Кабинет ораторского мастерства. Часть 3: "Как вести диалог?"

Кабинет ораторского мастерства. Часть 3: "Как вести диалог?" Риторика, Философия, Оратор, Ораторское искусство, Ораторское мастерство, Диктор, Речь, Диалог, Длиннопост

Здравствуй, уважаемое сообщество. В третьей части "Кабинета ораторского мастерства" мы рассмотрим основные принципы ведения диалога и узнаем, какими правилами необходимо руководствоваться, чтобы успешно коммуницировать с людьми. Приступим.


Часть 1. Основы диалога


В дискуссии или в диалоге, вопросы задают, в основном, ради достижения понимания обсуждаемой проблемы. Каждый раз, когда собеседники задают их, они должны быть уверены, что эти вопросы понятны. Для этого целесообразно:


- делать вопросы короткими;

- убедиться, что они корректны и участники способны ответить на них;

- исключить отгадывание;

- избегать вопросов, требующих публичных откровений;

- не отвечать самому на собственные вопросы.


1. Открытые вопросы


Для начала двусторонней коммуникации целесообразно задавать партнерам открытые вопросы с целью собрать необходимую информацию. Обычно они начинаются со слов "что?", "где?", "когда?", "как?", "почему?". Кроме того, открытые вопросы часто начинаются с вводных оборотов (например, "расскажите о…", "как вы считаете…", "что вы думаете о возможностях?.."). Привлекательность открытых вопросов состоит в том, что они:


- позволяют устанавливать контакт, создают вовлеченность и заинтересованность;

- предоставляют слушающему возможность свободного ответа с самостоятельным выбором слов и способа ответа;

- поощряют немедленную обратную связь;

- помогают более детально анализировать мнения и ценности;

- проверяют степень понимания.


2. Закрытые вопросы


Закрытые вопросы требуют однозначного ответа, состоящего чаще всего из одного слова: "согласен", "да", "нет". Вместе с тем специалисты по коммуникации не рекомендуют злоупотреблять закрытыми вопросами, так как они препятствуют активному взаимодействию, а вот в ситуациях проверки информации или малой возможности выбора такой вопрос вполне уместен (например, "эта технология эффективна?" или "часто ли вы поступаете таким образом?").


Закрытые вопросы применяются:


- когда достаточно бывает прямого ответа "да" или "нет";

- для получения или уточнения информации;

- подтверждения понимания фактов;

- подтверждения согласия или договоренности;

- принятия решения в случае существования только двух альтернатив.


Ведущему дискуссию или беседу целесообразно воспользоваться коммуникативной техникой по применению вопросов на основе правила Сократа. Его можно легко запомнить, пользуясь аббревиатурой ЗИППО:


3 — знание ответов, которые вы хотите услышать от собеседника;

И — использование открытых вопросов, чтобы добиться желаемых ответов;

П — повторение ответов собеседником теми же словами;

П — подчеркивание и обобщение всех полученных ответов;

О — обеспечение дополнительной информации или необходимых разъяснений перед тем, как задавать дальнейшие вопросы.


С помощью правильно сформулированных и поставленных вопросов можно успешно передать свои мысли, попросить разъяснения сказанного и построить цепочку умозаключений, приводящую к необходимым выводам. Они служат одним из наиболее эффективных путей вовлечения собеседников в общение.


3. Правила эффективного диалога


- Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу для размышления. Или скажите: "Благодарю вас за вопрос, он оказался для меня неожиданным" (или: "я его ожидал(а)"). Данный комментарий даст вам возможность подумать над ответом.


- Своими словами повторите вопрос так, как он был вам задан, или в своей собственной интерпретации. Например: "Спасибо за вопрос. Насколько я понял, вас интересуют вопросы сертификации качества. Я сейчас дам вам необходимую информацию".


- Если вопрос оказался сложным по составу (из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части, а затем спросите, на какой отвечать вначале. Практика свидетельствует, что зачастую сложный по составу вопрос задают те, кто необходимую информацию закладывает именно в последнюю часть сложного вопроса.


- Если перед вами поставлен трудный по содержанию вопрос, то:


1) попросите повторить его, поскольку вы не уверены, что поняли все как нужно;

2) попросите несколько минут на размышление: за это время вы сможете лучше подготовиться или о вопросе могут просто забыть;

3) если вы правильно поняли вопрос, попробуйте в качестве ответа привести аналогичный пример из собственного опыта, похожий на ситуацию, излагаемую в вопросе участника взаимодействия. Это позволит избежать углубления в проблему, по которой вы не располагаете необходимой информацией или фактами.


- Если вам задают вопрос открытого типа, то сначала уточните, какая конкретно информация интересует его автора, что сэкономит вам время на обдумывание ответа, позволит не сказать лишнего и более точно спрогнозировать ожидания собеседника.


- Не следует воспринимать вопросы, возникшие после вашего сообщения, как знак агрессии против вас, поэтому отвечайте в корректной и доброжелательной манере, не защищайтесь и не оправдывайтесь.


- Если вам задают непредвиденный вопрос и вы не знаете, как на него ответить, то попросите разрешения записать вопрос, чтобы ответить на него чуть позже. Если не можете ответить на неожиданный вопрос подробно, вполне можно отделаться коротким, энергичным ответом типа "да", "нет".


- Не затягивайте ответы на вопросы. Отвечайте коротко, не вдаваясь в детали. Не превращайте ответ в выступление.


- Если заданный вопрос уводит от темы разговора или выступления, непременно вернитесь к своему сообщению — всего каких-нибудь две-три фразы, но ответ должен возвратить собеседников к обсуждаемой проблеме — не дайте увлечь себя в сторону.


- Если при ответе вас неправильно поняли, тут же признайте свою ошибку, сообщив собеседнику, что, по-видимому, вы не очень удачно сформулировали свою мысль или не так выразились. Сделайте это еще раз, с учетом особенностей понимания и восприятия информации. Никогда не используйте фразы типа "Не знаю, как вам еще объяснить"; "Нужно было лучше (внимательнее) слушать"; "А теперь повторяю для тех, кто плохо слышит (для слабослышащих)"; "Не знаю, ежу и то понятно".


- Отвечая на вопросы, ведите себя как человек, у которого всегда есть выбор разных вариантов:


1) вежливый отказ от ответа;

2) отсрочка ответа;

3) переформулирование вопроса;

4) прямой ответ;

5) вы не обязаны отвечать всегда на все поставленные вопросы.


- После ответов на вопросы поблагодарите участников общения, завершите общение на позитивной ноте. Тем самым вы продемонстрируете свое благородство и некоторое превосходство. Будьте позитивны и кратки, не отклоняйтесь от темы обсуждения.


Часть 2. Правила успешной коммуникации


Люди должны научиться слышать друг друга, принимать позицию другого и уметь договариваться. Иначе человеческая жизнь превратится в бесконечный поток ссор и конфликтов. Решение, которое устраивает обе стороны конфликта, является итогом искусства договариваться. Прийти к компромиссу иногда сложнее, чем решить проблему в одностороннем порядке. Это замкнутый круг, который обостряет следствие кризиса, а не устраняет причину.


1. Искусство договариваться


С ранних лет человеку приходится попадать в конфликтные ситуации. Уже во время детских игр во дворе он осознает, что не все ровесники мыслят, как он, и точка зрения на одни и те же поступки разная. Вскоре приходит понимание, что спорные ситуации лучше решать спокойно. В этой статье мы рассмотрим несколько правил, как договариваться с людьми дипломатичным путем, не обижая других и не унижая себя. Что объединяет политиков, бизнесменов, успешных людей и артистов? Это способность четко и убедительно говорить. Можно заметить, что ни один журналист своими пикантными вопросами не смог кого-то из них поставить в неловкое положение, они всегда аккуратно выходят из ситуации и оказываются «победителями». Козырем их побед являются правильно подобранные слова, метафоры, эмоции, фразы и жестикуляция. Это – мастерское владение психологическими приемами и словом. Умение договариваться – это целое искусство, которое нужно освоить. Поэтому публичные люди – прекрасные дипломаты, они легко находят подход к любому человеку, умеют строить конструктивный диалог, легко решают возникшие разногласия. Обычному человеку есть чему поучиться у них.


2. Поиск консенсусов


Споры и конфликтные ситуации возникают везде: в школе, на работе, в семье, на улице, в институте и в разных общественных местах. И насколько эффективно разрешится спор, настолько повысится авторитет в глазах окружающих. Что значит «эффективное искусство договариваться»? По определению, это успешный результат переговоров двух-трех сторон, в процессе которого найден компромисс. В свою очередь, компромисс – это добровольные и взаимные уступки всех участников конфликта на доброжелательной ноте. Фраза «договориться» подразумевает взаимовыгодное решение. И если оно найдено, значит, люди пришли к взаимовыгодному варианту, то есть договорились.


3. Понимать, слышать, слушать и настаивать


Наверняка многие руководители, сидя за столом переговоров, искренне хотят найти всех устраивающее решение. Но попытки срываются, потому что на первых минутах становится понятно, что договориться просто невозможно. И, к большому сожалению, они не пытаются возобновить диалог снова. Как же освоить искусство договариваться? Правила, которые разработаны специалистами, помогут выйти из любого положения. Выдержка, терпение, владение собой и сосредоточенность на самом важном – это основополагающие факторы на пути к компромиссу. Хорошим примером являются политики или крупные бизнесмены, которые ведут многолетние переговоры с партнерами или конкурентами. Чаще всего переговоры заканчиваются на позитивной ноте.


В этом и заключается искусство успешной коммуникации, правила корректного общения всегда пригодятся в жизни и позволят вам не расшатывать свою нервную систему.


***

А на этом всё, друзья, надеюсь, данная статья была вам полезна. В следующей, уже четвёртой части "Кабинета ораторского мастерства", мы рассмотрим правила подготовки к публичному выступлению: подготовка материала к выступлению и подготовка самого выступающего.