно винить себя за вспышку гнева на работе — куда полезнее будет понять, что послужило ее причиной, и подумать, как можно было бы выразить этот гнев по-другому в рамках аналогичной ситуации.
Прокачивайте способность к эмпатии. Эмпатия — один из компонентов, которые составляют высокий эмоциональный интеллект. Учитесь сопереживать другому, не оставаясь в стороне от его эмоций. Попробуйте поставить себя на его место и почувствовать его боль или радость.
В своём канале о саморазвитии пишу о проектном управлении, о том, как работает наш мозг, о психологии, о том, как бороться с прокрастинацией, как работать с информацией и повышать свою продуктивность, и делаю обзоры интересных книг о саморазвитии.
Основатель международной консалтинговой компании Adizes Institute Ицхак Адизес предложил использовать для управления компаниями код PAEI. Он нужен, чтобы поставить «правильных» людей на руководящие должности — по мнению Адизеса, это поможет компании действовать эффективно сейчас и в долгосрочной перспективе.
В конце поста расскажу, почему это важно и нужно не только для руководителей, и дам ссылку на прохождение теста.
Как расшифровывается PAEI
Аббревиатура складывается из первых букв в названиях этих ролей:
P — producer — производитель;
A — administrator — администратор;
E — entrepreneur — предприниматель;
I — integrator — интегратор.
Давайте подробнее разберем особенности каждой роли.
Производители
Сосредоточены на конечном результате. Они любят чёткие задачи, редко проявляют инициативу и не внедряют инновации. Их цель — сделать продукт максимально хорошо в текущих условиях.
Производители трудолюбивы, нетерпеливы, продуктивны и прагматичны. Они компетентны в своей области и предрасположены к действию больше, чем к размышлениям и анализу.
Слабая сторона: если в компании много производителей, то ей будет недоставать гибкости и могут начаться конфликты.
Администраторы
Сфокусированы на том, как сотрудники выполняют задачи. Они стараются, чтобы всё соответствовало бизнес-процессам и философии компании. Сами строго выполняют всевозможные регламенты и требуют этого от других.
Администраторы методичны, организованны, консервативны. Они мыслят линейно, стремятся управлять другими людьми, способны предвидеть проблемы, которые влечёт за собой идея. Любят подсчёты, всегда следуют правилам и уделяют особое внимание деталям.
Слабая сторона: привыкли работать по принятым стандартам, поэтому не всегда способны мыслить креативно, предлагать нетривиальные решения и вдохновлять команду.
Предприниматели
Создают будущее компании. Они не боятся изменений и обычно сосредоточены на глобальной долгосрочной перспективе. Для решения текущих проблем могут действовать рискованно и необычно.
Предприниматели — харизматичные, независимые и проактивные фантазёры. Они склонны к новаторству, стремятся к переменам и способны вдохновлять других.
Слабая сторона: низкий уровень организованности, им сложно следовать стандартам и консервативным решениям.
Интеграторы
Контролируют благоприятный климат внутри коллектива: объединяют людей для достижения общих целей компании. Они сосредоточены на моральной помощи сотрудникам и построении гармоничных межличностных отношений в команде.
Интеграторы рассудительны и справедливы. Они склонны к эмпатии, умеют выслушать и поддержать, когда это нужно. Способны понять, кто лидер, и поддерживать атмосферу взаимного уважения в коллективе.
Слабая сторона: низкий уровень структурированности и нацеленности на результат, сложно проявлять аналитический подход.
Как использовать код Адизеса
На основании того, насколько сильно развиты роли, Адизес предлагает целых четырнадцать стилей управления. Более того, суть этого метода заключается не только в том, чтобы определить, какие роли сильнее развиты у менеджмента. Адизес говорит, что существует 10 стадий развития, которые проходит любая компания. И в зависимости от этапа своего развития, компании необходимы топ-менеджеры с различными стилями управления. Здесь я не буду грузить этой информацией, если стало интересно - можно почитать в интернете.
Зачем же это нужно не топ-менеджерам? Для того, чтобы знать свои сильные и слабые стороны. Кому-то эта информация может помочь в понимании, в какую сторону дальше развиваться. Пройдя тест, изучив подробнее особенности каждой роли, вы сможете лучше понимать, коллеги с какими ролями вас окружают, с кем вам комфортнее работать и почему, и самое главное - каких ролей вам не хватает (в проекте, отделе, направлении и тп).
Ссылка на сам тест (в конце потребуется регистрация, но данные можно ввести любые, никакой проверки номера телефона нет).
В своём канале о саморазвитии пишу о проектном управлении, о том, как работает наш мозг, о психологии, о том, как бороться с прокрастинацией, как работать с информацией и повышать свою продуктивность, и делаю обзоры интересных книг о саморазвитии.
Пресловутый SMART мне уже давно надоел. Не всегда очевидно, чем Attainable (достижимая) отличается от Realistic (реалистичной). Поэтому, кстати, иногда пишут Relevant вместо Realistic. Плюс цель должна вдохновлять и мотивировать. А с этими задачами SMART не справляется. Этот метод скорее подходит для каких-то рабочих задач и профессиональных целей, но не для личных.
Поэтому перечитав все методы для постановки целей, которые на данный момент существуют (предыдущий пост), я выписал те пункты, которые счёл самыми важными и составил из них акроним (чтобы по всем канонам было). Важное уточнение - при разработке ориентировался исключительно на использование для постановки личных целей.
Получилась методика, которую я назвал MARSHAL:
M - Measurable. Цель должна быть измеримой. Необходимо сформулировать критерии оценки.
A - Appreciable. Задачу необходимо разбить на этапы.
R - Right size & Relevant. Цель должна быть релеватной, актуальной, подходящего размера. Она не должна быть слишком сложной или чересчур легкой.
S - Specific. Конкретная. Необходимо сформулировать, что нужно сделать для достижения цели.
H - Heartfelt. Истинная, искренняя цель. Та, что вдохновляет, зажигает, будоражит; она не может быть навязанной («чужой»), возникшей по принуждению или «потому что так надо».
A - Animated. Анимированная, «ожившая». Здесь подразумевается необходимость детальной визуализации цели: что именно произойдет со мной, с моей командой, окружением, миром, когда цель будет достигнута?
L - Limited. Ограниченная (по времени или ресурсам).
Приведу собственный пример формирования цели по Маршалу. В качестве примера возьмём желание похудеть.
M - Весить 90 кг (сейчас 103 кг).
А - Шаг первый - не есть сладкое на ночь. Шаг второй - свести к минимуму жирную и вредную пищу. Шаг третий - сладкое есть только в первой половине дня и в умеренных количествах. Шаг четвертый - ходить минимум 8000 шагов в день. Шаг пятый - добавить больше физической активности в жизнь. Для этого сначала определиться с типом активности (тренажерный зал, бассейн, кардиотренажеры, занятия дома, занятие спортом). Внедрить это как привычку.
R - цель актуальная, реалистичная, не слишком легкая и не слишком простая.
S - худеть на 3 кг в месяц.
H - цель не чужая, вдохновляет, этим хочется заниматься.
А - сбросив 13 кг, мне будет проще заниматься спортом, вернусь в предыдущую форму и к предыдущему размеру одежды, выровняется ИМТ, буду больше себе нравится в зеркале.
L - реализовать цель до конца года.
Если понравился метод, пользуйтесь на здоровье 😉
В своём канале о саморазвитии пишу о проектном управлении, о том, как работает наш мозг, о психологии, о том, как бороться с прокрастинацией, как работать с информацией и повышать свою продуктивность, и делаю обзоры интересных книг о саморазвитии.
Наверняка все знают, что цели надо ставить по SMART. Это уже настолько изъезжено, что в приличном обществе даже расшифровывать не хочется.
Но оказывается, что методик по аналогии со SMART огромное количество. И некоторые из них действительно заслуживают внимания. Давайте разберём их поподробнее.
1. PURE
Интересная методика, которая имеет целых две разных расшифровки. Первая:
Positive – позитивная, сформулированная в виде позитивного утверждения (так, словно цель уже достигнута).
Under your control – под вашим контролем, т.е. строго то, что вы можете контролировать на каждом из этапов достижения. Пример хорошей цели – «Я пробежал марафон за 4 часа или быстрее», пример плохой – «Я попал в число 1500 лучших бегунов» (вы не можете контролировать, сколько людей будет участвовать в гонке, не можете знать заранее, каковы их возможности и навыки и т.п.).
Right size – правильного, подходящего размера. Хорошая цель не должна быть слишком сложной (недостижимой или достижимой, но ценой невероятных усилий) или чересчур легкой (из тех, которые делаются «левой пяткой»).
Ecological – экологичная/этичная. НЛП-шное понятие, призывающее учитывать возможные последствия достижения цели, в первую очередь, негативные воздействия на кого- или что-либо.
Второй вариант расшифровки целеполагания PURE таков:
Positively stated – «позитивно заявленная» цель. Акцент делается на достижении чего-то хорошего, не на избегании плохого. Никаких негативных формулировок при постановке!
Understood – понятная (понятая). Цель необходимо сформулировать как можно конкретнее, чтобы обеспечить четкое понимание всеми членами команды.
Relevant – цель должна быть релевантной, то есть значимой, уместной, актуальной для настоящего момента.
Ethical – этичная. Достижение цели не должно сказаться негативным образом на чужих интересах.
2. CLEAR
Цель методики — сделать задачи более гибкими, чем в SMART, ведь иногда в процессе работы требуется внесение изменений.
Challenging – цели должны содержать некий вызов. То есть цель может быть решена только с Вашим участием.
Legal – цель должна быть в рамках закона.
Environmental – цель не должна наносить вред окружению. У нас есть такое выражение – «идти по головам…», так вот это неправильно, когда цель указывает на какой — то негатив, который можно принести другим (похоже на Ecological из PURE)
Appropriate –цель должна быть уместной, это как если бы мы пытались топором закручивать винт.
Recordable - цель должна быть записана.
CLEAR — это подход к постановке целей, который сконцентрирован на том, чтобы сделать процесс достижения цели как можно проще и понятнее.
На самом деле, как и с PURE, я встречал и другую расшифровку:
Collaborative - Коллективная. Должна быть возможность разделить задачу на подзадачи и распределить их между участниками.
Limited - Ограниченная (по времени или ресурсам).
Emotional - Эмоциональная. То есть должна вызывать эмоциональный отклик.
Appreciable - Разбиваемая на этапы. Должна быть возможность разбить цель на меньшие, выполнимые задачи.
Refinable - Корректируемая. Должна быть возможность корректировать цель по мере выполнения.
3. HARD
Метод больше подходит для персональных целей. В компаниях используется для «целей верхнего уровня» – видения, миссии, стратегии на 10+ лет, а также для индивидуального плана развития сотрудника.
Аббревиатура HARD расшифровывается следующим образом:
Heartfelt — истинная, искренняя цель. Та, что вдохновляет, зажигает, будоражит; она не может быть навязанной («чужой»), возникшей по принуждению или «потому что так надо».
Animated — анимированная, «ожившая». Здесь подразумевается необходимость детальной визуализации цели: что именно произойдет со мной, с моей командой, окружением, миром, когда цель будет достигнута?
Required — действительно необходимая, по-настоящему важная. Цель, которая изменит жизнь того, кто её поставил, команды, компании, других людей.
Difficult — сложная. Вызов себе и команде, выход на новый уровень развития – вот основная мотивация.
HARD – это про изменение качества жизни, это не про количества. Главная роль отводится эмоциональной составляющей, поэтому и говорят, что в бизнесе такой метод подходит для постановки «высоких» целей, для лидерства и вовлечения команд.
4. Метод BSQ
Простой метод, сформулированный в 2014 году в застенках Walmart:
Think Big – «думай масштабно». На этом этапе необходимо прописать конечную цель, которая должна быть большой и сложной.
Act Small – «делай маленькие шаги». Здесь нужно продумать и прописать как можно детальнее список действий, необходимых для достижения цели.
Move Quick – «двигайся быстро». Запланируйте дедлайн для каждого шага и приступайте к реализации.
Как видите из описания, методика предназначена для долгосрочных целей.
5. Метод FAST
Считается, что цели SMART необходимы больше для индивидуальных достижений, тогда как FAST-цели способствуют командной работе. Кроме того, для SMART непременным условием являются достижимость и реалистичность цели, а для FAST на первый план выходит ее амбициозность.
Аббревиатура FAST расшифровывается следующим образом:
Frequently discussed – часто обсуждаемая. Поставленную цель необходимо обсуждать на регулярной основе и делать это куда чаще, чем раз в месяц или квартал. Обсуждение, помимо поддержания интереса и вовлеченности команды, выполняет функцию некоего контроля за движением к цели, помогая своевременно выявить препятствия и внести требуемые изменения.
Ambitious – амбициозная. Цель должна быть сложной, должна быть вызовом, чтобы стимулировать команду к освоению новых навыков, к саморазвитию.
Specific – конкретная. Здесь философия FAST перекликается со SMART’ом. Цели должны быть осязаемыми, отслеживаемыми и измеримыми, нужны метрики для отслеживания и корректировки прогресса.
Transparent – прозрачная. Все нюансы работы, которая ведется над целью, прогресс ее достижения, проблемы и сложности, возникающие по пути, роли и вклад каждого – все это должно быть доступно и понятно команде.
FAST-цели менее конкретны, чем SMART, и обычно не требуют обязательного проставления дедлайнов.
6. 3P Goals
3P Goals, или "цели на 3P" - это когда ставятся цели, исходя из трех "P": Personal (личные), Professional (профессиональные), и Physical (физические). По сути, это как разделить свою жизнь на три большие зоны и для каждой из них поставить свои цели.
Личные цели, это все, что касается тебя самого, твоих отношений, развития и так далее. Профессиональные — это карьера, бизнес или учеба. Физические — это все, что связано с твоим здоровьем и фитнесом.
В общем, этот подход крут для тех, кто хочет иметь более сбалансированную жизнь, не забывая ни о работе, ни о себе, ни о своем теле.
7. GROW
GROW - это методика постановки целей и решения проблем, которая применяется, например, в коучинге. Это когда ты определяешь Цель (чего хочешь), Реальность (где сейчас находишься), Опции (что можно сделать, чтобы приблизиться к цели) и Волю к действию (что именно ты будешь делать).
В общем, это как GPS навигатор для твоих целей. Сначала узнаешь, где ты есть, потом куда хочешь попасть, затем какие пути есть и, наконец, решаешь, каким путем пойдешь. Очень удобно, если ты любишь все систематизировать.
Goal - Цель. Необходимо определить, чего ты хочешь.
Reality - Реалистичность. Поставленная цель должна соответствовать текущему положению дел.
Options - Варианты. Необходимо определиться, какие пути или стратегии доступны для достижения цели.
Way Forward - Путь Вперед. Необходимо составить конкретный план действий для достижения цели.
8. Backwards Goal Setting ("Обратное планирование целей")
Backwards Goal Setting - необходимо начать с того, чтобы представить себе идеальный конечный результат. Это "вижу цель, не вижу препятствий", но наоборот: "вижу цель и теперь давай разберемся, через какие препятствия мне предстоит пройти".
Таким образом, ты двигаешься назад от конечной точки к текущему моменту, определяя этапы, которые нужно пройти, чтобы добиться желаемого.
На самом деле, это далеко не все методики постановки целей. Пока готовил этот пост наткнулся ещё на следующие: TOTE, HD-RW-RM, BHAG, WIG, SCRS, OKR. Если интересно, можете самостоятельно их изучить.
В следующем посте я расскажу про собственную методику, которую я разработал, проанализировав все способы постановки целей, которые смог найти в интернете. На мой взгляд, она эффективнее всех существующих. И да, тоже представляет собой акроним.
В своём канале о саморазвитии пишу о проектном управлении, о том, как работает наш мозг, о психологии, о том, как бороться с прокрастинацией, как работать с информацией и повышать свою продуктивность, и делаю обзоры интересных книг о саморазвитии.
Думаю, наверняка многие задумывались, зачем музыкантам, которые знают свои ноты, которые знают, что и как играть, нужен человек, который машет палочкой? Давайте я коротко расскажу, какие функции выполняет дирижёр, а вы попробуете догадаться, какую аналогию я приведу в конце.
Дирижёр в оркестре выполняет сразу несколько важных функций. Первая — руководство темпом и метром. Чтобы все музыканты вместе вступили, чтобы все играли в одном темпе и не расходились. Вторая - дирижёр показывает музыкантам время их вступления (например, после долгой паузы). Третья - дирижёр сообщает музыкантам динамику и громкость игры. Четвёртая - дирижёр отвечает за построение общей формы произведения. Одна и та же композиция у разных дирижёров может звучать по-разному.
Фактически дирижёр отвечает за всё происходящее. Он вдохновляет музыкантов на эмоционально заряженное исполнение, помогает им почувствовать себя единым целым. Он — лидер, он — объединяющий интеллектуальный и эмоциональный центр.
Догадались с кем я хочу сравнить дирижёра в корпоративном мире? Конечно же с руководителем проектов.
Руководитель проектов, так же, как и дирижёр, сам не играет на инструментах. Результатом работы РП не является написанный код или разработанная документация. Однако, он как раз и отвечает за то, чтобы этот код появился в нужный момент, чтобы он соответствовал согласованной документации, чтобы аналитик вовремя сделал то, что он умеет, а разработчик не сидел без работы и так далее. Точно также, как и дирижёр, РП является лидером своей команды. Он тот, кто объединяет коллектив, поддерживает их эмоциональное состояние, мотивирует в трудные моменты.
Дирижёр - это молодая профессия в музыкальном искусстве: она возникла в середине XIX века, именно в этот период произошло формирование современного оркестра из более чем 100 исполнителей. Потребовался человек, который бы управлял музыкальным процессом со стороны. Также и профессия РП существовала не всегда. Лишь в середине 2000-х стали понимать, чем именно должны заниматься руководители проектов, и эта профессия начала формироваться именно в таком виде, как мы её представляем сейчас.
Да, маленькие оркестры могут обходиться и без дирижера, ровно, как и небольшие проекты без РП. Но чем сложнее становится композиция (проект) и устройство оркестра (состав команды проекты), тем важнее становится роль дирижера (руководителя проектов).
Несмотря на то, что дирижёр сам не играет на инструментах, именно его имя написано на афише. Потому что он отвечает за успех всего концерта. Точно так же и руководитель проекта отвечает за его результат. А кто будет нести ответственность, если в оркестре кто-то сбился, сыграл не то, вступил не там, вовремя не перевернул ноты? Конечно же, все «шишки» соберёт дирижёр. Так и в проектах, в случае каких-то проблем или неудач виноват, в первую очередь, будет РП. Причём и перед Заказчиком, и перед своим руководством.
В своём канале о саморазвитии пишу о проектном управлении, о том, как работает наш мозг, о психологии, о том, как бороться с прокрастинацией, как работать с информацией и повышать свою продуктивность, и делаю обзоры интересных книг о саморазвитии.
Мы часто встречаемся с ситуацией, когда не получается достигнуть цели даже при всех стараниях и приложенных усилиях. Психологи выявили закономерность, которая объясняет этот удивительный факт.
Существует мнение, что самый высокий результат достигается при высокой степени мотивации. Однако согласно закону Йеркса-Додсона в психологии для достижения результата достаточно мотивации средней интенсивности.
В чём суть закона?
Закон Йеркса-Додсона гласит о том, что наилучшие результаты достигаются при среднем уровне мотивации. То есть существует граница (оптимум мотивации), до которой мотивация растёт и после которой начинает снижаться. Визуально это можно представить в виде параболы:
Фактически закон Йеркса-Додсона включает в себя два закона. Первый из них описан выше, а второй говорит о том, что чем выше сложность выполняемого задания, тем ниже оптимальный уровень мотивации, и наоборот: чем ниже сложность, тем сильнее оптимальная мотивация.
Причины работы закона Йеркса-Додсона
Ещё в 1908 году Йеркс и Додсон в ходе экспериментов выяснили, что при обучении животных проходить лабиринт наиболее эффективной является средняя степень мотивации (мотивация задавалась интенсивностью ударов током). Почему это происходит?
До достижения точки оптимума мотивация растёт по известным всем законам: чем сильнее необходимость в выполнении задачи, тем лучше мы с ней справляемся.
Но после достижения точки оптимума мы начинаем испытывать эмоциональное напряжение: волнуемся, напрягаемся, испытываем стресс. И, конечно же, ввиду этих обстоятельств наша производительность падает. Поэтому чем выше мотивация после точки оптимума, тем хуже мы справляемся с заданием.
Практическое применение закона Йеркса-Додсона
Йеркс и Додсон проводили эксперименты и на людях - им предлагалось выполнить задание за определённое материальное вознаграждение. По мере роста суммы возрастала и заинтересованность участников, они лучше справлялись с заданием. Но до определённого момента.
Когда сумма вознаграждения стала достаточно крупной, люди начинали нервничать и переживать, что мешало им справляться с данным заданием. Этот опыт подтвердил справедливость закона Йеркса-Додсона.
Экспериментально было определено, что для простых задач оптимальной является мотивация 7-8 баллов по десятибалльной шкале, для задач средней сложности – около пяти баллов, для трудных заданий – 2-3 балла.
Если начальник даёт вам какую-то сложную задачу, то «мотивировать» вас увольнением или лишением премии в случае неудачи будет не самым лучшим решением. Такая мотивация только помешает выполнению трудной задачи.
Обращайте внимание, как вы мотивируете сами себя. Возможно, где-то вам не хватает мотивации, а возможно, что где-то её чересчур много. Стремитесь достичь оптимума, чтобы достигать наилучших результатов.
В своём канале о саморазвитии пишу о проектном управлении, о том, как работает наш мозг, о психологии, о том, как бороться с прокрастинацией, как работать с информацией и повышать свою продуктивность, и делаю обзоры интересных книг о саморазвитии.
HADI - это метод проверки гипотез, который состоит из 4-х основных этапов: гипотеза → действие → данные → выводы. Этапы идут последовательно один за другим. Затем цикл повторяется снова.
Стандартный HADI-цикл
Hypothesis (Гипотеза). На этом этапе выдвигается гипотеза — предположение, что какое-то действие поможет получить конкретный эффект. Гипотеза всегда требует подтверждения или опровержения.
Вот пример гипотезы: «Если я буду делать рекламные посты своего интернет-магазина в профильных крупных телеграм-каналах, численностью от 100.000 подписчиков, я смогу привлекать по 100 новых клиентов с каждой рекламы». Конкретное действие здесь — разместить рекламный пост в тг-канале. А конкретный результат — привлечь 100 клиентов.
Важно! Гипотезу нужно выдвигать так, чтобы результат желаемого действия можно было измерить в конкретных единицах: процентах, рублях, кликах и т. д.
Вот еще несколько советов, как поставить гипотезу:
Цель гипотезы не должна быть недостижимой. Не стоит ставить цель «Привлечь 10.000 клиентов с одной рекламы».
На один показатель берите в тестирование только одну гипотезу. Если я сразу запущу рекламу и в тг-каналах, и таргетированную рекламу, то будет тяжело понять, какой из способов более эффективный.
Когда вы придумываете гипотезу, оцените ее по 2 параметрам:
вера команды в идею в процентах от 1 до 100;
сложность реализации по обычной шкале от 1 до 5.
И если получите идею со сложностью 4 балла из 5, но с верой команды всего на 30 % — задумаетесь, стоит ли пробовать.
Action (Действие). Второй этап — действия для проверки гипотезы. Например, я могу опубликовать рекламный пост на небольшую часть от бюджета, в небольшом канале.
При проверке гипотезы важно делать только те действия, которые планировались изначально. Потому что другие действия могут повлиять на результат.
Data (Сбор данных). На третьем этапе собираются данные. Они показывают, подтвердилась гипотеза или нет. Данные могут быть количественными и качественными — в зависимости от гипотезы.
В случае с размещением рекламы в тг-канале, я могу отслеживать, количество посещений сайта, конверсию, посчитать, насколько выросло посещение моего сайта и сколько стоило привлечение одного клиента.
Insights (Выводы). Последний этап — выводы из данных. Выводы подтверждают или опровергают гипотезу. Можно просто сравнить полученные результаты с ожидаемыми, а можно подключать статистические методы.
Когда использовать HADI-циклы
HADI-циклы можно использовать на любой стадии развития компании, проекта или запуска продукта. В том числе на этапе MVP, когда с сервисом начинают взаимодействовать первые пользователи и есть много неизвестных факторов. Тогда HADI-циклы могут помочь найти лучший вариант дизайна, метод продвижения и т.д.
Преимущества HADI-циклов
Быстрая скорость разработки. HADI-циклы ускоряют разработку продуктов и позволяют быстро проверять идеи. Потому что фокусируют на конкретной гипотезе и действии, не дают распыляться.
Последовательность процесса. HADI-циклы позволяют добиваться цели последовательно, этап за этапом. Это позволяет оставаться в фокусе и адаптироваться к изменениям. Например, менять гипотезу или действия.
Непрерывное обучение. В конце каждого цикла команда получает новые данные и лучше понимает, как ей решить проблему, добиться результата.
Уменьшение рисков при масштабировании. В HADI-циклах всё делается последовательно: гипотеза → действия → сбор данных → вывод. В этом случае меньше ошибок при запуске продукта, чем при масштабных изменениях без предварительного тестирования.
Кроме того, фокус на быстром тестировании гипотезы помогает сэкономить время и деньги за счет выявления неэффективных, ненужных шагов.
Вовлечение команды. В конце каждого цикла можно делать чек-поинты и обсуждать, чего добилась команда. На что стоит направить больше сил, а на что — денег.
Какие сложности возникают при работе с HADI-циклами
Выбрать правильные метрики и методы проверки гипотезы. Метрики и инструменты должны отражать влияние гипотезы на решение конкретной задачи. Например, если гипотеза касается повышения клиентоориентированности, то лучше использовать качественные методы исследований — опросники, интервью и тесты. А не смотреть, например, на время на сайте или количество кликов.
Также нельзя пробовать параллельно гипотезы, направленные на одну и ту же метрику.
Не растянуть тестирование. Не стоит ждать результата в первые дни запуска цикла. Но и больше месяца проверять гипотезу точно не стоит — за это время может что-то измениться на рынке или в поведении пользователей.
Правильно интерпретировать данные и выводы. Сравнивать нужно конкретные цифры и по конкретным метрикам. Если гипотеза ошибочна — не стоит оправдывать её внешними факторами. Лучше сформулировать новую и протестировать её.
В своём канале о саморазвитии пишу о проектном управлении, о том, как работает наш мозг, о психологии, о том, как бороться с прокрастинацией, как работать с информацией и повышать свою продуктивность, и делаю обзоры интересных книг о саморазвитии.
Чем больше ресурсов человек вкладывает в какое-либо дело, тем больше он склонен довести это дело до конца даже в том случае, если стало очевидно, что оно не оправдает ожиданий. Этот феномен объясняет, почему люди продолжают придерживаться принятых неудачных решений.
Каждый, кто досматривал до конца в кинотеатре оказавшийся неинтересным фильм потому, что заплатил за билеты, или годами хранит в шкафу ненужную одежду потому, что она дорогая, или, решив перейти на здоровое питание, сначала доедал все остатки «нездоровой» еды в доме, потому что она уже куплена, – знаком с когнитивным искажением под названием «ловушка невозвратных затрат». Люди попадают в нее, когда продолжают делать то, что не принесет ожидаемого результата, из-за того, что уже вложили в это много усилий, времени или денег.
С экономической точки зрения невозвратные затраты – это затраты, которые уже были понесены и не могут быть компенсированы. Следовательно, принимать текущие решения, обосновывая их уже понесенными затратами, иррационально. Рационально учитывать только будущие затраты и выгоды – продолжая пример с кино, это время на просмотр фильма и удовольствие от этого просмотра, и, если через полчаса фильм так и не заинтересовал, рациональным выбором будет не тратить на него дальнейшее время.
Эффект Конкорда
Этот феномен влияет не только на индивидуальное поведение, ему подвержены и компании, и правительства. Он даже имеет второе название – «эффект Конкорда», по наименованию совместного проекта правительств Великобритании и Франции, ставшего самым известным примером ловушки невозвратных.
В 1962 г. Великобритания и Франция договорились о совместной разработке «Конкорда» – сверхзвукового пассажирского самолета, способного долететь из Нью-Йорка в Лондон менее чем за три часа, примерно вдвое быстрее обычного самолета. Еще до того, как «Конкорд» начали выпускать, 16 авиакомпаний заказали более 70 таких самолетов. Но довольно быстро стало очевидно, что проект не окупит своих затрат, однако суммы, уже вложенные в него, служили для стран-участниц оправданием того, почему нужно продолжать вкладывать, что и происходило три десятилетия. Затраты на разработку, которые в начале оценивались в $130 млн, выросли до $2,8 млрд. При этом самолет оказался слишком шумным и из-за звукового удара не мог летать на максимальной скорости над землей – только над водным пространством, но из-за недостаточной дальности полета не мог использоваться для перелетов над Тихим океаном – только над Атлантикой. Билеты на него стоили слишком дорого для широкой публики. Кроме того, он перевозил лишь сотню пассажиров, а топлива требовал вчетверо больше, чем способный перевозить более 400 человек Boeing 747. С 1969 г., когда «Конкорд» совершил первый полет, за следующие 30 лет было выпущено только 14 самолетов для двух авиакомпаний, Air France и British Airways. Проект был закрыт в 2003 г.
Ловушка невозвратных затрат – одна из форм более широкого когнитивного искажения под названием «эскалация вовлеченности» (escalating commitment), описывающего склонность человека оставаться верным своему прошлому поведению и поддерживать уже принятые им ранее решения, даже если их реализация не приводит к желаемым результатам. В основе эскалации вовлеченности – процесс самооправдания, в котором люди стремятся рационализировать свое предыдущее поведение и тем самым избежать связанных с ним негативных эмоций – вины или стыда за неудачу. Другими словами, людям свойственно попадать в ловушку невозвратных затрат, потому что людям свойственно: 1) не хотеть показаться расточительными; 2) хотеть придерживаться своих планов; 3) не хотеть мириться с потерями и поэтому стремиться идти до конца.
Причины попадания в ловушку невозвратных затрат
1. Отсутствие ясного понимания того, какие результаты и цели должны быть достигнуты. Например, инвестиции на рынке выполняются без ясного представления о том, какой результат должен быть получен в итоге. В результате всё превращается в процесс ради процесса, который продолжает потреблять средства и тратить ресурсы, так и не принося ощутимых результатов.
2. Так называемый эффект собственности, когда люди связывают свою самооценку и личную идентичность с результатом работ, и поэтому продолжают вкладываться, даже если в перспективе невозможны ожидаемые результаты.
3. Желание не показаться расточительным. Простой пример от американских психологов: семья покупает билет на баскетбольный матч в другом городе за 300 долларов и отправляется на него на собственном авто даже в снежный буран. Делает она это по единственной причине - потраченные деньги не должны пропасть, а они не должны показаться расточительными. Если бы при прочих равных этот билет достался бы им бесплатно, поездка была бы отменена.
4. Неприятие потерь. Психологи утверждают, что человек в этом отношении не мыслит рационально и оценивает прежде всего, что может потерять, а не что приобрести.
5. Неумение трезво оценивать альтернативы. Этот недостаток также присущ большинству людей. Они оценивают уже полученные издержки, но не могут рассчитывать упущенную выгоду от альтернативных вариантов. Так, например, то же время, которое было потрачено на просмотр неинтересного фильма, только чтобы не пропали потраченные на билет деньги, можно было бы использовать более продуктивно.
Таким образом, попадание в ловушку невозвратных затрат лежит больше в психологическом плане, что является следствием неверного принятия начального решения. В результате важным становится знание методов, которые позволят ее избежать.
Как не попасть в ловушку невозвратных затрат
Чтобы не попасть в ловушку затопленных затрат, необходимо уметь рационально оценивать возможные перспективы и риски, принимать решения на основе данных и фактов, а не эмоций. Несколько рекомендаций, которые могут служить неплохим средством профилактики эффекта "Конкорда":
1. Научиться формулировать цели и планировать. Обязательно необходимо указать точную цель, которую нужно достигнуть. Если говорить про инвестиции, то помимо целей в каждой конкретной сделке, необходим план для всего портфеля в целом с указанием моментов выхода из сделок и допустимых потерь. В этом случае легко оценить, при каких вложениях доходность окажется на приемлемом уровне, и ограничить максимально допустимую сумму конкретной инвестиции.
2. Каждое действие должно быть оценено на основе данных и фактов. Прежде чем что-то сделать, необходимо всё тщательно проанализировать, оценить перспективы, рассчитать возможные риски.
3. Обязательно рассматривать альтернативные варианты. В случае инвестиций это может быть оценка перспектив открытия другой сделки при достижении заданного уровня убытка.
4. Немаловажная и очень трудная задача - подготовиться к принятию сложных решений. Закрытие проекта или остановка какой-то деятельности, на которую вы потратили много времени, скорее всего, дастся с огромным трудом и будет воспринято болезненно.
5. Постоянно анализировать текущую ситуацию и перспективы. Постоянный контроль поможет быстрее обнаружить проблемы и внести изменения в свой план, если это необходимо.
6. Не оценивать свои работы по объему уже вложенного в них времени и средств. Не ориентируйтесь только на потраченные ресурсы. Они действительно могут стать безвозвратными затратами. Если перспектив в некотором обозримом будущем не видно, продолжать вкладывать в эту деятельность своё время по меньшей мере нерационально. Гораздо эффективнее найти альтернативный вариант, который даст положительный результат.
7. Корректировать изначальный план. Делать это не только можно, но и нужно. Конечно, постоянная актуализация плана - это тоже дополнительные трудозатраты, но в конечном счете это поможет достичь поставленные цели.
Личный опыт
В апреле 2023 года один из проектов, на котором я на тот момент был руководителем проекта, зашёл в критическую стадию и стало понятно, что дальнейшая трата ресурсов на него нецелесообразна. Моё предложение о закрытии проекта было отклонено, так как руководство понадеялось, что кризисную ситуацию получится разрешить в ближайшие пару месяцев (проект на тот момент шёл уже два года, последние 6 месяцев из которых он не двигался вперёд). Чем больше мы находились в проекте и продолжали тратить на него ресурсы, тем сложнее было принять решение о его закрытии и тем больше все надеялись, что успешное завершение возможно. Итог – проект был закрыт в апреле 2024 года (то есть спустя год после признания того, что он экономически невыгоден). Да, какой-то результат был достигнут (хоть и не тот, который изначально планировался), но с экономической точки зрения это было нецелесообразно – полученный профит от достигнутого промежуточного результата несоизмерим с понесенными затратами за этот год.
Конечно, в подобной ситуации нужно иметь ввиду и репутационные издержки, которые мы бы понесли, закрыв проект досрочно, и отношения с Заказчиком по другим проектам и тд. Пример всё-таки для того, чтобы продемонстрировать именно экономическую составляющую ловушки невозвратных потерь, и что в неё склонны попадать даже большие корпорации с большими проектами.
В своём канале о саморазвитии пишу о проектном управлении, о том, как работает наш мозг, о психологии, о том, как бороться с прокрастинацией, как работать с информацией и повышать свою продуктивность, и делаю обзоры интересных книг о саморазвитии.