Сообщество - Аутистические расстройства

Аутистические расстройства

916 постов 2 843 подписчика

Популярные теги в сообществе:

13

Ответ на пост «Интересно ваше мнение»2


Почему обычные советы не работают для растройств аутичного спектра/ РАС :Инструкция к другой операционной системе.


Многие из людей с РАС(аутизм) сталкивались с ситуацией, когда пытаешься объяснить свои трудности, а в ответ получаешь набор стандартных советов: "просто расслабься", "не думай об этом", "будь проще", "выйди из зоны комфорта" и напрягают психологи , которые пытаются найти детские травмы, в то время как проблема лежит на гораздо более базовом уровне — в "железе".

Я хочу попробовать объяснить разницу между обычными людьми и аутичным (РАС) мышлением с помощью аналогии: это как сравнивать две разные операционные системы на РАЗНЫХ типах компьютеров.

Операционная система и компьютер "Стандартный человек" (Windows/macOS)

Представьте себе мозг большинства людей как обычный компьютер с предустановленной Windows/Mac OS . Эти система по умолчанию создана для многозадачности и интуитивного социального взаимодействия.

  • Социальные "драйверы" установлены с рождения. Чтение мимики, языка тела, понимание намеков, поддержание светской беседы — все это работает в фоновом режиме, почти не потребляя оперативной памяти.

  • Встроенный "спам-фильтр" отлично отсеивает сенсорный шум. Мозг человека легко игнорирует гул ламп, тиканье часов, фактуру ткани на коже, чтобы сконцентрироваться на главной задаче.

  • Интерфейс — графический (GUI). Он интуитивен, дружелюбен к пользователю. Многие вещи делаются "на автомате".

Ответ на пост «Интересно ваше мнение» Аутистические расстройства, Жизнь, Текст, Исследования, Ответ на пост, Длиннопост

Операционная система и компьютер "Аутист" (Linux/Command Line)

Мозг — это мощнейший супер компьютер, на котором стоит условный Linux. Это невероятно стабильная и мощная система, способная на глубочайшую обработку данных, но у нее есть свои особенности.

Ответ на пост «Интересно ваше мнение» Аутистические расстройства, Жизнь, Текст, Исследования, Ответ на пост, Длиннопост

Интерфейс — командная строка. Он не интуитивен, но невероятно точен и логичен. Чтобы выполнить действие, нужно знать точную команду

  • Социальные "драйверы" отсутствуют в базовой комплектации. Чтобы взаимодействовать с миром, приходится вручную находить, изучать и "писать код" для каждой социальной ситуации. Анализирует, а не чувствует интуитивно. Каждый взгляд, каждое слово, каждая улыбка — это строка кода, которую нужно обработать. Это требует колоссальных ресурсов процессора и оперативной памяти.

  • "Спам-фильтр" отключен. Система получает ВСЕ входящие данные. Свет ламп, гул кулера, шуршание одежды, запах духов соседа, эмоции в комнате — все это приходит с одинаково высоким приоритетом. Мозг пытается обработать этот гигантский поток информации одновременно.

  • Интерфейс — командная строка. Он не интуитивен, но невероятно точен и логичен. Чтобы выполнить действие, нужно знать точную команду. Ценят прямоту и ясность, потому что "команды" с двойным дном (намеки, сарказм) вызывают ошибку в системе.


Что такое "перегрузка" для РАС(растройства аутичного спектра) человека ?

Сенсорная атака
В кафе например. Мозг обычного человека (Нейротипичный мозг) отфильтровывает 90% входящих сигналов.
Мозг (РАС) пытается обработать ВСЁ: У НЕГО НЕТ СПАМ ФИЛЬТРА!!!

Свет: Лампы дневного света мерцают с частотой которые РАС мозг — регистрирует. Это как постоянный стробоскоп на периферии зрения. (-15% мощности процессора)

Звук: Мозг слышит одновременно: разговор за столика, смех за соседним, звон вилок, шипение кофе-машины, музыку из колонок и гул вентиляции. Приходится тратить огромные ресурсы, чтобы вручную фокусироваться на речи коллег, постоянно отсекая все остальное. (-35% мощности)

Запахи: Запах кофе смешивается с запахом выпечки, чьих-то духов и средства для мытья полов. Сенсорная какофония. (-15% мощности)

Социальная атака (Ручная обработка данных)
Коллеги начинают общаться.

Громкая речь рядом: Коллега — человек экспрессивный и говорит громко. Это звуковая волна, которая физически "бьет" по ушам и заставляет нервную систему входить в режим "опасность". Приходится тратить ресурс не только на понимание слов, но и на подавление инстинктивной реакции "беги или сражайся". (-30% мощности)

"Чтение" лиц: приходится смотреть на собеседников и вручную "изучать" их мимику, жесты, интонации. "Так, он улыбается, но уголки глаз не смеются. Это сарказм? Или он просто устал? А она смотрит в сторону. Ей скучно? Или она что-то там увидела?" На эту аналитику уходит оперативная память. (-35% мощности)

Представьте, что на компьютере вы пытаетесь запустить 320 программ одновременно.
Часто система зависает. Это и есть перегрузка.

И у нее есть два основных варианта сбоя:

Мелтдаун ("Синий экран смерти"). Система выдает критическую ошибку и вываливает всю информацию наружу. Это внешний взрыв: слезы, крик, раскачивание, невозможность королировать себя. Система пытается аварийно сбросить напряжение.

Шатдаун (Аварийное отключение)

Система больше не может обрабатывать входящие данные. Чтобы предотвратить полное "выгорание железа", запускается протокол аварийного отключения:

  • Отключается речь: Самый энергозатратный процесс. Вы физически не можете сформулировать и произнести фразу. Слова просто не собираются в предложения.

  • Отключается зрительный контакт: Это тоже очень ресурсоемкая задача. Взгляд "уходит в себя" или на нейтральный объект (чашка, узор на скатерти).

  • Отключается обработка внешней речи: Вы слышите звуки, но они больше не складываются в осмысленные слова. Это просто шум.

  • Движения замедляются или замирают.


Почему психологи и стандартные советы не помогают?

Потому что они пытаются "починить" операционную систему методами для Windows.

  • "Просто расслабься" — это как советовать пользователю Linux "просто кликни на интуитивно понятную иконку", которой у него нет.

  • Они ищут программный сбой ("травму"), в то время как проблема в аппаратной несовместимости с окружающей средой.

Не нужно "лечение". Нужна грамотная настройка системы и создание подходящей среды. Нужно не заставлять себя работать как Windows, а научиться виртуозно пользоваться своей командной строкой, устанавливать нужные драйверы и защищать свой процессор от перегрева.




Комментарий психиатра "жить как жила" звучит как приговор, но давайте перевернем его. Вы и правда будете "жить как жили", но не в смысле "терпеть и мучиться", а в смысле "жить со своим уникальным мозгом". Ваша задача — перестать быть для себя загадкой и проблемой, а стать для себя главным исследователем, инженером и адвокатом.

Новая стратегия: От "пациента" к "биоинженеру" собственной жизни.

Вы — исследователь, которому достался уникальный, сверхчувствительный и мощный, но совершенно не документированный прибор — ваш мозг. Ваша задача — написать к нему User Manual.

Этап 1: Аудит Системы (Перестаем бороться, начинаем изучать)

Начните собирать данные - возможно уже делаете.

  1. Сенсорный Аудит. Заведите блокнот или заметки в телефоне. В течение недели методично записывайте:

    • Что вас физически истощает? Не "общение", а конкретно: шум в магазине, гул холодильника, свет люминесцентных ламп, бирка на одежде, определенный запах, прикосновение.

    • Что вас физически восстанавливает? Не "отдых", а конкретно: тишина, прогулка в безлюдном парке, тяжесть утяжеленного одеяла, монотонное перебирание чего-либо (стимминг), горячая ванна, определенная музыка в наушниках.

      Ваша цель — составить детальную карту своих сенсорных уязвимостей и "зарядных станций".

  2. Энергетический Аудит ("Теория ложек"). Представьте, что на день у вас есть не бесконечная энергия, а, скажем, 12 "ложек". Каждое действие стоит определенное количество ложек.

    • Проснуться и встать: -1 ложка.

    • Приготовить завтрак: -2 ложки.

    • Поездка в транспорте: -4 ложки!

    • Неприятный разговор: -5 ложек.

    • Час, посвященный спец. интересу: +3 ложки.

      Записывайте свои траты. Вы наглядно увидите, куда утекает ваш ресурс. Вы поймете, что вы не "ленивая", а у вас просто закончились "ложки" к полудню. Цель — научиться бюджетированию своей энергии.

Этап 2: Проектирование Экосистемы (Создаем свою "лабораторию")

На основе данных из Этапа 1 вы начинаете не менять себя, а менять окружение.

  1. Создание "Гнезда". Ваш дом — это не просто место для сна. Это ваша база для восстановления. На основе сенсорного аудита безжалостно меняйте его: купите блэкаут-шторы, замените лампочки на свет с теплой температурой, купите шумоподавляющие наушники и носите их дома, когда гудит техника. Выкиньте всю неудобную одежду. Ваша цель — сделать дом местом, где тратится 0 "ложек" на борьбу со средой.

  2. Проектирование дня. На основе энергетического аудита перестройте свой день.

    • Если поездка в магазин отнимает 5 ложек, не планируйте после нее ничего важного. Или закажите доставку (-1 ложка).

    • После энергозатратной задачи обязательно планируйте "зарядную сессию" — час тишины или занятие спец. интересом.

    • Жестко защищайте свой сон. Сон для нейроотличного мозга — это главный процесс "дефрагментации диска".

  3. Создание "Аварийного набора". Соберите небольшую сумку, которую вы всегда берете с собой: наушники, солнцезащитные очки (даже в помещении, если свет яркий), любимый стимминг-объект (эспандер, гладкий камень, четки), возможно, карточка с надписью "Мне нужна тишина/помощь, у меня сенсорная перегрузка". Это ваш огнетушитель на случай социального или сенсорного "пожара".

Этап 3: Внешние интерфейсы (Взаимодействие с миром по своим правилам)

Когда у вас есть безопасная база и вы понимаете свой бюджет энергии, можно делать вылазки вовне осознанно.

  1. Ищите "тренера" или "наставника" а не психолога. Вам не нужен специалист, который будет спрашивать про ваши чувства к матери. Вам нужен практик, который поможет вам с конкретными задачами:

    • Составить резюме с учетом ваших сильных сторон (концентрация, внимание к деталям).

    • Прорепетировать собеседование.
      Искать таких людей можно в тематических сообществах для взрослых с РАС.

  2. Социализация через "параллельную игру". Ищите деятельность, где люди заняты общим делом, а не общением ради общения. Клуб настольных игр, лекторий, волонтерство в приюте для животных.

    • Ваш новый критерий лояльности: Лояльный к вам человек — это не тот, кто понимает все ваши особенности, а тот, кто уважает ваши озвученные границы. Вы говорите: "Я устала, мне нужно уйти", — и он отвечает: "Хорошо, до встречи", а не "Ну посиди еще, что ты как неродная".

  3. Признайте общение — работой. Для вас это не отдых, а квалифицированный труд, который тратит "ложки". Относитесь к нему соответственно. Не ходите на встречи, когда у вас мало энергии. Устанавливайте тайминг: "Я могу встретиться на час". Учитесь вежливо заканчивать разговор.

Ваша суперсила, которую не видели 25 психологов, — это способность к системному анализу. Они пытались апеллировать к интуиции и эмоциям, которые у вас работают иначе. Начните применять свой аналитический ум к самой важной системе в вашей жизни — к себе.

Перестаньте искать того, кто даст вам ответы. Станьте тем, кто собирает данные, проводит эксперименты и пишет инструкцию. Это долгий путь, но это единственный путь, который ведет не к очередному выгоранию, а к стабильной и осмысленной жизни на ваших условиях.

P.S.
Есть исследования, что люди РАС (расстройство аутичного спектра) к сожалению, часто СИЛЬНО чувствительны к лунным циклам и даже дням цикла.

Можете попробовать вести трекер. Заведите простой календарь (в телефоне или на бумаге), где вы отмечаете лунные фазы дня и особенно полнолуние и новолуние . Параллельно отмечайте свое состояние по 10-балльной шкале (уровень энергии, тревоги, качество сна). Через 2-3 месяца вы увидите свой личный паттерн. Это превратит неопределенность ("почему мне так плохо?") в предсказуемость ("ага, скоро полнолуние, пора готовиться").

Показать полностью 2
426
Аутистические расстройства
Серия Ребенок плохо говорит

Неочевидное про диагностику: когда ошибка ребенка это не провал, а его стратегия

Я логопед. Учу говорить неговорящих детей.

Сегодня хочу поговорить о диагностике, на что смотрю, что для меня важно?

Я собираю анамнез, слушаю про беременность и роды, про раннее развитие, читаю заключения. Но настоящие выводы я делаю, только когда вижу ребенка.

  1. Звукопроизношение

Безусловно, отмечаю особенности: замены, искажения. Но для неговорящего ребенка это не главный параметр на старте. А если бы это было самое главное и единственное - вы бы и сами ко мне не пришли.

2. Слоговая структура

Может ли ребенок похлопать столько же раз, сколько я? Или я хлопну два раза, а он десять?

Если скажу "МА-МА-МА", повторит три слога? Или один? Или четыре?

Проблемы слышны, когда ребенок выкидывает слог – "мако" вместо "молоко". На этапе становления речи это нормально, но примерно к 3 годам должно выровняться. Если нет – важный сигнал.

3. Различение звуков

Предлагаю родителям погреметь за спиной – обернется ли?

Но! Если ребенок сам слышит ворону (и говорит "кар-кар!") или машину (говорит "би-би!"), прислушивается – значит, различает. Тогда этот тест не провожу. И так видно.

4. Понимание речи.

Прошу показать предметы, затем выполнить инструкции: "похлопай", "постучи", "садись", "дай мяч" и другие.

Бывало, ребенок на первой консультации не делал, даже маму по моей просьбе глазами не находил. Но потом, буквально через пару занятий, начинал понимать и выполнять. Думаю, он просто не улавливал, что и как от него ждут. Поэтому на первой встрече никогда не спешу с выводами. Говорю: "Сейчас не делает". Причины разберем.

5. Стратегии ребенка

Очень важный для меня пункт. Как ребенок пытается решить задачу?

Пример: пытается предсказать мое поведение. Кладу четыре карточки, про три уже спросила, после чего он уже заносит палец над четвертой. Но я тоже не первый день замужем. Если вижу, что меня просчитал – меняю вопрос. Надо слушать меня, а не разгадывать ребусы. Кто-то успевает перестроиться. Кто-то выдает заготовку: палец над ёлкой, я спрашиваю "Что можно есть?", а он: "Можно есть ёлку".

Сама по себе такая стратегия показывает работу мышления. Всегда радуюсь, когда вижу, поэтому начинаю усложнять, даю больше карточек, чаще перемешиваю.

Итак: важно смотреть не на то, ошибся ли ребенок, а как он принимал решение.

Есть ещё такое: Ваня, про которого я тут часто пишу, сегодня был не в духе и не смотрел, куда он кладет карточки. Значит ли это, что он не знает? Нет. Значит, что у него нет мотивации. Не хочет смотреть, не хочет думать. Но если найти то, что ему понравится, сразу собирается и делает. Потому что начинает смотреть и слушать.

6. Реакция на незнание (еще неочевидное!)

Родители иногда подсказывают: "Он этого слова не знает!". Но мне надо увидеть эту ситуацию. Как он себя поведет? Поднимет глаза с вопросом? Попытается отвлечь: "Света, а у тебя есть дома синий трактор?" (И такие тоже есть).

Не буду доводить до истерики, переключу, помогу, если вижу тупик. Но мне важно понять его реакцию на неуспех. Это ключ к тому, как строить занятия и давать рекомендации родителям.

Некоторых детей можно (и нужно!) научить говорить "я не знаю" или спрашивать "что это?". Эту возможность важно не упустить.

7. Мотивация и самостоятельность

Что делает ребенок, когда нет инструкций? Куда идет? Что берет? Берет ли? Или просто сидит и ждет?

Как играет? Как переключается от игры к заданию? Как просит? Как отдает?

Если ребенок сам себя может занять – это огромный плюс. Если просит меня о деятельности или игрушке - тоже. Заниматься с ним (и мне, и родителям) будет значительно проще, чем если он пассивно ждет указаний даже в свободной деятельности.

Главный вывод:

Нет ничего страшного, если ребенка спросят о том, чего он не знает. Это не экзамен! Это возможность увидеть, как он действует, и найти точки роста.

Не страшно, если он что-то берет сам. Я контролирую среду, везде, где нужно, я отреагирую.

Консультация – это не оценка ребенка или родителей. Это просто сбор информации. И в этом процессе нет ничего лишнего или "неправильного". Каждая реакция важна.

Показать полностью
60

РЕАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ АУТИЗМА. Спойлер: прививки ни при чем!

Введение

Продолжая тему аутизма хочется поговорить о его причинах, раз уж мы утверждаем, что дело не в прививках. Увы, многие до сих пор винят прививки в РАС у своих детей. И хотя существует множество исследований, которые говорят об обратном, миф продолжает жить.

Чтобы помочь вам разобраться в том, что именно лежит в основе аутизма, генетик Оксана Ефремова по моей просьбе написала для вас совершенно потрясающую статью.

Очень важно, чтобы и вы, мои дорогие читатели, и те, кто еще не знает о существовании моего блога, узнали о том, о чем уже давно знают генетики. Эта информация критически важна, ведь она поможет молодым парам грамотно спланировать беременность и снизить вероятность рождения детей с РАС: аутизм — это врожденная история!

Уже известно достаточно большое количество мутаций, при наличии которых у обоих родителей вероятность РАС у ребенка будет очень высокой (25%), даже если родители нормотипичные (здоровые носители). Этим риском можно управлять.

Генетика аутизма

Часть 1. Клинический случай

Однажды я консультировала семью с двумя детьми. Нередкая история, к сожалению: запланированная первая беременность у молодых супругов (ей 28, ему 35), протекала легко, УЗИ и скрининги пройдены вовремя. Роды в срок, прекрасный мальчик, оценка по шкале Апгар 8/9 баллов, выписали из роддома уже на 3 день.

Рос и развивался нормально, сам сел в 6 месяцев, пошел к году. В год и месяц говорил слоги типа ма-ма-ма. В 1,5 года, как и положено, ревакцинация от коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС). С этого возраста стал "в себе", речь далее слогов не развивалась. Обратили внимание на отсутствие зрительного контакта. В 2 года обратились к неврологу, диагноз ЗПРР.

Далее были бесконечные МРТ головного мозга, УЗИ сосудов шеи. Целый протокол ноотропов, без значимого эффекта.

В 2,5 года попали к психиатру, тот оказался внимательным и по данным осмотра, беседы и взаимодействия с малышом поставил диагноз F84 (Общие расстройства психологического развития), куда входит и аутизм.

Огромное горе для родителей, множество разных способов лечения, форумы, группы. И везде красной нитью "Вакцинация — зло, яд, она запустила аутизм".

Через 4 года семья решается на вторую беременность. Полное обследование у гинеколога и уролога, ведение беременности в лучшей в городе частной клинике, самый расширенный НИПТ. Роды в срок, по шкале Апгар 8/9 баллов, выписка на 3 день. Полный отказ от вакцинации, не было даже прививки от гепатита В.

К сожалению, в 1,5 года — откат в развитии, перестал говорить даже слоги, стереотипные интересы, нет даже невербальной коммуникации.

Невролог — психиатр — снова F84.

Откуда оно взялось, если не было никаких прививок? Второй раз в одной семье. С этим вопросом и пришли к генетику.

Обследуемся в рамках WGS: выявлены мутации в гене CNTNAP2, ассоциированы с заболеванием "Синдром Питта-Хопкинса 1".

Это генетическое заболевание с аутосомно-рецессивным типом наследования. Мама и папа скрытые (здоровые) носители мутаций в одном и том же гене — CNTNAP2. В такой семье риск на рождение ребенка с Синдромом Питта-Хопкинса = 25%. При каждой новой беременности.

Вот и всё.

В данном случае не важно было ни течение беременности, ни роды, не важно, была ли вакцинация, или нет. Дело в конкретной мутации.

Часть 2. Причины аутизма, которые уже известны

Да, на данный момент причины аутизма не до конца изучены, однако основной теорией его развития считается генетическая. То есть РАС — это врождённое нарушение развития и функционирования нервной системы, вероятно генетически обусловленное, которое начитает себя проявлять в раннем детском возрасте.

Согласно актуальным рекомендациям по детскому аутизму (2024 г), всем детям с данным диагнозом показана консультация врача-генетика, т.к. накоплено достаточно информации о генетических причинах, лежащих в основе расстройства (связь описана для более 700 генов), а также разработаны эффективные методы профилактики повторения ситуации в семье при выявлении мутации.

В настоящий момент с помощью генетических исследований удается выявить причину аутизма примерно в четверти случаев*

Условно можно выделить 3 группы причин:

1️⃣ Генетический синдром, одним из проявлений которого является аутизм.

2️⃣Аутизм и задержка развития, непосредственно обусловленные определенной мутацией.

3️⃣Аутизм с наличием генетической предрасположенности.

К 1 и 2 группам относится ряд однозначно генетических заболеваний (так называемые моногенные).

Первая группа — синдромы, которые, помимо прочего, проявляются явлениями аутизма. Например, синдром Мартин Белл (он же синдром ломкой X-хромосомы).

Статистика говорит о том, что это самая частая причина аутизма у мальчиков, с ним рождается примерно каждый тысячный мальчик. Кроме РАС, отмечаются нарушения речевого развития и специфические черты внешности: узкое лицо с крупными ушами, высокий рост.

Или синдром Коффина-Сириса, где помимо аутизма наблюдаются "грубоватые" черты лица и уменьшение размера (или полное отсутствие) ногтей на мизинцах.

Ко второй группе относятся отдельные мутации, проявлением которых и является аутизм. Например, если выявляется мутация в гене TBR1, ставим диагноз IDDAS (intellectual developmental disorder with autism and speech delay). При этом внешность у ребенка может быть обыкновенная и визуально определить наличие такой мутации невозможно.

Для 1 и 2 групп мы можем посчитать процент вероятности повторения аналогичного заболевания у второго и последующих детей, дать прогноз на дальнейшее развитие ребенка (прогрессирование нарушений, стабилизация, улучшение), иногда подсказать узконаправленные фонды помощи и группы, также разрабатываются индивидуальные методики лечения в зависимости от выявленной мутации (например, идут работы для таргетного лечения синдрома Мартин-Белл и синдрома Ретта).

Последняя группа: мутации, дающие предрасположенность к РАС. Самая спорная тема, сложная для консультирования. Для данной группы характерно наличие мутации (например, в гене CDH8), но развитие аутизма при этом не 100%. На эту вероятность будет влиять множество других генов, их сочетания и эпигенетика (механизм включения и выключения генов без видимых мутаций в них).

Если у ребенка с установленным диагнозом РАС выявляется мутация из данной группы, очень сложно сказать, какой вклад именно она внесла в его развитие. И достоверно определить вероятность повторения диагноза в семье и прогноз, пока, к сожалению, невозможно.

Бывает и так, что даже после полноценного генетического обследования не выявляется конкретная мутация, так или иначе ассоциированная с развитием аутизма.

Значит ли это, что генетика здесь однозначно не при чем, и нужно искать внешние факторы? Нет.

По данным крупнейшего исследования 2019г**, наследуемость аутизма составляет около 80%, а установленный риск повторения РАС у второго ребенка в семье (если не конкретная мутация из 1-2 групп) составляет от 4 до 17%, причем значение для семьи зависит в том числе от возраста отца и пола ребенка.

Послесловие от Антонины Обласовой:

Когда родители ищут причину в каких-то внешних событиях, например, в вакцинации, как правило это ведет к тому, что генетическая подоплека отрицается. Это приводит к тому, что в той же самой семье могут родиться и другие дети с РАС, когда даже один такой ребенок может стать настоящим испытанием для семьи.

Финансовое бремя для реабилитации детей с РАС достаточно серьезное, поэтому родители обращаются в благотворительные фонды или проводят сборы средств самостоятельно. Тут кроется вторая проблема: обвинения вакцинации в том, что она стала причиной РАС у ребенка, которые распространяются на широкую аудиторию, приводят к отказу от вакцинации, истощению иммунной прослойки, что в конце концов может ударить по той же самой семье, ведь болезнь для ребенка с РАС — это куда более серьезное испытание, чем для нормотипичных детей.

Мы должны понимать, что хотя известны еще не все факторы, повышающие риск РАС, но мы уже знаем достаточно, чтобы утверждать, что прививки ни при чем, а еще, чтобы управлять этим риском.

✅ Блог Оксаны Ефремовой в Телеграм https://t.me/eto_geneticheskoe

✅ Блог Антонина О. Вакцинах в Телеграм https://t.me/ninavaccina

*Autism spectrum disorder (ASD) in children and adolescents: Terminology, epidemiology, and pathogenesis. Marilyn Augustyn, MD

**Association of Genetic and Environmental Factors With Autism in a 5-Country Cohort. Bai D et al., JAMA Psychiatry. 2019

13.08.25 by @ninavaccina

Показать полностью
213
Аутистические расстройства
Серия Ребенок плохо говорит

От "Па" к собственному слову - прогресс Васи

Я логопед, учу говорить неговорящих детей.

У меня есть ученик, Вася. Васина проблема, как я уже писала раньше, это трудность управления речевым аппаратом. Часть занятия я трачу на распевки, пропевание слогов и гласных в разном порядке, это дает эффект, с каждым разом получается чуть лучше. А вот про другую часть я хотела бы рассказать подробнее.
Моя работа заключается не только в том, чтобы научить ребенка произносить слова. Мне критически важно не упустить мышление в гонке за чистотой произнесения. Лучше, если ребенок будет уметь отвечать невербально на вопросы, выполнять другие задания, и говорить нечетко, чем если будет красиво говорить, но исключительно повторять.
Итак, что работает на нашу цель?

  1. Мы сортировали. Все подряд. Еду, одежду, мебель, животных, цветы, деревья и т.д.. Вася сейчас раскладывает (правильно) при выборе из пяти-шести категорий одновременно.

  2. Когда сортировка стала идеальной, я начала выкладывать перед ним 4 карточки. Три карточки из одной категории, и одну из другой. Даю ему три жетончика и называю категорию. Например, игрушки. Он выбирает все игрушки и закрывает их жетончиком.
    Не всегда я называю категорию. Иногда говорю Глагол. Или Прилагательное. То есть помогаю увидеть общий признак. (Надо закрыть красное / надо закрыть фрукты / надо закрыть то, что можно пить).

  3. Говорю - "Дай лишнее". Отдает то, что не закрыто.

Что нам это дает? В фокусе - семантические гнезда и мышление:

  1. Формирование семантических гнезд - это ОСНОВА! Представьте не просто словарь, а паутинку связей. Когда Вася сортирует, в его голове активируется не одно слово, а целый узел: "фрукты", "желтое", "летит", "сладкое", "растет на дереве", "можно есть", "напиток". Вот это "гнездо".  Зачем?

    • Для мышления: Мыслим мы не отдельными словами, а связями между ними. Эти гнезда - "строительные блоки" для понимания мира и речи. Они позволяют Васе не просто запомнить слово "яблоко", а понимать, что оно относится к еде, фруктам, может быть красным/зеленым, его можно кусать, и что оно отличается от мяча, хотя оба круглые. Это глубина понимания, а не поверхностное повторение.

    • Для пассивного словаря: Даже если Вася не говорит "апельсин" или "компот", он слышит эти слова в контексте сортировки ("Это тоже фрукт!", "А это мы пьем"). Они ложатся прямиком в его пассивный словарь, "прицепляясь" к уже знакомому гнезду "фрукты" или "напитки". Объем понимаемой речи увеличивается.

    • Для будущей активной речи: Когда гнездо сформировано и крепко, новые слова легче "цепляются" к нему, а знакомые слова легче "всплывают" в памяти, когда нужно что-то сказать самому. Это как иметь хорошо организованную кладовку – найти нужное проще.

    • Для гибкости: Одно яблоко может быть и "фруктом", и "красным", и "круглым". Задания с разными признаками (цвет, действие, категория) показывают Васе, что предметы могут входить в разные гнезда одновременно, делая его мышление менее ригидным.

  2. Вася привыкает отвечать на вопросы разными ответами. Можно надеть кофту. Или шапку. Или Майку. Надо отвечать на вопрос исходя из конкретных вариантов ответа (что из этого можно есть?), анализируя предложенные картинки, а не пытаться быстро сказать зазубренное и не думать дальше. Это учит гибкости и ломает шаблоны.

    Пример: некоторые дети запомнили один /два ответа. Надеть шапку. Если попросить сказать еще, могут вспомнить одно. Но если попросить назвать еще три, то становится сложно. Семантические гнезда дают базу для множества вариантов.

  3. Задание "лишнее" - это проверка и укрепление гнезд. Это не просто знание категорий. Оно учит Васю критически сравнивать, находить противоречие общему признаку, понимать, что в данном задании важен именно этот признак (например, "фрукт", а не "круглое"). "Лишнее" выпадает из гнезда по заданному правилу. Это важный шаг к развитию логики и подготовка к более сложным мыслительным операциям. Процесс выбора становится наглядным: он видит, что три предмета "дружат" по правилу (в одном гнезде), а один – "чужой" (из другого гнезда или не подходит по признаку), и физически его убирает. Очень наглядно для понимания структуры этих гнезд!

Также мы с Васей начали работать над спонтанностью называния. Помним, речь - это не допрос. Учим ребенка комментировать без инструкции. Для этого сначала выясняем, что ребенок знает все предметы, которые будем показывать.
Для этого я разложила перед Васей 10 карточек, и спрашивала где предмет. Вася показывал пальцем и очень красиво самостоятельно тянул: «Таааам». Потом заменила на другую десятку.
Здесь важно не только то, что ребенок отвечает на вопрос словом и показывает понимание речи. Этот этап дал Васе уверенность и подготовил почву для спонтанности. Еще ребенок учится сканировать пространство, искать правильный ответ среди многих. Не показывать ради того, чтобы показать. Также Вася получил возможность еще раз послушать, как звучат разные слова, если он забыл.
Так вот, после этого я начала показывать. А он начал называть. Пусть неловко. Пусть с ошибками. С паузами между слогами. Но сам. Где-то только первые слоги. Но это победа. Раньше Васе было сложно самому сказать слог, который не ПА. Повторить мог, а вот от себя получалось только ПА. Казалось, будто он все время зовет папу. ПА па ПАПА и т.д. Наконец-то начал брать под контроль свой речевой аппарат и начал говорить и другие слоги.
Красавчик. Делюсь с вами победой сегодняшнего дня.

Про Васю уже писала здесь: Вася, дизартрия и конфета под носом

У Васи нет РАС, тэг поставила, так как этим ребятам это тоже подойдет.

Показать полностью
167
Аутистические расстройства
Серия Ответы на Ваши вопросы

Почему дома много говорят, а проблемы с речью не уходят? Разбираем причины

Я логопед, учу говорить неговорящих детей.

Самый частый вопрос, который я слышу на консультациях: "Мы так много разговариваем с ребенком дома, читаем, объясняем, а речь все не появляется (или развивается с большим трудом). Почему?"

Сегодня хочу объяснить, почему иногда, несмотря на все ваши усилия у ребенка возникают трудности с развитием речи. Главное, что вы должны понять: причина этих трудностей НЕ в том, что вы делаете что-то не так или недостаточно говорите. Проблема лежит глубже, и она требует специфического подхода.

Давайте разберем основные ситуации, которые могут быть причиной задержки речи, несмотря на ваше активное общение:

  1. Индивидуальный Темп Развития ("А вот у соседей ребенок в 4 года заговорил предложениями"):

    • Что происходит: Иногда все системы ребенка (интеллект, понимание речи, слух, моторика) развиваются в пределах нормы, неврология в порядке, с ребенком занимаются. Но речь "созревает" по своему индивидуальному графику и появляется ощутимо позже, часто сразу фразами.

    • Почему "много говорить" не решает? Потому что причина – не в недостатке стимуляции, а в естественном (хотя и замедленном) темпе созревания именно речевых центров мозга. Вы уже даете достаточно стимулов.

    • Что важно? Не паниковать, продолжать общаться, но наблюдаться у специалистов (логопед, невролог), чтобы исключить другие причины и быть уверенными, что это вариант нормы.

  2. Неречевая Слуховая Агнозия ("Мир звуков для него - странный шум"):

    • Что происходит: Ребенок может физически слышать звуки (аудиограмма в норме), но его мозг не может их различать и анализировать, особенно неречевые (звонок телефона, стук, лай собаки, шум воды). Речь для него сливается в неразборчивый "шумовой коктейль".

    • Почему "много говорить" не решает? Потому что все ваши слова, какими бы частыми и правильными они ни были, просто не распознаются мозгом ребенка как отдельные значимые сигналы. Это как слушать радиопомехи на незнакомом языке – больше громкости не поможет понять смысл.

    • Что делать? Ключевой шаг: проверить слух комплексно (КСВП - регистрация слуховых вызванных потенциалов, консультация сурдолога). Если физический слух в норме, логопед начинает работу над развитием слухового внимания и различением звуков (сначала неречевых, потом речевых). Очень важно убрать постоянные фоновые шумы (телевизор), чтобы редкие четкие звуки могли быть выделены мозгом.

  3. Нарушение Понимания Речи ("Говорит будто сам себе, вам не отвечает "):

    • Что происходит: Ребенок может повторять слова, фразы, стихи (эхолалия), но не понимает их смысла. Он не отвечает на вопросы, не выполняет простые инструкции вне привычного контекста, его речь не используется для общения.

    • Почему "много говорить" не решает? А иногда вредит? Потому что поток сложной, быстрой, неконкретной речи просто непонятен ребенку. Его мозг не связывает звуки слов с предметами, действиями, понятиями. "Много говорить" в этом случае – это как обрушивать на него водопад непонятной информации, что может вызвать перегрузку, отторжение и еще больше затруднить понимание.

    • Что делать? Работать над развитием импрессивной речи (понимания). Представьте, что вы учите ребенка-иностранца с нуля. Говорите четко, коротко, используя одно-два слова, сопровождая речь активным показом предметов и действий ("Дай мяч", "Открой рот", "Смотри, собака!", "На, сок"). Используйте естественные жесты, указывайте на предметы. Создавайте четкие связи между словом и его значением.

  4. Трудности Собственного Говорения ("Рот будто не слушается"):

    • Что происходит: Ребенок понимает речь, у него есть желание общаться, но он не может физически воспроизвести звуки, слоги, слова. Причины могут быть разными: диспраксия (трудности планирования движений речевого аппарата), дизартрия (нарушение мышечного тонуса/иннервации), просто непонимание как именно нужно сложить губы, язык, использовать дыхание и голос для речи.

    • Почему "много говорить" не решает? Потому что проблема не в отсутствии речевых образцов, а в невозможности повторить их из-за моторных трудностей. Ребенок слышит, но не может воспроизвести.

    • Что делать? Нужна специфическая логопедическая работа по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса, постановке и автоматизации звуков. Это кропотливая физическая работа над самим механизмом говорения.

  5. Комплексные Нарушения ("Все вместе"):

    • Что происходит: Сочетание нескольких из перечисленных выше факторов (например, трудности понимания + моторные проблемы).

    • Почему "много говорить" не решает? Потому что проблемы многослойны и требуют комплексного подхода, направленного на каждую из трудностей.

    • Что делать? Требуется тщательная диагностика и комплексная, интенсивная, регулярная работа со специалистами (логопед, невролог, психолог, сурдолог – в зависимости от причин).

      6. Особенности мотивации и коммуникации при РАС ("Мир внутри интереснее, чем снаружи"):

      * Что происходит: У ребенка с Расстройством Аутистического Спектра (РАС) часто отсутствует врожденная социальная мотивация, которая движет типичным развитием речи. Ему может быть неинтересно или непонятно, зачем делиться мыслями, просить что-то словами или отвечать на вопросы просто для поддержания контакта. Его внутренний мир, стереотипные интересы или сенсорные ощущения (крутить палочки, двигать руками перед глазами) могут быть гораздо более значимы и привлекательны, чем социальное взаимодействие через речь. Кроме того, сама речь (ее звуки, необходимость интерпретировать сложные социальные сигналы) может быть для него сенсорно перегружающей.

      * Почему "много говорить" не решает? А иногда усугубляет? Потому что поток социально направленной речи, вопросов, ожиданий ответа не соответствует внутренней мотивации ребенка. Это может восприниматься как навязчивый, утомительный и даже пугающий "шум", от которого хочется отгородиться. "Много говорить" в надежде "заразить" его речью часто приводит к обратному эффекту: ребенок замыкается, уходит в себя, усиливает стереотипное поведение или просто игнорирует говорящего. Его мозг буквально "не настроен" на прием и обработку речи в том объеме и с той социальной целью, которую предполагает взрослый.

      * Что делать? Работать над созданием МОТИВАЦИИ к коммуникации и использовать альтернативные/дополнительные средства (АДК):

      * Следовать за интересом ребенка: Включаться в его деятельность, комментировать его действия и интересы короткими, эмоционально окрашенными фразами ("Ого, машинка едет!", "Кубик упал: Бах!"), не требуя немедленной реакции. Создавать ситуацию совместного внимания, а не директивного.

      * Делать речь ЦЕННОЙ и ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ: Связывать появление речи (или коммуникативного жеста/знака) с немедленным и очень желаемым для ребенка результатом (дать лакомство, завести юлу, открыть дверь, продолжить веселую игру). Показывать конкретную пользу от коммуникации.

      * Использовать ВИЗУАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ: Картинки (PECS), фотографии, предметы-символы, визуальные расписания. Это снижает тревогу, делает ожидания понятными и дает ребенку конкретный инструмент для выражения потребностей и мыслей, минуя сложный вербальный канал.

      * Вводить АДК (Альтернативную и Дополнительную Коммуникацию): Жесты, карточки PECS, коммуникативные приложения на планшете. Это НЕ тормозит, а часто ПРОВОЦИРУЕТ появление речи! АДК снижает фрустрацию, дает ребенку власть над общением и создает мост к пониманию функции речи.

      * Уважать его сенсорные особенности и потребность в паузах: Говорить меньше, четче, с паузами. Использовать естественные жесты. Создавать спокойную, предсказуемую среду без лишнего сенсорного фона.

      * Фокусироваться на КОММУНИКАЦИИ (желании передать сообщение), а не только на РЕЧИ (произнесении слов). Поощрять ЛЮБОЕ коммуникативное намерение (взгляд, жест, вокализацию, приведение за руку).

Главный вывод, который я хочу, чтобы вы вынесли:

Если вы много общаетесь с ребенком дома, а речь не появляется или развивается с большим трудом – это НЕ ваша вина. Ваше общение – это жизненно важная основа, но оно само по себе не может преодолеть специфические неврологические, сенсорные или моторные трудности, которые лежат в основе задержки речи в описанных случаях.

Для преодоления конкретных барьеров на пути развития речи нужны:

  1. Своевременная и точная диагностика (у логопеда, невролога, сурдолога).

  2. Специализированная помощь логопеда, который подберет методы, работающие именно с выявленной причиной.

  3. Ваше активное и правильно организованное участие в занятиях по рекомендациям специалиста (как и что именно делать дома).

Очень хочется сместить фокус внимания с родительской вины (чаще всего родители делают действительно ВСЁ возможное и даже больше) на поиск решения. Надеюсь, кому-то поможет)

Показать полностью
498
Аутистические расстройства
Серия Ребенок плохо говорит

Что делать, если вас бьет жираф?

Я логопед. Учу говорить неговорящих детей.
Главная сложность в работе логопеда часто видится в преодолении молчания ребенка. Однако на практике активное поведенческое сопротивление ('НЕТ!', выраженное телом, избеганием, истерикой или смехом) представляет большую проблему. Обучение речи ребенка, который отвергает занятие, требует особого подхода. Такое поведение — не катастрофа, а коммуникативный акт. Сейчас, на примере Маши, Жени и Вани будут проанализированы стратегии преодоления этого сопротивления и установления учебного сотрудничества.

Первый ученик – Маша.
Начала свои занятия со мной с рыданий. С попыток бросать карточки и кубики. Вот не хочет она – и все тут.
Что делать? Прерывать занятие? Звать маму?
Я изменила деятельность. Часто это помогает. Доделала ее рукой то, что надо-было (показала ее пальцем на банан), похвалила (дело ведь сделано). Дала в руки фломастер, нарисовала ей тучу и попросила нарисовать дождик. Рисовать и рыдать одновременно – сложно. Маша переключилась, успокоилась. Часто таким же эффектом обладает пластилин, или мягкое тесто. Резать колбаску, катать шарики, лепить снеговика, или просто размазывать пластилин по форме. Задание все равно работает на те цели, которые я поставила перед ней (развитие произвольной регуляции деятельности, длительное удержание в памяти инструкции).

Как еще дети могут выражать свое нежелание? Они могут веселиться.
Сползать со стула с хихиканьем. Гладить стол. Разглядывать пальцы. Ковырять в носу. Смотреть на узор на стенах. Увидеть в окне голубя.
Кажется, будто этот вариант проще, чем первый. Но через это веселье невозможно пробиться. Ребенок игнорирует инструкции полностью. Не смотрит. Не слушает. Развлекает себя сам.
Что делать? – искать. Перебирать мотивацию. Переключить его на подвижное веселье (сводить попрыгать, покачать, побегать).
Та же самая Маша устроила мне подобное сегодня. Она хихикала, прятала лицо в ладонях и отворачивалась в стену.
Единственное, что мне помогло – снизить требования. Чтобы сохранить сотрудничество на минимальном уровне. Потопать, похлопать, показать нос. Иногда лучше так, чем никак.

Еще один мой товарищ. Женя большой, сильный, ему восемь. На прошлом занятии он решил, что надо проверить границы на прочность, снова.
Действия Жени:

1. Лег на пол. Лежит и хихикает.
Если я буду поднимать его, я проиграю в этот же момент. Для него это игра, он хочет сам задавать правила.
Я не реагирую никак. Слежу, чтобы он ни рукой ни ногой не мог дотянуться до игрушек. Ему становится скучно через минуту. Он сам встает. В этот момент я сажаю его за стол – занимаемся дальше.

2. Женя решает проверить, что будет, если он положит мне на колени ноги. Напоминаю, он большой. Если я отодвинусь настолько, что он не сможет до меня достать, я не смогу дать ему задание. Если буду спихивать ноги – включусь в игру, он вернет их снова. Приходится встать и давать задания стоя. Работает.

3. Последняя попытка. Он сгибается на стуле и начинает медленно сползать с него. Если я попытаюсь его задержать – подкреплю. Он будет хихикать и сползать интенсивнее. Я не трогаю его и ловлю его взгляд. Он нацелен на игрушки. То есть он собирается выиграть в любом случае.
Что делать? Попробовать вербализовать потребность. Предлагаю ему слово: обними.
Он говорит, я его крепко обнимаю три секунды. Он понимает, что можно попросить, но забывает слово. И тогда он показывает его жестом. Я подсказываю слово, обнимаю его и занятие продолжается. Больше попыток продавить границы не делает.

Следующий Ваня. Про Ваню я писала, но лишь про его навыки. Про поведение сейчас выскажусь здесь. Вы когда-нибудь видели,  как дерутся жирафы? Они размахивают своей шеей и бьют другого жирафа головой. Вот, это стиль Вани. Если Ване надоело, не получается, не хочется, голова жирафа летит в меня. Без предупреждения, без объявления войны.
Что я с этим делаю? Чаще меняю упражнения, чтобы не надоели. Даю больше помощи, особенно на новых картинках. Если голова уже летит, отпрыгиваю. Но помогаю доделать упражнение и только потом отпускаю пойти играть.

Надеюсь эти короткие зарисовки помогут кому-то увидеть, что к любому поведению можно подобрать ключ, найти выход, который будет работать на развитие сотрудничества. Если смотреть на любые подобные реакции ребенка не как на трагедию, а на точку роста – можно увидеть его оптимальный темп, потребности, страхи. И через это войти в речь.

Показать полностью
914
Аутистические расстройства
Серия Ребенок плохо говорит

Как я запускала речь шестилетнему ребенку?

Я логопед. Учу говорить неговорящих детей. Сегодня мне в голову пришла идея — описать не то, ЧТО я даю детям, а то, КАК я это даю. Большое значение имеет организация среды.

Итак, с нами Вова. Вове семь. Он пришел год назад ко мне без речи. Важно указать момент — он мог произносить слова. Но не было инициативы, спонтанности. Просто знал какие-то существительные и мог повторять слова за взрослым.

Что помогло ему начать говорить?
Уже на диагностике оказалось, что Вова может. За десять минут он сообразил как просить: прыгать (на батуте), дуй (пузыри), пить (воду). Все это с инициативой, сам настойчиво, громко.
Почему он не делал этого раньше? Как в анекдоте про соль — раньше не надо было.

Так вот, мысль, которую я хочу донести: Если ребенок что-то не делает — надо разобрать это — до молекул. Найти причину, решить ее, а потом собрать обратно.
Проблема Вовы: есть проблемы понимания речи. Но ребенок уже большой. Ему не нравится чувствовать себя в ситуации неуспеха. Он ее осознает, поэтому злится и плачет.
Что могут делать родители, если они дают ребенку задание — а он плачет? Убирают задание. "Не мучайте ребенка", просто "дайте ему то, что он хочет". Не все, но есть те, кто делают.

Так вот, как себя вести? Надо найти хрупкий баланс.
С одной стороны — нельзя передавить. Лишняя секунда промедления над непонятным заданием будет чревата слезами.
С другой — если постоянно моментально помогать, у ребенка формируется привычка, что все делают за него.
Например, если вы попросите ребенка похлопать, он протянет вам руки, чтобы вы его руками похлопали.

Так вот. Что же делать?

  • Формировать гибкую систему подсказок.

    • Начинать с самой сильной подсказки. С моментальной. Вы задаете вопрос, а потом сразу сами на него отвечаете и ребенок повторяет — хвалите ребенка;

    • Использовать жесты, коммуникативные кнопки, рисунки, пиктограммы, жетоны;

Пример с Вовой: показываю ему картинку: мальчик обнимает маму. С существительными, помним — неплохо. Он говорит: "мальчик". Я обнимаю себя руками — говорю — "обнимает". Он повторяет жест, повторяет слово. Потом говорит слово "маму". В следующие разы я показываю жест, а он сам собирает предложение.
То есть мы задействуем не только речеслуховую память, а еще визуальную систему и мышечную память. И этот многофакторный контроль помогает ребенку собрать в голове понятие: вижу/слышу слово/ощущаю. Он его не зубрит, он укладывает его в голове, а потом понимает, как использовать в предложении.

  • Давать знания не линейно;
    Главное — это функциональность. Надо очень внимательно смотреть на ребенка, чтобы понимать, какие слова нужны именно ЕМУ.

Пример с Вовой:
У меня есть пирамидка. Я ее использую вместо жетонов. За каждое задание нанизываю колечко, собрал пирамидку — значит ребенок может пойти поиграть. Не собрал — сидит и работает.
Так вот, некоторые дети относятся к этому настолько серьезно, что не позволяют мне собирать пирамидку неправильно. А я смотрю на ребенка, а на пирамидку не смотрю.
Что я увидела у Вовы? Он мычал, пытался отобрать, поменять местами колечки. Что это значит? Надо дать Вове слово.
Теперь, если я автоматически ставлю не то колечко, Вова говорит — "неправильно". Я меняю. Он говорит — "да, правильно". Он больше не злится — он услышан, пирамида в порядке.
По плану мы бы учили эти слова много позже. Но они ему нужны прямо сейчас. Значит надо давать их прямо сейчас.

  • Надо учить ребенка говорить без инструкции, или по одной инструкции.
    Например вы говорите: "расскажи", а он рассказывает. Потому что речь — это не допрос с пристрастием. Мало задавать вопросы. Надо учить комментировать визуальные стимулы спонтанно (пример ниже).

  • Также, важно понимать, кому все это надо.
    Если "Заниматься" надо логопеду, то пусть логопед и занимается. В этой системе ребенок король, а логопед скачет вокруг. Надо перевернуть это. Чтобы стало "НАДО" ребенку, а не логопеду. Как?

Пример с Вовой.
Вова привык, что я методично и последовательно использую пирамиду каждый раз. Если пирамида будет не собрана — он играть не пойдет. Будет ждать, пока соберу, это станет сигналом, что можно.
Так вот, сегодня сначала я разобрала с Вовой ряд глаголов изолированно. А потом открыла ему случайную картинку в Виммельбухе, поставила пирамиду и сказала: "Расскажи".
Он может ничего не делать? Да. Но играть не пойдет. Будет сидеть. Причем я не удерживаю, он знает правила и сам сидит. Но если он быстро сам расскажет, быстро пойдет играть. Это непреложное и честное правило между нами.
Сначала Вове было сложно это делать. Я использовала разные варианты, в итоге он научился.
И вот сегодня свершилось. Он перестал пытаться говорить заученными фразами и начал спонтанно комбинировать новые. Пусть они были с неправильными окончаниями, но он начал думать, начал пытаться формировать свои предложения.
Например: "Зайчик свинка мячик кидать" — я его хвалю, заодно произношу верный образец: "Да, зайчик кидает мяч свинке", он слушает, повторяет и потом запоминает правильную версию.

За год Вова научился: отвечать на вопросы, сам строит простые предложения дома, говорит о том, чего хочет, может рассказывать связные рассказы по картинкам, описывать предметы простыми прилагательными (форма, цвет, вкус).
Меня больше всего радует сегодняшний прорыв его спонтанности, когда он начал соединять разные слова в правильном контексте, отойдя от старой привычки, говорить заученно, но не очень правильно.

P.S. У этого ребенка не стоит РАС, но эти принципы в обучении я использую со всеми детьми - они эффективны.

Показать полностью
61

"Больные дети не должны ходить в кафе": в Волгограде сотрудница пиццерии выгнала девочку с аутизмом

Детей с аутизмом, увы, становится всё больше, но общество к этому факту не готово. Эвелина Азаева с дочерью, больной аутизмом, ехали из Ейска в Петербург. По пути они остановились в Волгограде и зашли пообедать в кафе "Жар Пицца". Заведение ранним утром было пустым, и пока мать ребёнка отошла, чтобы сделать заказ, девочка прилегла на диван. После этого к ней подошла сотрудница и, по словам родительницы, начала отчитывать девочку. Мать предупредила женщину, что у её ребёнка аутизм, но понимания не встретила. Ей было сказано, что с больными детьми не стоит ходить по кафе, а лучше лечиться в больнице. А вот в общественных заведениях им не место.

Когда оторопевшая женщина попросила повторить на камеру всё, что ранее было сказано, ей показали средний палец. Эвелина Азаева говорит, что за сценой наблюдала и девушка из-за стойки, но совершенно ничего не сделала. а лишь заметила, что после поговорит с коллегой.

"Я в шоке, ребята. Удивила не уборщица с алкогольно-тюремной выправкой, а менеджмент. Руководителю было весело, что сотрудница выгоняет мать и ни в чем не повинного ребенка. Я во многих странах была, и нигде с таким не встречалась",

- удивляется женщина, которая долгое время прожила за границей, была корреспондентом «Комсомольской правды» в Канаде.

После инцидента Азаева посетила в областную администрацию, где оставила обращение на имя губернатора Волгоградской области. Сразу после этого руководство "ЖарПиццы" извинилось перед Эвелиной, прислав ей в личку письмо.

«Сегодня мы столкнулись с ситуацией, которую ни один родитель не хочет пережить, и, увы, эта история произошла в нашем кафе. Один из наших сотрудников грубо повел себя с Вами и Вашим ребенком. Нам крайне стыдно за произошедшее» ,- с таких слов начинался извинительный пост.

Пиццерия подчеркнула, что случившееся идёт вразрез с их корпоративной культурой, и пообещала проработать с сотрудниками вопросы обслуживания инклюзивных клиентов.

«Вы заслуживаете искренних извинений за грубость сотрудника и его непонимание ситуации. Повторимся, данная ситуация недопустима, и мы призываем всех посетителей сообщать нам обо всех случаях плохого отношения персонала к клиентам. Только вместе мы сможем сделать наши пространства действительно доступными и уютными для каждого ребёнка и родителя»,

– говорится в обращении заведения.

В качестве извинения пиццерия пригласила в гости Эвелину с дочкой, пообещав обслужить их по первому разряду. Также известно, что та самая работниц, возможно, будет уволена, в сейчас в "Жар Пицце" проходит внутренняя проверка. По данному факту проверка организована и прокуратурой области. Сама же Азаева благодарит неравнодушных людей за поддержку.

"Больные дети не должны ходить в кафе": в Волгограде сотрудница пиццерии выгнала девочку с аутизмом Негатив, Волгоград, Пиццерия, Аутистические расстройства, Дискриминация, Нетерпимость, Менеджмент, Инклюзия, Видео, Вертикальное видео, Короткие видео, Длиннопост
"Больные дети не должны ходить в кафе": в Волгограде сотрудница пиццерии выгнала девочку с аутизмом Негатив, Волгоград, Пиццерия, Аутистические расстройства, Дискриминация, Нетерпимость, Менеджмент, Инклюзия, Видео, Вертикальное видео, Короткие видео, Длиннопост

https://www.volgograd.kp.ru/daily/27725/5115498/?ysclid=md9p...

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!