aleksak

aleksak

пикабушник
поставил 13 плюсов и 37 минусов
отредактировал 5 постов
проголосовал за 5 редактирований
34К рейтинг 1066 комментариев 147 постов 37 в "горячем"
1 награда
5 лет на Пикабу
50

Василий Сталин - «От отца не отрекаюсь!»

"От отца не отрекаюсь!"

- так ответил Василий Сталин на требование Хрущева "осудить культ личности" и "преступления сталинизма".

Боевой летчик-истребитель, герой войны, привыкший на фронте смотреть в лицо смерти.

Василий Иосифович не струсил, не дрогнул, не "прогнулся" перед новой властью - и заплатил за верность светлой памяти своего отца "тюрьмой и сумой", несправедливым приговором, восемью годами заключения, ссылкой, инвалидностью и безвременной смертью в 40 лет.

Василий Сталин - «От отца не отрекаюсь!» История, СССР, Василий Сталин, Мемуары, Длиннопост

Василий Сталин 1943 год.


А поводом для ареста стало его обращение в китайское посольство с информацией об отравлении отца и просьбой о политическом убежище.

Вероятно, таким образом эти мемуары и оказались в Пекине, где были изданы уже после гибели Василия Сталина.


Теперь эта книга, наконец, возвращается к отечественному читателю.

Это – личные дневники «сталинского сокола», принявшего неравный бой за свои идеалы.

Это – последняя исповедь любимого сына Вождя, который оказался достоин своего великого отца.

«Осудить «культ личности» и «преступления сталинизма» я не могу. Потому что нечего осуждать. Осуждают преступления и преступников.

Я могу осудить тех, кто отравил моего отца и очернил его великие дела.

Я могу осудить тех, кто надругался над светлой памятью Вождя.

Могу и должен осудить!

Это мой долг, не только как сына, но и как честного советского человека.

Ложью и клеветой нельзя запятнать память моего отца.

Он принял из рук Ленина молодую Советскую страну, которой со всех сторон, в том числе изнутри, угрожали враги, а оставил после себя великое социалистическое государство, окружённое братскими социалистическими странами.

Разве это преступление?

Отец был рулевым, который вёл страну к процветанию и победам. Отца уважали и любили.

Это не культ.

Это называется – всенародная любовь.

Можно памятники убрать, но любовь и уважение из сердец людей не уберёшь.

Это святое.

И это навсегда.

Уверен, что через сто лет про Хрущёва никто и не вспомнит.

А про товарища Сталина будут помнить всегда.

Это я не столько как сын говорю, а как советский человек, коммунист».


Василий Сталин. «От отца не отрекаюсь!» Запретные мемуары сына Вождя.

Василий Сталин - «От отца не отрекаюсь!» История, СССР, Василий Сталин, Мемуары, Длиннопост

Скачать книгу в fb2 можно здесь.

Показать полностью 1
13

Аркадий Гайдар. "Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово".Повесть (полный текст)

МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ - герой повести-сказки А. Гайдара (А.П.Голикова), входящей в повесть «Военная тайна» (1935).


Впервые сказка напечатана в апреле 1933 г. в газете «Пионерская правда» под заглавием «Сказка о военной Мальчише-Кибальчише и его твердом слове».

Аркадий Петрович Гайдар родился в семье учителей - Петра Исидоровича Голикова (1879 - 1927) и Натальи Аркадьевны Сальковой (1884 - 1924), дворянки, дальней родственницы Михаила Юрьевича Лермонтова.

Родители будущего писателя участвовали в революционных выступлениях 1905 года.


Участник Гражданской войны. В 1918 году, в 14 лет был принят в коммунистическую партию (РКП(б)) в качестве кандидата. В конце декабря 1918 года был зачислен в Красную армию. В 1919 году обучался на курсах подготовки командного состава в Москве. В конце года получил назначение в действующую армию помощником командира взвода. Участвовал в боях на разных фронтах Гражданской войны, был ранен, контужен. В октябре 1920 года направлен в Москву на курсы командного состава.

Аркадий Гайдар. "Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово".Повесть (полный текст) Мальчиш-Кибальчиш, Мальчиш-Плохиш, Сделано в СССР, Повесть, Аркадий Гайдар, Длиннопост

Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента «Комсомольской правды». Написал военные очерки «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Ракеты и гранаты». После окружения в сентябре 1941 частей Юго-Западного фронта в районе Умань - Киев Аркадий Петрович Гайдар попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулемётчиком.


26 октября 1941 года Аркадий Гайдар погиб недалеко от села Лепляво Каневского района...

А.Гайдар задумывает эпический сказ о маленьком мальчике - Мальчише-Кибальчише, человеке с душой настоящего командира, верного своим идеалам,своей родине,своему народу и героически стойкого в служении им.


Это сказка о жертвенном подвиге воина-Мальчиша и рассказ о маленьком мальчике, с чистым и мужественным сердцем, жертвенность судьбы которого для автора неизбежна.


В ней и заключена тайна, которую должен раскрыть сам читатель.


Образ мальчика,Мальчиша-Кибальчиша,был задуман Гайдаром как героический.


В сказке присутствует и антигерой: Мальчиш-Плохиш - трус и предатель, по вине которого погибает Мальчиш-Кибальчиш.

Аркадий Гайдар. "Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово".Повесть (полный текст) Мальчиш-Кибальчиш, Мальчиш-Плохиш, Сделано в СССР, Повесть, Аркадий Гайдар, Длиннопост

Публикую полный текст повести-сказки.

В те дальние-дальние годы, когда только что отгремела по всей стране война, жил да был Мальчиш-Кибальчиш.


В ту пору далеко прогнала Красная Армия белые войска проклятых буржуинов, и тихо стало на тех широких полях, на зеленых лугах, где рожь росла, где гречиха цвела, где среди густых садов да вишневых кустов стоял домишко, в котором жил Мальчиш, по прозванию Кибальчиш, да отец Мальчиша, да старший брат Мальчиша, а матери у них не было.


Отец работает -- сено косит.

Брат работает -- сено возит.

Да и сам Мальчиш то отцу, то брату помогает или просто с другими мальчишами прыгает да балуется.Гоп!.. Гоп!.. Хорошо!

Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. Не надо от пуль на пол ложиться, не надо от снарядов в погреба прятаться, не надо от пожаров в лес бежать. Нечего буржуинов бояться.

Некому в пояс кланяться.

Живи да работай -- хорошая жизнь!


Вот однажды -- дело к вечеру -- вышел Мальчиш-Кибальчиш на крыльцо.


Смотрит он -- небо ясное, ветер теплый, солнце к ночи за Черные Горы садится. И все бы хорошо, да что-то нехорошо.

Слышится Мальчишу, будто то ли что-то гремит, то ли что-то стучит.

Чудится Мальчишу, будто пахнет ветер не цветами с садов, не медом с лугов, а пахнет ветер то ли дымом с пожаров, то ли порохом с разрывов.

Сказал он отцу, а отец усталый пришел.


-- Что ты? -- говорит он Мальчишу. -- Это дальние грозы гремят за Черными Горами. Это пастухи дымят кострами за Синей Рекой, стада пасут да ужин варят. Иди, Мальчиш, и спи спокойно.


Ушел Мальчиш. Лег спать. Но не спится ему -- ну, никак не засыпается.

Вдруг слышит он на улице топот, у окон -- стук.

Глянул Мальчиш-Кибальчиш, и видит он: стоит у окна всадник.

Конь -- вороной, сабля -- светлая, папаха -- серая, а звезда -- красная.


-- Эй, вставайте! -- крикнул всадник. -- Пришла беда, откуда не ждали. Напал на нас из-за Черных Гор проклятый буржуин.

Опять уже свистят пули, опять уже рвутся снаряды.

Бьются с буржуинами наши отряды, и мчатся гонцы звать на помощь далекую Красную Армию.


Так сказал эти тревожные слова краснозвездный всадник и умчался прочь.


А отец Мальчиша подошел к стене, снял винтовку, закинул сумку и надел патронташ.

-- Что же, -- говорит старшему сыну, -- я рожь густо сеял -- видно, убирать тебе много придется. Что же, -- говорит он Мальчишу, -- я жизнь круто прожил, и пожить за меня спокойно, видно, тебе, Мальчиш, придется.

Так сказал он, крепко поцеловал Мальчиша и ушел. А много ему расцеловываться некогда было, потому что теперь уже всем и видно и слышно было, как гудят за лугами взрывы и горят за горами зори от зарева дымных пожаров...


День проходит, два проходит.


Выйдет Мальчиш на крыльцо: нет... не видать еще Красной Армии.

Залезет Мальчиш на крышу. Весь день с крыши не слезает.

Нет, не видать. Лег он к ночи спать.

Вдруг слышит он на улице топот, у окошка -- стук.

Выглянул Мальчиш: стоит у окна тот же всадник.

Только конь худой да усталый, только сабля погнутая, темная, только папаха простреленная, звезда разрубленная, а голова повязанная.

-

- Эй, вставайте! -- крикнул всадник. -- Было полбеды, а теперь кругом беда. Много буржуинов, да мало наших.

В поле пули тучами, по отрядам снаряды тысячами. Эй, вставайте, давайте подмогу!


Встал тогда старший брат, сказал Мальчишу:


-- Прощай, Мальчиш... Остаешься ты один... Щи в котле, каравай на столе, вода в ключах, а голова на плечах...

Живи, как сумеешь, а меня не дожидайся.

День проходит, два проходит.


Сидит Мальчиш у трубы на крыше, и видит Мальчиш, что скачет издалека незнакомый всадник.


Доскакал всадник до Мальчиша, спрыгнул с коня и говорит:


-- Дай мне, хороший Мальчиш, воды напиться.

Я три дня не пил, три ночи не спал, три коня загнал.

Узнала Красная Армия про нашу беду.

Затрубили трубачи во все трубы сигнальные. Забили барабанщики во все громкие барабаны.

Развернули знаменосцы все боевые знамена.

Мчится и скачет на помощь вся Красная Армия.

Только бы нам, Мальчиш, до завтрашней ночи продержаться.


Слез Мальчиш с крыши, принес напиться. Напился гонец и поскакал дальше.

Вот приходит вечер, и лег Мальчиш спать.

Но не спится Мальчишу -- ну, какой тут сон?

Вдруг он слышит на улице шаги, у окошка -- шорох.

Глянул Мальчиш и видит: стоит у окна все тот же человек.

Тот, да не тот: и коня нет -- пропал конь, и сабли нет -- сломалась сабля, и папахи нет -- слетела папаха, да и сам-то стоит -- шатается.


-- Эй, вставайте! -- закричал он в последний раз. -- И снаряды есть, да стрелки побиты. И винтовки есть, да бойцов мало.

И помощь близка, да силы нету. Эй, вставайте, кто еще остался!

Только бы нам ночь простоять да день продержаться.


Глянул Мальчиш-Кибальчиш на улицу: пустая улица.

Не хлопают ставни, не скрипят ворота -- некому вставать.

И отцы ушли, и братья ушли -- никого не осталось.


Только видит Мальчиш, что вышел из ворот один старый дед во сто лет.

Хотел дед винтовку поднять, да такой он старый, что не поднимет.

Хотел дед саблю нацепить, да такой он слабый, что не нацепит.

Сел тогда дед на завалинку, опустил голову и заплакал.


Больно тогда Мальчишу стало. Выскочил тогда Мальчиш-Кибальчиш на улицу и громко-громко крикнул:

-

- Эй же, вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтоб буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство?


Как услышали такие слова мальчиши-малыши, как заорут они на все голоса! Кто в дверь выбегает, кто в окно вылезает, кто через плетень скачет.

Все хотят идти на подмогу. Лишь один Мальчиш-Плохиш захотел идти в буржуинство.


Но такой был хитрый этот Плохиш, что никому ничего не сказал, а подтянул штаны и помчался вместе со всеми, как будто бы на подмогу.


Бьются мальчиши от темной ночи до светлой зари.

Лишь один Плохиш не бьется, а все ходит да высматривает, как бы это буржуинам помочь.

И видит Плохиш, что лежит за горкой громада ящиков, а спрятаны в тех ящиках черные бомбы, белые снаряды да желтые патроны.

"Эге, -- подумал Плохиш, -- вот это мне и нужно".


А в это время спрашивает Главный Буржуин у своих буржуинов:


-- Ну что, буржуины, добились вы победы?

-- Нет, Главный Буржуин, -- отвечают буржуины, -- мы отцов и братьев разбили, и совсем была наша победа, да примчался к ним на подмогу Мальчиш-Кибальчиш, и никак мы с ним все еще не справимся.


Очень удивился и рассердился тогда Главный Буржуин, и закричал он грозным голосом:

-- Может ли быть, чтобы не справились с Мальчишем? Ах вы, негодные трусищи-буржуищи! Как это вы не можете разбить такого маловатого? Скачите скорей и не возвращайтесь назад без победы.


Вот сидят буржуины и думают: что же это такое им сделать? Вдруг видят: вылезает из-за кустов Мальчиш-Плохиш и прямо к ним.

-- Радуйтесь! -- кричит он им. -- Это все я, Плохиш, сделал. Я дров нарубил, я сена натащил, и зажег я все ящики с черными бомбами, с белыми снарядами да с желтыми патронами.

То-то сейчас грохнет!


Обрадовались тогда буржуины, записали поскорее Мальчиша-Плохиша в свое буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья.

Сидит Мальчиш-Плохиш, жрет и радуется.


Вдруг как взорвались зажженные ящики! И так грохнуло, будто бы тысячи громов в одном месте ударили и тысячи молний из одной тучи сверкнули.

-- Измена! -- крикнул Мальчиш-Кибальчиш.

-- Измена! -- крикнули все его верные мальчиши.


Но тут из-за дыма и огня налетела буржуинская сила, и схватила, и скрутила она Мальчиша-Кибальчиша.


Заковали Мальчиша в тяжелые цепи. Посадили Мальчиша в каменную башню. И помчались спрашивать: что же с пленным Мальчишем прикажет теперь Главный Буржуин делать?


Долго думал Главный Буржуин, а потом придумал и сказал:


-- Мы погубим этого Мальчиша. Но пусть он сначала расскажет нам всю их Военную Тайну. Вы идите, буржуины, и спросите у него:

-- Отчего, Мальчиш, бились с Красной Армией Сорок Царей да Сорок Королей, бились, бились, да только сами разбились?

-- Отчего, Мальчиш, и все тюрьмы полны, и все каторги забиты, и все жандармы на углах, и все войска на ногах, а нет нам покоя ни в светлый день, ни в темную ночь?

-- Отчего, Мальчиш, проклятый Кибальчиш, и в моем Высоком Буржуинстве, и в другом -- Равнинном Королевстве, и в третьем -- Снежном Царстве, и в четвертом -- Знойном Государстве в тот же день в раннюю весну и в тот же день в позднюю осень на разных языках, но те же песни поют, в разных руках, но те же знамена несут, те же речи говорят, то же думают и то же делают?


Вы спросите, буржуины:


-- Нет ли, Мальчиш, у Красной Армии военного секрета?

И пусть он расскажет секрет.

-- Нет ли у наших рабочих чужой помощи?

И пусть он расскажет, откуда помощь.

-- Нет ли, Мальчиш, тайного хода из вашей страны во все другие страны, по которому как у вас кликнут, так у нас откликаются, как у вас запоют, так у нас подхватывают, что у вас скажут, над тем у нас задумаются?


Ушли буржуины, да скоро назад вернулись:


-- Нет, Главный Буржуин, не открыл нам Мальчиш-Кибальчиш Военной Тайны. Рассмеялся он нам в лицо.

-- Есть, -- говорит он, -- и могучий секрет у крепкой Красной Армии.

И когда б вы ни напали, не будет вам победы.

-- Есть, -- говорит, -- и неисчислимая помощь, и сколько бы вы в тюрьмы ни кидали, все равно не перекидаете, и не будет вам покоя ни в светлый день, ни в темную ночь.

-- Есть, -- говорит, -- и глубокие тайные ходы.

Но сколько бы вы ни искали, все равно не найдете.

А и нашли бы, так не завалите, не заложите, не засыплете.

А больше я вам, буржуинам, ничего не скажу, а самим вам, проклятым, и ввек не догадаться.


Нахмурился тогда Главный Буржуин и говорит:


-- Сделайте же, буржуины, этому скрытному Мальчишу-Кибальчишу самую страшную Муку, какая только есть на свете, и выпытайте от него Военную Тайну, потому что не будет нам ни житья, ни покоя без этой важной Тайны.


Ушли буржуины, а вернулись теперь они не скоро.

Идут и головами покачивают.


-- Нет, -- говорят они, -- начальник наш Главный Буржуин.

Бледный стоял он, Мальчиш, но гордый, и не сказал он нам Военной Тайны, потому что такое уж у него твердое слово.

А когда мы уходили, то опустился он на пол, приложил ухо к тяжелому камню холодного пола, и, ты поверишь ли, о Главный Буржуин, улыбнулся он так, что вздрогнули мы, буржуины, и страшно нам стало, что не услышал ли он, как шагает по тайным ходам наша неминучая погибель?..


-- Что это за страна? -- воскликнул тогда удивленный Главный Буржуин.

-- Что же это такая за непонятная страна, в которой даже такие малыши знают Военную Тайну и так крепко держат свое твердое слово?

Торопитесь же, буржуины, и погубите этого гордого Мальчиша.

Заряжайте же пушки, вынимайте сабли, раскрывайте наши буржуинские знамена, потому что слышу я, как трубят тревогу наши сигнальщики и машут флагами наши махальщики.

Видно, будет у нас сейчас не легкий бой, а тяжелая битва.


И погиб Мальчиш-Кибальчиш...


Но... видели ли вы, ребята, бурю?

Вот так же, как громы, загремели и боевые орудия.

Так же, как молнии, засверкали огненные взрывы.

Так же, как ветры, ворвались конные отряды, и так же, как тучи, пронеслись красные знамена.

Это так наступала Красная Армия.


А видели ли вы проливные грозы в сухое и знойное лето?

Вот так же, как ручьи, сбегая с пыльных гор, сливались в бурливые, пенистые потоки, так же при первом грохоте войны забурлили в Горном Буржуинстве восстания, и откликнулись тысячи гневных голосов и из Равнинного Королевства, и из Снежного Царства, и из Знойного Государства.


И в страхе бежал разбитый Главный Буржуин, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной Военной Тайной.


А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей Реки.

И поставили над могилой большой красный флаг.


Плывут пароходы -- привет Мальчишу!

Пролетают летчики -- привет Мальчишу!

Пробегут паровозы -- привет Мальчишу!

А пройдут пионеры -- салют Мальчишу!

Аркадий Гайдар. "Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово".Повесть (полный текст) Мальчиш-Кибальчиш, Мальчиш-Плохиш, Сделано в СССР, Повесть, Аркадий Гайдар, Длиннопост

Автор: А. Гайдар

Показать полностью 2
51

Мальчиш-Кибальчиш: история персонажа."Сказка про Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово"

Мальчиш-Кибальчиш, который пожертвовал собой ради спасения множества жизней, яркий пример тезиса, что смелость – не признак взрослого человека.

Ребенок, чье детство прошло под свист пуль, не боится открыто смеяться над врагом. Ведь Красная Армия уже рядом, и у буржуйской силы нет шанса победить.

Мальчиш-Кибальчиш: история персонажа."Сказка про Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово" Сделано в СССР, Мальчиш-Кибальчиш, Аркадий Гайдар, Повесть, Видео, Длиннопост

В апреле 1933 года подписчики газеты «Пионерская правда» впервые прочитали необычное имя – Мальчиш-Кибальчиш.

Так назвал героя автор повести Аркадий Гайдар.


«Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» вызвала бурю восторгов у молодого поколения.

Через два года небольшая повесть стала частью другого произведения - «Военная тайна».


Гайдар задумывает эпический сказ о маленьком мальчике - человеке с душой настоящего командира, верного своим идеалам и героически стойкого в служении им.


В сказке присутствует и антигерой: Мальчиш-Плохиш - трус и предатель, по вине которого погибает Мальчиш-Кибальчиш.

Мальчиш-Кибальчиш: история персонажа."Сказка про Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово" Сделано в СССР, Мальчиш-Кибальчиш, Аркадий Гайдар, Повесть, Видео, Длиннопост

Аркадий Гайдар 30-е года.

Любопытно, что год написания сказки не совпадает с годом выхода газеты. Личные дневники Гайдара, подтверждают, что образ Мальчиша-Кибальчиша родился в голове писателя еще в 1931 году.


История о смелости мальчика получила распространение и стала одним из литературных памятников советского времени. Ведутся ожесточенные споры, существует ли реальный прототип Кибальчиша или Гайдар описал в произведении несуществующего персонажа.


Наибольшее распространение получила версия, что образ и имя герой повести получил из-за Володи Кибальчича. Якобы Аркадий Гайдар дружил с революционером Виктором Кибальчичем и много времени проводил с сыном друга. Но подтверждений версии не найдено.


Не меньше сторонников получила теория, что имя и некоторые черты характера персонаж позаимствовал у Николая Кибальчича – народовольца, участвовавшего в убийстве Александра Второго. Впрочем, подобные гипотезы,также не имеют под собой научной основы.

Содержание повести:


В небольшом селении неподалеку от Черных гор родился и вырос мальчик по имени Мальчиш.

Ребенок в раннем возрасте получил прозвище Кибальчиш.

Мальчик рос под присмотром отца и старшего брата, мать ребенка, видимо, давно погибла.


Детство Мальчиша пришлось на время Гражданской войны, поэтому воспоминания ребенка в основном связаны с битвами и сражениями.

После завершения военных действий отец и старший брат Кибальчиша были заняты домашним хозяйством.

Ребенок же наслаждался играми со сверстниками.


Все изменил приезд командира Красной Армии.

Незнакомый мужчина сообщил, что неподалеку от деревни вновь начались сражения. Увы, сил красноармейцев недостаточно, чтобы победить противника.

Тогда отец Мальчиша взял оружие и отправился на подмогу героям.

Кибальчиш остался дома вместе со старшим братом.

Мальчиш-Кибальчиш: история персонажа."Сказка про Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово" Сделано в СССР, Мальчиш-Кибальчиш, Аркадий Гайдар, Повесть, Видео, Длиннопост

Спустя сутки уже знакомый красноармеец вновь появился на пороге.

Мужчина рассказал жителям деревни, что битва продолжается, но сил у командиров Красной Армии по-прежнему недостаточно.

На помощь отцу и красноармейцам отправился старший брат Мальчиша.

Мальчик остался в одиночестве, ожидая новостей от близких.


Следующей ночью красноармеец снова постучал в окно Мальчиша-Кибальчиша.

Герой сообщил, что Красная Армия на подходе, но их отряд разбит и больше некому защищать границы.

Смелый мальчик вышел на улицу и призвал друзей и ровесников отправиться на помощь красноармейцам.


На призыв о помощи откликнулись юные жители деревни.

Мальчишки собрали добровольный отряд и отправились на сражение.

Увы в пылу битвы, Мальчиш-Кибальчиш не заметил, что верность Красной Армии хранят не все.

Мальчиш-Плохиш, который жил по соседству с юным героем, совершил измену – подросток поджег боеприпасы.

Это позволило буржуинам захватить юного Кибальчиша в плен.


Чтобы узнать военные тайны противника, представители Белого движения устроили Мальчишу жестокий допрос.

Кибальчиша пытали, но патриот не выдал военную тайну.

Юный герой открыто признавал, что Красная Армия сильна и снабжена лучше, но не рассказал о тайных ходах и стратегиях красноармейцев.


Впечатленные смелостью и самоотверженностью деревенского ребенка, буржуины отступили.

Красная Армия выиграла очередное сражение.

Но продолжительные пытки, которым подвергся Кибальчиш, не оставили ребенку шансов.

Мальчика похоронили неподалеку от родного дома возле Синей Реки «и поставили над могилой большой красный флаг»

О подвиге ребенка стало известном всем жителям необъятной страны

«Плывут пароходы - привет Мальчишу!


Пролетают летчики - привет Мальчишу!


Пробегут паровозы - привет Мальчишу!


А пройдут пионеры - салют Мальчишу!»


Полностью повесть можно прочитать здесь.



Первый в Москве памятник литературному герою А. Гайдара — Мальчишу-Кибальчишу - установлен в мае 1972 года, в день 50-летия со дня основания Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина у главного входа в здание, которое тогда называлось Дворец пионеров, а сегодня это Московский городской дворец творчества детей и юношества на Воробьевых горах.

Его создатели — скульптор В. К. Фролов, архитектор В. С. Кубасов - стремились отразить динамичность образа подростка — в движении и порыве, в развевающейся рубахе, с саблей в одной руке и горном в другой.

Мальчиш-Кибальчиш: история персонажа."Сказка про Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово" Сделано в СССР, Мальчиш-Кибальчиш, Аркадий Гайдар, Повесть, Видео, Длиннопост

Памятник Мальчишу-Кибальчишу в Ташкенте 1980г.

Мальчиш-Кибальчиш: история персонажа."Сказка про Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово" Сделано в СССР, Мальчиш-Кибальчиш, Аркадий Гайдар, Повесть, Видео, Длиннопост

У самого Енисея, на краю заросшего травой и давно не используемого по назначению стадиона,на территории бывшего разрушенного пионерского лагеря «Таежный»,построенного в 1944 г.,как ведомственный пионерлагерь Норильского горно-металлургического комбината и считавшегося "Сибирским Артеком",высится полуразрушенный памятник Мальчишу-Кибальчишу, изготовленный в 1967 году.

Мальчиш-Кибальчиш: история персонажа."Сказка про Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово" Сделано в СССР, Мальчиш-Кибальчиш, Аркадий Гайдар, Повесть, Видео, Длиннопост
Мальчиш-Кибальчиш: история персонажа."Сказка про Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово" Сделано в СССР, Мальчиш-Кибальчиш, Аркадий Гайдар, Повесть, Видео, Длиннопост

Экранизации повести.

В 1958 году на студии «Союзмультфильм» запустили производство рисованного мультипликационного фильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише».

Мультик не отступает от сюжета одноименной повести.

Озвучивание главного героя доверили актрисе Валентине Сперантовой.

В 1964 году на экраны вышел полнометражный фильм «Сказка о Мальчише-Кибальчише».

Актеры кинокартины 3 месяца провели в туристических палатках неподалеку от города Судак, где проходили съемки.

Роль Мальчиша-Кибальчиша досталась Сергею Остапенко, а образ главного антагониста воплотил Сергей Тихонов.

Песня из х/ф "Сказка о Мальчише Кибальчише"

Песня "Товарищ Правда" из к/ф "Сказка о Мальчише- Кибальчише"

Показать полностью 6 4
37

"Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове". Диафильм 1968г. СССР

Студия: Диафильм

Год выпуска: 1968

Художник: Лосин В.

Редактор: Мартынова Н.

Художественный редактор: Морозов А.

Сценарист: Вялкина Л.


Это история о храбром и смелом Мальчише-Кибальчише, которого не смогли запугать враги-буржуины, замыслившие завоевать молодую Советскую страну и уничтожить Красную армию. Переплетаясь воедино, и резонируя друг с другом, героизм и предательство делят повесть на черное и белое без полутонов, призывая читателя к выбору.

"Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове". Диафильм 1968г. СССР Сделано в СССР, Студия диафильм, Комиксы, Длиннопост
Показать полностью 1
46

И.В.Сталин - о коммунистическом обществе.

«Если дать вкратце анатомию коммунистического общества, то это будет такое общество:


а) где не будет частной собственности на орудия и средства производства, а будет собственность общественная, коллективная;


б) где не будет классов и государственной власти, а будут труженики индустрии и сельского хозяйства, экономически управляющиеся, как свободная ассоциация трудящихся;


в) где народное хозяйство, организованное по плану, будет базироваться на высшей технике как в области индустрии, так и в области сельского хозяйства;


г) где не будет противоположности между городом и деревней, между индустрией и сельским хозяйством;


д) где продукты будут распределяться по принципу старых французских коммунистов: «от каждого по способностям, каждому по потребностям»;


е) где наука и искусство будут пользоваться условиями достаточно благоприятными для того, чтобы добиться полного расцвета;


ж) где личность, свободная от забот о куске хлеба и необходимости подлаживаться к «сильным мира», станет действительно свободной.


И.Сталин, «Беседа с первой американской рабочей делегацией» т.10 стр.134.

И.В.Сталин - о коммунистическом обществе. История СССР, Сталин, Великие высказывания
76

Сталин трижды срывал планы "глобалистов" - такие вещи не прощаются.

Серьёзная роль Сталина в истории России несомненна.


Кто они – ненавистники Сталина?

Что означают попытки "дегероизации" Сталина?

Почему не прекращаются попытки приравнять Сталина к Гитлеру?

Сталин трижды срывал планы "глобалистов" - такие вещи не прощаются. История СССР, Сталин, Мировая революция, Война, Глобализация, Видео, Длиннопост

Андрей Ильич Фурсов, кандидат исторических наук, публицист:


"Уже больше 30 лет не существует Советского Союза, 65 лет назад умер Сталин.

Тем не менее, споры о Сталине не утихают.

Более того, не смотря на 20 лет антисоветской пропаганды и антисталинской пропаганды, уважение и интерес к Сталину растет.


И та молодежь, которая выросла за последние годы, эти , люди, которые выросли уже после Советского Союза – они все чаще обращаются к фигуре Сталина, причем обращаются со знаком плюс.

Ну и естественно, альтернатива – это кампании десталинизации, которые контрпродуктивны, которые значительно больше способствуют популяризации Сталина, чем, что бы то ни было.


Поэтому имеет смысл поразмышлять о том, грубо говоря, кто друзья Сталина и кто его враги.


За что ненавидят Сталина на Западе и у нас, и чего хотят те люди, которые выставляют Сталину оценку плюс. Ведь когда несколько лет назад была такая шоу-программа «Имя России», Сталин долгое время лидировал. В конечном счете, он оказался на третьем месте. Я в это абсолютно не верю, там лидером оказался Александр Невский, фигура абсолютно несопоставимая со Сталиным. Потому что те задачи, которые пришлось решать Сталину, несопоставимы с теми задачами, которые решал Александр Невский, и по итогам тоже.


Что такое запрос на Сталина сегодня?


Прежде всего, это запрос на социальную справедливость, на то, чтобы вор сидел в тюрьме, министр, разграбивший со своим гаремом Министерство, должен сидеть в тюрьме. Он не сидит, и у людей это вызывает удивление.

При Сталине сажали за меньшее.


Помимо социальной справедливости, это запрос на державное величие, на то, чтобы никто не рассказывал нам, какая у нас должна быть ювенальная юстиция, как мы должны воспитывать детей, и западное общество, которое залито гноем порока, не учило нас, как нам себя вести. Это вторая вещь помимо социальной справедливости.


Ну и, наконец, для многих людей это такой в общем плане реванш, реванш за 30 лет наших проигрышей на международной арене, реванш не в смысле со штыком в горло, а реванш в смысле социально-психологического ощущения.

Люди вспоминают сталинскую эпоху и при всех ее издержках. А у какой эпохи нет издержек, когда говорят, что, например, какой ценой строился Советский Союз.

А какой ценой построены Соединенные Штаты (где коренные жители Северной Америки?)

А какой ценой построена Британская империя?

Кстати, когда Черчилль задал Сталину вопрос «что для вас самое тяжелое было в истории Советского Союза?», он сказал «Самыми тяжелыми годами были годы коллективизации, потому что за короткий срок нужно было решить очень много проблем». Что такое коллективизация?

Если посмотреть, как решался этот вопрос в Англии XVI века, там он был просто кровавый и жестокий. В процентном отношении там такой был выкошен процент, который нам просто не снился.


Иными словами, запрос на Сталина – это запрос на достойную и справедливую жизнь.


Интересно посмотреть, а кто же "десталинизаторы", кто ненавидел и ненавидит Сталина в Советском обществе?


Во время жизни Сталина у него были оппоненты с двух сторон. Первые – это те люди, которые считали, что Сталин предал дело мировой революции. Это были сторонники троцкистского проекта «мировая революция». По их мнению, Сталин предал этот проект. В чем-то они были правы, потому что Сталин действительно ликвидировал проект «мировой революции», вместо него стали строить «социализм в одной отдельно взятой стране».

Т.е. это преемственность по линии царская Россия – Россия Советская. И перелом этот произошел в 27-29 годах, а уже в 36 году были первые результаты.

Напомню, что в 36 году появились термины «советский патриотизм», «Советская Родина», в 36 году восстановили празднование Нового года с елкой, только это была уже не рождественская елка, а новогодняя.


В 36 году перестали отмечать тот праздник, точнее под старым названием, который потом отмечали как День Великой Социалистической революции, с 17 по 36 год этот праздник назывался – первый день Мировой революции, потом он стал советским праздником.

Иными словами, Сталин соединил дореволюционную Россию самодержавную и Россию послереволюционную, он осуществил эту смычку. И те, кто выступал с позиции мировой революции, считали его предателем и врагом, т.е. левые глобалисты.

И вот в этом плане они совершенно совпадали с Западом, для которого мировая революция нужна была только с одной целью - уничтожение национальных государств и создание Европы и Мира «Венеция размером с Европу и мир».


Кстати, очень интересно, в 1930 году Ялмар Шахт (президент Рейхсбанка (1923—1930, 1933—1939), рейхсминистр экономики (1936—1937), рейхсминистр без портфеля (1937—1942), аргументируя, почему финансисты должны поддержать приход Гитлера к власти, говорил, что он сломает национальные государства в Европе, и мы получим «Венецию размером с Европу».


Когда в 29 году, когда Сталин выслал Троцкого из СССР, т.е. поставил окончательный крест на проекте мировая революция.


Именно с этого года британцы и американцы начинают вести активно Гитлера к власти, т.е. реализовывать проект «мировая война». Если не мировая революция – значит, «мировая война».


Итак, это одна линия неприятия Сталина у нас в стране.


Вторая линия прямо противоположная

– это те люди, которые были ориентированы на сверхпотребление.

Сверхпотребление не вообще, а сверх той нормы, которая им полагалась.

Мы прекрасно знаем, что номенклатура – это господствующая группа без собственности, а разные слои номенклатуры отличались друг от друга объемом потребления, т.е. это было ранжированное иерархическое потребление. Ну и естественно, каждая группа хотела потреблять больше, чем им положено по статусу – это во-первых. А во-вторых, такая группы стремилась "закуклиться" и стать закрытой.


Сталин всю жизнь этому противостоял. Он пришел в бешенство, когда в 41 году узнал, что те чиновники, которые уехали в Куйбышев, решили для своих детей устроить спецшколу, чтобы они не дай Бог не путались вместе в одной школе с детьми рабочих. Сталин пришел в бешенство, сказал «проклятая каста».


И, собственно, он и боролся против этой проклятой касты, не давая ей превратиться в класс.


И когда Сталин сказал свою знаменитую фразу «по мере строительства социализма и приближения к нему классовая борьба будет обостряться» - он имел ввиду не кулаков, не те классы, которые ушли, он имел в виду опасность превращения в класс номенклатуры.

И, как мы видим по перестройке, он как в воду глядел.

Мы получили тот слой, который превратился в класс собственников, разменяв власть на собственность.


Иными словами, Сталина ненавидели две группы, которые противостояли друг другу. Условно говоря, троцкисты и бухаринцы.


И поэтому один из процессов 37 года на первый взгляд кажется странным.

Троцкий – левый, Бухарин – правый, какой здесь смысл?

Но это диалектика, и Сталин, отвечая на этот вопрос, очень четко зафиксировал. Диалектика – пойдешь направо - придешь налево, пойдешь налево - придешь направо.

И те, и другие не принимали "сталинизм", но по разным причинам. Для одних, для бухаринцев - это был курс на потребление, на превращение номенклатуры в класс, для других – это мировая революция.


Что у нас произошло после 56 года?

В 56 году дети и тех, и других были самыми главными обличителями Сталина, и эта линия на потребление восторжествовала в 61 году, и она нанесла еще более страшный удар по социализму, чем доклад Хрущева о культе личности. В новой программе КПСС в 1961 году было зафиксировано, что главная задача КПСС – это способствовать удовлетворению растущих материальных потребностей советских граждан. Социализм стали измерять в категориях, почерпнутых совсем из другого общества, из капиталистического.


Антикапитализм, таким образом, капитулировал. И, кроме того, здесь бомба была такая – раз мы теперь все измеряем в материальных потребностях, основная масса людей смотрит на номенклатуру, как они живут, значит «паскуда» свои материальные потребности решил, а мои - нет. Т.е. это была такая двойная бомба.

Но это что касается тех, кто ненавидел Сталина внутри страны.


Да, Сталина ненавидело и ненавидит номенклатурное ворье.


Ведь те люди, которые сейчас воруют в особо крупных размерах, они понимают, что если будет наведена элементарная дисциплина, то это означает, что их в лучшем случае отстранят, в худшем – посадят в тюрьму.

Поэтому наши чиновники вороватые, как только начинается минимальное наведение порядка, кричат «37 год, не позволим вернуться к 37 году».

Хорошая поговорка – «знает кошка, чье мясо съела».


Очень интересно, за что ненавидит Сталина западная верхушка, ей тоже есть за что ненавидеть.


Дело в том, что Сталин трижды сорвал планы "глобалистов".

Первый раз – это когда он сорвал курс на мировую революцию, которая должна была вымостить путь глобальной системе, и в России стали строить социализм в одной отдельно взятой стране.Такое не прощается.


Второе – это когда мы разгромили Вермахт, и уже в 44 году стало ясно, что мы «сделаем» Гитлера сами и наши так называемые союзники вынуждены были срочно открывать второй фронт, чтобы не дай Бог мы не дошли до Атлантического океана. Предполагалось, что Гитлер все-таки сокрушит Советский Союз – но не получилось.


Наконец, третий раз, это уже когда в 52-53 годах, в последние годы жизни Сталина, Советский союз практически восстановился после Великой Отечественной войны. По оценкам западных экономистов, это должно было произойти в начале 60 годов. В начале 60 годов мы запустили Гагарина в космос, и это тоже произошло на сталинском фундаменте.

Иными словами, Сталин трижды срывал планы "глобалистов", такие вещи не прощаются.


Вот эти нынешние попытки отождествить сталинизм с гитлеризмом они тоже очень интересны.


Дело в том, что целеполагание определенных кругов западной элиты сегодняшней – оно очень близко нацистскому целеполаганию - это класс избранных, избранный миллиард, это антихристианство, вместо него экологизм, сатанизм.


Это двухконтурная система управления, т.е. некий орден и какие-то партии, это ситуация Третьего Рейха – нацистская партия, за ней стоит черный орден СС.

В этом отношении Третий Рейх был никакой не альтернативой западному проекту – это было в брутальной форе эксперимент установления нового мирового порядка.

О новом мировом порядке говорил Гитлер.


В 40 году вышел четырехтомник Герберта Уэллса, «Человек из-за кулисы», который так и назывался «Новый мировой порядок» только в мягкой форме. Там должны были к власти прийти технократы, интеллектуалы и финансисты.

Здесь все было значительно жёстче, яснее, брутальней.


И очень интересно, куда делись те люди – психиатры, физики, инженеры – которые работали на Гитлера?

Наверное понесли заслуженное наказание,за работу на нацистов?

Отнюдь.. Они оказались все в Соединенных Штатах Америки, работая на западный проект.

И многих из них, например, Гелена, одного из крупнейших разведчиков Третьего Рейха, вывезли в Соединенные Штаты в нарушение законов Соединенных Штатов.


Иными словами, уже в конце войны была смычка нацистов и англо-саксонского истеблишмента.


Для чего сейчас понадобилось свести вместе гитлеризм и сталинизм?


Сталинизм, сталинский проект, Советский Союз, системный антикапитализм был реальной альтернативой капитализму и глобализму.


Нужно стереть память об этой альтернативе.

Не должно быть альтернатив у глобализма, поэтому мы сейчас подведем сталинизм под гитлеризм, который не был альтернативой, и это все устраним.

Одновременно с этим на Западе идет мягкая, скрытая реабилитация Третьего Рейха и нацизма.


Есть такой документ, он голосуется в ООН, против ксенофобии, расизма, там есть пункт против героизации нацизма.

Соединенные Штаты всегда воздерживались по этому поводу, а страны Евросоюза голосовали естественно за этот документ, т.е. против героизации нацизма.


А в 2011 году 17 стран Евросоюза проголосовали против этого документа, 17 из 27.

Т.е. можно героизировать нацизм.


И то, что бывшие эсесовцы маршируют в Эстонии и Латвии, то, что Запад к этому относится спокойно, очень показательно.


А, скажем, советская символика, т.е. символика той системы, которая сломала хребет фашизму, она под запретом и всячески давится.


В ближайшее время в Германии переиздадут «Mein Kampf».

Ее не издавали не потому, что Гитлер плохой для них, а потому, что по немецким законам если человек считается умершим и не оставил наследников, то в течении 70 лет его работы не издаются.

Но уже в ближайшее время, еще раньше «Mein Kampf» выйдет цитатник из «Mein Kampf».

Уже говорят о том, что нацизм был более мягкой формой тоталитаризма, чем коммунизм.

Т.е., иными словами, идет мягкая реабилитация Третьего Рейха.


Демонизация, реальная альтернатива новому мировому порядку – и эта альтернатива связана со Сталиным, он, действительно, реальная ключевая фигура.

Показать полностью 1
14

О Российском «страшном рабстве» и «свободной,гуманной» Европе - в средние века.

Традиционными штампами в западной общественной мысли стали утверждения о русском «рабстве» – ну а как же, даже аристократы унижались, именовали себя «холопами», а крепостное право было отменено только во второй половине XIX века…

О Российском «страшном рабстве» и «свободной,гуманной» Европе - в средние века. Рабство, Крепостное право, Россия, Европа, Длиннопост, История

Что ж, давайте разберёмся.


Вообще в средние века рабство считалось нормальным явлением.

В Европе со времён Древнего Рима поля обрабатывали рабы и подневольные колоны.


Для справки:

Переход от рабовладельческого строя к феодализму с закрепощением крестьян в Римской Империи начался уже во II—III вв., а окончательно крепостное право было введено в правление императора Диоклетиана (284—305 гг.),

"...который всем без исключения крестьянам, как арендаторам земли (колонам), так и собственникам земли, запретил, под страхом сурового наказания, покидать свое место жительства..."


А потом западные страны захватили германские племена.

Короли раздавали своим воинам земли вместе с жителями.

Но «варвары» перенимали и римские обычаи.

О Российском «страшном рабстве» и «свободной,гуманной» Европе - в средние века. Рабство, Крепостное право, Россия, Европа, Длиннопост, История

Брюллов Карл Павлович."Нашествие варваров на Рим"

Историческая справка:

Воспользовавшись переворотом в Риме, в результате которого был убит император Валентиниан III, король племени вандалов Гейзерих отправился из Карфагена с флотом на столицу Западной Римской империи. Город был захвачен без боя, оказавшись без войск и власти в результате убийства толпой узурпатора императорской власти Максима. Римский папа Лев I уговорил вандалов не разрушать город и не убивать жителей в обмен на сдачу Рима.Но те его обманули.


Разграбление Рима вандалами продолжалось две недели — со 2 по 16 июня 455 года. Были угнаны с целью получения выкупа тысячи пленников.

С этими событиями связывают возникновение в конце XVIII века термина «вандализм», означающего бессмысленное уничтожение культурных ценностей.

Как раз из этого смешения складывались феодальные порядки.

Землевладелец получал полную власть над крестьянами вплоть до права казнить неугодных, сам назначал подати и повинности, даже пользовался правом «первой ночи».

Кстати, это считалось не позором, а высокой честью. Глядишь, твоя молодая жена понравится господину, он и дальше будет уделять ей внимание. Перепадут какие-нибудь подарки, прибытки…


Особенно суровые формы крепостничество приобрело в Прибалтике.

Пруссию, Померанию, Латвию, Эстонию завоевали немцы, а местные племена обращались в неволю.

Трудились на полях, в прямом смысле слова, из-под палки, из самих крестьян назначали надсмотрщиков, готовых командовать соплеменниками и подгонять нерадивых ударами. Для строптивых существовали темницы в подвалах замка или их вешали на башнях на страх всем подданным.

В Ливонии произвели кодификацию права по образцу римского, и крестьян напрямую приравняли к рабам.

В результате развернулась розничная торговля крепостными.

Цена человека составляла 40–70 марок, за хорошего мастера или красивую девушку платили 100.

О Российском «страшном рабстве» и «свободной,гуманной» Европе - в средние века. Рабство, Крепостное право, Россия, Европа, Длиннопост, История

Казнь раба в Западной Европе в XIV веке.

В XIV веке прусские обычаи понравились великому князю Литвы Витовту, он внедрил их в своей стране.

Впоследствии австрийский дипломат Герберштейн описывал порядки в Литве:

«Народ жалок и угнетён тяжёлым рабством. Ибо если кто в сопровождении слуг входит в жилище какого-нибудь поселянина, то ему можно безнаказанно творить что угодно, грабить и забирать необходимые для житейского употребления вещи и даже жестоко побить поселянина… Со времён Витовта вплоть до наших дней они пребывают в настолько суровом рабстве, что если кто будет случайно осуждён на смерть, то он обязан по приказу господина казнить сам себя и собственноручно себя повесить. Если же он случайно откажется исполнить это, то его жестоко высекут, бесчеловечно истерзают и, тем не менее, повесят… Если судья или назначенный для разбора дела начальник пригрозит виновному в случае его замедления или только скажет ему: “Спеши, господин гневается”, несчастный, опасаясь жесточайших ударов, оканчивает жизнь петлёю».

С середины XIV века крепостное право в Западной Европе стало слабеть.

Этому способствовала эпидемия чумы, унёсшая десятки миллионов жизни.

Целые области пустели, феодалы оставались без рабочих рук и переманивали к себе крестьян на более мягких условиях.

Они становились уже не крепостными, а арендаторами.

Впрочем, юридически крепостное право никто не отменял.

Некоторая часть крестьян сохраняла статус рабов-сервов.

Но даже крестьяне, лично свободные, оставались совершенно бесправными, землевладелец обладал над ними судебной и административной властью, сохранял феодальные привилегии.

О Российском «страшном рабстве» и «свободной,гуманной» Европе - в средние века. Рабство, Крепостное право, Россия, Европа, Длиннопост, История

"Черная смерть" о которой в настоящее время слагают легенды. На самом деле так называют эпидемию чумы, которая поразила Европу, Азию, Северную Африку и даже Гренландию в 14-м веке. Протекала патология преимущественно в бубонной форме. Территориальным очагом болезни стала пустыня Гоби. Где находится это место, знают многие. Гоби принадлежит Евразии. Черный мор возник именно там из-за произошедшего малого ледникового периода, который послужил толчком для резкого и опасного изменения климата.


Бубонная чума забрала жизни 60 миллионов человек. При этом в некоторых регионах число умерших достигало двух третей населения.

А в странах Восточной и Северной Европы ни о каком ослаблении крепостничества речи не было.

Швеция, захватив Ливонию, переняла здешние законы, приравняла крестьян к рабам. Причём крепостными признавались не только дети крепостных, но и свободные люди, поселившиеся во владениях помещика.


В Польше не было никакой реальной разницы между положением свободных и крепостных крестьян.

Право владеть землёй и недвижимостью принадлежало исключительно дворянам, они обладали правом суда и расправы в своих имениях, а крестьяне попадали в полную зависимость от них.

Три дня в неделю их заставляли работать на барщине, отдавать ежегодно 10% всего имущества и массу дополнительных поборов.


Боплан( французский военный инженер,картограф и путешественник) писал:

«Но это ещё менее важно, чем то, что их владельцы пользуются безграничной властью не только над имуществом, но и над жизнью своих подданных… положение их бывает хуже каторжников на галерах».


Папский нунций Руггиери отмечал, что паны,

«казня и истязая крестьян ни за что, остаются свободны от всякой кары… можно смело сказать, что в целом свете нет невольника более несчастного, чем польский кмет(крестьянство)».(...Паны имели право наказывать, лишать имущества и даже убивать своих холопов...


Польский интеллектуал XVI века Анджей Моджевский писал:

«Если шляхтич убьет хлопа, то говорит, что убил собаку, ибо шляхта считает кметов (крестьян),за собак»

Кроме крепостничества, в Европе сохранялось «обычное» рабство.

Генуэзцы и венецианцы привозили с африканских рынков чёрных невольников.

Они стоили дорого, их покупали ради экзотики, в свиты знати.

Русских и украинцев татары сбывали гораздо дешевле.

Их завозили в массовых количествах, в Италии их использовали на стройках эпохи Возрождения, в сельском хозяйстве, девушек разбирали в наложницы, в домашнюю прислугу.


Великий гуманист Петрарка в своих письмах восторгался – дескать, как хорошо, что появилось так много дешёвых русских рабов, «всюду слышна скифская речь»!

Ну а в Англии в гражданской войне Алой и Белой Роз аристократы истребили друг друга.

Начали возвышаться «новые дворяне» из купцов и предпринимателей, скупали землю и получали от короля титулы.

Они были куда более оборотистыми, чем «старое» дворянство.

А по соседству, в Нидерландах и Бельгии, начали развиваться суконные мануфактуры.

Выгодным экспортным товаром стала шерсть.

Крестьяне, как свободные, так и крепостные, оказались для хозяев лишними.

Их под разными предлогами сгоняли с земли, превращая её в пастбища.

Особенно бурно эти процессы пошли в XVI веке, в правление Эдуарда VI и Елизаветы.

Массы людей были изгнаны из родных деревень, нищенствовали.

Но Эдуард издал крутые законы против бродяжничества.

Собирать милостыню дозволялось лишь старым и увечным.

А здоровый безработный поступал в рабство к любому, кто о нём донесёт.

Если работал плохо, хозяева имели право побуждать его плетьми.

Если бежал, было велено бичевать и возвращать к принудительному труду.

Если попадался в третий раз – вешать.


Королева Елизавета подтвердила и ужесточила эти законы.

Людей, потерявших средства к существованию, предписывалось направлять в особые работные дома, на мануфактуры.

За побег осуждали на пожизненное рабство и клеймили, выжигая на щеке «S» (раб). За второй побег – клеймили вторую щеку. За третий вешали.

О Российском «страшном рабстве» и «свободной,гуманной» Европе - в средние века. Рабство, Крепостное право, Россия, Европа, Длиннопост, История

На английской мануфактуре XVI века.

В большом помещении, похожем на сарай, находится прядильня. Скупой свет едва проникает сквозь маленькое окошко. Женщины с измождёнными, усталыми лицами вращают деревянные колёса ручных прялок. Они внимательно следят, чтобы не порвалась нить: от напряжения слезятся глаза, ноют склонённое спины. Два подростка волокут тяжёлую корзину с пряжей. По проходу важно шествует тучный хозяин. За ним следует почтительно согнувшийся приказчик. В соседнем помещении работают ткачи.

Небольшое стихотворение того времени,отражающее суть рабской работы на мануфактуре.

Отрывок из баллады о богатом суконщике Джеке из Ньюбери.


В одном просторном и длинном сарае

Двести ткацких станков стоят,

И двести ткачей-на них посмотри! -

Трудятся здесь от зари до зари.


Возле каждого молча мальчик сидит,

Челнок он готовит, а мастер сердит...

В соседнем сарае в душной пыли.

Сто чесальщиц шерсти - сюда их свезли.


В другом помещении - идёмте туда!

Двести работниц, дети труда,

Не зная устали, шерсть прядут

И грустную песню поют.


А рядом с ними на грязном полу

Полтораста детишек в этом аду.

За пенни в день они шерсть щипают,

Грубую от тонкой отделяют.

Условия существования на мануфактурах, как в Голландии, так и в Англии, пессимисты сравнивали с преисподней. Оптимисты – всего лишь с «преддверием преисподней».

Рабочий день от рассвета до заката, оплата жалкая, жизнь в грязных переполненных бараках, труд на износ.

Смертность была чрезвычайно высокой, рабочая сила пополнялась не естественным приростом, а притоком извне.

И никуда не уйдёшь – поймают, изувечат и возвратят умирать.

Впрочем, в Англии существовал целый народ невольников – ирландцы.

С ними обращались как с «дикарями», отбирали землю, обращали в рабство, заставляя трудиться на английских фермеров.

Даже убийство ирландца англичанином наказывалось лишь небольшим штрафом.

Особенно широкое поле для рабовладения открылось в колониях.

Колумб, назначенный первым губернатором Вест-Индских островов, ввёл систему «репартименто» – раздавал испанским переселенцам землю вместе с жителями, они превращались в рабов.


Индейцы возмущались, восставали, а их истребляли.

Вместо них начали завозить негров.

В 1542 году испанский король установил более мягкую систему «инкомиенда». Индейцы признавались подданными Испании, но передавались «под опеку» колонистов, должны были работать на них.

А колонисты за это служить.

Те, кто получил меньше 500 индейцев, – в пехоте, а если больше – в коннице. Нетрудно увидеть, что это соответствовало обычному феодальному праву.

В английских, голландских, французских колониях в Америке сказались сахарная, табачная лихорадка, позже – хлопковая. Эти товары в Европе стоили дорого, могли принести солидные прибыли. Но фермеры не выдерживали конкуренции с большими плантациями.

Так, у англичан на Барбадосе в 1645 году насчитывалось 11 тыс. фермеров и 5800 рабов, в 1667 году осталось 745 плантаторов, и на них трудились 82 тыс. рабов.


Но историки забывают любопытную особенность.

Вплоть до конца XVII века большинство рабов в Северной Америке были ещё не черными, а белыми!

В неволю обращали мятежников, ирландских повстанцев, в период Английской революции осуждали на рабство пленных противников.

Лишали свободы и за уголовные преступления, за долг в 25 шиллингов.

О Российском «страшном рабстве» и «свободной,гуманной» Европе - в средние века. Рабство, Крепостное право, Россия, Европа, Длиннопост, История

Отправка в Америку ирландских военнопленных, где их будут использовать как рабов.

Подрабатывали капитаны кораблей, ходивших в Америку, продавали за 20–30 реалов привезённых пассажиров.

Во Франции действовали особые вербовщики, заманивали крестьян в Америку, обещая чуть ли не рай – и тоже продавали.

А местные губернаторы сами были плантаторами, нуждались в рабах, закрывали на это глаза.

Правда, белых продавали не пожизненно.

Во французских владениях – на 3 года, в английских – на 7.

Но, по воспоминаниям Эксквемелина (медик, пират, путешественник и писатель, автор одного из самых важных источников по пиратству XVII века — книги «Пираты Америки».) и других современников, белым рабам доставалось похлеще, чем чёрным. Негры были дорогими, попадали в собственность навсегда, считались ценным имуществом.

Из белого требовалось за 3 года (или 7) выжать все, что можно.

Кормили дрянью, били, многие умирали.


Если невольники удирали, на них устраивали охоты с собаками. За побег, сопротивление хозяину и прочие серьёзные прегрешения раба ждала мучительная смерть.

Так, в британских колониях в Вест-Индии провинившихся привязывали нагими на площади, пороли, мазали раны смесью сала, перца и лимонного сока, оставляли на ночь, а окончательно добивали на второй или третий день.

Голландский плантатор Бальтесте прославился откровенным садизмом, собственноручно запорол насмерть сотню слуг и служанок, но нажил сказочное состояние и считался весьма авторитетной личностью.

О Российском «страшном рабстве» и «свободной,гуманной» Европе - в средние века. Рабство, Крепостное право, Россия, Европа, Длиннопост, История

Наказание белой рабыни за беременность без разрешения хозяина.

А теперь,о том ,как в России обстояли дела.


Что ж, и в нашей стране издревле существовали подневольные люди – холопы. В эту категорию попадали военнопленные, неоплатные должники, осуждённые преступники. Были «закупы», получившие определенную сумму денег и поступившие в услужение, пока её не отработают. Были «рядовичи», служившие на основании заключённого договора. Хозяин имел право наказывать нерадивых, сыскивать беглых. Но, в отличие от европейских стран, не был властен над жизнью даже самого распоследнего из холопов.

В Киевской Руси правом смертной казни располагали удельные и великие князья. В Московской Руси – сам государь с боярской думой.

В 1557 – 1558 годах, в то же самое время, когда в Англии обращались в рабство десятки тысяч согнанных с земли крестьян, Иван Васильевич Грозный издал ряд указов, ограничивших холопство.

Прижал ростовщиков, принудительно снизил проценты займов до 10 % годовых. Запретил обращать в неволю за долги служилых людей (дворян, детей боярских, стрельцов, служилых казаков).

Их дети, ставшие холопами за долги родителей, освобождались сразу, а взрослые могли подавать иски о возвращении в свободное состояние.

Государь защитил подданных и от насильственного порабощения.

Отныне человека можно было считать холопом только на основании «кабалы», особого документа, оформленного в земском учреждении.

Царь ограничил неволю даже для пленных.

На них тоже требовалось оформить кабалу установленным порядком.

Дети «полоняника» считались свободными, а сам он освобождался после смерти хозяина, не передавался по наследству.

А крепостного права в нашей стране долгое время вообще не существовало. Крестьяне были свободными. Если не нравится, могли уйти от землевладельца в другое место, уплатив «пожилое» (определённую плату за пользование избой, инвентарём, участком земли – в зависимости от местности и срока проживания). Великий князь Иван III определил единый срок для таких переходов – за неделю до Юрьева дня и неделю после Юрьева дня (с 19 ноября по 3 декабря).

О Российском «страшном рабстве» и «свободной,гуманной» Европе - в средние века. Рабство, Крепостное право, Россия, Европа, Длиннопост, История

«Юрьев день». Художник С. Иванов.

И только в конце XVI века ситуацию изменил Борис Годунов.

Он был по натуре «западником», силился копировать зарубежные порядки и в 1593 году подтолкнул царя Федора Иоанновича принять указ об отмене Юрьева дня.

А в 1597 году Борис издал закон, установивший 5-летний сыск беглых крестьян.

Мало того, по этому закону любой человек, прослуживший по найму полгода, становился вместе с семьёй пожизненными и потомственными холопами хозяина. Это ударило и по городской бедноте, мелким ремесленникам, породило массу злоупотреблений и стало одной из причин грянувшей Смуты.

Закон Бориса о холопстве вскоре был отменён, но крепостное право сохранилось после Смуты, было подтверждено Соборным Уложением Алексея Михайловича в 1649 году. Сыск беглых установили уже не в 5 лет, а бессрочный.


Но стоит подчеркнуть, сам принцип крепостничества на Руси очень отличался от западного. Определённым статусом обладал не человек, а земля! Были волости «черносошные». Живущие здесь крестьяне считались свободными и платили подати государству. Были боярские или церковные вотчины. А были поместья. Они давались дворянам не насовсем, а за службу, вместо оплаты. Через каждые 2–3 года поместья перевёрстывались, могли отойти к другому владельцу.

Соответственно, крестьяне обеспечивали помещика, вотчинника или трудились для церкви. Они «прикреплялись» к земле. Но при этом могли полностью распоряжаться собственным хозяйством. Могли завещать его по наследству, подарить, продать. И тогда уже новый владелец вместе с хозяйством приобретал «тягло» по уплате податей государству или содержанию помещика. А прежний освобождался от «тягла», мог идти куда угодно. Мало того, даже если человек убежал, но успел нажить хозяйство или вступить в брак, русские законы защищали его права, категорически запрещали разлучать его с семьёй и лишать собственности.

В XVII веке в России были закрепощены не более половины крестьян. Вся Сибирь, Север, значительные области на юге считались «государевыми вотчинами», крепостного права там не было.

Цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович признавали и самоуправление казачьих областей, закон «с Дона выдачи нет». Любой беглый, попавший туда, автоматически становился свободным. Права крепостных и холопов защищали сельская община, Церковь, они могли найти защиту у самого царя. Во дворце существовало «челобитное окно» для подачи жалоб лично государю.

Например, крепостные князя Оболенского пожаловались, что хозяин заставлял их работать в воскресенье и «матерно лаял». Алексей Михайлович за это посадил Оболенского в тюрьму, а деревню отобрал.

В Европе, кстати, взаимоотношения между слоями общества куда как отличались, из-за этого случались недоразумения.

Датским высокородным послам, возвращавшимся из Москвы, показалось, что русские мужики их медленно везут, их принялись подгонять пинками. Ямщики искренне удивились такому обращению, выпрягли возле Нахабино лошадей и заявили: они едут жаловаться царю. Датчанам пришлось просить прощения, задабривать русских деньгами и водкой.


А жена английского генерала, поступившего на службу в Москву, возненавидела служанку, решила зверски расправиться с ней. Виноватой себя не считала – мало ли, знатная дама попыталась убить свою холопку! Но в России подобное не допускалось. Приговор царя гласил: учитывая, что жертва осталась жива, преступнице «всего лишь» отсечь руку, вырвать ноздри и сослать в Сибирь.

Положение крепостных стало ухудшаться при Петре I. Прекратились переделы поместий между дворянами, они превращались в постоянную собственность. А вместо «подворного» налогообложения было введено «подушное». Причём каждый помещик начал платить налоги за своих крепостных. Соответственно, выступал владельцем этих «душ». Правда, именно Пётр одним из первых в Европе, в 1723 году, запретил в России рабство. Но крепостных его указ не коснулся. Мало того, Пётр начал приписывать целые деревни к заводам, и заводским крепостным приходилось куда тяжелее, чем помещичьим.

Беда пришла при Анне Иоанновне и Бироне, когда в России распространились законы о крепостных из Курляндии – те самые, где крестьян приравнивали к рабам. Вот тогда-то и началась печально известная розничная торговля крестьянами.

Что было, то было.

Известны и бесчинства Дарьи Салтыковой. Были уже не времена Алексея Михайловича, и барыне 7 лет удавалось скрывать преступления. Хотя можно отметить и другое: ведь двое крепостных все-таки сумели подать жалобу Екатерине II, началось следствие, и маньячка была осуждена на пожизненное заключение в «покаянной» камере Ивановского монастыря. Вполне адекватная мера для психически ненормальной.

О Российском «страшном рабстве» и «свободной,гуманной» Европе - в средние века. Рабство, Крепостное право, Россия, Европа, Длиннопост, История

Садистка помещица - Дарья Салтыкова,по прозвищу - Салтычиха,любила забивать своих слуг насмерть.Справа - Екатерина Великая.

Октябрьским днем 1768 года у позорного столба рядом с Кремлем целый час простояла знатная помещица Дарья Салтыкова. На шее дворянки висела табличка с надписью «мучительница и душегубица». На лобном месте Дарья Николаевна, известная также по прозвищу Салтычиха, оказалась по приговору самой Екатерины Великой за серию убийств крепостных крестьян. Всего жертв было более 130.

Впрочем, Салтычиха потому и стала «пресловутой», что в нашей стране только одна она докатилась до зверств, довольно распространённых на тех же американских плантациях. Да и законы, ограждающие имущественные права крепостных, в России никто не отменял. В 1769 году Екатерина II издала указ, призывающий крестьян заводить частные промыслы, для этого требовалось купить за 2 руб. особый билет в мануфактур-коллегии. С 1775 года такие билеты выдавались бесплатно. Предприимчивые крестьяне пользовались этим, быстро сколачивали состояния, выкупались на волю, а потом принялись скупать и сёла у своих помещиков. Крепостное право стало расшатываться.

Уже в правление Николая Iпостепенно готовилась его отмена. Хотя упразднил его только Александр II в 1861 году.

Но ещё раз подчеркнём: для XVIII – XIX веков подобные явления оставались обычными. Англия, которую традиционно изображают самой «передовой» державой, в 1713 году, после войны за испанское наследство, считала главным выигрышем отнюдь не завоевание Гибралтара, а «асьенто» – монополию на продажу африканцев в Латинскую Америку.

Работорговлей активно промышляли и голландцы, французы, бранденбуржцы, датчане, шведы, курляндцы, генуэзцы. Общее количество рабов, вывезенных из Африки в Америку, оценивается в 9,5 млн. человек. Примерно столько же вымерло в пути.

Французская революция в 1794 году громогласно отменила рабство, но реально оно процветало, французские корабли продолжали торговать невольниками. А Наполеон в 1802 году восстановил рабство. Он, правда, заставил упразднить крепостное право в Германии (чтобы ослабить немцев), но в Польше и Литве сохранил – здесь его опорой были паны, зачем их обижать?

Великобритания упразднила рабство в 1833 году, Швеция в 1847 году, Дания и Франция в 1848 году – не так уж сильно опередили Россию. Кстати, при этом не лишне помнить, что сами по себе критерии «свобод» никак не являются показателями благоденствия.


Так, в 1845 году в Ирландии не уродился картофель. Крестьян, не способных из-за этого уплатить ренту, стали сгонять с земли и разрушать их фермы. За 5 лет от голода умерло около миллиона человек!

Случалось ли что-нибудь подобное в крепостнической России?

Никогда…


Если вернуться к хронологии отмены рабства, то выясняется, что далеко не все западные державы в данном отношении обогнали русских. Некоторые отстали. Нидерланды отменили его в 1863 году, США в 1865 году, Португалия в 1869 году, Бразилия в 1888 году.

Причём у голландцев, португальцев, бразильцев, да и в американских южных штатах рабовладение принимало куда более жестокие формы, чем русское крепостничество.

Источник

Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!