maed.ru

maed.ru

Маркетинг как философия - учим этичному маркетингу. https://maed.ru/
На Пикабу
поставил 27 плюсов и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 2 редактирования
Награды:
С Днем рождения, Пикабу!
69К рейтинг 16 подписчиков 4 подписки 38 постов 20 в горячем

«ПОТРАЧЕНО»… GTA 6 — самая ожидаемая игра в истории? Да или нет? И как геймдев меняет мир, маркетинг, медиа и соцсети?

Популяризация лудомании, романтизация преступности, зависимостей и насилия, черный-черный юмор и разрушительный сарказм, нетерпимость и слепая «осознанность», digital-гротеск, аморальные перегибы и многомиллионные продажи...а чем еще может похвастаться GTA и как компьютерные игры меняют реальность?

«ПОТРАЧЕНО»… GTA 6 — самая ожидаемая игра в истории? Да или нет? И как геймдев меняет мир, маркетинг, медиа и соцсети? GTA 6, GTA 5, Gamedev, Маркетинг, Мемы, Counter-strike, Бизнес, Русская озвучка, Лудомания, Насилие, Сарказм, Реклама, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Как GTA V стала самой кассовой AAA игрой в за всю историю, какое приложение-таймкиллер обошел «Великого автоугонщика» на низком старте, и чего ждать от следующей части Grand Theft Auto и игр будущего? Разбираемся вместе с экспертами — геймжурналистами, маркетологами, психологом и директором межконтинентальной и киберспортивной лиги и экс-президентом федерации компьютерного спорта России.

⭐Трейлер GTA VI побил рекорд по просмотрам в YouTube за 24 часа с момента публикации среди немузыкальных видео — >93 млн просмотров (второе место среди всех видео после клипа BTS — «Butter»). Всего за сутки ролик стал самым популярным игровым видео в истории, а спустя три месяца после публикации трейлер новой части GTA собрал немыслимые — 180 млн просмотров. Релиз игры состоится в 2025 году, а сейчас мы наблюдаем одну из самых масштабных промо-кампаний в истории

Анонс шестой части «Великого автоугонщика» разорвал соцсети и медиа во всех уголках мира — миллионы комментариев и реакций, десятки тысяч упоминаний и мемов — накрыло даже тех, кто не играет в AAA игры и в целом с геймдевом знаком максимум по заголовкам в СМИ…

«ПОТРАЧЕНО»… GTA 6 — самая ожидаемая игра в истории? Да или нет? И как геймдев меняет мир, маркетинг, медиа и соцсети? GTA 6, GTA 5, Gamedev, Маркетинг, Мемы, Counter-strike, Бизнес, Русская озвучка, Лудомания, Насилие, Сарказм, Реклама, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Почему GTA так популярна и в чем ее «наследие»?

GTA — не просто игра…это культовая игра, так было с каждой частью, начиная с самой первой, и в определенный момент, когда интернет фактически стал доступен всем, GTA превратилась в культурное явление и запустила невиданный прежде поток самопроизводящегося вирусного контента…

«ПОТРАЧЕНО»… GTA 6 — самая ожидаемая игра в истории? Да или нет? И как геймдев меняет мир, маркетинг, медиа и соцсети? GTA 6, GTA 5, Gamedev, Маркетинг, Мемы, Counter-strike, Бизнес, Русская озвучка, Лудомания, Насилие, Сарказм, Реклама, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Разработчики из Rockstar быстро сориентировались в ситуации и на всех парах принялись монетизировать и масштабировать собственное детище…так третья часть GTA породила целых два самостоятельных продолжения, каждая из которых собрала внушительную кассу, а на движке пятой части в 2013 году была запущена официальная онлайн-версия с платным контентом.

Новая часть GTA фактически обречена на успех...ожидание игрового сообщества более 10 лет, опыт и репутация (пусть и небезупречная) производителя, четкая и актуальная бизнес-модель, грамотный маркетинг и топовый геймдизайн — все это Rockstar имеет и умеет…

Трейлер GTA VI обнажил самые триггерные и хайповые явления настоящего времени — отработал повестку и стериотипы/традиции, при этом остался верен себе. Преступность, крутые тачки, оружие, отношения людей (любовь?), культурные отсылки, динамика, противопоставления и контрасты красивой жизни и социальных крайностей, голые тела, дикая природа, клубные тусовки, тюрьма, и неожиданные повороты сюжета с крокодилом в бассейне…а еще впервые в серии: главный герой — женщина…

Мы, академия маркетинга MAED, учим продвигать бизнес и проекты в интернете по-серьезному и зарабатывать на этом серьезные деньги. Хотите рвать Яндекс и Google, соцсети, мессенджеры и другие каналы и площадки своими креативами и рекламными кампаниями?

✅ Читайте подробнее о нашем флагманском курсе «Интернет-маркетолог» и о том, как мы помогаем нашим студентам и выпускникам освоить одну из самых востребованных профессий сегодня.

Сила геймдева: «ультранасилие» и созидание

Всю историю игры старались удивлять, ломать логику, пугать, будоражить — давать пользователям реальные эмоции и увлекать в виртуальный мир.

Существуют два противоположных мнения о влиянии игр на общество: с одной стороны те, кто считает, что игры пропагандируют насилие и из-за них происходят реальные трагедии. С другой стороны те, кто уверен, что виртуальный мир — это всего лишь «воображаемая вселенная» и происходящее там и в интернете не влияет на реальность. Правда же, как всегда, где-то посередине или даже за рамками принятой системы…

«ПОТРАЧЕНО»… GTA 6 — самая ожидаемая игра в истории? Да или нет? И как геймдев меняет мир, маркетинг, медиа и соцсети? GTA 6, GTA 5, Gamedev, Маркетинг, Мемы, Counter-strike, Бизнес, Русская озвучка, Лудомания, Насилие, Сарказм, Реклама, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка)
«ПОТРАЧЕНО»… GTA 6 — самая ожидаемая игра в истории? Да или нет? И как геймдев меняет мир, маркетинг, медиа и соцсети? GTA 6, GTA 5, Gamedev, Маркетинг, Мемы, Counter-strike, Бизнес, Русская озвучка, Лудомания, Насилие, Сарказм, Реклама, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка)
«ПОТРАЧЕНО»… GTA 6 — самая ожидаемая игра в истории? Да или нет? И как геймдев меняет мир, маркетинг, медиа и соцсети? GTA 6, GTA 5, Gamedev, Маркетинг, Мемы, Counter-strike, Бизнес, Русская озвучка, Лудомания, Насилие, Сарказм, Реклама, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Русский след, российский игромир

У России, как водится, особые отношения с игромиром…

Во-первых, Россия одна из самых играющих стран, а российские киберспортсмены получают награды во всех геймерских дисциплинах на всех киберспортивных мероприятиях.

Теперь у нас есть собственное международное мультиспортивное фиджитал мероприятие — Игры Будущего с призовым фондом в 10 млн долларов. Будем следить за развитием событий. Пишите в комментариях свое мнение об этом движении.

Во-вторых, российские игры — имеют статус культовых (пусть их и не так много, как хотелось бы, и пусть многие из них имеют локальную популярность). Тетрис, Аллоды, Демиурги, Alien Shooter, Ядерный титбит, Дальнобойщики, Корсары, Black Book, Crossout, «Петька и Василий Иванович спасают галактику», (вновь внезапно) Heroes of Might and Magic V, и один из последних бриллиантов отечественного геймдева — Atomic Heart.

А сколько мемов и фольклора родила русскоязычная игровая движуха…о легендарных переводах даже и говорить не будем, а просто предлагаем насладиться парой золотых баянов…

Как GTA изменила мир, маркетинг и общество

🙌 GTA — самая влиятельная компьютерная франшиза в истории человечества.

Почему мы так считаем? Хотя бы потому что GTA 5 целых 10 лет находилась в топ-5 продаж PlayStation Store (и других сервисах дистрибуции игр). Ни одна игра не может похвастаться подобным…

Пятая часть «Великого автоугонщика» заработала с момента своего релиза в 2013 году — 6,4 млрд долларов — это абсолютный рекорд среди AAA игр. Но среди вообще всех игр другой чемпион, и частично GTA сама виновата в его успехе…слышите хруст леденцов?

🏆 Самая популярная игра в истории человечества —  Candy Crush.

«ПОТРАЧЕНО»… GTA 6 — самая ожидаемая игра в истории? Да или нет? И как геймдев меняет мир, маркетинг, медиа и соцсети? GTA 6, GTA 5, Gamedev, Маркетинг, Мемы, Counter-strike, Бизнес, Русская озвучка, Лудомания, Насилие, Сарказм, Реклама, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Идеальный таймкиллер, главная мобильная головоломка в формате «разбей три в ряд» заработала более 20 млрд долларов к 2023 году. Разгон случился в пандемию — за три года (с 2020) Candy Crush подняла больше, чем самая продаваемая AAA игра в истории за все время…

«ПОТРАЧЕНО»… GTA 6 — самая ожидаемая игра в истории? Да или нет? И как геймдев меняет мир, маркетинг, медиа и соцсети? GTA 6, GTA 5, Gamedev, Маркетинг, Мемы, Counter-strike, Бизнес, Русская озвучка, Лудомания, Насилие, Сарказм, Реклама, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка)

🤔 Настало время GTA 6. Сколько она соберет? Получится превзойти собственный же рекорд? Пробьет ли релиз 10 млрд? А может 20? Пишите свои прогнозы в комментариях.

Кажется, Rockstar настроены решительно…маркетинг заряжен, аудитория в нетерпении…Rockstar умеют удивлять…

Но что, если разработчики переиграли сами себя еще до выхода своей игры? Что если геймдев, digital-индустрия, общество претерпевают фундаментальные изменения, и как это скажется на популярности и на кассе нам лишь предстоит узнать…

А вот «жирная» палка в огород гейминдустрии и в частности GTA: всеобщая лудомания, безумие с онлайн-казино, дикие продажи мобильных «безделушек», перегибы с повесткой, деградация сюжетных механик в AAA играх и в целом кризис идей и форматов — начались именно с GTA.

Именно «Великий автоугонщик» открыл ящик пандоры (массово), свел людей с ума и приучил потребителей к лудомании…оказалось, что основная масса геймеров не хочет сложных сценариев и драматургии, а хочет клацать и получать быстрый профит, бегать вперед на скорости, выбирать машинки, переодеваться, ну и еще то о чем мы и так знали — грабить, резать, убивать, крутить рулетку…и нужно дать и тем и тем и тем…и GTA дала…

Пятая часть соединила в себе ключевые триггеры своего времени — криминальная и военная драма, триггерные мультикультурные отсылки, мелодрамы, социальную повестку (черные, лгбт, феминизм и т.д.) и предложила яркие и бессмысленные доп. задания в формате идеальных таймкиллеров…

«ПОТРАЧЕНО»… GTA 6 — самая ожидаемая игра в истории? Да или нет? И как геймдев меняет мир, маркетинг, медиа и соцсети? GTA 6, GTA 5, Gamedev, Маркетинг, Мемы, Counter-strike, Бизнес, Русская озвучка, Лудомания, Насилие, Сарказм, Реклама, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Говорить о лудомании начали, разумеется, задолго до GTA и современной гейминдустрии. Широкие исследования «игровой зависимости» были в 80-ые годы прошлого века. Но индустрией игр все не ограничилось, исследователи говорили о разных видах лудомании, куда косвенно отнесли и зависимость от порно и других видов контента (думскорллинг), цифровой шопоголизм и т.д.

С развитием технологий «порок азарта» масштабировали, пытались регулировать, «гуманизировать» и неизменно заработать на нем. Появились онлнайн-казино, сервисы азартных игр (покер, ставки), сервисы коротких видео, маркетплейсы и так далее…

Геймдев — это в-первую очередь бизнес, поэтому геймеры были обречены попасть в капкан «лудомании»…GTA не первая игра, которая использовала эту механику, но первая массовая игра, масштабировавшая «лудоманию» и фактически популяризировавшая ее во всем мире (впрочем, олдовые геймеры наверняка найдут и более ранние «подобные» примеры, пусть и менее яркие).

«ПОТРАЧЕНО»… GTA 6 — самая ожидаемая игра в истории? Да или нет? И как геймдев меняет мир, маркетинг, медиа и соцсети? GTA 6, GTA 5, Gamedev, Маркетинг, Мемы, Counter-strike, Бизнес, Русская озвучка, Лудомания, Насилие, Сарказм, Реклама, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Что ждет геймдев в будущем и как это повлияет на маркетинг?

Молодежь — зуммеры и альфа-поколение с пеленок играют в цифровые игры, т.е. буквально с самых ранних этапов формирования личности. И игровая индустрия, фактически, становится ключевым инструментом маркетингового воздействия и «воспитания»…

Возьмем одну из самых популярных компьютерных игр в истории — Counter Strike. Своим создателям франшиза за все время принесла десятки млрд долларов и сгенерировала огромную пользовательскую кассу с безумными призовыми (миллионы долларов) на турнирах и внутриигровым контентом (например, 30 тыс. долларов за скин автомата).

Например в серии Global Offensive (самая прибыльная игра в Steam) — основной заработок разработчиков в 2023 году составила продажа кейсов-лутбоксов (около 1 млрд долларов). Механика очень похожа на онлайн-казино: крутишь-рулетку — предвкушаешь «крутой профит» — получаешь оружие или скин. Потом «выигрыш» можно продать через специальный сервис, там же можно купить то же самое…

«ПОТРАЧЕНО»… GTA 6 — самая ожидаемая игра в истории? Да или нет? И как геймдев меняет мир, маркетинг, медиа и соцсети? GTA 6, GTA 5, Gamedev, Маркетинг, Мемы, Counter-strike, Бизнес, Русская озвучка, Лудомания, Насилие, Сарказм, Реклама, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка)

В 2023 году скин на АК-47 был продан за 33 млн рублей

В некоторых странах мира рандом-боксы уже признали «гемблингом» и запретили…но разве запреты могут остановить настоящих лудоманов? Вряд ли…

Индустрия мобильных игр фактически держится на продаже внутриигрового контента. Лудомания? Возможно. Бизнес? Однозначно!

По разным подсчетам в 2023 году разработчики мобильных игр заработали около 140-160 млрд долларов (это сильно больше половины бюджета всего геймдева). Примерно 80% доходов в индустрии мобильных тратятся на маркетинг — таковы условия… Реклама мобильных игр — отдельный вид искусства и все более и более «краснеющий океан». Продвижение принимает здесь уже совсем сюрреалистические формы и куда все движется — страшно представить.

Геймэксперты предрекают скорый закат «мобильного безумия». Одни верят, что грядет ренессанс и расцвет настоящего геймискусства. Другие считают, что мир неминуемо летит в черную дыру и скоро игры просто превратят людей в зомби. Третьи говорят, что лудомания будет развиваться и дальше до бесконечности, принимая гротескные формы и меняя маркетинг, медиа, соцсети и общество, но рано или поздно должен произойти коллапс, а за ним полный отказ от прежних форматов.

Правда, конечно же, как всегда, где-то посередине. Люди массово говорят о том, что устали от «залипания в экранах мобильных, пк и телевизоров». Эффект «бесконечной ленты и бесконечного удовольствия» вызывает депрессии и это уже установленный факт. Психотерапевты и наркологи таким пациентам назначают классическое для любой зависимости лечение с категоричным отказом от «препарата».

🌾 Тенденция к digital-изоляции и digital-детоксу нарастает. В Японии и Корее например популярность набирают специальные детокс-санатории (очень похожие на наши дачи). Уезжаешь за город, где нет интернета. Там «пациенты» проходят цифровую очистку, возвращаются к корням, сливаются с природой и ищут баланс внутри себя.

«ПОТРАЧЕНО»… GTA 6 — самая ожидаемая игра в истории? Да или нет? И как геймдев меняет мир, маркетинг, медиа и соцсети? GTA 6, GTA 5, Gamedev, Маркетинг, Мемы, Counter-strike, Бизнес, Русская озвучка, Лудомания, Насилие, Сарказм, Реклама, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка)
«ПОТРАЧЕНО»… GTA 6 — самая ожидаемая игра в истории? Да или нет? И как геймдев меняет мир, маркетинг, медиа и соцсети? GTA 6, GTA 5, Gamedev, Маркетинг, Мемы, Counter-strike, Бизнес, Русская озвучка, Лудомания, Насилие, Сарказм, Реклама, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка)
«ПОТРАЧЕНО»… GTA 6 — самая ожидаемая игра в истории? Да или нет? И как геймдев меняет мир, маркетинг, медиа и соцсети? GTA 6, GTA 5, Gamedev, Маркетинг, Мемы, Counter-strike, Бизнес, Русская озвучка, Лудомания, Насилие, Сарказм, Реклама, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Думаю, у каждого геймера есть свой список игр, которые повлияли на жизнь и восприятие контента/информации больше остальных. У меня (автора статьи), например, такие игры — Fallout (все, кроме 4 части =)… но GTA 6 я жду, очень жду с самым чистым и открытым сердцем. Ставлю 5К, что легенда снова удивит нас и как всегда «чуть-чуть» изменит наш мир…

А как вы считаете, стоит ждать от GTA 6 очередной «революции»? Ждете ли вы вообще новую часть «Великого автоугонщика» или нет? И как в целом относитесь к геймдеву и его маркетинговым механикам? 👍 Пишите в комментарии.

Хотите читать больше интересных и полезных материалов про маркетинг? Подписывайтесь на наш Telegram.

Показать полностью 27 4

Новогоднее настроение и дедлайны. Бедная овечка :_(

Новогоднее настроение и дедлайны. Бедная овечка :_( Мемы, Реклама, Маркетинг, Грустный юмор, SMM, SEO, IT, Лайфхак, Новый Год, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Поздравляем с наступающим Новым годом! Желаем всем интересного контента, смешных жизненных мемов, счастья-любви-здоровья и, конечно же, любимых вкусняшек по акции в соседнем супермаркете!

Что готовит нам 2024? Как вы думаете? 👇 Пишите в комментариях свои прогнозы, ожидания, страхи и "раздувы" 😁

Немного полезности в тему - как справляться с дедлайнами в срок, больше успевать и больше зарабатывать в IT, digital и других сферах. Мы собрали опытных специалистов из разных маркетинговых и околомаркетинговых направлений (SEO, SMM, performance, таргетинг, копирайтинг, контент, менеджмент) и выяснили: сколько, как и на чем они зарабатывают. С чего начинали, как прокачивались и к чему стремились на пике. Какие приемы, методы, инструменты и лайфхаки используют в своей работе, чтобы больше успевать и больше зарабатывать. Как справляются с многозадачностью, усталостью, выгоранием и многое-многое другое.

👉 Читать - https://blog.maed.ru/novice/uspeh-v-it-i-digital/

А вот еще для тех, кто пропустил наш огненный материал, который попал в "горячее" на Пикабу - маркетинговый разбор самого хайпового явления и кино 2023 года. Вся правда о "Слове пацана" с комментариями сммщиков, медийщиков, бизнесменов, Михалкова, Месси и вердиктом профессионального психолога. Кто заплатил 1200 рублей Wink и кое-как вернул деньги? И при чем тут Гарри Поттер?

👉 Читать - Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер?

+ бонус - ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф. Самые яркие промокампании и самая хайповая рекламная дичь - на что русскоязычные пользователи реагировали активнее всего. Что бесило, пугало, оскорбляло, обманывало, задевало чувства, борщило и это вот все.

👉 Читать - ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф

⭐⭐⭐ И еще крутые материалы за 2023 год: про МЕМЫ для бизнеса, ТОП товаров для продажи на Ozon и Wildberries на 2024 год, про ЦА в условиях санкций и ограничений, про свежий ребрендинг брендов, про новое в SEO, про профессии в IT для гуманитариев, про нейросети для маркетологов, про 10 способов бесплатно набрать живых подписчиков в Telegram-канал. А еще больше полезных и интересных статей вы найдете в нашем блоге.

Хотите в числе первых узнавать о новостях и трендах из мира digital-маркетинга? А также получать советы и лайфхаки от реальных профессионалов — маркетологов крупных компаний и практикующих топ-экспертов?

Подписывайтесь на наши каналы в VK (@marketing.education) и Telegram (@maed_online_marketeer) и получайте в свою ленту новостей самую актуальную, проверенную, интересную и полезную информацию о digital-продвижении. Наши инструкции, чек-листы, исследования, уроки, кейсы, подборки, инфографики, эксклюзивные материалы и конечно же МЕМЫ — помогут вам прокачаться, найти новые идеи, расширить профессиональный кругозор и быть в теме.

Показать полностью 1

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер?

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Вся правда о «Слове пацана» — самый маркетинговый обзор на нашумевший сериал с комментариями сммщиков, медийщиков, бизнесменов, Михалкова, Месси и вердиктом профессионального психолога. Кто заплатил 1200 рублей Wink и кое-как вернул деньги? Осторожно, лонг.

Финальная серия сезона вышла и уже на всех экранах страны — значит пришло время подвести итоги и разобраться в самом важном - кто и сколько на этом заработал и еще заработает?

Скажем сразу, в этом материале мы не будем говорить о художественной ценности, моральных вопросах, исторической достоверности и т.д. Здесь мы ищем ответ на вопрос — в чем феномен хайпа самого вирусного продукта за ВСЮ историю роскино. И строим цепочку от первых упоминаний в сети до финального эпизода и влияния на русскоязычную инфосреду.

Далее про мемы, реакцию пользователей и знаменитостей, публикации в СМИ, факапы и удачные примеры событийного маркетинга, мошенничество, а также советы, как на этом заработать от экспертов, пользователей и академии маркетинга MAED.

Итак, поехали…

Почему «Слово пацана» феномен?

Такого хайпа, охватов и общественного резонанса в российском интернете прежде никогда не было (привет Старкам и Ланнистерам).

Вот статистика по запросам «Слово пацана» в Яндекс.Вордстат за последний месяц.

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Это впечатляет…

В истории страны, разумеется, уже были хайповые явления и фильмы. Например, легендарный «Чапаев» 1934 года — породивший целый культ и обсуждения «в каждой семье и близком кругу», а также миллионы анекдотов. Разлетевшийся на цитаты и собравший множество упоминаний в «тогдашних» СМИ. Тот же сценарий прошли многие «кинохиты» СССР — «Семнадцать мгновений весны», «Джентльмены удачи», фильмы Гайдая, «Место встречи изменить нельзя» и т.д.

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Но, в чем же принципиальное отличие «золотой классики»  от «Слово пацана» — в то время у людей не было интернета…

Здесь следует сказать, что наш материал — попытка объять необъятное…прямо сейчас, в день, когда вышла последняя скандальная серия первого сезона «Слово пацана» (шок! говорят, скоро будет официальный анонс второго сезона), набирает обороты новый виток мемов, приколов, хайпа и осмысления произошедшего…

Больше месяца, начиная с 8 ноября (релиз первой серии), в интернете идет страшнейшая дискуссия вокруг сериала. Хайп разорвал все соцсети. Медиа и СМИ треснули от упоминаний. Блогеры наснимали видосов. Высказались все, кто мог высказаться — медийные личности, политики, спортсмены, учителя, юристы, психологи — почти все включились в обсуждение.

Медиа

Вот, что было на Пикабу. 1000 постов от пользователей, десятки (или сотни 😱) тысяч комментариев, приколы, реакции, реакции на реакции и т.д.

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Пользователи публикуют посты про свои впечатления от фильма, про его влияние на общество и молодежь, обсуждают достоверность и художественную ценность, философствуют и ставят проблемы, задают вопросы, критикуют, рофлят и пилят мемы, защищают, разоблачают, восхищаются, оставляют отзывы на посты, сравнивают, форсят фанатский контент и т.д.

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Родители переживают за своих детей, учителя рассказывают про своих учеников, бывшие бандиты вспоминают свою молодость и сравнивают с сериалом. Кто-то призывает обязательно посмотреть сериал всех, кто-то делает тематические подборки чего-угодно по мотивам «Слова пацана», кто-то просто возмущается, а кто-то люто хайпит и подворачивает под это совершенно не относящиеся к сериалу темы.

Высказывают свое отношение к сериалу даже те, кто не смотрел его и не разобрался в вопросе.

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

В комментариях, само собой, творится ад…

Похожая ситуация и на других популярных медиа-площадках — DTF и VC.

Соцсети

Про соцсети и телеграм-каналы стоит сказать отдельно.

Блогеры делают обзоры, пилят аналитику, пытаются разобраться в насущных вопросах, хайпят и просто угарают.

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Вот смешные видосы, как сказал бы мой батя: «в стиле тик-ток» — 1, 2, 3.

Медийные личности, лидеры общественного мнения (ЛОМы) и другие инфоприсутствующие высказывают свое отношение к сериалу и позицию по актуальным тематическим вопросам.

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Не обошли стороной сериал и политики, чиновники, представители власти. Ходят слухи, что даже президенту пришлось обратить внимание на сериал из-за резонанса.

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Скрин с видео Николая Соболева (иностранный агент)

Идем дальше…на аватарках ВКонтакте засилие Адидасов, Турбо и Кощеев…

Популярные паблики в ВК разорвало от новостей и мемов про «Слова пацана». Некоторые, прямо скажем, превратились в амбассадоров сериала.

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Только посмотрите на эти цифры охватов и реакций…

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

А это…разве оно не прекрасно…

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Вот, например, паблик Netflix на 580К подписчиков, где в пик хайпа ежедневно выходило по 5-8 постов про «Слово пацана». Казалось бы, какое отношение к российскому сериалу имеет американский стриминговый сервис…все просто, это фанатское сообщество в ВК, где продвигают онлайн кинотеатр zeflix.online, и подключиться к хайпу — значит получить драгоценные охваты и вовлеченность.

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Интересно, что один из главных мемных пабликов рунета — Двач не сделал ни одного поста о «Слове пацана» за все время…там нет ни одного упоминания о сериале, что заставляет сделать самый очевидный вывод — создатели не одобряют тему (им не заплатили)...

СМИ

Не остались в стороне и федеральные и региональные новостные порталы. В публикациях ставят острые вопросы. О сериале высказываются публичные персоны уровня мэра Екатеринбурга.

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

В дело пошли традиционные для СМИ форматы — новости по теме, шокирующие истории, публикации об актерах и создателях фильма, подборки книг, мнения психологов и соцработников, а также эксперименты с контентом.

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

В общем, обсудили все кто мог и как только мог…

Почему «Слово пацана» вызвало такой хайп?

Комментарий психолога

Ульяна Тимошенко, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.

Феномен популярности «Слова пацана» связан прежде всего с тем, что он совпал с потребностями достаточно широкой аудитории. С одной стороны, у нас есть люди, которые прожили это на себе, вспоминают свою молодость, эмоционально заряженное и непростое время. С другой стороны, у нас есть подростки, которые несмотря на возрастные ограничения 18+ являются активными потребителями этого сериала.

Сейчас этот сериал обсуждается практически в каждой школе. Почему? Основные потребности подростка это сильные эмоции, противостояние группе, поиск себя, мысли о смерти, безбашенные поступки, склонность к риску и мы все это видим в сериале. С точки зрения психологии в нем действительно произошёл «мэтч» потребностей разных целевых аудиторий.

На самом деле очень интересно, кто стоит за созданием этого сериала, потому что, с одной стороны, там были использованы государственные деньги и вроде бы там даже должен быть патриотический контекст, но мы видим обратный эффект: тема агрессии, в том числе, наверное, антипатриотические размышления. Сериалы действительно влияют на формирование самосознания целого поколения, то есть -  это кем-то заранее прописана история. Только вот что этим и кто хочет сказать, мне как психологу, пока еще не очень понятно. Но то, что это может повлиять на рост преступности среди молодежи, это факт.

В контексте мировых и российских событий тема стала особенно актуальной и попала в нерв общества. На контрасте с «сытым» и «интернетизированным» временем, то, что показали в сериале, оказалось максимально триггерным фактором.

Нельзя не отметить, что само по себе кино достаточно любопытное, несмотря на огромное количество спорных решений. Эти спорные решения добавили керосина в разгорающийся пожар обсуждений. Внимание аудитории привлекла режиссура, операторская работа и монтаж, сценография, актерская игра, сценарий и интересные киношные находки (например, пользователи сходятся во мнении, что удары и драки в сериале крайне натуралистичные и передают физику и динамику щелчка кулаком по лицу).

Плюс, так уж сложилось, тема бандитизма и уличного беспредела для нашей страны — вечно больная и «вечнозеленая».

Комментарий маркетолога

Анна Махмутова, руководитель отдела брендинга и коммуникаций маркетингового агентства Demis Group

Существует такое понятие, как взрывной PR. Это ряд действий, которые позволяют сделать вирусным инфоповод на базе ярких нестандартных методик. И, как правило, в основу ложатся судебные разбирательства, скандалы, контент 18+, которые связаны с актуальной повесткой.

Почему сериал вызвал такой резонанс и что помогло ему так сильно завируситься? Он вобрал в себя всю комбинацию инструментов взрывного PR.

Во-первых, это экранизация событий, о которых не принято было открыто говорить.

Во-вторых, это гиперболизированные провокационные идеи, которые повлекли за собой волнения общественности и призывы закрыть картину.

МВД и Минпросвещения считают, что сериал негативно влияет на поведение детей. Но  Роскомнадзор не выявил нарушений требований действующего законодательства РФ, и проект продолжает вируситься. Причиной этому служит именно открытая провокация.

Ну и, в-третьих, слитые в сеть серии раньше официального выхода дали повод для новых обсуждений. И сериал, и события вокруг него построены на принципах взрывного пиара.

Острые вопросы спровоцировали бурление и общественный резонанс — повсеместно в рунете люди стали обсуждать сериал и романтизацию событий 80-90х годов — прямо сейчас их помнит и видели сразу несколько поколений...то есть, это откликается у огромной аудитории и в сериале есть протагонисты для каждой группы:

  • для молодежи (Марат, Пальто, Айгуль)

  • для представителей среднего возраста (Адидас, Кощей, Турбо)

  • для старшего поколения (Ильдар, родители главных героев)

У каждого, кто застал события — свое понимание и свое видение.

Комментарий журналиста

Иван Селиванов, редактор

Я родился в конце 80ых и застал 90ые. Тогда я был ребенком и для меня это яркое счастливое время, чего не могут сказать мои родители. Для них это было сложное десятилетие, для меня — простое и беззаботное с прогулками во дворе, на стройках и за гаражами, с денди и всегда долгожданными мультиками, с первыми сникерсами и жвачками, крутой музыкой, игрушками и т.д.

В «Слове пацана» показаны 80ые. Тогда я не мог увидеть и осознать происходящее, но сполна получил уличный опыт в 90ые. Отличие от того, что было в сериале в 80ые — там конкретно разделяют улицу и культуру зоны. В 90ые, по крайней мере у нас в Тюмени, зона подчинила улицу — все «двигались по понятиям». Кто-то считал, что это порядок, кто-то видел в этом дикость и безнравственность. Одно могу сказать наверняка — это наша история и, как я полагаю, в полной мере осознать влияние 90ых на нашу культуру нам еще предстоит.

Маркетинг «Слово пацана»

Снимаем шляпу перед создателями и маркетологами сериала. Это было…сильно

Ключевой момент — новости, связанные с запретом и закрытием сериала и общественный триггер — пара «можно - нельзя».

Взрыв с запретом сработал на отлично. Всегда работал. Запрет на государственном уровне — тема, которую обсуждают вне зависимости от контекста. Рабочий инструмент продвижения любого продукта во все времена — на запретах в разное время «выезжали» многие артисты и проекты. Пример последних лет — группы Френдзона, Ice Peak, рэпер Хаски, про Инстасамку и Моргенштерна даже говорить не будем…раньше Кровосток, еще раньше Егор Летов…и т.д.

Выше мы уже приводили высказывания Михалкова, OG Buda и других. Снежный ком набирал обороты и в определенный момент все это вот до чего дошло.

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Оглянувшись назад мы видим, что почти каждый инфоповод, связанный со «Словом пацана» разлетался по всем СМИ, соцсетям и телеграм-каналам.

На нашем курсе «Интернет-маркетолог» мы учим пользоваться реальными механиками и инструментами продвижения, среди которых и событийный PR. Преподаватели — руководители и опытные маркетологи известных digital-агентств. Подробнее о программе обучения читайте на странице курса.

Финальная серия и Гарри Поттер

Сейчас будет сравнение с Гарри Поттером — приготовьтесь…

Есть версия, что слив финальной серии «Слово пацана» — продуманная акция и сама серия была заранее снята и смонтирована. Слив с вотермаркой на всю ширину экрана, рекламой и плохим качеством — нарошный ход от создателей. Сделано все, чтобы аудитория форсила вброс и ждала нормального официального релиза.

Похожая история была с финальной книгой про Гарри Поттера. Это было в начале 00ых — тогда тоже случился слив за пару месяцев до официального релиза. Это было сделано, как считают многие, специально. Английскую версию книги сливают в сеть…пираты по всему миру спешно локализуют ее и с кривым переводом выкатывают на национальных ресурсах, в России это заняло несколько дней…там плохой язык, другие имена героев и смерть Гарри Поттера в самом конце…занавес…

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Буквально тут же полетел страшный хейт и форс…фанаты негодуют и заполняют своими реакциями весь интернет. Прецедент создан — хайп и внимание общественности делают свое дело — Гарри Поттер в мировом информационном топе. Видя и анализируя реакцию аудитории, Джоан Роулинг и издатели принимают решение в официальном релизе оставить Гарри в живых…в конце хеппи энд — все довольны и счастливы…

Все это очень напоминает слив и пересъемку финальных серий «Слова пацана»…

Хейт пошел на пользу российскому сериалу, разве можно сомневаться? Бурлило и «рвало шпингалеты» повсеместно. Пользователи разносили сценарий, персонажей, их действия, логику повествования. Некоторые, например, говорили в комментах, что по началу сопереживали одному из главных персонажей Адидасу, но в 6 серии разочаровались, потому что персонаж развалился. Критиковали общество, показанное в сериале, родителей, учителей, органы власти и т.д.

Плюс в сериале очень много деталей эпохи — с какими-то попали на 100%, а с какими-то промахнулись. Многие писали в комментариях, что не было таких шапок, как показали на экране, другие пишут: «Это у вас не было, а у нас были»…

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Комментарий маркетолога

Никита Панаско, основатель маркетингового агентства VKUSNO

Важно отметить, что сегодня для популярности продуктов важны такие факторы, как молодой состав актёров, активно использующих социальные сети вроде TikTok и Instagram. Это создаёт вирусный эффект, повышая интерес к продукту.

Молодые актёры, участвующие в сериалах или проектах, часто продолжают раскручивать свои образы в соцсетях, продвигая продукт дальше. Это один из методов вирусного маркетинга, который сегодня активно используется. Наблюдая за их аккаунтами, можно заметить, как они поддерживают и продвигают сериал.

Так кто же зарабатывает на хайпе?

Вот мы и подошли к самому главному — кому был выгоден весь этот форс…

Разумеется, больше всех выиграли производитель и дистрибьютор — видеосервис Wink (принадлежит компании «Ростелеком») и онлайн-кинотеатр START. Официальных данных по доходу мы не нашли, но есть примеры и кейсы пользователей, которые косвенно говорят о сверхприбыли и миллионах заработанных у.е.

Просто так «Слово пацана» посмотреть не получится…на бесплатных сервисах его нет — за этим очевидно пристально следили и следят. Торрентами, конечно же, пользоваться умеют не все. И что делать широкой аудитории? Смотреть через официальный сервис Wink. Кстати, это можно было сделать бесплатно…но, как мы знаем, бесплатный сыр…

На странице сериала есть десятидневный триальный период. За это время 1-2 серии можно было посмотреть не тратя денег, но с одним условием — для этого нужно авторизоваться с номером телефона и привязать карту, чтобы с нее сняли-вернули минимальную сумму (1 руб.). В общем, смотри — наслаждайся.

Ловушка в том, что на 10ый день с карты снимали 1200 рублей — оплата за несколько месяцев пользования сервисом. Многие попались, не успели вовремя отвязать карту и потеряли деньги. Деньги, разумеется, можно вернуть, Роспотребнадзор все-таки не просто слово…но для этого нужно было разбираться в нюансах, писать в поддержку, выполнять действия и ждать (пользователи говорят о 10 днях ожидания возврата денег).

Вот реакция пользователя на вопрос «И как тебе «Слово пацана»?» после этой оплаты.

А вот какое письмо получали «оплатившие по неосторожности» от сервиса после обращения в техподдержку с просьбой вернуть деньги:

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

В общем — целая схема, которая однозначно принесла компании больше денег, чем негатива…

Кто еще заработал?

Логично предположить, что прямой заработок пошел к артистам (рост узнаваемости, рост гонораров и рекламных контрактов), музыкантам и автору книги (продажи, гонорары), издателям, а также продуктам и другим авторам бандитских книг, получившим новую аудиторию на волне хайпа.

При изучении комментариев в соцсетях по теме «Слово Пацана» нам много раз встретилась песня группы Четверио «*** ***» (цензура) о работе правоохранительных органов…

Отдельно стоит сказать про событийный маркетинг. Многие инфобизнесмены, просто бизнесмены, компании и маркетологи подхватили волну хайпа и нарезали контента, кто во что горазд.

Продвигали на волне хайпа личные бренды, собирая при этом совершенно разный отклик аудитории…

Комментарий PR-специалиста

Даниил Ардабьев, PR-менеджер

Потенциал заработка на популярности «Слова пацана» обширен и зависит от масштаба предприятия.

Крупные компании: Продажа товаров и услуг, связанных с сериалом, предоставляет крупным компаниям широкие возможности. Производство одежды, сувениров, игрушек с символикой сериала может стать успешным бизнес-направлением. Кроме того, использование сериала для продвижения собственных брендов может приносить дополнительные доходы. Например, Питерский бренд «Мам купи» уже заколлабился с сериалом и очень успешно продает ее, некоторые позиции на маркетплейсах уже раскуплены.

Небольшие компании и контент-креаторы: Создание контента в виде видеообзоров, статей, мемов позволяет небольшим компаниям зарабатывать на волнении вокруг «Слова пацана». Уникальный и качественный контент может привлечь внимание аудитории и стать источником дохода. В тик-токе сериал уже подхватили и ежедневно в сети появляются сотни эдитов на эту тему.

В контексте «Слова пацана», событийный маркетинг является крайне уместным. Встречи с актерами, концерты, тематические вечеринки могут усилить интерес к сериалу и привлечь новых зрителей. Компании, основанные на событийном маркетинге, могут стать важным инструментом для продвижения сериала и связанных с ним продуктов.

Традиционно событийный маркетинг удачно использовали в сфере питания. Только посмотрите, какая прелесть.

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

На маркетплейсах, разумеется, не могли не заметить этот хайп. «Возьми героев фильма с собой в постель - модные подушки в формате дакимакура».

Еще у нас есть курс по маркетплейсам. Это одна из лучших и самых глубоких образовательных онлайн-программ в России по продвижению на Ozon, Wildberries, Avito и на других e-com площадках. Учим продавцов, предпринимателей, менеджеров и маркетологов запускать и развивать продажи с помощью аналитики, контента, соцсетей и маркетинговых инструментов.

Предприимчивые предприниматели быстро подсуетились.

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

В соцсетях пользователи делятся идеями, как заработать на «Слове пацана» и дают реально дельные советы.

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

В топе идей — экскурсии по бандитским местам в городах, ретровидеосалон, стилизованные рестораны и меню в местах общепита, тематические вечеринки в клубах, лекции о бандитах и группировках и всевозможный фанарт от вязаных шапок и других предметов гардероба, до аэрографии на автомобилях и коллекционного оружия…

Традиционно к хайпу подключились спекулянты и мошенники.

Комментарий маркетолога

Анна Махмутова, руководитель отдела брендинга и коммуникаций маркетингового агентства Demis Group

Заработать на хайпе может практически любой бизнес, если обыграет тему сериала, используя его в рекламных кампаниях. И при этом реклама не обязательно будет носить такой же провокационный и негативный оттенок. Наоборот, историю можно перевернуть в позитивное русло. Так, сервис по поиску работы в России и заграницей снял креативный ситуативный ролик, в котором показал, как бы изменилась жизнь «пацанов», если бы они выбрали другой путь. А онлайн-школа использовала в своем креативе кадры из сериала и показала, что после обучения герои не только бы получили работу, но и собственный офис.

Используя негативный подход, можно малыми усилиями навредить бизнесу. Нельзя забывать, что репутация строится годами, а разрушить ее можно за пару часов. Поэтому, выбирая хайп на вирусных событиях, стоить взвесить все «за» и «против» и выбрать эффективный вариант, который не будет нести в себе скрытые мотивы для обсуждений. Как это произошло недавно с крупнейшим брендом масс-маркета, который ушел с российского рынка. В своей рекламной кампании, которую уже можно назвать скандальной, они использовали манекены, завернутые в пластик. Руководство утверждает, что съемка несла исключительно художественный контекст. Но пользователи увидели отсылку к конфликту, происходящему на границе Ближнего и Среднего Востока.

Даже HR'ы запрыгнули в разогнавшийся паравоз хайпа и угарели на любимом hh.ru...

Вирусный феномен «Слова пацана». Как это получилось, кто на этом зарабатывает и при чем тут Гарри Поттер? Слово пацана (сериал), Маркетинг, Социальные сети, Хайп, Гарри Поттер, Ростелеком, Мошенничество, Лионель Месси, Реклама, Мемы, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Влияние «Слова пацана» на культурный фон и инфосреду России однозначно произошло — на время соцсети и СМИ захватило «маленькое помешательство»…новостная повестка, рекламные кампании и PR с ноября месяца приобрели провокационный характер, а классические маркетинговые инструменты и форматы подчинились безумному хайпу. Кому-то это показалось интересным и актуальным, кто-то ждал, когда же это быстрее закончится. Каким это влияние будет по масштабу на длинной дистанции — покажет время, но Ералаша мы теперь уже никогда не забудем…

Хотите в числе первых узнавать о новостях и трендах из мира digital-маркетинга? А также получать советы и лайфхаки от реальных профессионалов — маркетологов крупных компаний и практикующих топ-экспертов?

Подписывайтесь на наши каналы в VK (@marketing.education) и Telegram (@maed_online_marketeer) и получайте в свою ленту новостей самую актуальную, проверенную, интересную и полезную информацию о digital-продвижении. Наши инструкции, чек-листы, исследования, уроки, кейсы, подборки, инфографики, эксклюзивные материалы и конечно же МЕМЫ — помогут вам прокачаться, найти новые идеи, расширить профессиональный кругозор и быть в теме.

А как вам хайп от «Слова пацана»? Вы вообще посмотрели или включили жесткий игнор? Интересно было наблюдать за повесткой или нет? Поделитесь в комментариях.

Показать полностью 36

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов

Привет, мы MAED и мы изучаем рекламу в интернете. Весь год всей командой внимательно следили за трендами, лентами и каналами и собирали все самые яркие промокампании и самую хайповую дичь - на что русскоязычные пользователи реагировали активнее всего. Что бесило, пугало, оскорбляло, обманывало, задевало чувства, борщило и это вот все.

  • в конце материала отдельные номинации в рамках рейтинга — «Антикейс года» и «Маркетинговая кампания года»

Итак, представляем десятку самых захейченых реклам и наши любимые комментарии пользователей к ним.

10. Общепит — Кофемания, Жизнь-март и Додо-пица

Десятую строчку мы разделили между представителями отечественного общепита. Маркетологи этих брендов регулярно запускают удачные вирусные кампании, которые помимо положительных реакций, всегда собирают горы хейта. Еда — это еда, она будет будоражить людей всегда, кажется, даже когда нас всех оцифруют

Жизньмарт запустил производство питьевой окрошки на кефире — пиковый триггер для русского интернета.  

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов

В Твиттере после этого начался сущий ад 😱 

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов
ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов

А вот Додо Пицца со своей эко-кампанией и отсылкой к легендарному в рунете мему.

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов
ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов

Вообще Додо Пицца — уже увековечивший себя бренд в рунете, он постоянно мелькает в совершенно разных каналах: то со скандалами (по качеству еды и условиям труда), то со странными рекламными кампаниями, то с неожиданными коллабами. Управляющие и маркетологи бренда стабильно на протяжении многих лет подкидывают что-то вирусное в инфополе.

Есть и «непреднамеренные» примеры успеха вирусных кампаний с упоминанием бренда. Программа лояльности Кофемании попала в ленты крупных пабликов уровня Двача, MDK, Лепры.

9. OZON — Руки-за(гр)ебуки

Без лишних представлений — одна из самых вирусных кампаний лета 2023 года в России, от который было невозможно спрятаться буквально нигде.

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов
ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов
ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов
ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов

Напомним, OZON продолжает расти семимильными шагами и по прогнозам оборот площадки в этом году будет больше на 60% по сравнению с 2022 годом, и составит более 1 трлн руб.

Хотите знать как продавцы на OZON теряют бизнес, деньги и время и попадают в долги? Читайте — частые и нетепичиные ошибки селлеров на OZON и Wildberries.

8. Дзюба в рекламе Мегафон

Так…мы не осуждали Артема тогда, не осуждаем и сейчас, но понимаем, за что бывшему капитану сборной России по футболу досталось. Досталось так, что спустя несколько лет один из титанов отечественного рынка телеком решил построить сценарий своей рекламной кампании вокруг "того самого инцидента" и пустить все это по телевизору и в интернет. Кто-то посчитал рекламу забавной, но огромная часть пользователей не упустили своей возможности как следует "заагриться" и "покекать".

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов
ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов

7. Высокая мода Balenciaga и Victoria's Secret

Тыдыщ! Зарубежные модные бренды прорвались в наш хит-парад.

Бодипоизтивную кампанию Victoria's Secret массы приняли не так радужно, как рассчитывали создатели. В итоге реки хейта вылились на бренд, а продажи покатились вниз, и производителю нижнего белья пришлось экстренно возвращать в рекламу девушек с «сексуальной привлекательностью».

Фотосет Victoria's Secret, посвященный дню святого валентина в 2023 и в 2012.

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов
ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов

А какой вам нравится больше? 😁 Пишите в комментариях 👇

Balenciaga — ноу комментс! Сумка «как из «Пятерочки» за 180 000 рублей.

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов
ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов

Balenciaga один из главных мем-генераторов мира моды. Бренд постоянно радует пользователей необычными находками и решениями, а также их ценой. Плюс бренд создал свой неповторимый стиль, который вирусится и рождает новые мемы.

Участие в этой гонке за внимание аудитории принимают и другие известные модные бренды — кто во что горазд…

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов
ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов

6. Добравшийся до регионов Москвич

Наша гордость, наша история, наш прорыв и наша боль. Легендарнейший Москвич — один из самых популярных и известных брендов советского автопрома. Сотни анекдотов, съемки в кино, и миллионы воспоминаний счастливых обладателей Москвичей в СССР, странах соцлагеря и капиталистической Европы. А также их очарованные внуки, которым достался убитый «412-ый», но находу!

Когда в 2021 году все узнали, что автозавод «Москвич» еще жив и вот-вот запустит в продажу новые модели своих машин, то сначала знатно удивились, а кто-то даже успел порадоваться, что наконец-то отечественный автопром поднимается с колен. Потом народ стал разбираться, что же это за автомобиль такой и куда мы с ним катимся. Оказалось, что «Москвич» «не настоящий» и тут понеслось…масштабные продажи в российских городах стартовали лишь в 2023 году и вот тогда бренд снял все сливки хейта, ждавшие его в глубинах большой страны. А после еще и объявил о разработке двух новых моделей.

https://www.youtube.com/watch?v=no431z1okF4

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов
ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов

5. Нетленный маркетинг Вадима Бокова с народным хитом CGPods

Как же на Pikabu и без главной звезды…тюменский Илон Маск и создатель CGPods —  Вадим Боков в последнее время стал меньше светиться в инфополе и «качать» свой бренд, однако за прошедшие несколько лет он так «разогрел» аудиторию, что забыть о нем и его волшебном маркетинге все еще не могут. Только посмотрите на количество упоминаний на Pikabu.

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов

4. Тимати с Domino Pizza

Тимати — любимчик русскоязычных хейтеров. Почти вся реклама, в которой он когда-либо принимал участие, подвергалась резкой критике. Это большой список захейченых роликов, промокампаний, брендов и политических заказов.

В этом году Тимати отважился на героическое импортозамещение — выкупил сеть пиццерий Domino’s Pizza и назвал их Domиno Pizza.

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов
ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов
ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов

3. Король фейковых кроссовок - Никита Ефремов

На третьем месте история, где главный участник — медийное лицо, известный предприниматель и успешный блогер. На канале Никиты Ефремова в YouTube более 450 тыс. подписчиков, а его видео собирают миллионы просмотров. В них он приглашает звезд «первой» величины (Моргенштерн, Джиган, Бустер, Сабуров, Инстасамка, Dava и другие) и рассказывает о своих магазинах кроссовок, где продаются топовые бренды (Yeezy, Adidas, Nike, Off-White).

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов

И все бы шло хорошо — сеть магазинов росла и стала международной, если бы не одно но. Кроссовки в магазинах были «палеными», простые потребители быстро заметили это и стали писать в соцсетях и медиа гневные отзывы. Несмотря на то, что Никита закрыл комменты во всех своих каналах, хейт стал расти как снежный ком - блогера-предпринимателя обвиняли в обмане, завышенных ценах, махинациях с законом и других преступлениях. В итоге на это обратили внимание правоохранительные органы и в октябре 2023 года полиция начала проверку, магазины закрыли, обувь изъяли, а самому Никите теперь грозит уголовная ответственность.
И все бы шло хорошо — сеть магазинов росла и стала международной, если бы не одно но. Кроссовки в магазинах были «палеными», простые потребители быстро заметили это и стали писать в соцсетях и медиа гневные отзывы. Несмотря на то, что Никита закрыл комменты во всех своих каналах, хейт стал расти как снежный ком - блогера-предпринимателя обвиняли в обмане, завышенных ценах, махинациях с законом и других преступлениях. В итоге на это обратили внимание правоохранительные органы и в октябре 2023 года полиция начала проверку, магазины закрыли, обувь изъяли, а самому Никите теперь грозит уголовная ответственность.

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов

К хайповому хейтерскому флешмобу присоединились и другие известные блогеры, среди которых D.K., Anatoly Andreevich, Харчевников. В общем это один из самых масштабных хейтерских и зашкварных прорывов 2023 года.

2 Бой с тенью Тинькофф Банка

Хотя бы один банк должен был попасть в наш список, и кто если не единственный в своем роде интернет-банк. Тинькофф принимает удар за весь финансовый сектор, столько хейта в сети сколько собирают они, не получает ни один другой банк.

Хейтят за предложения, сервис, проценты, комиссию за переводы, кешбек,приложение, инвестиции, кредитки, рекламные кампании и конечно же за создателя. Интервью у Дудя спустя год после выхода по прежнему вирусится, залетая в рилсы, шортсы, тик-токи и мемы на всех каналах.

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов

Pikabu, VC, Хабр — крупнейшие медиаплощадки, где хейт к Тинькофф Банку возведен в абсолют.

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов
ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов

Представители бренда отбиваются от нападок аудитории как могут…но, кажется, это игра на чужом поле без шанса на победу…

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов
ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов

Хочется сказать ребятам из Тинькофф Банк — держитесь, ваше дело правое, в конце-концов — кто, если не вы?

1 Карательный марафон от Блиновской и других инфобизнесменов

Абсолютным лидером и безоговорочным победителем нашего рейтинга хейта стали звезды российского инфобизнеса.

Одной из главных персон в 2023 году стала Елена Блиновская. Кажется о ее славных победах слышали все. Сейчас она находится под домашним арестом и в отношении ее действий идут проверки.

Что ждет Елену дальше мы не знаем, но уже сейчас понятно, что больше мы никогда не увидим рекламы ее марафонов в прежних объемах. Рано или поздно это должно было произойти…

Есть и другие звезды инфобизнеса, которые генерирует хейт в сети огромными паровозами. На это есть спрос, значит будет и предложение. Свои миллионы просмотров уже собирают Арут, Митрошина, Литвин, Лерчек и многие другие…ведь если люди добровольно несут деньги, то почему их не брать??? Ответить на этот вопрос вам поможет товарищ майор.

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов

А о том, какие виды рекламы бесят людей еще больше, чем инфобиз, и почему большие бренды боятся Pikabu как огня, мы расскажем в нашем следующем материале.

Что повлияло на места в рейтинге

Анализировали количество негативных комментариев и реакций, а также общий шум в инфосреде (упоминания, репосты, мемы, пародии и даже фанфики) в ключевых информационных каналах - YouTube, ВК, Telegram, Instagram и Twitter (запрещены в РФ) и конечно же на Pikabu. Учли особенности ниш и их аудиторий, специфику брендов и информационный шлейф, который они за собой тянут, и, конечно же, уровень кеков, лулзов и кринжа.

❤️ Любимые рекламные ролики нашего детства (90-ые и 00-ые): Fruitella, Coca-Cola, Snickers и другие.

А теперь обещанные спецноминации…

🎮 Антикейс года: Logitech с батискафом «Титан» — новость обрушила акции компании на 3,6%.

🥁🥁🥁 МАРКЕТИНГОВАЯ КАМПАНИЯ ГОДА — БАРБИ — компания Mattel подняла продажи кукол, сорвала огромную кассу в кинотеатрах, напродавала права на использование бренда и удивила неожиданными коллабами с другими известными компаниями. При этом от количества хейта в рунете и остальном мире прорвало трубы и только Райан Гослинг немного сгладил чувства негодующих любителей мемов.

ТОП-10 захейченных реклам в рунете в 2023 году от Ozon’а до Тинькофф Боги маркетинга, Маркетинг, Реклама, Креатив, Негатив, Креативная реклама, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка), YouTube (ссылка), Аяз Шабутдинов

Возможно мы кого-то забыли…может быть кто-то еще успеет сверкнуть за оставшиеся в 2023 году полтора месяца —  все это отличный повод, чтобы написать нам в комментарии, кого мы не упомянули в нашем рейтинге и какие рекламные кампании взбесили за этот год больше всего.

Показать полностью 32 1

Врываемся в выходные

Прокрастинируй правильно!

Каждый месяц достоин того, чтобы отложить работу

Прокрастинируй правильно! Картинка с текстом, Юмор, Жизненно, Работа, Грустный юмор, Боги маркетинга

Job is

Помните легендарную жвачку Love is? Очень не хватает такой же с названием Job is!

Особенно актуально после праздников, когда так важно вспомнить, за что ты любишь свою работу 😉

Job is Юмор, Работа, Маркетинг, Картинка с текстом, Жизненно, Грустный юмор, Длиннопост
Job is Юмор, Работа, Маркетинг, Картинка с текстом, Жизненно, Грустный юмор, Длиннопост
Job is Юмор, Работа, Маркетинг, Картинка с текстом, Жизненно, Грустный юмор, Длиннопост
Job is Юмор, Работа, Маркетинг, Картинка с текстом, Жизненно, Грустный юмор, Длиннопост
Job is Юмор, Работа, Маркетинг, Картинка с текстом, Жизненно, Грустный юмор, Длиннопост
Job is Юмор, Работа, Маркетинг, Картинка с текстом, Жизненно, Грустный юмор, Длиннопост
Показать полностью 6

Пришло время обещаний и грандиозных планов на год

Пришло время обещаний и грандиозных планов на год
Отличная работа, все прочитано!