Пост является переводом публикации Реддит сообщества «I Don't Work Here Lady»:
Эта история немного другая из-за того, что я (работник) наблюдал как молодого парня с аутизмом (вроде ему четырнадцать или около того) втянуло в передрягу с сумасшедшей теткой в стиле ЯЗНР.
Короткая преамбула:
Я работаю дверным в секции «Сад и огород», разбираюсь с потерявшимися покупателями и возвратами товара; здесь же я встретился с юношей с аутизмом (скорее всего, с аутизмом, так как он почти все время был погружен в себя, и его поведение подпадало под аутистический спектр).
Парень переставлял и сортировал цветы в горшках, расставляя их в какую-то конкретную последовательность, подбирая цвета и размеры горшков, и высоту цветов (кстати, справлялся он весьма недурно).
Он никого не донимал, и большинство посетителей просто подмечали, как великолепно он справляется. Но одна старушенция, заметив его «работу», подошла к нему сзади, остановилась, скрестила руки и принялась нетерпеливо потопывать ногой (сначала я подумал, что это был ее сын, или они вместе пришли сюда, но то, что случилось дальше, явно свидетельствовало о том, что я ошибся).
Она прокашлялась в той самой, до зубного скрежета всем знакомой, манере: «К-хм… Извини-и-ите-е-е. Вы должны помочь мне».
Парень не обратил на нее никакого внимания и продолжил свое занятие; это ей не понравилось, и она повторила гораздо громче: «ТЫ МЕНЯ НЕ СЛУШАЕШЬ. ТЫ НЕМЕДЛЕННО МНЕ ПОМОЖЕШЬ!!!»
Я направился к ним, чтобы спросить, что ей нужно, но не успел: она протянула свою руку и схватила парня за его правую, чуть выше локтя. Видимо резкое движение и состояние парнишки заставило его резко развернуться и отдернуть руку от дамочки, из-за чего та сама дернулась назад, утратила равновесие и плюхнулась на задницу.
(Пока я наблюдал, как она меняет свое положение из стоячего на сидячее, время будто замедлилось)
Когда я уже добрался до парня, чтобы проверить, все ли с ним в порядке, появилась его мама и начала спрашивать, что случилось. Я не успел раскрыть рот, как виновная во всем случившемся тетка уже вскочила на ноги и принялась ругать юношу. Она заявила, что он напал на нее, что он будет уволен и арестован; парень был на грани пла́ча, а его мама была в шоке.
Я попросил мать успокоить ее сына, сказал, что он ни в чем не виноват, и что сейчас лучше убедиться, что он в порядке.
Поехавшей бабке не понравилось, что приняли не ее сторону; она начала врать, выставлять себя ни в чем не повинной потерпевшей и утверждала, что этот работник (то есть парень) атаковал ее.
Я не в очень вежливой форме сообщил ей, что:
Первое – она лжет, и я был свидетелем всего происшествия, и второе – парень, которого она схватила, здесь не работает, и она напала на него.
На данный момент здесь вокруг собралась прилична толпа, и старушенция заметила по взглядам присутствующих, что никто из них не верит ее байкам.
Тогда она опустила голову и быстро покинула магазин.
Когда я повернулся, чтобы проверить как там парень с мамой, она улыбнулась и поблагодарила меня за помощь; она часто здесь закупается, а мальцу нравится расставлять цветы – это его успокаивает. Я выражаю сожаление за случившееся, после чего парень подходит ко мне, похлопывает по плечу и возвращается к своей сортировке. Его мама говорит, что это он так по-своему «дал пятюню».
Собственно, все – после этого они ушли. Если рассказ не подходит рубрике – пусть модер удалит.
У каждого человека есть потребность быть понятым. Если человеку мало лет и у него нет речи – потребность быть понятым у него все-равно есть. Как мы можем ему помочь? Даже при регулярных занятиях с логопедом, развитие речи – это не быстрый процесс. Но мы не можем ждать несколько месяцев/лет! У ребенка есть желания прямо здесь и сейчас. Часто на почве этого непонимания возникают истерики и другие неприятные эпизоды. Ребенок что-то хочет, объяснить не может и злится на вас. Итак, что можно сдать прямо сейчас?
Я предлагаю рассмотреть вариант альтернативной коммуникации (не вместо развития речи, а параллельно этому развитию).
Основное правило альтернативной коммуникации можно сформулировать следующим образом: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».
А.К.- Это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для человека.
Кому она может быть полезна?
Первая группа - лица, с умственными ограничениями испытывающие трудности в овладении языком. Они фрагментарно пользуются устной речью. Их вербальные сообщения интерпретируются только знакомым, ближайшим окружением и касаются известных, предпочитаемых тем. В иных ситуациях, для общения на малоизвестные темы с чужими, малознакомыми людьми необходима дополнительная коммуникация - как поддержка устной речи.
Вторая группа – лица, которые хорошо понимают речь, но не в состоянии выразить свои потребности вербально. Например, это люди с церебральным параличом.
Третья группа – пользователей этой группы следует обучать как пониманию речи, так и способности общаться (Например, люди с нарушением слуха, аутизмом).
Как может применяться альтернативная коммуникация?
•как постоянная, ежедневная практика;
•как временная помощь в период обострения проблем с коммуникацией;
• как помощь для приобретения лучшего владения речью;
• как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.
Варианты:
- объектная (предметная) коммуникация - предполагает использование объектов, которые символически изображают различные понятия. То есть эта коммуникация предполагает обмен карточки с изображением условной конфеты на эту самую конфету;
– тактильная система коммуникации – используется для поддержания понимания устной речи, но не для ее замены; жесты используются как сопровождение устной речи, говорить следует простыми короткими фразами.
Мы сегодня поговорим про PECS – метод Picture Exchange Communication System (PECS) – обмен картинками.
Глаголы - для продвинутых пользователей системы. С глаголами можно учиться выстраивать предложения на специальной подложке.
Основные преимущества использования системы:
1. РЕСS – это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.
2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации или усиления взгляда.
3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.
Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его – благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена.
Лучше всего внедрять систему со специалистом, там есть определенная последовательность действий. Главное, на что важно обратить внимание, это готовность ВСЕХ, кто проводит время с ребенком, стать участниками этого. Потому что, если мама дает желаемое в обмен на карточки, а папа просто так, ребенок будет ходить к папе, и вы просто потеряете время.
Итак, самые частые вопросы, которые мне задавали:
- Зачем карточки? Ребенок может просто показать или потянуться к тому, что хочет!
А если ребенок захочет печенье, а оно в шкафу? У ребенка должна быть возможность попросить что-то, даже если этого нет в поле зрения.
- А если ребенок принесет карточку «Мороженое», а дома мороженого нет, мне надо все бросить и бежать в магазин?
Нет. Карточки с тем, что вы не планируете предоставлять ребенку, оправляются на специальную красную страничку вашего альбома с карточками, это страничка «НЕТ». Есть также система «Визуальное расписание». Если мороженое можно, но через какое-то время, вы можете приклеить его в план и ребенку будет видно, когда его дадут (это расписание дня ребенка, сложенное из карточек).
Пример: Ученик, 10 лет, УО, учимся говорить. У него с собой альбом с карточками. Он достает карточку с пельменями и дает мне. Естественно, на занятии мы пельмени есть не будем. По договоренности с мамой, мы открываем его визуальное расписание. Там порядок: занятие, дом. Вот, после слова дом мы и лепим карточку с пельменями. Ребенок уже знает, что после занятия поедет домой и ему дадут то, что он хочет.
Так выглядит альбом. Внизу, на желтой полоске, ребенок может выложить предложение. Наверху актуальные варианты карточек, которые ребенок может выбрать. Внутри альбома все остальные карточки.
- А если ребенок привыкнет, а потом говорить не захочет?
На самом деле это наоборот, стимулирует речь. Ребенка учат проявлять настойчивость, искать родителя и вручать ему карточку. Даже если родитель в другой комнате и отвернулся к стене – ребенок должен подойти и вложить ему в руку карточку. Родитель меняет предмет на карточку и неизменно проговаривает название предмета. Однажды, когда коммуникативные способности будут позволять, и ребенок уже будет уметь наименовывать предметы, ему будет проще попросить что-то, чем искать в альбоме карточку.
- Это только для домашнего использования?
Лучше всего, если у ребенка будет альбом на ремешке и ребенок будет носить его с собой. Так у него будет возможность что-то попросить на занятии (например, воды), или в детском саду, главное договориться об этом со специалистами.
- А если карточки – это неудобно?
Попробуйте скачать приложение на телефон. Но тогда это будет телефон ребенка, и он будет везде брать его с собой. В этом приложении ребенок будет выбирать карточку, или даже строить предложение (в карточном варианте тоже так делают).
То есть ребенок собирает последовательность на телефоне, подходит к вам, нажимает на кнопку и эти карточки озвучиваются программой: Я… Хочу…Конфету.
Очень важно помочь ребенку стать услышанным. Ребенок, желания которого вообще никогда не учитываются, однажды сломается и перестанет хотеть.
Пример человека, у которого уже нет никаких желаний: однажды у меня была встреча с подростком 14 лет. УО, речи, зато есть идеальное поведение слушателя. Юноша слушается маму во всем. И ничего не хочет. Ест то, что дают. Делает то, что говорят. Никаких предпочтений в еде. Никакой предпочитаемой деятельности, вообще ничего. В качестве приза был мягкий мешок. Он соглашался сделать что-либо за то, чтобы разрешала посидеть. Естественно, ему хотелось какого-то веселья, и он находил его в том, чтобы плеваться. Пока мама не видит. Вы мне возразите, мол, УО, что от него ждать. Обратимся к литературе: для этих детей характерна короткая (близкая) мотивация деятельности, направленная на выполнение отдельных операций и действий. Это не значит, что они вообще не должны ничего хотеть! Через расширение потребностно-мотивационной сферы ребенка можно достичь результатов, и в обучении, и в социализации.
Ссылки на литературу традиционно прилагаю. Если у вас был опыт взаимодействия с альтернативной коммуникацией – поделитесь результатами, будет интересно обменяться опытом.
Литература:
Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова - здесь про мотивацию детей с УО;
Альтернативная дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. (Из опыта работы с реабилитантами на базе Реабилитационного Центра УСО ПНИ-10) Жиркова И.Г.1 , Щербакова Н.В.2 Жиркова И.Г., Щербакова Н.В. Альтернативная дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. - здесь
Г. Н. Пенин, О. А. Красильникова ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ - здесь
Приветствую всех. Ситуация в нашей семье сложилась такая - ребенку 3,5 года. Официальный диагноз у невролога - задержка формирования экспрессивной речи на фоне измененного поведения с аутистическими вкраплениями. И невролог единственный, кто настаивает на РАС. Психиатр говорит, что это не рас, а зпрр, центр развития, где занимается ребенок, тоже настаивает на зпрр, комиссия пмпк перед садиком тоже видит только зпрр, но не рас.
По факту у ребёнка есть фразовая осмысленная речь, словарный запас большой. Но нет "я", нет местоимений ты, он, она и тд. Присутствует эхолалия, часто тянет окончания в словах еще. Игры очень примитивные, ролевых игр по сути почти нет. Коммуникация с детьми конечно тоже нарушена, как играть вместе он не знает и не умеет. Концентрацию держит очень плохо, почти всегда расторможенный.
Что мы делаем - с 3х лет начал ходить на занятия со специалистами - дефектолог, психолог, флортайм, бассейн, кинезиотерапия, сенсорная интеграция. В сад сейчас тоже в группу зпрр, где есть занятия со специалистами. Пробуем ноотропы по назначению невролога, Пантогам и глиатилин не зашли, курс отменяли, когитум пропил весь курс, поначалу вроде был толчок, но по итогу эффекта можно сказать не оказалось. Сдаем сейчас анализы на непереносимость лактозы, казеина и тд, думаем обратиться к нутрициологу. Ходили к остеопату, эффекта не было, собираемся пойти еще.
Что я хочу здесь - услышать, как еще можно попытаться попробовать помочь ребенку. Мы готовы пробовать многое, но без фанатизма вроде бабушек повитух из деревни или какого-то гипер дорогого лечения в столице, мы не потянем. Хочу услышать чужой опыт, у кого и как росли дети с подобными проблемами. Понятное дело, каждый случай индивидуален и никто не дает никаких прогнозов, но это неопределённое будущее пугает и угнетает, если честно. Ни малейшего понятия сейчас, сможет ли ребенок выгрести и догнать норму развития в каком либо возрасте или будет более менее нормальным, но пусть с некоторыми странностями, или же все будет плохо и к самостоятельной взрослой жизни он не сможет быть готов...
Живу с парнем и его 9ти летним сыном. Ребёнок аутист, учится в специальном классе. Я его знаю с его 6ти лет и тогда он не разговаривал много, только спросить что-то мог. С его 7ми лет пошёл большой прогресс в общении и он стал менее замкнутый. Нам нравилось, что он стал много разговаривать, но вместе с общением с нами постепенно пришло такое состояние, что он говорит постоянно, что-то повторяет из того что услышал от нас или из разных видео вслух и громко. Когда мы его спрашиваем что он сказал или пытаемся поддержать разговор то он нам говорит, что он разговаривает сам с собой, а не с нами. И он стал постепенно замыкаться в себе опять, не слышит что мы ему говорим, игнорирует с первого раза что мы его просим сделать, приходится повторять, отвлекать, как то приводить его к реальности. Его отца все устраивает, он может игнорировать постоянный звуковой шум исходящий от сына, а я схожу с ума, я не могу не реагировать на то что ребёнок говорит в слух постоянно все что в голову пришло, мне кажется что он говорит с нами, но в 90% речи он обращается не к нам. Помогите советом, можно ли научиться игнорировать его постоянный разговор, следует ли, или следует как то его отвлекать, или научить молчать хотя-бы во время приёма пищи.
В далеком 2018-м, под Новый год, я осталась без работы. Я ушла сама, в никуда. Убегая от стресса, моральных унижений и переработок. Вздохнула, наконец, полной грудью и начала искать работу. По образованию я - детский психолог. Всегда работала с детьми, но непосредственно психологической деятельностью почти не занималась. Все вакансии, которые я находила, были из разряда "20 тысяч, полный рабочий день, место работы возле кладбища".
Через знакомых пришло предложение - поработать этим самым инструктором. Я понятия не имела, кто это и с чем его едят. Но вариантов не было - поехала. Пока ехала на собеседование - гуглила. Гугл обрадовал меня тем, что это секта, дрессировка и полный кошмар. Мы познакомились с клиническим директором ABA центра (интересная однако секта), понравились друг другу и меня позвали на обучение. Выяснилось следующее: это подход по работе с поведением. Если ребенок кричит, визжит, плюется, кусается, кусает себя, бьется головой о стены и т.п. - это не к священнику, это в ABA.
Чаще всего туда приходят дети с аутизмом, но это не значит, что помогает только им. Поэтому существует миф: "Раз вам помогает ABA значит у вас аутизм" - это маме моей ученицы в садике сказали. Это бред. ABA при правильном использовании может помочь изменить поведение даже взрослого человека.
Почему этот подход сравнивают с дрессировкой? Потому что на поверхности люди видят следующее: сделал задание - получил конфетку. Значит дрессировка.
Как это на самом деле работает? За ребенком наблюдает специалист. Дома и в центре. Анализирует поведение ( все эпизоды записывает поминутно). Делает выводы. Это куратор. Такой умный человек, прошедший массу учёб и пишущий программу вмешательства для ребенка. Инструктор - это исполнитель, он реализует программу с ребенком. Мотивирует ребенка через игру. Налаживает сотрудничество. Например, у меня был малыш, который ничего не хотел. Хотел крутить. Колесико, палочку, он даже квадратики крутил. Я перевернула весь свой дом, но принесла ему мешок новых вещей. Например, мы выяснили, что отлично крутятся бигуди. И чтобы я ему дала эти самые бигуди, он был готов сделать все, что в обычной ситуации делать бы не стал.
У каждого действия есть причины и последствия. Мы что-то делаем, потому что хотим что-то получить ( работа, чтобы дали зарплату), или хотим чего-то избежать (мою пол, чтобы жена не била скалкой). Там больше, но это самое основное. У ребенка то же самое. Ребенок падает на пол в магазине и орет, потому что знает: ему тут же купят конфету, чтобы "перед людьми не было стыдно". Что сделает этот ребенок в следующий раз, чтобы получить конфету? Упадет на пол и начнет орать, схема то рабочая.
Ребенок укусил маму, когда она хотела научить его убирать игрушки. Мама расстроилась/обиделась/ушла и требование убрали. Что в следующий раз сделает ребенок, если снова не захочет что-то делать? Укусит маму. Дети - это маленькие юристы. Они найдут все бреши в вашей обороне и пробьют их, даже не сомневайтесь.
Родители сами изначально подкрепляют то поведение, которое им не нравится, а потом на стенку лезут. То есть подход помогает родителям понять, где они сформировали у ребенка неправильное поведение, а потом обьясняет, что с этим делать и как это победить.
Безусловно, есть люди, которые не готовы. Это сложно. Надо переступить через себя. Научиться самим жить по правилам.
Еще буквально одно - похвала. Когда вам в последний раз искренне говорили, что вы молодец? Не походя, а с восторгом гляда в глаза? Я ощутила на себе эту магию на одном из практических занятий на обучении. Клинический директор, такой импозантный, большой и строгий мужчина учил нас какому-то действию по протоколу. Я была в роли ученицы, он в роли инструктора, остальные смотрели. Моя задача была отвечать на вопросы так, чтобы периодически ошибаться. Надо было знать, что делать и в случае ошибки ребенка. Так вот, он говорит условное "Яблоко". Я тыкаю в карточку, где нарисовано яблоко. Этот строгий импозантный мужчина вдруг расцветает, смотрит мне в глаза и говорит: "Молодец!" . Ребята, я вам клянусь, меня в жизни так никто не хвалил. Похвалы были, но такие, походя. Мне было очень сложно потом показывать неправильно, потому что снова хотелось испытать это чувство, когда тебя хвалят. И дети тоже будут лучше стараться, чтобы повторить это чувство снова и снова. Так вот, к чему это я. Я уже не работаю инструктором, я уже давно переучилась на логопеда. Мои дети правда остались сложными, с умственной осталостью, аутизмом, задержками развития, трудными расстройствами речи. Даже если у них нарушение понимания речи, это не меняет моего к ним отношения. Я никогда не сажусь за стол с ребенком у которого нет мотивации. И я всегда хвалю детей. Каждый раз, когда они делают маленький шажок вперед в своем развитии. Даже если у нас нет глазного контакта, я стараюсь его найти и похвалить также, как меня когда-то научили, с восторгом, искренне и глядя в глаза. Даже если кажется, что это ничего не значит, это не так. Это остается с ребенком. А потом мои неговоряшки учатся говорить, далают что-то и сами себе хлопают и гордо произносят (Моодесь). Вот так через ABA я нашла то, чем мне нравится заниматься - я сосредоточилась на речи и не жалею, что не пошла учиться на куратора.
Может быть у меня получилось сумбурно, или с ошибками, прошу за них прощения. Готова поотвечать на вопросы, если будут.
Здравствуйте. У меня вопрос к родителями детей с аутизмом, у которых есть домашние питомцы.
Как ваш ребёнок взаимодействует с питомцем, не было ли страха или агрессии, а если были, то смогли ли вы с ними справиться и как?
Моей дочери Ирии восемь лет, аутизм. Ирия боится животных. Любых, даже голубей. У нас был кот и он был единственным животным, которого Ирия не боялась. Она не проявляла к нему интереса, не пыталась поиграть или погладить, но и не пугалась его. Чуть больше года назад наш котик ушёл в свой кошачий рай. Тромб. Пролежал сутки в ветеринарке под капельницами, но, к сожалению, ему не смогли помочь.
Пару дней назад муж принёс домой двухмесячного котёнка, подобранного на улице. Сплошное очарование, а не кот. Зверёныш был накормлен, искупан и показан ветеринару.
Мы очень бы хотели его оставить себе. Но Ирия его боится до истерики. Не может зайти в комнату, если видит котёнка. Убегает, если он к ней подходит. Ирия неговорящая и речь понимает исключительно на ситуативно-бытовом уровне, так что объяснить ей, что кота не нужно бояться, невозможно.
Пока мы решили дать Ирии и котёнку неделю на привыкание. И если Ирия продолжит так сильно бояться, то нам придётся найти ему новый дом.
У современного зрителя аутизм сразу же вызывает очень специфические ассоциации – очень разговорчивый и красноречивый человек, обладатель выдающихся навыков, возможно, «савант» с необычными талантами. Создатели кино и сериалов не формируют такой образ целенаправленно – просто из людей этой части спектра получаются более интересные персонажи.
В то время как в реальной жизни стереотипии, повторяющееся поведение при аутизме может причинять самому человеку вред и быть напрямую опасным. Такой разрыв между выдуманными персонажами и большинством людей с аутизмом отражает гораздо более сложную проблему.
В наши дни человек с аутизмом (за ними ещё закрепилось словосочетание "Люди дождя", после выхода известного всем фильма), может обладать интеллектом на уровне гения или иметь интеллектуальную инвалидность с коэффициентом интеллекта намного ниже среднего. Этот диагноз может означать того, кто совсем не говорит, говорит лишь несколько слов или свободно пользуется устной речью. Это может быть человек с агрессивным поведением, который наносит самому себе травмы, или кто-то, кому сложно разобраться в социальных нюансах подростковых компаний. Это может быть выпускник юридической школы Гарварда или тот, кто окончил школу со справкой о посещении.
Мозг аутистов развивается и функционирует по иному сценарию. Несмотря на то, что из-за аутизма часто человек не способен полноценно наравне с другими участвовать в жизни общества, имеет проблемы с поиском работы, есть примеры, когда люди с аутизмом не только могли отлично социализироваться в обществе, но и построить карьеру, активно заниматься творчеством. Свойственная художникам-аутистам замкнутость часто граничит с гениальностью. Но гении-аутисты - это не закономерность. Специалисты считают, что чаще всего это исключение. 10% из 100. Тем не менее, творчество аутистов представляется крайне интересным для изучения.
Картины художников-аутистов.
Дэвид Барт
Мальчик родился в 1998 году в Роттердаме. Рисовать он не прекращал с того момента, как начал держать карандаш в руке. У него диагностировали синдром Аспергера (одна из форм аутизма). Специалисты отмечают его восприимчивость к деталям, способность визуально концентрироваться. Сейчас Дэвиду 25 лет, а он уже является признанным мастером. Его работы выставлялись в Роттердаме и Пекине, использовались как иллюстрации к книгам. В 2007 году он стал обладателем престижной премии «Caldenborgh Jong Talentprijs» в категории "Комиксы".
Вы наверняка видели на просторах интернета этот рисунок с птицами. Обычно его выставляют с подписью матери Дэвида "…на рисунке почти 400 птиц и он знает имена и латинские названия большинства из них»". Этот рисунок Дэвид сделал в 10 лет.
Айрис Грейс Хэлмшоу
Девочка родилась в 2009 году в Великобритании. В возрасте 2-х лет ей диагностировали тяжелую форму аутизма. С 3 лет Айрис создает шедевры. Ее называют "Моцартом 21 века". Работает она в жанре абстрактной живописи. Изобразительное искусство было выбрано ее родителями в качестве арт-терапии. Айрис никогда не расстается со своей кошкой-мейн куном Тулой. Вместе с ней она и рисует. Кроме насыщенной колористики ее работы наполнены скрытым смыслом. Всматриваясь в эти цветные разводы, можно увидеть и цветочный луг, и водную гладь, и угасание звезд.
Ричард Вауро
Известный шотландский художник. Родился в 1952 году в Эдинбурге. В 3 года ему поставили диагноз "Умственная отсталость", затем РАС. Разговаривать он начал только к 11 годам, когда как уже в 3 года рисовал картины. Когда ему исполнилось 12 лет, его творения передали в Польскую школу искусств как "невероятный феномен". Ричард обладал феноменальной памятью. Для него было достаточно вспомнить картинку, которую он видел по телевизору, и он ее нарисовал бы в мельчайших подробностях.
Первая его выставка состоялась в Эдинбурге, когда ему было 17 лет. В свое время картины пополняли коллекции маргарет Тэтчер, более 100 творений было продано на выставках по всему миру. Ричард умер в 2006 году. За жизнь успел создать более 2500 картин.
Ну и видео, найденное на просторах интернета, посвященное Людям дождя.
Автор сказал, что писал пост целый день и редактировал его много раз. Обещаю написать разом и не редактировать. Итак, у меня похожая ситуация, но только нет никаких справок и бумажек. При этом, я полагаю, что у меня имеются некоторые отклонения в психике, иначе просто быть не может. Хочу сразу сказать, что отношу себя больше к токсичным людям, которые не пустят момента, если он выдался, ответить сарказмом. Не всем это нравится и не всем подходит. Возможно, что в своём умении иронизировать, я превзошёл известных Орлова и Усовича, потому что могу сравнивать себя с их персонажами на сцене. Так вот, у меня тоже нет друзей в месте, где я живу. Более того, как оказалось, я очень легко расстаюсь со всеми знакомыми, которые могли бы претендовать на роль товарища. Недавно поймал себя на мысли, что мне вообще не хочется ни с кем общаться. Поехать в лес и искупаться в роднике? Я проще поеду один, чем напишу товарищу, с которым нужно согласовать время, потом место встречи, потом не опоздать самому и не ждать его, если опаздывает, потом слушать какую-нибудь историю, которая не очень интересна. Куда приятнее посидеть у родник в тишине и послушать шум воды. И так во всем. Куда комфортнее выйти и прогуляться одному, чем встретить во дворе кого-то из соседей и из вежливости(хотя у меня её не так уж и много) вести диалог, пусть это даже несколько дежурных фраз. Думаю, что дело все же во мне, потому что нет никакого интереса, но вспоминаю себя в детстве-не было такого. А сейчас просто ужас. Но самое обидное, что даже и не хочется. У меня остался один друг, с которым мы уже около 12 лет поддерживаем общение после учёбы. Можем скинуть друг другу какую-нибудь политическую дичь. Но уже даже не созваниваемся. Пока это единственный человек, с кем бы мне не хотелось прекращать общение. Вот так, перечитывать не буду)) Зачем это написал-не знаю)