История нашего мира в художественной литературе. Часть 35. «Семирамида. Золотая чаша»

Всем привет!

Вот мы и добрались до IX-го века до н.э. Интересно, что именно в IX веке до нашей эры историческая хронология впервые достигает точности датирования событий вплоть до года благодаря летописям Ассирии и Китая. О Китае эпохи Западной Чжоу я рассказывала в прошлом посте (История нашего мира в художественной литературе. Часть 34. «Речи царств»), который почему-то получил очень слабый отклик (буду признательна тем, кто ознакомится и в коммах намекнет, что не так). А сегодня, главным образом, речь пойдёт об Ассирии.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 35. «Семирамида. Золотая чаша» Обзор книг, Что почитать?, История (наука), Литература, Ассирия, Вавилон, Дамаск, Семирамида, Длиннопост

(Висячие сады, создание которых в Вавилоне приписывали двум царицам, в т.ч. Семирамиде)

В одном из прошлых постов я упоминала ассирийского царя Адад-нирари II (ок. 912-891 до н.э.), который известен был тем, что положил конец смутам, окончательно вывел свою страну из «тёмных веков» и укрепил столицу – Ашшур. Многие его военные кампании завершились успешно, что не только увеличило ассирийские территории, но и придало Ассирии вес на международной арене. Сменил его на посту Тукульти-Нинурта II (ок. 891-884-й до н.э.), который совершил успешные походы против Наири на севере и от побежденных требовал присылать ему лошадей, что и стало залогом создания впоследствии сильной конницы.

Новым царём после смерти Тукульти-Нинурты стал Ашшурнацирапал II (ок. 884-859 до н.э.), выдающийся полководец и дипломат, отличавшийся, впрочем, не только смекалкой, но и жестокостью, как и его наследник. А ещё он был известен тем, что перенес столицу из Ашшура в Калах (Нимруд, ок. 30км от нынешнего Мосула в Ираке). На смену ему пришёл герой сегодняшней истории – знаменитый Салманасар III (ок. 859-824 до н.э.).

Именно с ним схлестнулись войска коалиции, состоящей из сил Арамеи во главе с царём Бен-Хададом II (ок. 865-842 до н. э.), сыном Бар-Хадада I (ок. 900-860 до н.э.), а также Финикии, Израиля, Аммона, Киликии и не только в битве при Каркаре в 853-м году до н.э. И именно Салманасар III примерно в 851-850-х годах взял под свой контроль Вавилонское царство, превратив его царя Мардук-закир-шуми I (ок. 855-819 до н.э.) фактически в своего вассала.

К слову, случилось это так. В одной из прошлых заметок я упоминала вавилонского царя династии Э по имени Шамаш-мудаммик (ок. 920-900 до н.э.). Его сменил Набу-шум-укин I (900-888 до н.э.), который вёл войны с ассирийцами за пограничные земли, но потерпел поражение, отчего ассирийская граница сдвинулась аж до Дур-Куригальзу и Сиппара (на карте это чуть южнее озера Тартар в Ираке). После него правил его сын, Набу-апла-иддин (ок. 888-855 до н.э.), который сумел отбросить от своих границ сутиев и дойти до Приморья (точнее до страны у берега Персидского залива), где правила халдейская династия, экономически царство при нем поднялось, однако потом всё испортилось: у царя было два сына, Мардук-закир-шуми I и Мардук-бел-усати (царь Вавилона в 851-850 до н.э.), между которыми он разделил свои владения (или сами они их разделили уже после его кончины), и Вавилон отдал первому. Но Мардук-бел-усати посчитал расклад несправедливым, поднял восстание, выгнал брата из Вавилона и занял его место.

Утирая сопли рукавом, Мардук-закир-шуми I не придумал ничего лучше, кроме как пойти жаловаться к ассирийскому царю Салманасару и просить его помочь в этой нелегкой ситуации, что тот и сделал. В обмен на подчинение. Ассирийцы взяли штурмом и перебили население двух городов, поддерживавших Мардук-бел-усате: Лахира и Ганната. Мардук-бел-усате бежал в горы Иасуби, в крепость Арман. Салманасар окружил Арман и перебил всех, кто был в нём. Мардук-бел-усате, вероятно, там же и погиб. Влетело тогда и халдеям, которые стали в итоге платить ассирийцам дань. После такой демонстрации силы особо не забалуешь, вот Мардук-закир-шуми и сидел после этого смирно, даже уступил своему «покровителю» новые территории.

Салманасар в это время продолжал наводить ужас на других ближневосточных правителей, в числе которых, кстати, были и упомянутые в Библии царь Израиля Иорам (ок. 852-841 до н.э.), сын Ахава и знаменитой Иезавели, и царь иудеи Охозия (843-842 до н.э.). Тревожные слухи долетали и до фараона ХХII династии Осоркона II (872-837 до н.э.).

Особенный кипиш начался, когда военачальник Хазаил (правил в Дамаске с 842 по 796-й до н.э.) вероломно убил своего приболевшего царя Бен-Хадада II, занял его место и повёл войска в сторону своих израильско-иудейских соседей, причем относительно успешно. Неплохо он отбивался и от ассирийцев. А потом ассирийцам стало не до того: ещё при жизни Салманасар будто бы назначил преемником младшего сына, Шамши-Адада, в обход старшего сына Ашшур-дани-наплу, что привело к восстанию ок. 827-822 годов до н.э. Впрочем, победа осталась за Шамши-Ададом, который попросил вавилонского царя об ответной услуге, и в историю в итоге вошёл под именем Шамши-Адада V (ок. 824-811 до н.э.). А женой его и матерью его наследника, Адад-нирари III (811-783 до н.э.), стала знаменитая царица Шаммурамат, имя которой передают и как Семирамида, и как Шамират. О ней, и о других событиях, упомянутых выше, и пойдёт речь в сегодняшнем произведении:

«Семирамида» М.Н. Ишкова

Время действия: IX век до н. э., ок. 846-842 гг. до н.э. и позже, примерно до 800 до н.э.

Место действия: Арамейское царство с центром в Дамаске (современная Сирия), Ассирия (территории современного Ирака, Турции и Сирии), упомянуты события в Вавилонии, Израиле и Иудее.

Интересное из истории создания:

Михаил Никитич Ишков – российский писатель, публицист и переводчик, родился в 1947-м году в Алтайском крае, но уже в 1951-м оказался в Подольске, где и прошли его школьные годы, и где он живёт до сих пор. В 1969 году Ишков окончил Московский институт инженеров геодезии, аэрофотогеодезии и картографии (МИИГАиК) очно и заочно, уже в 1980-м году –  Литинститут им. М. Горького. Работал инженером, потом редактором в издательстве «Современник» в 1983 году, а в 1990-1992-м годах уже был заведующим редакцией русской прозы в издательстве «Советский писатель». В 1994 году стал членом Союза Писателей России. Первые пробы пера Ишкова, по некоторым сведениям, относятся к 1987 году – это публикация рассказа «Жуть» в журнале «Литературная Осетия», однако сам писатель своим литературным дебютом называет сборник повестей и рассказов «Краеугольный камень», вышедший в 1990 году в «Советском писателе», но первые полноценные романы изданы только в 1998-м году. Это «Кортес» и «Сен-Жермен». Хотя нас сегодня интересует другое его произведение.

Роман «Семирамида. Золотая чаша» впервые был издан в 2010-м году. В библиографии Ишкова значится также роман «Семирамида» 2013-го года издания, хотя, судя по всему, это просто переиздание романа 2010-го года с сокращенным названием. Другого произведения о Семирамиде я не нашла у этого автора. О том, что его сподвигло писать об исторических личностях, он заявил так: «Мне интересны люди, чьи судьбы воплощают время. Таких немного и, по большей части, это люди-загадки. Они всем известны, но чаще всего проходят по разряду авантюристов, мошенников, иногда безумцев». В ряду тех, кто заинтересовал Ишкова, оказалась и ассирийская царица Шаммурамат. Это единственная женщина среди исторических персоналий, о которых он писал, именем которой была названа одна из его книг.  

О чём:

Вавилонская царевна, которую многие называли просто Шами, одна из многочисленных дочерей царя по имени Мардук-закир-шуми I, направлялась под присмотром евнуха Сарсехима с небольшой свитой в Дамаск, столицу Арамейского царства, где она должна была стать женой наследника арамейского царя, Бен-Хадада II. Девушка от такой перспективы не в восторге, но да кто её спрашивал? В её среде это норма, поэтому всё, что ей оставалось – вспоминать наставления матери, дочери скифского вождя, и гадать, каков будет её жених.

Однако увидеть арамейского принца ей так и не довелось – по пути на кортеж напали ассирийцы, и попытавшуюся сбежать царевну схватил сам их предводитель – Нинурта-тукульти-Ашшур (кстати, так звали ассирийского царя, правившего в XII-м веке до н.э.)). Шами оценила молодца по достоинству и решила, что лучше пусть этот станет её мужем. Ассирийцу девица тоже приглянулась. А вот, что ему не пришлось по душе – так это обнаруженные у евнуха, сопровождавшего царевну, глиняные таблички с посланием для царя арамейского от царя вавилонского, ибо, как выяснилось, эти двое начали дружить против царя ассирийского.

И вот незадача, пленитель царевны оказался племянником ассирийского военачальника и наместника в Ашшуре, приближенного к царю Салманасару, и ему вся эта история ох как не понравилась. Тут бы всей компании без головы остаться, но будущая царица так заболтала парня, что тот позабыл обо всём на свете, а уж после главного обезоруживающего приёма не придумал ничё лучше, кроме как пленников доставить в Ашшур и заявить, что на девице он намерен жениться, а как быть с остальным и остальными, пускай решают его дядя и дядин начальник-царь.

В итоге Шаммурамат стала женой Нинурты-тукульти-Ашшура и всячески пыталась подмять под себя и его, и его родню, чтобы ей позволяли делать, что она хочет. А вот евнуха и двух скифских воинов вынудили вернуться в Вавилон, взять оттуда другую царевну, Гулу, и привезти в Дамаск её, причем Сарсехима фактически превратили в двойного агента, ибо, когда царь Бен-Хадад просек, в чём дело, он не сумел придумать ничего лучше, кроме как угрозами отправить бедного евнуха обратно к ассирийцам с уже собственным поручением. Каким – даю возможность читателям узнать самим.

Отрывок:

Удивительно, но это, похоже, одно из тех произведений, которые читаешь и не можешь остановиться, но как доходит до выбора отрывка, сразу возникают проблемы. Однако я тут ознакомилась с одним нелепым коммом на этот роман, и решила вставить вот этот эпизод:

«…Спустя два месяца после свадьбы Нинурты-тукульти-Ашшура и вавилонской царевны Шаммурамат наместник Ашшура вместе с племянником были вызваны в Калах, чтобы окончательно определиться с планом нового похода на запад. Проводив мужа, Шами решила посетить храм Иштар.

Был конец лета, стояла нестерпимая жара. Ишпакай посоветовал женщине подождать возвращения Нинурты. К тому времени спадет зной, и в следующий праздник полнолуния, она, сопровождая супруга, с подобающей свитой сможет посетить храм бога Ашшура, покровителя Ассирии и показать себя народу страны. Нет, ответила Шаммурамат, сейчас, в самую жару!.. Поеду верхом, со мной две служанки и три охранника. Отправимся в храм Иштар, я должна поблагодарить свою покровительницу.

— Не забудь накрыть голову, — предупредил евнух, — у нас с открытой головой ходят только и рабыни и продажные женщины.

Народ, пораженный небывалым зрелищем — молодая жена племянника туртана позволила себе влезть на спину лошади, да еще раздвинула ноги, как самая бесстыдная шлюха! — толпой следовали за ней. Скоро все улицы, ведущие к храму богини, оказались забиты сбежавшимися со всех концов города жителями. Дошло до того, что женщине окончательно перегородили дорогу. Шаммурамат придержала коня и попросила мужчин расступиться.

Из толпы задиристо крикнули — Куда спешишь, красавица?

— В храм владычицы Иштар, которая нянчила меня в младенчестве.

Толпа затихла, пораженная неслыханной дерзостью — такое кощунственно-приземленное отношение к грозной богине здесь было в диковинку.

— Когда я была младенцем, мать принесла меня в храм Иштар в Вавилоне. Я пролежала там три дня. Как видите, богиня позаботилась обо мне. Она покормила меня своим молоком, подарила удачу. Я прихватила ее в священный Ашшур. Гляньте, кто парит над вашими головами.

Толпа — все как один — задрали головы. Над городом парил орел. Этого было достаточно, чтоб люди расступились и освободили дорогу.

С того дня по городу, по стране побежало — «эта скифянка та еще штучка!». Кое-кто настаивал — «с ней не пропадем, она принесет удачу!». Другие (этих больше) кривились — «боги не любят выскочек, не этого они ждут от черноголовых».

Слухи об иноземной красавице, которую якобы выкормила сама Иштар, скоро долетели и до столицы. В Калахе, среди военных, близких к младшему брату Салманасара Шамши-Ададу, начали поговаривать — если племянник туртана действительно обрел помощницу, вскормленную молоком Иштар, врагу несдобровать…»

Что я об этом думаю, и почему стоит прочитать:

Первоначально я выбрала аж два других произведения для подборки, но, как обычно, одно не нашла вовсе, другое нашла, но в весьма странной форме – в виде скана рукописи дореволюционного текста. Так-то я бы, конечно, прочитала, но перспектива страдать в процессе меня не привлекла, и я стала искать замену. И тут-то наткнулась на роман М.Н. Ишкова, открыла, начала читать…и потом никак не могла уйти спать) Заставило меня лишь то, что глаза уже начинали слипаться.

Должна признать, что в тексте часто встречались опечатки и порой просто возмутительные ошибки (так мой натренированный глаз несколько раз зацепился за неправильное согласование предложения с деепричастным оборотом, за одну «н» там, где должно быть две, и один раз за проблемное «ться»). Но при этом приходится признать, что автор а-ля Шахрезада ухитряется завладеть вниманием читателя и опутывать его всё новыми и новыми витками своего повествования, не позволяя уйти спать заскучать. Даже, зайдя на его авторскую страницу, я столкнулась с его удивительным талантом рассказывать ох удивительные истории вот, казалось бы, просто на ровном месте. Так что не зря он в одном эпизоде сделал реверанс в сторону «Тысячи и одной ночи»))

И у меня сложилось впечатление, что главный герой в этом романе отнюдь не Шаммурамат, а евнух Сарсехим, который накануне войны между ассирийцами и арамеями оказался между молотом и наковальней. Именно его действия или бездействия являлись зачастую главной движущей силой повествования, а, если и не являлись, то он непременно оказывался замешан в происходящей движухе, так или иначе. И, если честно, у меня он вызвал и сочувствие, и восхищение, потому что, если вдуматься, чел просто хотел выжить в этом замесе, в который, к тому ж, попал не по своей вине, и других «чар», кроме смекалки, красноречивости и хитрости, не имел, в отличие от дочерей вавилонского царя.

Сама Шами, несомненно, очень хитрожопая девица, и я искренне пришла в восторг от её хитростей в самом начале книги, однако потом она как-то разленилась и померкла, даже, несмотря на свои подвиги во имя любви, чести и свободы. Но, к счастью, её было, кому «поддержать», и повествование лично меня в заинтересованном напряжении держало до самого конца, даже несмотря на языковые шероховатости. В целом написано очень неплохо, а кое-что вообще можно на цитаты растащить, например, это: «Боги не любят, когда смертные набиваются к ним в родственники».

Что касается исторической составляющей, М.Н. Ишков явно знаком с историческими источниками, читал немало и многое передал достаточно точно и достоверно, но всё же позволял себе некоторые вольности (например, сплетение фактов с хоть и переработанными, но легендарными подробностями судьбы Шаммурамат) или даже откровенные несоответствия (так Шамши-Адад у него почему-то стал братом, а не сыном Салманасара, и тот назначил его не преемником, а туртаном). Впрочем, я таких моментов заметила не так много, больше было освоенных допущений, чем прям исторических несоответствий, поэтому роман это особо не испортило. Правда, тех, кто ждёт историю о крутой царице и о том, как она создала знаменитые висячие сады в Вавилоне (меня, например), ждут разочаровашки – об этом говорится лишь вскользь. Тем не менее я всё равно рекомендую прочитать это произведение, поскольку в нём есть то, что, на мой взгляд, отличает хорошую книгу от прочих – оно, благодаря не вполне обычной расстановке акцентов, выглядит отличным от множества других, посвященных этой легендарной правительнице.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 35. «Семирамида. Золотая чаша» Обзор книг, Что почитать?, История (наука), Литература, Ассирия, Вавилон, Дамаск, Семирамида, Длиннопост

("Великая Семирамида", Ч. Саккаджи)

Прошлые посты искать тут:

Часть 1 (XXXI-ХХХ вв. до н.э.). История нашего мира в художественной литературе. Часть 1. «Листы каменной книги»

И самый полный перечень других частей от 1 до 16 в конце:

История нашего мира в художественной литературе. Часть 16. «Война в Фивах»

Перечень частей от 17 до 30:

История нашего мира в художественной литературе. Часть 30. «Царь Давид»

Часть 31. История нашего мира в художественной литературе. Часть 31. «Кольцо Соломона» и «Суламифь»

Часть 32. История нашего мира в художественной литературе. Часть 32. «Финикийский корабль»

Часть 33. История нашего мира в художественной литературе. Часть 33. «На краю Ойкумены»

Часть 34. История нашего мира в художественной литературе. Часть 34. «Речи царств»

Книжная лига

22K постов78K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.