Старое образование было порождено индустриальным обществом. Были нужны миллионы рабочих. которые могут хотя прочесть инструкцию или чертёж. Были нужны миллионы инженеров и так далее. Изначально образованных людей не хватало. Образование было огромным бонусом и давало возможность хорошо зарабатывать.
Одновременно возникла проблема: работающим людям некогда заниматься детьми.
Детский сад и школа превратились в камеру хранения для детей. Но с ростом доступности образования и в ситуации, когда оно стало обязательным возникла другая проблема: часть детей не в состоянии выучить школьную программу. Вот вообще никак. Зачем учить ребёнка десять лет, если он на выходе с трудом знает программу шестого класса? Может сосредоточиться на том, чтобы дать ему базовые знания, но нормально?
Такие дети и сами не в состоянии учиться, и другим не дают. Школа для них пытка.
Но куда их девать? Поэтому их держали до десятого класса, натягивая оценки.
Кроме того, наше образование было построено на том, чтобы дать человеку максимальный объём информации во всех сферах. И в математике, и в русском, и в истории. В советской культуре считалось, что надо быть эрудированным. В итоге даже отличники знали всего понемножку, но ничего глубоко. Да и ни школа. ни вузы не давали и не дают практических знаний для реальной профессии.
В погоне за всем хорошим в школьную программу повводили кучу предметов: история мировой культуры, ОБЖ и чёрт знает что.
Это же касается высшего образования. У меня на филфаке была и психология. и логика. и философия, и синергетика. А вот языкознания не было. Только введение. По учебникам 50-х годов. Кого готовил такой вуз? Учителям надо давать более практического образование. Да и никто из моих однокурсников не пошёл в школу. Лингвистами более глубокое. Повторюсь. На филфаке не было языкознания. Это всё равно, что на мехмате не давать высшую математику. И это был один из лучших вузов страны.
Наше образование не учитывает индивидуальные особенности ребёнка. Скажем, кто-то будущий программист. Но физкультура и языки ему не даются. А кому-то в принципе не даётся математика и химия. И тут возникает дилемма: надо или отчислять таких детей или натягивать им вымышленные оценки. Я, например, химию не знал и на двойку. В теории меня должны были оставить на второй год и отправить после 8 класса в ПТУ.
Но сейчас постиндустриальное общество. И зачем нужно образование вообще толком никто не может понять. Детей держат в школе 11 лет, чтобы они просто не валандались на улице. А потом большинство идёт в вузы. Мы лидеры по числу школьников, идущих в вузы. Но сколько выпускников вузов идёт работать по профессии? Зачем тратить на их обучение столько сил и времени? А затем, что вуз превратился в институт благородных девиц. Или парней. Чтобы пойти работать менеджером по продажам совершенно не надо иметь высшее образование. В лучшем случае техникум. А чтобы пойти работать в салон связи и десяти классов образования многовато.
Высшее образование превратилось в форму борьбы со скрытой безработицей. Работы для них всё равно нет. Пусть хотя бы до 24 лет будут чем-то заняты. Количество вузов в стране можно смело сократить раз в десять. И всё равно у нас будет избыточное число выпускников, которые не смогут найти работу по специальности.
И не будем забывать, что большая часть нынешних вузов и не тянут на звание вуза. Им бы быть техникумами в лучшем случае. Не более.
Но у нас десятки миллионов молодых людей выпадают их экономической жизни. Не рожают детей, а занимаются имитацией деятельности.
После образования у человека появляются амбиции. Но он не может их удовлетворить. Скажем, сколько в одном Ростове филфаков? Штук шесть. Но куда девать столько журналистов, филологов, литературоведов и переводчиков? Они работают не по профессии и проклинают свою страну. (Особенно забавно наблюдать за философами. Какие перспективы трудоустройства у философов? Пойти в аспирантуру и стать преподавателем всё той же философии смогут единицы. А остальные?)
Пример из числа знакомых: девочка-вундеркинд, в 2.5 года знала программу начальной школы, театральная студия, французская школа, университет Патриса Лумумбы. Всегда училась только на пятёрки. Блестящее знание нескольких языков. Пошла работать продавцом чая. Переводчик ипотеку не потянет. Другая знакомая - окончила биофак. Специалист по морским млекопитающим. Подстригает розы у олигарха, производящего джинсы. Получает три копейки. Считает себя недооценённым гением. Активный участник оппозиционного движения. Но нахрена было учиться на специалиста по морским млекопитающим? Что ему делать в степном городе?
Итожа сказанное. Школа не должна быть наказанием и/или камерой хранения. Там не должно быть детей, которые не в состоянии учиться. Их надо отправлять в классы коррекции или ПТУ.
Школа должна учитывать реальность, а не мечты минобра. И не стоит пытаться сделать из детей универсальных солдат, которые знают всё и понемножку.
Число вузов сократить в десять раз. Убрать все фальшивые вузы.
Должна быть градация - университет, пять лет, некое универсальное образование.
Институт - четыре года, практическое образование.
Техникум - 4 года на базе школы. На самом деле нормальный техникум вполне может подготовить и инженера, и программиста. И уж тем более менеджера по продажам.
ПТУ - два года после 9 класса.
И самое главное. Чудовищный избыток чего-то всегда это что-то обесценивает. У нас избыток людей с высшим образованием. Поэтому инженера-проектировщика на Автовазе ищут за зарплату в 36 тысяч. А конструкторов радаров в Ростове ищут на 40 тысяч. По советской привычке считается, что человек с высшим образованием должен чураться заработка денег и жить идеей. Вот на таких чудиков всё и рассчитано.
Но если у нас будет в десять раз меньше выпускников, но это будут полноценные выпускники, а не современная халтура. То и зарплата будет иной.