Vistat

На Пикабу
682 рейтинг 2 подписчика 0 подписок 32 поста 5 в горячем
3

Продляем Новый год на квартал: логика российского ритейла

Уже в середине октября, едва закончится лето, прилавки начинают алеть не только от тыкв. Рядом с хэллоуинскими атрибутами скромно, но настойчиво появляются первые гирлянды и шампанское. Не рано ли?
За окном золотая осень, последние листья держатся на деревьях, а в супермаркете вы стоите перед стеллажом, разрываясь между тыквой для Хэллоуина и коробкой с новогодней гирляндой. Эта сюрреалистичная картина стала для российской реальности уже привычной. Еще не отзвучали школьные линейки, а маркетологи уже вовсю готовят нас к главному празднику года, создавая ощущение, что мы живем в вечном предновогодье.

Праздничный парадокс

Этот феномен рождает закономерный и несколько раздражающий вопрос: кто виноват в этой гонке за праздничным настроением? Алчные ритейлеры, стремящиеся выжать из нашего кошелька максимум, растягивая «праздничный сезон» на целых три месяца? Или же мы сами, потребители, с готовностью подхватывающие этот марафон, покупая мандарины в октябре и елочные игрушки в ноябре? И самый главный вопрос: не вредит ли эта трехмесячная предпраздничная эпопея самому волшебному ощущению Нового года, обесценивая его и приводя к эмоциональному выгоранию еще до боя курантов?

Праздники — это мощнейший драйвер экономики, а предвкушение — такой же товар, как игрушки или сладости. По данным исследования «Чек Index» от Сбербанка, в предновогодний период (декабрь-январь) средний чек в непродовольственном ритейле стабильно растет на 15-20% по сравнению с летними месяцами. А психология потребителя устроена так, что, видя праздничный декор и тематические товары, мозг автоматически запускает механизм планирования: «Надо успеть, пора готовиться».

С коммерческой точки зрения три месяца стабильно высоких продаж — это стратегически вернее, чем одна-две пиковые недели декабря.
Во-первых, это позволяет равномерно распределить нагрузку на логистические цепочки. Склады и службы доставки избегают коллапса.
Во-вторых, это дает бизнесу возможность гибко управлять запасами, тестировать ассортимент и постепенно наращивать обороты, не полагаясь на одну единственную «идеальную» неделю.

Но все же, три месяца безудержного новогоднего веселья - не перебор ли?

Тут стоит поговорить о том, сколько вообще массовых праздников предлагается россиянам в самый темный и холодный осенне-зимний период.
И придется вспомнить, что ставшие популярными Хэллоуин и День всех влюбленных запретили, а нового, как водится, с антуражем и весельем предложить не удалось.
Вообще, у нас есть День народного единства в ноябре, День Конституции РФ в декабре, Новый год и Рождество в январе и 23 февраля, соответственно, в феврале. Празднуй бесконечно, казалось бы.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/prodlyaem_novyiy_god_na_kvartal_logika_rossiyskogo_riteyla_13423844?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

На давайте, положа руку на сердце, кто у нас празднует День народного единства? Наличие выходных - прекрасно, но что именно праздновать - непонятно. В большинстве регионов выпал снег, не до гуляний и не до пикников. День Конституции - дата официальная, но маркетологи из нее ничего не выжимают (признаться, они и на 12 июня не сильно стараются). 23 февраля... Праздник патриотический, но в связи с известными событиями он начинает смешиваться с 22 февраля и ассоциироваться с благотворительными сборами, помощью фронту...

И это реальная проблема - чтобы тратить деньги в магазинах нужен повод, праздник, антураж!

Любопытно сравнить эту ситуацию с западной моделью. В США неофициальной точкой отсчета «рождественского сезона» долгое время был День Благодарения, выпадающий на четвертый четверг ноября. Тут еще надо отметить, что Рождество на Западе на неделю раньше нашего Нового года. Знаменитая Black Friday, следующая за ним, была своеобразным стартовым выстрелом. Однако в последние годы и там наметилась тенденция к «растягиванию» — распродажи начинаются еще до Хэллоуина.
Но Россия пошла своим путем. Поскольку у нас нет культурного якоря в виде Дня Благодарения, а Хэллоуин, несмотря на его популярность в неформальной среде, лишен поддержки на официальном уровне и массового коммерческого размаха, ритейл получил уникальную возможность. Он не стал дожидаться ноября, а просто «перескочил» через несколько календарных поводов, запустив «новогодний марафон» сразу после окончания летнего сезона. Фактически, отечественный бизнес, лишенный нескольких промежуточных праздников, скомпенсировал это их отсутствие беспрецедентно ранним и долгим стартом главного зимнего торжества.

Освободившаяся ниша

Эта уникально ранняя подготовка к Новому году усугубляется еще одним важным фактором — постепенным вытеснением из публичного поля так называемых «чуждых» праздников. В 2023-2024 годах в ряде регионов России были приняты официальные заявления и рекомендации, ограничивающие проведение Хэллоуина и Дня святого Валентина в государственных и образовательных учреждениях. Их называют «западными», «коммерческими» или «противоречащими традиционным российским духовно-нравственным ценностям». На смену Дню влюбленных, например, активно продвигается альтернатива — День семьи, любви и верности 8 июля. Возникает ритейл-парадокс: пока одни инстанции ограничивают праздники, бизнес лишается двух мощных коммерческих двигателей. Хэллоуин — это миллиарды рублей, потраченные на костюмы, тематический декор, конфеты и вечеринки. День святого Валентина — это стабильно высокий спрос на цветы, открытки, украшения, подарки для пар и сувенирную продукцию.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/prodlyaem_novyiy_god_na_kvartal_logika_rossiyskogo_riteyla_13423844?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

Для торговых сетей это ощутимые пробелы в календаре покупательской активности.
Что же делает маркетинг, столкнувшись с таким вакуумом? Он не может позволить себе просто потерять эти потребительские импульсы. И он нашел изящный, хотя и спорный, выход: растянуть следующий за ними крупнейший праздник — Новый год. Если нельзя стимулировать покупки в конце октября и середине февраля, можно создать непрерывный «предновогодний» фон, который стартует как раз в октябре и плавно перетекает в основную фазу. Таким образом, маркетинг компенсирует потенциальные потери, перераспределяя потребительское внимание и бюджеты на единственный «безопасный» и всеми любимый праздник.

В плену у мандаринового настроения

Итак, Новый год начинается с елок возле торговых центров в середине октября, когда в европейской части России в разгаре золотая осень и осенние школьные каникулы, а фигуры Деда Мороза и Тройки, несущейся по сугробам, максимально "мимо". К Новому году глаз уже замылился, но факт все же наступившего праздника исправляет ситуацию. Правда, потом еще неделя до Рождества, городские елки работают до Крещения, а окончательно от мишуры избавляются к февралю.

У раннего старта есть и свои защитники, выдвигающие аргументы «ЗА».
Появилась возможность покупать подарки и украшения постепенно, без лишней спешки. Для многих семей это действительно весомый плюс. Вместо того чтобы в декабре столкнуться с необходимостью единовременно выложить крупную сумму за все подарки, украшение елки и продукты для праздничного стола, можно распределить эти траты на октябрь, ноябрь и декабрь.
Для кого-то это способ продлить ощущение сказки и противостоять осенней хандре и зимней депрессии. Короткий световой день, плохая погода, сезонные простуды — осенне-зимний период для многих связан с упадком сил и настроения. В этом контексте раннее появление праздничной атрибутики, мерцающих гирлянд и предвкушения волшебства становится своего рода светом в конце туннеля.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/prodlyaem_novyiy_god_na_kvartal_logika_rossiyskogo_riteyla_13423844?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

Как выжить в вечном празднике

Оказавшись в эпицентре трехмесячного праздничного марафона, критически важно выработать собственную стратегию, которая позволит сохранить силы, бюджет и главное — саму магию Нового года.
Возьмите планирование в свои руки. Четко определите для себя и семьи дату, когда праздник официально начинается в вашем доме. Например, проведите внутренний «референдум» и примите решение: «В нашем доме Новый год начинается 1 декабря (или 15-го, или 25-го!), и ни днем раньше». До этой даты вы просто игнорируете все праздничные призывы с полок. Этот простой прием создает психологический барьер и помогает избежать преждевременного «выгорания».
Подводя итог этому исследованию, становится очевидным: да, для современного ритейла праздники — это в первую очередь мощный инструмент роста продаж, а не дань традициям. Сложившаяся в России ситуация, когда Новый год начинается едва ли не в октябре, — это прямой результат маркетинговой логики.

Показать полностью 4
174

Как возрождают малую авиацию с помощью ЛМС-901 "Байкал" и не держат ли нас за дураков1

Достаточно ли одного поручения президента, чтобы самолет, сконструированный под посадку на полосе в 1050 метров, довольствовался 350-ю?

Первый полет прототипа самолета "Байкал" ожидается в конце текущего, 2025 года, а получение сертификата типа воздушного судна - в 2026 году, говорится в сообщении Росавиации. Но нам порой кажется, что самолет , с которым региональная авиация связывала радужные надежды, в ближайшее время мы не увидим — скорее всего он и останется в виде "демонстрационного образца".

Было - стало

До сих пор основной рабочей лошадкой для работы на труднодоступных направлениях остается Ан-2 — добротный советский кукурузник, созданный еще в конце 40-х годов XX столетия. Он даже попал в Книгу рекордов Гиннесса: единственный в мире самолет, который производился более 60 лет. Рекорд - дело хорошее, но АН-2 давно пора было менять.
Вопрос о создании замены для устаревших многоцелевых самолетов Ан-2 обсуждается уже несколько десятилетий. Последняя попытка заменить Ан-2 была предпринята всего несколько лет назад, но она оказалась неудачной.

Проект легкого многоцелевого самолета ТВС-2ДТС изначально вызывал большие надежды и ожидания в авиационной отрасли, и планы по запуску серийного производства были весьма амбициозными. Однако летом 2019 года Министерство промышленности и торговли России приняло решение отказаться от этого проекта. Основными причинами такого решения стали чрезмерный вес самолета и высокая доля импортных компонентов, используемых в его конструкции. В частности, проект включал иностранные двигатели, электронику и композитные материалы, что стало неприемлемым в условиях стремления к импортозамещению.
В ответ на это было инициировано создание нового конкурса на разработку легкого многоцелевого самолета с обновленным техническим заданием. Новый самолет, получивший название ЛМС-901 «Байкал», должен был соответствовать современным требованиям и ожиданиям, а также быть более адаптированным к условиям эксплуатации в России.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/kak_vozrozhdayut_maluyu_aviatsiyu_s_pomoshchyu_lms901_baykal_i_ne_derzhat_li_nas_za_durakov_13406810?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

О том как важно уметь считать

Замену - ЛМС-901 «Байкал» нам показали еще 2,5 года назад. Но одно дело показать на вставке, другое - серийно производить и эксплуатировать. Между тем еще в феврале 2022 году региональная краснояркая авиакомпания «КрасАвиа»  и разработчик ЛМС-901 подписали договор на поставку 10 машин начиная с 2025 года.
С февраля 2022-го изменилось, как мы помним, примерно все. Но в политику и сводку мы сейчас не полезем. Нам хватит и экономики в лайт-режиме.

В разработку и запуск производства ЛМС-901 «Байкал» было вложено около 5 миллиардов рублей. Однако стоимость одного самолета возросла с 120 миллионов рублей в 2019 году до 455 миллионов в 2024-м. Основной причиной роста себестоимости стали, разумеется, значительные изменения цен на материалы и комплектующие. Все подорожало в несколько раз, утверждают авиапроизводители и эксперты области.
Между прочим 120 миллионов — это цена базовой версии самолета. Если авиакомпания решает добавить дополнительное оборудование, производитель должен учитывать дополнительные расходы на его разработку и испытания более сложной модели.Авиакомпании и потенциальные пассажиры, скажем так, были обескуражены.
Но пришли отличные новости: стоимость самолета «Байкал» значительно снизилась после поручения Владимира Путина, озвученного на Восточном экономическом форуме, который проходил с 3 по 6 сентября. Если до форума озвученная цена самолета составляла 455 миллионов рублей, но то вскоре после она упала до 260 миллионов. Вице-премьер и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев объяснил это снижение тем, что поручение президента России оказывает «магическое влияние» на ситуацию.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/kak_vozrozhdayut_maluyu_aviatsiyu_s_pomoshchyu_lms901_baykal_i_ne_derzhat_li_nas_za_durakov_13406810?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

Если б я была котом я бы тут написала "Хоба!". Но я не кот, поэтому пойду помою руки после чтения о фокусах с ценами когда все то дорожает в три раза, то дешевеет почти вдвое и мы продолжим.

Продолжаем удивляться

Одним из значительных изменений стало сокращение длины взлетно-посадочной полосы для «Байкала» в три раза — с 1 050 метров до 350 метров. Это требование призвано сделать самолет более универсальным и доступным для эксплуатации на малых и грунтовых аэродромах, что особенно важно для регионов с ограниченной инфраструктурой. Президент России поручил правительству обеспечить рост числа пассажиров на внутренних рейсах до 4 миллионов в год к 2030 году, что также подчеркивает актуальность разработки нового воздушного судна.
ЛМС-901 «Байкал» предназначен для использования на местных воздушных линиях и выполнения разнообразных авиационных задач. Еще раз: он создается как замена знаменитому «кукурузнику» Ан-2, который пользовался большой популярностью благодаря своей способности взлетать с коротких дистанций — всего 30 метров.

Понятно. 5 лет создавали самолет, которому на посадку нужно больше километра, а теперь за год его же "научат" тормозить на дистанции втрое меньшей.
Отечественное ноу-хау и российские конструкторы - большие профессионалы, но боже мой, как интересно, тормозной парашют прикрутят? Или он будет садиться с помощью системы крюка и тросов как Су-33 -  на палубу "Кузнецова"?

Минутка маркетинга и ЛТХ

Новый самолет будет меньше по размерам, быстрее и сможет дольше находиться в воздухе без необходимости дозаправки. При этом разработчики уверяют, что надежность и универсальность «Байкала» не уступят его предшественнику.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/kak_vozrozhdayut_maluyu_aviatsiyu_s_pomoshchyu_lms901_baykal_i_ne_derzhat_li_nas_za_durakov_13406810?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

Самолет должен эксплуатироваться в различных условиях, включая грунтовые аэродромы, для чего было разработано специальное трехточечное шасси с хвостовым колесом. В отличие от Ан-2, который имел низкоплановую конструкцию, «Байкал» будет высокопланом с одним верхним крылом. Это позволит уменьшить его вес до 2040 кг по сравнению с 3400-3690 кг у Ан-2, увеличить максимальную скорость до 300 км/ч (вместо 190 км/ч у предшественника) и снизить расход топлива — точные данные о снижении будут известны после летных испытаний с использованием отечественного двигателя.
В качестве силовой установки для самолета ЛМС-901 «Байкал» поначалу предполагался иностранный двигатель от General Electric — H80-200. Он и стал основным «тормозом» проекта. Планируется его замена на российский двигатель ВК-800. Этот двигатель разрабатывается компанией «ОДК-Климов» и является единственным проектом силовой установки, который был создан «с чистого листа» за последние два десятилетия. Разработка турбовального двигателя ВК-800 началась в начале 2000-х годов, и он предназначен для вертолетов малой грузоподъемности.
Конструкция ЛМС-901 «Байкал» выполнена преимущественно из алюминия. Использование современных композитных материалов оказалось затруднительным из-за сложности их изготовления и потребности в импортном оборудовании.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/kak_vozrozhdayut_maluyu_aviatsiyu_s_pomoshchyu_lms901_baykal_i_ne_derzhat_li_nas_za_durakov_13406810?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

Одной из самых актуальных тем для отечественного авиастроения остается вопрос авионики. На самолетах SSJ-100 и МС-21 возникли серьезные проблемы из-за зависимости от иностранных комплектующих. Однако для ЛМС-901 планируется установка современного цифрового комплекса бортового радиоэлектронного оборудования из отечественных материалов. В рамках проекта импортозамещения была разработана система УКБО-42, которая должна быть использована на новом самолете, что станет значительным шагом вперед в обеспечении независимости российской авиации от зарубежных технологий.

Как мы строили, строили и пока не построили

12 сентября 2019 года Минпромторг России определил «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА) как разработчика нового самолета. На Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2021) состоялась первая живая демонстрация нового «внедорожника» для малой авиации, что вызвало интерес у специалистов и потенциальных клиентов.
Согласно планам правительства, к 2030 году должно быть выпущено 139 самолетов «Байкал». Первоначально поставки ЛМС-901 планировались на 2025 год, однако согласно комплексной программе развития авиационной отрасли России до 2030 года, в следующем году предполагается поставить пять самолетов «Байкал», а затем по 25 машин в год до 2029 года и 34 машины в 2030 году. ЛМС-901 является многоцелевым самолетом — он будет сертифицирован как для пассажирских, так и для грузовых перевозок.
Вместимость - 9 человек (класс самолета не позволяет увеличить число пассажиров). Безопасность обещают не хуже, чем на среднемагистральных лайнерах.

Первый вице-премьер Денис Мантуров в сентябре текущего года заявил о целевом сроке завершения создания «Байкала» — 2026 год. Смещение сроков связано с необходимостью импортозамещения как двигателя, так и винта из-за ухода иностранных компаний из российского рынка.

Источник статьи и вся инфографика по теме https://vistat.org/art/kak-vozrozhdajut-maluju-aviatsiju-s-p...

Показать полностью 4
96

Почему столько задержек с двигателем ПД-14 для импортозамещенного МС-21?1

Причина в том, что в области отечественного авиационного двигателестроения он стал самым масштабным за последние несколько десятилетий. Эксперты и причастные лица были заинтригованы этой работой.
Вот честно, пишу и не верю.
А все потому, что сегодня всплыла очередная новость с изменением характеристик - конечно, в меньшую сторону. Говорили, будет летать на 5100 км, а он только на 3830 сможет. Минус 25% к дальности.

Объединенная авиастроительная корпорация официально подтвердила то, о чем авиационное сообщество говорило шепотом: флагман российского авипрома, самолет МС-21-300, серьезно «похудел» в дальности. Падение на четверть — это не просто цифра, это красноречивый симптом глубоких проблем.
Чиновники находят объяснения. В «Ростехе» заявили, что ранее указывали «проект будущего», а теперь говорят о реальной машине. Подчеркивается, что лайнер и так перевыполнил техзадание 2009 года, а получившаяся дальность покрывает 80% российских маршрутов. Логика есть, но она пахнет оправданием.
Реальность такова: импортозамещение далось ценой утяжеления планера. После замены западных композитов на отечественные самолет, по данным СМИ, потяжелел на шесть тонн. Физику не обманешь: больший вес при той же тяге означает меньшую дальность. Обещания «довести до ума» в будущем сталкиваются с суровой практикой — первый полет полностью импортозамещенной версии уже больше года переносится, а авиакомпании остаются без нового лайнера.
Для перевозчиков это не просто статистика. Прямой рейс из Москвы в Иркутск или на курорты Турции становится рискованной авантюрой. Снижение дальности — это сужение маршрутной сети, потеря гибкости и, в конечном счете, денег.
Таким образом, МС-21 из символа технологического прорыва рискует превратиться в сложный компромисс. Плата за суверенитет оказалась высокой, измеренной в тысячах непройденных километров. И пока самолет не взлетел, этот компромисс остается главным вопросом к создателям, ответ на который определит будущее всей российской гражданской авиации.

Используемые в ПД-14 технологии

Необычность проекта в том, что при его реализации создали профильные группы. У каждой было свое направление, поэтому эффективность работы оказалась максимальной. К разработке были привлечены специалисты разных предприятий ОДК и отраслевых институтов. На этапе конструирования «демонстратора» произошло событие, определившее будущее силовой установки. На этой стадии конструкторы смогли отработать технологию изготовления пустотелой титановой лопатки вентилятора. Они использовали инновационный метод сверхпластической формовки и диффузионной сварки. В освоении технологии участвовали разные специалисты: ЦИАМ им. П. И. Баранова, ОДК-Авиадвигатель, ОДК-УМПО и т.д.
Еще одной сверхважной задачей стало создание турбины низкого давления ТНД). Здесь ключевую роль сыграли опыт и знания конструкторов и Перми и Уфы. Именно они выбрали перспективное направление для работы среди двух имеющихся: · минимальное количество ступеней при максимальных размерах самой турбины; · как можно больше ступеней и меньший диаметр турбины. В итоге конструкторы выбрали проверенный подход с большим количеством ступеней и умеренными габаритами элемента. Это позволило добиться отличного сочетания силовой отдачи и экономичности на крейсерском режиме. Еще один уникальный момент — одновременная работа ОДК-Авиадвигатель над мотором ПД-14 и мотогондолой. Таких примеров отечественная сфера двигателестроения ранее не знала. Опыт оказался удачным. Конструкторы решили не использовать популярный на то время распашной тип реверсивного устройства. Другой инновацией стало внедрение электропривода, который также был создан в России компаниями «Диаконт» и «Электропривод».

Упомянутые выше пустотелые лопатки вентилятора позволили значительно снизить массу силовой установки. Для их изготовления была проведена колоссальная по объему и содержанию работа. Специалистам удалось получить изделия, имевшие минимальную массу и способные выдерживать колоссальные нагрузки.

Научное обоснование выбранных инженерных решений

У двигателя ПД-14 высокая степень двухконтурности (8.5), что нехарактерно для подобных агрегатов. Но тогда почему было выбрано подобное решение? Все дело в ценах на топливо! ВАЖНО: Степень двухконтурности — это соотношение расхода воздуха, проходящего через внешний контур и турбину. При равных условиях этот показатель напрямую влияет на тягу двигателя. Увеличить тягу силовой установки можно двумя способами. Рассмотрим каждый из них: 1. Повышение скорости реактивной струи. При увеличении этого показателя в 2 раза кинетическая энергия возрастает в 4 раза. 2. Увеличение массы реактивной струи. Здесь изменения показателей пропорциональны. То есть если масса струи увеличится вдвое, то и энергия станет x2. Фактически при идентичных характеристиках тяги можно получить кинетическую энергию струи с кратной разницей.

Если идти по пути увеличения кинетической энергии струи, то неизбежно повышение расхода топливо. В нынешних реалиях это экономически невыгодно, и ситуация вряд ли когда-нибудь изменится. Поэтому необходимо одновременно снизить скорость струи и повысить ее массу. Здесь на первый план выходит второй контур, который забирает определенный процент энергии турбины и формирует тягу струи во внешнем контуре. При таких вводных скорость струи понижается, ее масса растет и увеличивается тяга. И все это происходит при уменьшении расхода топлива!

У высокой двухконтурности есть и обратная сторона. Она негативно влияет на максимальную и крейсерскую скорость, а также на тягу ВС с увеличением высоты. Поэтому раньше конструкторы предпочитали иметь низкую двухконтурность при высоких других показателях (скорости, тяге и «аппетитах» двигателей). Но сейчас приходится думать об экономичности. ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ: У ПД-14 на крейсерском режиме движения (скорость 0.8 М и высота 11 тыс.м.) тяга сильно падает с высотой и равняется 2430 кг.

Используемые материалы

Для изготовления двигателя выбраны особые никелевые и титановые сплавы, имеющие высочайшую прочность. Сама мотогондола на 2/3 выполнена из отечественного композита. Все это в комплексе позволяет значительно снизить итоговую массу силовой установки. ФАКТ: При создании ПД-14 нашли практическое применение около двух десятков инновационных российских материалов. В частности, для изготовления дисков 6-8 ступеней применялся новейший никелевый гранульный сплав. А лопатки турбин сделали из облегченного интерметаллида титана.

Про весь ужас вокруг МС-21, а также инфографика по МС-21 и ПД-14 - здесь https://vistat.org/art/pochemu-stolko-zaderzhek-s-dvigatelem...

Показать полностью 3
15

10 фактов о военном параде 7 ноября 1941 года, который шел не по плану

Парад на Красной площади 7 ноября долгие годы был традицией и главным событием празднования годовщины революции, а парад 1941 года по силе воздействия можно приравнять к важнейшей военной операции по силе воздействия.
7 ноября – памятная дата отечественной военной истории. В этот день в 1941 году на главной площади страны состоялся традиционный военный парад в честь годовщины Октябрьской революции. Осенью 1941 года парад готовили разгар битвы за Москву. Клин, Крюково - именно там в ноябре 41-го шли одни из самых ожесточенных боев. По документам парад значился  как "Операция войск московского гарнизона", подготовка шла в обстановке строжайшей секретности.
Утром 7 ноября более 25 тысяч советских солдат, пехотинцев и ополченцев отправились с Красной площади прямо на передовую.
Но не все прошло гладко. Об этом - наш рассказ.

Мороз вместо немецкого наступления

В преддверии 24-ой годовщины Революции советская страна находилась в тяжелом положении. Немецкие войска опережающим своими успехами шагом приближались к Москве с севера и запада. В конце сентября они начали операцию "Тайфун" и довольно быстро подошли к Москве. Однако благодаря огромным усилиям солдат и ополченцев, противник был остановлен. К концу октября в боевых действиях следовала пауза. Сначала октябрьская распутица серьезно задержала танки вермахта, но в ноябре наложился мороз. Немецкие войска предприняли следующую попытку возобновить наступление 15 ноября, однако попытка эта оказалась последней. В Москве уже выпал первый снег...

Станция "Маяковская" вместо Большого Театра

Накануне парада на "Маяковской" организовали охрану, сам зал радиофицировали - здесь. В вестибюле станции, способном вместить 2 тысячи человек, и проходило торжественное заседание Моссовета, посвященное 24-й годовщине Октября. Большой театр к тому времени уже был заминирован.
По завершении торжественного собрания, около 23:00, командующий парадом Павел Артемьев сообщил своим командирам о предстоящем военном параде на Красной площади. Так участники парада узнали о его проведении за 9 часов до его начала.

Семен Буденный вместо Георгия Жукова

Принимать парад должен был генерал Георгий Жуков, чьи войска защищали столицу. Однако ему пришлось остаться на командном пункте, и на Красной площади его заменил маршал Семён Буденный. Он выехал на коне в восемь утра под звуки курантов, проезжая через ворота Спасской башни Кремля. Командовал парадом генерал-лейтенант Артемьев.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/10_faktov_o_voennom_parade_7_noyabrya_1941_goda_kotoryiy_shel_ne_po_planu_13368443?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

Времени на полноценную подготовку не оставалось

Обычно для подготовки мероприятия такого уровня войскам требуется 2-3 месяца. В 1941 году решение о проведении парада принималось на совещании с участием членов политбюро и военачальников 28 октября. То есть, на подготовку оставалось чуть больше недели, и проводить ее следовало в  строжайшей секретности. Пройти по брусчатке Красной площади должны были войска Московского гарнизона, с фронта людей не снимали.
Строевые занятия будущих участников парада проводили в лучшем случае на импровизированных плацах, в обычной же ситуации - прямо на боевых позициях. При этом никто, кроме высших чинов, не был уведомлен об истиной причине таких "учений". Официально большинство участников парада узнали о его проведении лишь за несколько часов до начала.

Пурга вместо самолетов над столицей

В те памятные дни Москва страдала от нещадных бомбардировок. Именно поэтому участие в параде, намеченном на 7 ноября 1941 года, оставалось под сомнением вплоть до 6 ноября. Штормовая погода создала густую облачность, что сделало невозможным для немецких бомбардировщиков вести боевые действия в небе. В день парада снег продолжал бесконечно падать, добавляя к атмосфере напряженности и неопределенности. Планировалось, что в торжествах примут участие 300 самолетов, но, увы, погодные условия не позволили авиации участвовать в этом важном событии. Несмотря на это, оборонительные силы Москвы смогли отразить атаки противника, сообщив о 34 сбитых вражеских самолетах на подступах к городу.

Речь Сталина - но не 7-го, а 27-го ноября

Прохождение бойцов и военной техники снимали на кинопленку. Правда, киногруппа Марка Трояновского опоздала к началу и пропустила речь Сталина. Пропуска выписывали в 2 часа ночи, оператору велели прибыть на место заранее, выставить аппаратуру и ровно в 10 начать работу. Но начало парада перенесли на 8 утра, о чем киногруппу не предупредили заранее. В итоге они прибыли на место когда пехота уже прошла и удалось запечатлеть лишь ее "хвост", удались кадры с кавалерией, танки, а вот выступление Сталина никто не снял.
Решение о том, что Сталин вторично произнесет свою речь, приняли лишь спустя 10 дней, а 27 ноября наконец состоялась съемка в Георгиевском зале.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/10_faktov_o_voennom_parade_7_noyabrya_1941_goda_kotoryiy_shel_ne_po_planu_13368443?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

Танки с завода, из прошлого и прямиком с фронта

160 танков из 31-й и 33-й танковых бригад проехало по Красной площади:  КВ-1, Т-34, Т-60 и БТ-7. На параде использовались новые модели, 7-го же ноября они были отправлен на фронт.
Кстати, один образец танка Т-35 можно встретить на фотографиях вместе с другими участниками парада, хотя такие машины официально не принимали участие в параде. "Тридцать пятые" выпускали в СССР во второй половине 1930-х и к началу Великой Отечественной они  пребывали в статусе "техники вчерашнего дня", были малоэффективны в боях с немецкими войсками.
Зато "Климы Ворошиловы" были новенькие, что говорится, в заводской смазке: по распоряжению Сталина батальон тяжёлых танков КВ-1 прибыл прямо с завода.
Не обошлось без курьеза: замыкавшие колонну два Т-34, дойдя до трибуны, развернулись и поехали в обратном направлении. Оказалось, на скользкой брусчатке их товарищи забуксовали, экипаж передал по радио: "У нас полный стоп!" и тогда два танка, проходя мимо Мавзолея, развернулись обратно.  Все три экипажа прибыли прямо с фронта и по признанию танкистов, сработала привычка - забыв о параде,  танкисты, они устремились на помощь к застрявшим в снегу товарищам.

Музыканты из Горького оказались в Манеже

Только 2 ноября  капельмейстеру дивизии им. Дзержинского Василию Агапкину сообщили, что он назначен главным дирижером парада. Необходимо было собрать сводный оркестр. К тому времени большая часть музыкантов из штатного сводного оркестра находилась в воинских частях гарнизона а часть ушла на фронт. Оркестр собирали спешно, из личного состава полковых оркестров 1, 2, 3 и 10-го полков Московского военного округа, кавалерийского полка гарнизона Москвы, Московского миномётно-артиллерийского училища имени Леонида Красина. Также в Москву в полном составе прибыл военный оркестр из Горького.
До парада оставалось времени всего но 3 репетиции - они шли в Хамовниках, в манеже, где ранее проводили конные состязания. Именно туда же приезжал заместитель наркома обороны СССР маршал Семен Буденный, чтобы объезжать коня под звуки маршей.

Не один парад, а целых три

Одновременно с Москвой парады прошли в Воронеже и Куйбышеве. Выбор городов закономерен - в Куйбышев был выбран "резервной столицей", сюда эвакуировали наркоматы.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/10_faktov_o_voennom_parade_7_noyabrya_1941_goda_kotoryiy_shel_ne_po_planu_13368443?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

Интересно, что здесь авиация в небо поднялась, единственный раз в ходе торжественных маршей за все время войны. Воронеж, где находилось командование Юго-Западного направления и фронта также получил свой парад утром 7 ноября - его участники также уходили с городской площади на фронт. Те три парада принимали три первоконника страны: в Москве — Буденный, в Куйбышеве — Ворошилов, в Воронеже — Тимошенко.

Безопасность обеспечили, разрядив оружие

Чтобы обезопасить товарища Сталина и его соратников от возможной угрозы во время их присутствия на трибуне Мавзолея, все огнестрельное оружие, предназначенное для участников парада, было заранее разряжено. В винтовках и автоматах рядовых солдат, в пистолетах и револьверах командиров не осталось патронов. С танков и зарядных ящиков артиллерийских орудий были извлечены все снаряды.
В число почти 30 тысяч участников парада большую часть составили военнослужащие, подчиняющиеся наркомату внутренних дел.
По Красной площади в тот исторический день торжественно промаршировали подразделения 1-й и 2-й мотострелковых дивизий особого назначения войск НКВД – это была пехота, кавалерия, а также артиллерийские расчеты.

Парад на Красной площади  продолжался немногим более часа, его транслировали на весь мир. Для германского руководства парад был полной неожиданностью - о русском параде он узнали вместе со всем миром благодаря радиотрансляции с Красной площади. Гитлеру не посмели доложить о происходящем, он сам, случайно включив приёмник, услышал трансляцию на русском языке звуки военных маршей.
Этот парад стал особенным, поворотным моментом в истории России, а также Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Источник статьи и инфографика по теме: https://vistat.org/art/10-faktov-o-voennom-parade-7-nojabrja...

Показать полностью 4

Как крупные гидроэлектростанции создают проблему экологии и обществу?

Крупные ГЭС вызывают массовое переселение жителей, затопление земель, уничтожая экосистемы и сельхозугодья. Хотя дамбы и очистка ложа снижают ущерб, последствия остаются тяжелыми: гибнут леса, снижается плодородие почв, страдает рыбное хозяйство.

Человек vs Природа: цена прогресса

Современное общество, потребляя всё больше ресурсов, радикально меняет планету. Урбанизация, вырубка лесов и истощение водных запасов — последствия нашего роста. Природа не успевает восстанавливаться, а экономическая выгода часто оборачивается экологической катастрофой. Яркий пример — гигантские ГЭС, которые, обеспечивая «чистую» энергию, вызывают острые споры. Гидроэнергетика — лидер среди возобновляемых источников, давая до 65% мировой электроэнергии. Но мегапроекты несут риски: затопление земель, переселение людей, гибель экосистем. Прогресс требует баланса: как сохранить природу, не жертвуя развитием? Вопрос остаётся открытым.
Спрос на энергию растёт, но привычные ГЭС всё чаще становятся угрозой для речных экосистем. Особенно уязвимы богатейшие бассейны планеты — их биоразнообразие может быть уничтожено крупными плотинами. Однако просто отказаться от гидроэнергетики невозможно: она остаётся ключевым звеном в «зелёной» энергетике. Выход — в радикальном переосмыслении подхода. Необходима новая модель, которая объединит энергетику, водные ресурсы и сельское хозяйство, а также будет учитывать трансграничные последствия. Только так гидроэнергетика сможет сохранить свою роль, не превращаясь в источник экологических катастроф.

Массовое переселение жителей и утрата памятников

В 1940-х при создании Рыбинского водохранилища был полностью затоплен старинный город Молога — редкий случай, когда поселение не перенесли, а стерли с лица земли. 20 тысяч жителей расселили по разным городам, лишив их малой родины. Планы переселения, начатого в 1936 году, оказались утопичными: вместо нескольких месяцев процесс растянулся на 4 года. Под воду ушли 169 деревень, 35 колхозов и сама Молога, откуда вывезли 800 домов. Люди теряли не только жилища, но и связь с предками — могилы остались на дне рукотворного моря.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/kak_krupnyie_gidroyelektrostantsii_sozdayut_problemu_yekologii_i_obshchestvu_13355041?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

А по данным 2007 года, Китай переселил рекордные 22,9 млн человек для реализации масштабных водных проектов. Лидером по числу перемещённых стала ГЭС «Три ущелья»: до её полного запуска в 2012 году пришлось переселить свыше 1,4 млн жителей – целые города и сёла исчезли под водами водохранилища.
Еще один пример отрицательного влияния - плотина Ататюрка на реке Евфрат. Хотя этот гидроузел обеспечил Турцию электроэнергией и оросил засушливые земли, его строительство привело к невосполнимым культурным потерям. Под водами водохранилища навсегда исчезли:

  • руины античного города Самосата - родины знаменитого писателя Лукиана; 

  • уникальные наскальные рисунки возрастом 2,5 млн лет, обнаруженные лишь в 2018 году при временном снижении уровня воды.

Этот случай наглядно показывает, как масштабные гидропроекты могут стирать с лица земли бесценные свидетельства древних цивилизаций.

Загрязнение местности

Гидроэлектростанции – не только источники энергии, но и мощные загрязнители. Водохранилища превращаются в гигантские отстойники, накапливая:

  • химические стоки; 

  • биологические и бактериальные загрязнения;

  • органику и механический мусор; 

  • тепловые сбросы.

Особую угрозу представляют катастрофы – прорывы плотин или сбросы донных отложений. Последствия таких ЧП непредсказуемы: гибнет экосистема, питьевая вода становится опасной, страдает сельское хозяйство. Парадокс заключается в том, что создавая "зелёную" энергетику, мы получаем "грязные" водоёмы, ставя под удар целые регионы.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/kak_krupnyie_gidroyelektrostantsii_sozdayut_problemu_yekologii_i_obshchestvu_13355041?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

Экологическая тревога прозвучала на из Китайского города Ухань: гигантская плотина "Три ущелья" превратила 600-километровую зону вдоль Янцзы в зону экологического бедствия. Учёные ещё на стадии проекта предупреждали о рисках, но высшее руководство Китая проигнорировало эти предостережения, сделав ставку на престижный объект.
Сегодня последствия налицо: застойные воды водохранилища регулярно цветут, превращая некогда могучую реку в мутный котёл. Промышленные стоки с береговых предприятий только усугубляют ситуацию, создавая гремучую смесь токсинов.
Эксперты бьют в набат: "Без экстренных мер катастрофа неизбежна!" Этот проект стал наглядным уроком того, как политическая воля может перевесить голос разума, а грандиозные стройки века — обернуться экологическим проклятием для целых регионов.

Рыбы под ударом: как ГЭС губят речные экосистемы

Строительство плотин оборачивается экологической трагедией для речных экосистем. Водохранилища буквально душат жизнь - пересыхают притоки, мелеют ручьи, деградируют русла рек. Регулируя сток, ГЭС создают неестественные условия: то обезвоживая, то переполняя водные артерии.
Особенно страдают рыбы - их популяции не выдерживают таких нагрузок. Миллионы особей гибнут, не сумев приспособиться к искусственному режиму. Природа платит высокую цену за наши киловатты, а последствия этого вторжения ощущаются на протяжении всей речной системы.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/kak_krupnyie_gidroyelektrostantsii_sozdayut_problemu_yekologii_i_obshchestvu_13355041?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

По мнению экспертов строительство гидроэлектростанции Три Ущелья крайне негативно сказалось на экологии, в частности на флоре и фауне рек. И хотя власти Китая активно работают над защитой и восстановлением экосистемы реки Янцзы, что, согласно специалистам, может частично компенсировать ущерб, нанесенный плотиной. Тем не менее, одной из серьезных экологических проблем стало блокирование миграции осетровых рыб. В ответ на эту ситуацию китайские власти недавно выпустили в реку десять тысяч искусственно выращенных осетровых, надеясь на восстановление их популяции в ближайшие годы. Такой шаг может помочь вернуть осетровых к нересту и поддержать баланс в экосистеме Янцзы, что подчеркивает важность борьбы с негативными последствиями масштабных строительных проектов.

Неожиданный источник парниковых газов

Последние исследования разрушают миф об экологичности ГЭС. Оказалось, водохранилища выделяют огромное количество парниковых газов - от 1 до 28% от общемировых выбросов. Виной всему - гниение органики, поступающей с водосборных территорий.
Под угрозой оказался главный козырь гидроэнергетики - её "чистый" имидж. Выяснилось, что выделяемые водохранилищами метан и CO₂ могут сводить на нет преимущества перед ископаемым топливом. Особенно тревожит повсеместность проблемы: от Арктики до тропиков все крупные водоёмы демонстрируют аналогичный эффект.
Учёные настаивают: при оценке новых проектов необходимо учитывать этот скрытый фактор. Без тщательного изучения водосборных площадей мы рискуем получить не "зелёную" энергетику, а новый источник климатических проблем.

Исследования выявили, что гидроэлектростанции, изначально рассматриваемые как экологически чистый источник энергии, на самом деле являются значительными источниками парниковых газов, выбрасываемых водохранилищами. Гниение органических веществ в водосборных территориях приводит к образованию метана и CO₂, что подрывает имидж гидроэнергетики как "зеленой" альтернативы ископаемым видам топлива. К тому же, строящиеся плотины наносят ущерб экосистемам, нарушая естественный режим стока и угрожая биоразнообразию речных систем. Необходимость тщательного анализа экологических последствий при реализации таких проектов становится критически важной для предотвращения экологических катастроф.

Источник статьи и вся инфографика https://vistat.org/art/kak-krupnye-gidroelektrostantsii-sozd...

Показать полностью 3
6

Болдинская осень. Карантин и любовь на страже творческого взлета А.С.Пушкина

Утром 31 августа 1830 года Пушкин покидает Москву и минуя Владимир, Арзамас, Муром, Лукоянов едет в имение отца, село Большое Болдино Нижегородской губернии. До Болдино 500 верст и почти четыре дня пути.
В мае 1830-го Пушкиным было получено согласие на свадьбу от матери Натальи Гончаровой. Перед свадьбой Пушкину предстояло решить множество финансовых вопросов: нужны были средства на саму церемонию и на организацию будущего совместного хозяйства.

Дела как Гончаровых, так и Пушкиных были весьма нестабильными. У Натальи Николаевны не было приданого, что крайне беспокоило ее родителей, которые не желали видеть свою дочь бесприданницей. Все лето прошло в заботах и хлопотах. 27 июня отец поэта Сергей Львович Пушкин официально передал своему сыну часть села Кистенева, расположенного неподалеку от Болдина, а также двухсот крестьян. Теперь Пушкину предстояло вступить в права владения, что означало поездку в Болдино.
Вечером 26 августа Пушкин оказался на балу у Гончаровых, приуроченном к празднованию именин Натальи Ивановны и Натальи Николаевны, родившихся 25 и 26 августа соответственно. На следующий день, 27 августа, будущая свекровь устроила такой разнос, что Пушкин не увидел иного выхода, как вернуть Наталье Николаевне ее обещание выйти за него замуж. Он отправил невесте письмо, начинавшееся словами: "Je pars pour Нижний, incertain de mon sort..." – "Я уезжаю в Нижний, не зная, что меня ждет в будущем. Если ваша матушка решила расторгнуть нашу помолвку, а вы согласны с этим, то я подчинюсь всем ее доводам, даже если они окажутся столь же беспочвенными, как вчерашняя сцена и оскорбления, которые она мне адресовала."
Село Большое Болдино расположено в 230 километрах от Нижнего Новгорода. Род Пушкиных владел этим местечком еще со времен правления Ивана Грозного. Первые жители начали осваивать Болдино в первой половине XVI века, и первоначальное название – Ель Болдино – вероятно, имеет татарские корни. Вскоре название сократилось до Еболдино. В начале XVII века Болдино упоминалось как деревня, но уже в 1619 году статус местности повысился до села. С этого момента его стали называть "Болдино", а позднее – "Большое Болдино".

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/boldinskaya_osen_karantin_i_lyubov_na_strazhe_tvorcheskogo_vzleta_aspushkina_13340959?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

В 1585 году за успешные переговоры с польским королем царю был пожалован воевода Евстафий Михайлович Пушкин, который получил земли на условии службы. Его троюродный племянник Иван Федорович Пушкин, принимавший участие в Нижегородском ополчении под эгидой Минина и Пожарского, получил эти земли в наследство. В 1742 году имение перешло к деду поэта, Львову Александровичу. Кроме Болдина, Пушкиным принадлежали село Кистенево и деревушка Малое Болдино. В начале XIX века имение было разделено между Сергеем Львовичем и Василием Львовичем Пушкиными – отцом и дядей поэта.
20 августа 1830 года настигла печальная весть — ушел из жизни Василий Львович Пушкин, дядя поэта. В связи с этим трагическим событием дата свадьбы была отложена, и 31 августа Александр Сергеевич покинул Москву, направляясь в Болдино.
Отправляясь в путь, он уже знал о надвигающейся беде: эпидемия холеры охватила Астраханскую и Саратовскую губернии, приближаясь к Нижнему Новгороду. Эта страшная болезнь вскоре разразится на всю страну, принеся с собой множество страданий, и продлится семь лет. Несмотря на ужасные обстоятельства, осенью 1830 года в нижегородской изоляции Пушкин создал не только известные каждому шедевры, но и 18 писем, которые сегодня помогают нам восстановить атмосферу той самой Болдинской осени, как cказал бы он сам, вопреки всем невзгодам.
Почта в то время проходила через строгую дезинфекцию; все письма прокалывались прутом или шпагой, чтобы можно было окуривать их серой или хлором. Очень многие письма того времени стали свидетельством того, как среди серых будней и карантина поэт находил возможности для творческого вдохновения.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/boldinskaya_osen_karantin_i_lyubov_na_strazhe_tvorcheskogo_vzleta_aspushkina_13340959?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

Эта Болдинская осень считается одним из наиболее плодовитых периодов в жизни Пушкина. По его собственным словам, осенний творческий "запой" охватывал его в течение всего лишь двух-трех недель в году. Но на этот раз, вдали от привычной суеты, в условиях изоляции, он ощутил прилив вдохновения. Причины были не только в осенних пейзажах, но и в разлуке с невестой, изменившей ритм его жизни. Пушкин планировал быстро вернуться и занимался лишь делами, поэтому не взял с собой рабочие тетради и рукописи. Вместо этого у него были сборники поэзии Милмана, Боулза, Уилсона, стихи Кольриджа, Шелли и Китса, а также вторая часть «Истории русского народа» Николая Полевого и антология афоризмов Жан-Поля. Эти книги стали для него не только пищей для ума, но и источником новых замыслов.
Круг общения Пушкина в Болдине был ужасно ограничен. Он редко выбирался в соседнее имение к княгине Голицыной, чтобы узнать последние новости о карантине. Не имея возможности развлечься, поэт погрузился в творческую работу. В родовых землях Нижегородской губернии он прежде никогда не бывал и о плачевном состоянии имения ничего не знал. Усадьба Пушкиных в этом захолустном Болдине представляла собой старый одноэтажный дом, окруженный пустырем, лишь с маленьким прудом и несколькими деревьями поблизости. Из окон открывался безрадостный вид на соломенные крыши крестьянских изб.
В первые дни в изоляции самыми настоящими собеседниками Пушкина стали местные крестьяне. Они приходили к нему жаловаться на непутевого управляющего, не стесняясь называть его "курчавым барином". Село Болдино, где проводил свои дни поэт, насчитывало более 220 десятин земли и 330 крестьянских дворов, где проживало 2282 человека. В то время имение его отца состояло из 500 дворов и насчитывало тысячу душ, а земли тянулись на 6000 десятин, включая пахотную, луговую и под лесом.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/boldinskaya_osen_karantin_i_lyubov_na_strazhe_tvorcheskogo_vzleta_aspushkina_13340959?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

В усадьбе он столкнулся с одноэтажным господским домом, прудом и рядом примыкающих построек — конюшней, баней и вотчинной конторой. Неподалеку возвышалась каменная церковь Успения с зелеными куполами и белоснежной колокольней, добавляя традиционной русской глубины к этому тихому уголку.
По приказанию губернского начальства Пушкину в Болдине довелось заниматься санитарным просвещением: он проводил с болдинскими крестьянами беседы о холере.
Осень в изоляции подарила Александру Сергеевичу Пушкину необычайное плодородие, обернувшись настоящей литературной жатвой. За короткий промежуток времени, три месяца его "болдинского сидения", поэт сотворил целых 58 произведений, каждое из которых резонировало разнообразием стилей, жанров и тем. Эти осенние три месяца навсегда останутся запечатлены в памяти литературы как период удивительной творческой активности, когда каждое утро приносило новые идеи и образы.
В Болдине Пушкин напишет 32 стихотворения, цикл рассказов "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", "Маленькие трагедии", "Сказку о попе и работнике его Балде",ряд публицистических статей о состоянии критики для "Литературной газеты". Наконец, будет закончен многострадальный "Евгений Онегин".

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/boldinskaya_osen_karantin_i_lyubov_na_strazhe_tvorcheskogo_vzleta_aspushkina_13340959?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

О внелитературных увлечениях Пушкина в тот момент известно не так много. Нижегородский журналист и краевед А.И. Звездин пытался выяснить эту загадку, опрашивая старожилов села. Одним из ярких свидетелей был стоящий на пороге вековой истории старик по имени Михей Иванович Сивохин. Он с теплотой вспоминал, как курчавый барин, наш поэт, который завораживал своим обаянием, ежедневно выезжал верхом в соседние Казаринские кусты и в живописную Кистенёвскую рощу. Там он делал записи о местных флоре и фауне: "какие местам звания, какие леса, какие травы растут". По его словам, каждый день для барина готовили кадушку теплой воды, которая служила ему импровизированной ванной — маленьким оазисом уединения, где он мог погрузиться в мысли о возвышенном и прекрасном.
Большое Болдино, местечко, где располагалась родовая усадьба поэта, стало для него не только пристанищем, но и символом творческого вдохновения. Эта усадьба — ныне памятник культуры федерального значения — осталась невредимой в бурные времена революций и войн. Здесь сохранился подлинный господский дом, где жил Пушкин всякий раз, когда приезжал в Болдино. Восстановлены также флигель, представлявший собой вотчинную контору, и хозяйственные постройки, которые вместе с усадебным парком и его старыми прудами продолжают хранить память о пушкинских временах.
В 1929 году болдинский парк был объявлен заповедным, что, несомненно, подчеркивало его культурную и историческую ценность. В тот же год Болдино, до этого рядовое село Лукояновского уезда, получило статус центра Большеболдинского района, став ещё более значимым в глазах потомков.
18 июня 1949 года здесь открыл свои двери Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино». Теперь это место стало не только хранилищем пушкинского наследия, но и источником вдохновения для новых поколений, стремящихся прикоснуться к великому творчеству поэта. Таким образом, Болдино, с его особенно атмосферным очарованием, продолжает хранить тайны и воспоминания о гении, который плодотворно работал среди красот южной русской природы, оставляя нам загадочные строки, полные глубины и вдохновения.

Источник и вся актуальная инфографика по теме: https://vistat.org/art/boldinskaja-osen-karantin-i-ljubov-na...

Показать полностью 5
9

Снова здравствуй, Window 7, мы скучали

Осень 2025 года приготовила IT-рынку сенсацию, больше похожую на анахронизм. Пока Microsoft с пафосом рассказывает о будущем, где Windows 11 превратится в нативную "агентную ОС" с искусственным интеллектом, статистические сервисы фиксируют явление сродни цифровому полтергейсту. Согласно октябрьскому отчету StatCounter, рынок настольных операционных систем пережил настоящий переворот: вопреки всякой логике, 16-летняя Windows 7, официально «умершая» еще в 2020 году, внезапно удвоила свою долю, подскочив до почти 23%.

Этот взрывной рост на фоне падения и Windows 10, и Windows 11 ставит в тупик аналитиков и заставляет задуматься каждого пользователя. Что перед нами? Просто статистическая аномалия, глюк в алгоритмах сбора данных? Или это мощный, пусть и несколько хаотичный, сигнал — симптом глубокого кризиса доверия к политике корпорации? Цифры, какими бы невероятными они ни казались, кричат об одном: пользователи больше не молчат. Они начинают уклоняться, и их вердикт оказывается шокирующе ретроградным.

Картина рынка: цифры, которые заставляют задуматься

Если верить холодным цифрам StatCounter, на рынке операционных систем творится нечто невообразимое. Пока флагманские Windows 10 (33.57%) и Windows 11 (43%) дружно теряют проценты, словно бывшие одноклассники на тонущем корабле, настоящую партизанскую войну начинает система-ветеран. Доля Windows 7, которая еще в августе скромно ютилась на отметке в 3.59%, к октябрю совершила головокружительный прыжок до 22.86% — уровня, невиданного ею с той поры, когда в моде были широкие джинсы, а смартфоны только обретали тачскрины. Этот статистический реванш старожила, похоже, ставит крест на классической теории эволюции софта. Вместо плавного перехода "десятка" → "одиннадцатка" мы наблюдаем эффект ностальгического бумеранга, который бьет прямо в лоб самым смелым прогнозам Microsoft.
Тем временем из прошлого нам приветственно машет Windows 7, которой только что исполнилось 16 лет. Ну что ж, 16-летним кое-где уже и алкоголь можно, и за руль, и жениться.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/snova_zdravstvuy_window_7_myi_skuchali_13318700?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

Конечно, столь фантастическому взлету есть и более приземленные объяснения. Старый добрый скептицизм никогда не бывает лишним, и авторы немецкого портала 3DCenter, давно критикующие StatCounter, призывают не паниковать раньше времени. Они намекают, что мы можем иметь дело с банальной статистической иллюзией, порожденной изменчивой методологией сервиса. Что же скрывается за этим «воскрешением», если отбросить мистику? Возможно, всё прозаичнее. Вспомните тот самый старый компьютер, пылящийся на антресолях. Окончание поддержки Windows 10 могло спровоцировать массовое извлечение таких "цифровых динозавров" из запасов — для простых задач вроде серфинга в интернете или работы с текстами. Или, например, крупный корпоративный парк в каком-нибудь регионе, где бухгалтерия до сих пор верна старому софту, просто усилил свою активность. Таким образом, Windows 7 не столько завоевывает новых адептов, сколько напоминает о своем тихом, но массовом присутствии в тени гигантов. Ирония в том, что самая обсуждаемая ОС октября может быть не триумфатором, а всего лишь статистическим призраком.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/snova_zdravstvuy_window_7_myi_skuchali_13318700?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

Но что, если это не призрак, а самый настоящий протест?

Рост доли Windows 7 все громче начинает походить на коллективное "голосование ногами" против курса Microsoft. Пользователи, кажется, объявили саботаж, и на то есть веские причины.
В противовес всем усилиям Microsoft появляется феномен "верните нам наш 2009-й".

Последствия для рынка и Microsoft

Этот массовый цифровой нонконформизм больно бьет по карману всей индустрии. Производители железа вроде Dell и HP, потиравшие руки в ожидании пост-апдейдного бума, могут остаться с носом: зачем новый ПК, если старая система и так вдруг ожила? Разработчики тоже в недоумении — им теперь приходится поддерживать растущий зоопарк конфигураций: от древних Windows до прогрессивных Linux.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/snova_zdravstvuy_window_7_myi_skuchali_13318700?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

Впрочем, у гиганта еще есть возможности для маневра. Возможно, мы увидим очередное «последнее» продление платной поддержки Windows 10, смягчение требований к следующей Windows или хитрый ход — перевод старых систем в облако Azure. В конце концов, если пользователь так хочет Windows 7, почему бы не подать ему ее… в облачном варианте? Главное — чтобы он продолжал платить.

Так что же на самом деле стоит за этим цифровым реваншем Windows 7? Скорее всего, это не ностальгия, а громкий протестный голос. Пользователи массово голосуют за стабильность, контроль над своим устройством и против навязанных «инноваций», которые лишь усложняют жизнь. Финальный акцент должен заставить Microsoft задуматься. Компании стоит прислушаться к этому сигналу, каким бы неудобным он ни был. Иначе ее амбициозные планы по созданию "агентной ОС" с искусственным интеллектом могут разбиться о стену непонимания и сопротивления. Ведь самая важная аудитория — конечные пользователи — уже демонстративно отвернулась от навязываемого будущего, предпочтя ему проверенное прошлое.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/snova_zdravstvuy_window_7_myi_skuchali_13318700?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

Источник и вся инфографика здесь https://vistat.org/art/snova-zdravstvuj-window-7-my-skuchali...

Показать полностью 5
9

В поисках вечного хранилища для радиоактивных отходов

Речь идет не о сиюминутной катастрофе, а о тихом, невидимом наследстве, которое мы продолжаем копить десятилетиями. Это проблема радиоактивных отходов – неизбежного спутника атомной эры, чье существование бросает вызов самой концепции времени.
В эпоху поиска безуглеродных источников энергии, атомные электростанции переживают новый ренессанс. Их называют «зеленой» альтернативой ископаемому топливу. Однако этот ренессанс имеет и обратную сторону – непрерывное накопление высокоактивных отходов. Проблема усугубляется тем, что многие существующие хранилища, построенные десятилетия назад, морально и физически устарели, создавая риски для экосистем и миллионов людей. Это не просто вопрос экологии, это вопрос глобальной безопасности.

За чистой энергией без выбросов углерода скрывается огромный объём радиоактивных отходов (РАО), которые будут опасны для жизни сотни и тысячи лет. Проблема их хранения и утилизации становится всё острее: по данным МАГАТЭ, в мире накоплено более 400 тысяч тонн отработанного ядерного топлива, и этот объём растёт ежегодно. Пока одни страны строят новые АЭС, другие десятилетиями борются с последствиями прошлых решений.
На фоне климатического кризиса атомная энергетика позиционируется как спаситель – стабильный, безуглеродный источник энергии. Но насколько это правда? Действительно, в момент работы АЭС не производит парниковых газов. Но что происходит с топливом «после»? Отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) – это не пепел, который можно развеять по ветру. Это высокоактивный материал, который сначала годами остывает в бассейнах выдержки прямо на территории АЭС, поглощая собственное тепло распада. Дальнейшая судьба его спорна. Одни страны, как Франция и Россия, выбирают репроцессинг – химическое извлечение урана и плутония для повторного использования. Это сокращает объем отходов, но порождает свои потоки жидких радиоактивных отходов и повышает риски распространения материалов для ядерного оружия. Другие, как США, планируют прямое захоронение.
И здесь возникает главный парадокс. Мы называем технологию «зеленой», но до сих пор не имеем в мире ни одного действующего постоянного хранилища для самых опасных отходов, которые она производит. Все они находятся на временном хранении – по сути, в ожидании решения. Можно ли считать автомобиль экологичным, если у него нет тормозов, а мы просто надеемся, что они когда-нибудь появятся? Атомная энергетика дает нам энергию сегодня, но перекладывает колоссальную часть затрат – финансовых, экологических, технологических – на плечи десятков будущих поколений. Это не «зеленая» энергия. Это энергия в кредит, выданный на сотни тысяч лет. И расплачиваться по этому кредиту придется нашим потомкам.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/v_poiskakh_vechnogo_khranilishcha_dlya_radioaktivnyikh_otkhodov_13310525?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

Озеро Карачай - самое радиоактивное место на Земле

Если искать символ безответственного отношения ядерной индустрии к своей «тени», то лучше озера Карачай не найти. В 1950-х годах советский ядерный комбинат «Маяк», спеша выполнить план по наработке оружейного плутония, начал сбрасывать жидкие высокоактивные отходы в ближайший, ничем не защищенный водоем. Озеро стало гигантским открытым резервуаром с коктейлем из радионуклидов. Его берега со временем «светились» с такой интенсивностью, что час, проведенный там, мог убить человека.
Но вода – не статична. Уровень озера колебался, обнажая радиоактивные донные отложения, которые ветер разносил на километры, заражая все новые территории. Власти десятилетиями пытались «законсервировать» чудовище, которое сами же и создали. Озеро начали засыпать – процесс, растянувшийся на годы. Сегодня над Карачаем возвышается монолит из бетонных блоков, призванный сковать радиацию в своих объятиях. Но можно ли доверять этому саркофагу? Ученые признают: под ним продолжается миграция радионуклидов в грунтовые воды. Это не решение проблемы, а лишь ее отсрочка, попытка спрятать скелет в шкафу, который слишком велик, чтобы его не заметили. Карачай – это вечное напоминание, что природу нельзя безнаказанно превращать в мусорный бак, даже если этот бак кажется очень большим.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/v_poiskakh_vechnogo_khranilishcha_dlya_radioaktivnyikh_otkhodov_13310525?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

Хэнфордский комплекс - американский кошмар

По ту сторону океана, в штате Вашингтон, разворачивалась похожая драма, лишь с иным акцентом. Хэнфордский комплекс – гигантский завод, где производился плутоний для атомной бомбы, сброшенной на Нагасаки. Здесь, в патриотическом порыве и в условиях строжайшей секретности, родилась своя экологическая катастрофа. Огромные объемы жидких отходов закачивались в 177 подземных резервуаров-танков, которые проектировались как «временное» решение. Временное – это на 20-30 лет. Но прошло более 70. Стальные танки, стоящие в агрессивной среде, давно проржавели. По официальным данным, десятки из них уже протекли, отравляя почву и грунтовые воды, которые медленно, но неумолимо несут свой радиоактивный поток в великую реку Колумбия.
Сегодня Хэнфорд – это крупнейший в США комплекс по очистке окружающей среды и самый дорогой суперфанд в истории страны. Десятилетия и сотни миллиардов долларов уходят на попытки перекачать и остекловать эти отходы.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/v_poiskakh_vechnogo_khranilishcha_dlya_radioaktivnyikh_otkhodov_13310525?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

Но технология постоянно сталкивается с проблемами, а сроки окончания работ переносятся снова и снова. Хэнфорд – наглядный урок того, как легко создать проблему, решение которой оказывается несоизмеримо сложнее и дороже, чем сама первоначальная цель.
177 подземных резервуаров, предназначенных для «временного» хранения жидких радиоактивных отходов, давно превратились в бомбу замедленного действия. Коррозия сделала своё дело: десятки танков проржавели и дали течь. Трихлорид этилена, стронций-90 и цезий медленно, но неумолимо просачиваются в почву и грунтовые воды, направляясь к реке Колумбия.

В поисках вечного пристанища: технологии и иллюзии

На сегодняшний день мировая практика обращения с радиоактивными отходами (РАО) сформировала многоуровневую систему, основанную на принципе глубины и долговечности изоляции. Для низко- и среднеактивных отходов, чей период потенциальной опасности исчисляется сотнями лет, применяется относительно отработанная методология приповерхностного захоронения. Эти отходы цементируются, битумируются или остекловываются, помещаются в инженерные барьеры (стальные контейнеры, бетонные монолиты) и размещаются в приповерхностных хранилищах, где за ними осуществляется мониторинг. Эффективность такой изоляции считается достаточной для периода полураспада большинства содержащихся в них радионуклидов.
Однако главный вызов связан с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и другими высокоактивными отходами, которые сохраняют опасность сотни тысяч лет. Универсальным и наиболее проработанным в научном сообществе решением признано геологическое захоронение.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/v_poiskakh_vechnogo_khranilishcha_dlya_radioaktivnyikh_otkhodov_13310525?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

Его концепция предполагает размещение остеклованных или керамизированных отходов в специальных инженерных барьерах на глубине от нескольких сотен до тысячи метров в стабильных геологических формациях. В качестве принимающих сред рассматриваются граниты, каменная соль, глинистые сланцы и вулканические туфы. Ключевая идея заключается в создании системы многочисленных барьеров – как инженерных (контейнер, буферная глина), так и природных (сама геологическая среда), – которые должны дублировать друг друга в случае выхода из строя одного из них. Пионером в реализации этого подхода стала Финляндия, где проект «Онкало» находится на финальной стадии реализации и должен стать первым в мире действующим геологическим хранилищем.

Неудачные и спорные проекты: авантюризм в решении глобальной проблемы

История поиска решений для РАО изобилует авантюрными предложениями. Яркий пример — идея захоронения отходов в зонах субдукции, например, в Марианской впадине. Предполагалось, что контейнеры будут погружаться в мантию вместе с тектонической плитой. Однако эта концепция была отвергнута научным сообществом. Процесс субдукции занимает миллионы лет, и за это время контейнеры неминуемо разрушатся в морской воде, приведя к рассеиванию радионуклидов в океане. Непредсказуемость тектонических процессов и прямое нарушение международных конвенций, запрещающих сброс радиоактивных отходов в океан, сделали этот метод неприемлемым. Этот пример доказывает: решение проблемы РАО — не в попытках избавиться от них, а в разработке методов безопасного, контролируемого и обратимого хранения.

Инфографика: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/v_poiskakh_vechnogo_khranilishcha_dlya_radioaktivnyikh_otkhodov_13310525?u=http%3A%2F%2Fvistat.org&t=vistat.org&h=0e4e92168f4110a3931a154e42d5a09dbeafb3ef" title="http://vistat.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">vistat.org</a><!--/noindex-->

Инфографика: vistat.org

Перспективные разработки: трансмутация и новые горизонты

Параллельно с пассивной изоляцией научное сообщество исследует активные методы уменьшения радиотоксичности и объема самых опасных отходов. Наиболее многообещающим направлением считается трансмутация – процесс «выжигания» долгоживущих изотопов (таких как плутоний, америций, кюрий) в реакторах на быстрых нейтронах или в специальных установках – акселераторах, управляемых подкритических сборках (ADS). Теоретически это позволяет сократить срок опасности отходов с сотен тысяч до нескольких сотен лет, что уже является технологически обозримым периодом для контроля. Однако на пути массового внедрения трансмутации стоят колоссальные technological challenges, включая экстремальную стоимость создания парка таких реакторов, сложность выделения отдельных изотопов для «облучения» и образование новых, пусть и менее опасных, радиоактивных продуктов. Другим направлением исследований является совершенствование матриц для иммобилизации отходов.
Наряду с боросиликатным стеклом, изучаются керамические материалы Synroc (синтетическая порода), чья кристаллическая структура более устойчива к выщелачиванию и радиационному повреждению в долгосрочной перспективе. Эти разработки, хоть и не решают проблему кардинально, но повышают надежность первой линии обороны – инженерного барьера.

Полная версия статьи и инфографика доступны по ссылке https://vistat.org/art/zapechatat-na-tysjacheletija-v-poiska...

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!