История нашего мира в художественной литературе. Часть 40. «Валтасар. Падение Вавилона»

Всем привет!

Вот мы и добрались до VI-го века до н.э. И да, я в этот раз припозднилась. Причин было несколько. Например, «У стен Тейшебаини» Р. Рубинштейн оказалась работой скорее исторической, нежели художественной. Хотя там есть кратенький рассказ, претендующий на художественность, но я подумала, что этого слишком мало. Так что, увы, про Урарту так ничего и не будет. Поэтому… Рассказывать сегодня буду про угасающую Вавилонию и восходящую Персию, точнее про пока ещё Мидийское царство. И для начала всё-таки про Вавилонию.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 40. «Валтасар. Падение Вавилона» Обзор книг, Что почитать?, История (наука), Вавилон, Навуходоносор II, Кир, Ахемениды, Персия, Длиннопост

О становлении Халдейской династии Вавилона (Нововавилонского царства), династии последних самостоятельных правителей этого региона и города, я немного сказала в прошлый раз, уделив внимание легендарному царю Навуходоносору II. Однако тогда я, в основном, говорила о его походах и ничего толком не сказала о прочей деятельности, в том числе строительной. А ведь именно при нём в 575-м году до н.э. были построены знаменитые Ворота Иштар, покрытые голубой (или синей) глазурью, именно при нём произвели реставрацию Эсагилы (знаменитого древнего храма Мардука), а также завершили строительство Этеменанки, и именно ему приписывается, по одной из версий, создание знаменитых Висячих Садов в Вавилоне для его супруги Амитис, как иногда передают её имя, дочери (или по иной версии внучки) мидийского царя Киаксара. Впрочем, про сады – скорее легенда, а вот политический союз действительно был.

Рассказывается об этом так: у стен поверженного Ашшура мидийцы и вавилоняне заключили военный союз против Ассирии, и для скрепления военного альянса цари решили прибегнуть ещё и к семейному союзу их семей, а именно поженить дочь Киаксара – Амитис, и сына Набопаласара – будущего Навуходоносора II. Предположительно именно Амитис и стала матерью Амель-Мардука (ок. 562-560 до н.э.), который унаследовал власть после смерти Навуходоносора, но на троне продержался меньше двух лет. Известен он был главным образом тем, что освободил из плена после 37-ми лет заключения царя Иехонию. Был ли тогда освобожден и Седекия, его дядя, посаженный Навуходоносором на трон, я не выяснила. Вообще вроде как считается, что предательство ему не простили, и он так и умер в вавилонской темнице около 550-го года до н.э.

Известно также, что во времена правления Амель-Мардука натянулись отношения с Мидией. Ну и ещё тем, что о нем жрец Берос писал так: «Он правил беззаконно и надменно, а потому убит Нериглисаром, женатом на его сестре, после двухлетнего царствования».

Короче в августе 560-го года до н.э. случился в Вавилоне государственный переворот, и новым царем стал зять Навуходоносора (женатый предположительно на его дочери Кашшайе, которая, возможно, тоже приходилась дочерью Амитис) по имени Нергал-шар-уцур, он же Нериглиссар. История знала случаи передачи власти зятю, поэтому, судя по всему, возмущаться особо никто не стал. Тем более что его восшествие на трон очень порадовало мидян, они даже вернули древнюю статую Анунит, увезенную ещё гутиями из Сиппара в Аррапху. Умер Нериглиссар всего четыре года спустя, в 556-м году до н.э., возможно даже, что своей смертью. Место его занял сын – Лабаши-Мардук. Но государственные перевороты – вещь такая, стоит только начать…Вот и Лабаши-Мардук успел побыть царем всего несколько месяцев в 556-м году, прежде чем пал жертвой очередного заговора. И так новым и, по сути, последним, царем стал представитель вавилонской знати Набонид (556-539 до н.э.).

Тот выводы из судьбы предшественников сделал кое-какие и, по некоторым сведениям…женился на вдове Навуходоносора, Нитокрис (удобно ещё и с точки зрения международной политики, если предположить, что она и фараон Амасис II (570-526 до н.э.) всё-таки состояли в каком-никаком родстве), а её сына (по другой версии это был сын самого Набонида от неизвестной жены), Бэл-шар-уцура (Валтасара), усыновил и позже сделал соправителем. Так Валтасар управлял Вавилоном, пока Набонид пребывал в аравийской Тейме. Если всё это правда, то в каком-то смысле это помогло, потому что, в отличие от предшественников, Набонид продержался у власти целых шестнадцать с лишним лет. За это время он много чего успел сделать. Но чего он не сумел, так это предотвратить персидское вторжение и даже, возможно, приблизил его. Кстати, о персах и мидянах.

Основателем Мидии как единого царства считался Дейок (ок. 700-647 до н.э.), правивший ещё во времена, когда Ассирия была могущественна. Геродот писал, что местные мидийские племенные вожди попросили его стать судьей над ними при разрешении споров, и тот согласился при условии, что его провозгласят ещё и царём, а в Экбатанах совместными усилиями построят столицу. Просители согласились. Так вот, мол, и зародилась Мидия, и её первый царь проправил будто бы аж 53 года. Геродот же сообщал о том, что его преемником стал Фраорт (ок. 647-625 до н.э.), который будто бы подчинил персов и уже с ними продолжил завоевательные походы, а погиб в сражении с ассирийцами. Было или не было – вопрос открытый.

Первым более-менее историчным мидийским царём стал Киаксар (Умакиштар), правивший вроде как в период с 625 по 585-й годы до н.э. По Геродоту он был сыном Фраорта. И вот он-то, Киаксар, был трушным завоевателем и вдарил по Ассирии так, что она упала, мол, за отца мстил. Он осаждал, хотя и неуспешно, Ниневию, и взял да разрушил Ашшур. И, чтобы относительно молодое его государство крепко стояло на ногах, заключил вот тот союз с вавилонянами.

И всё у него шло неплохо до тех пор, пока с севера не прискакали скифы-разрушители (вот здесь бы не помешал рассказ о том, как они разрушили последний оплот урартской государственности Тейшебаини, но увы. Впрочем, кому интересно, тот всё же может ознакомиться с работой Р. Рубинштейн). Киаксар, если верить всё тому же Геродоту, подчинился скифскому царю Мадию и согласился выплачивать дань. Позже, якобы через двадцать восемь лет, Киаксару удалось сбросить скифское господство. А в 605 году до н. э. Ассирийская держава прекратила своё существование, и её земли были поделены между вавилонским царём Набопаласаром, отцом Навуходоносора, и Киаксаром. Северная её часть отошла Мидии. Затем Киаксар завоевал Элам (в южном Иране) и Урарту (Армянское нагорье). Всего он будто бы правил сорок лет и власть передал сыну от предположительно лидийской царевны Ариенис, Астиагу.

Астиаг (Иштумегу) правил с 585 по 550-й годы до н.э., и с ним была связана одна занятная история. Его шурином был лидийский царь Крёз, сын царя Алиатта, мутивший воду в регионе, когда Мидийская держава стала неприлично усиляться, а персидский царь Камбис I приходился ему зятем, т.к. будто бы женился на его дочери, Мандане. С этим связывают легенду: однажды Астиагу приснилось, будто из живота его дочери Манданы стала расти виноградная лоза. Лоза эта заполнила всю Мидию, а потом и всю Азию. Астиаг созвал толкователей сновидений. По словам толкователей, сын дочери царя ещё при жизни Астиага захватит и Мидию, и Азию. Тогда Астиаг выдал дочь замуж за перса Камбиса. Видимо, решил, что владения того далеко, да и на мидийский престол тот претендовать едва ли сможет. Но когда у Манданы родился сын, Астиаг снова забеспокоился и попытался избавиться от ребенка, правда, безуспешно.

Всю легенду приводить не буду, но кратко скажу так: сына Камбиса звали не иначе как Кир, и в историю он вошёл как покоритель народов Азии и создатель державы Ахеменидов, и началось всё с того, что в 553-м году до н.э. персы под руководством Кира восстали, и после трехлетней войны мидяне потерпели поражение, Астиаг оказался в плену, где и пробыл до самой смерти. А Мидийское царство прекратило своё существование, и в 550-м году до н.э. взошла звезда Персии под властью династии Ахеменидов, начало которой положил Кир II Великий, правивший с 559 по 530-й годы до н.э. За годы своего правления он успел завоевать Лидию, Ионию, Карию и Ликию, а весной 539-го года обрушился на Вавилон. Об этом, в частности, и повествуется в конце романа:

«Валтасар. Падение Вавилона» М. Н. Ишкова

Время действия: VI век до н.э., ок. 562-539 годов до н.э. Правление Амель-Мардука, Нериглисара, Лабаши-Мардука, Набонида и Валтасара, его соправителя, в Вавилонии, а также Астиага в Мидийском царстве, Камбиса I и Кира II в Аншане.

Место действия: Вавилония, Мидия (территории современного Ирака и Ирана).

Интересное из истории создания:

Об авторе уже рассказывала в прошлом посте. Вот этом: История нашего мира в художественной литературе. Часть 35. «Семирамида. Золотая чаша»

Что касается сегодняшнего его произведения, то впервые оно 10-тысячным тиражом было издано в 2001-м году, это третий роман данного писателя, и одна из самых известных его работ. Чем заинтересовал его именно данный период истории – не знаю. Но в контексте написания этой книги он рассказывал о том, что будто бы ему уже после завершения этой работы приснился вещий сон о том, как из Подмосковья он сквозь пространство и время идёт в Вавилон. Без понятия, правда или нет, но в повествование эту байку он встроил эффектно) Короче, иногда предисловия к книге тоже читать полезно. Сама история рассказывает о том, как и через какие руки власть от царя Навуходоносора II пришла в руки Набонида и его приёмного (?) сына Валтасара, которые, в свою очередь, прославились как те, при ком пал Вавилон под натиском персов.

О чём:

Повествование начинается со смерти того самого знаменитого царя Навуходоносора II (ок. 605-562 до н.э.), не зря я о нем в прошлый раз говорила. Его военачальник и приближенный Рахим со странный на первый взгляд кличкой Подставь Спину первым, не считая  царской наложницы, узнал о кончине своего повелителя и друга и нехотя отправился сообщить об этом его сыну, Амель-Мардуку, который, хоть и стал наследником отца, часто бывал у него в немилости, отчего отношения их можно было назвать взаимно прохладными, да и при дворе любим особо не был, а потому поначалу откровенно испугался подобного визита. Когда ж всё прояснилось, он воспрянул духом и отправил Рахима восвояси, как бы на почётную пенсию, но на самом деле просто изгнал, и даже обещанные отступные военачальнику уплачены не были. «Такое себе начало для правления», – скажут некоторые и будут правы. Тем более что новый царь подверг опале и других преданных людей Навуходоносора, а себя окружил всякими сомнительными личностями.

Проблема такого положения вещей проистекала из того, что, хотя у великого царя было аж шесть (или даже восемь) сыновей, но права на трон будто бы имели только двое из них, рожденные от цариц, а не наложниц – сам Амель-Мардук и тогда ещё совсем юный Валтасар, сын египетской царевны Нитокрис. Правда вот были у Навуходоносора ещё и дочери, которых он отдал замуж за преданных военачальников. Одна из них (предположительно в самом деле Кашшая) стала женой Нериглиссара, которого сложившееся положение ох как не устраивало. И, к счастью для него, не его одного.

Так Рахим, хотя и храбрился поначалу, очень скоро столкнулся со всеми прелестями опалы и снижения своего социального статуса. Ему пришлось продать большой дом, а самому с семьей перебраться в маленький, тот самый, что соседствовал с домом ростовщика Икишани и, вот так раз, опирался на балки именно дома ростовщика, что в любой момент могло обернуться судебным разбирательством и, как следствие, бомжеванием, а тут ещё наглец Икишани позарился на Луринду, молоденькую внучку Рахима. Намеки были толще некуда, и в один прекрасный день Рахим решился на отчаянно-дерзкое предприятие – он пошёл к опальному полководцу и другу покойного царя Набузардану да и предложил ему свою внучку в невестки, предлагая в качестве жениха третьего сына Набузардана. Тот, разумеется, порядком разозлился на такую дерзость, но понял и другие намеки бывшего (и будущего) соратника, а потому пообещал подумать, а спустя время объявил, что согласен, но мужем его Луринду станет его четвертый сын, Нур-Син.

Рахим, конечно, мечтал сделать мужем Луринду воина, а не «писаря», но согласился и на это. И девушка, сама того не сознавая, очень помогла деду, когда попросила устроить ей свидание с нареченным в знаменитых Садах царицы Амитис. Встретил там их сам Нур-Син, который, к облегчению всех собравшихся, проникся к невесте взаимной симпатией, и не посмел отказать, когда та попросила показать им в огромных садах всё то, что попросил её дед. Конечно, она не знала, что жених и так бы это сделал, потому что ему приказал отец. В одном из осмотренных мест старикан Рахим задержался один, чтобы…проверить состояние тайного хода, ведущего в царскую опочивальню, ныне занятую новым царем, Амель-Мардуком. Вот тут-то и стало ясно, какое такое дело Набузардан согласился скрепить союзом двух семей…

Отрывок:

«…В конце второй дневной стражи Рахим и компания добрались до гробницы Амтиду. Она также была устроена в просторной нише, врезанной в основание второй снизу террасы. Само погребение представляло собой массивный гроб, изготовленный из темно-вишневого мрамора, привезенного из далекого Парса. Он возвышался посреди грота. У стен по обе стороны скамьи, в глухом конце пещеры, в полумраке — изваяние богини Иштар с полумесяцем на голове и звездой во лбу. Мидийские камнерезы и строители, присланные братом Амтиду Астиагом, сработали на редкость искусно. Прежний царь в сопровождении Рахима нередко, особенно когда бессонница или головные боли донимали его, скрытым ходом наведывался в гробницу; бывало, просиживал здесь до рассвета.

Осмотрев мавзолей, Хашдайя, Нур-Син и Луринду вышли из пещеры. Рахим задержался и в ответ на удивленный взгляд Хашдайи, махнул рукой подождите, мол, у входа в пещеру. Как только молодые люди покинули гробницу, он скользнул за скульптуру богини, нашел в основании заветный камень и нажал на него. Стена чуть сдвинулась, потом со скрипом отъехала в сторону. Декум решил, что громкость звука была приемлема. Он скользнул в открывшуюся щель и, торопясь, зашагал по тускло освещенному коридору, при этом рукой касался стены. Путь был короток, скоро он добрался до начала лестницы. Здесь постоял, подумал, потом легко взбежал наверх. Отсчитал про себя положенное число ступеней и увидел свет, просачивающийся в потайной ход через тайное отверстие в стене. Заглянул в него — так и есть, в конце коридора угадывались двери, ведущие в спальню Навуходоносора, теперь занятую новым правителем. Напротив двери — ниша, откуда в зыбком свете факела были видны торчащие в коридор колени стража.

Рахим перевел дух и поспешил назад. Весь путь занял несколько минут. Возвратив плиту на место, он тщательно проверил шов. Его почти не было видно. Наконец декум вышел из гробницы и подошел к спутникам. Дыхание его даже не сбилось. Те с некоторым недоумением смотрели на него. Он новыми глазами глянул на них — до этого момента все они были достойными гражданами, почитающими своего нового правителя, но с этой шестидесятой в случае, если судьба отвернется от декума, их уже ничто не могло спасти. Рахим страстно, не меняя выражения лица, тайно обратился к Мардуку, чтобы тот благословил задуманное и послал им удачу в благородном деле.

Посещение подсобных помещений окончательно вселило в него уверенность, что намечаемое торжество пройдет успешно…»

Что я обо всём этом думаю, и почему стоит прочитать:

Вынуждена не без разочарования признать, что этот роман написан похуже, чем представленная мной ранее «Семирамида» (хотя исторически сомнительные моменты есть и там, и там), что ещё раз подтверждает нехитрую мысль о том, что писатели тоже люди, и мастерство вырабатывается не сразу, а после многих лет упорной работы. Так тут я несколько раз приложила ладонь к лицу, прочитав сомнительные в историческом произведении речевые обороты и слова, и не могла отделаться при прочтении в первой части романа, что увязла как муха в киселе. Если в «Семирамиде» чуть ли не на каждой странице происходит что-то внезапное и захватывающее, благодаря чему автору удавалось практически всю историю продержать читателя в напряжении, то в «Валтасаре» запрягает он довольно долго. Но…оно того стоило. Стиль вырабатывается со временем, но некоторые вещи либо есть, либо нет. Например, умение завернуть интригу. У Ишкова это умение есть.

Признаться, если б я не знала истории, то я бы засомневалась, прочитав приведенный выше отрывок, правильно ли я всё поняла, мол «Да ладно? Неужели они решились на заговор и свержение законного правителя?». Но…именно на это они и решились) И вот он, этот острый момент, который начинает обнажаться как острая спица по мере того, как раскручивается клубок нитей повествования. То, что прежде казалось малозначимым, вдруг приобретает огромное значение, заставляя гадать, где ж там и что выстрелит. Отдельно хороши и описания Вавилона на закате правления Халдейской династии. Не могу сказать наверняка, так ли они живописны, или у меня такая богатая фантазия, но на страницах этого романа Вавилон для меня ожил, превратившись из древних руин в настоящий, густонаселенный и вечно подвижный древний город.

Не могу так же сказать, что мне понравились кивки в сторону древних евреев и их религии, чудился в этом какой-то религиозно-морализаторский намек, но на самом деле без этого, пожалуй, нельзя было обойтись, потому что история Навуходоносора, Валтасара, разрушение Иерусалима вместе с Храмом царя Соломона и последующее падение Вавилона занимают в Библии очень важное место. Да и знаменитая фраза, выведенная загадочной рукой огненными буквами – «Мене, мене, текел, упарсин», которой Ишков уделил столь пристальное внимание в своем предисловии и совсем немного – в самом романе, для автора, по всей видимости, несла именно общефилософский и экзистенциальный смысл, а не религиозный: ничто не вечно, даже «вечный город Вавилон» (впрочем, Вавилон в действительности существовал ещё и во времена Александра Македонского, и просуществовал даже до средневековья, и история его подлинного исчезновения куда менее эпична и куда более философски-реалистична). В общем, с этим романом ознакомиться стоит однозначно, потому что, к моему негодованию, об этом периоде и об этом регионе написано меньше, чем хотелось бы. И особенно стоит прочитать, если выдалось свободное время, потому что объёмы там приличные. Вообще за что ещё ценю книги и Ишкова, и Мессадье - это за основательность: оба расскажут не только про тех, кто в названии упомянут, но и тех, с кого всё началось, а иногда и кем продолжилось. Так что с оговорками это отличные книги для хотя бы поверхностного знакомства с историей целых периодов.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 40. «Валтасар. Падение Вавилона» Обзор книг, Что почитать?, История (наука), Вавилон, Навуходоносор II, Кир, Ахемениды, Персия, Длиннопост

(Кир Великий)

Прошлые посты искать тут:

Часть 1 (XXXI-ХХХ вв. до н.э.). История нашего мира в художественной литературе. Часть 1. «Листы каменной книги»

И самый полный перечень других частей от 1 до 16 в конце:

История нашего мира в художественной литературе. Часть 16. «Война в Фивах»

Перечень частей от 17 до 30:

История нашего мира в художественной литературе. Часть 30. «Царь Давид»

Часть 31. История нашего мира в художественной литературе. Часть 31. «Кольцо Соломона» и «Суламифь»

Часть 32. История нашего мира в художественной литературе. Часть 32. «Финикийский корабль»

Часть 33. История нашего мира в художественной литературе. Часть 33. «На краю Ойкумены»

Часть 34. История нашего мира в художественной литературе. Часть 34. «Речи царств»

Часть 35. История нашего мира в художественной литературе. Часть 35. «Семирамида. Золотая чаша»

Часть 36. История нашего мира в художественной литературе. Часть 36. «Ромул и Рем»

Часть 37. История нашего мира в художественной литературе. Часть 37. «Повесть об Акире Премудром»

Часть 37.1 История нашего мира в художественной литературе. Часть 37.1. «Ассирийский царь Асархадон»

Часть 38 История нашего мира в художественной литературе. Часть 38. «Хроники царств Восточной Чжоу»

Часть 39 История нашего мира в художественной литературе. Часть 39. «Обогнувшие Ливию»

Книжная лига

22K постов78.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.