Voyager.1

Voyager.1

https://voyager.jpl.nasa.gov/mission/status/
Пикабушник
поставил 5587 плюсов и 269 минусов
отредактировал 16 постов
проголосовал за 60 редактирований
Награды:
С Днем рождения, Пикабу!5 лет на Пикабу
8738 рейтинг 14 подписчиков 52 подписки 14 постов 7 в горячем

НАСА показало табличку с информацией о человечестве, которую запустят в космос на борту Europa Clipper

НАСА представило табличку со сведениями о человеческой цивилизации, которую учёные отправят на борту космического аппарата Europa Clipper к Европе, спутнику Юпитера. На пластину из тантала более сотни раз нанесено слово «вода» на разных языках, что согласуется с миссией станции по исследованию подлёдного океана Европы.

НАСА показало табличку с информацией о человечестве, которую запустят в космос на борту Europa Clipper Космос, Космические исследования, Астрономия, Юпитер, Внеземная жизнь, NASA, Jpl, Видео, YouTube, Длиннопост

Размеры пластины составляют 18×28 см, она прикреплена к крышке отсека с научным оборудованием. На её внутреннюю сторону нанесён рукописный текст стихотворения «Во славу тайны: поэма для Европы» американской поэтессы Ады Лимон, портрет учёного Рона Грили и уравнение Дрейка. Также на этой стороне располагается иллюстрация бутылки (отсылающая к посланию в бутылке), к которой будет прикреплена пластинка с именами свыше 2,6 млн человек

На лицевой стороне пластины выгравированы 103 варианта произношения слова «вода» на разных языках в виде визуализированных аудиосигналов. В центре располагается символ, означающий воду на Американском жестовом языке (ASL).

НАСА показало табличку с информацией о человечестве, которую запустят в космос на борту Europa Clipper Космос, Космические исследования, Астрономия, Юпитер, Внеземная жизнь, NASA, Jpl, Видео, YouTube, Длиннопост

По завершении сборки Europa Clipper в Лаборатории реактивного движения НАСА корабль отправится в Космический центр НАСА имени Кеннеди во Флориде, где начнётся подготовка к запуску.

Europa Clipper отправится в космос в октябре 2024 года. Автоматическая станция прибудет в систему Юпитера в 2030 году и сделает 49 пролётов вблизи Европы. Основная научная цель Europa Clipper — определить, есть ли в подлёдном океане Европы место, где могла бы поддерживаться жизнь

Показать полностью 2 1

Leica представила камеру M11-P за $9500 с защитой от дипфейков

Leica презентовала новую камеру M11-P для профессиональных фотожурналистов, которая работает с технологией нанесения водяных знаков для защиты от изменений и подделок изображений. Она стоит $9500.

Leica представила камеру M11-P за $9500 с защитой от дипфейков Фотография, Фотоаппарат, Leica, Цифровая подпись, Deepfake, Длиннопост

Дизайн камеры стал более минималистичным за счёт отсутствия фирменной красной метки Leica и логотипа на верхней панели. Она получила устойчивый к царапинам дисплей из сапфирового стекла в сочетании с чёрной матовой отделкой.

Leica представила камеру M11-P за $9500 с защитой от дипфейков Фотография, Фотоаппарат, Leica, Цифровая подпись, Deepfake, Длиннопост

M11-P, как и Leica M11, оснащена высокопроизводительной полнокадровой матрицей BSI CMOS с технологией тройного разрешения, обеспечивающей разрешение до 60 мегапикселей. Сенсорный дисплей охватывает 100% цветового пространства sRGB и позволяет точно оценить резкость изображения и экспозицию.

Leica представила камеру M11-P за $9500 с защитой от дипфейков Фотография, Фотоаппарат, Leica, Цифровая подпись, Deepfake, Длиннопост

Помимо слота для SD-карт UHS-II, фотоаппарат получил внутреннюю память объёмом 256 ГБ. Буфер процессора изображений Maestro III поддерживает даже самые высокие разрешения.

Изображения можно передавать в приложение Leica FOTOS через Bluetooth или порт USB-C. После сопряжения Leica M11-P можно управлять с помощью приложения, а фотографии доступны для редактирования непосредственно в Capture One Pro, Adobe Lightroom или приложении Darkroom. Также Leica M11-P можно напрямую подключить к устройству Apple с помощью прилагаемого кабеля FOTOS.

Объектив Leica Summicron-M 28 f/2 ASPH благодаря широкоугольным возможностям и минимальной дистанции фокусировки 40 см позволяет снимать пейзажи и заниматься уличной фотографией.

Leica представила камеру M11-P за $9500 с защитой от дипфейков Фотография, Фотоаппарат, Leica, Цифровая подпись, Deepfake, Длиннопост

M11-P создаёт изображения с уже зашифрованными метаданными, что соответствует Инициативе по обеспечению подлинности контента (CAI).

CAI — это недавно созданная отраслевая группа, включающая медиа-компании, технологические платформы и неправительственные организации. Модель CAI использует хеширование криптографических активов для вставки идентифицируемых подписей в метаданные изображения, что позволяет проверить их подлинность. Если изображения, обработанные CAI, изменяются в цифровом виде  помощью Photoshop или другого пакета редактирования, то система также записывает историю изменений. Их наличие можно будет проверить онлайн, загрузив фото на портал, связанный с CAI.

Ранее компании Nikon, Sony Group и Canon заявили, что работают над внедрением цифровых подписей в свои камеры, которые будут подтверждать подлинность и источник происхождения изображений. Цифровые подписи будут содержать такую информацию, как дата, время, место и имя фотографа, что позволит защитить фото от подделки.

Источник: https://habr.com/ru/news/785912/

Показать полностью 4

Снижение уровня стресса вернуло цвет седым волосам

Снижение уровня стресса вернуло цвет седым волосам Волосы, Исследования, Ученые, Научпоп, Медицина, Биология, Гифка, Длиннопост

Be My Wife / Goldwyn Pictures, 1921

Вопреки распространенному представлению, седина у людей оказалась обратимой. Согласно исследованию, препринт которого опубликован на сайте bioRxiv, седые волосы нередко возвращают себе первоначальный цвет, причем делают это в течение всего нескольких месяцев. По данным исследователей, этот процесс тесно связан с уровнем стресса: сильные эмоциональные нагрузки заставляют волосы обесцвечиваться, но когда они прекращаются, поседение обращается вспять. Это дает надежду на создание терапии, которая позволит надолго устранять седину и избавит от необходимости постоянно закрашивать обесцветившиеся пряди.

Обновлено: в июне 2021 года статья опубликована в eLife.

Седина — один из самых явных признаков старения. У большинства людей первые седые волосы начинают появляться между тридцатью и сорока годами, после чего их количество быстро растет. При этом точные причины этого процесса остаются плохо изученными. Например, несмотря на популярные представления о том, что можно поседеть от страха, связь между сединой и стрессом была подтверждена только для мышей, но не для человека.

Исследователи во главе с Мартином Пикаром (Martin Picard) из Колумбийского университета разработали новую методику, которая позволяет изучать поседение на уровне отдельного волоса. Предложенный ими подход немного напоминает тот, что используют в дендрохронологии для реконструкции древнего климата с помощью годичных колец деревьев. Теперь, зная среднюю скорость роста волоса (около сантиметра в месяц), ученые могут сопоставить цвет отдельных его участков с определенными периодами жизни и происходившими в это время событиями.

Анализ 397 отдельных волос, взятых у 14 здоровых добровольцев разного происхождения, позволил выявить три типа пигментации: темную, переходную и седую. На темных участках волос было отмечено большое количество несущих пигменты меланосом, а на седых эти структуры почти отсутствовали.

Протеомный анализ показал, что в седеющих волосах значительно увеличивается экспрессия генов, связанных с работой митохондрий, противодействием окислительному стрессу и синтезом белков. Одновременно с этим в них снижается производство белков, которые участвуют в формировании меланосом и их переносе из меланоцитов в кератиноциты. Интересно, что на седых участках волос были выявлены 13 белков, которые не синтезировались на темных.

До сих пор поседение считалось необратимым процессом. Было известно лишь два документированных случая, когда седые волосы возвращались к своему изначальному состоянию. Однако тщательный анализ показал, что такое явление может быть широко распространенным. Исследователи выявили обратимое поседение волос у лиц обоего пола и разного происхождения в возрасте от девяти до тридцати девяти лет. Чаще всего репигментация наблюдалась на волосяном покрове головы, однако восстановить окраску могли и волосы на теле. Возвращение поседевших волос к нормальной окраске происходило так же быстро, как и потеря цвета — медианная скорость этого процесса составила три месяца. Более того, было обнаружено несколько случаев, когда после быстрой репигментации волосы снова седели. Это происходило в течение нескольких недель или месяцев, то есть за один цикл роста.

Новая методика позволила изучить связь поседения со стрессом. До сих пор предполагалось, что стресс увеличивает общую скорость старения организма, что сказывается на окраске волос. Однако команде удалось подтвердить, что жизненные обстоятельства могут напрямую воздействовать на работу волосяных фолликул и пигментацию.

Исследователи проанализировали пять отдельных волос со следами репигментации с головы 35-летнего мужчины европейского происхождения. Окраску отдельных участков волос сопоставили с уровнем стресса в соответствующие им периоды жизни. Оказалось, что седина исчезла после того, как уровень стресса снизился. Аналогичный результат показало исследование двуцветных участков волос тридцатилетней женщины азиатского происхождения. Формирование седого участка длиной два сантиметра совпало по времени с периодом высокого стресса из-за семейных конфликтов, развода и переезда. После возвращения к нормальной жизни цвет волос полностью восстановился.

Снижение уровня стресса вернуло цвет седым волосам Волосы, Исследования, Ученые, Научпоп, Медицина, Биология, Гифка, Длиннопост

Слева: примеры возвращения цвета седых волос с головы (A), лобка (B) и бороды (С). Справа: возвращение цвета седого волоса (D) и повторное поседение после возвращения цвета (E).

Таким образом, процесс поседения оказался намного более гибким, чем считалось ранее. Находка открывает путь к созданию методик, которые позволят вернуть цвет седым волосам. Кроме того, новые данные дают основание надеяться, что и другие механизмы, лежащие в основе старения, могут оказаться частично обратимыми.

Недавно команде исследователей впервые удалось обратить вспять эпигенетическое старение человека. Для этого они применили к взрослым здоровым пациентам коктейль из гормонов и антидиабетических средств, которые стимулировали работу тимуса. Хотя выборка была очень скромной, а эксперимент недолгим, исследование все равно представляет большой интерес с точки зрения биологии старения.

Источник: https://nplus1.ru/news/2020/06/01/gray-hair

Показать полностью 1

Hyundai представила концепт интегрированного в колесо устройства противоскольжения — скобы выдвигает стержень с памятью формы

Компании Hyundai Motor Company и Kia Corporation показали концепт колеса с встроенными модулями противоскольжения, сообщает New Atlas. Модули выглядят как металлические скобы, встроенные внутрь колесного диска и шину, частично выполненные из деформированного сплава с памятью формы. При подаче на них электрического тока участки из сплава с памятью формы распрямляются и выталкивают над протектором расположенные внутри канавок скобы, образуя зацепы, повышающие сцепление с поверхностью. По мнению компаний, устройство позволит заменить классические цепи противоскольжения.

Существует старый проверенный метод значительно повысить проходимость транспортного средства при движении по рыхлому снегу и льду. Для этого необходимо использовать цепи противоскольжения — в классическом исполнении это сетка из металлических цепей, оборачиваемая вокруг колеса, но существуют и другие варианты исполнения. Охватывая колесо по всей окружности, цепи создают над протектором шины дополнительные выступы, которые помогают зацепляться за скользкий грунт или дорожное покрытие. Надевают их обычно непосредственно перед сложными участками пути, а процесс установки требует времени и усилий, особенно если речь идет о многоколесных грузовиках, и зачастую происходит в неудобных и грязных условиях.

Альтернативу цепям предложили компании Hyundai и Kia, которые запатентовали устройство противоскольжения, встраиваемое непосредственно в колесо и покрышку. Устройство состоит из нескольких модулей в виде толстых металлических проволок, которые распределены на равных расстояниях вдоль радиальных направлений колеса. Одна их часть расположена внутри колесного диска, а вторая лежит в расположенных поперек шины канавках, не выступая за пределы протектора и не контактируя с поверхностью дороги.

Внутренняя часть модуля выполнена из сплава с памятью формы и находится в сжатом состоянии. Однако при подаче напряжения она должна вернуться в свое исходное состояние и вытолкнуть лежащую внутри углубления в резине покрышки металлическую скобу наружу. Таким образом над поверхностью протектора колеса поднимается несколько грунтозацепов. После прохождения трудного участка дороги они могут быть втянуты обратно внутрь шины с помощью пружины внутри колесного диска, достаточно лишь отключить подачу напряжения.

Предполагается, что такой подход повысит безопасность и удобство эксплуатации, но потребует создания новых шин с углублениями и подходящих для этой системы дисков. Технология уже запатентована в Южной Корее и США, а автопроизводители Hyundai и Kia рассматривают возможность массового производства после окончания этапов разработки, испытаний на долговечность и производительность, а также проверки нормативных требований.

Создатели концепта отмечают также, что интегрированные в шину металлические зацепы помогут сигнализировать о необходимости своевременной замены сильно изношенных шин, так как уменьшение высоты протектора до определенной величины приведет к тому, что скобы начнут издавать звук от соприкосновения с асфальтом. Об устройстве современных автомобильных шин в целом и их протекторов в частности, а также о стоящей за этим физике можно узнать из нашего материала «Катись колесо».

Источник:

https://nplus1.ru/news/2023/12/13/hyundai-memory-allow-integ...

Показать полностью

Вояджеры — полёт длиною в жизнь

Вояджеры — полёт длиною в жизнь NASA, Jpl, Вояджер, Вояджер-1, Вояджер-2, Амс, Космос, Космические исследования, Длиннопост

Старт Вояджера-2 20 августа 1977 года

Уже 46 лет Вояджер-1 и его брат-близнец Вояджер-2 летят в чёрной пустоте космического пространства, став первыми рукотворными объектами, покинувшими Солнечную систему.

Пользуясь уникальным парадом планет-гигантов (случающимся раз в 175 лет), им удалось перевернуть наше представление о Солнечной системе, и сделать столько открытий, сколько ни удалось сделать ни одному аппарату до, или после них.

НАУЧНОЕ ОСНАЩЕНИЕ АППАРАТА

Вояджеры — полёт длиною в жизнь NASA, Jpl, Вояджер, Вояджер-1, Вояджер-2, Амс, Космос, Космические исследования, Длиннопост

Каждый аппарат миссии «Вояджер» оснащен:
Телевизионными камерами с чёткостью 800 строк, с использованием специальных видиконов с памятью. Для считывания одного кадра требуется 48 секунд.
широкоугольной камерой (с полем около 3 градусов), фокусным расстоянием 200 мм;
узкоугольной камерой (0,4 градуса), фокусным расстоянием 500 мм;
Спектрометрами:
Инфракрасным, с диапазоном от 4 до 50 мкм;
Ультрафиолетовым, с диапазоном от 50 до 170 нм;
Фотополяриметром;
Плазменным комплексом:
детектором плазмы;
детектором заряженных частиц низких энергий;
детектором космических лучей;
магнитометрами высокой и низкой чувствительности;
приёмником плазменных волн.

Система связи: так как разработчики изначально рассчитывали что их аппараты должны достичь дальних границ Солнечной системы, антенны занимают ключевое место в аппаратах: диаметр их составляет 3,66 м, а сами они состоят из алюминиевого ядра покрытого смесью графита и эпоксидной смолы.

Вояджеры — полёт длиною в жизнь NASA, Jpl, Вояджер, Вояджер-1, Вояджер-2, Амс, Космос, Космические исследования, Длиннопост
Вояджеры — полёт длиною в жизнь NASA, Jpl, Вояджер, Вояджер-1, Вояджер-2, Амс, Космос, Космические исследования, Длиннопост

Команды с Земли передаются в S-радиодиапазоне на один из двух дублированных приёмников, а для передачи данных на Землю также используется ещё и передатчики X-диапазона. Один S-передатчик и оба X-передатчика используют лампы бегущей волны в качестве усилителя. Мощности усилителей составляют 9,4 и 21,3 Вт, при этом единовременно может работать только один из приёмников или передатчиков.
Изначально система связи была рассчитана на скорость передачи 115,2 кбит/с у Юпитера, и 44,8 кбит/с у Сатурна с вероятностью битовых ошибок 5*10^-3 (что обеспечивалось кодами коррекции Рида-Соломона). Для связи у Урана и Нептуна — скорость связи упала ещё, и для передачи изображений потребовалось их сжатие, так что ошибки при передаче данных стали ещё критичнее, и поверх кодов Рида-Соломона добавили свёрточные коды (это обеспечивало вероятностью битовых ошибок 10^-6 при небольшом увеличении вычислительной сложности).
Источник энергии состоял из трёх термоэлектрический генераторов MHW (подобные использовались только на спутниках LES 8/9), и имеющих 40,6 см в диаметре при длине в 51 см. Вес каждого из них составляет 37,7 кг (включая около 4,5 кг плутония-238), а мощность была больше 156 Вт на старте (при около 2,4 кВт тепловых).

Система ориентации включает в себя 16 однокомпонентных двигателей ориентации (работающих на разложения гидразина) с тягой всего в 85 грамм каждый; три гироскопа с точностью в одну десятитысячную долю градуса (один из которых был запасным); датчики Канопуса и Солнца (который размещался в отверстии антенны):

Вояджеры — полёт длиною в жизнь NASA, Jpl, Вояджер, Вояджер-1, Вояджер-2, Амс, Космос, Космические исследования, Длиннопост

Компьютер представляет из себя три раздельных дублированных вычислительных машины. Первая из них (CCS) выполняет командную роль, и следит за состоянием аппаратов (она идентична той, что применялись в программе «Викинг»); другая (Flight Data System — FDS) выполняет задачи формирования и передачи телеметрии (она была разработана специально для аппаратов); а третья (Attitude and Articulation Control System — AACS) управляет системой ориентации и платформой с научными приборами.

Вояджеры — полёт длиною в жизнь NASA, Jpl, Вояджер, Вояджер-1, Вояджер-2, Амс, Космос, Космические исследования, Длиннопост

«640 килобайт хватит всем» подумали разработчики, и сделали оперативную память аппаратов состоящей из 4 тыс. 18-битных слов (примерно 69,63 Кбайт). Задающий генератор процессора работает на частоте 4 МГц, но тактовая частота самого процессора — составляет только 250 кГц, при этом он может выполнять только 8 тыс. операций в секунду. В момент запуска аппаратов из доступных 4 тыс. слов — свободными оставались только два, но при пролёте Урана и Нептуна — ситуация ещё более усугубилась, так как в этот объём потребовалось впихнуть ещё код для исправления неровностей вращения платформы Вояджера-2.

Записывающее устройство: представляет из себя магнитофон с ременным приводом, и магнитной лентой шириной в пол дюйма (12,7 мм), и длиной в 328 м. Ширина ленты разделена на 8 полос, из которые единовременно может читаться только одна. Общий объём памяти составляет 536 млн бит (около 63,9 Мбайт) — этого достаточно для записи 100 фотографий с телевизионных камер. Скорость записи составляю 115,2 и 7,2 кбит/с, а чтения — 57,6; 33,6; 21,6 и 7,2 кбит/с.

Вояджеры — полёт длиною в жизнь NASA, Jpl, Вояджер, Вояджер-1, Вояджер-2, Амс, Космос, Космические исследования, Длиннопост

Золотые пластинки: на них расположены записи композиций Бетховена, Моцарта, Стравинского и слепого Вилли Джонсона (общий список лежит здесь, а прослушать их можно тут); 116 изображений Земли, людей и животных; записи звуков ветра, грома, пение некоторых птиц и животных; записи приветствия на 55 языках и обращение Джимми Картера (являвшегося президентом США в тот момент); а также положение нашей Солнечной системы относительно 14 пульсаров. На обратной стороне нанесена инструкция о том как данные записи можно прослушать.

Вояджеры — полёт длиною в жизнь NASA, Jpl, Вояджер, Вояджер-1, Вояджер-2, Амс, Космос, Космические исследования, Длиннопост

На диске записано также обращение Картера, который в 1977 году был президентом США. Вольный перевод обращения звучит так:
«Этот аппарат создан в США, стране с населением 240 млн. человек среди 4-миллиардного населения Земли. Человечество всё ещё разделено на отдельные нации и государства, но страны быстро идут к единой земной цивилизации.Мы направляем в космос это послание. Оно, вероятно, выживет в течение миллиарда лет нашего будущего, когда наша цивилизация изменится и полностью изменит лик Земли… Если какая-либо цивилизация перехватит «Вояджер» и сможет понять смысл этого диска - вот наше послание:
Это - подарок от маленького далёкого мира: наши звуки, наша наука, наши изображения, наша музыка, наши мысли и чувства. Мы пытаемся выжить в наше время, чтобы жить и в вашем. Мы надеемся, настанет день, когда будут решены проблемы, перед которыми мы стоим сегодня, и мы присоединимся к галактической цивилизации. Эти записи представляют наши надежды, нашу решимость и нашу добрую волю в этой Вселенной, огромной и внушающей благоговение».

В 2015 году НАСА приняло решение выложить в интернет все звуки с золотой пластинки для зондов «Вояджеров». Ознакомиться с ними может любой желающий на сайте НАСА.

АППАРАТЫ ПОКИДАЮТ СОЛНЕЧНУЮ СИСТЕМУ

Вояджеры — полёт длиною в жизнь NASA, Jpl, Вояджер, Вояджер-1, Вояджер-2, Амс, Космос, Космические исследования, Длиннопост

Ученым Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) удалось запустить двигатели запущенной в 1977-м году межпланетной станции «Вояджер-1», находящейся сейчас на расстоянии более 20 млрд км от Земли. Об этом говорится в сообщении на сайте NASA. В последний раз эти двигатели запускались в 1980 году.

«С этими двигателями, которые все еще функционируют после 37 лет простоя, мы сможем продлить срок службы космического корабля «Вояджер-1» на два-три года», — заявила Сюзанна Додд, руководитель проекта «Вояджер» в Лаборатории реактивного движения NASA. Двигатели планируется использовать для корректировки ориентации аппарата, с тем чтобы его антенны были направлены на Землю. Сигнал к космическому аппарату шел 19 часов 35 минут.
Команда на запуск двигателей была дана во вторник, 28 ноября 2017 года. О ее успешном выполнении ученые узнали на следующий день, когда получили ответ со станции. Для того чтобы выполнить эту процедуру, ученые изучили документацию на программное обеспечение аппарата, которое было написано на устаревшем к этому времени языке программирования.
Среди этих фотографий выделяется фотография нашей Земли, сделать которую особо просил Карл Саган на протяжении многих лет. Именно с его руки она получила название «бледно-голубая точка»:

Вояджеры — полёт длиною в жизнь NASA, Jpl, Вояджер, Вояджер-1, Вояджер-2, Амс, Космос, Космические исследования, Длиннопост

Красным кругом обведена наша родная планета

Земля на красной линии справа, ниже центра фотографии. Размеры Земли на этом фото составляют 0,12 пикселя. Единственная причина, почему она ещё хоть как-то различима — это то, что она отражает достаточно света, чтобы быть заметной на фоне мрака космоса.

У "Вояджера-1" теперь есть спутник в царстве звезд. Космический аппарат "Вояджер-2" вошел в межзвездную среду. Он стал вторым объектом, созданным человеком, который выходит из-под влияния нашего Солнца после выхода "Вояджера-1" из Солнечной системы в 2012 году. Заметное увеличение плотности плазмы свидетельствует о переходе "Вояджера-2" от горячей плазмы с меньшей плотностью, характерной для солнечного ветра, к холодной плазме с более высокой плотностью межзвездного пространства, сообщают астрономы. Это похоже на скачок плотности плазмы, который испытал "Вояджер-1", когда он выходил за пределы Солнечной системы.

https://foto-history.livejournal.com/14504277.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Вояджер

https://voyager.jpl.nasa.gov/mission/status/

Показать полностью 10

Voyager 2: ошибки и проблемы аппарата, которые NASA устраняет с 2010 года. Полёт продолжается

Совсем недавно в сети появилась информация о серьёзном сбое Voyager 2, аппарате, который был запущен в космос более 45 лет назад. На данный момент он находится на расстоянии около 133 астрономических единиц от Земли. Соответственно, исправлять ошибки и решать проблемы — сложно. Но инженеры NASA с этим (во всяком случае, пока что) успешно справляются.

Удивительно, но зонд и его собрат продолжают полёт. За все эти годы сбои случались, но их было не так много. Давайте посмотрим на самые серьёзные.

2010 год

На 33-м году успешного полёта автоматической станции произошёл сбой ячейки памяти. В результате возникли проблемы с передачей научной информации с борта станции. Проблема — изменение всего одного бита в памяти бортового компьютера. Об этом в 2010 году сообщили специалисты NASA со ссылкой на инженеров Лаборатории реактивного движения в Пасадене (Jet Propulsion Laboratory).

Инженеры успешно перезагрузили компьютер на борту «Вояджера-2», что вызвало неожиданное изменение структуры данных, и аппарат возобновил отправку должным образом отформатированных научных данных. Менеджеры миссии в Лаборатории реактивного движения NASA в Пасадене перевели систему в режим, предполагающий минимальную функциональность. Это было сделано для поиска и ликвидации ошибки. Когда всё было реализовано должным образом, аппарат вернули к обычному режиму работы.

2011 год

Фотография Энцелада, сделанная Voyager 2

Voyager 2: ошибки и проблемы аппарата, которые NASA устраняет с 2010 года. Полёт продолжается NASA, Jpl, Вояджер-2, Вояджер-1, Вояджер, Амс, Космос, Космические исследования, Длиннопост

Чтобы не утратить связь с зондом из-за старения его двигателей ориентации и возможного выхода их из строя в любой момент, в NASA решили не рисковать и переключить его на запасные. Резервный комплект не использовали с 1989 года.

4-13 ноября 2011 года «Вояджер-2» завершил переход на запасной комплект двигателей ориентации (по двум из трёх направлений ориентации запасные двигатели были введены в эксплуатацию раньше). Благодаря этому стало возможно отключить обогрев топливопроводов основного комплекта двигателей, сэкономив около 12 ватт электрической мощности.

Тогда предполагалось, что в условиях постепенно снижающейся производительности бортовых источников электропитания это позволяет продлить срок эксплуатации аппарата примерно на 10 лет. Но, как видим, аппарат работает до сих пор, что радует учёных и всех, кто причастен к астрономической науке.

2019 год

Voyager 2: ошибки и проблемы аппарата, которые NASA устраняет с 2010 года. Полёт продолжается NASA, Jpl, Вояджер-2, Вояджер-1, Вояджер, Амс, Космос, Космические исследования, Длиннопост

В том году ничего особенного не случилось, кроме негативного влияния одного весьма неприятного процесса. Дело в том, что РИТЭГ устройства (радиоизотопный термоэлектрический генератор) постепенно теряет мощность. Потери минимальны, каждый год это примерно 4 Вт. Но если учесть, сколько лет зонд уже работает, а также то, что учёные хотят, чтобы он продолжал работу ещё в течение нескольких лет, это весьма неприятно.

Поэтому сотрудники NASA вынуждены отключать обогрев отдельных его узлов. Так, учёным пришлось отключить обогрев детектора космических лучей CRS, благодаря которому специалисты и выяснили, что зонд вышел за пределы гелиосферы. Узел продолжил работу в экстремальных условиях, до -59 °C. При этом в наземных испытаниях он проходил проверку при температуре ниже -45 °C.

Сейчас, кстати, обогреватели работают примерно на 60% от нормы. В NASA надеются, что с зондами можно будет поддерживать связь хотя бы до 2025 года. Но, конечно, все мы надеемся на то, что зонд будет работать гораздо дольше.

2020 год

В течение десяти лет аппарат работал нормально, но в 2020 году, в январе, случилась новая неприятность. 25 января Voyager 2 не смог выполнить манёвр разворота на 360 градусов для калибровки научных приборов. За выполнение этого манёвра отвечали сразу две энергозатратных системы зонда. Учёные предположили, что это привело к перегрузке, вследствие чего аппарат самостоятельно переключился в безопасный режим работы.

Voyager 2: ошибки и проблемы аппарата, которые NASA устраняет с 2010 года. Полёт продолжается NASA, Jpl, Вояджер-2, Вояджер-1, Вояджер, Амс, Космос, Космические исследования, Длиннопост

Но уже 28 января команда проекта смогла отключить один из приборов, что позволило постепенно активировать выключенные научные системы аппарата, потреблявшие меньше энергии. После этого, 30 января, отключили и вторую систему, которая потребляла много энергии. Передача сигналов от зонда на Землю возобновилась.

2023 год

Voyager 2: ошибки и проблемы аппарата, которые NASA устраняет с 2010 года. Полёт продолжается NASA, Jpl, Вояджер-2, Вояджер-1, Вояджер, Амс, Космос, Космические исследования, Длиннопост

И совсем недавняя новость, о которой писали на Хабре. Тогда, после отправки нескольких команд зонду, антенна повернулась на 2° в сторону от Земли. Вроде и немного, но с учётом многих миллиардов километров, расстояния от Земли до аппарата, это привело к невозможности приёма команд и отправки данных на Землю. Связь с зондом потеряли в июле, а уже 1-го августа стало известно, что сигнал был принят.

https://twitter.com/nasasun/status/1686121118577369088

«Сеть дальней космической связи приняла несущий сигнал от “Вояджера-2”, который дал нам понять, что космический аппарат работает штатно», — заявило агентство.

И уже 4 августа учёные сообщили, что связь удалось полностью восстановить. До этого считалось, что придётся ждать какое-то время, пока зонд не выполнит манёвр переориентации, который реализуется раз в год. Для восстановления связи пришлось «крикнуть» на расстояние в 19,9 млрд км. В итоге антенна восстановила положение, и данные теперь можно принимать, а команды — отправлять.

Диспетчерам миссии потребовалось 37 часов, чтобы узнать, сработала ли команда. 4 августа космический зонд начал возвращать научные и телеметрические данные, указывая на то, что он работает нормально и остаётся на расчётной траектории.

Хотелось бы надеяться, что аппарат продолжит работу и будет регулярно передавать ценнейшие для науки данные. Сложность взаимодействия с зондом постепенно возрастает — не только потому, что он находится в миллиардах километров от нашей планеты, но и потому, что технологии, использованные для создания аппарата, безнадёжно устарели. Последний член команды Voyager, который принимал участие в создании зонда и его запуске, ушёл на пенсию в 2015 году в возрасте около 80 лет.

Voyager 2: ошибки и проблемы аппарата, которые NASA устраняет с 2010 года. Полёт продолжается NASA, Jpl, Вояджер-2, Вояджер-1, Вояджер, Амс, Космос, Космические исследования, Длиннопост

С момента запуска аппарата утеряно большое количество документации о проекте. Ранее все документы были в порядке, но команда Voyager не раз и не два меняла офис, а в процессе переезда что-то обязательно терялось. Инженеры проекта, к сожалению, не всегда документировали свои действия, и сейчас многих старых членов команды уже нет. С ними ушли и знания, информация, вернуть которую либо сложно, либо уже невозможно.

Как бы там ни было, работа продолжается. Ну а Voyager 1 и 2 продолжают функционировать, выполняя возложенные на них «обязанности».

Источник: https://habr.com/ru/companies/ru_mts/articles/754758/

Показать полностью 5

Конфликт на Украине лишил французский танк почти половины снарядов

После модернизации Leclerc серьезно изменился, но не вполне ясно, не к худшему ли.

Облик модернизированного основного французского танка / ©BU

Конфликт на Украине лишил французский танк почти половины снарядов Amx-56 Leclerc, Танки, Военная техника, Оружие, Политика, Видео, YouTube, Длиннопост

Западная и российская школы танкостроения десятилетиями развивались почти в изоляции друг от друга. Западные танки не воевали с обученными частями, оснащенными современными им танками советского/российского производства, поэтому нельзя было четко понять, чья именно танковая школа лучше справляется с требованиями поля боя.

Но 2023 год заметно изменил эту ситуацию: немецкие основные танки Leopard попали на Украину, где тут же понесли большие потери, даже несмотря на их дооснащение динамической защитой советской разработки. Западные армии последнюю в норме не практикуют, а ВСУ, естественно, да, поскольку воюет с серьезным противником.

Среди характерных особенностей восточного фронта, резко снижающих время жизни западных танков, — активное применение противотанковых мин как противогусеничных, так и противобортовых типов. Кроме того, здесь много беспилотников типа «Ланцет» с кумулятивной боевой частью, пробивающей 215 миллиметров брони. Поскольку «Ланцеты» атакуют сверху, где броня западных танков редко превышает 50 миллиметров, на сегодня уязвимость таких машин на фронте очень высока.

Согласно публикации в Le Monde, французский ВПК попробовал модернизировать свой основной танк Leclerc с учетом опыта конфликта на Украине, выдав этим летом первые образцы Leclerc XLR. Они действительно серьезно отличаются от базового Leclerc, но направление изменений выглядит довольно неожиданным.

Во-первых, танк потерял 45 процентов всех боеприпасов. Исходный Leclerc имел 40 снарядов: 18 находились внутри танка, 22 — в изолированном от основного объема отсеке в нише башни. Бои на Украине, как и многие другие конфликты XXI века, показали, что пробитие брони может вести к возгоранию внутренней боеукладки с последующей гибелью экипажа.

Вместо поиска средств снижения уязвимости боеукладки французские инженеры решили просто убрать почти половину боеприпасов танка, оставив его с 22 снарядами (у Т-90 их 43). Каким образом планируют обеспечивать его снабжение снарядом в длительном бою в глубине обороны — публике не сообщили.

Вторая несколько неожиданная новация — рост массы танка с 57 до 63 тонн. Причина — в увеличении толщины брони. Однако, судя по всему, даже несмотря на такой рост массы более чем на 10 процентов, никаких средств активной защиты у Leclerc все равно не появилось. Следовательно, он по-прежнему остается уязвимым для кумулятивных средств поражения — ПТУР, РПГ, «Ланцетов» и так далее.

Вместе с тем гусеницы нового танка точно такие же. То есть проходимость его должна серьезно упасть. Но как раз опыт боев на Украине показал, что западная техника, в сравнении с доставшейся Украине от СССР, вообще страдает проблемами с проходимостью вне дорог.

Проведенная модификация не выглядит особенно эффективной. Leclerc традиционно был одним из лучших западных танков. Например, у него есть динамическая броня, в том числе на бортах (у остальных танков НАТО ее, как правило, нет). Его пушка чуть длинее, чем у M1 Abrams, поэтому лучше пробивает броню противника.

Среди боеприпасов есть противопехотные с программируемым подрывом (у американских танков эффективных противопехотных снарядов не для предельно ближнего боя нет). Наконец, у него есть автомат заряжания — уникальная черта для западных танков, позволяющая иметь экипаж на одного человека меньше. Это позволяет танку иметь меньший забронированный объем. В том числе поэтому Leclerc был легче и проходимее, чем M1 Abrams, а также ниже, что снижает вероятность поражения на поле боя.

Меньшая масса означала и большую автономность на одной заправке — 540 километров (почти как у Т-90) против 420 у M1 Abrams.

Но вот Leclerc XLR назвать передовым танком уже сложнее. Его боезапаса не хватит даже на две минуты работы автомата заряжания в бою. Чем стрелять после этого — неясно.

Танк может выйти из боя без особых проблем тогда, когда налицо устоявшаяся линия фронта и кто-то может, например, подстраховать его от преследующих танков противника. Но специфика применения танков в глубоких операциях состоит в том, что там нет сплошной линии фронта, мало «подстраховки» и выйти из боя через пару минут по своему желанию может и не получиться. Ясно, что из-за роста массы он больше не может быть и сильно экономичнее M1 Abrams, а это тоже снижает его устойчивость при наступлении в глубине обороны противника.

Наконец, совершенно не понятно, почему на танке нет активных систем защиты типа «Шторы» Т-90 или средств эффективной защиты от дронов-камикадзе вроде «Ланцета». Теоретически (практически, впрочем, и это очень сложно), последний можно было бы поражать пулеметом винтовочного калибра в удаленно управляемой установке, как на «Армате», или крупнокалиберным, как у Т-90. Однако на практике углы возвышения пулемета калибра 7,62 миллиметра у нового французского танка недостаточно велики даже для городских боев (стрельбы в верхние этажи), не то что для защиты от пикирующих сверху дронов.

Всего планируют модернизировать до этого варианта 200 танков Leclerc к 2029-му со средним темпом в 30-35 машин в год. В этом году предполагается провести модернизацию менее чем 20 машин.

Для понимания темпов этой программы ее можно сравнить с выпуском новых танков в России: в январе-мае 2023 года он составил более 600 единиц, или свыше 120 танков в месяц.

Источник: https://naked-science.ru/article/tech/leclerc-22

От себя: ссылки есть в статье, плюс есть ссылка на саму статью на сайте Naked Science. Тег "политика", я так понимаю, здесь обязателен.

Показать полностью 1

Космический корабль «Орион» оснастили теплозащитным экраном

На днях NASA опубликовало снимок теплозащитного экрана, который прикрепили к космическому кораблю «Орион». На его борту во время планируемой миссии к Луне («Артемида II») будет находиться команда из четырех астронавтов.

Установка теплозащитного экрана для космического корабля «Орион» была недавно завершена в Космическом центре имени Кеннеди NASA во Флориде / © NASA

Космический корабль «Орион» оснастили теплозащитным экраном Космос, Космонавтика, Космический корабль, Артемида (космическая программа), Орион, Луна, NASA

Экспедиция «Артемида II» должна стартовать на сверхтяжелой ракете Space Launch System (SLS) в конце 2024 года. Миссия продлится около двух недель и станет первым за последние 50 лет полетом людей к спутнику нашей планеты и обратно (высадки на этом этапе не предполагается).

Когда астронавты будут возвращаться на Землю, космический корабль «Орион» войдет в атмосферу, двигаясь со скоростью более 40 тысяч километров в час. Температура снаружи капсулы будет достигать 2760 градусов Цельсия. Теплозащитный экран «Ориона» изолирует большую часть тепла, позволяя экипажу внутри чувствовать себя комфортно во время возвращения домой.

https://naked-science.ru/community/862215

Показать полностью 1

Инженеры НАСА нашли способ продлить работу «Вояджера-2»

Для ЛЛ: они отключат стабилизатор напряжения и запитают научные приборы от РИТЭГа напрямую.

Испытательная модель «Вояджера», показанная в камере космического симулятора в JPL в 1976 году, была копией двух космических зондов «Вояджер», запущенных в 1977 году. Сканирующая платформа модели тянется вправо, удерживая несколько научных приборов космического аппарата в развёрнутом положении.

Инженеры НАСА нашли способ продлить работу «Вояджера-2» NASA, Jpl, Вояджер-1, Вояджер-2, Вояджер, Амс, Космос, Космические исследования, Длиннопост

В соответствии с новым планом научные приборы «Вояджера-2» будут включены на несколько лет дольше, чем предполагалось ранее, что позволит сделать ещё больше открытий о природе межзвёздного пространства.

Космический аппарат «Вояджер-2», запущенный в 1977 году, сегодня находится на расстоянии более 20 млрд км от Земли и использует пять научных приборов для изучения межзвёздного пространства. Для поддержания работы этих приборов, несмотря на сокращение запасов энергии, стареющий космический аппарат начал использовать небольшой резервный запас энергии, предусмотренный бортовым механизмом безопасности. Этот шаг позволит отложить отключение научных приборов до 2026 года.

«Вояджер-2» и его близнец «Вояджер-1» — единственные космические аппараты, когда-либо работавшие за пределами гелиосферы, защитного пузыря из частиц и магнитных полей, создаваемого Солнцем. Эти зонды помогают учёным искать ответы на вопросы о форме гелиосферы и её роли в защите Земли от частиц высоких энергий и других видов излучения, которые встречаются в межзвёздной среде.

«Научные данные, которые возвращают «Вояджеры», становятся тем ценнее, чем дальше от Солнца они находятся, поэтому мы определённо заинтересованы в том, чтобы как можно дольше сохранить работоспособность всех научных приборов», — говорит Линда Спилкер, научный сотрудник проекта «Вояджер» в Лаборатории реактивного движения НАСА в Южной Калифорнии, которая управляет миссией НАСА.

Оба зонда «Вояджер» питаются от радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГов), которые преобразуют тепло от распадающегося плутония в электричество. Постоянный процесс распада означает, что с каждым годом генератор производит немного меньше энергии. До сих пор снижение энергоснабжения не повлияло на научные результаты миссии, но чтобы компенсировать потери, инженеры отключили обогреватели и другие системы, которые не являются необходимыми для поддержания полёта космического корабля.

Радиоизотопный термоэлектрический генератор (РИТЭГ)

Инженеры НАСА нашли способ продлить работу «Вояджера-2» NASA, Jpl, Вояджер-1, Вояджер-2, Вояджер, Амс, Космос, Космические исследования, Длиннопост

Поскольку эти возможности на «Вояджере-2» уже исчерпаны, следующим в их списке стал один из пяти научных приборов космического аппарата. На «Вояджере-1» работает на один научный прибор меньше, чем на его близнеце, поскольку один из приборов вышел из строя в начале миссии. В результате решение о том, отключать ли какой-либо инструмент на «Вояджере-1», будет принято только в следующем году.

В поисках способа избежать отключения научного инструмента «Вояджера-2» команда внимательно изучила механизм безопасности, предназначенный для защиты приборов в случае значительного изменения напряжения на космическом корабле. Поскольку колебания напряжения могут повредить приборы, «Вояджер» оснащён регулятором напряжения, который в этом случае запускает резервную схему. Эта цепь может получить доступ к небольшому количеству энергии от РИТЭГа, отведённой для этой цели. Вместо того, чтобы хранить эту энергию, аппарат теперь будет использовать её для поддержания работы научных приборов.

Хотя в результате напряжение космического аппарата не будет жёстко регулироваться, даже после более чем 45 лет полёта электрические системы обоих зондов остаются относительно стабильными, что сводит к минимуму необходимость в подстраховке. Инженерная команда также может контролировать напряжение и реагировать, если оно начнёт слишком сильно колебаться. Если новый подход хорошо зарекомендует себя на «Вояджере-2», команда может применить его и на «Вояджере-1».

«Колебания напряжения представляют риск для приборов, но мы определили, что это небольшой риск, а альтернатива предлагает большую награду — возможность дольше держать научные приборы включёнными, — сказала Сюзанна Додд, руководитель проекта «Вояджер» в JPL. — Мы наблюдали за космическим аппаратом в течение нескольких недель, и похоже, что этот новый подход работает».

Первоначально планировалось, что миссия «Вояджера» продлится всего четыре года и оба зонда пролетят мимо Сатурна и Юпитера. НАСА продлило миссию, чтобы «Вояджер-2» смог посетить Нептун и Уран; он до сих пор остаётся единственным космическим аппаратом, который когда-либо находился в непосредственной близости от ледяных гигантов. В 1990 году НАСА снова продлило миссию, на этот раз с целью отправить зонды за пределы гелиосферы. «Вояджер-1» достиг этой границы в 2012 году, а «Вояджер-2» (двигавшийся медленнее и в другом направлении) — в 2018 году.

Показать полностью 2

Porsche Taycan Turbo S обновляет рекорд Нюрбургринга

Звание самого быстрого дорожного электромобиля на Нюрбургринге вновь перешло к седану Porsche Taycan. Заводской пилот Ларс Керн проехал круг длиной 20,8 км за 7 минут и 33,35 секунды, улучшив прежний рекорд Теслы на 2,2 секунды. Для заезда был использован седан Porsche Taycan Turbo S (761 л.с./560 кВт) в самой свежей версии 2023 модельного года с каркасом безопасности, гоночными сиденьями и специальным пакетом Performance. Он включает колеса диаметром 21 дюйм, гоночные шины Pirelli P Zero Corsa и доработанную программу управления подвеской. Такой пакет можно будет заказать для серийных Тайканов с конца этого года.

Tesla Model S Plaid в прошлый раз показала результат 7 минут 35,579 секунды. На фото, выложенном в свое время Илоном Маском её результат в нижней строчке (верхняя - это результат для дистанции 20,6 км.)

Porsche Taycan Turbo S обновляет рекорд Нюрбургринга Авто, Porsche, Нюрбургринг, Рекорд, Видео, YouTube

Ну и ссылка на сайт Нюрбургринга: https://nuerburgring.de/info/nuerburgring/records

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!