Серия «О Греции и греках»

«Agnostos Theos», или Культ Неведомого Бога

В древнегреческой религии, равно как и верованиях многих других народов, всё упорядочено. Засеяв тридцать соток картофелем, я зарежу поросенка в знак признательности богине Деметре, попросив большого урожая. За верной возлюбленной обращусь к Афродите, а за удачей в бизнесе - к вестнику богов Гермесу. Но что делать, если на мой запрос в древнегреческом справочнике так и не нашлось специалиста? К счастью, ответ на этот вопрос решен давным давно - ушлые греки, не обнаружив в и без того многочисленном пантеоне нужного покровителя, придумали еще одного, буквально отвечающего «за всё остальное». Назвали его «Agnostos Theos» или Неизвестный Бог, дав начало целому культу, откликающемуся в сердцах многих людей и сегодня. В нашем новом материале мы предлагаем вам узнать о его возникновении и о том, остались ли следы древнего верования в наши дни.

Одно из самых известных упоминаний языческого Неизвестного Бога мы можем найти, как ни странно, в Библии, а именно в книге Деяний Святых Апостолов, относящейся к одной из книг Нового Завета. В одной из ее глав повествуется о паломничестве апостола Павла в Афины, который, прибыв в порт древнего города в 51 году н.э., надеялся привести его жителей к почитаемому и прославляемому им богу. На площадь, где апостол читал свою проповедь, стекался народ, однако многие из них со скепсисом отнеслись к его речам, не понимая, почему чужеземец, прибывший в их края, рассказывает о незнакомом им божестве, представляя его как бога, сошедшего в наш мир. Несмотря на то, что тот не был назван по имени, афиняне понимали, что речь идет об Иисусе Христе, равно как понимал это и сам Павел, от которого вскоре жители Афин потребовали разъяснений, сопроводив того на Ареопаг.

«Можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?»

(Книга Деяний Святых Апостолов, Глава XVII)

«Agnostos Theos», или Культ Неведомого Бога История (наука), Длиннопост, Мифология, Религия, Древняя Греция, Античность, Афины, Греция, Научпоп, Факты, Познавательно, Археология

Мемориальная доска на Ареопаге, отсылающая к той самой проповеди

И апостол, конечно же, познакомил афинян со своим учением, запустив процесс перехода языческой Эллады в христианскую, а после и православную Грецию. Не мог не заметить странник и того, что сами греки были глубоко верующими и набожными людьми, ибо «проходя и осматривая святыни, нашел он жертвенник, на котором было написано «Неведомому Богу». Свое наблюдение апостол Павел отметил и в проповеди, заверив своих слушателей в том, что именно Иисус Христос тот боги, которого греки чтят, хотя и не знают кем он является. И с точки зрения человека, продвигающего свое учение в массы, это был довольно грамотный ход, однако, знакомясь с этой историей, многие из вас зададутся вопросом:

«А откуда вообще взялся алтарь Неведомому Богу?»

Прежде чем познакомиться с историей появления весьма конкретного жертвенного камня в сердце современной Греции, вспомним, что он был далеко не единственным свидетельством веры в «Неведомого Бога». Подобные алтари находили как на территориях, принадлежащей как греческой, так и римской древней цивилизации, а подтверждение этим данным мы можем найти в работах античных авторов - у того же Павсания («Описание Греции»), Филострата («Апполоний Тианский») или Эпименида («Критика»). И если первые два автора только упоминали о том, что могли видеть и слышать, то древний мыслитель Эпименид связан с историей культа Неизвестного Бога напрямую. Историей, произошедшей задолго до рождения Иисуса Христа- во VII веке до н.э.

«Agnostos Theos», или Культ Неведомого Бога История (наука), Длиннопост, Мифология, Религия, Древняя Греция, Античность, Афины, Греция, Научпоп, Факты, Познавательно, Археология

1.Святой Павел у алтаря Неизвестному Богу в Афинах 2.Алтарь Неизвестному Богу, найденный на Палатинском холме в 1820 году

Будущий жрец и провидец Эпименид родился на острове Крит, где, по преданиям, появился на свет и сам Зевс - и это не просто интересный факт, а часть биографии Эпименида, которая, пусть и не противоречит самому факту его существования, но все же делает его скорее полулегендарной личностью. Именно в эту пещеру забрел юный пастух Эпименид, пытаясь отыскать заблудшую овечку, и там же после заснул на долгих пятьдесят семь лет. И раз уж пещера эта была непростая, то выспавшись, Эпименид стал обладателем тайного знания и дара ясновидения, а у греков появилась поговорка «Спать как Эпименид». А после как давай творить чудеса, писать поэмы и философствовать, оставив после себя огромный след в греческой истории и культуре. И если многие из его трудов и чудес со временем оказались забыты, то об одном таком чуде люди вспоминают до сих пор. И связано оно, как вы уже догадались, с Афинами.

«Agnostos Theos», или Культ Неведомого Бога История (наука), Длиннопост, Мифология, Религия, Древняя Греция, Античность, Афины, Греция, Научпоп, Факты, Познавательно, Археология

Пещера Зевса, в которой прилег отдохнуть Эпименид. Согласно легенде, проснувшись, Эпименид оставался таким же юнцом и, не зная, что прошло уже много лет, молодой пастух побежал искать заблудшую овцу. Но, конечно, овечка уже давно умерла.

Жил в VII веке афинянин по имени Килон - знаменитый бегун и, как следствие, олимпийский чемпион XXXV Олимпийских игр (640 г. до н.э.) Знатное происхождение, женитьба на дочери тирана Мегар, а также то обстоятельство, что олимпиоников в те времена считали людьми, отмеченными самими богами, позволило Килону заслужить немалый авторитет в Афинах, однако тому этого оказалось мало и в 632 г. до н.э. бывший спортсмен решил захватить власть в полисе. Для своего мятежа Килон выбрал день, когда афиняне широко отмечали праздник Зевса и..прогадал. Мятежник не получил никакой поддержки и очень скоро сбежал из Афин - подальше от разъяренной толпы, а вот его сторонникам повезло меньше - скрываясь от народного гнева, они спрятались в храме Афины, надеясь на ее милость и прощение местных властей. Но архонты мятежников не простили - пообещав, что и пальцем не тронут сторонников Килона, те жестоко расправились с ними, запустив цепочку событий, известных под общим термином «килонова скверна».

«Agnostos Theos», или Культ Неведомого Бога История (наука), Длиннопост, Мифология, Религия, Древняя Греция, Античность, Афины, Греция, Научпоп, Факты, Познавательно, Археология

Фалиронский некрополь. Массовое захоронение 80 мужчин, предполагаемых жертв Килоновой смуты. Обнаружен в 2016 году.

В отличие от «килоновой смуты» - так стали называть первую известную попытку установления в Афинах тирании, «килонова скверна» это своего рода проклятие, нависшее над правящим родом Алкмеонидов за расправу над участниками заговора. Убийство, совершенное в святилище Афины, разгневало покровительницу города, а последующие за этим страшные события - потеря острова Саламин, поражение в войне с мегарянами и эпидемии связывали именно с гневом богини.

И вот в Афины пришла чума..

Страшная эпидемия не щадила никого, люди умирали одни за другим. Отчаявшись, люди обращались к богам с мольбою остановить бедствие, однако ни молитвы, ни богатые жертвоприношения не помогали. Последние надежды афинян разрушила прорицательница Пифия, сказав, что если не очистить город, тот навсегда исчезнет с лица земли. А очистить Афины мог только жрец, но ни у одного из афинских жрецов не получилось справиться с бедствием, они сами уже не знали какого бога просить о помощи. Но ответ нашёлся у Пифии: лучше звоните обратитесь к Эпимениду, как никак этот жрец был известен своим талантом и считался любимчиком у олимпийских богов.

Однако сам Эпименид богов не жаловал. «Я не служу греческим богам, которые придуманы людьми, – ответил жрец своим гостям, когда те прибыли к нему на Крит. Я не молюсь и не поклоняюсь им. Единственный Бог, которому я служу всем моим сердцем, есть Творец Неба и Земли. Это – живой Бог. Его нельзя изображать, потому что Он запретил это делать. Престол Его на небесах..» Слово за слово, Эпимениду удалось убедить афинян в истинности своих суждений в обмен на свою помощь. Он попросил приготовить несколько десятков овец и за день до его приезда перестать их кормить. То и было сделано.

В назначенный день прибыв в Афины, Эпименид заявил три вещи:
- Причина страшной эпидемии - килонова смута
- Заготовленных овец нужно было отпустить - голодная овца, которая приляжет на травку, а не станет ее жевать - свидетельство того, что боги готовы принять жертву и простить Афины
- Если все известные боги не помогли, нужно просить помощи у неизвестных

Поначалу никто не задавал вопросов. Овцы были отпущены и спустя какое-то время животные одна за одной легли на травку, а на местах, где это произошло, Эпименид приказал воздвигнуть жертвенные алтари. И только тогда один из афинян спросил мудреца, мол, а какое имя писать на камне? Эпименид подумал и сказал так и написать на камне «Неведомому Богу». Стоит ли говорить, что вскоре все овцы были принесены в жертву, чума отступила, а Афины спасены.

«Agnostos Theos», или Культ Неведомого Бога История (наука), Длиннопост, Мифология, Религия, Древняя Греция, Античность, Афины, Греция, Научпоп, Факты, Познавательно, Археология

Алтарь Неведомому Богу

Позже многие говорили о том, что Эпименид был настолько дальновидным, что сделал уверенный шаг к монотеизму в самый разгар многобожия, а апостол Павел именно Эпименида приводил в пример грекам, пришедшим послушать его проповедь. А спустя почти два тысячелетия, в 1913 году, эта история, а также множество археологических свидетельств, станет основой теории немецкого филолога Эдуарда Нордена, утверждавшего, что помимо бесчисленного количества известных нам божеств греки поклонялись еще одному. И имя его Неизвестный Бог.

«По всей Аттике можно найти алтари, на которых не начертано имен, которые остались как памятники этому искуплению»
(Диоген Лаэртский)

Новый этап в истории культа Неизвестного Бога начался накануне Олимпийских игр 2004-го года, проводимых в Афинах. В 2003 году один из основателей организации NSK («Новое словенское искусство) и, по совместительству, один из музыкантов словенской индастриал-группы «Laibach»посетил Афины, чтобы представить свою идею символического возвращения Неизвестного Бога в то место, где этот Бог был впервые упомянут. Произошло это на скалах Ареопага, где, как считается, две тысячи лет назад с подобной проповедью к афинянам обращался апостол Павел.

«Agnostos Theos», или Культ Неведомого Бога История (наука), Длиннопост, Мифология, Религия, Древняя Греция, Античность, Афины, Греция, Научпоп, Факты, Познавательно, Археология

Питер Млакар на скалах Ареопага, 2003 г.

Млакар же, выступая перед греками в 2003-м, представил им идею строительства Алтаря Неизвестному Богу - произошло это в рамках 10-й молодежной биеннале в Афинах. С подобным проектом он выступил и в 2004-м году, отмечая, что алтарь должен вернуться в Афины.

«Хотя идея Неизвестного Бога все еще жива (сознательно или бессознательно) в умах и душах современных греков, этого Алтаря, который описывает апостол Павел, физически больше не существует, здесь мы имеем дело с Богом всех богов»
(Питер Млакар, 2004 г.)

Стоит ли считать подобный шаг со стороны NSK, ставшего частью одного из серии мероприятий, запланированных организаций в рамках дружбы между Грецией и Словенией, очередной вехой в развитии культа Неизвестного Бога сказать трудно. Тем более, что, насколько мне известно, этот выступление не стало началом чего-то большего, а философия «Laibach» все-таки многим (и лично мне) не особенно понятна. Однако именно словенские музыканты вдохнули новую жизнь в практически позабытую историю, уходящую корнями во времена античной Греции. Спасибо им хотя бы за это!

А с вами был Бородатый Горец, до новых встреч и новых историй. Все самое интересное - статьи, ролики и подкасты, вы можете найти в нашей группе «Бородатый Бард» Вконтакте.

Показать полностью 6

Бородатая озвучка №4 - "Древняя Греция". Троянский конь

В этой серии вспомним знаменитый миф о Троянском коне и вспомним добрым словом труды немецкого археолога Генриха Шлимана

Книга "Древняя Греция": https://vk.com/wall-176345677_22807
Аудиоверсия: https://borodatyybard.mave.digital/ep-55

Бородатая озвучка №3 - "Древняя Греция". Песнь аэда

Сегодня вашему вниманию представляется художественный рассказ про аэдов - так называли древнегреческих поэтов и певцов, которые развлекали знатных греков на пирах. Наш рассказ будет касаться знаменитого аэда Гомера и истории о Терсите, которые дерзнул вступить в спор с царями во время Троянской войны.

Как убивали Республику, или Хроники жизни первого правителя независимой Греции

С подписанием Адрианопольского мирного договора (1829 г.), признающего независимость Греции от Турции, а также принятием в феврале 1830-го т.н. Лондонского протокола, подписанного Российской империей, Францией и Великобританией, новообразованное государство начинало новый этап своей истории. Правда, произошло это без участия самой Греции - правительства трех «великих держав», все еще помнящие уроки Французской революции, желали видеть Грецию именно монархической - так на карте мира появилось Королевство Греция, окончательно обозначившись к 1832-м году.

Однако между провозглашением Грецией собственной независимости и первым греческим королем, выбранный для греков их «стратегическими партнерами», в огне революции возникло образование известное как Первая Греческая республика. Сегодня мы хотим поговорить о том, как Греция, избавившись от турецкого султана приобрела себе немецкого монарха, а также о человеке, видевшем родную Элладу именно республикой и делавшем все для ее светлого будущего, но, как это бывает, оказавшийся очень неудобным игроком на политической арене. Мы говорим об Иоаннисе Каподистрии, чью смерть нередко сравнивают с убийством Джона Кеннеди в 1963-м, а документы, касающиеся этого дела, по-прежнему находятся под грифом «совершенно секретно».

Как убивали Республику, или Хроники жизни первого правителя независимой Греции Запад, Научпоп, Познавательно, Греция, Революция, Республика, Убийство, Покушение, Факты, Длиннопост, Политика

Проснувшись рано утром, бывший министр иностранных дел России, граф и первый правитель независимой Греции Иоанн Каподистрия спешил на праздничную службу в храм Святого Спиридония. Обычай проводить божественную службу с восходом солнца остался у греков еще со времен османского владычества - так те надеялись избежать столкновений с турками, однако сохранился и после обретения страной независимости. В тот роковой день, 27 сентября 1831 года, в храме было уже довольно много народу, среди которых - Георгиос и Константинос Мавромихалис, также пришедшие воздать молитву Господу, после чего покинули церковь, остановившись у ее входа - соответственно, по левую и правую стороны от дверей. Совсем скоро во дворе храма показался сам Каподистрия, завидев которого, толпа прихожан вежливо расступалась. В этой толпе правитель Греции заметил двух своих давних знакомых, после чего, приподняв шляпу, поприветствовал Мавромихалисов. Константин, приподняв свою феску, ответил на поклон, когда же президент республики повернулся к Георгию, его дядя (Константинос) распахнул свой плащ и не глядя выстрелил в народного избранника. Видя, что пуля не достигла своей цели, заговорщик выхватил нож и вонзил его графу в низ живота по самую рукоять, после чего прогремел очередной выстрел - на сей раз он принадлежал Георгию. Пуля, выпущенная в голову графа, достигла черепа, который от столкновения с металлом разлетелся на части. Стоит ли говорить, что от полученных травм Иоанн Каподистрия скончался на месте, а вместе с ним умерла надежда греков на собственную судьбу.

«Возрождение и действительная независимость народа могут быть только его собственным творением. Помощь извне может ее только упрочить, но не создать»
(Иоанн Каподистрия)

Как же так вышло, что жизнь человека, горячо болеющего за судьбу своей страну, получила такой бесславный конец? Прежде чем поговорить о событиях, предшествующих 27-му сентября 1831-го года, а также событиях, последующих после, мы предлагаем вам вернуться на 20 лет назад, чтобы проследить политический путь первого президента независимой Эллады. Начался он, как вы уже догадались, задолго до восстания греков в Ареополисе, когда Каподистрия, известный в то время под именем Иван Антонович, находился на русской службе в высоком чину министра иностранных дел. Однако свой путь по карьерной лестнице он начал не в России, а на родине - на острове Корфу, где в 1799 году работал главным врачом русского военного госпиталя. Дальше - больше. Уже в следующем году по предложению адмирала Федора Федоровича Ушакова Каподистрия становится секретарем законодательного совета Республики Семи Соединенных островов. Сейчас вам это название мало о чем говорит, но более двух веков назад такое имя получило первое в новой истории самостоятельное греческое государство. Чуть позже, в 1803 году, Каподистрия стал статс-секретарем республики по иностранным делам, оставаясь, по сути, ее главой. Формально республика так и оставалась данницей Османской империи, но фактически находилась под покровительством русского флота. Такая ситуация продолжалась до 1807 года - заключенный с Наполеоном Тильзитский мир стал препятствием к дальнейшей карьере Каподистрии, ведь по его итогам управление республикой с русского было заменено французским. Вскоре он оказался подданным Российской империи, а вместе с тем и Иваном Антоновичем.

Как убивали Республику, или Хроники жизни первого правителя независимой Греции Запад, Научпоп, Познавательно, Греция, Революция, Республика, Убийство, Покушение, Факты, Длиннопост, Политика

Памятник Иоаннису Каподистрии в г.Корфу (Керкира), располагающийся на территории одноименного острова. Он вместе с Паксом, Лефкас, Кефалинией, Итакой, Закинф и Китира входил в состав Республики Семи Соединённых Островов. К Греции эти территории перейдут ли

При правительстве Александра I Каподистрия вновь занял пост статс-секретаря по иностранным делам (1815), а после и сам пост министра иностранных дел (1816). Находясь на высокой должности при русском царе, но оставаясь греком по происхождению, Каподистрия стремился помочь родине, предлагая императору различные решения «восточного вопроса». Закончилось все в 1822 году - в Греции уже вовсю пылал пожар революции, а в российской столице еще не были готовы принять меры для оказания помощи Греции, что поспособствовало в дальнейшем отставке Ивана Антоновича Каподистрии, не согласного с действиями императора Александра. Активных действий, правда, не принимал и сам будущий правитель свободной Эллады, раз за разом отказываясь от предложений возглавить тайное общество греческих повстанцев «Филики Этерия», сыгравшее важную роль в начавшейся революции, а также ограничиваясь финансовой помощью и защитой греков на светских мероприятиях в Европе. В любом случае своими соотечественниками он был замечен, что позволило ему решением Национального собрания стать правителем Греции (1827).

«Я не откажусь от первой и самой священной из моих обязанностей - служить моей родине»
(Иоанн Каподистрия)

Стоит отметить, что с назначения Каподистрии не началась Первая Греческая республика - она возникла еще в 1822 году,а на посту ее главы до Иоанниса сменилось три человека, первым из которых был Петрос Мавромихалис. Вы не ошиблись, если думаете, что уже встречали эту фамилию - упомянутые выше Константинос и Георгиос приходятся, соответственно, братом и сыном герою Греческой революции. Многие уже догадались, что основой возникшего конфликта между Каподистрией и Мавромихалиса стали как личные интересы, так и интересы всего греческого государства, которое они стремились представлять. Сам Петрос, к слову, оставив посту главы правительства, противостоял политике Каподистрии, считая, что тот не считается с мнением народных избранников и героев освободительной войны, стремясь сосредоточить власть в своих руках. Тот действительно считал, что власть в Греции должна принадлежать одному человеку, думая, что это позволит стране выйти из экономического кризиса, вызванного противостоянием с Османской империей. Проводимая Каподистрией политика первому правителю Республики не пришлась по душе, за что в итоге он поплатился свободой -в конце 1820- он был посажен в тюрьму за попытку заговора. В 1830-м за ним последовал брат Петроса Цаннис, подняв восстание против назначенного Каподистрией губернатора Лаконии. Тучи вокруг первого президента независимой Греции (с 1830-го) сгущались.

Как убивали Республику, или Хроники жизни первого правителя независимой Греции Запад, Научпоп, Познавательно, Греция, Революция, Республика, Убийство, Покушение, Факты, Длиннопост, Политика

Убийство Иоанна Каподистрии

В первый же день прибытия в Грецию Каподистрия объявил о приостановке действия Конституции, став, по сути, единственным источником власти. Оставался, правда, Всегреческий совет, были объявлены выборы в новое Национальное собрание. На своем посту президент провел судебную и образовательную реформу, реорганизовал вооруженные силы и начал борьбу с пиратством, учредил национальный банк и принял ряд мер для подъема земледелия и торговли. В своей политике он во многом опирался на Россию, заслужив тем самым нелюбовь английского и французского правительства, имевших свои интересы в Греции. К слову, считается, что за действиями Мавромихалисов стоят деятели из вышеупомянутых стран, однако подробностей мы навряд ли узнаем - эти сведения по-прежнему являются одними из самых секретных в английских государственных архивах.

Как убивали Республику, или Хроники жизни первого правителя независимой Греции Запад, Научпоп, Познавательно, Греция, Революция, Республика, Убийство, Покушение, Факты, Длиннопост, Политика

Памятник Петросу Мавромихалису в Ареополисе

Итого мы имеем героя Греческой революции, посаженного в тюрьму за попытку заговора против нового правительства, равно как и его братьев Цанниса и Константиноса - последний вскоре был освобожден и в дальнейшем находился в Нафплионе под надзором полиции. Там же находился и арестованный сын Петроса Георгиос. Стоит отметить, что небольшой греческий городок, находящийся в восточной части Пелопоннеса, в те годы был столицей новообразованного государства (и оставался ей до 1833-го), потому неудивительно, что пути желавших мести Мавромихалисов и Иоанниса Каподистрии вскоре пересеклись.

«После убийства Каподистрии греческая республика была фактически ликвидирована. По поводу самого преступления существуют различные версии. Не до конца ясно, было ли это самостоятельным решением семьи Мавромихалис или актом, в котором отразилось недовольство некоторых иностранных держав политикой Каподистрии. Существуют различные трактовки»
(Руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Юрий Квашнин)

Иоанн Каподистрия нашел свою смерть во дворе храма, посвященного покровителю его родного острова Корфу, куда после, согласно его собственному завещанию, было перенесено тело первого президента независимой Греции. Накануне рокового дня он получал сведения о готовившемся на него покушении, однако не предпринимал никаких действий, ибо верил, что среди горячо любимых им греков не найдется человека, способного решить его жизни. Правда, нельзя сказать, что в то роковое утро Каподистрия был абсолютно один - помимо любящего его народа его сопровождали двое кавасов (личная охрана), среди которых был герой освободительной войны Георгиос Кокони, потерявший в боях руку. Именно он, подхватив раненого Каподистрию, после выстрелил в убегающего Константиноса, попав ему в левый бок, а после отправился за ним в погоню. Вскоре к погоне присоединились солдаты, находящиеся неподалеку.

Как убивали Республику, или Хроники жизни первого правителя независимой Греции Запад, Научпоп, Познавательно, Греция, Революция, Республика, Убийство, Покушение, Факты, Длиннопост, Политика

Ворота церкви Святого Спиридония в Нафплионе. В рамке находится одна из пуль, оставшихся в стене в день убийства Иоанна Каподистрии

Увидев вооруженную погоню, обессиливший и истекающий кровью Константинос Мавромихалис, закричал: «Не убивайте меня! Не мы причиною смерти президента!» Но было уже поздно. Рассвирепевшие солдаты, нагнавшие убийцу, принялись бить заговорщика прикладами, после чего тело Мавромихалиса окружил народ, стремившийся разорвать того в клочья. Остановил народный гнев лишь поспешивший на крики Кокони, разогнавший толпу и повторно выстреливший в Константиноса. Спустя двадцать минут он скончался, после чего разгневанные греки протащили его труп по городским улицах, сбросив после со скалы в море.

Как убивали Республику, или Хроники жизни первого правителя независимой Греции Запад, Научпоп, Познавательно, Греция, Революция, Республика, Убийство, Покушение, Факты, Длиннопост, Политика

Убийцы Иоанниса Каподистрии - Константинос и Георгиос Мавромихалисы

Что же касается сына основного противника Иоанниса Каподистрии, то ему удалось избежать народного гнева, скрывшись в доме французского посла барона Руэна, соседствующего с посольством страны, которое собравшийся народ угрожал сжечь, если им не будет выдан убийца президента. На следующий день Георгиос Мавромихалис был расстрелян по решению греческих властей.

Смерть Каподистрии предрешила судьбу Первой Греческой республики. Страна погрузилась в хаос и анархию, с которой новый правитель, брат Иоанниса Августинос, не был способен справиться. Существует мнение, что если бы не смерть Каподистрии, его политика могла сильно повлиять на дальнейшее развитие мира. Первый президент отстаивал необходимость приверженности правовым нормам в международных отношениях, выступал против одностороннего вмешательства в внутренние дела других государств, предлагал идею создания единой общеевропейской организации. Однако с его смертью для Европы появился благоприятный момент для того, чтобы задушить в Греции республику - испугавшись нарастания либерального движения в стране, «великие державы» провозгласили Грецию королевством, посадив на трон Оттона Виттельбаха, ставшего королем Греции Оттоном I. Монархия в Греции просуществует до 1924 года, после чего настанет время Второй Греческой республики, просуществовавшей ненамного дольше предшественницы. Однако об этом в одной из наших следующих публикаций, с вами же был Бородатый Горец, читайте нас в нашей группе «Бородатый Бард», где еще много всего интересного!

Как убивали Республику, или Хроники жизни первого правителя независимой Греции Запад, Научпоп, Познавательно, Греция, Революция, Республика, Убийство, Покушение, Факты, Длиннопост, Политика

«Прибытие короля Греции Оттона I в Афины», художник Питер фон Хесс (1853 г.)

Показать полностью 7

Был ли законен вывоз мраморов Парфенона графом Элгиным?

Ранним утром 31 июля 1801 года корабельный плотник, пять членов экипажа и двадцать афинских рабочих разобрали стены Парфенона, изъяв один из самых важных памятников истории Греции. Эта авантюра, организованная Томасом Брюсом, более известным как граф Элгин, справедливо классифицируется не иначе как кража и вандализм - на протяжении нескольких лет команда Элгина активно разрушала памятники древности, откалывая или срезая скульптурные композиции Парфенона, которые после отправлялись в Британию. Часть из них после была передана британскому правительству, часть и вовсе не добралась до туманного альбиона, затонув вместе с бригом "Ментор" (1802 г.) , который перевозил бесценные сокровища - для их спасения графом Элгином были организованы отдельные спасательные работы. Стоит отметить, что первоначально графом Элгином было получено разрешение на проведение работ на территории Акрополя, в состав которых входило проведение зарисовок и снятие слепков скульптур, а главным требованием к британскому дипломату было бережное отношение к греческому наследию.

"Я чувствовал невыразимое унижение, став свидетелем того, как Парфенон лишали его лучших скульптур. Я видел, как снимают несколько метоп с юго-восточной части здания. Чтобы поднять метопы, пришлось сбросить на землю защищавший их замечательный карниз. Такая же судьба постигла и юго-восточный угол фронтона"
(Эдвард Додвелл, ирландский путешественник и художник)

Рабочие разбирают фризы Парфенона", Эдвард Додвелл (между 1801-м и 1805-м)

Был ли законен вывоз мраморов Парфенона графом Элгиным? Историческое фото, Факты, Научпоп, Греция, Древняя Греция, Парфенон, Афины, Ученые, Познавательно, Британский музей, Великобритания, Длиннопост

О том, что о главном условии граф Элгин вскоре позабыл, упоминать лишний раз не имеет особого смысла, однако я хотел бы остановится на важной детали, которую обычно припоминают защитники англичанина. Дабы избежать проблем с турецкими властями (а Греция на тот момент входила в состав Османской империи), графом от самого султана было получено официальное разрешение, дающее в том числе и право на беспрепятственное перемещение скульптур. Это разрешение, также известное как фирман (указ султана Османской империи), было получено Элгином в 1801-м году, ровно через год после начала работ. На протяжении всего периода нахождения команды графа Брюса были вывезены сотни ящиков с мрамором, а кампания по их возвращению продолжается вот уже более двух сотен лет. Одним из первых, кто заговорил о возвращении скульптур был лорд Джордж Байрон, известный писатель и филэллин, о неоплаченном долге перед греками говорила и Маргарет Тэтчер, однако дело так и не двигалось с мертвой точки, а общество то и дело напоминало грекам о том самом указе султана. Но кажется в последнее десятилетия вопрос о возвращении "мраморов Элгина" вновь встает перед мировым сообществом.

Портрет Томаса Брюса, 7-й графа Элгина и 11-й графа Кинкардина. Спор о том, является ли британец грабителем, варваром или же спасителем бесценных памятников Эллады продолжается по сей день.

Был ли законен вывоз мраморов Парфенона графом Элгиным? Историческое фото, Факты, Научпоп, Греция, Древняя Греция, Парфенон, Афины, Ученые, Познавательно, Британский музей, Великобритания, Длиннопост

В 2011 году заместитель министра иностранных дел Греции обратился к британскому королевскому адвокату Джеффри Робертсону с вопросом, может ли британское законодательство о правах человека помочь вернуть скульптуры Парфенона. Никто не знает, что ответил мистер Робертсон греческому чиновнику, но тот самый день стал началом многолетних исследований, результатом которых стала книга под громким названием «Кому принадлежит история? Трофеи Элгина и дело о возвращении разграбленного сокровища» (2019 г.). В ней ее автор, королевский адвокат Джеффри Робертсон, рассказывает всему миру о том, что граф Элгин незаконно вывез коллекцию из Афин, а в законодательство Великобритании вносились поправки для возврата некоторых предметов из британских музеев, что разбивало главный довод Британского музея о том, что законодательство страны не позволяло осуществлять какие-либо перемещения экспонатов. Стоит отметить, что над книгой трудилась команда британских юристов, та же команда предоставляла свою наработки правительству Алексиса Ципраса (премьер-министр Греции), а вопрос о возвращении скульптур мог стать одним из пунктов при обсуждения условий Brexit, однако что греческие, что английские бюрократы не пошли навстречу юристам.

Однако требования возвращения "мраморов Элгина" доносились не только с берегов Великобритании, в том же 2019-м году было опубликовано исследование уже турецких ученых, заявивших на весь мир о том, что знаменитый фирман не что иное, как искусно состряпанная подделка. Единственным доказательством законности данной авантюры, по словам профессоров Зейнпе Айена и Орхана Сакина, было ссылка на копию письма, переведенного на итальянский язык. Оригинала письма по заявлениям того же Орхана Сакина просто напросто не существует, а единственный сохранившийся текст принадлежит секретарю Элгина Рахип Хаду. Исследование турецких ученых, равно как и опубликованный два года назад призыв ЮНЕСКО вернуть скульптуры Греции (первое решение по греческим древностям с 1987-го), активно обсуждались в обществе, однако и они не возымели должного эффекта. Даже сейчас, в 2023 году, разговоры о незаконном перемещении греческого наследия не утихают, а споры о том, нужно ли передать мраморы Парфенона Греции разгораются с новой силой. Если ли хоть какой-то шанс добиться справедливости в этом вопросе покажет время, а мы же предлагаем вам познакомиться с еще одной знаменитой личностью, с чьим именем связана одна из самых громких кампаний по возвращению "мраморов Элгина". Подробности в нашей статье "Мелина Меркури - Последняя богиня Греции".

Мелина Меркури с официальным визитом в Британском музее. Актриса и политическая активистка инициировала кампанию по возвращению скульптур Парфенона в 1982 году, когда занимала пост министра культуры Греции. Ей принадлежат слова: "Я надеюсь, что увижу возвращение наших Мраморов назад в Афины прежде чем умру. Но если они вернутся позже, я должна буду возродиться"

Был ли законен вывоз мраморов Парфенона графом Элгиным? Историческое фото, Факты, Научпоп, Греция, Древняя Греция, Парфенон, Афины, Ученые, Познавательно, Британский музей, Великобритания, Длиннопост

А с вами был Бородатый Горец. Ещё больше интересных материалов - статей, роликов, подкастов и других публикаций ищите в нашей группе "Бородатый Бард" Вконтакте.

Показать полностью 3

Бородатая озвучка №1 - "Древняя Греция". Морская держава Миноса

Сегодня мы выкладываем первый эпизод озвучки книги "Древняя Греция" которая состоит из небольших рассказов по истории одного из интереснейших периодов греческой истории. Она предназначалась для советских школьников как внеклассное чтение, но мне настолько понравился язык которым она написана, что я решил озвучить парочку глав.

Забавное совпадение, но этот эпизод также касается острова Крит, в нем мы поговорим про археологию и немного коснемся знаменитого мифа о Минотавре!

P.S.: У нас о мифе про Минотавра отдельная статейка была, можно почитать на досуге

Падение Месолонгиона и подвиг старика Капсалиса

В этот день, 10 апреля 1826 года, завершилась оборона Месолонгиона - одно из ключевых событий Греческой революции (1821-1829 гг.). После третьей осады, продолжавшейся почти год, город пал под натиском войск Османской империи. Событие, ставшее, по сути, поражением, как никакая греческая победа продвинула греческий вопрос, заставила общественность обратить внимание на события, происходящие в Греции. "Стало очевидно и ленивой и без энтузиазма дипломатии, что следует что-то предпринимать на Востоке, и что Движение греков невозможно замять и похоронить без шума» - писал немецкий историк Мендельсон-Бартольди.

Героическое сопротивление жителей Месолонгиона получило название Эксодос (греч."прорыв, исход") и именно под таким наименованием осталось в мировой истории. После неудачного прорыва блокады города греческим флотом, жители Месолонгиона, в течение года отрезанные от всего остального мира, начали готовить план прорыва. Его было запланированы провести в трех местах - через бастионы Лунета и Ригас должны были пройти колонный бойцов, а через третий - Монталамбер, колонна гражданских, сопровождаемая 200-ми воинами.

Карта Месолонгиона. Отмечены (от севера к югу) бастионы Лунета, Ригас и Монталамбер

Падение Месолонгиона и подвиг старика Капсалиса Факты, Длиннопост, Греция, Подвиг, Научпоп, Познавательно

Все они выступили в 2 часа 15 минут после полуночи - двум колоннам удалось пробиться и после напряженных боев с армиями врага добраться до гор. Из трех тысяч в живых осталось чуть больше половины.

"Эксодос из Мессолонгиона" Теодороса Вризакиса

Падение Месолонгиона и подвиг старика Капсалиса Факты, Длиннопост, Греция, Подвиг, Научпоп, Познавательно

Колонне гражданских, прорывавшихся через бастион Монталамбер, пробиться не удалось. Они повернули назад, в город, где после от османского оружия полегли многие защитники Месолонгиона. Одним из тех, кто навеки остался в покоренной, но не сдавшейся врагу крепости, был Христос Капсалис.

Портрет Христоса Капсалиса (1751-1826)

Падение Месолонгиона и подвиг старика Капсалиса Факты, Длиннопост, Греция, Подвиг, Научпоп, Познавательно

Во время османского владычества он был одним из тех лидеров, кто сумел объединить вокруг себя греков, а все свое имущество пожертвовал на благо революции. К слову, один из своих домов он подарил прибывшему в город в 1824 году лорду Байрону (там же в Месолонгионе английский поэт завершил свой жизненный путь), а другой использовал как хранилище для пороха и боеприпасов. Старик Капсалис сам участвовал в ремонте бастионов и подбадривал осажденных, ибо в силу своего возраста не мог участвовать в военных действиях. Накануне исхода из Месолонгиона Капсалис собрал вокруг себя женщин, детей, стариков, больных и раненных - всех, кто также как и он не мог принять участие в сопротивлении османам, всего около 400 человек. Не желая умереть от рук врага, все они собрались в стенах порохового склада, наполненного взрывчаткой. Как только склад был полон, старик приказал закрыть двери и выставить молодых девушек у окон - чтобы враги могли их увидеть.

Наутро, когда турки ворвались в город, а затем пробрались в наполненный взрывчаткой склад, Капсалис взорвал порох, похоронив в нем не только своих товарищей, но и часть турецкого войска.

"Прорыв Христоса Капсалиса", художник Теодорос Вризакис

Падение Месолонгиона и подвиг старика Капсалиса Факты, Длиннопост, Греция, Подвиг, Научпоп, Познавательно

За этот поступок Христоса Капсалиса воспели как греческие, так и иностранные поэты, а в 1926 году - в год столетия со дня падения Месолонгиона, в городе был установлен памятник герою, отчеканены золотые, серебряные и бронзовые монеты. Каждый год в Лазареву субботу (в этом году 8 апреля) Месолонгион чтит героя, а в память об исходе проводятся театрализованные торжества, завершающиеся взрывом дома старика Капсалиса.

Памятник Христосу Капсалису в Месолонгионе

Падение Месолонгиона и подвиг старика Капсалиса Факты, Длиннопост, Греция, Подвиг, Научпоп, Познавательно

А у меня на этом всё! Больше об осаде и падении Месолонгиона, а также событиях Греческой революции (1821-1829 гг.) вы можете узнать из нашей статьи "Кто такие ненеки и почему о них говорят и в XXI веке?". Познакомиться с другими нашими материалами — статьями, видеороликами, подкастами, вы также можете в нашей группе «Бородатый Бард»

Показать полностью 5

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Битва при Карпениси - День воинской славы и национального траура Греции

Знаменитый английский поэт и национальный герой Греции Джордж Байрон, незадолго до своего прибытия в Месолонгион (на тот момент переживший осаду), однажды написал Маркосу Боцарису, что желает встретиться и познакомиться с ним. Получив письмо, знаменитый греческий военачальник ответил:

«Сегодня ночью у меня есть дело с 7 тыс. албанцев, здесь неподалеку. Через день, с товарищами, я отправлюсь в Месолонгион и встречусь с Вами».

Но они так и не встретились. Письмо Маркоса Боцариса было датировано 20 августа 1823 года - ровно через день он навсегда сомкнет глаза. Он будет похоронен в Месолонгионе, а уже в апреле следующего года там появится могила самого лорда Байрона. О последнем путешествии знаменитого филэллина, а также о многих других событиях Греческой революции (1821-1829) мы рассказывали вам в статье "Кто такие ненеки и почему о них говорят и в XXI веке?", сегодня же наш разговор пойдет об одном конкретном событии греческой борьбы за независимость.


В этот день, а если быть точнее в ночь на 21 августа 1823 года, состоялось одно из важнейших сражений Греческой революции (1821-1829) - битва при Карпениси, произошедшая между греческими повстанцами под руководством Маркоса Боцариса и османскими войсками. Последние, предприняв неудачную попытку осады Месолонгиона зимой 1822 года, отступили, однако уже летом 1823 года готовилась новая экспедиция с целью потушить пламя революции - на сей раз на запад Средней Греции.


Карпениси (Карпенисион) на карте современной Греции

Битва при Карпениси - День воинской славы и национального траура Греции История, Греция, Герои, Революция, Османская империя, Битва, Сражение, Длиннопост, Факты

Возглавить экспедицию предстояло Мустаи-паше, который вместе со своей 15-тысячной армией, состоящей сплошь из албанцев, двигался в сторону Эпира, чтобы там соединиться с армией Омер-паши Вриони. К концу июля османский военачальник прибыл в город Трикала, после чего направился в горы Аграфа - гнездо греческого военачальника Караискиса. Не получив особенно никакого сопротивления, Мустаи-паша предъявил свои требования, пообещав прощение всем, кроме, собственно, героя нашей заметки Маркоса Боцариса - греческого военачальника, особенно отличившегося при обороне Месолонгиона и, что важнее, воевавшего за год до революционных событий на стороне мятежного султана Али-паши против османских войск*. Сам Маркос Боцарис в это же время встретился с Георгиосом Караискисом в Соволако, где очевидно узнал о планах османах, а после получил сведения о том, что Мустаи-паша встал лагерем недалеко от города Карпениси (11 августа). Желая предотвратить атаку турков, Маркос Боцарис с войском занял село Микро Хорио (Малое Село) неподалеку от вышеназванного поселения, где в голове греческого патриота созрел хитрый план.


Портрет греческого военачальника на фоне полотна кисти Францишка Тепы "Маркос Боцарис в битве при Карпениси, в ночь на 8(20) августа 1823 года"

*Пару слов: Боцарис был сулиотом (греко-албанское племя) и долгое время сражался против Али-паши за право сулиотов вернуться на родину, однако видев, что свое обещание османы выполнять не собираются, присоединился к мятежному владыке Эпира, чем и заслужил немилость верного слуги султана Мустаи-паши

Битва при Карпениси - День воинской славы и национального траура Греции История, Греция, Герои, Революция, Османская империя, Битва, Сражение, Длиннопост, Факты

Под командованием Маркоса Боцариса было 1250 воинов, 400 из которых, как и он сам, были сулиотами (албанские христиане) - владевшие не только греческим, но и албанским языком. Поскольку одежда греческих воинов ничем не отличалось от одежды "ляпи" (южных албанцев, такую носили в т.ч. войска Омер-паши Бриони), добрая часть войска Боцариса была неотличима от албанской армии, что открывало некоторые возможности для скрытой атаки. Дабы добыть необходимые сведения, знаменитый греческий патриот отправляет в ночь на 18 августа 1823 года трех лазутчиков - Танасиса Кутсоника, Байрактариса и своего двоюродного брата Тусиаса Боцариса, которые в течение всего следующего дня находились в турецком лагере, никем не замеченные. По их возвращению состоялся военный совет, итогом которого стало решение этой же ночью атаковать лагерь османов.


Полотно работы французского художника Эжена Делакруа (1798-1863), посвященное сражению

Битва при Карпениси - День воинской славы и национального траура Греции История, Греция, Герои, Революция, Османская империя, Битва, Сражение, Длиннопост, Факты

В ночь с 20-го на 21 августа войско сулиотов во главе с Маркосом Боцарисом по руслу реки проникли в лагерь противника. "Входим в лагерь с обнажёнными клинками, идём к центру лагеря, говорим между собой только по-албански, стрелять только по моему приказу. Когда начнется бой, чтобы не убивать своих, на вопрос: „Кто ты?“ отвечаем: „Камень“» - дал военачальник указание своим бойцам. Турки еще не успели понять, что происходит, как сулиоты, убивая клинками одного за другими, подошли к палаткам османских командиров. Увидев "мятежников", албанцы кричали "эрде Марко" ("идёт Маркос") и тут же падали замертво. Сам Боцарис в ходе сражения был ранен в бок, однако яростно продолжал бой.


«Последний бой Маркоса Боцариса» Марсигли Филиппо

Битва при Карпениси - День воинской славы и национального траура Греции История, Греция, Герои, Революция, Османская империя, Битва, Сражение, Длиннопост, Факты

В той суматохе погибло от 1,2 до 1,5 тыс. османов и 40-60 бравых сулиотов (из 450). Среди погибших был и теперь уже национальный герой Греции Маркос Боцарис - он был сражен пулей, угодившей бравому военачальнику в висок. Дабы не сломить боевой дух товарищей, двоюродный брат Маркоса Тусиас, накрыл тело своего командира плащом и вынес с поля боя, оставшиеся же в живых сулиоты продолжали сражаться до рассвета, вернувшись в Микро Хорио непобежденными.

Битва при Карпениси - День воинской славы и национального траура Греции История, Греция, Герои, Революция, Османская империя, Битва, Сражение, Длиннопост, Факты

Смерть Маркоса Боцариса была встречена в Греции и сочувствующей грекам Европе трауром. Боясь того, что турки, широко праздновавшие гибель своего врага, осквернят его останки, было принято решение отправить тело Боцариса в Месолонгион, где он и был похоронен. И там уже по Маркосу Боцарису раздавались выстрелы не из турецких, а из греческих пушек - ровно 33, именно столько прожил на земле герой Греческой революции.


Могила Маркоса Боцариса в Месолонгионе

Скульптура молодой девушки, появившаяся на могиле героя в 1837 году, символизирует маленькую и слабую Грецию, склонившуюся над могилой, пытаясь произнести по буквам имя одного из своих героев. Собственно, надпись под скульптурой: "Дочь Эллады"

Битва при Карпениси - День воинской славы и национального траура Греции История, Греция, Герои, Революция, Османская империя, Битва, Сражение, Длиннопост, Факты

Кто же убил Боцариса? По мнению греческих историков, пулю выпустил чернокожий телохранитель Мустаи-паши. Маркос Боцарис практически достиг своего врага, однако не заметил араба, прятавшегося недалеко от его палатки. Вот такая вот картинка существует на эту тему:

Битва при Карпениси - День воинской славы и национального траура Греции История, Греция, Герои, Революция, Османская империя, Битва, Сражение, Длиннопост, Факты

С вами же был Бородатый Горец, спасибо что дочитали до конца. Событий Греческой революции (1821-1829) мы также коснулись в статьях "История одного жирафа, или Подарок французскому королю" и уже упомянутой выше "Кто такие ненеки и почему о них говорят и в XXI веке?", другие же истории (и не только их) вы всегда можете найти в нашей группе "Бородатый Бард". До скорой встречи!

Показать полностью 7
Отличная работа, все прочитано!