Есть в логистике правило 7R, то есть нужный товар, необходимого качества, в необходимом количестве доставить в нужное время, в нужное место, нужному потребителю с требуемым уровнем затрат.
А есть правило «*опы оленя», то есть если ты упорол тупаря смотреть тебе в местах, не столь отдаленных через решетку на попу оленя нное количество лет.
Так вот второе правило тебя побуждает пристально следить за первым и работать быстро, четко с расстановкой.
В прошлых своих статьях я затронул лишь вершину айсберга рыбной логистики и осветил лишь поиск транспорта, да процессы оплаты. В этой, я хочу вам рассказать о работе логиста тире экспедитора тире сюрвейера тире человека «всё могу» в портах города Владивостока, когда ему необходимо купить, отгрузить и отправить рыбопродукцию куда-нибудь на запад нашей не малой родины.
Часть первая. Закуп продукции.
Да, закупка. По идее логист не должен этим заниматься. Дали задание перевезти из пункта А в пункт Б какой-то груз и сиди считай. Но в современных реалиях маленькие компании по типу такой, в которой я работаю, вынуждены сами себе искать работу. Она сама к тебе ни за что не придет. Так вот.
Вроде бы тут ничего сложного нет. Зашел в интернет, вбил в поиск «купить рыбу свежемороженую» договорился по цене и вперед, зарабатывать «монеты». Но отнюдь. Рыба товар специфический, наименований куча. Это не только названия «Нерка», «Чавыча», «Горбуша», «Кижуч» и тому подобное. Но и способы её разделки на заводе изготовителе типа «н/р, б/г, пбг, псг», что означает неразделанная, без головы, потрошенная без головы, потрошенная с головой и так далее. А далее есть еще и размерный ряд (S,M,L в сантиметрах) для каждой рыбы он свой, и средняя навеска рыбы в блоке. Да, это не то, что мы привыкли видеть в магазинах, там рыбка лежит поштучно, но морозят её в блоках от 7 до 14 килограммов. А затем блоки упаковывают мешки или коробки по два блока. Еще необходимо знать где именно выловили эту рыбу и где именно переработали, так как кто-то делает лучше, кто-то хуже, какие-то районы добычи исконно считаются хорошими, какие-то «не очень».
Вот примерно так выглядит блок рыбы.
Также у рыбы есть различные способы изготовления «ГОСТ» или «ТУ» из-за этого также необходимо учитывать сроки её хранения и транспортировки. Про различные декларации соответствия, акты отбора проб и качественные удостоверения с ветеринарными сертификатами, я пока умолчу.
В общем, найти нужный нам товар не так-то просто, как кажется.
Просто бывает лишь в том случае, если клиент уже давно работает и хорошо знает, что именно ему нужно. От таких клиентов сразу приходят запросы по типу: «Закупим горбушу бг на реализацию/переработку, упаковка мешок 1/20, объем 20 000 кг, отправка в Новосибирск, проходная цена 155 руб/кг с НДС.»», но такое очень редко встречается. В основном это запросы по типу: «Нужна горбуша дёшево» и тут уже приходится силой из клиента вытаскивать что именно ему нужно, по какой цене он готов купить, куда её отправить и для каких вообще целей. Нередко выясняется, что нужна совсем не горбуша, а нерка и купить её хочет клиент по ценам двух годичной давности. Потому что он вбил в интернет запрос и увидел там наше объявление о продаже рыбы, а на дату и актуальность объявления не обратил внимание, главное ведь цена!
Но, рассмотрим «хорошего» клиента, которому нужно приобрести горбушу б/г 20 тонн по 155 рублей за килограмм и отправить её в Новосибирск. И тут опять же нельзя думать, что клиент с таким запросом обратился только к тебе, иногда клиенты просто делают рассылку контрагентам, которых можно легко вычислить по почтовым ящикам, указанным в копии письма. Поэтому нужно действовать четко и оперативно, дабы опередить всех конкурентов.
Что для этого нужно сделать?
А вот что!
Нужно заблаговременно мониторить рынок и знать кто, что, сколько, за сколько и какого качества продает, потому как стоимость рыбы скачет от её общего количества на складах в пределах от одного до десяти рублей (может даже больше). А потом уже зная четкий запрос расширять базу знаний следующими пунктами:
1. Конечную стоимость продукции (50 копеек тебе могут скинуть, как постоянному покупателю или если продукцию надо быстро продать, ведь хранение капает);
2. Фотографии продукции (желательно самому съездить и посмотреть с градусником и линейкой);
3. Условиями оплаты (НДС, без НДС). Рыба если что под 10% НДС попадает;
4. Место хранения продукции (откуда её можно будет отгрузить нашему покупателю) либо со склада, контейнеров или с подхода с транспортного судна;
5. Стоимость хранения продукции и погрузо-разгрузочных работ, а также стоимость въезда на территорию порта.
Все, оперируя этими знаниями можно спокойно садиться за калькулятор и считать, сколько «монеток» ты сможешь подзаработать.
Итак, напоминаю, у нас запрос от клиента, на поставку горбуши бг на реализацию/переработку, упаковка мешок 1/20, объем 20 000 кг, отправка в Новосибирск, цена 155 руб/кг с НДС.
Проходная цена для нас это 155 рублей с НДС. Допустим, мы знаем, что интересующую нас продукцию продают две компании условные «Колхоз имени А» и «Колхоз имени Б».
«Колхоз имени А» продает горбушу бг по 135 рублей без НДС, с борта подходящего судна, на «прекраснейшем» холодильно-складском комплексе ООО «ДВ-Порт».
А «Колхоз имени Б» продает свою горбушу по 151 рублю, но с НДС и хранением в самом крутом «Владивостокском морском рыбном порту».
И что же выгодно?
Давайте разбираться!
Мы работаем с НДС, вроде бы нам и выгодно купить с НДС, заработать 4 рубля на килограмме и в ус не дуть. Но может посмотреть и продукцию без НДС? Там ведь не нужно платить за хранение, пусть и сущие копейки, но все-таки копейки, вдруг больше удастся заработать. Берем калькулятор и вперед!
Первый вариант. Покупка у «Колхоза имени А».
Сразу НДС. 135 рублей превращаются в 148,5 из-за 10% НДС-а.
ПРР с борта в ДВ-Порту 2200 рублей за тонну или 2,20 рубля за килограмм по брутто (то есть учитывая вес упаковки), а мы покупаем по нетто. Коэффициент бумажного мешка при расчете нетто-брутто равен 1,05. Следовательно наши 20 000 кг превращаются в 21 000 кг. Итого к 148,5 прибавляем 2,31 и получаем уже 150,81 руб/кг.
Далее к этой сумме прибавляем прочие расходы в виде въезда грузового автомобиля в ДВ-Порт 1500 рублей, въезда автомобиля экспедитора 300 рублей и 1000 рублей для выписки ветеринарного свидетельства (обычно это 700-800 рублей, а остальное на бензин экспедитору) и получаем 2800. Итого 0,14 рубля на килограмм.
Общая сумма получается 150,95 рублей за килограмм и товар будет уже в машине. Остается только рассчитать доставку, но она в цену закупа обычно не входит и обсуждается отдельно.
Итак, второй вариант. Покупка у «Колхоза имени Б».
Тут у нас никакого НДС-а нет. Есть 151 рубль за рыбу.
Добавляем сюда ПРР в «ВМРП» с хранения это 1,8 рубля за килограмм и переводим все в брутто. Итого к 151 рублю добавляется 1,89 рублю и получаем 152,89 руб/кг.
Далее прочие расходы, они примерно такие же, как и у ДВ-Порта, но чуточку выше въезд легкового автомобиля 500 рублей вместо 300. Таким образом к 152,89 руб/кг прибавляется еще 0,15 рублей, итого 153,04 рубля за кг.
И вроде, кажется, что это окончательная цена, но нет. Когда вы покупаете продукцию с хранения, например в понедельник, забрать её в тот же день не всегда есть возможность, причин масса, от загруженности холодильника, до отсутствия нужного автомобиля под эту погрузку. Поэтому вы можете еще попасть под капающее хранение, ведь продукцию вы уже купили, значит и находится теперь она на вашем хранении. А это 50 рублей тонна/сутки за первые 30 дней, а дальше прогрессивка. В нашем случае это 0,05 рублей в сутки. А сколько их будет? Никто и никогда не знает. Представим, что будет всего 1 день хранения и наши 153,04 рубля за килограмм превратятся в 153,09.
А теперь можно сравнить что выгодно для нас. Или уже не надо, и все очевидно?
150,95 против 153,04.
Что выберете вы?
Я выбрал бы первый вариант. И именно так зарабатываются деньги в рыбной отрасли. Правда не 4 рубля на килограмме, как в данном мне примере, а от пятидесяти копеек до двух рублей. Так как приведенный мной пример вымышлен и все совпадения с реальностью являются случайностью =)
Теперь остается только найти машину и отгрузить её без всяких проблем. Но про это и порядок оформления всяческих документов, я расскажу в следующей части.