Нашла пост трехлетней давности, который писала для фестиваля «Одобрено студенты». Захотелось поделиться.
Проблемы и ошибки в образовании и профориентации.
На данном этапе своей жизни, когда я сама столкнулась с этим и наблюдала со стороны как это влияет на многих людей (мне кажется их большинство из общего числа людей, рожденных в 90-е и 2000-2005 годах), я готова высказаться о том, что мне очень не нравится к чему это ведет. Потому что ошибка в воспитании, образовании и как следствие профориентации, приводит порой к самым плачевным событиям. Эта ошибка остается с человеком на всю жизнь, а некоторые могут эту жизнь и прервать, так же из-за ошибки. Я считаю, что на наших плечах ответственность за подрастающее поколение и поэтому эти ошибки надо как-то исправлять.
За время моего наблюдения и основываясь на собственном опыте, я выявила некоторые проблемы.
1. Проблемой номер один, я считаю то, что массово наблюдается непонимание учащимися истиной необходимости учебных предметов. Что нам зачастую ответят, если мы спросим «Зачем мне учится?»? Чаще мы услыши в ответ «Надо, чтобы получить аттестат\диплом. Потом устроится на работу». И по сути ответ верный, но…это же дети! Дети не понимают слово «надо», то что надо, они делать не хотят. Они не понимают даже всей сути слова «работа». Для них весь мир еще чистый лист, где они рисуют свою жизнь. Так вот, объяснение для чего что делается, и что еще есть в этом мире – это как дать ребенку больше цветов для рисования. В школе нашего времени, должен быть другой подход к образованию. Нужно аргументировать детям надобность изучаемого предмета. Что физика – это не ужасные задачки из учебников, а чудеса природы. Что это по сути просто магия, с помощью которой и человек может творить невероятные вещи. Что химия и биология – это не скучные лекции и непонятные формулы, а окружающий нас мир, который мы сможем лучше понимать и взаимодействовать с ним, заботиться о своем теле, чтобы оставаться дольше молодым и бодрым. Что математика не сколько учит нас считать, а развивает наш разум и тренирует логику. Что решать сложные задачки из высшей математики бывает весело, как будто в игру играть. А с помощью геометрии, можно многое соорудить своими руками. Ученики имеют право знать, чему их вообще пытаются научить. Чтобы в школу их не заставляли идти, чтобы в школу они шли сами, с удовольствием и интересом. Теория должна подкрепляться практикой, скучные лекции должны превратиться в удобный для усваивания формат. Сейчас это можно реализовать посредством цифровых технологий: просмотр видеоматериалов, взаимодействие со специальными компьютерными программами, задействование виртуальной реальности, интерактивные учебники с гиперссылками. В учебных учреждениях должна быть борьба за знания, а не за оценки, баллы на ЕГЭ и «корочки».
2. Вторая проблема исходит из первой – борьба за оценки. Пятибалльная система оценки морально устарела. В современной школе должна быть не оценка, а скорее статистика, с элементами оценки, для поддержки мотивации. Если бы у меня сейчас была возможность выбрать, какая у меня будет система оценки, я бы выбрала бально-рейтинговую. Бально-рейтинговая система более пластичная, но от того более объективная. Она позволяет оценивать ученика на всех этапах обучения, а не только на контрольных точках, собирая так же все данные в единый рейтинг знаний и умений. При этом позволяя работать ученику в подходящем режиме, в зависимости от того, сколько балов он желает набрать и в каких областях, не отставать от других, проявляя свои сильные стороны и давая возможность выровнять рейтинг, если что-то не удается в виду индивидуальности. Так же стимулирует у учеников познавательную активность и помогает планировать учебное время.
3. Третья проблема - давление. Давление со стороны родителей (в первую очередь, просто первостепенная важность), со стороны учителей, общественное мнение, сми, поп культура. Подавление самостоятельности и обесценивание личного мнения, внутренних проблем и переживаний. На ребёнка практически с 1 класса идёт давление, со стороны родителей, учителей, окружения, в важности окончить школу с хорошими баллами егэ и получить диплом о высшем образовании. Диктуется важность не в получении знаний, умений и выбора профессии, с которой человек будет идти по жизни, а наличие бумажки. Некоторые родители сами решают за своего ребенка его будущее. А вспомним две предыдущие проблемы, и что получаем: ребенок не понимает зачем ему учится, но от него требуют, еще и оценивая его знания, порою совсем не объективно.
Так как на родителей повлиять сложнее и у многих из них свои проблемы в голове, надо действовать со стороны учеников. В первую очередь, опять же, другой подход к преподаванию. Учеба не должна быть соревнованием, а учитель судьей, учитель должен быть помощником в развитии личности и проводником ученика в этот мир. Так же в каждой школе должна проводится психологическая поддержка учеников, в форме семинаров, личных бесед по желанию, психологических игр. Психология, такой же важный предмет, ведь он изучает внутренний мир человека, помогает человеку понять самого себя. Поэтому школьники должны изучать основы, не боятся обратиться с вопросом к специалисту. Помощь должна быть рядом. Следующий шаг – развитие личности и поддержание индивидуальности, воспитание самостоятельности. Современная школа должна расширять учебную программу включить в нее предметы развития личности, такие как риторика, логика, основы проектной и исследовательской деятельности и др. Старшеклассникам дать возможность самим планировать свою учебную деятельность, по примеру иностранных школ. Есть необходимость пересмотра подхода к проведению итогового экзамена. Цель ЕГЭ набрать максимум балов. Зубрежка, бессонные ночи, необходимость уместить в свой мозг кучу информации, надобность которой, зачастую ученику непонятна - приводит к стрессу, апатии, лишает человека многих аспектов развития личности на данном этапе. Несомненно, такая система очень удобна в плане распределения учеников по вузам, но совсем не в плане профориентации, приобретения и ценности знаний, здоровья поступающих. Экзамен для поступления в ВУЗ должен быть более индивидуальным и проф-ориентированным. Стать более технологичным и проверять различные стороны человеческой личности. Быть актуальным для своего времени и разным для разной сферы деятельности, проверять наличие качеств требующихся для определённой профессии (например для медика - терпеливость, стрессоустойчивость, не брезгливость; для педагога - способность к состраданию, понимание, умение заинтересовать) и интересов к более глубокому изучению именно этой сферы. Бально -рейтинговая система помогла бы отслеживать статистику по ученику, выявлять его сильные и слабые стороны, и руководствуясь этой статистикой, ученик в выпускном классе выбирает экзамены на какие профессии он бы хотел попробовать сдать.
4. Четвёртая проблема, по моему мнению - слабая профориентация школьников.
Я считаю, что необходимо сделать в школах бесплатные курсы профориентации. Это может быть, как лагерь на каникулах или круглогодичные курсы, на которых будут проходить лекции, интервью, семинары и экскурсии о различных профессиях. Будет возможность сдать пробный экзамен на специальность. Многие школьники совсем ничего не знают о различных профессиях, потому им так сложно выбрать. Можно прочитать в интернете, можно посмотреть видео, но все равно, живое общение со знающим человеком, остаётся лучшим вариантом для профориентации. Чтобы выбрать, ученик должен знать из чего выбирать, что его ждет, ведь за знания он платит самым ценным ресурсом молодости – временем. Поэтому при выборе хочется не ошибиться и поэтому так важна поддержка учеников на этом этапе.
В завершении хочу немного помечать, хочется верить. Верить в то, что современная школа станет действительно обучать. В то, что детям будет приятно в нее ходить, будет приятно получать знания. Чтобы после школы они не имели вопросов, на которые бы не знали или не могли бы найти ответы. Правильные ответы. Чтобы школа учила не только законам и фактам, но и умениям. Умениям понимать себя, окружающий мир, собирать и анализировать информацию, доносить ее до окружающих так чтобы они понимали и понимать их, умению не боятся ошибиться, ведь ошибки – это опыт. Уметь принять себя, ведь ты индивидуальность. Умению быть самостоятельным и выбирать свои жизненные пути опираясь не на общественное мнение, а на голос разума и сердца.