В школьной программе делается достаточно серьезный упор на литературу. Объем книг, которые среднестатистический российский школьник должен прочитать к концу одиннадцатого класса, впечатляет: около двух сотен произведений, если включить в этот список поэзию и фольклор. В основном, конечно, это произведения русской литературы. Зарубежная литература несправедливо остается за бортом: чаще она идет в списках для факультативного чтения, реже – в самом конце учебника (до которого учителя редко успевают дойти, предпочитая посвятить на пару уроков больше творчеству Толстого или Гоголя). В итоге с некоторыми значимыми произведениями, такими, как “Ромео и Джульетта” Шекспира или “Божественной Комедией” Данте, дети знакомы весьма поверхностно, а про иные и вовсе слышали лишь краем уха.
Конечно, дело тут не только в программе по литературе. Во многом на нее повлиял школьный курс истории, который в непрофильных классах зачастую охватывает лишь историю России. Чем скуднее познания по истории, тем тяжелее представлять и понимать происходящие в книге события. Тем не менее, существует немало произведений, основной посыл которых нашел бы невероятный отклик в душах подростков, и аналогов которым в школьной программе просто не существует.
ДЖЕК ЛОНДОН – “МАРТИН ИДЕН”
Роман повествует о Мартине Идене, выходце из низшего слоя населения, который по стечению обстоятельств знакомится с девушкой из состоятельной интеллигентной семьи. С этого знакомства начинается нелегкий путь Мартина из нищеты и безграмотности к высокому положению в обществе. Однако этот роман далеко не о том, что нужно упорно трудиться, и жизнь станет прекрасной. За несколько лет, которые читатель переживает вместе с главным героем, он может наблюдать за становлением личности, переосмыслением былых ценностей, разочарованием в людях и осознанием того, насколько лицемерно общество вокруг. И, казалось бы, по всем внешним признакам в книге хэппи-энд: Мартин Иден стал знаменитым писателем, его работы издаются невероятными тиражами, каждый второй его знакомый с радостью приглашает его на ужин, а бывшая возлюбленная сама приходит к нему в дом, предлагая возобновить их отношения. Но Мартин уже не нуждается во всем этом, что подтверждает драматичный финал книги.
ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ – “ДА ЗДРАВСТВУЕТ ФИКУС!”
Полная противоположность “Мартину Идену”. Главный герой, Гордон Комсток, также мечтает стать писателем, но в отличие от Идена имеет хорошее образование и устоявшиеся взгляды на жизнь. Разве что взгляды его подводят: будучи убежденным нонконформистом, Комсток презирает все материальные ценности, испытывая при этом вечные стыд, нужду и злость на тех, кто живет “как все”, но имеет достаток. Герой достаточно инфантилен, он безответственный, слабохарактерный, и не вызывает у читателя особого сочувствия, но события, происходящие с ним, могут послужить неплохим уроком. В общем и целом, это роман о взрослении человека как личности, об отказе от своих убеждений ради близких людей. И символом этого становится фикус на подоконнике, ранее считавшийся Комстоком признаком “обычной жизни”, от которой он в итоге не смог убежать.
ОСКАР УАЙЛЬД – “ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ”
Небезызвестный роман о человеке, получившем вечную молодость и красоту, но потерявшем при этом человечность. Дориан Грей, увлекшийся идеями гедонизма, теряет контроль над собой, осознав, что за все его грехи отныне отвечает портрет, который стареет и искажается вместо своего владельца. Лишь много лет спустя герой понимает весь масштаб изменений, произошедших с его личностью. Попытки исправить ситуацию бесполезны – Дориан погряз в своих пороках, а ко всему прочему нажил немало врагов на своем пути. Одержимый паранойей и ненавистью к себе, герой пытается уничтожить портрет, что и приводит к очевидному исходу: портрет остается невредимым и таким же прекрасным, как в день его создания, а Грей погибает в своем истинном обличии.
Одна из особенностей романа – в нем отсутствует точный список злодеяний, совершенных Дорианом. Читатель волен поставить на его место самого себя и решить, стоят ли его желания тех последствий, которые они повлекут за собой.
ГЕРБЕРТ УЭЛЛС – “ЧЕЛОВЕК-НЕВИДИМКА”
Научно-фантастический роман, рассказывающий о Гриффине, блестящем ученом, отыскавшем способ делать живые организмы невидимыми. В надежде сделать прорыв в науке, герой совсем забывает о внешнем мире, и в итоге стать невидимкой ему приходится с целью избежания своих проблем. И если поначалу ученому кажется, что в его руках безграничная власть, то некоторое время спустя он осознает всю тяжесть своего положения. После неудачных попыток вновь стать видимым, Гриффин окончательно теряет рассудок и начинает искать союзников для воплощения своих бредовых планов по захвату власти. В конечном счете, ученый умирает, а вместе с ним – и секрет невидимости, который погубил героя, ослепленного собственной гениальностью.
Разумеется, это далеко не все произведения, которые заслуживают внимания школьников. Но именно этих книг зачастую не хватает тем, кто ищет ответы на вопросы, которые непременно возникают в процессе взросления. Прочитать их можно (а возможно, даже нужно) и в более зрелом возрасте.
А какие произведения вы бы добавили в этот список?