rusmemes

Пикабушник
Дата рождения: 12 декабря 1988
поставил 0 плюсов и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
2376 рейтинг 2 подписчика 0 подписок 10 постов 1 в горячем

Проспиртованный Довлатов

Самиздатовцы застойных времён квасили по-чёрному, чуть ли не каждый день. Больше всех старался Сергей Довлатов. Ну а что вы хотели: такого двухметрового медведя попробуй напои. Собратья писателя по диссидентству регулярно помирали от синьки или калечились. Вот поэт Михаил Ерёмин вечером бежал за водкой, торопился, упал, ногу ампутировали. А Довлатову всё было нипочём.

Пил он как-то у себя дома с Евгением Рейном (это тоже советский писатель самиздата). На улице холодрыга, ноябрь, дождь идёт. Довлатов вышел на улицу, сверзился в лужу, да и уснул там. И проспал всю ночь. Рейн поутру вышел на крыльцо, а там ужас. Крепко проспиртованная легенда литературы накрепко примёрзла к земле. С помощью лопаты Евгений кое-как выкорчевал Довлатова из ледяного плена. А тому хоть бы хны, даже не простыл.

Довлатов потом всё же допился до ручки. Но уже за границей.

Бунин и ветчина

Любим съесть что-нибудь вкусненькое среди ночи? Иван Бунин тоже любил. А ещё первый русский лауреат Нобелевки по литературе был закоренелым мясоедом. А вегетарианство презирал. Писатель был до того убежден в том, что мясо — это единственный в мире продукт с достаточным количеством всех витаминов и микроэлементов, что даже заставил своего лечащего врача прописать себе есть ветчину по утрам. Вот как ситуацию в доме описывает Ирина Одоевская, писательница и подруга Ивана Бунина:

“Ещё до войны доктор предписал ему есть ветчину за утренним завтраком. Прислугу Бунины никогда не держали, и Вера Николаевна (жена писателя), чтобы не ходить с раннего утра за ветчиной, решила покупать её с вечера. Но Бунин просыпался ночью, шёл на кухню и съедал ветчину.

Так продолжалось с неделю, Вера Николаевна стала прятать ветчину в самые неожиданные места — то в кастрюле, то в книжном шкафу. Но Бунин постоянно находил её и съедал. Как-то ей всё же удалось спрятать её так, что он не мог её найти. Но толку из этого не получилось. Бунин разбудил Веру Николаевну среди ночи: “Вера, где ветчина? Чёрт знает, что такое! Полтора часа ищу”, — и Вера Николаевна, вскочив с постели, достала ветчину из укромного места за рамой картины и безропотно отдала её Бунину”.

А вы по ночам устраиваете “ночной дожор” из холодильника? И, кстати, как относитесь к мясу? Едите с удовольствием или, наоборот, практикуете вегетарианство?

Представьте: вы обычный русский крестьянин начала XVII века


Весной вы засеяли поля зерном, а летом внезапно ударили заморозки и весь урожай погиб на корню. Ладно, год без хлеба вытерпеть можно. Затянув ремни, как-то переживаете зиму, засеваете поле заново… в июле выпадает снег, и всё зерно остаётся гнить. И на третий год так же.

Весной четвёртого года вся домашняя живность вплоть до мышей съедена, хлеб до зёрнышка выметен из всех возможных щелей, а половина семьи не вытерпела последнюю зиму. Горстка зерна на посев ещё осталась, только пахать не на чем (лошадь пошла под нож ещё во вторую зиму), да и сил едва остаётся на ходьбу. Через триста лет историки назовут ваше незавидное положение "Великим голодом", а вы это зовёте по-простому "конец света".

Половина деревни ушла в Москву. По слухам, царь Борис раздаёт всем нищим деньги на хлеб. Вы отказались, и правильно сделали — поток крестьян множится, и выданных денег скоро перестаёт хватать даже на корку хлеба. Вскоре Борис Годунов и вовсе прекратит раздачи денег, чтобы не множить нищих на улицах. Все они умрут от голода.

А у вас выход один: любой ценой засеять поле и продержаться до осени. Семья тащит лошадиный хомут, вы поддерживаете на весу 16-килограммовую соху. Обедаете "хлебом" из лебеды и липовой коры. Ужинаете, жуя сено. Дети ищут по полям крапиву, клевер и кости животных — в еду всё сгодится. Каким-то чудом удаётся дотерпеть до жатвы, можно жить дальше. Спустя год в стране разгорится Смута, но вам-то что, вы и не такое переживали.

Спустя 400 лет ваши потомки устроят скандал в ресторане, что стейк пережарен. И пожалуются, что курьер вёз еду целых 23 минуты вместо 15, как в рекламе.

Показать полностью

Жители Башкирии при Петре Первом платили налог на цвет глаз!

За чёрные и карие — 6 копеек в год, за серые — 21 копейку, за зелёные — 30, а за голубые аж 39.

Но не потому, что Пётр Первый сумасбродничал или жадничал. За экстравагантным налогом скрывалась очень практичная цель. Башкирия при Петре — фронтир, дикое поле без помещиков и податей. Вот русские крестьяне и бежали туда со всех концов Империи, чтобы жить себе припеваючи.

Помещикам такой порядок не нравился, и они попросили Петра как-то этот беспорядок прекратить. Возвращались ли голубоглазые «башкиры» из-за налога обратно, непонятно. Но бежали с родных мест наверняка меньше.

Могла ли Россия отказаться от православия?

Пётр Чаадаев в 1836 году напечатал статью в журнале "Телескоп". Журнал тут же закрыли, Чаадаева объявили чокнутым, а русские мыслители начали жарко спорить как минимум на полвека. Что же такое невероятное было в статье?

Чаадаев задвинул тему, что принятие христианства от Византии было великой исторической ошибкой. А вот если бы мы вовремя позаимствовали веру прямиком от Папы Римского, то русские стали бы гораздо лучше. Свободнее, культурнее, шли бы со всеми европейскими народами рука об руку. Там-то, за бугром, даже лица живее, не то что наши рожи.

Опустим факт, что, когда Русь принимала христианство, разделения христианской Церкви на западную и восточную ещё не случилось. Опустим, что западная Европа X века слабо напоминала центр образованности и просвещения — особенно в сравнении с Византией и Аббасидским халифатом.

Какие плюшки Россия могла бы получить, прими она
католичество?

Принятие западной веры никак не гарантировало тесной дружбы с Западом. Крестоносцы в своё время объявляли крестовые походы против вполне себе братьев по вере. Одних записывали в еретики, а кого-то вообще били просто так, без юридических обоснований. Король Арагона Педро Второй, по прозвищу Католик, погиб, как раз отбиваясь от крестового похода. Да и устроить между собой столетнюю войну без религиозного контекста, а потом веками друг друга недолюбливать… Для стран Западной Европы подобное было в порядке вещей.

А что же с экономикой и культурой?

Интеграция с Западом вовсе не означала гарантию экономического успеха. Франция, Голландия, Англия — да, во времена Чаадаева сверхбогатые и невероятно развитые местечки. А вот если к сравнению добавить Испанию с Португалией, Ирландию или Австро-Венгрию… да очень даже неплохо в России жили!

Коллективный Запад кажется цельным со стороны, а стоит туда попасть — там сразу станет видно лоскутное одеяло очень разного качества.

Что же до культурного превосходства Запада, ну тут Чаадаев просто немного поторопился. И полвека не прошло с его скандальной публикации, как русская культура резко шагнула вперёд. Из "молодой, динамично развивающейся" с Пушкиным, Лермонтовым и Грибоедовым она стала культурой мировой величины. А как ещё-то, когда у тебя одновременно Толстой, Достоевский и Чеховым бестселлеры пишут.

Россия могла отказаться от православия и окатоличиться. Никаких существенных плюсов ей бы это не принесло.

Показать полностью

Скупердяй Репин

Илья Репин был редкостным скупердяем. Он старался покупать как можно меньше вещей и, соответственно, тратить как можно меньше денег. Его поразительная бережливость в отношении самого себя порой доходила до абсурда.

Репин никогда не выбрасывал упаковку и пакеты (вероятно у него, как и у нас, был пакет с пакетами). Будучи большим поклонником элитного китайского чая, он всегда заваривал себе только самый дешёвый, в надежде, что кто-нибудь угостит дорогим. А когда Илья Ефимович узнал, что билеты в петербургских трамваях днём стоят гривенник, а с утра — пятак, то стал пользоваться ими только ранним утром.

Но вот грех ли это? Ведь скупость художника распространялась исключительно на самого себя. К окружающим Илья Репин был весьма и весьма щедрым: жертвовал картины в пользу голодающих, помогал нуждающимся. А как-то раз подарил круглую сумму денег бедному литератору, соврав, что это аванс из издательства.

Вот так в одном человеке рука об руку сочетались скупость и щедрость. А вы сами скорее потратитесь на себя или на близких?

ГУЛАГ спас советский театр?

В 1930-х годах СССР что есть сил строил "оборонку" на Дальнем Востоке. Вдруг японцы нападут, а отбиваться нечем. На Амуре заложили огромный судостроительный завод, привезли туда тысячи рабочих. Чтобы всех разместить, возвели целый город — Комсомольск-на-Амуре.

Городу не стукнуло и двух лет, как городские власти забили тревогу. Люди жили тесновато (иногда по 10 семей в одной комнате), бедновато (даже полок не было), но главное — скучно. Из развлечений посреди тайги — охота, рыбалка и самогон из папоротника. Люди со скуки спивались и били друг другу морду. Что делать?

Решили построить библиотеку и театр. С первой управились быстро, а вот театр задал проблему. Играть некому, группы самодеятельности не вывозят. Нужны настоящие актёры, но из-за Урала ехать на край Союза никто не хочет. Помог… ГУЛАГ.

Из лагерей быстро надёргали разных артистов, даже больших звёзд. Например, Михаила Карликовского из театра Мейерхольда. Наскоро собрали труппу и отправили в Комсомольск. До конца срока они так и числились формально заключёнными, но на деле просто в театре играли. Куда лучше, чем лес на зоне рубить. Да и рабочие радовались, на каждой постановке аншлаг устраивали.

После "отсидки" Карликовский вернулся в Москву. А кто-то так в Комсомольске и остался.

Пушкин учился в... тюрьме?

Короче, ситуация: вы юный дворянин начала XIX века. Родители договорились с кем надо и устроили вас в четкий, престижный Царскосельский лицей. Казалось бы, жизнь удалась: рядом молодой Пушкин проказничает, уроки ведут лучшие учителя страны, за все расходы платит государство.

Но смогли бы вы выдержать весь срок обучения?

Просто так выйти из Лицея погулять вы не можете. Все 6 лет лицеисты безвылазно проводили на территории школы. Родственники, конечно, приезжают повидаться. Но с собой не забирают, даже на каникулы. Можно попробовать сбежать на полдня в самоволку, но попадёшься — пеняй на себя.

За мелкий проступок изволь садиться за "позорную парту" или день ходить без лицейского мундира. А серьёзно напакостишь — будешь три дня сидеть в настоящем карцере на хлебе и воде.

Свободного времени у лицеиста не было. Каждый день расписан поминутно: в 6 утра подъём, потом молитва, уроки, три прогулки на свежем воздухе, домашка, вечерняя молитва и отбой. Гуляли, кстати, в любую погоду: дождь, снег, град — всё равно.

Комната твоя тесная и обустроена по-спартански: узкая кровать, стол, стул, комод, умывальник. Всё. Ночью зубы сводит от холода: температура, дай бог, 15 градусов. И никого не переубедишь, что тебе спать невозможно: это закаливание такое.

Пушкину такой полутюремный быт не очень нравился. С другой стороны, почти про каждого из его одноклассников в Википедии статья написана. Может, в нынешних школах так же делать?

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!