sklifos.dmitry

sklifos.dmitry

пикабушник
3400 рейтинг 733 подписчика 37 комментариев 9 постов 7 в "горячем"
482

The Legend of Arthei - разработка РПГ мечты в одиночку,  ч.1

Добрый день, уважаемые пользователи ресурса, давно хотел рассказать про прогресс в разработке проекта «The Legend of Arthei», всё никак руки не доходили. Кстати, как вам трейлер?  – интересно ваше мнение.

The Legend of Arthei - разработка РПГ мечты в одиночку,  ч.1 Разработчики игр, Разработка, Игры, RPG, Фэнтези, Инди, Видео, Длиннопост

The Legend of Arthei – ARPG от третьего лица, вдохновленная сериями The Witcher, The Legend of Zelda и, с недавних пор, игрой Horizon Zero Down. По большей части, игра ориентирована на сюжет (в индустрию я пришел из мира литературы) и основные мантры, которые я буду петь каждый раз, говоря об особенностях игры, это – «проработанные диалоги и диалоговая система», «нелинейность повествования» и «захватывающие истории». На этом самолюбования можно завершить и давайте плавно перейдём к более интересным подробностям.

The Legend of Arthei - разработка РПГ мечты в одиночку,  ч.1 Разработчики игр, Разработка, Игры, RPG, Фэнтези, Инди, Видео, Длиннопост

Очевидно, за один раз рассказать обо всём не получится, да и графоманство с утра ни к чему

О разработке

На данный момент, игра разрабатывается 1 год и 29 дней. Хотя вопрос конечно философский: является ли написание сюжета и диалогов перед, непосредственно, разработкой – её частью? Если да, можно смело констатировать, игра в разработке 1 год и 5 месяцев. Решайте сами :)

Разрабатывается проект в одиночку, поскольку изначально был не более чем хобби, которое, однако, обрело со временем иной характер. Как говорится, платят мало, зато работа сложная.

The Legend of Arthei - разработка РПГ мечты в одиночку,  ч.1 Разработчики игр, Разработка, Игры, RPG, Фэнтези, Инди, Видео, Длиннопост

Об ошибках

Можете поднимать меня на вилы, но первые 3 месяца, разработка, хоть и с готовым сюжетом и написанными диалогами, проходила без дизайн документа и выглядела как, с виду творческий, но, в сущности, хаотичный процесс. Но, как я уже упоминал, вначале это было лишь хобби и фактическая разработка началась тогда, когда был завершен диздок. Молю, не совершайте моих ошибок!

Чётко расставленные цели и задачи, позволили в итоге заняться настоящим геймдизайном, хоть и на правах человека-оркестра. Сейчас всё пришло в относительную норму, буря давно стихла, и разработка продвигается уверенно.

Если возникнут вопросы на счёт разработки – милости прошу в комментарии.

Теперь, ближе к делу!

Ремарка: прежде чем приступить к основному тексту, скажу сразу, касаться сюжетных описаний не буду особо, т.к. данное сообщество немного не про это, так что ошибку, совершенную в прошлом посте, учту сразу. Если вас сильно заинтересовал проект, и вы хотите узнать некоторые сюжетные вехи, можете обратиться к Patreon’у или группе в VK. Ссылки будут в конце.

Основа основ

The Legend of Arthei - разработка РПГ мечты в одиночку,  ч.1 Разработчики игр, Разработка, Игры, RPG, Фэнтези, Инди, Видео, Длиннопост

Мир игры называется Эйдон. Он разделен на несколько королевств и ничейных, диких территорий. Когда я говорю «разделён на несколько королевств», имею ввиду не то, что на мобах разные текстурки. Всё несколько серьёзнее.

The Legend of Arthei - разработка РПГ мечты в одиночку,  ч.1 Разработчики игр, Разработка, Игры, RPG, Фэнтези, Инди, Видео, Длиннопост

В зависимости от выбранной линии прохождения игры, меняется мир вокруг персонажа – во-первых, если вы убьёте Королеву Рейне, стража не позволит вам мирно ходить по улицам их государства, вы ведь не Джон Сноу, во-вторых, в игре есть система кармы, т.е. если в ходе прохождения вы избрали путь врага какой-либо из сторон, будьте готовы к тому, что прохождению игры будут препятствовать важные события, основанные на этом факте. Чтобы было понятнее, опишу один из квестов с трёх позиций:

Позиция №1. Нейтральная – нужно проникнуть в темницу под замком Эйнара (принадлежность – Рейне) и освободить шпиона, по имени Ной, что бы в следующем квесте он вам кое-чем помог (нет, следующий квест не про постройку ковчега). Казалось бы, всё просто, обычный стелс-квест. Однако, во время его похищения слышится тревога – на замок нападают люди из Эйнсфорда и миссия перестаёт быть стелсом, нужно найти лошадей и убежать из замка в пылу битвы.

Позиция №2. Вы приходите в это же место, чтобы выполнить этот же квест, но ваша сюжетная линия - принадлежность к людям Рейне. Отличается она тем, что вас пускают в темницу без препятствий, для этого нужно лишь выполнить поручение Эйнара (идальго данного замка). При этом, квест не связан со стелсом и похищением – придётся ограничиться получением необходимых сведений. Во время общения на замок (в т.ч. на вас) нападают людей из Эйнсфорда и теперь задание заключается в том, что вам предстоит защищать темницу и, в т.ч. Ноя.

Позиция №3. Если вы приверженцы условной фракции – Эйнсфорда, задание заключается в том, что нужно, во-первых, проникнуть в замок, перебив достаточное количество рейнов, а во-вторых, пойти в темницу и освободить заключенных там людей. Выполняя сюжетку в таком ключе, основная цель – освободить своих людей из темницы, а про Ноя вы и слыхом не слыхивали.

The Legend of Arthei - разработка РПГ мечты в одиночку,  ч.1 Разработчики игр, Разработка, Игры, RPG, Фэнтези, Инди, Видео, Длиннопост

Это только один квест и, учитывая, что я раскрыл вам все спойлеры, наверное покажу вам его прохождение во втором геймплейном ролике, первый пока что в монтажной находится и в следующей статье я ознакомлю вас с боёвкой и системой диалогов. Просто посмотреть на персонажа в динамике (в т.ч. на лошади) можно будет чуть позже посмотреть в группе вк / или уже сейчас – на патреоне. Здесь выкладывать нечто столь сырое не сильно хочется.


А что касается нарратива, думаю всё примерно понятно из вышеприведённого примера. Люблю безрассудство и реиграбелность. Только представьте, если бы в Легенде о Зельде Линку можно было-бы стать приверженцем Ганона. Примерно об этом мой проект. Помните, как Аватар Корра вернула духов в физ. мир? А тёмного Аватара? Вот такие повороты по мне.


Окружение

The Legend of Arthei - разработка РПГ мечты в одиночку,  ч.1 Разработчики игр, Разработка, Игры, RPG, Фэнтези, Инди, Видео, Длиннопост

Основные крупные зоны обитания Эйдона: Эйнсфорд, Брегген, Рейне, Вестнор, Красная Пустошь. В зависимости от сюжетной линии, которую вы будете вести, основным местом обитания и выполнения заданий может стать любой из этих городов.

Игра разделена на разные «биомы»: леса, пещеры и подземелья (да, это разные вещи), болота, пустыни и нечто неописываемое.

The Legend of Arthei - разработка РПГ мечты в одиночку,  ч.1 Разработчики игр, Разработка, Игры, RPG, Фэнтези, Инди, Видео, Длиннопост

В планах, конечно, пополнять разнообразие биомов. Быть может, после релиза будет возможность воплотить изначальную идею разделённого на континенты мира, где в одной части – антураж индийского фэнтези-средневековья, в другой – японского, и т.д.

The Legend of Arthei - разработка РПГ мечты в одиночку,  ч.1 Разработчики игр, Разработка, Игры, RPG, Фэнтези, Инди, Видео, Длиннопост

Оружие

The Legend of Arthei - разработка РПГ мечты в одиночку,  ч.1 Разработчики игр, Разработка, Игры, RPG, Фэнтези, Инди, Видео, Длиннопост

В игре есть несколько типов оружия: оружие ближнего боя (мечи, топоры, молоты), дальнего боя (луки, арбалеты) и магическое. Каждое из них чувствуется, очевидно, по-разному и предпочтение в выборе оружия напрямую влияет на геймплей.

С магией всё посложнее, конечно (магическое оружие и магия не взаимонеобходимы).

Магия является одним из самых важных элементов игры, как с точки зрения игровой механики, так и с точки зрения сюжетной составляющей. В мире игры существует три вида магии, пользователи который питают свои силы ощущая на себе влияние разных минералов: рубин, изумруд, сапфир.

The Legend of Arthei - разработка РПГ мечты в одиночку,  ч.1 Разработчики игр, Разработка, Игры, RPG, Фэнтези, Инди, Видео, Длиннопост

(Опять же, это звучит как натягивание сухого факта на сюжетную основу – к примеру как «алебастровые» маунты в ВОВ’е – нет-нет, это не бестекстурный маунт).

В игре всё продумано иным образом. К примеру, один и тот же враг обладает совершенно разным уровнем силы, в зависимости от того, как далеко он находится от источника своей магии.

Перейдём к видам:

Рубиновая магия – наиболее разрушительная, т.к. позволяет управлять природными стихиями – огнём и водой. Некоторые из рубиновых магов, самые сильные, могут влиять на погоду и воздействовать, тем или иным образом, на растения.

The Legend of Arthei - разработка РПГ мечты в одиночку,  ч.1 Разработчики игр, Разработка, Игры, RPG, Фэнтези, Инди, Видео, Длиннопост

Изумрудная магия – позволяет влиять на живые существа: можно помутнить рассудок своих врагов, заставить их драться между собой, усыпить или оказать иное воздействие. На пике сил, изумрудные маги могут создавать нечто, напоминающее живое существо.

Сапфировая магия – самая распространённая и безвредная. Её адепты могут излечивать незначительные раны, могут закалить тело, чтобы то было невосприимчиво к разного рода ядам и отравам. Высшее проявление сапфировой магии – возможность общаться с потусторонними силами. Этой способностью обладают единицы.

The Legend of Arthei - разработка РПГ мечты в одиночку,  ч.1 Разработчики игр, Разработка, Игры, RPG, Фэнтези, Инди, Видео, Длиннопост

Большинство людей обладает чувствительностью лишь к одному виду магии, но во всем мире есть несколько человек, которые чувствительные к двум, или сразу к трём видам магии. Артей – один из них. Он может комбинировать использование магических умений, а может выбрать один вид магии и пользоваться умениями только одной типологии.

Немного о средствах передвижения

Верховая езда - важная особенность игры! Лошадь в игре также важна, как и ваш меч, лук или другое оружие. Помимо функции средства передвижения, лошадь полезна тем, что Артей может сражаться прямо на ней. Он может использовать как оружие ближнего боя, так и лук. С лошадью нужно быть аккуратнее, т.к. её могут запросто убить.

В игре есть множество лошадей, которых можно оседлать, но есть и верный скакун Марс, на котором Артей может перемещаться в любое время.

Задания

The Legend of Arthei - разработка РПГ мечты в одиночку,  ч.1 Разработчики игр, Разработка, Игры, RPG, Фэнтези, Инди, Видео, Длиннопост

Задания в игре организованы так, чтобы игроку всегда было чем заняться. Артей может отправиться в глубины разрушенного Эйнсфорда, не зная, куда именно приведёт его судьба (лучшая часть игры в TLOZ:BOTW), может выполнять второстепенные квесты, а может отправиться решать задачи мирового масштаба, выполняя сюжетные миссии. Однако, важно помнить, что и побочные задания оказывают влияние мир Эйдона и его дальнейшую судьбу.


Как и в реальной жизни, общаясь, вы можете заводить себе как друзей, так и врагов. Не менее важная деталь - почти с каждым персонажем можно чем-то поторговать, даже если тот и отдаленно не похож на торговца. Главное выбрать подходящий ответ.

The Legend of Arthei - разработка РПГ мечты в одиночку,  ч.1 Разработчики игр, Разработка, Игры, RPG, Фэнтези, Инди, Видео, Длиннопост
The Legend of Arthei - разработка РПГ мечты в одиночку,  ч.1 Разработчики игр, Разработка, Игры, RPG, Фэнтези, Инди, Видео, Длиннопост

Кто враг, а кто союзник - определяете вы, поскольку игра не даёт чёткого разграничения добра и зла и, тем более, не поощряет приверженность ни к одной из сторон. История игры – это вашего выбора.

Также, уже реализована система заказов, т.е. в городке есть специальная «доска объявлений» у которой можно взять записку, которая приведёт вас в итоге к второстепенному квесту. В основном это, как я уже сказал, «заказы» - убить кого-то, найти, защитить и т.д.

The Legend of Arthei - разработка РПГ мечты в одиночку,  ч.1 Разработчики игр, Разработка, Игры, RPG, Фэнтези, Инди, Видео, Длиннопост

Если у вас есть какие-то мысли, идеи, предложение и пр. – комментарии к вашим услугам. Я буду только счастлив, если разработка будет столь коллективной. Это же здорово)

Обещал не графоманить, но, увы, не получилось. Что-ж, друзья, ожидайте третьей части по игре, там будет много интересного.

Группа ВК:

https://vk.com/thelegendofarthei - проводим конкурс, приз в котором – возможность самым первым из всех получить демо версию игры.

Группа Патреон:

https://www.patreon.com/arthei - на патреоне в свободном доступе открыта статья, где я описал завязку сюжета. Чтобы её прочитать – не нужно быть бэкером). + есть более подробный и новый материал.

На ваши вопросы с радостью отвечу (быть может, не сразу)

Показать полностью 16
33

Кабинет ораторского мастерства. Часть 6: "Как запоминать текст?"

Кабинет ораторского мастерства. Часть 6: "Как запоминать текст?" Риторика, Философия, Ораторское мастерство, Ораторское искусство, Диктор, Речь, Текст, Память, Длиннопост

Здравствуй, уважаемое сообщество. Сегодня мы поговорим о способах запоминания текста. Данное качество полезно как профессиональному оратору, так и простому человеку в повседневной жизни.


Прежде чем приступить непосредственно к нашей теме, я предоставлю список интересных книг, где так или иначе затрагивается данный вопрос:


1. "Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти". Бернард Нил. (Барнард предлагает методику, чтобы эффективно использовать возможности своего мозга и избежать проблем с памятью в старости)


2. "Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти". Наварро Анхельс. (Психолог Анхельс Наварро собрала упражнения, которые улучшают концентрацию и внимательность, учат мыслить более креативно. К тому же, все упражнения разделены по уровням, чтобы вы могли постепенно переходить от простых головоломок к самым сложным)


3. "Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти". Лорейн Гарри. (Основной метод для развития памяти, который рекомендуют авторы, — ассоциации. Остальные техники так или иначе связаны с ними. Они научат вас запоминать всё подряд: длинные слова и абстрактные понятия, списки дел и покупок, речи выступлений и тексты лекций, имена и лица людей, номера телефонов, даты, многозначные числа).

***


А теперь, приступим к нашей теме. В процессе подготовки к выступлению часто приходиться запоминать важные части вашей речи, структуру выступления, различные факты и цитаты. Иногда запоминать приходиться очень многое, и это может вызвать определенные трудности. Кроме того, во время выступления из-за волнения важные вещи могут просто вылететь из головы. Умение держать в памяти и внимании ключевые детали выступления является очень полезным навыком для любого оратора.


Часть 1. Что нужно запоминать оратору?


Суть тренировки памяти для ораторского искусства заключается в том, чтобы научиться направленно запоминать необходимый материал для вашего выступления.


1. Особенно полезно будет запомнить следующие элементы публичной речи:


- Начало. Хорошо выученное вступление речи позволит вам успешно пройти начальную фазу выступления, для которой часто характерно излишнее волнение.

- Конец. Как правило, начало и концовка выступления запоминаются слушателями лучше всего.

- Структуру выступления. План речи, о котором говорилось во втором уроке, является важным элементом любого выступления. Он служит опорой для всей речи, и его запоминание необходимо.

- Ключевые мысли. Если в вашей речи есть важные тезисы, которые вы хорошо сформулировали, то будет полезно их запомнить, чтобы иметь уверенность в том, что вы сможете их правильно воспроизвести на публике.

- Факты: даты, названия, имена – также полезно знать наизусть, это станет показателем вашей компетенции и хорошего знания материала. Часто люди ассоциируют знание фактов оратором с хорошим пониманием им какой-либо дисциплины. Этим часто пользуются политики, которые прибегают в своих речах к упоминанию интересных деталей, цифр, имен, что создает в глазах публики их имидж как знатоков.


2. Концентрация


Каждый из нас знает: то, что действительно нам интересно запоминается гораздо лучше всего остального. Это связано с тем, что мы уделяем гораздо больше внимания интересным деталям. Эти детали мы также дополнительно обдумываем, невольно строя ассоциации и повторяя их вновь и вновь. Поэтому то, что действительно нам интересно, легко запоминается. А при недостаточном интересе требуется приложить больше усилий, чтобы сконцентрироваться.


Для того чтобы пробудить свой интерес даже к не самым занимательным вещам, можно воспользоваться несколькими рекомендациями:

Во-первых, постарайтесь найти что-то полезное для себя в изучаемом материале. Не бывает абсолютно неинтересных тем.

Во-вторых, постарайтесь включить элементы игры, состязательность, личные рекорды и прочие факторы, способствующие росту вашего азарта к знаниям, которые нужно запомнить. Азарт – это сильное чувство, способное пробудить интерес даже в самых рутинных ситуациях.


3. Ассоциативное мышление


Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.


Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:


- Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;

- Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;

- Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;

- Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;

- Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;

- Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;

- Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;

- Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;

- Дополнение: зубная паста и зубная щетка.


В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:


- тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);

- фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);

- словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться)


Как развить ассоциативное мышление?


Ассоциативное мышление является основой творческого процесса, поэтому развивать его весьма полезно. Сделать это можно при помощи следующих упражнений:


Упражнение 1. Придумайте первое слово, которое будет являться началом цепочки ассоциаций. А теперь подберите к нему следующие слова, продолжая цепочку. Например: кошка – шерсть – мягкость – гладкость и т. д.


Упражнение 2. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом. Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина. Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина.


Упражнение 3. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий. Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.


Упражнение 4. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный. Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.


Упражнение 5. Придумайте первое слово, а затем постарайтесь подобрать к нему необычную ассоциацию, которая не связана с исходным словом напрямую. Например: конверт. Первая ассоциация, которая обычно приходит в голову – письмо. Но вам нужна необычная. Для чего еще можно использовать конверт? Например, для хранения семян. Значит, ассоциация – семена.


Часть 2. Повторение материала


Повторение необходимо как средство, обеспечивающее запоминание, но оно не должно применяться механически. Вот три практических совета от Хайнца Леммермана:


- Чтение вслух способствует лучшему усвоению материала (так как соединяет зрение и слух). Для повторения возьмите по мере надобности лишь небольшую часть материала, но такую, которую вам нужно основательно запомнить.


- Наряду с простым повторением важно повторение комбинированное. Совокупность деталей плохо запоминается, гораздо лучше закрепляются знания, которые объединяются новыми и новыми связями. Мы связываем различные предметные области между собой всюду, где они соприкасаются.


- При повторении делайте перерывы. (созидательные перерывы). Намного эффективнее заучивать материал в течение двух дней по часу в день, чем в течение двух часов в один день, потому что во время перерыва между занятиями подсознание продолжает закрепление материала в памяти.


По мнению современных специалистов, существуют 2 популярных режима рационального повторения изученного материала.


1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное, лучше повторять материал следующим образом:


- первое повторение — сразу по окончании чтения;

- второе повторение — через 20 минут после первого повторения;

- третье повторение — через 8 часов после второго;

- четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.


2. Если ваше время не ограничено, и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие сеансы повторения информации:


- первое повторение — сразу по окончании чтения;

- второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;

- третье повторение — через 1 день после второго;

- четвёртое повторение — через 2-3 недели после третьего;

- пятое повторение — через 2-3 месяца после четвёртого повторения.

***

На этом всё, надеюсь, данный урок принесёт вам пользу. Пишите комментарии, предлагайте свои методы запоминания информации.

Показать полностью
29

Кабинет ораторского мастерства. Часть 5: "Искусство спора или как говорить с м*даками?"

Кабинет ораторского мастерства. Часть 5: "Искусство спора или как говорить с м*даками?" Риторика, Философия, Ораторское мастерство, Ораторское искусство, Оратор, Спор, Конфликт, Агрессия, Длиннопост

Приветствую. Сегодня мы рассмотрим такое явление как "спор". Обсудим, как нужно и как не нужно спорить, как отвечать на провокации оппонентов и ставить их на место. Приступим.


Часть 1. Что такое спор?


Итак,  спор — словесное противостояние двух людей, имеющих, противоположные позиции, при котором каждый из спорящих пытается доказать правильность своей и ложность чужой точки зрения.


Цель спора абсолютно понятна: доказать правильность своих взглядов и неправильность взглядов оппонента, отсюда правило — не вступайте в спор с человеком, если у вас позиции идентичны или почти идентичны. Это будет бесполезной тратой сил и времени. Вот если позиции диаметрально противоположные, либо же вообще взаимоисключающие (при правильности одной вторая обязательно ложна), вот тогда спор необходим, ибо только в нем рождается истина.


Никогда не подходите к вопросу спора обыденно, даже если вы хорошо знаете своего оппонента, и вам кажется что он угрозы для вас не представляет, всё равно тщательно обдумайте свою позицию, наметьте возможные острые вопросы и пути их преодоления. Я очень часто наблюдал, как всего лишь один только вопрос, на который оппонент не смог толком ничего ответить, решал судьбу дальнейшего противостояния в пользу задавшего этот вопрос, хотя до этого выглядел он намного слабее.


Часть 2. Основные правила ведения спора


1. Определить тему, суть и цель спора. Без понимания этого, спорить и вовсе не имеет смысла. Желательно, чтобы была тема спора, а не вёлся он лишь для того, чтобы сбросить с себя весь негатив. Спор без цели назвать конструктивным нельзя — он, скорее, разрушающий и портящий отношения с людьми.


2. Договоритесь о терминах, употребляющихся в споре, и понятия, о которых идет речь. Дело в том, что разным людям, свойственно совершенно по-разному трактовать и представлять себе одно и то же понятие. А бывает и так, что мы понимаем одно, а человек имел в виду совсем другое, и тогда о конструктивном споре не может быть и речи. Поэтому это условие является так же наиболее важным в умении вести спор. Ведь бывает: люди, сами того не понимая, яростно спорят, доходя вплоть до драки и лишь потом выясняют, что их мнения по этому вопросу на самом деле не различались, а только высказаны были в разной форме.


3. Определите лично для себя, с чем Вы согласны, с чем нет, в чем не уверены, а в чем попросту некомпетентны. Тогда спор будет нести продуктивную суть. Однако, это правило действует лишь в том случае, если Ваша цель – нахождение истины, а не обливание друг друга грязью.


4. Не переходите на личности. Никогда это не делайте, если хотите вести интеллигентный спор, который помогает добиться истины. Не оскорбляйте человека, и тогда он охотней будет с Вами соглашаться и легче будет прийти к сути проблемы. А переходя на личности, недолго дойти и до драки.


5. Будьте учтивы. Соглашайтесь с правом оппонента на мнение, но вежливо обращайте внимание на то, что Вы с ним не согласны. Право на мнение он, конечно, и может иметь, но правы Вы. Правда, не забудьте это доказать, чтобы не показаться голословным глупцом.


6. Не отвлекайтесь на побочные темы, во множестве возникающие в ходе полемики. А они точно будут возникать, и Вы будете уходить всё дальше и дальше от поставленной проблемы. Но делать этого нельзя – проку от спора проста не будет. Уточнив детали, всегда следует возвращаться к сути обговариваемого вопроса. Иначе эта дискуссия никогда не закончится.


7. В конце дискуссии не забудьте подвести итоги и сделать выводы. А также неплохо было бы «пожать друг другу руки в знак» уважения и согласия в этом, конкретном споре. Конечно, если согласия удалось добиться.


Подобные рекомендации помогут вам осуществлять конструктивный спор, однако как быть, если спор имеет совершенно другой характер?


Часть 3. Как разговаривать, если ваш собеседник/оппонент - м*дак, или, проще говоря, хам?


В офисе, самолете, на родительском собрании и даже в очереди за билетами в театр — кажется, нам хамят повсюду. Хамство давно стало характерной чертой нашего общества, как хроническое заболевание, которое нельзя вылечить.


Правило №1. Разобраться в причинах хамства


Чтобы выработать оптимальную тактику общения с хамом, необходимо для начала разобраться в причинах его поведения. Мотивы могут быть различными, но они почти всегда говорят о недостатке самоуважения, желании самоутвердиться или доказать другим свою силу. Обычно, хам компенсирует внутреннюю слабость, завоевывает жизненное пространство через столкновение с другими, или же, проверяет границы дозволенного.


В хамство нередко «убегают» от ситуаций дискомфортного общения — уклоняются от выяснения отношений, претензий начальства или неловких моментов.


К чему нам понимать хама, вместо того чтобы защищаться от него? В том-то и дело, что понимание во многом защищает нас — и позволяет не принимать грубость слишком близко к сердцу.


Правило №2. Не проявлять страха или внешнего дискомфорта


Часто, при столкновении с грубостью и хамством мы чувствуем растерянность и не понимаем, как ответить на хамство. Понимание, как следовало себя вести, приходит гораздо позже. Подобным образом ощущает себя большинство людей. Остроумная реплика приходит к нам тогда, когда хам уже скрылся за поворотом. Это болезненный удар по самооценке, однако ответить агрессору во что бы то ни стало не должно быть самоцелью.


"Хамство не предполагает диалога, для взаимоотношений оно разрушительно. Два человека, которые пытаются таким способом разрешить конфликт, катятся по параллельным путям".


Хама не стоит бояться и тем более показывать ему свой страх. Помните, что его главная цель — вовлечь вас в диалог, построенный по его правилам. Хам потому и чувствует себя безнаказанным, что его «жертва» не может немедленно нарушить эти правила.


Умение выстраивать рамки, которые нарушать нельзя, — важная характеристика взрослого человека.


Правило №3. Управлять сценарием


Прежде чем «научить» хама хорошему поведению, задумайтесь, чего вы хотите добиться своей реакцией. Показать ему, как омерзительно его поведение? Это включит вас в круговорот грубости. Маловероятно, что чужой человек скажет: «Спасибо, что обратили внимание на мою бестактность. Я больше так не буду». В данном случае главное — отчетливо донести до хама мысль, что он не имеет права вести себя подобным образом по отношению к вам. Конечно, без агрессии и нападок.


"Желание защитить себя будет провоцировать нас на агрессию". Но что же делать? Существует несколько действенных техник:


1. Указать место. Все ситуации, когда на вас нападают, сходны между собой: агрессор присваивает себе право судить нас и вторгаться в нашу жизнь. Любого агрессора, сколь бы высокое положение он ни занимал, можно поставить на место, указав ему на несоответствие его реального статуса и той роли, которую он себе присвоил: «На каком основании вы задаете мне эти вопросы?», «На каком основании вы меня экзаменуете?»;


2. Уточнение. Если вам сказали что-то явно неприятное, но вам трудно найти слова, чтобы выразить, что именно вас задело и с чем именно вы не согласны, спросите: «Это вопрос?», «Это утверждение?» или «Это указание?», в зависимости от того, на что больше похожа реплика с неприятным содержанием.


3. Контрнаступление. Что делать, если неприятное общение затягивается и агрессор не оставляет вас в покое? «В таком случае следует задать грубияну вопрос с глаголом в страдательном залоге, например: «Что заставило вас это сказать (сделать)?» Этот прием — разновидность метода «Поставьте над агрессором начальника». Таким вопросом вы покажете нападающему, что он стал игрушкой собственных страстей, которые им управляют.


4. Конкретные замечания. Если вы хотите сделать замечание тому, кто вел себя с вами непочтительно, не упрекайте противника в действиях и качествах, которых нельзя представить с помощью зрения или слуха. Если вы скажете: «Не следует повышать на меня голос», это будет замечание по существу. Или, к примеру: «Прошу вас не говорить обо мне в третьем лице, если я нахожусь в том же помещении».


Если же вы скажете: «Прекратите разговаривать по-хамски», вы припишете собеседнику действия, визуально не представимые, абстрактные, о реальном содержании которых можно поспорить. То, что ваш обидчик ведет себя «безобразно» или «по-хамски», — это только ваше личное мнение.

***

На этом всё, друзья. Мы рассмотрели теорию и основные правила ведения спора и определили основные техники защиты от хамства. Помните главное правило - лучший разговор с хамом - это тот, которого нет. Но если же вы вынуждены общаться с подобными - вам помогут вышеописанные советы.


А какие методы вы используете в вынужденном общении с хамами?

Показать полностью
176

Кабинет ораторского мастерства. Часть 4: "Как выступать перед публикой?"

Кабинет ораторского мастерства. Часть 4: "Как выступать перед публикой?" Риторика, Ораторское мастерство, Ораторское искусство, Оратор, Речь, Выступление, Философия, Длиннопост

Здравствуй, уважаемое сообщество, как и было обещано, 4 часть нашего "Кабинета ораторского мастерства" посвящена выступлениям. Мы рассмотрим правила подготовки материала выступления и изучим основные нюансы подготовки выступающего. Приятного чтения.


Часть 1. Как правильно подготовить материал?


1. Идея. Определите ключевую идею вашего выступления и чётко её обозначьте перед слушателями. Можете даже повторить её несколько раз во время самого выступления. Будьте конкретны, не заставляйте людей отгадывать, что вы имели в виду.


2. Последовательность. Постройте своё выступление так, чтобы его стержнем стала эта ключевая идея. Сократите материал, не относящийся к ней. Выделите в своём материале вступление, основную часть и заключение.


3. Визуальное оформление. Если есть возможность, активно используйте визуальные средства: презентации, схемы, графики, короткие видеоролики и прочее. Если в своём выступлении вы используете презентацию (что желательно), не забывайте о следующих негласных правилах:


- 1 слайд — 1 мысль;

- не пишите много текста (мысль правильнее излагать тезисно);

- используйте крупный шрифт (его должно быть видно с последних рядов);

- не забудьте проверить правописание;

- используйте диаграммы и графики вместо таблиц;

- иллюстрации не должны быть слишком сложными и глубокомысленными;

- сведите к минимуму звуковые и анимационные эффекты.


4. Примеры. Старайтесь давать много примеров. Подкрепляйте свои тезисы статистикой и фактами. Это ваш основной инструмент по воздействию на слушателей.


5. Достоверность информации. Обязательно проверьте достоверность той информации, которую вы озвучите слушателям.


6. План "Б". Если перед выступлением вы сильно волнуетесь — так, что ноги подгибаются и становится трудно дышать, не то что соображать и говорить, — запишите себе где-нибудь несколько целых предложений, с которых начнёте, а дальше будет легче. Также примерно за 15 минут до своего доклада начните глубоко дышать — это успокаивает.


7. Введение. У вас есть ровно 2 минуты, чтобы увлечь публику до того, как люди начнут дремать. Как сделать введение захватывающим внимание? Начните с обращения к актуальному событию, небольшой истории, вопроса, интересного факта или цитаты известного лица.


8. Лаконичность. Не перегружайте аудиторию цифрами. Вместо «19,7%» лучше скажите «пятая часть». Также, не увлекайтесь длинными предложениями. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более 13 слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Передавайте информацию частями.


9. Обозначьте в тексте места для пауз. Просто помолчите немного после сложных выводов или длинных предложений, чтобы слушатели могли вдуматься или правильно понять только что сказанное.


Часть 2. Структура выступления


- Вступление — 10-15% от общего времени доклада;

- Основная часть — 60-65%;

- Заключение — 20-30%.


Вступление — важная часть, так как более всего запоминается слушателям. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью чёткого определения стержневой идеи выступления.


Основная часть — всестороннее обоснование главной идеи. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров. Цифровые данные лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.

Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время.


Заключение — формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Закончить выступление можно решительным (эмоциональным) заявлением, подводящим итог выступлению.



Часть 3. Подготовка оратора к успешному выступлению



1. Ритм. Сохраняйте средний ритм речи. Самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов в минуту.


2. Грамотность. Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения.


3. Репетиция. Отшлифуйте фразы, интонацию, мимику перед зеркалом. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли.


4. Место выступления. Если предусмотрена трибуна — докладчик должен быть виден по грудь. Если во время публичного выступления придется сидеть, то нельзя сутулиться, опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленях, на груди, вертеть в руках посторонние предметы.


5. Одежда. Универсальное правило успешного публичного выступления — не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать внимание аудитории.


6. Настрой. При выходе к аудитории двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Не спешите сразу начинать выступление, сделайте паузу (5-7 секунд), чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение. При сильном волнении сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи.


7. Контакт с аудиторией. Обведите взглядом всю аудиторию. Зафиксируйте для себя взглядом нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры в вашем выступлении, затем начинайте говорить.


8. Приветствие. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника.

— Позвольте представиться! ) Далее выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также, при необходимости, если это уместно, место работы (учёбы), должность и профессию.


9. Общение с аудиторией. Обращение к аудитории помогает установить доверительный контакт в ходе выступления. Косвенными обращениями могут служить такие выражения: «Как вам известно», «Уверен, что вас это не оставит равнодушными» и так далее. Жесты и мимика дают человеку куда больше впечатлений, чем всё, что вы произносите. Во время публичного выступления не стойте, словно памятник, двигайтесь естественно. Нужно показать себя живым и энергичным. Примите открытую позу и время от времени демонстрируйте улыбку.


10. Аудитория. Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.


11. Эмоциональность. Бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И, наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего.


12. Неожиданности. Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости — поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и тому подобное. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе.


13. Последний акцент — прощание. Завершая речь, необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

***

На этом всё. Надеюсь, данный текст принесёт вам пользу. В следующей части нашего выступления мы рассмотрим методы ведения споров и полемики.

Показать полностью
145

Кабинет ораторского мастерства. Часть 3: "Как вести диалог?"

Кабинет ораторского мастерства. Часть 3: "Как вести диалог?" Риторика, Философия, Оратор, Ораторское искусство, Ораторское мастерство, Диктор, Речь, Диалог, Длиннопост

Здравствуй, уважаемое сообщество. В третьей части "Кабинета ораторского мастерства" мы рассмотрим основные принципы ведения диалога и узнаем, какими правилами необходимо руководствоваться, чтобы успешно коммуницировать с людьми. Приступим.


Часть 1. Основы диалога


В дискуссии или в диалоге, вопросы задают, в основном, ради достижения понимания обсуждаемой проблемы. Каждый раз, когда собеседники задают их, они должны быть уверены, что эти вопросы понятны. Для этого целесообразно:


- делать вопросы короткими;

- убедиться, что они корректны и участники способны ответить на них;

- исключить отгадывание;

- избегать вопросов, требующих публичных откровений;

- не отвечать самому на собственные вопросы.


1. Открытые вопросы


Для начала двусторонней коммуникации целесообразно задавать партнерам открытые вопросы с целью собрать необходимую информацию. Обычно они начинаются со слов "что?", "где?", "когда?", "как?", "почему?". Кроме того, открытые вопросы часто начинаются с вводных оборотов (например, "расскажите о…", "как вы считаете…", "что вы думаете о возможностях?.."). Привлекательность открытых вопросов состоит в том, что они:


- позволяют устанавливать контакт, создают вовлеченность и заинтересованность;

- предоставляют слушающему возможность свободного ответа с самостоятельным выбором слов и способа ответа;

- поощряют немедленную обратную связь;

- помогают более детально анализировать мнения и ценности;

- проверяют степень понимания.


2. Закрытые вопросы


Закрытые вопросы требуют однозначного ответа, состоящего чаще всего из одного слова: "согласен", "да", "нет". Вместе с тем специалисты по коммуникации не рекомендуют злоупотреблять закрытыми вопросами, так как они препятствуют активному взаимодействию, а вот в ситуациях проверки информации или малой возможности выбора такой вопрос вполне уместен (например, "эта технология эффективна?" или "часто ли вы поступаете таким образом?").


Закрытые вопросы применяются:


- когда достаточно бывает прямого ответа "да" или "нет";

- для получения или уточнения информации;

- подтверждения понимания фактов;

- подтверждения согласия или договоренности;

- принятия решения в случае существования только двух альтернатив.


Ведущему дискуссию или беседу целесообразно воспользоваться коммуникативной техникой по применению вопросов на основе правила Сократа. Его можно легко запомнить, пользуясь аббревиатурой ЗИППО:


3 — знание ответов, которые вы хотите услышать от собеседника;

И — использование открытых вопросов, чтобы добиться желаемых ответов;

П — повторение ответов собеседником теми же словами;

П — подчеркивание и обобщение всех полученных ответов;

О — обеспечение дополнительной информации или необходимых разъяснений перед тем, как задавать дальнейшие вопросы.


С помощью правильно сформулированных и поставленных вопросов можно успешно передать свои мысли, попросить разъяснения сказанного и построить цепочку умозаключений, приводящую к необходимым выводам. Они служат одним из наиболее эффективных путей вовлечения собеседников в общение.


3. Правила эффективного диалога


- Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу для размышления. Или скажите: "Благодарю вас за вопрос, он оказался для меня неожиданным" (или: "я его ожидал(а)"). Данный комментарий даст вам возможность подумать над ответом.


- Своими словами повторите вопрос так, как он был вам задан, или в своей собственной интерпретации. Например: "Спасибо за вопрос. Насколько я понял, вас интересуют вопросы сертификации качества. Я сейчас дам вам необходимую информацию".


- Если вопрос оказался сложным по составу (из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части, а затем спросите, на какой отвечать вначале. Практика свидетельствует, что зачастую сложный по составу вопрос задают те, кто необходимую информацию закладывает именно в последнюю часть сложного вопроса.


- Если перед вами поставлен трудный по содержанию вопрос, то:


1) попросите повторить его, поскольку вы не уверены, что поняли все как нужно;

2) попросите несколько минут на размышление: за это время вы сможете лучше подготовиться или о вопросе могут просто забыть;

3) если вы правильно поняли вопрос, попробуйте в качестве ответа привести аналогичный пример из собственного опыта, похожий на ситуацию, излагаемую в вопросе участника взаимодействия. Это позволит избежать углубления в проблему, по которой вы не располагаете необходимой информацией или фактами.


- Если вам задают вопрос открытого типа, то сначала уточните, какая конкретно информация интересует его автора, что сэкономит вам время на обдумывание ответа, позволит не сказать лишнего и более точно спрогнозировать ожидания собеседника.


- Не следует воспринимать вопросы, возникшие после вашего сообщения, как знак агрессии против вас, поэтому отвечайте в корректной и доброжелательной манере, не защищайтесь и не оправдывайтесь.


- Если вам задают непредвиденный вопрос и вы не знаете, как на него ответить, то попросите разрешения записать вопрос, чтобы ответить на него чуть позже. Если не можете ответить на неожиданный вопрос подробно, вполне можно отделаться коротким, энергичным ответом типа "да", "нет".


- Не затягивайте ответы на вопросы. Отвечайте коротко, не вдаваясь в детали. Не превращайте ответ в выступление.


- Если заданный вопрос уводит от темы разговора или выступления, непременно вернитесь к своему сообщению — всего каких-нибудь две-три фразы, но ответ должен возвратить собеседников к обсуждаемой проблеме — не дайте увлечь себя в сторону.


- Если при ответе вас неправильно поняли, тут же признайте свою ошибку, сообщив собеседнику, что, по-видимому, вы не очень удачно сформулировали свою мысль или не так выразились. Сделайте это еще раз, с учетом особенностей понимания и восприятия информации. Никогда не используйте фразы типа "Не знаю, как вам еще объяснить"; "Нужно было лучше (внимательнее) слушать"; "А теперь повторяю для тех, кто плохо слышит (для слабослышащих)"; "Не знаю, ежу и то понятно".


- Отвечая на вопросы, ведите себя как человек, у которого всегда есть выбор разных вариантов:


1) вежливый отказ от ответа;

2) отсрочка ответа;

3) переформулирование вопроса;

4) прямой ответ;

5) вы не обязаны отвечать всегда на все поставленные вопросы.


- После ответов на вопросы поблагодарите участников общения, завершите общение на позитивной ноте. Тем самым вы продемонстрируете свое благородство и некоторое превосходство. Будьте позитивны и кратки, не отклоняйтесь от темы обсуждения.


Часть 2. Правила успешной коммуникации


Люди должны научиться слышать друг друга, принимать позицию другого и уметь договариваться. Иначе человеческая жизнь превратится в бесконечный поток ссор и конфликтов. Решение, которое устраивает обе стороны конфликта, является итогом искусства договариваться. Прийти к компромиссу иногда сложнее, чем решить проблему в одностороннем порядке. Это замкнутый круг, который обостряет следствие кризиса, а не устраняет причину.


1. Искусство договариваться


С ранних лет человеку приходится попадать в конфликтные ситуации. Уже во время детских игр во дворе он осознает, что не все ровесники мыслят, как он, и точка зрения на одни и те же поступки разная. Вскоре приходит понимание, что спорные ситуации лучше решать спокойно. В этой статье мы рассмотрим несколько правил, как договариваться с людьми дипломатичным путем, не обижая других и не унижая себя. Что объединяет политиков, бизнесменов, успешных людей и артистов? Это способность четко и убедительно говорить. Можно заметить, что ни один журналист своими пикантными вопросами не смог кого-то из них поставить в неловкое положение, они всегда аккуратно выходят из ситуации и оказываются «победителями». Козырем их побед являются правильно подобранные слова, метафоры, эмоции, фразы и жестикуляция. Это – мастерское владение психологическими приемами и словом. Умение договариваться – это целое искусство, которое нужно освоить. Поэтому публичные люди – прекрасные дипломаты, они легко находят подход к любому человеку, умеют строить конструктивный диалог, легко решают возникшие разногласия. Обычному человеку есть чему поучиться у них.


2. Поиск консенсусов


Споры и конфликтные ситуации возникают везде: в школе, на работе, в семье, на улице, в институте и в разных общественных местах. И насколько эффективно разрешится спор, настолько повысится авторитет в глазах окружающих. Что значит «эффективное искусство договариваться»? По определению, это успешный результат переговоров двух-трех сторон, в процессе которого найден компромисс. В свою очередь, компромисс – это добровольные и взаимные уступки всех участников конфликта на доброжелательной ноте. Фраза «договориться» подразумевает взаимовыгодное решение. И если оно найдено, значит, люди пришли к взаимовыгодному варианту, то есть договорились.


3. Понимать, слышать, слушать и настаивать


Наверняка многие руководители, сидя за столом переговоров, искренне хотят найти всех устраивающее решение. Но попытки срываются, потому что на первых минутах становится понятно, что договориться просто невозможно. И, к большому сожалению, они не пытаются возобновить диалог снова. Как же освоить искусство договариваться? Правила, которые разработаны специалистами, помогут выйти из любого положения. Выдержка, терпение, владение собой и сосредоточенность на самом важном – это основополагающие факторы на пути к компромиссу. Хорошим примером являются политики или крупные бизнесмены, которые ведут многолетние переговоры с партнерами или конкурентами. Чаще всего переговоры заканчиваются на позитивной ноте.


В этом и заключается искусство успешной коммуникации, правила корректного общения всегда пригодятся в жизни и позволят вам не расшатывать свою нервную систему.


***

А на этом всё, друзья, надеюсь, данная статья была вам полезна. В следующей, уже четвёртой части "Кабинета ораторского мастерства", мы рассмотрим правила подготовки к публичному выступлению: подготовка материала к выступлению и подготовка самого выступающего.

Показать полностью
500

Кабинет ораторского мастерства. Часть 2: "Искусство голоса"

Кабинет ораторского мастерства. Часть 2: "Искусство голоса" Самообразование, Учеба, Философия, Риторика, Ораторское искусство, Ораторское мастерство, Голос, Речь, Длиннопост

Первая часть здесь: https://pikabu.ru/story/_6408094

Здравствуй, уважаемое сообщество. Вторая часть нашего "Кабинета ораторского мастерства" будет посвящена такой важной составляющей человеческого общения, как голос. Сегодня мы рассмотрим, какие возможности даёт нам качественное управление голосом в ораторском искусстве, изучим наиболее распространенные техники тренировки голоса и речи, и , напоследок, рассмотрим самые эффективные упражнения, развивающие наш речевой аппарат (язык, губы, дыхание, диафрагма и т.д.). Итак, приступим.


Почему же умение управлять своим голосом столь важно?


Представление о том, что качественная аргументация, импровизация и остроумные формулировки - это "венец" развития индивидуальных ораторских способностей, - ошибочно. Сколько времени необходимо для того, что бы составить мнение о собеседнике? Порой, хватает нескольких секунд. Общение по телефону, первый разговор в жизни - всё это даёт нам представление о том, с кем мы имеем честь общаться - мягкий, душевный человек, грубый "сухарь" или вовсе, агрессивный и неадекватный индивид. Это то, что называется первичной реакцией. Она основана не на том, что именно нам сказали, а на том как это было сказано.

Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, - короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами; страстность, скрывающаяся за музыкой; личность, скрывающаяся за страстностью: то есть, все то, что не может быть написано.

Фридрих Ницше

Часть 1. Управление голосом


Управление голосом – один из самых важных аспектов выступления. Свой голос можно использовать по-разному: "греметь", говорить вкрадчиво, шептать и так далее. Голос можно требовать, объявлять, утверждать, заявлять. Для вашей аудитории, голос способен показать, верите ли вы в то, что сами говорите. Управление голосом - способен нам дать максимальное воздействие на аудиторию. То, как звучит ваш голос, позволяет аудитории сделать вывод о вашем отношении к ним, к мыслям, идеям, которые вы излагаете. По голосу, слушатели смогут оценить вашу убедительность и воспринять ваши идеи наиболее успешно.

Таким образом, можно констатировать, хороший оратор - должен уметь управлять своим голосом и использовать его максимально эффективно.


Выделяют 4 правила управления голосом:


1. Сменяйте темп и ритм речи


Ритм – это последовательность звуков, которые вы производите. Темп – это быстрота вашей речи. Используйте ритм, чтобы передать значение. Замедлите темп, чтобы подчеркнуть определенные идеи. Ускорьте темп, чтобы выразить волнение или пошутить. Сделайте паузу, чтобы подчеркнуть важные пункты или дать время слушателям, чтобы понять сложную идею. Также делайте паузу, когда собираетесь переходить к следующей идее.


2. Регулируйте громкость вашего голоса

Меняйте громкость, чтобы препятствовать тому, чтобы ваш голос стал монотонным. Всегда говорите достаточно громко, чтобы все могли вас услышать. Если выступаете перед многочисленной аудиторией, говорите немного громче, даже если используете микрофон. При отклонении от темы говорите тише. Постепенно увеличивайте громкость, когда подводите слушателей к главной идее.

3. Установите оптимальную высоту голоса


Высота – это частота звуковых волн, которые вы производите. Вы можете производить высокие или низкие звуки. Принимайте во внимание этот аспект управления голосом и научитесь совершенствовать его, фраза за фразой. Вопросы, например, должны завершаться на более высокой ноте. Утверждения, наоборот, должны произноситься нейтральным или немного более низким тоном. Завершение утверждений на высокой ноте может вызвать сомнение в том, что вы уверены в своих словах. Экспериментируйте с высотой голоса в течении вашего выступления, чтобы усилить эффект от своей речи.


4. Контролируйте тембр


Тембр – это эмоциональная окраска вашего голоса. Это – отношение, которое скрывается за словами и фразами. Слушатели чувствуют, какую позицию занимает оратор, и, на основе этого ощущения, делают выводы о нем. Используйте тембр, чтобы подчеркнуть свою идею, выразить эмоцию или определенное отношение. Выберите слова и фразы, которые подтвердят вашу позицию. Меняйте эмоциональную экспрессию, чтобы подчеркнуть смысл.


Часть 2. Техники тренировки речи


Тренировка голоса – критически важный, но часто упускаемый компонент подготовки убедительного и эффективного оратора. Многие считают, что успех публичного выступления определяется правильно подобранным костюмом, прической, языком жестов и другими факторами, недооценивая важность тренировки голоса речи. Тренировка голоса речи подразумевает изучение того, как работает голос, а также практику, которая поможет научиться правильно дышать и произносить приятную слуху речь.

1. Правильное дыхание


Контролируйте вдох. Без хорошего вдоха вы рискуете использовать весь воздух до того, как закончите предложение. Для этого: Следите за осанкой. Стойте или сидите прямо. Вдыхайте через нос и выдыхайте через рот, используя диафрагму, а не плечи. Вдох делайте во время паузы.

Контролируйте выдох. Частые ошибки при выдохе – выпуск большого количества воздуха из легких в начале слова, в середине предложения или прежде, чем вы начнете говорить. Для этого: Тренируйте легкие. Попробуйте повторять алфавит на одном выдохе и остановитесь когда, почувствуете нехватку воздуха. Старайтесь, проговорить весь алфавит за один выдох. Хорошее соотношение вдоха к выдоху – один к пяти. Иначе говоря, на каждую секунду вдоха должно приходиться пять секунд выдоха.

Правильно используйте язык. При слабом вдохе язык будет препятствовать движению воздуха через рот и приводить к носовому дыханию. В этом случае речь будет звучать так, словно вы говорите, зажав пальцами нос. Для этого: Потренируйтесь делать глубокие вдохи перед произношением слов, не содержащих букв “м” и “н” до тех пор, пока голос не перестанет дрожать.


2. Интонация и высота голоса


Интонации и высота – один из главных инструментов оратора в телефонных конференциях и обычных беседах. Поэтому на него следует обратить внимание сразу после тренировки дыхания. Интонация – специальный акцент, сделанный внутри слова. Разные тональности ассоциируются с разными эмоциями, передающими тон речи. Повышенная интонация – низкая высота голоса в начале слова, высокая в конце – передает ожидание, неопределенность, неожиданность. Пониженная – высокая в начале, низкая в конце – передает определенность, авторитет, доверие.

Упражнение: Сделайте аудиозапись вашего голоса в повышенной и пониженной тональности, используя одни и те же слова, но передающие разные эмоции в разных видах интонации. Запись также поможет сделать анализ речи, если провал уже произошел.


3. Избавление от слов-паразитов


Последний этап подготовки голоса заключается в улучшении качества речи за счет уменьшения слов-паразитов, таких как “это самое”, “как бы”, “в общем” и других неуместных слов. Их употребление уменьшает способность оратора выражать свои мысли ясно, четко и убедительно.

Упражнение: Сделайте паузу и вдохните. Многие ораторы боятся это делать, полагая, что это будет выглядеть так, как будто они не знают о чем говорить дальше. На самом деле, если вы владеете искусством паузы, это помогает аудитории осмыслить услышанное. Самое распространённая ошибка - попытка заполнения тишины. Это и является первопричиной возникновения и, в дальнейшем, использования "слов-паразитов". Не бойтесь пауз. Паузы - наши друзья.

Подготовка речи не сводится лишь к подготовке того, что вы собираетесь сказать. Не менее важно, как вы это скажете. Тренировка голоса с помощью описанных выше техник придаст вашей речи большую выразительность и убедительность.

Часть 3. Развитие речевого аппарата


Для выступления оратор так или иначе использует свой язык, губы, челюсть. Чтобы эти инструменты работали нормально — их полезно размять перед выступлением.

Требования к проведению "Артикуляционной гимнастики"


- Выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно в течение 10 – 15 минут;- выполняйте упражнения «на голодный желудок» или спустя полтора часа после приема пищи;- перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется сделать самомассаж лица, шеи, губ.

1. Разминка для губ, языка, челюсти

- Губы в трубочку. Вверх-вниз. Влево-вправо. По кругу. Повторяйте на протяжении одной, двух минут.
- Язык покусать сбоку зубами. Слева-Справа. Повторить несколько раз.
- Языком под губами. Совершить несколько вращательных движения влево и вправо (язык между губами и зубами). В данном упражнении важно не переутомлять язык. - Челюсть падает вниз. Совершаем движения челюстью влево вправо. Вперед-назад. Повторяйте на протяжении одной, двух минут. - Пофыркайте как лошади. "Тпру"… Это упражнение делаем последним в этой серии, чтобы снять напряжение.

2. Разминка для мимики


Чтобы ваше выступление было живым, нужно чтобы ваше лицо тоже было живое.Лучшее упражнение здесь — это построить самые разные "рожицы". Где-то около минуты. Если во время этого упражнения вы не видите окружающий мир, потому что глаза перекосило от тех ужимок, что вытворяет ваше лицо — то вы все делаете правильно.

3. Разминка для улучшения артикуляции


Если вы знаете, что иногда у вас не очень четкая дикция, то рекомендую следующее разминочное упражнение.Берете в зубы ручку и произносите какую-либо фразу, слов на 10-15. Потом вынимаете ручку, и произносите ту же самую фразу. Потом работаете с новой фразой. (чтобы не думать над текстом, можно взять любое стихотворение). Что называется — почувствуйте разницу. Челюсть, язык, губы, дорвавшись до свободы, начинают работать очень точно и аккуратно. Двух-трех минут такой разминки достаточно, чтобы настроить себя на четкую артикуляцию.


***


На этом всё. Надеюсь, данный урок окажется полезным. В третьей части "Кабинета ораторского мастерства" мы рассмотрим правила ведения диалога/дискуссии и правила успешной коммуникации (искусство договариваться, находить консенсус, принципы "обратной связи" и прочее).

Показать полностью
1866

Кабинет ораторского мастерства. Часть 1: "Ошибки начинающего"

Кабинет ораторского мастерства. Часть 1: "Ошибки начинающего" Самообразование, Учеба, Философия, Риторика, Ораторское искусство, Ораторское мастерство, Длиннопост

Ошибка 1: Несоответствие


Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме — будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» — радуйтесь на самом деле! Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно — люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт. Если же вы не испытываете радости, не стоит лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь...» Тогда вы по крайней мере произведете впечатление честного человека, говорящего правдивые вещи.


Ошибка 2: Оправдания


Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Посыл, казалось бы, честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?».


Публика эгоистична. В ее центре внимания стоит прежде всего она сама. Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте её, любимую: мысли, желания и чувства вашей аудитории. Ваша цель — информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально. Если вы будете действовать именно так, тогда:


а) гораздо больше слушателей, чем вы думаете, просто не обратят внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются прежде всего собой и своими делами.


б) ваше волнение улетучивается тем скорее, чем больше внимания вы уделяете другим людям, а не собственным ощущениям.


Ошибка 3. Извинения


Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика — не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно — за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего — умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все — одна команда, работающая в тесном взаимодействии».


Ошибка 4: Глаза и брови


Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.


Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови — главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови — признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови — это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его.


Ошибка 5: Подбор слов.


Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.


Помните: слова — это картинки в голове! Недаром в древности учителя риторики говорили своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы я это увидел!». Слова должны создавать нужную вам картинку в голове слушателей. Поэтому используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо». Создавайте позитивное настроение позитивными словами — ведь от настроения публики зависит очень многое!


Ошибка 6: Отсутствие юмора


Всем студентам известны лекторы-зануды. «Воздействие внешнего объекта связано, во-первых, с прогрессирующей эмансипацией когнитивных функций от примитивных аффективных структур, во-вторых, с дифференциацией самих аффективных структур, их автономизацией от базальных влечений...», — бубнит такой преподаватель битый час, не замечая, что у слушателей давно уже закипели мозги и они полностью утратили нить повествования.


Лучше информативной речи — только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность — слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.


Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез. Смех — это живительная среда для работы мозга. Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации — это доказано нейропсихологами.


Ошибка 7: Всезнайство


Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов — ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку . Так, однажды всеми нелюбимому лектору по истории философии студент-психолог прилюдно задал каверзный вопрос: как следует относиться к философу Уоллесу? Преподаватель, испугавшись, что его поймают на недостатке эрудиции, долго и убедительно разъяснял затаившей дух аудитории ошибки этого философа, выдуманного студентами накануне лекции.


Чтобы не попасть в смешное положение, достаточно было просто ответить: «Нет, этот автор мне не знаком. Если вы считаете, что его учение подходит к нашей теме, прошу рассказать о нем в нескольких словах». Открыто признаваясь в своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории. Подключайте слушателей с новой информацией к докладу, умейте оценить их знания. Этим вы убьете сразу нескольких зайцев: продемонстрируете уважение к участникам и внесете оживление в собственное выступление, дополните и обогатите его. Вы должны быть благодарны аудитории за активное участие, ведь это, как минимум, признак интереса к вашему выступлению.


Ошибка 8: Суетливость


Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией. Этим горе-ораторам так и хочется дать совет строго по Архимеду: «Найдите же, наконец, точку опоры!»


Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни». Вы можете сидеть или стоять — это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и проч. факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Не стоит «окапываться» на одном месте. Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и выходящий лишь в конце публичного выступления — тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве в следующую точку и т.п. Таким образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления и вселяете в них уверенность.


Ошибка 9: Монотонность


Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью. Чтобы держать публику «в тонусе» он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости. Когда хочет вызвать напряженность и интерес, он заговорщически затихает и произносит слова чуть медленнее. Говоря громче, он выделяет главное в своем публичном выступлении. Когда нужно, он добавляет голосу значительности и драматизма.


Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства и вы завоюете публику! Вы предстанете уверенным, энергичным и увлеченным темой человеком.


Ошибка 10: Отсутствие пауз


Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило они спешат заполнить их разной словесной чепухой и словами-паразитами («Ээээ... Значит так... Ээээ... Ну, что еще сказать... Ээээ...»). В результате публика думает: «Ээээ... Ну ничего себе! Когда же он закончит мычать?» Кто-то начинает считать, сколько раз вы скажете «Ээээ.. », кто-то погружается в свои мысли и начинает смотреть в окно не обращая на вас внимания, остальные мучаются и считают минуты до конца лекции.


Полезно помнить совет блистательной Джулии Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное — это умение держать паузу, лучше ее не делать, но если уж вышло — держи ее, сколько можешь». Когда нечего сказать — лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами. Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории. Они активно пользуются интерпаузами, во время которых публика может обдумать сказанное, и нагнетающими обстановку интрапаузами, когда слушатели должны предугадать дальнейшее развитие повествования. Паузу можно использовать для установления визуального контакта, чтобы проконтролировать, правильно ли вас поняли; для усиления напряжения и драматизма; для возбуждения любопытства («...а что он скажет дальше?») и для многого другого. Поэтому не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику.

Показать полностью

Мы ищем frontend-разработчика

Мы ищем frontend-разработчика

Привет!)


Мы открываем новую вакансию на позицию frontend-разработчика!

Как и в прошлые разы для backend-разработчиков (раз, два), мы предлагаем небольшую игру, где вам необходимо при помощи знаний JS, CSS и HTML пройти ряд испытаний!


Зачем всё это?

Каждый день на Пикабу заходит 2,5 млн человек, появляется около 2500 постов и 95 000 комментариев. Наша цель – делать самое уютное и удобное сообщество. Мы хотим регулярно радовать пользователей новыми функциями, не задерживать обещанные обновления и вовремя отлавливать баги.


Что надо делать?

Например, реализовывать новые фичи (как эти) и улучшать инструменты для работы внутри Пикабу. Не бояться рутины и командной работы (по чатам!).


Вам необходимо знать современные JS, CSS и HTML, уметь писать быстрый и безопасный код ;) Хотя бы немножко знать о Less, Sass, webpack, gulp, npm, Web APIs, jsDoc, git и др.


Какие у вас условия?

Рыночное вознаграждение по результатам тестового и собеседования, официальное оформление, полный рабочий день, но гибкий график. Если вас не пугает удаленная работа и ваш часовой пояс отличается от московского не больше, чем на 3 часа, тогда вы тоже можете присоединиться к нам!


Ну как, интересно? Тогда пробуйте ваши силы по ссылке :)

Если вы успешно пройдете испытание и оставите достаточно информации о себе (ссылку на резюме, примеры кода, описание ваших знаний), и если наша вакансия ещё не будет закрыта, то мы с вами обязательно свяжемся по email.

Удачи вам! ;)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!