КТК, он же ящик, он же контейнер

Хелло, привет, конничива, нихао, всяк сюда зашедший!


А мы продолжаем наши повествования о логистике и всех её составляющих и разновидностях. Давненько я тут не писал, надо не отставать от друзей-коллег. Поэтому сегодня немного углубимся в теорию и поговорим о краеугольном камне всего этого процесса - универсальном контейнере.

КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка

Если копнуть немного в историю, то мы обнаружим, что первыми начали массово применять контейнеры в Америке примерно в середине XX века. Но сначала это были маленькие контейнерочки, сравнимые с 5-футовыми, которые периодически ещё можно найти в чьем-нибудь старом дворе. А вот очень похожие на известные нам сейчас контейнеры появились в 50-е годы благодаря умному американскому товарищу-транспортнику Малкольму Маклину, который, к тому моменту, был весьма состоявшимся капиталистом со своей крупной и интермодальной транспортной компанией. Наличие собственного автопарка, складов и судоходной компании помогли полноценно внедрить этот самый эл

емент интермодальности в перевозки. По-своему приятный и забавный момент - частенько можно увидеть контейнеры с надписью Maersk Sealand. Sealand- это, собственно, судоходная компания того самого Маклина, которую в конце XX века купил Maersk, а сейчас, используя слова в чуток другом порядке, обьединил под этим брендом своих морских перевозчиков.

КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка
КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка
КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка

Ну да хватит истории, в настоящем всё вполне себе интересно. Как показала практика, контейнерные перевозки полюбились всем и теперь они стали неотьемлемой частью любого вида транспорта. Глядишь, лет через дцать пароходы на водороде и автономные грузовики будут перевозить эти же самые поржавевшие контейнеры)

КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка

А пока и так бывает:))


Итак, пройдемя по всем варинтам и вариациям ящиков. Лирическое отступление - так как слово контейнер не самое удобопроизносимое на многих языках, да и повторяется в работе достаточно часто, синонимов у него целая гора - коробки, ящики, чемоданы, сундуки и т.д, Даже на английском словосочетание box ship обозначает не что иное, как контейнеровоз. Сразу определимся, что сокращение ктк значит не что иное, как крупнотоннажный контейнер. Такой вот арго:)


Начнём с основных работяг - простых сухих универсальных контейнеров. Бывают они двух видов - 20-футовыми и 40-футовыми. Оба вида бывают ещё и с подвидами - стандартного размера и увеличенного. На практике же главные герои - стандартные двадцатифутовые (они же TEU, они же теусы, они же ДФЭ) и высокие сорокафутовые. Так, например, практически нигде уже не встретить высокие 20-ки, а некоторые страны и регионы, такие как Австралия, отказываются от обработки низких сорокушек. Все эти виды и подвиды имеют свое обозначение по стандарту ISO (табличка, всё поясняющая, ниже):

КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка

Есть ещё и объёмом аж на 45 футов. Однако, их значительно меньше всех остальных и если автора не подводит память, распространены в основном при работе со Штатами. Большая страна, большие машины, большие контейнеры, хех.

КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка

Как показывает практика, живут в активной работе у морской линии контейнеры лет 12-15. Разумеется, их периодически царапают/бьют/роняют, и всё это влияет на их техническое состояние.

КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка

Shit happens


Однако, не всегда сухая сорокушка может помочь. Поэтому, научно-технический прогресс не стоял на месте и предложил ещё несколько вариаций.


Рефрижераторный контейнер. Из названия всё, в общем-то, ясно. По сути- большой холодильник, обшитый панелями, а не листами железа. Их строение и особенности тянут на целый отдельный пост, поэтому пройдемся о них коротко.


Обязательно белый, чаще 40футовый, реже 20футовый контейнер, в торцевой стороне имеющий интегрированную или пристроенную рефрижераторную установку. Практически все модели могут морозить грузы вплоть до -30 градусов или держать плюсовой режим, иметь дополнительные отверстия в крыше для загрузки грузов или иметь специальное допоборудование внутри, регулировать влажность воздуха и регулировать состав атмосферы внутри контейнера. Грузы вам потом большое спасибо скажут.

КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка
КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка

Перед использованием, рефки обычно проверяются, промываются, выставляются на определённую заказчиком температуру и в подключенном состоянии стоят с грузом и на терминале, и на борту судна. Наверное, это самый трудоёмкий и трудозатратный в плане работы тип контейнеров. Это и специальные терминалы, и рефмеханики, и электромеханики, и мануалы по 200 страниц для работников контейнерной линии, чтобы просто изучить констукцию агрегатов. Отмечу, что на Дальнем Востоке рефок, на самом-то деле, немало. Много импортных грузов (например, бананы, которые в пути успевают дозреть), немало экспорта (рыба, икра, креветки). Спрос, в общем-то, есть, как и на каботаж, так и на экспорт, особенно если путина в Охотском море удачная была. А вот где-нибудь в маленькой тропической стране с ними уже может быть конкретный такой напряг. Специфика, однако-с.


Бывают случаи, когда груз у грузоотправителя, кхм, нестандартный. Ну вот не влезает он в простой контейнер, хоть ты тресни. Или загрузить его через двери проблематично. Для таких случаев придумали open-top. Крыши у него нет, поэтому грузить в него можно сверху. Так можно загрузить и крупногабарит в виде колёс для карьерных самосвалов, и какой-нибудь сыпучий груз, и металлолом сверху закинуть. Для ряда случаев, в общем, очень удобно. Единственный нюанс -ни на йоту высота груза не может превысить внутреннюю высоту этой открывашки. Подогнуть-подпилить там уже ничего не получится, поэтому перед отправкой всё это уточняется вплоть до см. И для того, чтобы защитить ценный груз, открывашки оборудованы тентом, который вполне себе просто, веревочками натягивается по периметру. Как показывает Гугл/Яндекс, есть ещё опентопы с железной крышкой, но автор с такими, пока что, не сталкивался. Ну и разумеется, 20футов или 40, как вашей душе угодно.

КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка
КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка

Такие вот палатки)


Однако, иногда и без крыши возникают нюансы. Уж очень хочется отправить что-нибудь ну совсем неформатное или исхитриться и отправить некий груз на линейном контейнеровозе и упросить жизнь. Для таких целей были придуманы флэтреки (flat-rack). Плоские такие платформы, которые по периметру и крепежам унифицированы с простыми контейнерами. Бывают со складывающимися бортами, бывают с зафиксированными. И также бывают покороче и подлиньше)

КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка

Дефолтный флэт)

КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка

Крайне интересно выглядит перевозка двух тягачей на флэте. И так их могут везти и на поезде, и на контейнеровозе, и на пароме, например. Великая вещь интермодальность

КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка

Судя по всему, идея складывающихся в относительно ровную железячку флэтреков не давала по ночам покоя некоторым стартаперам. И так были придуманы складные контейнеры. Плюсы, о которых трубят их создатели - экономия места при хранении и перевозке порожняка. Ярче всех запомнились 2 проекта - Staxxon и 40FOLD. В первом случае 20 футовый ктк складывался от боковины к боковине, а во втором 40ф ящик складывался по принципу флэтрека.

КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка
КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка

И вот так вот его погрузчиком

КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка

А потом пачка из 5 штук готова и она, по идее, должна заменить порожний 1x20DС

КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка
КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка

Конкурентная конструкторская мысль

КТК, он же ящик, он же контейнер Длиннопост, Логистика, Контейнеровозы, Транспорт, Работа, Личный опыт, Maersk, Перевозка

А тут та же техника, только чуть менее механизирован процесс. Обратите внимание на то, как отличается форма дверей по сравнению с классическим контейнером выше


Всё это очень интересно и имеет определённый потенциал, но как и всегда, есть нюансы в реальности. Крупные линии не очень хотят лезть в то, что исправно и хорошо работает и такую технологию внедрять не спешат. А маленьким линиям и экспедиторам такие диковинки могут быть просто не по карману. Помнится мне, по проверенной информации в начале 2016 года новый складной 22G1 от американского стартапа Staxxon (а теперь вспоминаем, что это значит) стоил около 10 тысяч USD. Простой был раза в 3 дешевле. Такая арифметика. Плюс по ним нет стандартных, общепринятых и прописанных способов по сложению-разложению, да и для таких работ придётся менять работу портов и терминалов, что для достаточно неповоротливой отрасли под названием "логистика" является проблемой. И несмотря ни на что, возникают вопросы к их долговечности и прочности. В общем, ждём новостей от того, что кто-то рискнёт и возмёт их на вооружение. Но увы, новостей по ним больше нет. Были выставки, были образцы, даже какие-то тестовые отправки. Staxxon'ы вроде бы гоняли в Африку, а 40FOLD дружили с израильской линией ZIM. Может в будущем уже под эгидой лидеров индустрии появится что-нибудь похожее.


Фух, вроде бы по всем прошлись:) Такой вот лонг-рид прямо по типам контейнеров получился. Надеюсь, что вам, уважаемые читатели, понравилось. Ставьте плюсики, комментируйте, читайте нас здесь и не только)


Stay tuned @ UMB