Atr1x

Atr1x

на Пикабу
поставил 1159 плюсов и 11 минусов
проголосовал за 0 редактирований
1204 рейтинг 18 подписчиков 29 комментариев 15 постов 6 в горячем
1 награда
5 лет на Пикабу
5

Кому нефть с доплатой?

Кому нефть с доплатой? Нефть, Экономика, Финансы, Политика, Россия, США, Биржа, Длиннопост

Нефть отдают с доплатой

Стоимость WTI вышла в отрицательную зону

Торги на NYMEX завершились сокрушительным падением цен на нефть, впервые в истории она стала отрицательной. В ходе торгов стоимость контракта на поставку нефти WTI достигала минус $40,32 за баррель — абсолютного исторического минимума. Хранилища нефти переполнены, и за ее реализацию продавцы доплачивают. Впрочем, пока уценка коснулась лишь контрактов с исполнением 21 апреля. Контракты, исполняемые через месяц, пока торгуются возле отметки $21 за баррель.

Даже плавное снижение котировок ближайшего к исполнению контракта на поставку нефти WTI в первой половине дня 20 апреля еще недавно назвали бы падением. Ее стоимость к 19:00 опустилась с $18 до $10 за баррель. Однако затем последовало пике — в течение двух часов котировки достигли абсолютного минимума — $0,1 за баррель. К этому времени котировки обрушились почти в 200 раз.

После 21:00 котировки фьючерсных контрактов переместились в отрицательную область.

По данным агентства Reuters, в ходе торгов цена доходила до минус $40,32 за баррель, а на закрытии остановилась на отметке минус $37,63 за баррель.

То есть за каждый баррель продавец теперь доплачивает. По данным Reuters, в отрицательную область ушли и котировки нефти на европейском спот-рынке: российская Urals подешевела до минус $3 за баррель, североморская Brent до минус $3,5 за баррель.

Падение цен на нефть происходит из-за снижения спроса на сырье в связи с карантинными мерами, принятыми во всем мире, чтобы остановить распространение коронавируса. Согласно прогнозам Международного энергетического агентства, избыточное предложение нефти в апреле составит 29 млн барр./сутки, а в среднем в 2020 году — 9,3 млн баррелей в сутки. Однако на рынке растут опасения, что спад в экономике США может быть сильнее, чем ожидалось, а значит, снижение спроса на нефть может оказаться гораздо более значительным. В частности, на прошлой неделе выходили данные по промпроизводству, которое упало в марте на 5,4%, хотя прогнозировалось падение на 4%. Розничные продажи снизились на 8,7%, что на 0,7 п.п. хуже ожиданий.

Усугубляется ситуация сообщением о том, что хранилища нефти очень быстро заполняются.

По данным Минэнерго США, за прошедшую неделю запасы нефти в стране выросли на 19,25 млн баррелей, превзойдя в полтора раза ожидания аналитиков. Суточные объемы переработки нефти на НПЗ снизились вторую неделю подряд на 7,1%, или на 970 тыс. баррелей в сутки.

По словам аналитика «Альфа-Капитал» Артема Копылова, негатива на рынок добавляют данные по объему нефти в танкерах, которые достигли рекордных 160 млн баррелей. «Даже в условиях реализации нового соглашения ОПЕК+, сильного сокращения добычи сланцевой нефти и снижения добычи другими производителями все хранилища могут быть полностью заполнены уже в мае»,— отмечает главный макроэкономист и руководитель направления перспективных исследований Julius Baer Норберт Рюкер.

По словам начальника отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Брокер» Василия Карпунина, если бы все происходило в условиях избыточных объемов для хранения нефти, такого падения ближайших контрактов не было бы. «Появлялась бы возможность арбитража: покупаем нефть по ближайшим фьючерсам, храним и затем продаем через несколько месяцев дороже. Но сейчас нет свободных хранилищ. Ситуация уникальная,— отмечает господин Карпунин.— Дальние фьючерсы на нефть учитывают сделку ОПЕК+ и восстановление спроса, соответственно они "живут" в условиях отсутствия такого перепроизводства, поэтому на них и цены выше».

Июньский контракт на поставку нефти WTI подешевел на 14,1%, до $21,5 за баррель. При этом более стабильной ситуация остается на европейском рынке нефти. Июньский контракт на поставку нефти Brent к концу торгов подешевел на 5,6%, до $26,4 за баррель, а затем опустился до $25,5.

В таких условиях участники ожидают сохранения высокой волатильности на рынке нефти.

По мнению Виталия Карпунина, дальние контракты с поставками условно через полгода могут торговаться выше $35 за баррель. «Мы придерживаемся нейтральной позиции по рынку и ожидаем, что в ближайшем будущем котировки нефти продолжат резкие колебания у текущих уровней, учитывая высокую степень неопределенности»,— отмечает господин Рюкер. Вслед за этим, добавляет он, наступит длительный период восстановления, поскольку, несмотря на снижение объемов производства и восстановление спроса, запасы сырой нефти будут оставаться высокими.


Источник:

https://www.kommersant.ru/doc/4327045?from=main_1

Показать полностью
11

«Лидер» вместо «Ленина»

Транзитный бой ведет ледовая дружина



В конце января подведены итоги конкурса «Технико-экономическая модель Северного морского пути». Возрождение Арктики – одно из стратегических направлений российской политики. Но чтобы обеспечить наше постоянное присутствие в высоких широтах, необходимо привести к общему знаменателю все факторы, которые определяют нормальное развитие региона – от экономических до экологических. Это и жизнеобеспечение Заполярья, формирование соответствующей инфраструктуры, и, конечно, оптимальные транспортные схемы, в том числе с использованием специализированного флота ледового класса.


Россия остается признанным лидером мирового ледоколостроения. Это, в частности, подтверждает справка, подготовленная для конгресса США. Обратимся именно к ней объективности ради. По американским оценкам, у нас находится в эксплуатации 34 ледокола, причем самых мощных в мире, еще четыре – в постройке, девять – в проектах. На втором месте – Норвегия, располагающая всего девятью судами такого типа.


“ Если сопоставить только цену на горючее, эксплуатация атомохода, вдвое мощнее дизельного, обходится дешевле, не говоря уже про ледовую проходимость ”


Наш ледокольный флот позволяет не просто осуществлять систематические проводки, но и организовать полнокровный транспортный конвейер по Северному морскому пути, что, несомненно, будет способствовать развитию всего Заполярья.


Между тем львиная доля из пяти миллионов тонн грузов, проследовавших по СМП в прошлом году, приходится на строящийся порт Сабетта с производством сжиженного природного газа, а транзитные перевозки сократились.


Основной путь из Европы в Азию – через Суэцкий канал – втрое протяженнее, чем северная трасса. Однако перевозка контейнера по длинному маршруту стоит от 500 до 1000 долларов, а по Севморпути – примерно втрое дороже как из-за ледокольной проводки, так и из-за размеров контейнеровозов.


Доставка груза тем дешевле, чем больше судно для его перемещения. Вместимость современного океанского транспорта приближается к 20 тысячам TEU (20-футовых стандартных контейнеров). К примеру, Tripple E-Class M/V Mrsk Mc-Kinney Mller рассчитан на 18 238 TEU, а недавно началось строительство серии судов на 21 тысячу контейнеров под 450 метров длиной и порядка 60 шириной. Ясно, что такие океанские гиганты не для арктического плавания, у них просто нет ледового класса. К тому же сегодняшний ледокол не в состоянии проложить судоходный канал шириной 60 метров – мы к этому только стремимся. Но наши-то сухогрузы способны взять на борт всего 500 TEU. От этого колоссальное удорожание перевозок. Поэтому разработчики морской техники предлагают не только ледоколы, но целую линейку ледового транспорта. В частности, наши коллеги из ЦНИИМФа недавно защищали в Минтрансе проект контейнеровоза арктического плавания вместимостью 3000 TEU.

«Лидер» вместо «Ленина» Длиннопост, Корабль, Флот, Россия, Арктика

С двумя пересадками удобнее



Сейчас важно понять, как наиболее рационально организовывать сквозной проход по Севморпути. Если для этого использовать танкеры, балкеры, контейнеровозы ледового класса, вряд ли они будут конкурентоспособными при транзитных перевозках. На «чистой воде» такие суда проигрывают. Они более металлоемкие и энергозатратные (с большим расходом горючего), обладают избыточной для «чистой воды» мощностью. С другой стороны, весь северный путь из Европы в Азию – это 7200 миль и только половина проходит в суровых ледовых условиях: от пролива Карские ворота до бухты Провидения. Поэтому ЦНИИМФ предлагает новый алгоритм перевозок – с перевалкой груза и обустройством двух хабов: Мурманска и Петропавловска-Камчатского, до которых могут курсировать обычные суда. Строительство крупных портов у входа в Кольский залив и на Камчатке само по себе заметно подтолкнет развитие территорий и Севера, и Дальнего Востока.


Словом, нужно создавать транзитную систему Севморпути. Здесь и инфраструктура, и бункировочные базы, и промежуточные порты, и навигация, и аварийно-спасательное обеспечение. Притом что северная трасса, как свидетельствует статистика, самая безопасная. За всю историю эксплуатации здесь погибли всего восемь судов и один человек (член экипажа теплохода «Челюскин»).


Безусловно, северные перевозки требуют вложений, нужна нормальная экономическая модель, сопряженная с общемировой грузовой базой и нацеленная на то, чтобы сделать маршрут конкурентоспособным и по времени, и по стоимости. В это дело стоит вкладываться.


Только что подведены итоги конкурса «Технико-экономическая модель Северного морского пути», в котором победил проект Аналитического центра при правительстве РФ. Надеюсь, это будет заметный шаг к комплексному осмыслению экономики арктической трассы.



От «Москвы» до «Новороссийска»


Отрадно, что высшее руководство страны вовремя отреагировало на сигнал тревоги: к началу ХХI века построенный в советские годы ледокольный флот существенно выработал положенный ресурс. А при транспортировке грузов по самому сложному участку Севморпути без ледовой проводки не обойтись даже при самом глобальном потеплении. И в последние годы мы наблюдаем возрождение отечественного ледоколостроения.


Первыми ласточками стали два 16-мегаваттных ледокола, которые с помощью ЦНИИ Крылова построены в 2008–2009 годах на Балтийском заводе: «Санкт-Петербург» и «Москва». На них самая совершенная дизель-электрическая установка, современное оборудование, азимутальные поворотные движители. Это новое направление в проектировании гражданских судов, кстати, постепенно завоевывающее место и в военном кораблестроении. Эффективная форма корпуса, хорошо зарекомендовавшая себя в эксплуатации. Моряки говорят, что ледоколы удачные.

«Лидер» вместо «Ленина» Длиннопост, Корабль, Флот, Россия, Арктика

Дизайн-проект экстерьера атомного ледокола проекта 10510 (ЛК-110Я, шифр «Лидер») разрабатывался во взаимодействии с ЦКБ «Айсберг». Фото: cont.ws



Выборгский судостроительный завод продолжил эту серию, уже несколько модернизированную. Обводы корпуса остались прежними, но мощность повышена с 16 до 18 мегаватт, и все, что выше верхней палубы, перекомпоновано. Если у «Москвы» и «Петербурга» (проект 21900) – классическая вертолетная площадка на корме, то в обновленной модели (проект 21900 м) ее переместили на бак. Кормовая часть, где установлена мощная буксирная лебедка, освобождена под попутные грузы. За счет перекомпоновки появились новые функциональные возможности, как и желал заказчик. Головной ледокол «Владивосток» и первый серийный – «Мурманск» уже заступили на вахту. Третий борт – «Новороссийск» спущен на воду и после испытаний отправится в порт приписки в конце нынешнего года. Каждый такой двухпалубный 119-метровый проводник водоизмещением 14,3 тысячи тонн неограниченного района плавания способен преодолевать льды полутораметровой толщины.

«Лидер» вместо «Ленина» Длиннопост, Корабль, Флот, Россия, Арктика

Музеи и концепты



Проводку через двухметровые льды обеспечит самый мощный (25 МВт) дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» проекта 22600 длиной 146 метров и водоизмещением свыше 22 тысяч тонн, строящийся на Балтийском заводе.


Наши специалисты подсчитали, что предельная мощность дизель-электрических ледоколов – 30 мегаватт, если больше – суда становятся просто нерентабельными. Дело в том, что расход горючего у них 200 граммов на киловатт/час, и получится, что большую часть дедвейта съест топливо. Не случайно построенные во времена СССР трудяги «Капитан Драницын», «Капитан Сорокин», «Капитан Хлебников» и «Капитан Николаев» – 16-мегаваттные.


Кто бы что ни говорил, без атомных ледоколов не обойтись. Если сопоставить только цену на горючее, эксплуатация атомохода, вдвое мощнее дизельного, обходится дешевле. Не говоря уже про ледовую проходимость. Словом, единственная возможность развивать арктический транзит и активную экономическую деятельность в Заполярье – ледоколы с ядерными реакторами.


Сейчас в России восемь атомоходов: «Арктика», заступившая на полярную вахту в 1975 году, «Сибирь» (1977), «Россия» (1985), «Таймыр» (1989), «Советский Союз» (1990), «Вайгач» (1990), «Ямал» (1993) и «50 лет Победы» (2007).


«Советский Союз» на ремонте, есть предложение переоборудовать его под командный центр Арктической группировки Министерства обороны (подробнее – «ВПК», №№ 3–4, 2016). «Дедушка» атомного ледокольного флота «Ленин» (1959) стал музеем в Мурманске. Надеемся, что музеефицирована будет и «Арктика», которая, как и «Сибирь», выведена из эксплуатации.


Именем «Арктика» уже нарекли головной атомоход ЛК-60, который строится на Балтийском заводе. Это серьезный проект ЦКБ «Айсберг» и Крыловского научного центра. По требованию заказчика помимо наших исследований дважды проводились контрольные испытания в зарубежных опытовых ледовых бассейнах, в частности в гамбургском. Все параметры, заявленные ГКНЦ, были подтверждены. ЛК-60 длиной 173 метра и водоизмещением более 33 тысяч тонн станет самым большим и мощным ледоколом в мире (двухреакторная установка РИТМ-200–2х175 МВт). Благодаря двухосадочной конструкции он сможет работать и в западном районе Арктики – в Баренцевом, Печорском и Карском морях, и на более мелководных участках устья Енисея и Обской губы. А 34-метровая ширина корпуса позволит в одиночку проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 70 тысяч тонн, преодолевая с постоянной скоростью трехметровые льды. Словом, это современное судно, соответствующее требованиям уже второй половины ХХI века. При ритмичном финансировании корабелы смогут к 2020–2021 годам построить три новых атомохода.


В рабочем портфеле – перспективный проект «Лидер». Это универсальный атомоход классической формы длиной более 200 метров и шириной примерно 47. Мощность энергетической установки – 110–120 мегаватт. Он будет в состоянии проложить судоходный канал 50-метровой ширины для проводки крупных океанских транспортов.


Концептуальный проект выполнен в двух вариантах: двух- и четырехвальном. Проведены испытания, примерно оценена стоимость ледокола. Когда выйдет постановление правительства о строительстве, будет и технический проект.

«Лидер» вместо «Ленина» Длиннопост, Корабль, Флот, Россия, Арктика

Капитаны для Арктики



Стоит отметить, что ледоколостроение – одна из наукоемких отраслей, где аккумулируются самые передовые разработки и задумки двойного назначения. К примеру, проект двух- или четырехкорпусного ледокола. Он сможет обеспечить 60-метровый канал даже при меньшей мощности и обойдется соответственно дешевле. Еще варианты: ледокол с асимметричным корпусом или сверхманевренный с дополнительным винтом в носовой оконечности, способный ходить чуть ли не боком. Такой строят в Финляндии для Сабетты.


Одна из вечных задач судостроителей – замедление коррозии. В арктических условиях она «съедает» в год чуть ли не по 0,1 миллиметра корабельного корпуса. Чтобы сберечь металл, мы предложили оптимальное соотношение физического, магнитного и статического полей с определенным расположением протекторов, подачей соответствующего тока. Это ноу-хау Крыловский центр поставляет и Военно-морскому флоту. То же касается электромагнитной совместимости новейших навороченных систем, без которых современный корабль представить невозможно.


Знаковым событием в проектировании морской техники стало открытие в Крыловском научном центре самого современного в мире опытового Арктического бассейна. Старый – длиной 36 метров и шириной 6 – уже уступал по возможностям своим конкурентам в Хельсинки и Гамбурге. Протяженность нового с дополнительными камерами – порядка 100 метров с активным 80-метровым «полем». Здесь осуществимо практически все: испытания на ходкость, на маневренность, на ледовую нагрузку как стационарных платформ, так и заякоренных. Можно даже наблюдать наползание льда на объект при очень маленьких скоростях… А строящийся офшорный бассейн позволит моделировать и сопоставлять и ветровую нагрузку, и систему течений со стратификацией скорости по глубине, и трехмерное волнение. Единственный похожий объект в мире – «Марино» в Голландии.


У нас под одной крышей с офшорным разместится сверхсовременный мореходный бассейн 160 на 35 метров. Этот уникальный экспериментальный комплекс должен укрепить наши лидерские позиции.


Новый Полярный кодекс вводит понятие «ледовый капитан» с соответствующими квалификационными требованиями. Предвосхищая потребность в таких специалистах, мы открыли приближенный к реальным условиям тренажерный центр для обучения судоводителей. Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова готовит программу подготовки, предоставляет инструкторов и вручает сертификаты. А непосредственно обучение проходит на нашей базе, где можно отработать действия одного или нескольких судовых экипажей в сложной ледовой обстановке. Тренировки проводятся одновременно на шести ходовых мостиках: два – с круговым обзором, как у транспортов, и четыре «ледокольных» с обзором 180 градусов. Капитаны могут отрабатывать взаимодействие с судами и в караване, и в ходе морских операций (маневрирование, буксировка, спасение) как в арктических условиях, так и при различных волнениях.


Комплекс позволяет также тренировать на реальных моделях экипажи платформ, танкеров и судов обеспечения при отгрузке нефти и нефтепродуктов. Нигде в мире аналогичного тренажера нет. Причем создан он российскими разработчиками и все программное обеспечение отечественное.


Это в очередной раз доказывает: если не экономить на серьезной науке и экспериментальной базе, мы в кратчайшие сроки преодолеем сегодняшнее отставание по целому ряду направлений и займем лидирующие позиции. Как это происходит в ледоколостроении.

«Лидер» вместо «Ленина» Длиннопост, Корабль, Флот, Россия, Арктика

Трасса по торосам



Кратчайший путь между европейскими портами и Дальним Востоком, проходящий по четырем арктическим морям (Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому), долгое время именовали Северо-Восточным проходом, и лишь в начале ХХ века он получил современное название. Ледовая часть СМП – от пролива Карские Ворота до бухты Провидения составляет 5600 километров.


Впервые Северный морской путь был пройден с запада на восток в 1878–1879 годах шведской экспедицией Нильса Норденшельда. Причем судно, зажатое льдами, вынужденно зазимовало всего в 200 километрах от Берингова пролива – оставшуюся часть пути после освобождения из «плена» одолели за двое суток.


Гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914–1915 годах стала первой российской, которой удалось пройти СМП, но тоже за две навигации, с зимовкой у полуострова Таймыр.


За одну навигацию СМП впервые пройден экспедицией под руководством Отто Шмидта на судне «Сибиряков» в 1932 году. Тогда же в СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), сыгравшее огромную роль в годы Великой Отечественной войны. По этому маршруту осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море, а также перевозка каменного угля, леса, других народнохозяйственных грузов.



Для международного судоходства СМП был открыт в 1991 году.


В последние годы интерес к трассе растет, чему способствует потепление климата. За последние 40 лет площадь льда в Арктике уменьшилась почти вдвое, значительно увеличился срок безледокольной навигации в северных морях. Если ранее она длилась с июля по сентябрь, то сейчас – с июня по ноябрь. Но число коммерческих судов, проходящих Севморпутем, по-прежнему исчисляется десятками, а не тысячами, как через Суэцкий канал.



Автор Олег Тимофеев


Оригинал статьи: http://topwar.ru/91019-lider-vmesto-lenina.html

Показать полностью 5
-30

Почему "Ночной охотник" проиграл "Длинному луку"

Почему "Ночной охотник" проиграл "Длинному луку" Длиннопост, Авиация, Вертолет, Россия, США

Мы привыкли считать, что наши вертолеты – одни из лучших в мире, а некоторым из них и вовсе нет равных. Однако, как мы знаем, в результате проводившегося длительное время тендера Министерство обороны Индии в конечном итоге приняло решение закупить американские вертолеты АН-64D «Апач Лонгбоу» («Longbow» в переводе с английского – «Длинный лук»), а не российские Ми-28НЭ «Ночной охотник». Неужели «Апачи» превосходят наши «Ми»? Попробуем в этом разобраться.


Известно, что радиоэлектронная аппаратура стала важнейшей частью вертолетного вооружения. От нее значительно зависит эффективность ведения разведки и управления оружием. Начало создания вертолета Ми-28НЭ было ответом Советского Союза на появление американского вертолета «Апач». Следует напомнить, что завершение работ по Ми-28НЭ пришлось на период российских реформ, когда отставание нашей страны от Запада по радиоэлектронным, микро- и наноэлектронным, а также компьютерным технологиям продолжало увеличиваться. Сегодня ни один из создаваемых образцов российских вооружений не может быть обеспечен на 100% элементами отечественного производства. Отсталая элементная база обусловливает увеличение массы, габаритов аппаратуры и недостаточную ее эффективность и надежность.


Рассмотрим, какие боевые характеристики вертолетов «Апач» заставили Минобороны Индии их закупить.

Почему "Ночной охотник" проиграл "Длинному луку" Длиннопост, Авиация, Вертолет, Россия, США

ЭКСПОРТНОЕ ДОСТОИНСТВО АН-64D «АПАЧ ЛОНГБОУ»



Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) вертолета «Апач» и головки самонаведения (ГСН) различных модификаций ракеты «Хеллфайр» разрабатывались в условиях высокого уровня развития радиоэлектронной и других технологий. Противотанковая управляемая ракета (ПТУР) «Хеллфайр» постоянно модернизировалась и прошла путь от ракеты второго поколения (AGM-114A) с полуактивной лазерной ГСН до ракеты третьего поколения (AGM-114B) с использованием радиолокационной (РЛ) ГСН.


При создании комплекса ПТРК для «Апача» ставилась задача значительно сократить время нахождения вертолета под прицельным огнем противника при наведении ракет благодаря высокоинтеллектуальному БРЭО и возможности осуществлять залповый пуск дальнобойных ракет по скоплению бронетехники.


Главное достоинство БРЭО вертолета «Апач Лонгбоу» заключается в том, что к моменту достижения вертолетом оптимальной высоты для залповой стрельбы уже по степени важности определены объекты поражения и на них нацелены ракеты. БРЭО американского вертолета, обладая способностью определять различия между зенитными комплексами и колесными машинами, а также другими объектами поражения, значительно повышает живучесть «Апача» на поле боя.


Бортовое радиоэлектронное оборудование «Апач Лонгбоу» обеспечивает: автоматическое обнаружение неподвижных и подвижных целей на максимальной дальности стрельбы; идентификацию и определение степени важности каждой цели по пяти классам (классифицирует и выделяет приоритетные); сопровождение целей, координаты которых относительно вертолета передаются на ракету, если она находится вне зоны захвата головкой самонаведения цели; передачу точных координат обнаруженных целей другим вертолетам, ударным самолетам или наземным пунктам.


Тандемная боевая часть (БЧ) ракеты «Хеллфайр» благодаря несовершенству конструкции динамической защиты (ДЗ) российских танков (длина элемента ДЗ – 250 мм) имеет вероятность ее преодоления 0,8–0,9 и бронепробиваемость 1000 мм, что обеспечивает высокую вероятность поражения бронетехники.


Высокий уровень развития электроники позволяет МО США с 2016 года перейти к принятию на вооружение единой универсальной ПТУР JАGM четвертого поколения для установки на различные носители сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил. Новая ракета, установленная на «Апач», будет иметь дальность стрельбы 16 км, что значительно повысит эффективность поражения танков противника (дальность стрельбы ПТУР с самолетов – до 28 км). В результате благодаря большой дальности стрельбы ракеты JАGM вертолет не заходит в зону поражения ЗРК противника малой дальности действия.



Данная ПТУР имеет следующие основные тактико-технические характеристики: бронепробиваемость – 1200 мм, тип боевой части – кумулятивная тандемная/осколочно-фугасная, тип системы наведения – инерциальная, цифровой автопилот и многорежимная ГСН, тип двигательной установки – РДТТ, стартовая масса ракеты – 52 кг, длина ракеты – 1,72 м, диаметр корпуса ракеты – 0,178 м.

Почему "Ночной охотник" проиграл "Длинному луку" Длиннопост, Авиация, Вертолет, Россия, США

НЕДОСТАТОЧНАЯ ЖИВУЧЕСТЬ



Вертолет Ми-28НЭ предназначен для поражения наземных и воздушных целей. В справочных изданиях перечислены компоненты БРЭО этой машины. Но по какой-то причине отсутствует оценка соответствия облика БРЭО функциональному назначению ударного вертолета. Особого внимания в этом плане заслуживает анализ процесса поражения бронетехники и других наземных целей с помощью ПТУР «Атака», которая составляет основу боекомплекта Ми-28НЭ. В этом случае для управления ракетой используется способ полуавтоматического наведения, при котором наводчик удерживает прицел на объекте поражения, а система наведения автоматически ведет ракету к нему. Координаты ракеты относительно прицельной линии определяются с помощью оптической системы (размещенной на Ми-28НЭ) и трассера, установленного на ракете. Команды управления с вертолета передаются ракете по радио.


ПТУР «Атака» имеет следующие основные характеристики: масса ракеты – 42,5 кг, масса транспортно-пускового контейнера с ракетой – 48,5 кг, диаметр ракеты – 130 мм, дальность стрельбы – 6000 м, средняя скорость полета – 400 м/с, боевая часть – тандемная, стержневая, ОДС (объемно-детонирующая смесь), масса боевой части – 7,4 кг, бронепробиваемость – 800 мм, вероятность преодоления встроенной ДЗ длиной 500 мм – 0,5.


Использование ПТУР «Атака» крайне опасно, так как суммарное время визуального поиска наземной цели и управления ракетой больше, чем время реакции современных средств ПВО. Под временем реакции понимается время от обнаружения вертолета до схода зенитной ракеты с пусковой установки, которое для зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) малой дальности составляет 4–10 с. Наибольшей опасности Ми-28НЭ подвержен при стрельбе на дальности 4–6 км, что требует увеличения высоты полета для обеспечения надежного визуального контакта с объектом поражения. При цене вертолета, равной цене 3–4 танков, вызывает сомнение, что Ми-28НЭ с ПТРК второго поколения в условиях развития зарубежных средств ПВО решит проблему поражения целей с учетом критерия эффективность–стоимость.


Применительно к решению той или иной боевой задачи предусмотрено 7 вариантов боекомплекта Ми-28НЭ, состоящего из различных сочетаний устаревших боеприпасов: ПТУР «Атака», зенитные управляемые ракеты (ЗУР) «Игла», неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-8 и С-13, а также выстрелы к 30-мм пушке 2А42. Ракета «Атака» может оснащаться либо кумулятивной тандемной БЧ для поражения бронетехники, либо стержневой – для поражения воздушных целей, либо БЧ, снаряженной объемно-детонирующей смесью для поражения наземных целей.


Фактически ПТУР «Атака» является модернизированным вариантом ракеты комплекса второго поколения «Штурм». Но сегодня недопустимо оснащать дорогостоящие ударные вертолеты ПТУР второго поколения и БРЭО вчерашнего дня. Только установка ПТУР третьего поколения и современного БРЭО позволит повысить эффективность вертолетного вооружения.


Вертолетная пушка 2А42 имеет массу, в два раза превышающую массу пушки М230 вертолета «Апач», а боезапас последнего почти в три раза превосходит боезапас нашего вертолета, и все это при одинаковом калибре. Заметим, что если пушка М-230 специально разрабатывалась для вертолета «Апач», то установка 2А42 была «позаимствована» у БМП-2.


Результаты сравнения вооружения и БРЭО вертолетов Ми-28НЭ и АН-64D свидетельствует не в нашу пользу.


Зенитный ракетный комплекс «Игла» был принят на вооружение в 1983 году. Вероятность поражения истребителя одной зенитной управляемой ракетой «Игла», оснащенной тепловой головкой самонаведения, составляет 0,4–0,6. При этом скорость истребителя не должна превышать 300 м/с. При отстреле целями тепловых помех вероятность их поражения одной ЗУР составит 0,2–0,3.



Неуправляемая авиационная ракета С-8 (максимальная дальность стрельбы – 4 км) с кумулятивно-осколочной БЧ обладает бронепробиваемостью 400 мм, которой достаточно для эффективного поражения небронированной и легкобронированной техники. Но Ми-28НЭ при использовании этого вооружения может быть сбит не только ЗРК малой дальности, но и в результате обстрела переносными зенитными ракетными комплексами («Стингер», «Мистраль»), находящимися в боевых порядках противника.


В СМИ отмечается, что Ми-28НЭ имеет высокий уровень боевой живучести, кабина экипажа которого полностью бронирована. Но так ли это на самом деле? Все, что летает, не может иметь серьезного бронирования. О каком бронировании может идти речь, когда стрелковое оружие способно выводить из строя винтокрылые машины. Так, например, 12,7-мм бронебойно-зажигательная пуля (индекс 7БЗ-1) пробивает броню толщиной 20 мм на дальности 1500 м. При этом бронекоробка экипажа выполнена из 10-мм листов алюминиевого сплава, на которые наклеены керамические плитки. Такая конструкция может спасти экипаж от пуль калибра 7,62 мм.


Главным недостатком Ми-28НЭ является устаревшее вооружение, неспособное поражать цели без захода в зону ЗРК малой дальности противника. Эти вертолеты в рядах армейской авиации вряд ли позволят внести заметный вклад в авиационную поддержку Сухопутных войск.

Почему "Ночной охотник" проиграл "Длинному луку" Длиннопост, Авиация, Вертолет, Россия, США

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ



Заседание госкомиссии под председательством главкома ВВС Александра Зелина, на котором было принято решение о принятии на вооружение вертолета Ми-28НЭ, состоялось в последние дни 2008 года. Следует заметить, что создание этой машины продолжалось 30 лет. За год до этого события в журнале «Военная мысль» (№ 8 за 2007 год) появилась статья «Особенности военно-научных исследований по обоснованию концепций и обликов перспективных авиационных комплексов», подготовленная коллективом авторов: полковник к.т.н. А.Л. Гусев, подполковник к.т.н. А.К. Денисенко, полковник д.т.н. В.С. Платунов. В этой работе большое внимание на начальной стадии создания авиационных комплексов (АК), включая вертолеты, уделено военно-научному исследованию, связанному с обоснованием концепций, обликов и требований к перспективным и модернизируемым АК. Можно полагать, что после этой статьи не последовало указание провести по новой методике в плане модернизации Ми-28НЭ работы по обоснованию нового вооружения и БРЭО, которые действительно соответствовали бы новому ударному вертолету. Вызывает недоумение, что данная статья, являясь прорывом в методологии создания АК, оказалась неиспользованной применительно к вертолету Ми-28Н.


Вертолет Ми-28НЭ предназначался в основном для поражения американских танков. Но американцы активно усовершенствовали бронемашины, в результате чего появились модификации от М1 к М1А1, М1А2, М1А2 SEP. К настоящему времени модернизации подверглись тысячи танков. Например, вертолету Ми-28НЭ совершенно бесполезно обстреливать ракетой «Атака» танк М1А2 SEP, на котором установлен высокоэффективный комплекс активной защиты. Модернизация «Абрамсов» должна закончиться в 2020 году.


Надо полагать, что создатели Ми-28НЭ не следили за модернизацией иностранной бронетехники и не осуществляли адекватные технические мероприятия. Об этом свидетельствует тот факт, что тактико-технические задания и тактико-технические требования, выданные создателям Ми-28НЭ в 1978 году, через 30 лет нуждались в уточнении. Но этого не произошло.


Чего же добились американцы, победив в тендере, где были представлены ударные вертолеты? Они усилили индийскую армию «Апачами» для борьбы с китайскими танками. В этом просматривается политика США по сдерживанию Китая. Вслед за этим событием будет организована база вертолетов «Апач», на которой американские инструкторы смогут проводить занятия по изучению материальной части вертолетов, их пилотированию. Будут оборудованы склады хранения боеприпасов и мастерские по ремонту вертолетов.


Россия надолго уступила свое место в Индии по ударным вертолетам, что нанесло вред бренду Ми-28НЭ. Такая ситуация требует разборки и принятия соответствующих решений, чтобы не допустить кризиса в области создания отечественных ударных вертолетов.


Автор Михаил Растопшин


Оригинал статьи: http://topwar.ru/91533-pochemu-nochnoy-ohotnik-proigral-dlin...

Показать полностью 3

Инерция стиля. Часть 1

Американский военный эксперт Гарри Казианис, член секции оборонной политики Центра национальных интересов США и член секции национальной безопасности Потомакского фонда, в статье, опубликованной в издании The National Interest, специализирующемся на проблемах обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов, утверждает, что сегодня «Россия удвоила ставку в продвижении своего Военно-морского флота. Москва развивает еще более смертоносный класс подводных лодок, которые, благодаря своей малой шумности, превосходят своих предшественниц». По мнению Гарри Казианиса, российские субмарины типа «Лада» способны уничтожить американский флот.



Конечно, заокеанский эксперт ошибается: ВМФ РФ в настоящее время не может отправить на дно корабли ВМС США, поскольку сильно уступает им по суммарной мощи и численности боевых единиц. Не справятся с этой задачей и подводные лодки проекта 677 «Лада». Однако российскому флоту, несомненно, вполне по силам ликвидация самих Соединенных Штатов. Как утверждает китайский военно-морской эксперт Инь Чжо, «Россия является единственной страной, которая может уничтожить США своим морским ядерным оружием».

Инерция стиля. Часть 1 Длиннопост, Флот, ВМФ, Корабль, Армия, Ракета, Политика

ОШИБКА ГАРРИ КАЗИАНИСА



Да, двенадцать российских атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проектов 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин» и 955 «Борей», каждый из которых несет по шестнадцать межконтинентальных баллистических ракет (БРПЛ) Р-29РКУ-02, Р-29РМУ2 «Синева» или Р-29РМУ2.1 «Лайнер», а также Р-30 «Булава» с тремя-десятью ядерными боевыми блоками индивидуального наведения, могут, если и не смести Соединенные Штаты с карты мира, то сделать эту страну полностью недееспособной. И ситуация в этой области будет только усугубляться.



Как известно, основу российских стратегических сил составляют Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). В ближайшие годы они пополнятся шахтными и мобильными МБР нового поколения «Ярс», а также новейшим мобильным комплексом «Рубеж» с ракетами, оснащенными маневрирующими гиперзвуковыми боевыми блоками. По подсчетам специалистов, для перехвата одной такой ракеты потребуется не менее 50 противоракет SM-3. Чуть позже на вооружение российских РВСН поступят боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин» и тяжелые МБР «Сармат» стартовой массой 210 т, что позволит «брать на борт» 10 гиперзвуковых блоков мощностью по 750 кт каждый и атаковать США не только через Северный, но и Южный полюс.



Поскольку Соединенные Штаты не оставляют мечту о создании глобального противоракетного щита, совершенствуются и морские стратегические ядерные силы (МСЯС) России. Их преимущества очевидны: высокая скрытность, мобильность и выбор позиций в Мировом океане, откуда атака противником мало ожидаема. На вооружение ВМФ РФ в последние годы поступили три РПКСН проекта 955 «Борей» с БРПЛ Р-30 «Булава». Сейчас в различных стадиях постройки находятся четыре РПКСН улучшенного проекта 955А, а на июль этого года запланирована закладка восьмой лодки серии. Одновременно ведутся работы по модернизации БРПЛ «Булава» с целью расширения ее возможностей по преодолению существующих и перспективных средств ПРО.

Инерция стиля. Часть 1 Длиннопост, Флот, ВМФ, Корабль, Армия, Ракета, Политика

Вероятные удары российскими средствами стратегического сдерживания по территории Соединенных Штатов.



РПКСН проектов 955 и 955А предназначены для замены трех атомных подводных ракетоносцев проекта 667БДР на Тихом океане и частично РПКСН проекта 667БДРМ на Северном флоте, которые в настоящее время составляют основу российских МСЯС. Затем, очевидно, начнется строительство еще более совершенных субмарин проекта 955Б с новым ракетным комплексом.



И все-таки лихорадочные попытки Соединенных Штатов совершенствовать средства противоракетной обороны заставляют военно-политическое руководство России, российских ученых и конструкторов искать принципиально новые инструменты преодоления ПРО. Это, например, авиационные малозаметные стратегические крылатые ракеты Х-102 с дальностью стрельбы до 5500 км, неядерные варианты которых – Х-101 – продемонстрировали высокую точность и эффективность при атаках объектов запрещенной в России террористической организации «Исламское государство». В числе перспективных новинок – океанская многоцелевая система «Статус-6», о которой стало известно в ноябре прошлого года. Она предназначена для поражения «важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесения гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени». Поступление на вооружении этого нового вида морского подводного стратегического оружия ожидается в 2019-2023 годах.



У российского ВМФ есть и иные средства стратегического сдерживания. Мы имеем в виду крылатые ракеты морского базирования. Их эффективность подтвердила дизель-электрическая подводная лодка Б-237 «Ростов-на-Дону» проекта 06363 «Палтус». Она с высокой точностью поразила ракетами 3М14 комплекса «Калибр-ПЛ» цели на территории Сирии, где развернули свою деятельность террористы.

Инерция стиля. Часть 1 Длиннопост, Флот, ВМФ, Корабль, Армия, Ракета, Политика

Пуск крылатой ракеты «Калибр-НК» с борта малого ракетного корабля проекта 21631 «Буян-М».



Наличие таких ракет придает военно-морским силам большую гибкость. Ими можно атаковывать самые разные береговые цели: портовые терминалы, нефтегазовые хранилища, промышленные объекты, военные базы, штабы и командные пункты, органы государственного или регионального управления – на разную глубину территории противника обычными или ядерными зарядами. Поэтому сама постановка вопроса о том, сможет ли флот одной страны победить ВМС другой на море, если и не теряет смысл, то, во всяком случае, нивелирует его содержание. Зачем скрываться в глубинах, гоняясь за кораблями и судами, совершать сложные маневры и построения, придумывать хитрые тактические приемы, при этом подвергая себя значительному риску, если можно найти «тихий омут» в море или океане и наносить по противнику смертоносные удары?



Во второй половине декабря прошлого года увидел свет доклад разведки ВМС США «ВМФ России. Историческая трансформация», в котором помещены две очень впечатляющие схемы. На первой отображены радиусы поражения крылатыми ракетами «Калибр-НК», которые могут быть запущенны российскими надводными кораблями из акваторий Каспийского, Черного, Балтийского и Баренцева морей. При дальности полета 1000 миль, то есть порядка 1852 км (заметим, что ряд авторитетных источников утверждает, что максимальная дальность действия этих крылатых ракет составляет 2000 км и даже 2500 км), под их удары попадет территория всей Европы, за исключением Испании и Португалии, большей части государств Центральной Азии, а также ряда стран Ближнего Востока. На второй схеме показано, как «жертвами» ракет «Калибр-НК» станут Япония, Корея и Аляска. Очевидно, доклад составлялся до того, как подводная лодка «Ростов-на-Дону» атаковала ракетами «Калибр-ПЛ» объекты террористического государства. Иначе в этом труде пришлось бы размещать и третью схему, на которой была бы показана добрая половина территории Соединенных Штатов, которая может стать объектом потенциальных ударов крылатыми ракетами российских субмарин.

Инерция стиля. Часть 1 Длиннопост, Флот, ВМФ, Корабль, Армия, Ракета, Политика
Инерция стиля. Часть 1 Длиннопост, Флот, ВМФ, Корабль, Армия, Ракета, Политика

Радиусы поражения целей ракетами «Калибр» в Европе и на Дальнем Востоке. Схемы из доклада разведки ВМС США «ВМФ России. Историческая трансформация».


То есть американский эксперт Гарри Казианис видит угрозу не там, откуда она исходит на самом деле. Он демонстрирует традиционный, устаревший, а в итоге – инерционный и ошибочный взгляд на соперничество, противостояние и войну на море. И такой взгляд сегодня доминирует. Не только в Соединенных Штатах и Западной Европе, но и к востоку от нее. Эта «инерция стиля» опирается на теории Альфреда Мэхэна (1840-1914) – контр-адмирала ВМС США и автора ряда, без преувеличения, эпохальных для своего времени работ по истории военно-морского искусства, прежде всего британского.



По Мэхэну, морская мощь (Sea Power) – важнейший фактор борьбы за мировое лидерство, а завоевание господства на море – главное условие победы в любой войне. В конце XIX-начале XX веков мировым гегемоном, даже мировым монополистом, была Великобритания. От эпохи королевы Елизаветы (1533-1603) это островное государство вело ожесточенную борьбу за владение морем. И фактически добилось своего. Однако на рубеже XIX-XX веков его стала «поджимать» молодая Германия, что в итоге и привело к Первой мировой войне. Она, кстати, продемонстрировала серьезную «эрозию» идей Мэхэна. Если бы Берлин сделал ставку не на линейные силы, как того требовали постулаты американского теоретика, а на всемерное развитие подводных лодок, наверняка, удалось бы поставить Лондон на колени. Но этого не случилось. Итоги Великой войны известны. Германия временно выбыла из числа великих держав. Сейчас мало кто об этом помнит, но после окончания Первой мировой войны главными противостоящими сторонами в следующей мировой войне считались Великобритания и новый молодой претендент на мировую гегемонию – Соединенные Штаты, обладавшие значительным флотом и мощной промышленностью. Если бы не реваншистское «возрождение» Германии под знаменем фашизма и милитаристский угар императорской Японии, так оно, наверняка, и случилось бы.

Инерция стиля. Часть 1 Длиннопост, Флот, ВМФ, Корабль, Армия, Ракета, Политика

Альфред Мэхэн (1840-1914) – гуру теории морской силы.



Вторая мировая война на море тоже была ожесточенной, но в ее ходе так любимые Мэхэном линкоры окончательно сошли со сцены. Доминировать же стали подводные лодки и авианосцы. На последние как бы перешли функции линкоров.


В поствоенную эпоху новому гегемону – ВМС США – бросил вызов ВМФ СССР. Случилось это в момент очередного этапа военно-технической революции, когда на смену обычной энергетике пришла атомная, пушкам – ракеты, а порохам – ядерные боезаряды. Во главе ВМФ СССР с 1956 г. по 1985 г. стоял выдающийся теоретик и практик «неомэхэнизма» – Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков. «Новое мышление», «перестройка» и последующее крушение великой державы положили конец острому соперничеству на морях двух держав.


В начале 1990-х годов Соединенные Штаты, вышедшие победителями в холодной войне, казалось, обрели, наконец, право называть себя державой №1 в мире. Разумеется, вслух об этом не принято было говорить, но Вашингтоном данное ощущение стало восприниматься как аксиома. Хотя в соперничестве с «Советами» США подорвали свою экономическую мощь.

Показать полностью 5
610

Битва технологий: Stealth+AWACS против Суперманевренность+РЭБ

Введение


Военные доктрины России и стран НАТО в качестве обязательного этапа боевых действий предусматривают завоевание превосходства своей авиации в воздушном пространстве над территорией противника — так называемое господство в воздухе. Характерным примером является самый крупномасштабный военный конфликт со времен Второй мировой войны — иракская война 1990-1991 годов, в которой с обеих сторон было задействовано 1,5 миллиона военнослужащих и 3000 самолетов и вертолетов.


В качестве обязательного условия начала наземной фазы операции перед вооруженными силами коалиции была поставлена задача завоевания господства в воздухе, включая нейтрализацию системы ПВО Ирака. Для реализации этой задачи были задействованы новейшие на тот момент самолеты F-117 Nighthawk, созданные с применением технологии Steаlth, действующие вместе с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-3 Sentry, использующими технологию AWACS. F-117 в темное время суток участвовали в выводе из строя командных пунктов, узлов связи и РЛС системы ПВО.

Битва технологий: Stealth+AWACS против Суперманевренность+РЭБ Длиннопост, Авиация, США, Россия, Армия, Самолет, Гифка

Аналогичный сценарий начала боевых действий был повторен авиацией НАТО спустя восемь лет во время войны в Югославии. Использование своего технологического преимущества в виде связки Stealth+AWACS в очередной раз помогло коалиционным силам подавить систему ПВО противника и завоевать господство в воздухе. Правда, на этот раз самолеты F-117, уже не являющиеся новинкой, понесли потери — один из них был сбит, а второй после попадания ракеты «земля-воздух» смог возвратиться на базу, но был списан из-за повреждений.


Военно-техническая политика стран НАТО предусматривает перевооружение тактической авиации самолетами Stealth типа F-35 Lightning II и самолетами с элементами Stealth типа Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon, а также увеличение парка самолетов AWACS типа E-3 Sentry и E-737-700 Peace Eagle. В дополнении к ним в ВВС США в ограниченном количестве имеются истребители F-22 Raptor, предназначенные для завоевания господства в воздухе.



Опыт участия Военно-космических сил России в локальных военных конфликтах в Грузии и Сирии свидетельствует об ином подходе к выбору технологий для обеспечения завоевания господства в воздухе. Несмотря на принятие на вооружение отечественного самолета ДРЛОУ А-50У и продолжающуюся разработку перспективного малозаметного истребителя Т-50, главная ставка делается на развитие авиационных средств радиоэлектронной борьбы и производство истребителей Су-35, построенных по технологии, обеспечивающей сверхманевренность в воздушном бою.

Битва технологий: Stealth+AWACS против Суперманевренность+РЭБ Длиннопост, Авиация, США, Россия, Армия, Самолет, Гифка

Технология Stealth



Первым летательным аппаратом, в конструкции которого была реализована технология малозаметности в радиодиапазоне, является американский дозвуковой самолет F-117, принятый на вооружение в 1983 году. Несмотря на наличие буквы F (fighter) в названии, по своим летным возможностям и фактическому применению он является типичным ударным самолетом. Поэтому борьбу за завоевание превосходства в воздухе F-117 мог вести только на дальних и средних дистанциях с применением ракет «воздух-воздух» или путем подавления систем ПВО, чем он и занимался.


Реализация технологии Stealth в его конструкции основана на следующих решениях:

— планер самолета состоит из набора граненых поверхностей, отражавших зондирующий радиосигнал в сторону, противоположную направлению на радар;


— элементы планера соединяются между собой без образования углов в 90 градусов (т.н. уголковых отражателей), вертикальное оперение выполнено V-образным, горизонтальное оперение отсутствует;


— разъемы на поверхности планера выполнены с зубчатыми кромками, рассеивающими радиосигнал в разных направлениях;


— обшивка планера включает сотовые радиопоглощающие панели толщиной примерно 10 сантиметров;


— на поверхность планера дополнительно нанесено радиопоглощающее покрытие;


— с целью исключения переотражения радиосигнала от внутренного оборудования пилотской кабины и шлема летчика на остекление кабины нанесено металлизированное покрытие;


— лопасти компрессоров низкого давления ТРД экранированы решетками, установленными на воздухозабортник;


— двигательная установка состоит из двух относительно маломощных ТРД с пониженным тепловым выбросом;


— лопасти турбин низкого давления ТРД экранированы сужением сопла, плоская форма которого обеспечивает уменьшение тепловой заметности реактивной струи за счет её интенсивного смешивания с окружающим воздухом;


— авиационное вооружение (бомбы и ракеты) размещены на внутренней подвеске;


— из состава бортового радиоэлектронного оборудования исключены радар, радиовысотометр и радиоответчик «свой-чужой»;


— радиостанция в боевой обстановке работает только на прием.

Битва технологий: Stealth+AWACS против Суперманевренность+РЭБ Длиннопост, Авиация, США, Россия, Армия, Самолет, Гифка

Пилотирование F-117 в темное время суток производится с помощью тепловизоров и лазерных дальномеров/высотомеров, входящих в состав двух оптических локационных систем, расположенных сверху и снизу фюзеляжа.



Особенности реализации технологии Stealth накладывает существенные ограничения на летно-тактические характеристики F-117. Граненая форма планера снижает аэродинамическое качество самолета до 4 единиц, делая невозможным ведение ближнего воздушного боя с истребителями. За счет потерь давления в воздушном тракте двигателей (решетки воздухозаборников и плоские сопла) F-117 имеет пониженные тяговооруженность и дальность полета. Работа радиостанции только на прием определяет строго индивидуальный характер боевых миссий. Исключение из состава БРЭО радиоответчика «свой-чужой» вынуждает применять самолет только при условии отсутствия в воздухе дружественных самолетов в радиусе 100 миль. Отказ от бортового радара ведет к ограничению пилотирования метеоусловиями на уровне самолетов Второй мировой войны.



Однако снижение радиозаметности F-117 было обеспечено не со всех направлений, необходимость обеспечения заданного уровня подъемной силы обусловило использование плоских нижних поверхностей крыла и фюзеляжа, при ЭПР с нижней полусферы оказался достаточным для обнаружения самолета с более чем 30 км метровыми радарами и 15 км сантиметровыми. Попытки пилотирования F-117 на малых высотах вели к его обнаружению тепловизорами ЗРК и ПЗРК практически сразу после выхода из-за радиогоризонта.


Самолет был снят с вооружения после сбития одной машины и повреждения второй в Югославии с применением советского ЗРК С-125М «Печора», а также с учетом массового оснащения истребителей оптико-локационными станциями с дальностью обнаружения до 50 километров в передней полусфере и до 100 километров в задней полусфере.



Накопленный опыт при производстве и боевом применении F-117 позволил ВВС США сформировать требования на разработку иного типа самолета, изначально предназначенного для завоевания превосходства в воздухе и при этом выполненного по технологии Stealth. Разработанный в соответствии с этими требованиями истребитель F-22 (принят на вооружение в 2001 году) представляет собой компромисс между отличными летно-техническими характеристиками аэродинамического прототипа F-15 и уровнем малозаметности своего технологического прототипа F-117.



Аэродинамическое качество F-22 на уровне 10 единиц обеспечено отказом от граненых форм планера. Сверхзвуковая скорость достигается применением двигателей, обеспечивающих тяговооруженность самолета на уровне его веса. Повышенная маневренность получена за счет управления вектором тяги двигателей в вертикальной плоскости.



Технология Stealth в F-22 реализована путем ликвидации сочленения элементов планера под прямым углом, применения радиопоглощающего покрытия поверхности планера и радиопоглощающего сотового материала в носке крыла, зубчатыми кромками разъемов, металлизацией фонаря кабины, использованием радар-блокеров, установленных перед компрессорами и после турбин ТРД, а также за счет размещения всего авиационного вооружения на внутренней подвеске. В отличии от F-117 в состав БРЭО F-22 включены радар, радиовысотометр и радиоответчик «свой-чужой». Радиостанция в боевой обстановке работает как на прием, так и на передачу данных.

Битва технологий: Stealth+AWACS против Суперманевренность+РЭБ Длиннопост, Авиация, США, Россия, Армия, Самолет, Гифка

Уменьшение радиотехнической заметности F-22 обеспечивается за счет особого режима работы бортового радара — так называемого LPI (low probability of intercept, низкая вероятность перехвата) — шумоподобного излучения пониженной мощности с плавающей частотой, периодичностью и поляризацией радиосигнала (т.н. сложный дискретно-кодированный сигнал).

Битва технологий: Stealth+AWACS против Суперманевренность+РЭБ Длиннопост, Авиация, США, Россия, Армия, Самолет, Гифка

Радиообмен в группе самолетов осуществляется с помощью направленных антенн.



Дополнительным бортовым радиоэлектронным оборудованием является система предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-94, включающая несколько приемников, распределенных по поверхности планера.



В составе БРЭМ отсутствует ОЛС, вместо неё используется система AN/AAR-56 из нескольких распределенных по поверхности планера ИК-датчиков. В связи с отсутствием лазерного дальномера указанная система в состоянии определять только направление на источник теплового излучения.



Попытка сочетания в F-22 свойств маневренного истребителя с технологией Stealth привело к росту его стоимости до 411 млн. долларов США (с учетом НИОКР), что вызвало отказ от строительства F-22 после производства 187 серийных машин. Из-за своей дороговизны самолет не использовался в локальных конфликтах в качестве средства подавления ПВО или для завоевания господства в воздухе.



В связи с этим в качестве перспективного самолета для завоевания господства в воздухе США и другие страны НАТО (за исключением Германии и Франции) выбрали иной, бюджетный вариант летательного аппарата, выполненного по технологии Stealth — однодвигательный американский самолет F-35. Машина выпускается сразу в трех модификациях: наземного базирования (основная версия), палубного базирования (с увеличенным размахом крыльев и усиленным шасси) и вертикального взлета и посадки (с дополнительным вентилятором и поворотным соплом двигателя). F-35 планируется на замену большинства тактических самолетов НАТО: F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon, F/A-18 Hornet и AV-8 Harrier II.

Битва технологий: Stealth+AWACS против Суперманевренность+РЭБ Длиннопост, Авиация, США, Россия, Армия, Самолет, Гифка

По состоянию на начало 2016 года произведено 174 F-35. Общее количество планируемых к постройке самолетов оценивается в 3000 единицы при стоимости одной от 256 млн. долларов в 2014 году до 120 млн. долларов США в 2020 году. По настоящее время все выпущенные F-35 находятся в опытной эксплуатации, боеготовность первых из них планируется обеспечить, начиная с текущего года.



F-35, несмотря на букву F в названии, является ударным самолетом: его максимальный взлетный вес достигает 31 тонну при форсажной тяге двигателя в 19,5 тонны, что обуславливает его тяговооруженность 0,65 и скорость 1700 км/ч против 0,83 и 2410 км/ч у истребителя F-22. Двигатель новой машины выполнен без механизма управления вектором тяги. По набору элементов Stealth и составу БРЭМ F-35 не отличается от F-22, за исключением дополнительного наличия ОЛС, предназначенной для обзора нижней полусферы и работы лазера в режиме высотомера, дальномера и целеуказателя, в том числе по наземным объектам.

Битва технологий: Stealth+AWACS против Суперманевренность+РЭБ Длиннопост, Авиация, США, Россия, Армия, Самолет, Гифка

В заключение описания технологии Stealth необходимо остановиться на её эффективности в плане снижения заметности самолетов в радиодиапазоне, измеряемой величиной эффективной площади рассеивания. Как правило, в открытых описаниях самолетов приводятся минимальные величины ЭПР, достигаемые лишь в статичном положении при наблюдении в передней сфере строго во фронтальной плоскости, поэтому полезно помнить, что с других направлений величина ЭПР отличается более чем на порядок.


В полете в общем случае из-за несоосного расположения наблюдаемого самолета и направления его облучения радаром даже в передней сфере величина ЭПР увеличивается в разы. Аналогичным образом на величину ЭПР влияет авиационное вооружение, размещенное на внешней подвеске. Однако при размещении вооружения в конформных контейнерах ЭПР увеличивается незначительно.



В случае попадания внешнего зондирующего радиосигнала на поверхность антенны радара самолета его величина ЭПР увеличивается на порядок. Поэтому в рамках технологии Stealth предусматривается постоянный разворот плоскости антенны в верхнюю полусферу, снижая тем самым дальность и точность обнаружения целей в нижней полусфере.

Битва технологий: Stealth+AWACS против Суперманевренность+РЭБ Длиннопост, Авиация, США, Россия, Армия, Самолет, Гифка

ЭПР F-117 по итогам боевого применения в Югославии можно оценить на уровне 0,025 кв.м. Рекламные материалы по F-22 и F-35 содержат значения ЭПР вплоть до 0,0015 кв.м, что не может соответствовать фактическому положению вещей, поскольку в конструкции F-22 и F-35 отсутствуют граненые поверхности планера и сотовые радиопоглощающие панели большой толщины, использованные в конструкции F-117. Поэтому наиболее реалистично величину ЭПР F-22 и F-35 можно оценить в 0,1 кв.м в статичном положении и 0,3 кв.м в полете. Для сравнения ЭПР самолетов, частично использующих технологию Stealth — Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon в статичном положении без вооружения на внешней подвеске оценивается в 1 кв.м, ЭПР новых версий истребителей F-15E и Су-35C — в 3 кв.м. Указанные значения ЭПР приводятся для условий облучения радаром сантиметрового диапазона. В дециметровом диапазоне ЭПР увеличивается примерно на 25 процентов, в метровом — примерно на 100 процентов.



Технология AWACS



В области радиолокационного обнаружения летательных аппаратов в настоящее время применяются РЛС метрового, дециметрового, сантиметрового и миллиметрового диапазона.



Радары метрового диапазона имеют антенны размером в несколько десятков метров, что ограничивает их применение наземным базированием. В связи с этим РЛС имеют малый радиогоризонт обнаружения воздушных целей, при высоте полета цели 100 метров его величина составляет порядка 40 км, что меньше подлетной дистанции таких противорадиолокационных ракет как AGM-88E и Х-58Э. На высотах более 5 км радар метрового диапазона, например, российская РЛС «Небо-МЕ» обнаруживает цель с ЭПР 0,1 кв.м на дальности 287 км.



Радары дециметрового диапазона имеют антенны размером в несколько метров, что позволяет размещать их на воздушных носителях, в первую очередь на борту самолетов ДРЛОУ, поддерживающих технологию AWACS. На высоте полета носителя 12 км радиогоризонт равен порядка 450 км, инструментальная дальность обнаружения воздушных целей над радиогоризонтом достигает 650 км. Радар AN/APY-2 самолета E-3 Sentry обнаруживает воздушную цель с ЭПР 1 кв.м на дистанции 425 км, с ЭПР 0,1 кв.м — на дистанции порядка 200 км.

Битва технологий: Stealth+AWACS против Суперманевренность+РЭБ Длиннопост, Авиация, США, Россия, Армия, Самолет, Гифка

Радары сантиметрового диапазона имеют антенну диаметром 800-900 мм, которая вписывается в поперечное сечение фюзеляжа самолетов-истребителей и ударных самолетов. Антенна выполняется в виде фазированной решетки из 1,8-2 тысяч приемо-передающих модулей. Формирование луча радара производится смешанным электронно-механическим образом с углом сканирования +-150 градусов (AN/APG-77 истребителя F-22) и +-120 градусов (Н035 «Ирбис» истребителя Су-35С). Дальность обнаружения воздушных целей с ЭПР 1 кв.м достигает 225 км, с ЭПР 0,1 кв.м — 148 км. В режиме LPI дальность обнаружения снижается примерно в 2 раза по причине меньшей мощности радиосигнала.

Битва технологий: Stealth+AWACS против Суперманевренность+РЭБ Длиннопост, Авиация, США, Россия, Армия, Самолет, Гифка

Радары миллиметрового диапазона имеют антенну диаметром 150-300 мм, которая устанавливается в головной части ракет «воздух-воздух» с активной радиолокационной системой наведения. Дальность обнаружения воздушных целей составляет от 10 до 20 км в зависимости от ЭПР. При выполнении миллиметровой антенны в виде АФАР на дистанции в один-два километра может быть обеспечено разрешение до уровня силуэта самолета.

Битва технологий: Stealth+AWACS против Суперманевренность+РЭБ Длиннопост, Авиация, США, Россия, Армия, Самолет, Гифка

Самолеты ДРЛОУ оснащены системами РТР, связи и управления действиями истребительной и ударной авиации, что позволяет им пеленговать источники радиоизлучения, определять их координаты и наводить на воздушные цели самолеты, осуществляющие полет без включения бортовых радаров. Последние, в свою очередь, с помощью радиокомандной линии наводят на цель ракеты «воздух-воздух» средней и большой дальности. При подлете к цели включаются в работу активные РГСН ракет.



Технология сверхманевренности



В настоящее время максимальная дальность пуска ракет «воздух-воздух» по неманеврирующей цели на высоте 10 км составляет от 180 км (AIM-120D) до 300 км (РВВ-БД). В случае выполнения целью противоракетного маневра дальность пуска снижается до 90-150 км в связи с затратами топлива ракеты на контрманеврирование.



После срыва наведения ракеты средней/большой дальности из-за противоракетного маневра самолета или радиоэлектронного противодействия захвату цели борьба за превосходство в воздухе вынуждено переходит в стадию ближнего воздушного боя самолетов противников, которые применяют ракеты малой дальности с пассивными тепловыми ГСН и пушечное вооружение. Дистанция ближнего воздушного боя с использованием ОЛС начинается с 40/20 км (максимальная дальность пуска ракет малой дальности РВВ-МД/AIM-9X), без использования ОЛС — с дальности прямой видимости цели.

Битва технологий: Stealth+AWACS против Суперманевренность+РЭБ Длиннопост, Авиация, США, Россия, Армия, Самолет, Гифка

На первый план в ближнем воздушном бою выходит способность самолета первым выйти в зону захвата цели тепловой ГСН ракеты (угол сканирования +-120 градусов) или зону захвата цели прицелом пушки. С этой целью самолеты осуществляют маневры в воздухе, стремясь войти в зону захвата. Чем меньше радиус кривых, описываемых самолетом в воздухе, и чем меньше потеря скорости в процессе разворотов, тем больше шансов победить в ближнем воздушном бою.



Маневренность самолета обеспечивается его аэродинамикой, прочностью по выдерживаемой перегрузке, тяговооруженностью, величиной удельной нагрузки на крыло, степенью механизации крыла, площадью хвостового оперенья. В процессе маневрирования угол атаки крыльев возрастает до сверхкритического с падением несущей способности крыльев и затенением хвостового оперения вплоть до потери аэродинамической управляемости. После чего контролировать полет самолета можно лишь с помощью управления вектором тяги двигателя.

Битва технологий: Stealth+AWACS против Суперманевренность+РЭБ Длиннопост, Авиация, США, Россия, Армия, Самолет, Гифка

Технология сверхманевренности самолетов базируется на тяговооруженности, превышающей 1 (после выработки половины запаса топлива), и управлении вектором тяги двигателей, число которых должно быть не менее двух для обеспечения управления в канале крена. На данный момент этим критериям соответствуют лишь две машины: F-22 и Су-35С. Все остальные типы самолетов после перехода борьбы в ближний воздушный бой неизбежно проигрывают сверхманевренным машинам, что было подтверждено при моделировании боев в компьютерных симуляторах.



Сверхманевренный самолет Су-35С имеет тяговооруженность 1,1 при выработке половины запаса топлива, что превышает аналогичные показатели F-22. Двигатели Су-35С содержат отклоняемые сопла, причем их топовая модификация (в отличие от двигателей F-22) имеет всеракурсное управление вектором тяги, что позволяет самолету осуществлять вращение вокруг вертикальной оси на 180 градусов, беря в прицел преследующего противника без выполнения виражей в воздухе. В конструкции самолета использованы элементы технологии Stealth в виде радиоотражающего покрытия фонаря кабины и радиопоглощающего покрытия кромок планера. Су-35С обладает потенциалом модернизации в части уменьшения ЭПР до 1 кв.м за счет установки радар-блокеров, развала килей хвостового оперения и размещения подвесного вооружения в конформном контейнере между воздухозаборниками.



Технология РЭБ



В состав бортового радиоэлектронного оборудования самолетов входят пассивные системы предупреждения о радарном облучении и активные системы противодействия этому облучению. В соответствии с идеологией Stealth в состав БРЭО F-22 и F-35 включены системы только первого типа. В отличие от них БРЭО Су-35С дополнительно содержит активные системы РЭБ Л-175В в виде малоразмерных контейнеров, установленных на законцовках крыльев. Активная система не маскирует самолет в радиодиапазоне, а посылает в сторону зондирующего радара эхо-сигналы с задержкой по времени. Активные системы предназначены для индивидуальной защиты самолета путем срыва захвата цели радиолокационными ГСН миллиметрового диапазона ракет «земля-воздух» и «воздух-воздух».

Битва технологий: Stealth+AWACS против Суперманевренность+РЭБ Длиннопост, Авиация, США, Россия, Армия, Самолет, Гифка

В плане противостояния с технологией AWACS интерес представляют групповые активные средства радиоэлектронного подавления работы радаров самолетов ДРЛОУ дециметрового диапазона типа российского «Тарантула», размещаемого в контейнере на внешней подвеске самолетов РЭБ. Передатчик излучает в сторону зондирующего радара направленную шумовую помеху большой мощности, величина которой заведомо превышает мощность принимаемого зондирующим радаром излучения, поскольку прямой сигнал от передатчика помех на порядки мощнее сигнала, отраженного от цели.

Активные средства радиоэлектронного подавления работают в комплексе с пассивными средствами радиотехнической разведки, размещенными на том же носителе РЭБ и определяющими направление на источник радиоизлучения. При совместной работе двух и более носителей РЭБ методом триангуляции определяется также расстояние до источника радиоизлучения. Вычислительные средства, также входящие в комплекс РЭБ, позволяют определить диапазоны и координаты источников радиоизлучения, работающих в непрерывном, импульсном или LPI режимах.



В разработке находятся передатчики помех с антенной АФАР, формирующей несколько лучей диаграммы направленности с целью одновременного подавления соответствующего числа радаров (по типу перспективного американского комплекса NGJ). Для снабжения аппаратуры электроэнергией в контейнерах устанавливаются генераторы с турбинами, приводящимися во вращение набегающим потоком воздуха. Как правило, самолеты-носители РЭБ применяются попарно, что позволяет более чем в вдвое расширить зону радиоэлектронного прикрытия и заодно «размазать» в пространстве местоположение самих носителей (при синхронной работе передатчиков помех в т.н. мерцающем режиме), тем самым защитив их от ракетных атак.



Тактика завоевания господства в воздухе



Оценить преимущество той или иной технологии для завоевания превосходства в воздухе можно, смоделировав воздушный бой в определенных условиях:


— предварительно подавленная система ПВО как с одной, так и с другой стороны;


— численное равенство самолетов-истребителей с обеих сторон при различии в численности самолетов поддержки (соответственно ДРЛОУ и РЭБ) пропорционально стоимости последних;


— проведение встречного воздушного боя с целью завоевания превосходства в воздухе путем уничтожения авиации противника (без нанесения ударов по наземным целям);


— наличие сложных метеоусловий, вынуждающих отказаться от применения ОЛС вплоть до рубежа ближнего боя.



Количество задействованных самолетов во встречном воздушном бое будет определяться его наиболее крупным участником — самолетом ДРЛОУ, радар которого имеет инструментальную дальность порядка 500 км, обозревая при этом территорию, достаточную для оперативного использования максимум авиационного истребительного крыла в составе трех эскадрилий по три звена в каждом с общим количеством самолетов в 36 единиц. Исходя из условия равенства численности самолетов-истребителей противоположная сторона может задействовать авиационный истребительный полк. Для прикрытия действий авиаполка возможно привлечь 10 самолетов РЭБ, исходя из сопоставимости их общей стоимости со стоимостью одного самолета ДРЛОУ.



Сторона, использующая связку технологий Stealth+AWACS, в качестве самолета ДРЛОУ может применить E-3 Sentry, в качестве самолета завоевания превосходства в воздухе — F-22 (в лучшем случае), штатное вооружение которого включает шесть ракет с радиолокационной ГСН AIM-120D в подфюзеляжных отсеках, по одной ракете с тепловой ГСН AIM-9X в боковых отсеках и 20-мм пушку Vulcan.



Сторона, использующая связку технологий Сверхманевренность+РЭБ, в качестве самолета РЭБ может применить Су-34 с контейнерами «Тарантула» на внешней подвеске, а в качестве самолета завоевания превосходства в воздухе — Су-35С, штатное вооружение которого включает шесть ракет с радиолокационной ГСН РВВ-БД и шесть ракет с тепловой ГСН РВВ-МД на внешней подвеске, 30-мм пушку ГШ-30-1.



Район барражирования самолета E-3 Sentry располагается на удалении не менее 300 км от линии разграничения сторон — максимальной дальности полета ракет РВВ-БД при стрельбе по неманевренной цели. Исходная позиция F-22 перед боем удалена от линии разграничения не менее чем на 90 км — эффективной дальности полета ракет AIM-120D при стрельбе по маневренной цели.

Битва технологий: Stealth+AWACS против Суперманевренность+РЭБ Длиннопост, Авиация, США, Россия, Армия, Самолет, Гифка

Тактическое построение самолетной группировки второй стороны включает три ударных группы по 12 Су-35С и 2 Су-34 каждая и две отвлекающих группы по 2 Су-34 каждая. Отвлекающие группы, пользуясь фактом экранирования своего воздушного пространства зондирующим лучом радара ДРЛОУ, имитируют агрессивные действия по отношению к противнику. Исходная позиция ударных и отвлекающих групп удалена от линии разграничения сторон не менее чем на 250 км — исходя из инструментальной дальности радара E-2 Sentry.



Инициатива в воздушном бою принадлежит второй стороне, не привязанной к району барражирования самолета ДРЛОУ. Полет ударных и отвлекающих групп осуществляется в радиолокационном поле E-2 Sentry. Сближение групп с E-2 Sentry будет cопровождаться маневрированием по высоте и азимуту с целью вынудить F-22 производить пуски AIM-120D с применением радиокомандного наведения на среднем участке полета ракета и, тем самым, вскрывать количество и местоположение самолетов-«невидимок». Естественно, что F-22 в такой ситуации откажутся от нападения на ударные и отвлекающие группы вплоть до достижения ими дистанции пуска РВВ-БД по E-2 Sentry (300 км).

Битва технологий: Stealth+AWACS против Суперманевренность+РЭБ Длиннопост, Авиация, США, Россия, Армия, Самолет, Гифка

В условиях экранирования сигнала радара дециметрового диапазона самолета E-3 Sentry истребители F-22 будут вынуждены задействовать свои радары сантиметрового диапазона при подлете ударных и отвлекающих групп на дистанцию эффективного применения AIM-120D с целью выявления самолетного состава каждой из ударных и отвлекающих групп и соответствующего распределения ракет из наличия. В случае сближения на расстояние 300 км самолет ДРЛОУ будет вынужден выйти из боя по причине атак с использованием ракет РВВ-БД, что также вынудит F-22 включить свои радары.



Однако, применив радары, F-22 выйдут из режима Stealth и будут обнаружены средствами РТР Су-34 и Су-35С. Су-34, выполнив свою работу, повернут на обратный курс, избегая встреч с ракетами средней дальности, а F-22 и Су-35С продолжат взаимное сближение, произведут обмен ракетными залпами, радиокомандно сопровождая ракеты средней дальности в полете вплоть до получения сигналов радиолокационных ГСН ракет о захвате вражеских целей.



Учитывая противодействие бортовых средств РЭБ истребителей, особенно активных средств РЭБ Су-35С, часть ракет средней дальности не достигнет своих целей и схватка неизбежно перейдет в фазу ближнего воздушного боя (боевая задача обеих сторон остается неизменной — завоевание превосходства в воздухе). В этой фазе преимущество Су-35С становится неоспоримым: лучшая сверхманевренность говорит сама за себя плюс в три раза большее количество ракет с тепловой ГСН на борту.


В итоге можно констатировать, что связка технологий Сверхманевренность+РЭБ доминирует над связкой технологий AWACS+Stealth.



Источники информации:


1. Травин Г.А., Горюнов В.В., Суровцев В.И., Перепелкин И.Н. Пеленгование и распознавание сложных дискретно-кодированных (шумоподобных) сигналов малозаметных РЛС на основе применения компьютерных технологий. «Компьютерное моделирование», 2012, 13 (132), выпуск 23/11.pdf&usg=AFQjCNE1E7nW1PHDwsFjJefSmiwfZg6WEA&bvm=bv.112064104,d.bGQ.


2. Крадущиеся в воздухе. Истребители 5-го поколения // http://judgesuhov.livejournal.com/144148.html.


3. Кириллов В. Боевые порядки тактической авиации (по опыту локальных войн) //


4. Лекции по ТВВС. Тактика ВВС. Полный курс //


Оригинал статьи: http://topwar.ru/93787-bitva-tehnologiy-stealthawacs-protiv-...

Показать полностью 15
Отличная работа, все прочитано!