История нашего мира в художественной литературе. Часть 42. «За что Ксеркс высек море»

Всем привет!

В прошлый раз я кое-как поведала о Мидии и даже заикнулась про Персию. Вот сегодня я о ней уже не буду заикаться…а расскажу по полной.

Дарий I, царь Персии в период с 522 по 486-й годы до н.э., будто бы проследил свою родословную до некого вождя Ахемена (Хахаманиша), управлявшего древними персами ок. 705-675-х годов до н.э. Этот вождь Ахемен был упомянут в знаменитой трехъязычной Бехистунской надписи, служившей значимым источником сведений о персах, их царях и государстве. Однако историчность его подвергается сомнению, в частности, по той причине, что, хотя Кир II называл себя Ахеменидом, в числе своих предков Ахемена он не называл. Зато его упомянул его зять Дарий, пришедший к власти после смертей как законного царя, так и незаконного. Некоторые видят в этом попытку придания большей легитимности своему правлению. Впрочем, выглядит такое объяснение странновато, и вот почему…

История нашего мира в художественной литературе. Часть 42. «За что Ксеркс высек море» Обзор книг, Что почитать?, История (наука), Персия, Ахемениды, Древний Египет, Кир, Дарий I, Томирис, Скифы, Длиннопост

(Это на той самой скале Бехистун. Надпись сделана по приказу царя Дария I о событиях 523-521 гг. до н. э. на трёх языках (эламском, аккадском и персидском), на высоте 105(!) м от дороги)

Наследником легендарного Ахемена стал Теисп (Чишпиш), который предположительно приходился ему сыном и правил ок. 675-640-х годов до н.э. О нём практически ничего неизвестно, но вот его-то Кир в числе своих предков упоминал. И у Теиспа будто бы было два сына, старший из которых стал после него править Аншаном под именем Кира (Куруша) I в период с 640 по 580-й годы до н.э., а младший, Ариарамна, с 640 по 590-й был правителем Парсы. Правда, сторонники версии о придуманной Дарием генеалогии считают, что Аншан – это альтернативное название Парса, и что, т.к. Аншаном/Парсом правил Кир I, Ариарамна там править не мог, из чего следует, что никакого разделения не было точно, да и Ариарамны, сына Теиспа, могло тоже не быть. Так что, если Дарий набрехал, то скорее в этом месте.

Но, если Ариарамна всё-таки существовал, то его сын, Аршама, предположительно управлявший Парсой с 590 по 550-й годы, и стал отцом будущего Дария I. А Кир I в 580-м году оставил Аншан в наследство своему сыну, Камбису (Камбуджии) I, который, как известно, стал зятем мидийского царя Астиага, женившись на его дочери (предположительно по имени Мандана), и породил вместе с ней будущего основателя державы Ахеменидов, Кира II.

Тот сначала перевернул вверх дном и уничтожил Мидию, сделав её базисом для собственного царства, а потом пошёл завоевывать окрестности. В годы его правления к Персии оказались присоединены Лидия, Иония, Кария и Ликия, а потом ещё и Нововавилония, о чём я рассказывала в позапрошлый раз. На этом окрыленный успехами царь не успокоился и стал осматриваться по сторонам в поисках тех, кого ещё можно было завоевать. Ну или склонить к присоединению.

Интересно тут то, что к Киру каким-то образом прицепилась слава доброго царя-освободителя, к которому все и рады присоединиться. Сам он был только «за» такую трактовку, поэтому никого не разубеждал и даже подыгрывал. Так жителям вавилонских городов были обещаны мир и неприкосновенность, что, в принципе, и было исполнено.

Ведь формально Кир сохранил Вавилонское царство и ничего не изменил в социальной структуре страны. Вавилон стал одной из царских резиденций, вавилоняне продолжали занимать преобладающее положение в государственном аппарате, а жречество получило возможность возродить древние культы, которым Кир всячески покровительствовал. В надписях на кирпичах Кир выступает и почитателем вавилонских богов, и украшателем Эсагилы и Эзиды. Более того, власть Кира в Вавилоне не рассматривалась как чужеземное господство, так как он получил царство «из рук бога Мардука», исполнив древние священные церемонии и принял титул «царь Вавилона, царь стран». Приём, кстати, усвоил его сын и позже применил в Египте, хотя об этом скажу позже. На деле, естественно, Вавилония стала одной из сатрапий. Тем не менее Сирия, Финикия и Палестина вроде как даже присоединились добровольно. Кстати, о Палестине.

Кир был известен в числе прочего тем, что разрешил насильно переселенным вавилонянами народам вернуться, наконец, домой, в том числе и иудеям. В их отношении царь Кир так расщедрился, что даже позволил им восстановить Иерусалимский храм, и вообще лояльно относился к их религии, да ещё вдобавок дал им собственного князя, Шешбацара, потомка царя Давида. Иудеи в благодарность упомянули об этих милостях в своем Священном Писании.

Кроме того, Кир занимался и строительством, причем как строил новые города (Пасаргады), так и восстанавливал старые (Сидон, разрушенный Асархаддоном). И всё бы было у него, наверное, хорошо, кабы он не решил, что всё-таки ему надо ещё кого-то завоевать, аж руки чешутся, и не пошёл б для этих целей в степи Средней Азии, где жили ираноязычные кочевники. Например, массагеты. По версии Геродота, именно поход к ним с их царицей Томирис и закончился для великого завоевателя после 29-ти лет царствования плачевно.

На смену Киру пришёл старший сын, Камбис II, известный, в частности тем, что завоевал Египет. Все же помнят фараона Априя? Если нет, то о нём, его дочери и завоевании Вавилона тут: История нашего мира в художественной литературе. Часть 40. «Валтасар. Падение Вавилона»

Так вот после Априя власть в Египте «чудесным» образом перехватил Амасис (или Яхмос) II, который по материнской линии, видимо, всё-таки состоял с Априем в родственной связи, но явно не настолько тесной, чтоб наследовать его трон. Рассказывать эту ох удивительную историю долго, скажу лишь, что в 567-м году до н.э. Амасис стал единоличным правителем Египта и неплохо справлялся со своей новой ролью, хотя без злословия не обошлось. Преемником его в 526-м году до н.э. стал сын, Псамметих III. Вот при нём-то всё и случилось: проправить он успел около года, а в 525-м до н.э. пришли персы и египетские земли завоевали. С этим, кстати, связана любопытная история.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 42. «За что Ксеркс высек море» Обзор книг, Что почитать?, История (наука), Персия, Ахемениды, Древний Египет, Кир, Дарий I, Томирис, Скифы, Длиннопост

(Это Камбис взял в плен Псамметиха III и его друзей и/или родичей)

Неизвестно, как долго бы тянулась война, кабы персы не прибегали к хитростям. Например, они скорешались с арабами-бедуинами, которые подгоняли им воду при переходе через Синайскую пустыню, а ещё воспользовались помощью перебежчиков. И вот в мае 525-го до н.э. случилось сражение при Пелусии. Ясно было, что египтяне-то тоже не лыком шиты, и тогда, по рассказу Полиэна (автора сочинения «Военные хитрости», между прочим) персы сделали ход конем и в атаку пошли, прикрываясь священными животными египтян – кошками, собаками, ибисами и т.д. Религиозные египтяне, боясь причинить вред священным животным, перестали стрелять и позволили врагам приблизиться к крепости, а там уж, мол, дело оставалось за малым. Уже в ХХ-м веке эту историю рассказывали так, будто каждый из персидских воинов в строю нёс в руках кошку. Именно в таком виде эта история рассказывается в книге Б. Холланд «Тайны кошки».

Профессор Бруклинского колледжа К. Роджерс писала об этом, что рассказ о хитрости Камбиса и изначально был, скорее всего, выдумкой, а позже исказился в пересказах. Вероятнее всё же предательства людей были эффективнее подобных трюков, но факт оставался фактом: в том же месяце Камбис захватил Мемфис и, в отличие от своего папы, миндальничать не стал вот прям совсем: 2000 знатных горожан, включая сына Псамметиха, были казнены. Самого фараона, кстати, оставили в живых. Что не помешало Камбису короноваться египетским фараоном, приняв титул «царь Египта, царь страны».

Вскоре после этого он попытался захватить ещё и Нубию (Куш), но неуспешно. Зато Псамметих решил, что это его последний шанс и поднял восстание. Когда вернувшийся Камбис это восстание жестоко подавил, пощады не было уже никому. Бывшего фараона казнили, а Египет, не считая коротких периодов, в которые успешно поднимались новые восстания и появлялись новые недолговечные фараоны, почти на двести лет оказался под персидским владычеством и за это время и время правления Птолемеев, в сущности, утратил и свою независимость, и свою самобытность.

Камбис, кстати, после этого недолго наслаждался триумфом от сокрушения одного из древнейших царств мира. В 522-м году до н.э., узнав о тревожных слухах, пришедших из Персии, он поспешил на родину, чтобы поскорее разобраться с возникшей проблемой, но по пути погиб при загадочных и подозрительных обстоятельствах. В Бехистунской надписи говорится, что он «умер от нанесённой самому себе раны», но не раскрывается никаких подробностей этого эпизода. Зато об этом подробно написал Геродот. И, во многом благодаря ему, об этом, и о том, что же было дальше, можно прочитать в сегодняшней повести:

«За что Ксеркс высек море» Р.И. Рубинштейн

Время действия: VI-V века до н.э., ок. 560-480 до н.э. Время правления мидийского царя Астиага и персидских царей Кира II, Камбиса II, узурпатора Гауматы, Дария I, Ксеркса I. В эпилоге речь идёт уже о временах Александра Македонского и Дария III.

Место действия: Лидия, Мидия и затем Персия, Скифия, Египет, Эллада (территории современных Турции, Ирана, Афганистана, Египта и Греции, а также, возможно, Румынии и Туркмении).

Интересное из истории создания:

Данная повесть, изданная в 1967-м году, охватывает довольно большой промежуток персидской истории, и интересно то, что, повествуя о тех временах, Р. И. Рубинштейн положила в основу «Историю» Геродота. Именно с его цитат и начинается каждый из тринадцати рассказов, образующих повествование. Возможно, именно этим объясняются некоторые исторические шероховатости и несоответствия. Так, например, в первой главе говорится о том, что родители Кира II жили в Пасаргадах, но на самом деле именно Кир II и основал этот город.

В принципе больше об этом произведении интересного мне добавить и ничего. А об авторе и другом её произведении я рассказывала в одной из старых заметок: История нашего мира в художественной литературе. Часть 14. «Глиняный конверт»

О чём:

Пролог повествует о философской беседе между знаменитым Солоном (ок. 640/635-559 до н.э.) и последним царём Лидии по имени Крёз (правил ок. 560-547 до н.э.) о том, кто самые счастливые люди на свете. Вспомнил заявления великого мудреца по этому поводу Крёз тогда, когда его страну завоевал Кир II, и только то, что персидский владыка заинтересовался его бормотанием, и спасло бывшего лидийского правителя от гибели, после чего он стал советником шахиншаха.

Дальше рассказывается история появления на свет и начала царствования Кира II. В принципе, я её частично уже рассказывала (вот тут же: История нашего мира в художественной литературе. Часть 40. «Валтасар. Падение Вавилона»), поэтому повторяться не буду. А вот дальше речь идет уже о последнем походе великого основателя Ахеменидской державы. Кто знает, тот уже понял, о чём я. Конечно же, о массагетах и их царице Томирис.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 42. «За что Ксеркс высек море» Обзор книг, Что почитать?, История (наука), Персия, Ахемениды, Древний Египет, Кир, Дарий I, Томирис, Скифы, Длиннопост

(А.Д. Д Дузельханов. "Томирис")

Рассказ начинается с того, что царица с удивлением получила послание от персидского царя, а ещё больше удивилась, когда тот предложил ещё, вероятно, молодой вдове стать его женой и объединить их земли. Царица, естественно, поняла, что тут попахивает наглой попыткой присвоить чужое добро, но виду не подала и попросила время на подумать. Но только для того, чтоб совет старейшин сказал ей то же, что она сама уже для себя решила – «чужого не бери, своё не отдавай». Так что вечером Томирис вежливо послам отказала, и те отчалили. Всем, конечно, было понятно, что ненадолго.

Через несколько месяцев персидские войска появились у границ владений массагетов, где те обыкновенно кочевали и пасли свои стада. Царица послала с гонцами предложения о честном поединке, Кир принял один из вариантов…Но потом внаглую воспользовался хитростью, подсказанной ему тем самым Крёзом, и захватил в плен сына Томирис. Та направила ещё одно послание, где в последний раз просила не нарываться, вернуть ей сына и уйти по-хорошему.

По версии Геродота упс произошёл уже тогда, когда плененный Спаргапис, сын Томирис, оказавшись в плену, при первой же возможности наложил на себя руки. Что им двигало, сказать наверняка сложно, но факт оставался фактом: вернуть царице сына Кир не мог, только его бренные останки. Но, похоже, не сделал и этого, а вместо того продолжил боевые действия.

Терпение Томирис лопнуло, и завязался бой не на жизнь, а на смерть, и в том бою Кир погиб. Хотя в повести окончание легенды не приведено, звучит оно так: «Большая часть персидского войска пала на месте сражения, сам Кир был убит. Процарствовал он двадцать восемь лет. Томирис наполнила мешок человеческой кровью и велела разыскать среди павших труп Кира. Нашедши, она погрузила голову его в мешок и, издеваясь над нею, сказала: «Хотя я вижу и победила тебя в сражении, но ты причинил мне тяжкое горе, коварством отнявши у меня сына, и я насыщу тебя кровью, как угрожала»».

Кстати, эту историю считают легендой, потому что известно, что Кир был погребён в Пасаргадах, где его останки якобы видел Александр Македонский.

Следующим правителем стал Камбис II, сын Кира. Он-то и совершил завоевательный поход в Египет. И уже там, в Мемфисе, добившись своего, стал планировать завоевать соседнюю Нубию (названную в тексте Эфиопией), однако нубийцы персидскому послу дали с собой лук местного производства с дерзким посланием, мол, когда твои воины смогут такой натянуть, вот тогда и приходи. Натянуть смог из всех собравшихся только брат царя по имени Бардия. И вот тогда-то нехорошие мыслишки закрались в голову царю-параноику, и тот отослал Бардию подальше, в Бактрию. И вроде бы всё, инцидент исчерпан, но потом приснился Камбису сон, и тут понеслось…Кто знает про мидийского мага Гаумату, тот знает и о том, чем всё это обернулось) А кто не знает, то вот вам и интрига)

Отрывок:

А я в отрывке, пожалуй, расскажу историю о том, как благодаря поражающей своей наглостью хитрости (по версии Геродота) новым персидским царём после того, что сделали «семь знатных заговорщиков», стад Дарий I:

«…Но кому быть царем?

Все семеро принадлежали к знатным родам, и каждый из них имел на это право. Тогда еще раз поднялся Отана.

— Я не желаю ни царствовать, ни подчиняться, — заявил он и удалился.

Оставшиеся еще долго обсуждали, как бросить жребий. Наконец они порешили: при восходе солнца все шестеро сядут на коней и, чья лошадь заржет первая, тот и будет царем.

На следующий день были назначены состязания.

Дарий вернулся домой и велел конюху Ойбару приготовить наутро коня.

— Если мой конь заржет первым, я буду царем, — сказал ему Дарий.

— Я знаю, как это сделать, господин, — ответил Ойбар.

— Так действуй немедленно, и я награжу тебя! — С этими словами Дарий ушел.

Утром за воротами города собрались шестеро персов. Лошади были наготове, конюхи держали их за поводья. Как только на востоке показалось солнце, персы вскочили на коней, конюхи отпустили поводья. При этом Ойбар незаметно поднес руку к носу коня. Предварительно он намазал ее душистым маслом, запах которого раздражал жеребца. Он фыркнул и громко заржал.

Тогда все пятеро персов сошли с коней и приветствовали нового царя.

Таким образом, благодаря хитрости Ойбара Дарий стал царем Персии. В Азии ему были подчинены все народы, завоеванные Киром, в Африке — Египет, покоренный Камбисом. Но народ не захотел признать власть Дария. Целый год воевал Дарий с повстанцами, жестоко наказывал непокорных.

И в честь одержанной победы он на большой проезжей дороге из Экбатаны в Сузы воздвиг огромный памятник. На отвесной скале укрепили рельеф с изображением Дария и подвластных ему правителей.

Вокруг была сделана надпись, где перечислялись подвиги властелина…».

Что я обо всём этом думаю, и почему стоит прочитать:

Из однозначно хорошего то, что Ребекка Ионовна меня просто спасла: я искала произведение о временах Камбиса и завоевании Египта персами, нашла название «Роман о Камбисе»…а сам текст романа не нашла. Фигушки вам, а не коптскую литературу. Так вот в данной повести сжато, но рассказывается о четырех первых ахеменидских царях и одном узурпаторе-обманщике, представлены многие локации и самые известные исторические события тех восьмидесяти лет. Рубинштейн даже по Лидии прошлась, о которой я ничего и не надеялась найти, а потому даже и не пыталась. Эта повесть своего рода выжимка самых знаменательных и основополагающих историй из истории VI-го века в регионе. Поэтому она отлично подходит для тех, кто хочет быстро в общих чертах въехать, что там происходило.

Но именно что «быстро», «сжато» и «в общих чертах». Признаться, мне не хватало какой-то размеренности и детальности, события и правители сменяли друг друга с космическими скоростями. Вспоминается шутка:

- А почему вы, эльфы, не хотите с нами дружить?

- А чего с вами дружить? Вы каждый век новые!

Вот тут главных героев даже на век не хватало) Хотя Дарию и Ксерксу посвящены были несколько глав. Но и они казались слишком короткими и торопливыми, будто на промотку поставили. Короче, духом ахеменидской Персии проникнуться не успеваешь. Только её войнами. А ведь то была одна из величайших цивилизаций древности, в том числе и в культурном плане. Но тут, как говорится, либо шашечки, либо ехать. Если ехать, то с этой повестью рекомендую ознакомиться однозначно – не пожалеете. Если шашечки и надо что-то подлиннее и больше про культуру, то придется найти что-то иное. Правда, что именно – не подскажу. Сама не смогла найти.

Если кто-то знает хорошие произведения о державе Ахеменидов до Дария III, то обязательно пишите в коммах. Я уже вряд ли успею прочитать (потому что пытаюсь прочитать повесть, что мне тут недавно порекомендовали, чтоб оформить хотя бы дополнительной заметкой, но понимаю, что красиво встроить и быстро прочитать уже не успеваю, и всплывет она гораздо позже). Но кто-то вам непременно будет благодарен и с радостью прочитает.

P.S. Кому понравилось, что картинок стало больше, обязательно ставьте лайк.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 42. «За что Ксеркс высек море» Обзор книг, Что почитать?, История (наука), Персия, Ахемениды, Древний Египет, Кир, Дарий I, Томирис, Скифы, Длиннопост

В прошлый раз перед отъездом так торопилась, что забыла прикрепить список прошлых постов. А он вот:

Часть 1 (XXXI-ХХХ вв. до н.э.). История нашего мира в художественной литературе. Часть 1. «Листы каменной книги»

И самый полный перечень других частей от 1 до 16 в конце:

История нашего мира в художественной литературе. Часть 16. «Война в Фивах»

Перечень частей от 17 до 30:

История нашего мира в художественной литературе. Часть 30. «Царь Давид»

Часть 31. История нашего мира в художественной литературе. Часть 31. «Кольцо Соломона» и «Суламифь»

Часть 32. История нашего мира в художественной литературе. Часть 32. «Финикийский корабль»

Часть 33. История нашего мира в художественной литературе. Часть 33. «На краю Ойкумены»

Часть 34. История нашего мира в художественной литературе. Часть 34. «Речи царств»

Часть 35. История нашего мира в художественной литературе. Часть 35. «Семирамида. Золотая чаша»

Часть 36. История нашего мира в художественной литературе. Часть 36. «Ромул и Рем»

Часть 37. История нашего мира в художественной литературе. Часть 37. «Повесть об Акире Премудром»

Часть 37.1 История нашего мира в художественной литературе. Часть 37.1. «Ассирийский царь Асархадон»

Часть 38. История нашего мира в художественной литературе. Часть 38. «Хроники царств Восточной Чжоу»

Часть 39. История нашего мира в художественной литературе. Часть 39. «Обогнувшие Ливию»

Часть 40. История нашего мира в художественной литературе. Часть 40. «Валтасар. Падение Вавилона»

Часть 41. История нашего мира в художественной литературе. Часть 41. «Сиддхартха»

Книжная лига

22K постов78.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.