ГУЛАГ спас советский театр?
В 1930-х годах СССР что есть сил строил "оборонку" на Дальнем Востоке. Вдруг японцы нападут, а отбиваться нечем. На Амуре заложили огромный судостроительный завод, привезли туда тысячи рабочих. Чтобы всех разместить, возвели целый город — Комсомольск-на-Амуре.
Городу не стукнуло и двух лет, как городские власти забили тревогу. Люди жили тесновато (иногда по 10 семей в одной комнате), бедновато (даже полок не было), но главное — скучно. Из развлечений посреди тайги — охота, рыбалка и самогон из папоротника. Люди со скуки спивались и били друг другу морду. Что делать?
Решили построить библиотеку и театр. С первой управились быстро, а вот театр задал проблему. Играть некому, группы самодеятельности не вывозят. Нужны настоящие актёры, но из-за Урала ехать на край Союза никто не хочет. Помог… ГУЛАГ.
Из лагерей быстро надёргали разных артистов, даже больших звёзд. Например, Михаила Карликовского из театра Мейерхольда. Наскоро собрали труппу и отправили в Комсомольск. До конца срока они так и числились формально заключёнными, но на деле просто в театре играли. Куда лучше, чем лес на зоне рубить. Да и рабочие радовались, на каждой постановке аншлаг устраивали.
После "отсидки" Карликовский вернулся в Москву. А кто-то так в Комсомольске и остался.