В любой малой социальной группе всегда найдётся самый активный, интересный и умный человек. Конечно, в данном случае этот самый «ум» и «интересность» проверяется только степенью «неумности» или «неинтересности» остальных участников этой социальной группы. Тем не менее, люди издревле привыкли обращаться с какими-то проблемными вопросами к так называемым «мудрецам». И если в неразвитом обществе эти вопросы всё ещё имеют бытовую и сугубо прагматическую направленность, то для развитых обществ характерно задавать куда более сложные или даже намеренно усложнённые вопросы.
Так, одним из самых популярных философских вопросов на сегодня является вопрос о смысле жизни. Но парадокс этого вопроса не только в его неопределённости и значительной доле допущений. Особенно касательно использования слова «смысл». Таким образом, вопрошающий сам не понимает, о чём спрашивает. Парадокс заключается ещё и в том, что люди, задающие этот вопрос, часто не утруждают себя знакомством с уже предоставленными ответами.
Таким же по популярности и проблемности можно назвать и вопрос существования Бога. Даже не столько его существования, сколько отношения к нему, и возможных последствиях этого отношения для всех окружающих.
Вопрос существования Бога или веры в Бога достаточно актуален до сих пор. Активные споры на эту тему не способствуют развитию мышления или попыткам разобраться. Тем не менее, считаю важным ознакомится с крупнейшими религиями мира и их символами.
Самые распространённые религии мира по количеству последователей и их символы
В современном мире верующих в Бога (или богов) около 86 % от населения планеты. Это около 6 миллиардов и 20 миллионов людей. Стоит сказать, что в это число не включены светские гуманисты, агностики и люди, указавшие на отсутствие религий, хотя ни одно из этих определений не касается веры вообще. Поэтому фактическое число верующих ещё больше. Пусть порой и кажется, что оно уменьшается, но это не так.
Также стоит понимать, что главный фактический материал, который мы имеем в проблематике существования Бога, касается взаимоотношений Бога и человека. В связи с этим, чтобы определить какое мировоззрение вам ближе всего, либо чтобы понять какие типы отношений к Богу уже существуют, вы можете ознакомиться с таблицей ниже.
Типы мировоззрений относительно вопроса существования Бога
Возможно, вы уже знакомы с двумя основными позициями по отношению к существованию Бога. Первое из них — «теизм» («теос» с греческого — «Бог»), а второе — «атеизм» («атеос» с греческого — «без Бога», «безбожие»). Таким образом, теизм включает в себя веру в множество богов — политеизм и веру в единобожие — монотеизм.
Атеизм же разделяется на «явный», когда человек целенаправленно и осознанно принял решение не верить, и «неявный», когда человек неосознанно не верит. Второй случай свойственен детям или людям, никогда не задумывающихся о Боге вообще. По большому счёту в эту категорию можно было бы добавить и животных. С другой стороны, неявные атеисты не обязательно являются атеистами, тем не мене по факту они никак не проявляют свою веру в жизни.
Также неявный атеист a priori не может утверждать о том, что богов нет, хотя бы потому, что никогда об этом не думал. То есть неявный атеист всегда является «слабым» («негативным» или «мягким») атеистом.
Вводим соответственно новую категорию деления: «слабый» и «сильный» атеизм. Как вы уже могли понять, это деление касается утверждения о существовании богов. «Сильный» («позитивный» или «твёрдый») атеист утверждает, что богов не существует. А «слабый» («негативный» или «мягкий») атеист не утверждает, что богов не существует.
Таким образом, «слабый» атеист более субъективен. Он считает, что богов нет, но, например, не пытается разоблачить религию. «Сильный» же атеист считает, что богов нет, и утверждает, что это некий пережиток прошлого, спекуляция или, например, ошибка.
Также существует ряд промежуточных или дополнительных мировоззрений в отношении существования Бога.
«Апатеизм» или «прагматичный» атеизм — апатия по отношению к вере в богов; мировоззрение связано с именем французского философа Денни Дидро, который считал, что «веришь в Бога или нет — в любом случае это не важно».
«Транстеизм» — вера в транстеистических существ, которые не являются богами. Мировоззрение связано с именем немецкого лингвиста и индолога Генриха Циммера, который с помощью транстеизма попытался объяснить индийскую религию «джайнизм». В джайнизме больше всего почитаются «тиртханкары», которые являются просвещёнными людьми (отдалённо напоминают пророков), но не богами. Таким образом «тиртханкары» — транстеистические существа. Боги в джайнизме не почитаются вообще.
«Апейротеизм» — не распространённое мировоззрение о бесконечно делящемся количестве богов, которые существуют на разных уровнях бытия.
Также в таблице указано два непопулярных мировоззрения, касающихся отношения к существованию Бога с небольшими дополнениями.
Так суитеист сам себя считает богом, поклоняется только самому себе. Ему также характерно присваивание божественного потенциала любому человеку или даже вещи. Суитеист не отрицает существования других богов. Близкое к этому понятие сатанизма, а также некоторых направлений язычества и неоязычества.
«Мизотеизм» включает в себя веру в Бога, но презрительное или ненавистное отношение к нему. В основном из-за творимых на Земле несчастий и несправедливостей.
Проявления политеизма
«Политеизм» можно разделить по предметам обожествления и поклонения. Например: «анимизм» (одушевление предметов), «тотемизм» (связь племени с животным), культ предков, культ «хтонических» существ (существ древней дикой природы) и так далее.
Так как сейчас мы пытаемся разобраться в типах отношений к богам, поэтому стоит охарактеризовать и некоторые ответвления политеизма, связанные с отношением человека к пантеону богов, которым также были даны свои названия.
Ответвления политеизма, связанные с отношением к личности богов
Таким образом, мы видим, что даже в политеизме правила поклонения или представления о множестве богов различаются.
«Кафенотеизм» — вера во множество богов, но поклонение им как одному. Термин введён немецким филологом Максом Мюллером для описания ведийской религии, для которой характерно присвоение верховных черт одному из богов после завершения религиозного ритуала. Так, назначенный верховным, бог включает в себя атрибуты других богов, может заменять всех.
«Тритеизм» — Бог разделён на три ипостаси. Проявляется в христианстве, где бог един, но включает в себя три воплощения: Отца, Сына и Святого Духа. В данном случае тритеизм использует монотеистическая религия, таким образом, вызывая определённые вопросы, однако объясняется это непостижимостью Троицы для человека.
Также стоит сказать про веру в множество богов, но поклонение одному из них. Когда человек по своей воле выбрал «любимое» божество и поклоняется ему, не отрицая других и, возможно, оказывая почести другим богам, но гораздо меньшие — это называется «генотеизм» или «энотеизм». «Монолатрия» или же «монолатризм» позволяет молиться только одному богу, допуская существование других. Термин был введён в связи с изучением древнеегипетской религии, которая по совместительству является наиболее характерным примером монолатризма. В роли почитаемого бога выступал обычно бог солнца — Ра.
Вера и возможность познания
Также стоит рассмотреть вопрос веры в Бога и вопрос возможности познания Бога.
Отношение к Богу со стороны его существования и возможности познания
Наибольшее количество мировоззрений можно объяснить противоположными терминами «теизм» / «атеизм», однако часто для уточнения точки зрения собеседника вводят термины «гностицизм» / «агностицизм» («гнозис» с греческого — знание).
Так «теизм» / «атеизм» поднимает вопрос веры в существование Бога, а «гностицизм» / «агностицизм» поднимает вопрос возможности его познания и понимания.
Таким образом, «гностический теист» верит в Бога, потому что знает, что он существует. Как «теист» он верит, как «гностик» он считает Бога познаваемым. В качестве примера может выступать христианский или исламский богослов.
Напротив, «гностический атеист» не верит в Бога, потому что знает, что его не существует. Как «атеист» он не верит в Бога, как «гностик» он считает, что можно познать Бога, а точнее познать, что его не существует.
«Агностический теист» верит в Бога, но не знает, есть ли он. Как «теист» он верит в Бога, как «агностик» отрицает возможность познания Бога, соответственно не может знать существует ли Бог.
И, наконец, «агностический атеист» не верит в богов, потому что не знает, есть ли они. Как «атеист» он не верит в богов, как «агностик» он отрицает возможность познания Бога и, соответственно, не может знать существует ли Бог.
Надеюсь, что объяснил достаточно доступно. Помочь в понимании может таблица.
Определение понятия «Бог»
Также важно затронуть вопрос существования Бога со стороны определения понятия «Бог».
Отношение к важности понятия «Бог»
«Игностицизм» утверждает, что рассуждающие о богах люди делают слишком много допущений, и невозможно говорить о существовании пока кто-либо не объяснит, что такое «Бог». Термин введён американским философом и раввином — Шервином Вайном.
«Итностицизм» утверждает, что невозможно дать определение «Бога» — соответственно говорить о его существовании не имеет смысла.
Отношение к религиям
Следующее деление касается отношения к религиям.
«Омнизм» — мировоззрение, признающее и уважающее все религии. Мировоззрение омнизма хорошо раскрыто в песне беларуского исполнителя Ляписа Трубецкого «Я верю».
В песне упоминаются (а точнее даже смешиваются) персонажи различных религий и мифов: Апостол Пётр (христианство), Адам и Ева, Иисус Христос (христианство, ислам), Гелиос, Дельфийский оракул, Елена Прекрасная, Вулкан (древнегреческая мифология), Будда (буддизм), Гаруда (индуизм), Джа (растафарианство) и Тор (скандинавская мифология).
«Итсизм» — мировоззрение отвергающие все религии.
Философское «местоположение» Бога
Имманентность и трансцендентность Бога
Понятия трансцендентности и имманентности относятся к философии Иммануила Канта. «Трансцендентность» — это «выходящее за пределы», недоступное познанию человека, не основанное на опыте, потустороннее. «Имманентность» — «пребывающий внутри», означает внутреннюю связь, противоположность трансцендентному.
«Пантеизм» утверждает, что Бог-Творец отсутствует, но Вселенная единый организм, который, по сути, и является своеобразным Богом. Святость природы и отрицание особенности человека.
«Панпсихзм» — мировоззрение, продолжающее языческие мотивы о одушевлённости природы. Термин введён итальянским философом Франческо Патрици. По сути, человеческий мозг является таким же сознанием, которым наделены и животные, и растения, и неживые предметы, только несколько более совершенным. Тем не менее, панпсихизм не утверждает, что вся материя живая («гилозоизм»). То есть, сознанием у панпсихистов обладают не все, хотя и достаточно обширный круг предметов.
«Панентеизм» — мир пребывает в Боге, но Бог не растворяется в мире, хотя и содержится в некоторых вещах. Таким образом, он трансцендентен и имманентен одновременно. Термин ввёл немецкий философ Карл Краузе.
«Деизм» — учение, согласно которому Бог создал мир, однако покинул его и не управляет его процессами. Либо же управляет, но не полностью. Деизм отрицает сверхъестественные явления и божественные вмешательства.
На этом всё. Мы ознакомились с основными концепциями, касающимися Бога и различными отношениями человека к нему. Как можно заметить, одни точки зрения популярнее других. Также стоит отметить сложную структуру взаимоотношений человека с Богом, которую по большей части выстроили сами люди. Поэтому очевидно, что сам человек достаточно сложен и неоднозначен, не говоря уже о богах. Так или иначе, право выбрать собственный тип мышления в отношении богов остаётся за вами.