
olgasvs
Ответ на пост «Красивый вид на маяк и скалы, который многие знают, но забыли — в чем секрет?»1
Поселок Рудная Пристань находится примерно в 600 км от краевого центра - Владивостока. Дорога до туда асфальтирована, есть небольшой участок на перевале грунтовки.
Поезда не ходят.
На самолете можно долететь внутрекраевым от Владивостока до Дальнегорска, но потом еще 80 км ехать до Рудной Пристани.
Вот вам ответ про толпы туристов.
Море в Приморском крае чище, холоднее и дороже, чем в раскрученных регионах. А туда еще попробуй доберись.
Но если доберетесь - попадете буквально в потусторонний мир. Вода чистая и бархатная, как ткань, очень соленая. Комфортно только в августе.
Хотя я как-то закрыла сезон в октябре😄
За что девчонки полюбили «Джентельменов» Гая Ричи. Обзор фильма
«Джентльмены» принадлежат к серии фирменных фильмов британского кинорежиссера Гая Ричи про «пацанов, которые идут к успеху». Сюда относятся такие шедевры, как «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш», «Рок-н-рольщик» и «Револьвер». Это фильмы большей частью про молодых людей из низов общества, которые разными, преимущественно незаконными путями пытаются пробиться наверх, провернув «аферу века». Именно за эти сюжеты британца Гая Ричи очень любят в России – его персонажи словно вышли из лихих 90-х, их образ мыслей, поступки близки отечественной аудитории, а юмор прост, доступен и понятен простому русскому мужику. Девушки большей частью такой точки зрения не разделяют – и это не удивительно. Сюжет фильмов преимущественно крутится вокруг чисто мужских дел и проблем, главные герои – мужчины, женский пол если и появляется в картинах, то играет только эпизодические второстепенные роли, является фоном для мужского юмора.
«Джентельмены» — это кино уже про «повзрослевших пацанов», которые стоят по карьерной лестнице выше, чем кто-либо из главных героев предыдущих фильмов. На этом уровне меняется все: род деятельности, юмор, да и проблемы становятся другими. Но это все то же кино про лихие 90-е в британской обертке. Рассмотрим пристальнее обертку.
О какой-то конкретной цветовой гамме говорить не приходится, все, что сразу бросается в глаза и задает фильму тон – обилие чисто традиционных британских мелочей. Например, в первой сцене главный герой заказывает пиво и традиционную английскую закуску к нему – маринованное яйцо, ставит пластинку и садится у камина. Даже сенсорный телефон не выбивается из картинки – сцена снята так, что в руке у героя просто черный кирпич без вида иконок экрана. Деловые переговоры проходят либо за столом при свечах, либо в обстановке традиционных развлечений британских аристократов – стендовой стрельбы (по глиняным тарелочкам), либо просто на фоне древних особняков.
Этот британский аристократический тон во многом держится за счет костюмов всех действующих лиц. На ютубе есть разбор фильма от ателье по пошиву мужской одежды, где подробно объясняют, почему персонажи носят те или иные вещи. Что касается главного героя и его близкого окружения – в кадре всегда будут рубашки, галстуки, пиджаки, кепи. Даже в расслабленной домашней атмосфере стиль Микки Пирсона не меняется – без пиджака, но в джемпере и брюках.
Пристальное внимание уделено и одежде второстепенных персонажей – везде прослеживается «костюмная» тема. На тех, кому по статусу или роли костюмы не положены, Гай Ричи все равно умудрился их нацепить - как тут забыть про спортивную форму в клетку местной молодежной банды. Этот культовый шедевр завоевал сердца российских модников из глубинки и прочно осел среди топовых позиций Wildberries последних лет. Даже рабочий- автомеханик одет в робу, имитирующую костюм в полоску.
Дама сердца Микки тоже всегда одета безупречно. Первый раз мы видим ее мельком, в вечернем платье, зато потом режиссер выделяет этого персонажа отдельно, так, что понятно, что это не очередной фон для героя, а личность, которая сыграет не последнюю роль. Для первого впечатления на зрителя она одета, кстати, тоже в костюм, женственности которому добавляет молния на спине.
Наличие привлекательного женского персонажа в одной из ключевых ролей - это одна из основных причин, почему фильм понравился даже далеким от такого жанра девушкам.
Ее привлекательность вовсе не во внешности, ключевое то, что крупнейший наркобарон Британии, воротила криминального бизнеса, Микки любит свою жену и уважает ее. Более того – он считается и советуется с ней при принятии важных решений и их общение проходит на равных. Одна из причин этому – Розалин максимально самодостаточна и никому не позволяет собой командовать. Она независима от мужа: у нее есть своя автомастерская, в которой она – полноправная хозяйка. Когда Микки сообщает, что зашел к ней на работу выпить чайку с женой, Розалин не играет гостеприимную хозяйку, напротив, не отрываясь от дел она небрежно указывает – «Ну так давай, ставь чай». Она со скепсисом относится к уходу Микки из бизнеса и к тем «плюсам», которые Микки озвучивает – больше времени посвящать ей – «мне вовсе не нужно, чтоб ты слонялся здесь, как безработный». При этом она тоже любит и уважает своего мужа – это просто другой уровень заботы об интересах человека. Она не позволяет командовать на своей территории – и поэтому, когда муж, намекая на секс, игриво тянет «Может, это?..», Розалин отвечает: «Нет. Потерпишь». А дома, уже на совместной территории, на тот же вопрос решительно захлопывает дверь перед носом у зрителя, давая понять, что дальнейшее для наших глаз не предназначается. Это, кстати, очень тонкий и незаметный момент, здорово при этом обрисовывающий черты Розалин. Как будто даже режиссер не может показать нам больше, чем этот персонаж хотел бы сам.
Розалин прекрасно осознает, что она значит для мужа, и когда Сухой глаз пытается похитить ее, чтобы потом шантажировать Микки, она, не задумываясь, стреляет в лоб охране, чтобы не дать себя увезти. У нее в принципе обостренное чувство своей-чужой территории, благодаря этому она никогда не перегибает палку, всегда оказывается права, даже, когда высказывается резко, соответственно, при довольно суровом тоне никогда не извиняется. Совокупность этих факторов привлекает Микки, который сам по себе является личностью незаурядной.
В своих фильмах режиссер частенько высмеивает британскую аристократию, буквально относится к ним с презрением.
Парадокс в том, что родословная самого Гая Ричи тянется от английского короля Эдуарда 1, а по отцовской линии он имеет общих предков с Кэтрин, принцессой Уэльской. Короче, ну явно парень не из низов. И взгляните на него самого – это же вылитый русский мужик из спального района или персонаж своего собственного фильма серии «успешных пацанов», прессующий тех самых аристократов.
Конечно, персона режиссера всегда накладывает отпечаток на фильм, но здесь на эффекте личности Ричи завязан эффект его криминальных комедий в общем и «Джентельменов» в частности. Фишка в том, что фильм весь целиком является оберткой, прикрытием чего-то, что необходимо прятать по каким-либо причинам. Микки прикрывается аристократами, чтобы спрятать свою нелегальную империю, а его создатель Гай Ричи, наоборот, предпочел не выпячивать свои аристократические корни, а откровенно высмеять пафосность и беспомощность британских лордов. И внешний вид режиссера производит впечатление дерзкого парня из рабочего класса.
«Джентельмены» же являются фильмом, одетым «с иголочки», начиная от названия и заканчивая костюмами всех персонажей, включая стильных гопников в клетку. А на самом деле является все тем же боевиком про лихих парней, которые подняли бабла. Ну, просто в других масштабах.
Если вам нравятся мои обзоры, вы можете поддержать меня рублем.
Брошу подработку, займусь обзорами и съемками)
А еще у меня есть телеграм- канал о кино , где планирую в скором времени выкладывать и видеообзоры
Ответ на пост «Создание виртуального 3d манекена»1
Почему у этого поста такой маленький рейтинг, а лента лучшего загажена анекдотами из одноклассников и видео с котами? Несправедливо
Спасибо огромное за контент, навряд ли оно мне пригодится, но написано и разжевано так хорошо, что прямо руки тянутся заняться этим. Именно ради таких постов я когда-то пришла на Пикабу.
Поэтому у меня не горит с авторов, которые создают такой контент и зовут потом в свои телеги, походу все стоящее скоро будет только там. Я сама так делаю, наблюдая, что творится с аудиторией последний год.
Обзор фильма "Служебный роман": Калугина - образ современной женщины2
«Служебный роман» – о чьем преображении на самом деле фильм?
Картина является адаптацией пьесы «Сослуживцы», которая не получила признания, но один из ее авторов, Эльдар Рязанов, верил в успех идеи и решил взять экранизацию в свои руки. Она была создана в 1977 году, а в 1978 стала лидером советского проката. Картина имела ошеломляющий успех – ее посмотрели более 58 млн человек. Феномен популярности во многом объясняется именем режиссера Эльдара Рязанова. Доверие к создателю картины укрепилось после «Иронии судьбы», под которую страна нарезала салаты почти сорок лет (что породило большое количество шуток и отсылок к этому факту нашим поколением). Благодаря роли Жени Лукашина в «Иронии», кстати, прославился и Андрей Мягков, который потом сыграл и главную роль недотепы- Новосельцева в «Служебном романе».
Сюжет, в котором замарашка становится красавицей, известен нам еще со времен народной сказки о Золушке. В советской действительности сказкам места нет – есть лишь трудолюбие, компетентность и ответственность по отношению к своей работе, которые неминуемо ведут к продвижению по карьерной лестнице. Без всяких там принцев. Принцы только мешают – в порыве откровенности Людмила Прокофьевна рассказывает Новосельцеву, что рыцарей на белых конях она уже давно не ждет и надеется лишь на себя. Калугина в начале фильма выглядит соответственно занимаемой должности – строго и по-деловому.
Что же заставляет ее вдруг преобразиться до неузнаваемости, надеть легкомысленное платье, накраситься, пройтись той самой легкой походкой, которой учила ее Верочка?
На первый взгляд противоречий нет, «Мымра» просто влюбилась Новосельцева и, подобно всякой влюбленной женщине, ходит окрыленная, цветущая, похорошевшая.
Но давайте всмотримся в личность Калугиной внимательнее. Начнем с внешнего вида. Как я уже сказала, Людмила Прокофьевна одета сообразно своему положению – строго и просто. Она – первый герой, которого описывают и показывают в кадре. Когда Калугина снимает пальто в своем кабинете, видно уместный строгий темно-коричневый костюм, светло-голубую блузку.
Этот образ она носит на работе большую часть фильма. Если посмотреть на современные сочетания цветов в одежде, подверженные общей тенденции близости к природе, то и вовсе увидим популярное сочетание древесного цвета с различными оттенками голубого. В разных описаниях встречала тезис, что Калугина не красится – но это не так, на ресницах есть едва заметная тушь. Брови, замечание которым делает Верочка, и вовсе подходят под стандарты современной красоты – в меру тонкие и натуральные.
Так или почти так выглядели все женщины на высоких постах в Советском Союзе, поскольку требования общества к тому времени были иными. В условиях дефицита вещей и поголовной «одинаковости» показушно выделяться для таких руководителей, пусть они и имели для этого возможности, считалось дурным тоном и могло стоить женщине места. Красиво наряжаться и выделяться из толпы могли, например, секретарши, что и подчеркивается в самом начале фильма Новосельцевым. Делать это было возможно без последствий именно благодаря неприметности своей должности. В остальном же соблюдалось правило – чем более ты на виду – тем ближе по внешнему виду должен быть к «народу». Строже всего это негласное правило действовало в сталинские времена – сам вождь годами появлялся в одной и той же одежде. А так называемых «стиляг», людей, одевавшихся ярко, броско, прикладывавших для этого значительные усилия, выгоняли из комсомола, университета, у них не было шансов выдвинуться по карьерной лестнице. В наши времена, конечно, общественные рамки не столь строги. Но все же, идя на повышение, человек, становясь, директором какого-то предприятия уже не может появляться в министерстве в абы какой рубашке, негласный дресс-код требует белую.
Что уж говорить, даже зарвавшихся в плане одежды звезд периодически публично осаживают - взять хотя бы вечеринку у Илеевой. Здесь тот случай, когда известность добавляет масла в огонь/накладывает ограничения на транслируемый образ жизни.
Калугина тоже не может позволить себе по должности одеться чересчур легкомысленно. В фильме упускается этот момент, на первый план выходит тот факт, что она не хочет, ей не до этого. А на фоне остальных руководителей она выделяется лишь прической. «Зализанные» назад волосы, пожалуй, единственное свидетельство небрежного отношения женщины к своему внешнему виду, укладка для руководителей все же не была чем-то нежелательным.
Теперь посмотрим на кабинет Калугиной. Стильные желтые витражи на окнах, белые шторы, кремовые стулья-кресла, которые и в современном интерьере смотрелись бы уместно. Кроме этого, в кабинете у Людмилы Прокофьевны поставили редчайший венгерский компьютер Videoton-340. Он стоил почти 440 тыс. рублей (для сравнения — «Жигули» можно было купить за 5 тыс. рублей). Сотрудник Центрального статистического управления ежедневно привозил компьютер на съемки, а вечером забирал. Его мельком можно видеть в различных сценах. Во всех смыслах статусная женщина. Так к чему было преображение?
А все дело в том, что внешней преображение Калугиной – это всего лишь свидетельство внутреннего преображения Новосельцева.
Персонажа намеренно создавали неказистым, неуклюжим, чтобы, глядя на него, зритель чувствовал неловкую жалость. Исполнитель главной роли был всем известен по недавно вышедшей «Иронии судьбы» - поэтому режиссеру стоило немалых усилий «подпортить» внешний облик обаятельного актера. С этой целью ему добавили усы-щетку и несуразные очки в толстой оправе, а также костюмы на размер меньше, чтобы «плечи» не сидели, а штанины казались короткими. Внешний неуклюжий вид персонажа призван подчеркнуть его неуклюжесть духовную. Новосельцева в начале фильма нельзя назвать ни хорошим, ни плохим человеком – он воспитывает двух детей, но воспитатель из него никакой – дети постоянно безобразничают. Ему хочется повышения, но даже для себя он не может четко сформулировать цель – «живу от получки до получки, от зарплаты до зарплаты». В начале фильма он ищет, у кого бы занять денег, но не обращается ни к кому с конкретной просьбой, а говорит «в воздух», надеясь, что придет как-то само. Повышение ему нужно, чтобы жить свободнее, словно чтобы расстегнуть свой тесный маленький пиджак. Друзья будут советовать ему для решения проблемы попросить повышения – но на каком основании? Он даже, как выяснится позже, отчет не способен нормально написать. И вот, более успешный его друг Самохвалов советует приударить за Калугиной, чтобы получить должность. Обратите внимание, Новосельцева при этом коробит вовсе не этическая сторона вопроса - воспользоваться чувствами женщины ради карьерного роста, нет, он беспокоится, что не сможет сыграть роль убедительно влюбленного в «эту Мымру».
Все, потому что он не видит в ней живого человека, женщину, у которой тоже могут быть чувства. А такое отсутствие уважения к ней объясняется отсутствием уважения к себе. Поэтому он начинает свои нелепые ухаживания против воли, напивается и под влиянием алкоголя наконец-то позволяет себе высказать все, что думает о Калугиной. Потом пытается извиниться – и опять-таки, не потому что сожалеет об оскорблении, а потому что «надо». Он сам осознает неискренность своих извинений, когда говорит: «Мы вас все очень любим! Где-то глубоко в душе… очень глубоко».
А вот после этого момента происходит перелом. Калугина, задетая за живое, плачет, а Новосельцев, став свидетелем и причиной обрушения каменной стены начальницы, внезапно видит перед собой живого человека. Более того, в этот момент он начинает обретать фигуру, как человек. Это выражается в искренней попытке проявить сочувствие и извиниться, поскольку Новосельцев начинает осознавать свою роль в страданиях Людмилы Прокофьевны. Он почти молча выслушивает начальницу, а выйдя из кабинета тихо отвечает сослуживцам: «Она не старуха».
С этого момента, разглядев в начальнице личность, а не функцию главы статистического учреждения, он начинает становиться личностью сам.
Начинает Анатолий Ефремович не совсем верно - руководствуясь жалостью к ней, остается допоздна, смутно чувствуя желание подставить плечо в одинокую минуту. Но как раз «плечо» из него сомнительное – чтобы показать это, далее идет сцена уровня «да кем он себя возомнил?» в кабинете Калугиной. Новосельцев садится в кресло руководителя, разыгрывает сценку назначения себя начальником отдела. Так кстати появившаяся Калугина ставит его на место, пытаясь при этом нивелировать утреннюю сцену и вернуть стену между собой и подчиненным на место.
То, что происходит дальше, выглядит, как хамство – на самом деле Новосельцев видит этот ход, но не принимает его, резкой репликой он напоминает, что видел ее настоящую. А дальше запускается цепная реакция шагов Калугиной и Новосельцева. В процессе мы видим отказ от нелепой жалкой роли в пользу самоуважения– он просит своего друга больше не ходатайствовать о новой должности перед начальством, ставя чувства к Калугиной выше этого. Будучи стесненным в деньгах, он покупает цветы начальнице. Наконец, возмущенный поступком бывшего друга (ситуация с письмами Оли к Самохвалову), стремится ничем не быть обязанным такому недостойному, по его мнению, человеку, а также дает ему пощечину, рискуя вызвать немилость начальства, связями с которым еще недавно дорожил.
Мы смотрим фильм глазами героя, его закадровый голос в начале этому способствует, поэтому на протяжении всей картины мы увлекаемся внешними изменениями Калугиной, забывая о том, что главная тому причина – Новосельцев. Недоумение многих зрителей по вопросу «что Калугина нашла в этом усатом очкарике?» понятно, но стремление объяснить это одной лишь неустроенностью личной жизни и страхом главной героини остаться одной – неверно. Людмила Прокофьевна – сильная самодостаточная женщина, имевшая решимость порвать с мужчиной сразу же, едва заподозрив его в неуважении к себе. Финал это доказывает - но Новосельцев тоже изменился: осознавая вину перед любимой женщиной и желая доказать искренность своих намерений, он жертвует карьерой и пишет заявление об уходе.
Сама Калугина, меняется, конечно, тоже – но при этом самый красивый ее образ мы видим не в момент преображения, когда она легкомысленно заходит в учреждение с мечтательным влюбленным взглядом, а ближе к концу, когда она берет себя в руки, возвращаясь к своей роли начальницы, но уже в новом облике внешне. Сравните.
Преображение тоже большей частью нужно было для Новосельцева –ей хотелось быть красивой из-за ответной влюбленности. Поэтому она дрожащими руками снимает серьги и кольца в кабинете, едва услышав из уст Самохвалова историю ее покорения ради карьерного роста.
Эту историю оттеняет разворачивающая параллельно любовная линия Юрия Самохвалова и Ольги Рыжовой. Эти отношения похожи тем, что тоже имеют подоплеку социального неравенства между участниками. И казалось бы, гораздо логичнее ситуация, когда женщина стоит на социальной лестнице ниже мужчины, а не наоборот. Тем не менее, у Новосельцева с Калугиной все получается, а вот у Оли Рыжовой….
Причина – в ее неспособности понимать социальное неравенство и отказ видеть собственную навязчивость. Новосельцев ни на минуту не забывает, что перед ним – начальство и всячески подчеркивает это, тогда как Оля, пытаясь набить себе цену, ругает салат, который приготовила жена Самохвалова и уверяет, что делает это лучше, постоянно пытается возвысить себя в его глазах неуместными комплиментами себе же, а после достает Юрия Григорьевича любовными письмами собственного сочинения. Сначала он вежливо отказывается от встреч, давая возможность ей сохранить лицо, затем пытается грубо осадить, заявляя, что скоро будет вынужден входить в свой кабинет через окно, чтобы избежать встреч с ней. В итоге отчаявшись, он решается на некрасивый шаг, вызвав после общественное порицание. Оля, наконец, прозрев от стыда собирает остатки достоинства и прекращает преследовать Самохвалова.
Служебный роман – история, полностью отвечающая своему названию, она именно о романах, которые разворачиваются на службе. В данном случае фоном служит сухое статистическое учреждение и люди в нем воспринимаются столь же безлико, как цифры в отчетах. Это история о преображении, но не суровой начальницы в нимфу, а нелепого и жалкого Новосельцева в человека, способного измениться через сочувствие к другому и, приобретя самоуважение, заслужить ответную любовь.
Дорогие пикабушники!
Изучая информацию о фильме, наткнулась на любопытные факты от Газеты.ру. После выхода "Служебного романа" в киностудию стали присылать письма с благодарностями от женщин, которых экранизация подтолкнула к переменам в жизни: смене внешнего облика и стиля на работе. К сожалению, из статьи непонятно, насколько массовым было это явление. Я опросила доступных мне современников премьеры фильма, ответы получила довольно интересные: например, охотились за лекалами платья "как у Калугиной". Но для исследования массового культурного феномена маловато. А влияние на эпоху интересует. Буду рада, если подскажете источники или, может быть вы, как современник, смогли увидеть влияние картины на общество того времени.
Продолжаю делиться своим тайным хобби - разбирать фильмы с точки зрения визуала.
Больше разборов и забавных глупых фактов о кино в телеге:
Продолжение поста «"Бойцовский клуб" против американской мечты: почему фильм актуален и сейчас»1
Недавно я выложила разбор «Бойцовского клуба» и в комментариях увидела спор
Честно скажу – сама хренову тучу обзоров смотрела и про Бойцовский клуб все изъезжено вдоль и поперек еще до меня (я вот больше по визуальной части, тут, кажется, еще никто не отличился, во всяком случае, мне не попадалось), в том числе одним из моих любимых блогеров ЧБУ.
Так все-таки реальна или нет? (Речь о фильме)
В картине нам указывают на единственного вымышленного персонажа. «Гвоздь программы» - Тайлер Дерден, с ним связан основной сюжетный поворот. Все остальное – поиски глубинного смысла, попытка увидеть подтекст истории, которую, возможно, оставил режиссер или автор книги для своих самых внимательных зрителей и читателей.
Последователи теории считают, что в Рассказчике борются два начала – мужское и женское. В интернетах такие аргументы вымышленности Марлы:
- Она сидит на собраниях мужчин, больных раком яичек и курит в группах с заболеваниями легких, и никто не обращает на это внимания
- Они с Рассказчиком поделили группы, совсем как с Тайлером время суток. И при обсуждении кому что достанется, Рассказчик говорит: "Ты не можешь взять весь мозг себе!" – имея ввиду группы заболеваний, но подтекстом можно подумать, что идет война за место в черепной коробке.
- Далее она сдает мужские джинсы в секонд-хэнд. Некоторые считают, что это джинсы Рассказчика, от которых он пытается избавиться. Типа вот борьба начал. Ну так себе аргумент, да.
- В сцене обмена номерами Марла идет через оживленный перекресток по прямой, не обращая внимания на авто. И ее никто не сбивает.
- В аэропорту чемодан рассказчика вибрирует. Охранник предполагает, что это вибратор. Его мог туда положить туда Рассказчик в разуме Марлы.
- Тайлер, Марла и Рассказчик не появляются втроём в одном кадре. И секс между Марлой и Тайлером это… мастурбация Рассказчика.
- В финале фигуры Рассказчика и Марлы очень похожи, одного роста и силуэта. Тайлер убит, а это значит, что женское начало в Рассказчике победило.
Остальное уже сильно перетянутая сова на глобусе.
Я стараюсь не пускаться в рассуждения «что хотел сказать автор», но обзор без своего взгляда на произведение сделать невозможно. Поэтому… вот что вижу, то и хотел автор сказать). Прямо не сказали, что она нереальна, значит, настоящая.
Я сначала хотела вот такой кусочек в обзор вставить
А потом решила, что перегружено будет.
Сравните с этим:
Марла сидела изначально. Тайлер появился буквально «из головы».
По поводу поиска глубинных смыслов: я сама таким обычно не занимаюсь, авторских смыслов, лежащих на поверхности мне чаще достаточно. Но в то же время очень люблю читать/смотреть что обнаружили в произведении другие. Не помню, где-то читала о том, что автор, представивший произведение на суд зрителю, должен быть готов отпустить его, совсем как ставшего взрослым ребенка. Должен быть готов к тому, что каждый читатель или зритель вынесет из него что-то свое, воспримет по-своему. И большинство режиссеров, кстати, к этому готовы. Братья-сестры Вачовски, например, не поддерживают, но и не опровергают фанатские теории о смыслах фильма Матрица, заставляя их тем самым плодиться дальше. Это и называется жизнь произведения без участия автора.
Когда показывали мою первую короткометражку в жанре мистика в рамках кинофестиваля, я собирала все материалы, в которых упоминали мой фильм. И вот в каком-то интервью один из организаторов фестиваля озвучил очень крутое объяснение смысла фильма, которое изначально туда не вкладывалось. Я подумала – надо запомнить, будет что в следующий раз журналистам сказать.
Вот и Чак Паланик после премьеры Бойцовского клуба, кстати, остался очень доволен и посетовал только, что до некоторых ходов не додумался сам. Так что несмотря на то, что их там может не быть, поисками других смыслов все равно нужно заниматься) Кто знает, может именно ваша фанатская теория потом найдет отклик у автора и выльется в другое самостоятельное произведение.
Телега с разборами фильмов с точки зрения визуала:
"Бойцовский клуб" против американской мечты: почему фильм актуален и сейчас1
Фильм "Бойцовский клуб", недооценённый в прокате (привет, бездарные, мыслящие шаблонами маркетологи, которые, зацепившись за слово "бойцовский" продвигали картину, как фильм о спорте) получил статус культового и заслуженную славу уже много позже своей премьеры.
Он снят по книге Чака Паланика, автору которой удалось довольно четко сформулировать главную боль современного мира - пресыщение потреблением. В русском языке есть свои описания этого процесса: "Невыносимая лёгкость бытия" и "беситься с жиру". Довольно ёмкие и своеобразные. Это свидетельствует о том, что проблема интернациональна.
Главный герой (у него нет имени, для удобства буду называть Рассказчиком), конечно, вовсе не выглядит счастливым и сытым, но дело именно в том, что он изнывает от своей чрезмерно устроенной жизни. Его организм бунтует против бесполезной с духовной точки зрения, но высокооплачиваемой работы, на которой он усердно трудится, против власти корпораций и бесконечной покупки красивых, но ненужных вещей.
Однако в обществе, в котором он живёт, его положение если не завидно, то довольно уважаемо, многие не против оказаться на его месте. Поэтому он не может послать к черту все и жить как хочет. Более того, он даже сам себе не может объяснить, а что, собственно, в его жизни не так.
Причина появления Тайлера Дёрдена, альтер-эго героя, — это раздирающие героя противоречия, необходимость сохранять внешний пристойный облик и в то же время желание жить иной жизнью.
Дэвид Финчер — это режиссер, в картинах которого все выверено до маниакальных мелочей, предметы и люди расставлены с четким умыслом и нет ни единого случайного цветового пятнышка. Ведущего цвета в этом фильме нет, скорее ведущий тон - тяжёлый, мрачный, местами с психоделическими "случайными" яркими пятнами, что соответствует внутреннему состоянию героя. Эй, он все же как-никак страдает от шизофрении, раздвоения личности и бессонницы одновременно, откуда взяться другим тонам? Пожалуй, чаще всего в картине можно видеть синие оттенки – и они преобладают там, где действие крутится вокруг Рассказчика.
Для того, чтобы понять почему так, посмотрим на проблему, которую выражает сам герой. Бессонница. Да, она не главная, но так он формулирует причины происходящего сам для себя, она заставляет его предпринимать какие-то действия. С нее все началось, из-за нее все продолжается.
Люди, страдающие бессонницей (я вот тоже), пытавшиеся с ней справиться, знают, что в числе её причин есть реакция нашего организма на свет. Поэтому среди прочих рекомендаций есть советы воздержаться от просмотра телевизора, использования компьютера и гаджетов перед сном. Эти устройства излучают сине-фиолетовый спектр цвета, который в циркадных ритмах человека способствует пробуждению и стимуляции нервной системы. Под влиянием этого света выработка мелатонина в организме понижается и человек бодрствует. Поэтому Рассказчика часто окружают именно сине-фиолетовые оттенки, которые подчеркивают его невозможность расслабиться и уснуть в конце концов нормально, а не превращаясь в Тайлера.
Действие картины зачастую разворачивается ночью. Это не случайно, ведь нам показывают историю о человеке, страдающем бессонницей и раздвоением личности. И та самая альтернативная личность просыпается в Рассказчике ночью, когда большинство людей спит. Тайлер Дёрден – воплощение желаний главного героя – прежде всего раскован и свободен от социальных условностей. Рассказчика восхищает в нем философия «быть, а не казаться». И не только его.
В художественном произведении все события так или иначе связаны с протагонистом – главным героем истории, персонажем, на котором завязан сюжет. Ему противостоит антагонист – главное конфликтное лицо, вовлекающее протагониста в борьбу. В «Бойцовском клубе» таким антагонистом является Тайлер, и это тот самый случай, когда симпатии зрителя оказываются на стороне противоборствующей силы, а не на стороне главного героя. В свое время фильм растащили на цитаты, и большинство из них были репликами Тайлера. Похожую славу снискал себе другой антагонист - Джокер из фильма Нолана «Темный рыцарь». Положительный Бэтмэн кажется чересчур правильным и меркнет на фоне анархичного злодея, реплики которого также в свое время растащили на цитаты после выхода фильма. Очарование публики такими героями свидетельствует о том, что в нашей жизни в последнее время стало слишком много порядка. Что размеренный темп жизни без стрессов для современного человека является стрессом самим по себе. Мы справедливо идентифицируем себя с Рассказчиком – большинство из нас работает на офисных работах, живет, как нам кажется, скучной жизнью, и поэтому нас тоже очаровывает Тайлер. И если Рассказчик – всегда нейтральный, серый, будто сливающийся с фоном, то Тайлер – это яркое пятно. Он носит преимущественно одежду красных цветов, а облик всегда небрежен: мятые пиджаки, не до конца застегнутые рубашки, грязные майки, всклокоченные волосы. Но его внешний вид в сочетании с харизмой и игрой Брэда Пита создают образ настолько цельного, уверенного в себе, по-настоящему свободного человека, что мы буквально ослеплены персонажем.
Еще одна деталь красного цвета – очки Тайлера. Здесь это не только модный аксессуар. Помните, как влияет синий спектр цвета на сон человека? Так вот, дело в том, что красный свет единственный не блокирует выработку мелатонина. А значит, успокаивает нервную систему и не нарушает сон. С этой целью в туалетах устанавливают красные лампочки, чтобы, воспользовавшись им ночью, человек мог быстро заснуть потом. Красные очки носят люди, работающие по ночам, чтобы облегчить себе засыпание днем. Тайлер смотрит на мир преимущественно сквозь стекла красного мелатонинового цвета. Он расслаблен, в отличие от Рассказчика.
Если Тайлер – это красное пятно в жизни Рассказчика, то Марла – черное. Всклокоченные черные волосы и тоже очки, только черные – основа ее облика. По книге, кстати, и Тайлер, и Марла – это воображаемые личности Рассказчика. В фильме есть некоторые намеки на то, что она тоже плод воображения – например, она ведет себя как Тайлер, так же небрежна, курит, иногда использует те же реплики. Но прямо этот факт режиссер нам не показывает, в отличие от ситуации с Тайлером.
Про приемы, которыми режиссер в течение всего фильма презентует неожиданный финал. Несколько раз в начале Талер появляется на секунду в одном кадре с разными персонажами. В этот момент рассказчик еще не осознает его появление. В первый раз полноценно, а не мельком мы видим Тайлера на фразе – «Если просыпаешься в другом времени и в другом месте, то почему нельзя проснуться другим человеком?». Это, собственно, первый жирный намек на то, что часто, засыпая, Рассказчик просыпается именно этим человеком. Тайлер здесь еще не яркое пятно, но тот самый «другой человек» - небрежно одетый и уже в очках.
Момент знакомства Рассказчика с Тайлером показан буквально как раздвоение – камера просто делает оборот вокруг главного героя и их становится двое.
В фильме есть моменты, когда фон вокруг Рассказчика не синий, а имеет теплые оттенки – желтоватый, коричневый. Это моменты, когда герой чувствует себя в безопасности, расслаблено или в комфортной обстановке – на собраниях в клубе неизлечимо больных, в доме на Пэйпер стрит и на арене в драке с членами Клуба. Кстати, название улицы – Paper в переводе с английского – бумага, намекает, что дом не настоящий. Такие обозначения используют картографы в англоязычных странах, чтобы показать, что дом, улица или другой географический объект существуют только на бумаге.
Несмотря на то, что фильм появился более 20 лет назад, некоторые затрагиваемые им темы актуальны и по сей день. Да, за это время человечество переосмыслило философию потребления, да и оголтелое стремление к «успешному успеху» тоже отходит на задний план. Фильм частично был бунтом против «американской мечты» - понятия, которое в Штатах обозначает возможность достижения успеха человеком любого сословия путем упорного труда. Источником понятия считают написанный в период Великой Депрессии исторический трактат Джеймса Адамса «Эпос Америки»: «американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает».
В изначальной интерпретации «американской мечты» нет ничего плохого или аморального, всем этим, как водится, философия обросла потом. Все началось с внешней атрибутики успеха – дома в собственности, хорошего автомобиля и круглой суммы на счету, а закончилось обществом потребления, где люди работают ради того, чтобы покупать. Все потому, что при внешней благопристойности формулировки «американской мечты» в ней нет ничего про духовные ценности – а показателем успеха является количество заработанных денег и купленных на них товаров. Ни слова о том, чтобы заниматься любимым делом, например, и лишь поэтому быть счастливым. Наше общество до сих пор отравлено этим ядом, но теперь, по крайней мере, широкие массы осознают последствия. Конечно, Тайлер Дерден – это другая крайность и не является адекватным примером для подражания. Я считаю, что фильм «Бойцовский клуб» учит прежде всего скептически относиться к навязанным общественным моделям, независимо от того, что сейчас будет в моде – общество потребления, поголовный дауншифтинг, бег наперегонки по карьерной лестнице или что-то другое. Главное – слышать себя и свои потребности, иметь смелость выбирать собственный путь в жизни. А то так и кукухой поехать недолго.
Ура! В этот раз все влезло в пикабушный формат)
Дорогие пикабушники! Продолжаю делиться своим тайным хобби - разбирать фильмы с точки зрения визуала.
Больше разборов в телеге:
Мемуары гейши - фильм-аллюзия
Мемуары гейши принадлежит к тому классу фильмов, в котором порой необязательно следить за происходящими событиями, им можно просто любоваться. Хотя сюжет тоже присутствует, и довольно сильный, я хочу упомянуть о главной особенности визуального восприятия кинокартины. Дело в том, что она является аллюзией на саму себя – тонкая, нежная, загадочная, настоящее произведение искусства. Как гейша.
Можно взять любой кадр этого фильма – будь то приоткрытие завесы над закрытой жизнью гейш под кровом общины, или красочные выступления в театре и другие выходы в «свет», или неприглядное суровое военное время, которое главная героиня переживала после столь блистательного дебюта – везде тонкость, изящность линий и неуловимые дуновения тайны.
Давайте посмотрим на цветовую схему. Для картины характерны нежные, приглушенные тона, акцентным цветом здесь выступает красный. Действие двух третей фильма происходит в окайо (община, где живут женщины-гейши, ученицы и «матушка»), а также в чайных и других местах работы гейш. Зачастую ночью, поэтому в изобилии присутствуют тонкие изящные тени от ламп. Это отсылка к внешнему виду гейши – ярко-красные губы на фоне абсолютно белого лица с тонкими линиями глаз и бровей.
Перед тем, как стать гейшей, девушка некоторое время ходит в ученицах – мейко. Чем младше девушка, тем ярче ее внешний вид, красочнее кимоно и обильнее украшения. После тридцати гейши белят лицо только на особо важные церемонии и носят кимоно спокойных пастельных тонов. Пожилые гейши не формируют сложные прически, а ограничиваются аккуратным пучком.
Мы можем заметить это по фильму, если схематично разделим его на три части – детство, юность и молодость героини. Детство большей частью показывают в серых, хмурых тонах, поскольку путь девочки еще не определен. Ее продала семья, она хочет сбежать – будущее туманно, что и отражают краски фильма. Иногда всполохами мы видим красные пятна, например, момент первой встречи с Хацумомо, который, несомненно, произвел впечатление на юную Чио. Далее эта девушка, ставшая соперницей главной героини, постоянно будет появляться в одежде с элементами ведущего цвета. Ярким оранжевым пятном выделяется ее решение стать гейшей, чтобы еще раз встретиться с Председателем – это момент, где она бежит к воротам храма через множество оранжевых арок.
После этого картина стремительно окрашивается яркими цветами – девушке дают новое имя - Сайюри, она начинает учиться и выходить в свет. Этот период богат на краски, но ведущим акцентом остается красный. Практически в каждой сцене есть красный предмет в противовес заглушенным другим цветам.
Мы по-прежнему видим красивые, по-японски держанные тона, но режиссер снова цветом задерживает наше внимание на важных деталях. Выступление Саюри в театре – квинтэссенция ее образа. На протяжении всего фильма режиссер подчеркивает разными способами сходство девушки с водой, и только здесь ее темную таинственную глубину наконец показывают цветом. Это единственный момент в фильме, где так ярко доминирует синий цвет. Выступление – это демонстрация настоящей покоряющей силы воды. Основой служит бледный, тонкий неверный свет и красные элементы одежды.
Халат во время церемонии мидзуаге – полностью красный, что неудивительно, учитывая момент. Формально героиня стала гейшей после этого обряда.
Но символический переход из одного возраста в другой проходит под всполохи красно-оранжевого пожара, который устроила Хацумомо после известия о том, что Сайюри унаследует общину. Затем краски резко уходят из кадра. Фигура Хацумомо в этой сцене полностью лишена красок, поскольку она потеряла значимость в глазах Саюри.
Далее – небольшой отрывок о годах войны, почти лишенный красок, но не потерявший своей тонкости и красоты. Мои любимые сцены – с тканями. Сначала сцена с тканью в реке, когда сначала мы видим смывающуюся краску, похожую на кровь, а закадровый голос героини в это время говорит о войне – очень точный образ. А затем ее беседа с Нобу на фоне полотен, которые развесили для просушки. И, наконец, возвращение в мир гейш и финальные кадры в спокойных тонах, практически без акцентов.
Уважаемые пикабушники!
Продолжаю делиться своим тайным увлечением - разбором фильмов. Недавно разнесли тут немного предыдущий обзор, но я не сдаюсь ради одного человека, которому зашло. Завела телегу, где продолжение этого и предыдущего обзора, все, что не влезло. Буду очень рада видеть вас там)