ACM1

Пикабушник
6088 рейтинг 2 подписчика 7 подписок 12 постов 5 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
2

Проблема идеи стола в средней полосе России

Представим себе очень большую библиотеку типа Вавилонской под завязку набитую всякого рода энциклопедиями и справочниками. Библиотека будет называться "Мир идей".

Библиотека "Мир идей"

Библиотека "Мир идей"

Покопавшись в библиотеке, находим идею стола, столь любимого философами.

Согласно Платону, идеи о вещах в "мире идей", описывают идеальные концепции вещей. Например, идея стола, есть идеальная и универсальная концепция, которая является прообразом всех столов на свете. А реально существующий стол, всего лишь несовершенное воплощение идеального стола. Но, что такое идеальная концепция стола?

Предположим, что таковая концепция должна быть сформулирована в высшей степени абстрактно. То есть, идеальная концепция, это абстракция самого высокого уровня.

Наша идеальная концепция стола должна быть лишена каких-либо "вторичных половых признаков". Идеальный стол не стеклянный, не деревянный и не оловянный, а также и не обеденный.

Например: Идея стола - это некоторая поверхность ограниченная определенными размерами, находящаяся над плоскостью пола на расстоянии удобном для выполнения работ.

Или так: Идея стола - это идея рабочей поверхности, находящейся вне плоскости пола на удобной (оптимальной) для человека высоте.

Или: Идея стола - это рабочая поверхность не совпадающая с плоскостью пола.

Или ещё как-то. Мы пытаемся найти идеальную концепцию стола.

Понятно, что прежде чем формулировать идею стола, нам нужно иметь уже готовые идеи пола, плоскости, расстояния, размера и прочее. Чтобы не уходить в бесконечность, определяя всё на свете, примем за основу готовые знания о вещах, процессах и явлениях, которые уже занимают свои законные места в наших головах и книгах на полках реальных библиотек.

Попутно заметим, что мир идей невозможен без уже существующего языка (языков), который описывает мир идей. В начале было слово... (с)

Мы видим, что идея вещи заключается в её абстрактном (неконкретном) предназначении или описании. Степень абстракции должна быть максимально возможной и тогда вещь становится идеальной.

К примеру: Идея стола - это идея о некоей поверхности предназначенной для каких-либо целей. Весьма абстрактно, не правда ли?

Идеальная концепция стола является первичной идеей и лежит в основе громадного дерева вторичных идей о целевом назначении стола, о конструкции стола, о материале, цвете, весе, размерах... Количество вторичных идей о столе огромно и продолжает расти с каждой новой моделью очередного конструктора или дизайнера: "А давайте сделаем объемный прозрачный террариум в виде стола. Мы будем пить кофе, а внутри стола будут ползать пауки, змеи, и прочие милые существа". Пользуйтесь, патентовать не буду.

Стол может быть стеклянным или деревянным, обеденным или бильярдным, стартовым или монтажным, большим или маленьким, красивым или уродливым... И все эти прилагательные выражают вторичные идеи основанные на первичной идее стола: "поверхности предназначенной для каких-либо целей"

Каждый феномен окружающей нас действительности описан соответствующей идеей. Мы видим реальность и воспринимаем её через идеи и в контексте идей. Стол, попадая в поле зрения, идентифицируется как стол потому, что нам известна идея стола. Мы видим и узнаем материальное воплощение идеи стола со всеми сопутствующими идеями заложенными в него при изготовлении. Выпадая из поля зрения он остается в памяти, как букет идей о столе, его назначении, конструкции, размерах, форме, материале, цвете и т.д.

Из простых идей рождается сложный мир современной цивилизации. Колесо, книга, печатный станок, радио, телефон... Идея велосипеда объединяет несколько простых идей в одну гениальную идею. Спортивный, дамский, трехколесный, - это уже вторичные идеи идущие прицепом к основной идее велосипеда. Воплощённые в материи столы и велосипеды лишены абстрактности. Они далеки от идеала, поскольку всегда сделаны из чего-то и для кого-то и поэтому могут быть подвержены критическому взгляду и усовершенствованию. Идея стола усовершенствованию не подлежит, хотя формулировку идеи можно изменить. Понятно, однако, что идея и формулировка не одно и то же.

Нарабатывая жизненный опыт, мы накапливаем идеи встреченные нами в течение жизни. Учимся их распознавать в самых различных сочетаниях. С интересом пробуем на вкус идеи мультивселенной, тёмной энергии, кротовых нор и сингулярности. И лучшее, что мы можем сделать, это добавить свою идею в платоновский мир идей.

Теория восприятия (модель восприятия информации)

Восприятие ощущений

Ощущения, это то, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем, то есть получаем от органов чувств.

Единичные ощущения, иногда понятны сразу и безоговорочно. Например ощущения вкуса рафинированного сахара, рафинированной соли, или порошка лимонной кислоты. Мы можем определить их одним словом: сладкий, соленый, кислый... Некоторые ощущения уточняются в процессе жизненного опыта. Мед тоже сладкий, но иначе, чем сахар. Ощущение красного также требует уточнения. Красный, как кровь, кумач, закат, или помидор... Ощущение боли, - тянущая, тупая, или острая... Ощущений требующих уточнения подавляющее большинство. Рафинированного в нашей жизни не слишком много.

Каждый наблюдаемый нами объект обладает свойственным ему конкретным набором единичных ощущений. Однако возникает вопрос, возможно ли с помощью одного только букета ощущений идентифицировать окружающую нас реальность?! Если мы уже знаем(!) то, что воспринимаем, то какие-то образы, видимо, можем без особых проблем отождествить с тем, что хранится в нашей памяти. Ключевое здесь: "если мы уже знаем". В чем собственно сомнения? Представьте себе, мы смотрим на облака. В какой-то момент наш рассеянный взгляд ясно видит знакомый с детства образ слона. Или кораблика. До тех пор пока мы их не узнали, мы их не видим. Смотрим, но не видим. Существует только облака, - холст и хаотично расположенные световые пятна. Основа, на которой нет рисунка.

Наше восприятие идентифицирует лишь то, что знало ранее. А что происходит, когда мы встречаем феномен в первый раз?! Только лишь по набору ощущений присущих объекту, мы может слона и не приметить. В некоторых случаях так и происходит. Мы проходим мимо удивительного и не подозреваем об этом.

Ощущения весьма подвержены искажениям, это товар нежный и не приспособленный к транспортировке и небрежному хранению. Интерпретаций одних и тех же ощущений и вызванных ими образов ровно столько же, сколько и наблюдателей. Иначе говоря, одних лишь ощущений не всегда достаточно для адекватной идентификации наблюдаемых феноменов, поэтому далее будем пользоваться более общим понятием - квалиа, или квалия (адаптированное к русскому языку единственное число от лат. qualitas).

Квалиа

Квалии - (адаптированное к русскому языку множественное число от лат. qualitas) это то, как вещи выглядят для нас. Это свойства чувственного опыта. Это ощущения и жизненный опыт.

Ощущения мы только что рассмотрели, а под жизненным опытом будем понимать накопленные в памяти в течение жизни концепции из мира идей и их материальные воплощения.

Процесс восприятия хорошо знакомого феномена происходит "простым" сравниванием его с хранящимся в памяти ментальным отпечатком феномена.

Иначе происходит с восприятием явления аналогов которого в памяти не нашлось. Визуальное наблюдение каких-либо сочетаний светотеней, раскладывается нашим внутренним "конструкторским отделом" на элементарные составные части (линии, контуры, расцветки...) и анализируется на соответствие уже известным нам (хранящимся в памяти) концепциям из мира идей из нашего жизненного опыта. Такая же дифференциация проводится относительно запахов, звуков и прочих ощущений. Затем из всех полученных элементарных кирпичиков воссоздается ментальная модель/отпечаток наблюдаемого объекта - квалия объекта.

Если наш жизненный опыт достаточно богат, мы легко идентифицируем окружающие нас феномены, попутно занося в память их обновлённые ментальные отпечатки/квалии. Поток ощущений накладывается на концепции мира идей и наблюдаемая картинка становится надёжной и достоверной субъективной реальностью. Из бесконечного числа квалий возникает общая картина мира.

Показать полностью 1
7

Homo somno - человек спящий

Homo somno - человек спящий



Тактико-технические характеристики Homo sapiens

Главный постулат, который я хотел бы озвучить: "Люди, в основной своей массе, живут и действуют в состоянии близком ко сну". Засыпание происходит незаметно от носителя, как и положено при засыпании.

Автоматы

Когда-то в детстве мы были осознанны, почти в каждое мгновение своей жизни. Развиваясь и осваивая своё тело и окружающую реальность, мы научились ходить и говорить, овладели ложкой, карандашом и велосипедом. Сформировались и закрепились походка, почерк, манера думать и говорить, стиль поведения.

Автоматизмы поведения (автоматизмы, автоматы) стали наградой за упорное обучение, экономя ресурсы мозга. Привычные алгоритмы поведения вытеснили радость новизны. Научившись переставлять ноги, мы перестали осознавать последовательность элементарных мышечных движений. Они стали автоматическими. Обучаясь, мозг постепенно перевёл на автомат почти всю нашу жизнь. Большинство обыденных дел протекает на автомате, механически. Иногда мы даже не можем вспомнить, что было 5 минут тому назад. С этим ничего нельзя поделать. Приходится выбирать, либо думать о походке, занимая совсем не лишние ресурсы мозга, либо ходить на автомате, имея при этом свободные вычислительные мощности. Впрочем, выбирать не приходится. Всё украдено решено до нас.

В итоге, с годами, формируется неповторимая личность с полным набором присущих только ей привычных автоматических действий и реакций, которые были заложены когда-то в начале жизни. Иными словами, личность, по сути своей, - набор алгоритмов поведения в разных ситуациях. Эта неповторимая личность весело идет по жизни, её кто-то любит и ненавидит, ужинает и танцует, с ней заводят семью и детей... Однако, когда молодые влюбленные, к примеру, совместно съедают пуд соли (3-4 года), им раскрывается большинство алгоритмов поведения друг друга и они становятся обоюдопрочитанными книгами... Загадка исчезает и начинает заедать быт, о который иногда разбивается их любовная лодка. И если вовремя не перебраться в лодку взаимного уважения, то могут быть большие проблемы. Отсюда, кстати, следует, что сложные, многогранные натуры (имхо) легче выдерживают долгое сосуществование. Они интересны друг другу. Впрочем, это другая история.

Остается добавить, что автоматизмы не осознаваемы, если специально их не отслеживать.

Роли

Кроме автоматизмов, от ярких красок жизни, нас отделяют наши социальные роли (субличности). В одних и тех же ситуациях на пульт управления тушкой приходят одни и те же субличности.

Каждый игрок (субличность) раз и навсегда сопоставлен своему типу игр. В зависимости от ситуации в игру могут включается субличности Охотника, Воина, Любовника, Бизнесмена, Семьянина, Родителя и т.д. Тысячи их. И все надёжно хранятся в нашей памяти в виде алгоритмов (поведения).

Субличность приходя к власти, получает доступ ко всем рычагам управления тушкой и, на время исполнения роли, становится полноправной личностью, имея в арсенале, свои автоматизмы, свои нейронные ансамбли, которые обусловливают её внутренний диалог (ВД) и поведение, свои интересы и цели.

Смену власти, когда одно Я заменяется на другое, наблюдать, как правило, некому. В любой момент времени мы ощущаем себя единой, цельной личностью, которая может и не знать о других субличностях и не обязательно помнить, что происходило с тельцем в предыдущей игре. Текущая личность, конечно, имеет доступ к каким-то определенным общим и своим личным архивам памяти, но, например, "бизнесмен", встречая свою одноразовую любовницу, на которой обещал жениться, не всегда может вспомнить, что он там на ней обещал, в качестве "любовника". Или может, но не хочет, ведь он сейчас "бизнесмен".

Если кто не видел, совершенно гениальная короткометражка о смене ролей/субличностей.

Мы играем множество ролей, за каждой из которых закреплена строго определенная субличность (игрок). Если роли не представляют большой сложности, они также переносятся на автомат. Изловчившись, мы, думая "о своем, о женском", даже участвуем в диалогах, не особо напрягаясь в отслеживании нити разговора.

Ярлыки

Проходя ежедневными тропами с дивана до работы и обратно, мы наблюдаем одни и те же картинки, - люди, машины, здания, ситуации... Мельком оглядывая окружающую действительность, мы легко идентифицируем предметы и явления. Всё знакомо и обычно. Слова-ярлыки без особых проблем всплывают в памяти и приклеиваются к окружающим объектам и явлениям. Если маршрут знаком до боли и уже давно "подвешен" на автомат, то пройдя его из конца в конец, мы иногда не помним, что видели по дороге и как добрались до места. Ярлыки заменяют Её Величество Реальность. За ярлыками/концепциями мы перестаем видеть мир. Перестаем осознавать то, что когда-то было увидено и названо раз и навсегда. Узнавая, вспоминая и называя феномены, мы теряем их внутреннюю суть в смысловых контейнерах слов.

Вместо нашей личной субъективной Реальности, которую мы могли бы наблюдать направленным вниманием/созерцанием, наш ум охотно принимает реальность слов, связывая наблюдаемый феномен с нашими представлениями о нем. В результате, как только происходит узнавание предмета наблюдения, появляется и его имя и связанная с ним концепция. Явление перестает быть неизвестным. Что там рассматривать? Вот дерево, вот птица, вот светофор... Ничто не ново под луной. (с) Поскольку мы всегда в делах и суете, - "оригинальный" мир проходит мимо нас в виде ярлыков/декораций, висящих на стенах нашего туннеля реальности.

Внутренний диалог

Мысли подобно реликтовому излучению вселенной, тотально и ассоциативно-связанно заполняют пространство нашей черепной коробки...

Восприятие физических, психических и информационных явлений, жизненные игровые ситуации, интерпретации входящих данных, обращения к памяти, расстановка коэффициентов важности и т. п., формируют гигантские потоки информации, вызывая к жизни бесконечные мыслительные процессы. Мысли возникая из неведомых пространств ума, сразу просятся на язык, становясь в очередь на проговаривание. Мы осознаем это, как внутренний диалог (ВД). Или не осознаем, но он все равно есть у каждого из нас.

Мысли лезут изо всех щелей ноосферы. И у каждой из них одна заветная цель - завладеть нашим вниманием. Они предлагают себя во всех возможных формах, ракурсах и одеждах. И возвращаются, возвращаются, возвращаются... снова и снова, назойливые, как мухи. И когда нам становится уже совсем невмоготу от их беспардонности, они приводят вместо себя своих подружек, таких же наглых и неугомонных. Но и это не будет окончательным расставанием. Однажды посетив нас, мысль продолжит наведываться к нам, при каждом удобном случае, проверяя свою востребованность. Только при многократном пережёвывании чем-то зацепившей нас мысли, она, постепенно и не сразу, перестанет посещать нашу гостеприимную голову, находясь тем не менее неподалеку.

При этом, надо заметить, - каждая отдельная мысль не обязана быть актуальной, своевременной, адекватной моменту, связанной с ситуацией, истинной, лучшей, умной, логичной, осмысленной, простой, краткой, понятной, вменяемой, приличной, моральной... Она никому не должна того, что от нее ожидается. И только наша осознанность, волевое усилие и направленное внимание удерживают наши мысли в рамках нашего намерения и выстраивают из них цепь логических рассуждений.

По данным экспериментов Либета и его последователей, наш поток мыслей, маскирует процесс выбора наших действий, создавая иллюзию нашего самостоятельного выбора. На самом деле решение о предстоящем действии принимается до того, как мы заканчиваем перебор и осмысление предлагаемых внутренним диалогом вариантов. Иначе говоря, наш поток мыслей не обязательно влияет на наши решения. Впрочем, очень возможно, что выбор варианта действий в данной конкретной ситуации передается (на основе принципа наибольшего возбуждения конкурирующих нейронных ансамблей?) наиболее подходящей, по своим функциям, субличности. Той, что "гарантирует" или наибольшую вероятность будущей выгоды, или наименьшую вероятность будущего ущерба. Предположительно эта субличность в прошлом уже положительно зарекомендовала себя на ниве сохранения тушки. Например, быстро-быстро унесла ноги...

Аспекты личности

Все перечисленные свойства психики являются неотъемлемой частью нашей "богатой внутренней жизни". Они приносят ощутимую пользу, упрощают наши игры и экономят ресурсы. Спортсмены, например, отрабатывая упражнения, загоняют сложные движения в разряд автоматических. То же самое делают музыканты, тренируя пальчики, дыхание и голосовые связки... Любые профессиональные навыки подразумевают элементы автоматизмов. И это замечательно, - гуляя по парку можно созерцать, или думать о главном, не контролируя движения ног. Нужно только помнить о некоторых особенностях психики, описанных, в контракте с мирозданием, мелким шрифтом, чтобы случайно не состариться не приходя в сознание.

Осознанность

Осознанность приходит в те минуты, когда мы в первый раз сталкиваемся с чем-то новым и нестандартным и уходит незаметно для нас, когда мы снова входим в поток знакомых повторяющихся событий. Резкое уменьшение возможностей мониторинга окружающей среды вызывает наше осознанное присутствие в теле и ситуации. Проще говоря, попробуйте пройтись по досточке с закрытыми глазами... или найти черную кошку в темной комнате, вы поймете, что на автомате это не получится. Осознанность присутствует при творчестве любой направленности, новых играх, новых знаниях, наблюдении за собой... то есть всем тем, чем невозможно заниматься на автомате. Удивление, осмысливание парадоксов и смех понимания (отчего и любят анекдоты) невозможно без осознавания.

У Кастанеды есть интересная практика, которая называется "Сталкинг", или "выслеживание себя". Его последователи (сталкеры), среди многочисленных необычных практик, ходят новыми маршрутами, едят палочками незнакомую пищу, пьют кефир из блюдца, чистят зубы левой рукой и проделывают прочие обыденные вещи необычными способами, пытаясь выследить свои привычки и вернуть в свою жизнь осознанность.

На всякий случай оговорюсь, поскольку иногда возникает путаница, - сознание и осознанность, не совсем одно и то же. Очень упрощенно, с учетом вектора наших самокопаний, сознание - это информационные потоки (данные нам в ощущениях) отражающие реальность. Осознанность - направленное внимание, присутствие в теле и в том, что происходит.

Иначе говоря - сознание дарит нам Картину Мира, осознанность помещает в эту Картину нас самих, как актёров (субъектов действия) и наблюдателей этого Мира.

Очень важно научиться легко входить в состояние осознанности по собственному желанию, во-первых и почаще вспоминать об этом, во-вторых. Специально выходить из этого состояния не придется, это произойдет тихо и незаметно для вас.

"...Когда звучали буддийские храмовые колокола, монахи, что бы они не делали в этот момент, входили в состояние осознанности..."

Смысл в том, чтобы остановиться и задуматься о том, что и зачем ты делаешь прямо сейчас. Можно подготовить заранее листочек с вопросами и ответить на них когда зазвучит ваш "колокол".

Например:

  • О чем МЫ думаем?

  • Чего МЫ хотим?

  • Что МЫ делаем?

  • Что нового в НАШЕЙ жизни? (в связи с нашими думами, хотелками и делами)

Однако удерживать состояние осознанности продолжительное время - тяжелая работа. Возможно профессиональное выгорание связано именно с этим. Длительное направленное внимание выматывает душу и истощает силы. Потоковое осознование каждого мгновения жизни, мало сообразуется с природой вещей. Наш мозг не рассчитан на такие нагрузки.

Привычка свыше нам дана... (с)

Искоренить нежелательную привычку в теории просто. Нужно "всего лишь" быть осознанным в нужном месте в нужное время. Действовать и реагировать так, как нужно, а не так, как обычно, направляя внимание на свои ум и тело. Постепенно, с ростом числа повторений, формируются новые нейронные связи и рождается новая привычка. Однако на практике проделать описанные рекомендации довольно сложно. Мозг так и норовит соскользнуть в экономичный режим неосознанности и делает он это очень тихо и незаметно от носителя, яко тать в нощи.

Желаю всем успехов в изучении себя. Практика осознанности, в помощь.

Показать полностью 1
1

Свобода воли

Свобода воли



Давайте пробежимся по основным факторам, влияющим на наши возможности свободного выбора.

Итак, на свободу воли мыслящего существа, обладающего потенциальной возможностью выбора, влияют следующие факторы:

  1. Воспитание (всё то, что было вложено в голову книгами, фильмами, родителями, школой, улицей, социальными сетями...)

  2. Физические возможности (сила, тренированность, навык, ловкость, умение...)

  3. Умственные возможности (способность предложить варианты действий, определить цель,  составить алгоритм, просчитать последствия...)

  4. Эмоциональное состояние (страх, ярость, ненависть, удовольствие, вдохновение, эйфория, тревога...)

  5. Ресурсные возможности (время, силы, деньги...)

  6. Жизненный опыт (примеры из своей, чужой и литературно-киношной жизни)

  7. Инстинкты, импринты, рефлексы, стремления (стремление к выживанию, выгода, голод, похоть...)

  8. Сила воли (намерение, сомнения, решимость...)

  9. Текущее энергетическое состояние (усталость, здоровье, истощение, бодрость...)

  10. Автоматизмы (программы поведения привычные в данной ситуации, запомненные ответные реакции на внешние и внутренние раздражители)

  11. Обстоятельства (ситуация, роль, правила, свита...)

  12. Нормы общественной морали и личной нравственности, существующие в отношении задуманного действа

  13. Осознание своих целей и желаний

  14. Картина мира (образ реальности...) принятая в качестве окружающей действительности

  15. Нервные импульсы приходящие от рецепторов органов чувств (слуховые и зрительные иллюзии, миражи, галлюцинации, недостаточная чувствительность рецепторов, дефекты органов чувств...)

  16. Убеждения (принципы, долг, идеи, желание выглядеть, прочие тараканы...)

  17. Лень (интерес, скука, отсутствие мотивации, депрессия...)

  18. Карма

Перечислено, конечно, не всё, что стоило бы рассмотреть, но достаточно и этого. Можете ужать или расширить этот список, но, уверяю вас, мало что изменится.

Теперь нам необходимо внимательно рассмотреть и осознать влияние каждого фактора на свободу выбора Человека с большой буквы. Проверьте это на досуге. Прорезонируйте не спеша с каждым пунктом.

Можно ли пренебречь любым из перечисленных выше соображений?

Очевидно, нет.

Остаются ли какие-то возможности Человеку с большой буквы, для свободного выбора наперекор давлению обстоятельств?

Очевидно никаких.

Резюме

Человек не свободен в своем выборе, даже в решении почесать свой собственный... кхм... нос. Для этого действия, ему необходимо:

  • подумать об этом (зависимость от ума)

  • почувствовать необходимость (зависимость от рецепторов органов чувств)

  • благоприятные обстоятельства (зависимость от физического состояния, от ситуации, норм морали, воспитания...)

  • и т.д. по пунктам...

Может быть наш свободный выбор сумеют отстоять осознанность и сила воли с которыми мы и пойдем наперекор судьбе? Увы, не получается.

Осознанность может оградить нас только от автоматизмов (п.10). Она способна разбудить нас, но и только. Все остальные факторы по прежнему будут влиять на наше решение.

Остается Сила воли. Ну что ж. Давайте посмотрим, когда мы можем применить нашу силу воли и несгибаемое намерение. В основном против текущего настроения, энергетического состояния и лени (п. 9 и 17). Даже обычные наши убеждения (п. 16), выше рангом чем сила воли. То есть силой воли командуют они, - наши убеждения.

На мой взгляд надёжно блокировать Силу воли, либо управлять ею, могут факторы из пунктов  2, 3, 5, 9, 11, 14, 15, 16 и даже 18.

Ваша карта бита, Человек с большой буквы

Если вы не Бэтмен, и не Емеля, с волшебным Щучьим словом, то любой пункт из представленных вначале, это веская причина по которой свободный выбор Человека практически невозможен. А если вы всё-таки Бэтмен или Емеля, то и в этом случае мало что меняется. Вы можете попробовать разобрать любую ситуацию и, если будете достаточно честны сами с собой, то легко поймёте, - свобода, это фикция.

Собственно, это приговор человеку, как свободно-мыслящему существу, обладающему потенциальной возможностью выбора.

Свободы воли нет, даже в осознанном состоянии. Все наши действия всегда чем-то обусловлены. Аминь.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!