CryingHeraclitus

CryingHeraclitus

Пишу о философии стоицизма; философии вообще; конспектирую книги; изливаю вольнодумства. Больше постов в Tg: https://t.me/cryingheraclitus
На Пикабу
поставил 2 плюса и 0 минусов
117 рейтинг 3 подписчика 0 подписок 28 постов 0 в горячем

Лев Толстой и стоики о теле и душе (внутреннем и внешнем)

Давайте прочтем несколько размышлений Льва Николаевича из главы "Жизнь человека не в теле, а в душе", сборника "Путь жизни". Он пишет:

5
Нет такого крепкого и здорового тела, которое никогда не болело бы: нет таких богатств, которые бы не пропадали; нет такой власти, которая не кончалась бы. Все это непрочно. Если человек положит жизнь свою в том, чтобы быть здоровым, богатым, важным человеком, если даже он и получит то, чего добивается, он все-таки будет беспокоиться, бояться и огорчаться, потому что будет видеть, как все то, во что он положил жизнь, уходит от него, будет видеть, что он сам понемногу стареется и приближается к смерти.

7
Делай то, чего хочет от тебя твое тело: добивайся славы, почестей, богатства, и жизнь твоя будет адом. Делай то, что хочет от тебя дух, живущий в тебе: добивайся смирения, милосердия, любви, и тебе не нужно будет никакого рая. Рай будет в душе твоей.

10
Как только почувствуешь страсть, похоть, страх, злобу, вспомни, кто ты: вспомни, что ты не тело, а душа, и тотчас же затихнет то, что взволновало тебя.

А что же говорили по этому поводу античные философы-стоики? Давайте вспомним 23-е письмо Луция Сенеки:

Все, чем тешится чернь, дает наслаждение слабое и поверхностное, всякая радость, если она приходит извне, лишена прочной основы. Зато та, о которой я говорю и к которой пытаюсь привести тебя, нерушима и необъятна изнутри. Прошу тебя, милый Луцилий, сделай то, что только и может дать тебе счастье: отбрось и растопчи все, что блестит снаружи, что можно получить из чужих рук, стремись к истинному благу и радуйся лишь тому, что твое.

<…> Запомни, что тело, хоть без него и не обойтись, для нас более необходимо, чем важно; наслаждения, доставляемые им, пусты и мимолетны, за ними следует раскаянье, а если их не обуздывать строгим воздержанием, они обратятся в свою противоположность. Я говорю так: наслаждение стоит на краю откоса и скатится к страданию, если не соблюсти меры, а соблюсти ее в том, что кажется благом, очень трудно. Только жадность к истинному благу безопасна.

<...> «Но что это такое, — спросишь ты, — и откуда берется?» — Я отвечу: его дают чистая совесть, честные намерения, правильные поступки, презрение к случайному, ровный ход спокойной жизни, катящейся по одной колее.

Или, например, первое размышление из Энхиридиона, с которого начинает Эпиктет:

Из существующих вещей одни находятся в нашей власти, другие нет. В нашей власти мнение, стремление, желание, уклонение — одним словом все, что является нашим. Вне пределов нашей власти — наше тело, имущество, доброе имя, государственная карьера, одним словом — все, что не наше.

<...> Итак, помни: если ты станешь рабское по природе считать свободным, а чужое своим, то будешь терпеть затруднения, горе, потрясения, начнешь винить богов и людей. Но если ты будешь только свое считать своим, а чужое, как оно и есть на самом деле, чужим, никто и никогда не сможет тебя принудить, никто не сможет тебе препятствовать, а ты не станешь никого порицать, не будешь никого винить, ничего не совершишь против своей воли, никто не причинит тебе вреда. У тебя не будет врагов, ибо ты неуязвим.

Интеллигенция всех времен произрастала из античной мудрости!

Лев Толстой и стоики о теле и душе (внутреннем и внешнем) Философия, Мудрость, Философ, Писатели, Мудрец, Лев Толстой, Сенека, Эпиктет, Стоицизм, Античная философия, Античность, Мысли, Цитаты, Душа, Тело, Личность, Критическое мышление

Лев Толстой

Показать полностью 1

5_9. О следовании философии

Не следует ни негодовать, ни унывать, ни разочаровываться, если тебе не вполне удается во всем действовать согласно правильным основоположениям. Пусть ты потерпел неудачу, всё же нужно вновь вернуться к тому же, быть довольным, если в большинстве случаев ты поступаешь достойно человека, и любить то, к чему ты возвращаешься. К философии следует возвращаться, не как ребёнок к своему дядьке, но как страдающие глазами к своим лекарствам, губке или яйцу, другие - к целебной мази или водяному душу. Тогда легко тебе будет повиноваться разуму и ты найдешь в нем свое успокоение.

Помни же, что философия желает того же, что и твоя природа; ты же желаешь и другого, несогласного с твоей природой. Но что более привлекательно? Разве наслаждение не сбивает нас на ложный путь именно благодаря тому, что кажется (воспринимается) таковым? Вникни, однако, не будут ли более привлекательны великодушие, свобода, простота, праведность, благочестие. А что привлекательнее самого разумения, если под ним понимать способность соображения и познания, счастливо преодолевающую все препятствия?


Марк Аврелий в данном размышлении напоминает нам, что желаемое расходится с действительным порой сильнее, чем нам хотелось бы.

Не всегда удается следовать правилам, моральным принципам или, например, сохранять самообладание, потому что это ежесекундный тяжелый труд. Однако, всегда возможно и необходимо стремление к ним, к наилучшему. Не нужно расстраиваться, разочаровываться или опускать руки, если ты поступил не так, как наказывал себе поступать, и мучить себя мыслями о том, как могла бы обернуться ситуация, если бы её удалось переиграть. Ошибки прошлого должны оставаться в прошлом.

"Пусть ты потерпел неудачу", - говорит император, но готовность вернуться на путь самосовершенствования, попробовать еще раз - это признак искренности в отношении философии, как разумной практике жизни. К ней возвращаются, "как страдающие к своим лекарствам", ведь она лечит душу и помогает в битве с любыми трудностями. "Философия дает готовность ко всякому повороту судьбы", - говорил Диоген Синопский.

По своей сути, философия и занятие ей - это то, что тождественно человеческой природе, как существу, наделенному разумом. Она задает фундаментальные принципы, базовые конструкции, объединяет части накопленных знаний отдельными науками, которым сама же и дала исток. Философия - это обезличенный ориентир, не просящий ничего взамен, не требующий догмы или ритуала. Следование философии все равно, что следование человечности в самом широком смысле этого слова.

"Стань рабом философии, чтобы добыть подлинную свободу", - Эпикур.

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

5_9. О следовании философии Философия, Критическое мышление, Мудрость, Мудрец, Философ, Античная философия, Античность, Стоицизм, Марк Аврелий, Император, Цитаты, Личность, Древний Рим, Добродетель, Человек, Разум

Марк Аврелий

Показать полностью 1

"Ловушка роскоши" на примере аграрной революции

Очень понравился фрагмент из совершенно потрясающей книги Юваля Харари "Sapiens. Краткая история человечества", подтверждающий правоту античных мудрецов.

Как в школьном курсе истории преподносится аграрная революция (переход от собирательства-охоты к земледелию-скотоводству)? Ученикам рассказывают про одомашнивание сельскохозяйственных культур и скота, про меткие наблюдения новоиспеченных крестьян, помогавшие увеличивать посевные площади и приплод, про улучшение ремесленных навыков и тд.

По итогу, люди выходят на экстенсивный рост популяции, стоянки перерастают в города и появляются зачатки государств. Мы воспринимаем этот процесс как благо, как торжество прогресса, ведь рост популяции и новые технологии - это всегда хорошо. Или всё же нет? Харари приводит другую сторону медали, делая это весьма убедительно.

Дело в том, что жизнь охотника-собирателя была гораздо здоровее, свободнее и беззаботнее, чем у земледельца. Люди жили небольшими группами до 100 человек, зная друг друга в лицо и хорошо координируясь, поэтому конфликтов было меньше, ведь никто не хотел быть изгнан. Пропитания всегда было вдоволь, и даже в самые трудные климатические периоды можно было просто сменить стоянку, всегда что-то отыскав. Поиск пропитания занимал небольшую часть дня, а запасы впрок даже оставляли свободное время для досуга. Наш организм, приспособленный к всеядности, благодаря богатому рациону получал все необходимые макро и микроэлементы, а физические параметры, эволюционно приспособленные к активному движению, использовались по-максимуму, что укрепляло тело и иммунитет.

Чтобы ориентироваться в дикой природе, нужны были обостренные чувства и уникальные навыки по выслеживанию добычи; навыки залечивания ран и укусов; навыки ориентира на местности, изготавливания ловушек, и других приспособлений. Охотник-собиратель был не менее, а даже более подкован по самому широкому спектру проблем, касавшихся выживания, чем земледелец уже проживавший в городе.

Рассуждая сегодня, мы пониманием плюсы аграрной революции, но взглянув на процесс глазами тогдашнего земледельца, картина представляется совершенно не радужной.

Помимо роста численности и образования общества, отдельный человек обзавелся только проблемами. Новый скудный рацион, состоявший в основном из выращенных злаковых, сказывался авитаминозом в виде упадка сил, плохих зубов и т.п. Более пассивный образ жизни со "скрюченной" позой и долгим стоянием в полях привнес новые болезни, вроде артрита, застоя крови в ногах, грыжи, смещения позвонков и др. Растущая плотность населения с проживанием на одном месте благоволила распространению инфекций. Женщины стали рожать каждый год, чтобы перекрывать растущую детскую смертность, давая сильную нагрузку на собственный организм. Дети стали слабее, поскольку молоко матери раньше заменялось на злаковую кашу и как следствие - все то же недополучение витаминов, хрупкость костей, снижение иммунитета. С появлением частной собственности распространялось воровство, ведь не каждый в городе был знаком в лицо, а также вооруженные набеги на склады и амбары.

Что еще хуже, сделавшись зависимыми от пшеницы и других злаковых, человек положился на природу с её климатическим непостоянством. Наступившая засуха, вредители пожирающие урожай, наводнение и др., приводил к голоду и вымиранию огромных поселений, ведь уже не получалось оставить имущество, нажитые предметы быта, и отправиться за пропитанием на другую стоянку. В отличие от не обремененного охотника-собирателя, земледелец вел действительно тяжелую, болезную жизнь, полную лишений.

Харари пишет:

Со временем невыгодность «сделки с пшеницей» становилась все более очевидной. Дети умирали, взрослые в поте лица добывали хлеб насущный. Жизнь иерихонца в середине IX тысячелетия до н. э. стала явно тяжелее, чем в X или XIII, но никто так и не понял, что происходит. Поколения жили почти в точности как их отцы, разве чуточку более «эффективно». Множество «усовершенствований», каждое из которых для того и предназначалось, чтобы сделать жизнь легче, в совокупности превратилось в жернов на шее каждого земледельца.

Как могли люди просчитаться столь роковым образом? По той же причине, по которой они вечно обманываются. Люди не способны предугадать последствия принятого решения во всей полноте. Всякий раз они вроде бы подписывались на незначительное усложнение работы – скажем, не просто рассыпать семена, а еще и мотыжить предварительно землю. Они говорили себе: «Да, придется поработать. Но зато какой мы соберем урожай! Не придется волноваться из-за будущего недорода. Наши дети никогда больше не будут голодать. То-то заживем!» Звучит убедительно: поработаешь – будешь жить лучше. Таков был изначальный план.

Первая часть плана прошла как по маслу. Люди и в самом деле хорошо поработали. А потом вмешались непредвиденные факторы и все испортили. Люди не смогли предугадать, что число детей тоже вырастет и придется кормить больше ртов. И уж вовсе не могли первые земледельцы знать, что, когда дети вместо материнского молока будут получать кашу, их иммунитет ослабеет. Постоянные деревни стали рассадниками инфекционных болезней. Не предвидели люди и того, что, увеличивая свою зависимость от одного-единственного источника пищи, подвергают себя огромному риску в случае стихийных бедствий. К тому же переполненные амбары привлекали воров и врагов, и пришлось строить стены, вооружаться и сторожить свое добро.

Почему же люди не отказались от этого проекта, убедившись в его минусах? Отчасти потому, что, пока все минусы стали ясны, сменились поколения, и уже никто не помнил, как люди жили раньше. А также потому, что люди, усердно размножаясь, сожгли за собой мосты: если благодаря земледелию население деревни увеличилось со 100 человек до 110, то десяти «лишним» пришлось бы умереть с голоду, чтобы их сородичи вернулись к добрым старым обычаям. Выхода уже не было – ловушка захлопнулась.

Дальше автор приводит куда более знакомый нам всем пример:

Погоня за легкой жизнью завела в тупик – это был первый опыт такого рода, но далеко не последний. Как часто молодые люди после окончания учебы поступают на работу в известные фирмы, давая себе при этом слово, что будут работать как проклятые, чтобы накопить достаточно, только до 35 лет. Затем займутся делом своей мечты. Но в 35 у них ипотека, дети в приличной дорогой школе, необходимость содержать две машины, оплачивать домработницу… и ощущение, что без приличного вина и отдыха за границей и жить-то не стоит. Неужто возвращаться к примитивному существованию. Нет, выход один – работать больше и продолжать пытаться откладывать.

Человечество собственноручно, небольшими шажками с малозаметными изменениями, загнало себя в долговую кабалу перед теми условиями, которые само и нагородило. Здесь Харари делает замечательный вывод в духе стоицизма:

Один из немногих «железных законов» истории: роскошь превращается в необходимость и порождает новые обязанности. Как только человек привыкает к новому удобству, он принимает его как само собой разумеющееся, а потому рассчитывает на него. Наступает момент, когда уже и обойтись без привычного невозможно.

Вспомним, что стоики говорили о страстях и невозможности их утоления? Эта гонка на уровне человечества не прекратиться никогда. Её можно остановиться только для себя самого.

Дальше идет еще один замечательный пример:

За последние десятилетия люди изобрели всяческую бытовую технику, существенно экономящую время: стиральные машины, пылесосы, посудомойки, а также мобильные телефоны, компьютеры, Интернет. Предполагалось, что жизнь станет приятнее и спокойнее.

Раньше приходилось, написав письмо, класть его в конверт, покупать марку, нести письмо как минимум до почтового ящика. А потом проходили дни и недели, а то и месяцы, пока дождешься ответа. Ныне я печатаю электронное письмо, отправляю его на другой край света, и, если адресат сейчас тоже сидит перед компьютером, минуту спустя он уже отреагирует. Вот сколько времени и усилий я сэкономлю – но могу ли утверждать, что моя жизнь и впрямь сделалась приятнее и спокойнее?

Вот уж нет. В эпоху «бумажной почты» люди писали письма лишь тогда, когда требовалось сообщить нечто действительно важное. Они не бросали на бумагу первые пришедшие в голову мысли, а тщательно продумывали, что нужно сказать и как это сформулировать. И на ответ рассчитывали столь же продуманный. Обычный человек за месяц отправлял и получал примерно с полдюжины писем, и никто не чувствовал себя обязанным отвечать в ту же минуту. Сегодня я каждый день получаю не полдюжины, а полсотни писем, и все ждут от меня немедленного отклика.

Мы хотели сэкономить время, а вместо этого переключили беговую дорожку на следующую скорость, понеслись в десять раз быстрее, и наши дни больше прежнего наполнены хлопотами, мы все больше нервничаем и не контролируем происходящее.

<...> История о ловушке роскоши содержит важный урок. В поисках легкой жизни человечество высвободило мощные преобразующие силы, которые стали менять мир в непредвиденном и даже нежеланном для человека направлении. Никто не планировал аграрную революцию и не добивался умышленно зависимости человека от зерновых. Был принят ряд несложных решений с простой ближайшей целью – наполнить желудки, обеспечить какую-никакую безопасность, – но в совокупности эти решения вынудили древних охотников-собирателей таскать под палящим солнцем бесчисленные сосуды с водой и поливать эту клятую пшеницу.

Не пора ли нам, насколько позволяют жизненные обстоятельства и ответственность перед близкими, перестать поливать эту клятую пшеницу и немного притормозить?

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

"Ловушка роскоши" на примере аграрной революции Философия, Мудрость, Критическое мышление, Земледелие, Собирательство, Охота, Античность, Человек, Sapiens, Эволюция, Прогресс, Цивилизация, Развитие, Длиннопост

Обложка

Показать полностью 1

5_7-8. О назначениях медицины и судьбы

Молитва афинян: "Пролейся, пролейся дождем, благодатный Зевс, над пашнями и полями афинскими". Или вообще не следует молиться, или молиться с такой простотой и благородством.

Смысл выражений: "Асклепий назначает такому-то верховую езду, холодные обмывания или ходьбу босиком" и "Природа Целого назначает такому-то болезнь, или увечье, или лишение чего-нибудь" - вполне совпадает. Ведь в первом случае слово "назначает" показывает, что врач определил такому-то нечто помогающее его здоровью, а во втором, - что приходящееся на долю каждого определено ему, как отвечающее его судьбе. Поэтому мы и говорим, что нечто "пришлось" на нашу долю, подобно тому, как строители говорят о четырехугольных камнях в стенах или пирамидах, что они "пришлись" друг к другу, если они находятся в каком-нибудь гармоническом сочетании. Ведь единая гармония проникает все. И подобно тому, как изо всех тел слагается мир - совершенное тело, так и из всех причин слагается судьба - совершенная причина. Мои слова должны быть понятны и для людей совсем простых. Ведь они же говорят: "Судьба ниспослала это". Следовательно, такому-то ниспосылается то-то, такому-то назначается то-то. Будем же относиться к этому так же, как к тому, что назначает Асклепий. Ведь и в последнем случае многое нам не по вкусу, однако надежда на здоровье побуждает нас с радостью пойти на это.

Пусть же исполнение и осуществление замыслов общей природы кажется тебе чем-то подобным твоему здоровью. Поэтому приемли с радостью всё совершающееся, даже если оно кажется тебе тягостным, ибо оно ведет к известной цели, к здравию мира, благоденствию Зевса и успеху его начинаний. Он никому не ниспослал бы этого, если не способствовало бы это благу Целого. Ведь и природа любой вещи не производит ничего, что не было бы на потребу подвластному ей. Итак, следует любить всё происходящее с тобой по двум причинам. Во-первых, происшедшее с тобой было предназначено тебе и как бы имело в виду тебя, будучи связано с тобой ещё силой изначальной причины. Во-вторых, оно является причиной благоуспешности, совершенства и самого существования миродержавного правителя. Ведь Целое будет извращено, если ты хоть в чем-нибудь нарушишь согласие и связь, как частей его, так и причин. Но именно это ты и делаешь, по мере своих сил, когда выражаешь недовольство чем-нибудь и как бы устраняешь его.


В первом небольшом фрагменте Марк Аврелий говорит о простоте молитв. Попросить у Зевса дождя для орошения земли - это благо, ведь землепашцы при этом не отказываются трудиться и добывать хлеб упорной работой. Плохо, когда человек просит всё готовое, всяческие материальные блага, да к тому же наглеет. Поэтому, либо молиться вот с таким достоинством и простотой, либо вообще никак.

В следующем размышлении философ сравнивает рекомендации врачей своим пациентам, с испытаниями, которые природа Целого (судьба) устанавливает каждому отдельному человеку. Асклепий - античный бог медицины. Через докторов он выписывает неприятные вещи, однако, идущие на пользу и укрепляющие тело. Точно также поступает Судьба, когда даёт человеку испытания, врачующие душу.

Здесь мы видим у Аврелия яркий пример принципа целесообразности, пронизывавшего античное мышление, и впоследствии, очевидно, перекочевавшего в христианство. Аристотель писал:

... самопроизвольность и случайность — нечто вторичное по сравнению с разумом и природой; таким образом, если даже в очень большой степени причиной мира была самопроизвольность, необходимо <...>, чтобы прежде разум и природа были причинами как многого другого, так и Вселенной.

— Собр. соч.: В 4-х т. Т.3. М., 1981. Стр. 96

А разве разум может иметь какую-либо иную цель, кроме наилучшей, способствующей поддержанию Целого, его жизнеутверждению? Вероятно, отдельный человек не выдержит испытаний, но суть стоического космополитизма, самой идеи Целого, заключалась в человечестве, и осознании своей роли в рамках общемировой системы.

Поэтому стоицизм был социальной философией, а не замкнутой на себе. Человек переносит лишения, но должен делать это с достоинством, а врачи и другие люди - помогать человеку с его тяготами. Так на взаимопомощи мы совершенствуемся, учась преодолевать любые препятствия.

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

5_7-8. О назначениях медицины и судьбы Критическое мышление, Философия, Философ, Мудрость, Император, Древний Рим, Античность, Античная философия, Стоицизм, Мудрец, Цитаты, Личность, Мысли, Судьба

Марк Аврелий

Показать полностью 1

5_6. О людях и добром поступке

Одни люди, сделав кому-нибудь одолжение, склонны требовать от него признательности. Другие не склонны к этому, но в глубине души считают его своим должником и отдают себе отчёт в том, что они сделали. Есть, наконец, и такие, которые не думают об этом. Они подобны лозе, приносящей виноград и ничего не требующей после того, как произведет свой плод: так бегает лошадь, так выслеживает собака, так собирает мед пчела. Человек, сделавший добро, не кричит об этом, а переходит к другому делу, как лоза, которая в урочное время должна вновь принести виноград. - "Итак, следует быть в числе тех, которые, делая добро, некоторым образом не отдают себе отчёта в том, что они делают?" - "Да". - "Но добро и есть именно то, в чем необходимо отдать себе отчёт; ведь человеку, преданному общему благу, свойственно знать, что его деятельность отвечает общему благу, и желать, чтобы и другие знали об этом". - "Ты говоришь правду. Но ты не улавливаешь смысл сказанного и потому будешь одним из тех, о которых я упомянул раньше. Ведь и их вводит в заблуждение видимость разумной убедительности. Но если ты хочешь понять сказанное, то не бойся, что тебе придётся из-за этого упустить какое-нибудь общеполезное дело".


Марк Аврелий говорит о трёх типах людей, совершающих доброе дело. Первые скорее делают одолжение, потому что за свой поступок требуют признательности, какой-то награды. Вторые ничего не требуют взамен, но в глубине души продолжают считать человека своим должником, т.е. им всё равно хотелось бы благодарности и внимания.

Третий тип - это стоический идеал - человек, творящий добро безвозмездно и ничего не ожидающий взамен. Он делает это потому, что благие, жизнеутверждающие дела согласны с природой, не рассматривая их как товар или дорогую услугу. Для человека, как разумного существа, распространение добра должно быть такой же естественной функцией, как для лозы приносить виноград, а для пчелы наполнять мёдом соты. Ведь если каждый поступит также, все вместе только выиграют.

Однако, замечает император, делая добро безвозмездно, в акте совершения добра всё равно нужно отдавать себе отчет. Необходимо понимать, действительно ли содеянное отвечает общему благу, и желать, чтобы другие тоже знали об этом. Тогда, вероятно, глядя на твой пример, люди задумаются, вдохновятся и тоже начнут поступать лучше, чем прежде.

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

5_6. О людях и добром поступке Критическое мышление, Мудрость, Философия, Доброта, Люди, Мудрец, Философ, Император, Древний Рим, Античность, Античная философия, Стоицизм, Благодарность, Мысли

Марк Аврелий

Показать полностью 1

"Правила жизни" от стоика Эпиктета

Простые правила жизни от Эпиктета из 33-го размышления "Энхиридиона". Распечатываем себе и размещаем куда-нибудь перед глазами.


§ 1. Усвой себе, наконец, какой-нибудь характер и тип, который ты сохранишь и наедине сам с собой и встречаясь с людьми.

§ 2. По большей части храни молчание. В противном случае веди немногословную речь о необходимом. Изредка, когда требуют обстоятельства, говори, но не о случайных вещах — гладиаторах, конных ристаниях, атлетах, кушаньях и напитках, о чем обычно ведут речи. В особенности ничего не говори о людях с порицанием или похвалой и не сравнивай их.

§ 3. Переведи, если сможешь, речи твоих собеседников на подобающий предмет, а если окажешься в кругу чужестранцев, то молчи.

§ 4. Не следует много смеяться по поводу разных вещей и пусть смех твой не будет разнузданным.

§ 5. Вообще не клянись, если это возможно. В противном случае по возможности отказывайся.

§ 6. Пиры с людьми посторонними и непричастными к мудрости отвергай. Но если когда-нибудь доведется, внимательно следи за тем, чтобы не опуститься до поведения невежды. Знай, что если друг твой замаран, то общаясь с ним, даже если сам был чист, неизбежно замараешься.

§ 7. Заботы о теле принимай не далее необходимого, например пищу, питье, одежду, жилище, прислугу, а все, что касается славы и удовольствия, отсеки напрочь.

§ 8. Что касается любовных утех, то, насколько возможно, следует хранить чистоту до брака. Прикоснувшись к любовным утехам, следует брать себе из них то, что законно. Однако не будь в тягость тем, кто им предан, не изобличай их и не разноси повсюду, что сам ты к ним не причастен.

§ 9. Если сообщат, что кто-то плохо отзывается о тебе, не старайся оправдываться. Напротив, ответь: «Этот человек не знал о прочих моих пороках, иначе он не ограничился бы только этими».

§ 10. Нет надобности часто посещать зрелища. Если когда-нибудь выпадет случай, покажи, что не заботишься ни о чем, кроме самого себя. Это значит — желай, чтобы происходило то, что происходит, и чтобы побеждал тот, кто побеждает. Ведь таким образом ты не испытаешь затруднений. Однако полностью воздержись от крика, смеха и сильных телодвижений. Ведь из подобного рода вещей явствует, что ты в восторге от зрелища.

§ 11. Не присутствуй легкомысленно и бездумно на публичных чтениях, но, коли доведется, сохраняй серьезность и спокойствие и одновременно не будь никому в тягость.

§ 12. Всякий раз, когда ты собираешься с кем-то встретиться, особенно если он из числа влиятельных людей, представь себе, что сделал бы в этом случае Сократ или Зенон, и у тебя не будет сомнений в том, как следует достойно вести себя на предстоящей встрече.

§ 13. Всякий раз, когда ты пойдешь к кому-то из людей влиятельных, представь себе, что ты не застанешь его дома, что перед тобой не отворят дверь, или, наоборот, влепят тебе ею в лоб, наконец, что человек тот и думать о тебе забыл. И если приличествует идти при таких обстоятельствах, то, придя, терпи все происходящее и не говори самому себе, что дело того не стоило. Это означало бы вести себя как профан и обижаться на внешние вещи.

§ 14. В беседах не упоминай часто и неуместно о своих делах и невзгодах. Ведь насколько тебе приятно вспоминать о пережитом, настолько же другим будет малоприятно слушать о твоих злоключениях.

§ 15. Пусть не возникнет желания вызывать смех. Такое поведение есть скользкий путь к невежеству, оно ослабляет уважение к тебе окружающих.

§ 16. Опасно впадать в сквернословие. Всякий раз, когда произойдет нечто подобное, выскажи, если это будет уместно, свое порицание в адрес сквернослова, а если это будет не к месту, то, умолкнув, залившись краской и сделав скорбное лицо, дай понять, что ты в негодовании от сказанного.

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

"Правила жизни" от стоика Эпиктета Мудрость, Философия, Критическое мышление, Правила жизни, Жизнь, Мудрец, Философ, Стоицизм, Античность, Древний Рим, Античная философия, Эпиктет, Личность

Эпиктет

Показать полностью 1

5_5. О природных склонностях (темпераменте) и характере

Ты не можешь никого удивить своей быстрой сообразительностью. Пусть так. Но есть многое другое, относительно чего ты не можешь сказать: "Я не рожден для этого". Проявляй же те свойства, которые всецело зависят от тебя: чистосердечие, серьезность, выносливость, пренебрежение к наслаждениям, довольство своей судьбой, умеренность в потребностях, благожелательность, свободу, скромность, отсутствие пустословия и высокомерия. Знаешь ли ты, что ещё во многом мог бы проявить себя, не ссылаясь на природную неспособность, и все же добровольно остаешься на прежнем уровне? Или же к тому, чтобы роптать, жадничать, льстить, во всем винить свое жалкое тело, потворствовать ему, превозноситься и испытывать подобные душевные волнения, также принуждает тебя отсутствие способностей? Нет, клянусь богами, нет! Напротив, ты давно бы мог отделаться от всего этого. Если же ты действительно признаешь в себе недостаточную быстроту понимания и сообразительности, то этот недостаток следует уничтожить упражнением, а не потворствовать своей лени, махнув на все рукой.


Человек - это удивительная смесь биологических и социальных факторов. У нас есть свои предрасположенности, заключающиеся в особенностях психики, устройстве памяти, гормональной системы и др. На эти особенности накладывается опыт, который мы черпаем, перерабатывая информацию из окружающей среды, начиная с самого детства, смотря на родителей и окружение.

Устойчивые (неизменяемые) особенности психических процессов именуются "темпераментом" и известны со времен Гиппократа. Каждый хотя бы раз слышал об условном разделении людей на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов.

Позднее, великий физиолог И.П. Павлов, исследуя нервную систему человека и высших млекопитающих, выделил типы психики, основанные на свойствах возбуждения и торможения нервных процессов. Для удобства, эти типы были "привязаны" к системе Гиппократа, и их тоже насчитывается четыре.

Таким образом, темперамент складывается из генотипа - врожденных конституционных особенностей, а затем, под влиянием разных факторов окружающей среды, он превращается в фенотип - характер с его уникальными качествами.

Ясно, что тип психики накладывает свои ограничения, равно как и дарует свои преимущества. Не каждый человек может, например, стать хорошим солдатом, врачом, танцором или программистом. Где-то нужна внимательность и усидчивость, где-то хладнокровность и быстрое принятие решений в стрессовой ситуации, а где-то эмоциональность, помогающая общаться с людьми не уставая и располагая их к себе. Далеко не всё вырабатывается практикой.

Об этом и говорит Марк Аврелий. Да, ты можешь не обладать сообразительностью от природы. Более того, еще куча параметров у тебя может быть развита хуже, чем у других, потому что "ты не рожден для этого". Однако, есть свойства, зависящие только от тебя: чистосердечие, серьезность, презрение к наслаждениям и др., то, что ты можешь посредством размышлений и волевых усилий тренировать в себе, укрепляя с каждым днем.

Также у тебя наверняка есть те природные особенности, которых нет у других. Может быть они не бросаются в глаза и поначалу их трудно отыскать. Но работая над собой, пытаясь определить направление, в котором ты хорош, обязательно отыщутся твои личные сильные стороны и склонности. При больших временных затратах, мотивации и упорстве можно развить в себе до определенного уровня многие умения, даже плохо соотносящиеся с физиологической конституцией, но гораздо разумнее посвятить себя тому, к чему есть предрасположенность, природные задатки.

Начни прислушиваться к себе и искать хобби, которое хорошо получается и приносит удовольствие. А пока ты находишься в поиске, работай над теми вещами, которые уже зависят от тебя, закаляя характер, достойный человека.

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

5_5. О природных склонностях (темпераменте) и характере Мудрость, Философия, Критическое мышление, Мудрец, Философ, Император, Римская Империя, Древний Рим, Античность, Античная философия, Стоицизм, Марк Аврелий, Личность, Темперамент, Характер, Физиология

Марк Аврелий

Показать полностью 1

5_2-4. О работе над представлениями и о собственной природе

Как легко, отбросив и подавив всякое тягостное и неподобающее представление, тотчас же достичь полного мира душевного.

Считай себя достойным всякого слова и дела, согласных с природой. Пусть не смущают тебя чьи-нибудь последующие упреки и пересуды. Если можешь сделать или сказать что-нибудь прекрасное, то смело берись за это! Ведь у каждого свое руководящее начало, и каждый следует своим стремлениям. Не смотри на это, но прямо иди, следуя и своей природе, и общей, ибо един путь и той, и другой.

Я буду идти, неуклонно держась своей природы, пока не свалюсь; лишь тогда я отдохну, отдав свое дыхание тому, из чего я черпал его ежедневно, и возвратившись туда, откуда изошло семя моего отца, кровь матери, молоко кормилицы, в ту землю, которая столько лет кормила и поила меня, которая носит меня, топчущего ее и пользующегося сверх меры её дарами.


В первом размышлении Марк Аврелий напоминает о важности работы над своими мыслями (представлениями). Как часто можно слышать от людей, что они чего-то боятся, переживают по какому-то поводу, или страстно чего-то желают. То есть, они понимают, что эти навязчивые мысли доставляют им дискомфорт, но ничего с ними не делают. Ты хочешь освободиться? Разберись с ними! Ты человек, а не животное. Проанализируй ситуацию, вызывающую эти волнения, разбери её по кирпичику и определись с тем, что находится в твоей власти. Если ты ничего не можешь сделать, отбрось переживания; если можешь - берись со всей ответственностью. Только ты в состоянии дать им дальнейший ход, или уклониться от них за ненадобностью.

Далее, философ напоминает о необходимости быть самодостаточным и непосредственным. Есть замечательная фраза: "Во времена всеобщей лжи, говорить правду - это экстремизм". Если сказанное тобою согласно с природой и добродетелью; если сказанное жизнеутверждающе, и идет на пользу людям, пусть даже они этого не понимают, не кори себя за эти слова и не бойся упреков. Ты - личность, и у тебя своё руководящее начало. Не нужно подстраиваться под толпу, тем более, если твоё начало согласуется с добром.

В последнем размышлении Марк Аврелий мотивирует на неотступность от свои принципов. Да, пройдясь по кладбищу трудно сказать, кто из лежащих консерватор, а кто либерал, теист или безбожник. "С точки зрения вечности" все наши споры и конфликты кажутся смешными. Однако, при жизни есть люди, которые не преследуют выгод от своих позиций, особенно когда позиция сулит разные лишения и преследования. Просто такие люди не могут иначе.

Если ты понимаешь, что нечто из происходящего ужасно, если ты руководствуешься позицией добра и жизнеутверждения, никто не сможет лишить тебя своей природы, проявляющейся в благом несогласии. Перефразируя императора: "Говори то, что верно, и будь что будет!".

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

5_2-4. О работе над представлениями и о собственной природе Философия, Мудрость, Критическое мышление, Стоицизм, Мудрец, Философ, Император, Древний Рим, Античная философия, Античность, Личность, Цитаты, Мысли, Представления

Марк Аврелий

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!