Кабинет ораторского мастерства. Часть 4: "Как выступать перед публикой?"
Здравствуй, уважаемое сообщество, как и было обещано, 4 часть нашего "Кабинета ораторского мастерства" посвящена выступлениям. Мы рассмотрим правила подготовки материала выступления и изучим основные нюансы подготовки выступающего. Приятного чтения.
Часть 1. Как правильно подготовить материал?
1. Идея. Определите ключевую идею вашего выступления и чётко её обозначьте перед слушателями. Можете даже повторить её несколько раз во время самого выступления. Будьте конкретны, не заставляйте людей отгадывать, что вы имели в виду.
2. Последовательность. Постройте своё выступление так, чтобы его стержнем стала эта ключевая идея. Сократите материал, не относящийся к ней. Выделите в своём материале вступление, основную часть и заключение.
3. Визуальное оформление. Если есть возможность, активно используйте визуальные средства: презентации, схемы, графики, короткие видеоролики и прочее. Если в своём выступлении вы используете презентацию (что желательно), не забывайте о следующих негласных правилах:
- 1 слайд — 1 мысль;
- не пишите много текста (мысль правильнее излагать тезисно);
- используйте крупный шрифт (его должно быть видно с последних рядов);
- не забудьте проверить правописание;
- используйте диаграммы и графики вместо таблиц;
- иллюстрации не должны быть слишком сложными и глубокомысленными;
- сведите к минимуму звуковые и анимационные эффекты.
4. Примеры. Старайтесь давать много примеров. Подкрепляйте свои тезисы статистикой и фактами. Это ваш основной инструмент по воздействию на слушателей.
5. Достоверность информации. Обязательно проверьте достоверность той информации, которую вы озвучите слушателям.
6. План "Б". Если перед выступлением вы сильно волнуетесь — так, что ноги подгибаются и становится трудно дышать, не то что соображать и говорить, — запишите себе где-нибудь несколько целых предложений, с которых начнёте, а дальше будет легче. Также примерно за 15 минут до своего доклада начните глубоко дышать — это успокаивает.
7. Введение. У вас есть ровно 2 минуты, чтобы увлечь публику до того, как люди начнут дремать. Как сделать введение захватывающим внимание? Начните с обращения к актуальному событию, небольшой истории, вопроса, интересного факта или цитаты известного лица.
8. Лаконичность. Не перегружайте аудиторию цифрами. Вместо «19,7%» лучше скажите «пятая часть». Также, не увлекайтесь длинными предложениями. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более 13 слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Передавайте информацию частями.
9. Обозначьте в тексте места для пауз. Просто помолчите немного после сложных выводов или длинных предложений, чтобы слушатели могли вдуматься или правильно понять только что сказанное.
Часть 2. Структура выступления
- Вступление — 10-15% от общего времени доклада;
- Основная часть — 60-65%;
- Заключение — 20-30%.
Вступление — важная часть, так как более всего запоминается слушателям. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью чёткого определения стержневой идеи выступления.
Основная часть — всестороннее обоснование главной идеи. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров. Цифровые данные лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.
Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время.
Заключение — формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Закончить выступление можно решительным (эмоциональным) заявлением, подводящим итог выступлению.
Часть 3. Подготовка оратора к успешному выступлению
1. Ритм. Сохраняйте средний ритм речи. Самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов в минуту.
2. Грамотность. Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения.
3. Репетиция. Отшлифуйте фразы, интонацию, мимику перед зеркалом. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли.
4. Место выступления. Если предусмотрена трибуна — докладчик должен быть виден по грудь. Если во время публичного выступления придется сидеть, то нельзя сутулиться, опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленях, на груди, вертеть в руках посторонние предметы.
5. Одежда. Универсальное правило успешного публичного выступления — не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать внимание аудитории.
6. Настрой. При выходе к аудитории двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Не спешите сразу начинать выступление, сделайте паузу (5-7 секунд), чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение. При сильном волнении сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи.
7. Контакт с аудиторией. Обведите взглядом всю аудиторию. Зафиксируйте для себя взглядом нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры в вашем выступлении, затем начинайте говорить.
8. Приветствие. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника.
— Позвольте представиться! ) Далее выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также, при необходимости, если это уместно, место работы (учёбы), должность и профессию.
9. Общение с аудиторией. Обращение к аудитории помогает установить доверительный контакт в ходе выступления. Косвенными обращениями могут служить такие выражения: «Как вам известно», «Уверен, что вас это не оставит равнодушными» и так далее. Жесты и мимика дают человеку куда больше впечатлений, чем всё, что вы произносите. Во время публичного выступления не стойте, словно памятник, двигайтесь естественно. Нужно показать себя живым и энергичным. Примите открытую позу и время от времени демонстрируйте улыбку.
10. Аудитория. Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.
11. Эмоциональность. Бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И, наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего.
12. Неожиданности. Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости — поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и тому подобное. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе.
13. Последний акцент — прощание. Завершая речь, необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.
***
На этом всё. Надеюсь, данный текст принесёт вам пользу. В следующей части нашего выступления мы рассмотрим методы ведения споров и полемики.
Лига образования
5K поста22.1K подписчиков
Правила сообщества
Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:
ДЛЯ АВТОРОВ:
Приветствуются:
-уважение к читателю и открытость
-желание учиться
Не рекомендуются:
-публикация недостоверной информации
ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:
Приветствуются:
-конструктивные дискуссии на тему постов
Не рекомендуются:
-личные оскорбления и провокации
-неподкрепленные фактами утверждения
В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)