500

Кабинет ораторского мастерства. Часть 2: "Искусство голоса"

Кабинет ораторского мастерства. Часть 2: "Искусство голоса" Самообразование, Учеба, Философия, Риторика, Ораторское искусство, Ораторское мастерство, Голос, Речь, Длиннопост

Первая часть здесь: https://pikabu.ru/story/_6408094

Здравствуй, уважаемое сообщество. Вторая часть нашего "Кабинета ораторского мастерства" будет посвящена такой важной составляющей человеческого общения, как голос. Сегодня мы рассмотрим, какие возможности даёт нам качественное управление голосом в ораторском искусстве, изучим наиболее распространенные техники тренировки голоса и речи, и , напоследок, рассмотрим самые эффективные упражнения, развивающие наш речевой аппарат (язык, губы, дыхание, диафрагма и т.д.). Итак, приступим.


Почему же умение управлять своим голосом столь важно?


Представление о том, что качественная аргументация, импровизация и остроумные формулировки - это "венец" развития индивидуальных ораторских способностей, - ошибочно. Сколько времени необходимо для того, что бы составить мнение о собеседнике? Порой, хватает нескольких секунд. Общение по телефону, первый разговор в жизни - всё это даёт нам представление о том, с кем мы имеем честь общаться - мягкий, душевный человек, грубый "сухарь" или вовсе, агрессивный и неадекватный индивид. Это то, что называется первичной реакцией. Она основана не на том, что именно нам сказали, а на том как это было сказано.

Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, - короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами; страстность, скрывающаяся за музыкой; личность, скрывающаяся за страстностью: то есть, все то, что не может быть написано.

Фридрих Ницше

Часть 1. Управление голосом


Управление голосом – один из самых важных аспектов выступления. Свой голос можно использовать по-разному: "греметь", говорить вкрадчиво, шептать и так далее. Голос можно требовать, объявлять, утверждать, заявлять. Для вашей аудитории, голос способен показать, верите ли вы в то, что сами говорите. Управление голосом - способен нам дать максимальное воздействие на аудиторию. То, как звучит ваш голос, позволяет аудитории сделать вывод о вашем отношении к ним, к мыслям, идеям, которые вы излагаете. По голосу, слушатели смогут оценить вашу убедительность и воспринять ваши идеи наиболее успешно.

Таким образом, можно констатировать, хороший оратор - должен уметь управлять своим голосом и использовать его максимально эффективно.


Выделяют 4 правила управления голосом:


1. Сменяйте темп и ритм речи


Ритм – это последовательность звуков, которые вы производите. Темп – это быстрота вашей речи. Используйте ритм, чтобы передать значение. Замедлите темп, чтобы подчеркнуть определенные идеи. Ускорьте темп, чтобы выразить волнение или пошутить. Сделайте паузу, чтобы подчеркнуть важные пункты или дать время слушателям, чтобы понять сложную идею. Также делайте паузу, когда собираетесь переходить к следующей идее.


2. Регулируйте громкость вашего голоса

Меняйте громкость, чтобы препятствовать тому, чтобы ваш голос стал монотонным. Всегда говорите достаточно громко, чтобы все могли вас услышать. Если выступаете перед многочисленной аудиторией, говорите немного громче, даже если используете микрофон. При отклонении от темы говорите тише. Постепенно увеличивайте громкость, когда подводите слушателей к главной идее.

3. Установите оптимальную высоту голоса


Высота – это частота звуковых волн, которые вы производите. Вы можете производить высокие или низкие звуки. Принимайте во внимание этот аспект управления голосом и научитесь совершенствовать его, фраза за фразой. Вопросы, например, должны завершаться на более высокой ноте. Утверждения, наоборот, должны произноситься нейтральным или немного более низким тоном. Завершение утверждений на высокой ноте может вызвать сомнение в том, что вы уверены в своих словах. Экспериментируйте с высотой голоса в течении вашего выступления, чтобы усилить эффект от своей речи.


4. Контролируйте тембр


Тембр – это эмоциональная окраска вашего голоса. Это – отношение, которое скрывается за словами и фразами. Слушатели чувствуют, какую позицию занимает оратор, и, на основе этого ощущения, делают выводы о нем. Используйте тембр, чтобы подчеркнуть свою идею, выразить эмоцию или определенное отношение. Выберите слова и фразы, которые подтвердят вашу позицию. Меняйте эмоциональную экспрессию, чтобы подчеркнуть смысл.


Часть 2. Техники тренировки речи


Тренировка голоса – критически важный, но часто упускаемый компонент подготовки убедительного и эффективного оратора. Многие считают, что успех публичного выступления определяется правильно подобранным костюмом, прической, языком жестов и другими факторами, недооценивая важность тренировки голоса речи. Тренировка голоса речи подразумевает изучение того, как работает голос, а также практику, которая поможет научиться правильно дышать и произносить приятную слуху речь.

1. Правильное дыхание


Контролируйте вдох. Без хорошего вдоха вы рискуете использовать весь воздух до того, как закончите предложение. Для этого: Следите за осанкой. Стойте или сидите прямо. Вдыхайте через нос и выдыхайте через рот, используя диафрагму, а не плечи. Вдох делайте во время паузы.

Контролируйте выдох. Частые ошибки при выдохе – выпуск большого количества воздуха из легких в начале слова, в середине предложения или прежде, чем вы начнете говорить. Для этого: Тренируйте легкие. Попробуйте повторять алфавит на одном выдохе и остановитесь когда, почувствуете нехватку воздуха. Старайтесь, проговорить весь алфавит за один выдох. Хорошее соотношение вдоха к выдоху – один к пяти. Иначе говоря, на каждую секунду вдоха должно приходиться пять секунд выдоха.

Правильно используйте язык. При слабом вдохе язык будет препятствовать движению воздуха через рот и приводить к носовому дыханию. В этом случае речь будет звучать так, словно вы говорите, зажав пальцами нос. Для этого: Потренируйтесь делать глубокие вдохи перед произношением слов, не содержащих букв “м” и “н” до тех пор, пока голос не перестанет дрожать.


2. Интонация и высота голоса


Интонации и высота – один из главных инструментов оратора в телефонных конференциях и обычных беседах. Поэтому на него следует обратить внимание сразу после тренировки дыхания. Интонация – специальный акцент, сделанный внутри слова. Разные тональности ассоциируются с разными эмоциями, передающими тон речи. Повышенная интонация – низкая высота голоса в начале слова, высокая в конце – передает ожидание, неопределенность, неожиданность. Пониженная – высокая в начале, низкая в конце – передает определенность, авторитет, доверие.

Упражнение: Сделайте аудиозапись вашего голоса в повышенной и пониженной тональности, используя одни и те же слова, но передающие разные эмоции в разных видах интонации. Запись также поможет сделать анализ речи, если провал уже произошел.


3. Избавление от слов-паразитов


Последний этап подготовки голоса заключается в улучшении качества речи за счет уменьшения слов-паразитов, таких как “это самое”, “как бы”, “в общем” и других неуместных слов. Их употребление уменьшает способность оратора выражать свои мысли ясно, четко и убедительно.

Упражнение: Сделайте паузу и вдохните. Многие ораторы боятся это делать, полагая, что это будет выглядеть так, как будто они не знают о чем говорить дальше. На самом деле, если вы владеете искусством паузы, это помогает аудитории осмыслить услышанное. Самое распространённая ошибка - попытка заполнения тишины. Это и является первопричиной возникновения и, в дальнейшем, использования "слов-паразитов". Не бойтесь пауз. Паузы - наши друзья.

Подготовка речи не сводится лишь к подготовке того, что вы собираетесь сказать. Не менее важно, как вы это скажете. Тренировка голоса с помощью описанных выше техник придаст вашей речи большую выразительность и убедительность.

Часть 3. Развитие речевого аппарата


Для выступления оратор так или иначе использует свой язык, губы, челюсть. Чтобы эти инструменты работали нормально — их полезно размять перед выступлением.

Требования к проведению "Артикуляционной гимнастики"


- Выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно в течение 10 – 15 минут;- выполняйте упражнения «на голодный желудок» или спустя полтора часа после приема пищи;- перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется сделать самомассаж лица, шеи, губ.

1. Разминка для губ, языка, челюсти

- Губы в трубочку. Вверх-вниз. Влево-вправо. По кругу. Повторяйте на протяжении одной, двух минут.
- Язык покусать сбоку зубами. Слева-Справа. Повторить несколько раз.
- Языком под губами. Совершить несколько вращательных движения влево и вправо (язык между губами и зубами). В данном упражнении важно не переутомлять язык. - Челюсть падает вниз. Совершаем движения челюстью влево вправо. Вперед-назад. Повторяйте на протяжении одной, двух минут. - Пофыркайте как лошади. "Тпру"… Это упражнение делаем последним в этой серии, чтобы снять напряжение.

2. Разминка для мимики


Чтобы ваше выступление было живым, нужно чтобы ваше лицо тоже было живое.Лучшее упражнение здесь — это построить самые разные "рожицы". Где-то около минуты. Если во время этого упражнения вы не видите окружающий мир, потому что глаза перекосило от тех ужимок, что вытворяет ваше лицо — то вы все делаете правильно.

3. Разминка для улучшения артикуляции


Если вы знаете, что иногда у вас не очень четкая дикция, то рекомендую следующее разминочное упражнение.Берете в зубы ручку и произносите какую-либо фразу, слов на 10-15. Потом вынимаете ручку, и произносите ту же самую фразу. Потом работаете с новой фразой. (чтобы не думать над текстом, можно взять любое стихотворение). Что называется — почувствуйте разницу. Челюсть, язык, губы, дорвавшись до свободы, начинают работать очень точно и аккуратно. Двух-трех минут такой разминки достаточно, чтобы настроить себя на четкую артикуляцию.


***


На этом всё. Надеюсь, данный урок окажется полезным. В третьей части "Кабинета ораторского мастерства" мы рассмотрим правила ведения диалога/дискуссии и правила успешной коммуникации (искусство договариваться, находить консенсус, принципы "обратной связи" и прочее).

Найдены возможные дубликаты

+6
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 5
+6

раскройте свою мысль)

раскрыть ветку 4
+10

Сохраняют, но не благодарят :)

раскрыть ветку 2
0

Люди неблагодарные бяки (такой полезный пост, что сохранили, но плюсик жалко).

Ну или просто много минусов :)

+3

Отличный пост, спасибо.

У меня вопросы :

1 Если у человека противный голос, можно ли это исправить.

2 Если у человека, приятный, чарующий голос, который с удовольствием слушают. Что с этим делать? Куда его нести?

Спасибо.

раскрыть ветку 10
+4

Если "противный голос" несет в себе характер голоса дефектного  (невыговаривание конкретных букв, шепелявость, излишняя грубость или мягкость), то это поправимо - современные логопеды творят чудеса. Но бывают голоса, с технической стороны совершенно нормальные, но, всё равно, неприятны на слух - здесь уж ничего не поделать

Что касается приятного голоса, то тут множество вариантов, если вы студент - дарите свои ораторские способности аудитории - участвуйте в конференциях, делайте интересные презентации, зачитывайте доклады. В возрасте постарше, можно использовать свой голос в профессиональном ремесле - озвучание, работа на радио и прочее. Так же, в качестве хобби, можно записывать любительские аудиокниги (в бытность школьником, сам подобным занимался).

раскрыть ветку 9
0
А скажите такую вещь. Мне в целом нравится свой голос, но когда я пытаюсь петь, диапазон голоса небольшой да и низковат, большинство песен похожи друг на друга, с тембром играть не очень выходит. В целом голос похож на киша или Цоя, но более однообразен. Занимаюсь этим но результат особо не виден. А есть знакомые девушки, от природы настолько чистый голос, что рядом с ними я чувствую себя Буратино. Забить на пение и тупо вкачивать инструмент ( гитару) или всё таки "мама мыла раааамуууу"?
раскрыть ветку 3
0
А где найти таких логопедов? С детства проблемы с произношением, нечеткость, шипилявость. Мой косяк отчасти. Сейчас студент, есть полис омс. Речь своя уже комплексы вызывает
раскрыть ветку 1
0

То есть, если я 30-ти летний мужик с относительно высоким голосом, то легче смириться или есть какие-то варианты?

раскрыть ветку 1
0

Спасибо, да прибудут с вами боги звука.

+2

была когда-то книга по этой теме: Азбука владения голосом для болельщика? может? надо кому? есть и в свободном доступе для скачивания? надо искать

https://litresp.ru/kniga/ru/%D0%91/bagrunov-vladimir/azbuka-...

раскрыть ветку 2
+4

книг на схожие темы огромное множество) даже думаю пост отдельный этому посвятить

раскрыть ветку 1
0
Спасибо за прекрасный пост! Поделитесь, пожалуйста, своим списком книг на эту тему: какие самые полезные по вашему мнению?
+1

Ещё бы уметь не бояться общаться с людьми. Перестать уберстеснительным мудаком

0
Спасибо, очень познавательно. Подписался на Вас
0
Знал мир одного оратора!
раскрыть ветку 1
0
Двух ораторов
-1

Гитлер был хорошим оратором. Он начинал речь с грубового басового тона, а заканчивал высокими выкриками, словно у него истерика.

раскрыть ветку 1
+2

Правда

равно как и то, что в своих выступлениях он подражал ещё одному хорошему оратору - Муссолини

Вы что ли прикрепили бы ссылку для наглядной иллюстрации)

-2

Пиздеть - не мешки ворочать.

-3

10 киловаттный усилитель на ма-а-аленькую комнатку + читалка (которая гОблинов как гоблИнов озвучивает) и-и-и ...

Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: