Серия «прохладные русские истории»

ГУЛАГ спас советский театр?

В 1930-х годах СССР что есть сил строил "оборонку" на Дальнем Востоке. Вдруг японцы нападут, а отбиваться нечем. На Амуре заложили огромный судостроительный завод, привезли туда тысячи рабочих. Чтобы всех разместить, возвели целый город — Комсомольск-на-Амуре.

Городу не стукнуло и двух лет, как городские власти забили тревогу. Люди жили тесновато (иногда по 10 семей в одной комнате), бедновато (даже полок не было), но главное — скучно. Из развлечений посреди тайги — охота, рыбалка и самогон из папоротника. Люди со скуки спивались и били друг другу морду. Что делать?

Решили построить библиотеку и театр. С первой управились быстро, а вот театр задал проблему. Играть некому, группы самодеятельности не вывозят. Нужны настоящие актёры, но из-за Урала ехать на край Союза никто не хочет. Помог… ГУЛАГ.

Из лагерей быстро надёргали разных артистов, даже больших звёзд. Например, Михаила Карликовского из театра Мейерхольда. Наскоро собрали труппу и отправили в Комсомольск. До конца срока они так и числились формально заключёнными, но на деле просто в театре играли. Куда лучше, чем лес на зоне рубить. Да и рабочие радовались, на каждой постановке аншлаг устраивали.

После "отсидки" Карликовский вернулся в Москву. А кто-то так в Комсомольске и остался.

Русские против чая!

Первую чашку чая в России выпил царь Михаил Фёдорович в 1638 году. Через сто лет русско-китайскую границу наводнили чайные караваны, а в XIX веке самовар стоял на столе даже у самых бедных крестьян. Но не все были этим довольны.

Русские консерваторы видели в чае экономическую зависимость от Востока. Заварка стоила дорого, а заваривали каждый год всё больше и больше. Приведём статистику: в 1802 году Россия ввезла чая на 2 миллиона рублей, а в 1899 — уже на 44 миллиона.

Многие страшно бесились, когда видели, сколько денег страна отдаёт китайцам за простой напиток. Александр Бакунин, отец того самого революционера и видный консервативный публицист, даже стих написал, вот строчки:

"А тёплую водицу чай
Назло нам выдумал Китай".

Часть православных монахов считала чаепития грехом. Некоторые старцы в пустынях сами чай не пили и другим не позволяли. Потому что чревоугодие. Сохранилась цитата (правда, в пересказе), что даже сам Серафим Саровский завещал монахам не пить чай. А ещё табак не курить и вино не пить. Но не все монахи разделяли эту точку зрения и чаёвничали в своё удовольствие.

Но сильнее всех боролись с чаем староверы. Они напрямую связали слово "чай" с "отчаянием" (страшный грех в христианстве), и придумали специальные поговорки. Кто пьёт чай — тот отчаянный, кто пьёт чай – тот спасения не чай. А ещё рассказывали страшные истории.

Китайцы перед тем, как отправить очередную партию в Россию, вымазывают каждый листик змеиным салом, потому что вместо бога поклоняются змею. А если вы в чай ещё и сахар кладёте, то горе вам! Ведь в сахар добавляют и кровь, и кошачьи кости, и всякий мусор, который по дороге подберут. За распитие настолько бесовского напитка старообрядцы могли трижды предать анафеме. Правда, в начале XX века нравы смягчились и отлучать от церкви за такой проступок перестали.

Времена борьбы русских людей с чаем давно прошли. Оно и к лучшему. Я, пока этот пост писал, три кружки выпил.

Русские против чая! Чай, Россия, Староверы, Китайцы, Напитки
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!