У учителей, кроме репетиторства, есть возможность уйти на офисные должности, особенно учителей иностранного касается. Врачи уходят в частные клиники, в фармкомпании, уезжают за границу.
И дело не только в зарплате. В Москве у врачей зарплата вполне достойная, а их все равно не хватает. Дело в отношении. Как пациентов, так и начальства. Началось с того, что образование и здравоохранение приписали к сфере услуг. И сознание людей постепенно повернулось к "я плачу за услугу -- мне должны". И вся система заточена на доступность сего права потребителя.
Проблема в том, что в обеих этих сферах сам факт оказания "услуги" мало значит. Гораздо важней -- её качество. Т.е.мало попасть на приём к врачу или в класс к учителю. Нужно ещё, чтобы врач и учитель были профессионалами в своём деле. И здесь кроется основная сложность. Пусть поправят меня уважаемые учителя, если у них не так, но оценить профессионализм врача со стороны пациента -- невозможно.
Вы можете судить о вежливости, внимательности и предупредительности доктора. Или наоборот -- о хамстве и полном отсутствии эмпатии . Получить информацию о его образовании, дополнительной подготовке и стаже. Ознакомиться с отзывами пациентов. И все же составить мнение о нем, как о профессионале смогут только его коллеги, причём той же самой или близкой специальности. Лучше при непосредственном общении.
Можно ли решить проблему профессионализма врачей? Полностью -- нет, такого решения не нашли нигде в мире. Приблизиться к решению хотя бы наполовину вполне реально, но это тема для отдельного поста.
Вернёмся к нашим "баранам", т.е. услугам. Когда твои профессиональные навыки, полученные в ходе долгого и недешевого ( во всех смыслах) образования низводят до уровня "подай-принеси", это вызывает отторжение. Причем низводят не только пациенты, но и администрация больницы/поликлиники. Ну и тонну бумажно/компьютерной работы никто не отменял. В том числе ответы на идиотские жалобы "потребителей ". Поверьте, я знаю, о чем пишу, доводилось отвечать в бытность завотделением.
Все это приводит к потокам негатива от пациентов к врачам и обратно (врачи тоже люди!). Работать в атмосфере постоянного негатива очень тяжело. Даже приличная зарплата не спасает. Особенно касается первичного звена -- поликлиник, приёмных отделений больниц, бригад Скорой.
Если человек хороший специалист, он будет искать выход из сложившейся системы. И найдёт. См. выше. А его место займут "оказатели услуг", чей профессионализм в существующих реалиях, повторяю, невозможно проверить. Негатив усилится. Круг замкнется.
Что же делать? Поднятие престижа профессии и повышение квалификации врачей -- задача трудная и небыстрая. А вот организовать работу "первички" так, чтоб врачи не бежали оттуда, вполне можно.
Во-первых, вполне реально разгрузить врача на приёме, приставив к нему секретаря ( ассистента, делопроизводителя -- как угодно). Запись паспортных данных пациента, сведения о предыдущих назначениях, результаты анализов, выписка рецептов -- со всем этим справится человек даже без среднего медобразования. А у доктора освободится время непосредственно на пациента.
Во-вторых, измерение давления, пульса и сатурации, ЭКГ при необходимости, занесение результатов в бланк осмотра, сведения об аллергиях, первичный анамнез -- все это может и должна делать медсестра/фельдшер до того, как пациент попадает к врачу. Это сильно экономит время, которое опять-таки можно посвятить пациенту.
В-третьих, вызовы на дом не должны осуществляться врачом. Фельдшера более чем достаточно для первичного осмотра на дому. И вызова скорой, если необходимо.
Да, при такой системе медсестрам и фельдшерам нужно платить достойную зарплату. Иначе никак. А то скоро и они побегут.
В общем и целом, система общественного здравоохранения приходит в упадок. В первичном звене это уже сильно заметно, в стационарах меньше, но процесс идёт.
К чему это приведёт -- я наблюдаю в стране, где сейчас живу. Наблюдаю изнутри, и увиденное мне совсем не нравится.
Школьное образование -- отдельная проблема и боль. Но о ней пусть выскажутся профессионалы.