Серия «Ребенок плохо говорит»

319

Папа, у меня стул неправильный! — моторные алалики после запуска речи

Представьте ситуацию: ребенок сидит на занятии, вертится. Хочется не заниматься, но вроде как надо. И формального предлога отказаться — нет. Поэтому в ход идет хитрость и богатое воображение.

— Папа, у меня неправильный стул! — заявляет он, смотря на папу, а потом куда-то под стул.

Любимое дело — отвлечь фокус внимания взрослых на что-то, чтобы задание отложили и занялись этим самым «неправильным» стулом. Это не просто каприз. Это маневр.

Я логопед, учу говорить неговорящих детей. Есть такое нарушение, как моторная алалия. Неприятное, но из всего того, с чем я обычно имею дело, — это самое «благодарное». Как правило, дети с моторной алалией обладают гибким живым умом, очень хороши в невербальных заданиях. Поэтому результат у них появляется очень быстро.

Естественно, если вовремя начали заниматься и делали это регулярно, поддерживая навыки ребенка всей семьей.

Если все так хорошо, что мы с ними делаем?

Алалия — очень коварная штука. Это не просто сложность заговорить. Когда такой ребенок, наконец, осваивает свой речевой аппарат и начинает болтать, родители начинают видеть и другие его проблемы. Речь есть, но она как бы «недостроена», в ней нет надежного каркаса грамматики и связности.

Типичные проблемы после речевого запуска:

  • «Говорит как Магистр Йода»: Слова в предложении не согласованы. Ребенок их говорит в том порядке, в котором вспомнил.

«Живет собака будка».

«Свинка зайка мяч кидает».

  • Часто возникают проблемы с предлогами. Например, ребенок выясняет, что есть такой предлог "на". И лепит его везде:

«Ракета летит на космосе».

  • Не согласованы окончания у существительных и прилагательных (красный машина), существительных и глаголов (девочка нашел), проблемы с числительными (один яблоко, пять яблоко).

  • Сложно составить связный рассказ. Девочка 7 лет, идет в обычную школу. Уровень рассказа: называет существительное. Максимум два. Не "собака играет с мячиком", а просто "собака", "мяч".

  • Путаница с пониманием вопросительных слов.

— Где лягушка? — Она загорает.

— Где улитка? — Она ползает.

  • Лексические проблемы. Ребенок использует вместо слов (которые не помнит) — местоимения. Или заменяет глаголы словом "делает".

Пример (5 лет): «мальчик делает... играет на футболе».

Или ребенок припоминает другое слово, которое показалось ему похожим:

Папа сварил торт (на картинке: папа жарит блины!)

Мама чистит посуду (было: мама моет посуду)

Дети собирают снеговик (вместо «дети лепят снеговика»)

Мальчик надел зонтик (вместо открыл)

Кажется, что товарищ плохо говорит?

Если вы на улице встретите, вы этого, скорее всего, не поймете. Он понимает, что у него есть проблемы в речи. И уводит вас от того, на что не сможет ответить. Например, я задаю ему вопрос, а он смотрит на меня огромными и очень честными глазами и спрашивает: "Света, а у тебя дома есть кот? А как его зовут? А какого он цвета?".

Кажется, что я злобная ведьма, пристала к чудесному ребенку со своими снеговиками и зонтиками, а он вон какой умница. Я быстро отвечаю, а потом возвращаю его к вопросу. И он отвечает так, как я написала.

Они очень эмоциональные. Вовлеченные в беседу. Но только ту, которая им нравится. Могут спорить. Доказывать. Мой любимый пример от другого пятилетнего товарища через полтора года после речевого старта:

— Мама, занятия со Светой слишком длинные! Надо короче!

Если в самом начале мы три месяца учились складывать разные слоги в слова (май-ка, де-ти), то стало вот так.

А вот шикарная история про козу:

Это история от третьего товарища. Тоже пришел без речи в три года, мог повторять отдельные слоги, больше ничего не было. Занимаются полтора года.

У меня есть любимое задание: я прошу ребенка составить предложение с каким-то словом. Обычно это что-то простое, из двух-трех слов. Но тут нам с родителями так понравилось, что мы просто задавали уточняющие вопросы.

Задание: расскажи про козу.

Ответ: Коза встретила котенка. И они пошли в страшный дом.

Родители: А дальше?

Ребенок: А там был большой паук.

Родители: А еще дальше?

Ребенок: Коза вызвала полицию.

Родители: ...а потом?

Ребенок: А потом пришла мама и забрала котенка домую.

Это теперь моя любимая история про козу. И прекрасная иллюстрация того, как работает мысль такого ребенка: она живая, творческая, полная сюжета, но выражена она обрывочно, с грамматическими ошибками («забрала домой» -> «забрала домую»).

Именно на стыке этого блестящего мышления и «собранных снеговиков» в речи и происходит наша дальнейшая работа.

Я постаралась сегодня показать некоторые очень характерные моменты. Иногда бывает так, что речь ребенка запустилась сама и родителям кажется, что уже без проблем. Как у ребенка из этой статьи, у которого снеговика не слепили, а собрали. Но анализ его речевой деятельности показывает, что есть пробелы, над которыми нужно работать.

Поэтому главный вывод: если вы слышите, что что-то не так — эти «собрали» вместо «слепили», «красный яблоко» и постоянные встречные вопросы ребенка вместо его ответов — не оставляйте это без внимания. Это не «само пройдет».

Показать полностью
426
Аутистические расстройства
Серия Ребенок плохо говорит

Неочевидное про диагностику: когда ошибка ребенка это не провал, а его стратегия

Я логопед. Учу говорить неговорящих детей.

Сегодня хочу поговорить о диагностике, на что смотрю, что для меня важно?

Я собираю анамнез, слушаю про беременность и роды, про раннее развитие, читаю заключения. Но настоящие выводы я делаю, только когда вижу ребенка.

  1. Звукопроизношение

Безусловно, отмечаю особенности: замены, искажения. Но для неговорящего ребенка это не главный параметр на старте. А если бы это было самое главное и единственное - вы бы и сами ко мне не пришли.

2. Слоговая структура

Может ли ребенок похлопать столько же раз, сколько я? Или я хлопну два раза, а он десять?

Если скажу "МА-МА-МА", повторит три слога? Или один? Или четыре?

Проблемы слышны, когда ребенок выкидывает слог – "мако" вместо "молоко". На этапе становления речи это нормально, но примерно к 3 годам должно выровняться. Если нет – важный сигнал.

3. Различение звуков

Предлагаю родителям погреметь за спиной – обернется ли?

Но! Если ребенок сам слышит ворону (и говорит "кар-кар!") или машину (говорит "би-би!"), прислушивается – значит, различает. Тогда этот тест не провожу. И так видно.

4. Понимание речи.

Прошу показать предметы, затем выполнить инструкции: "похлопай", "постучи", "садись", "дай мяч" и другие.

Бывало, ребенок на первой консультации не делал, даже маму по моей просьбе глазами не находил. Но потом, буквально через пару занятий, начинал понимать и выполнять. Думаю, он просто не улавливал, что и как от него ждут. Поэтому на первой встрече никогда не спешу с выводами. Говорю: "Сейчас не делает". Причины разберем.

5. Стратегии ребенка

Очень важный для меня пункт. Как ребенок пытается решить задачу?

Пример: пытается предсказать мое поведение. Кладу четыре карточки, про три уже спросила, после чего он уже заносит палец над четвертой. Но я тоже не первый день замужем. Если вижу, что меня просчитал – меняю вопрос. Надо слушать меня, а не разгадывать ребусы. Кто-то успевает перестроиться. Кто-то выдает заготовку: палец над ёлкой, я спрашиваю "Что можно есть?", а он: "Можно есть ёлку".

Сама по себе такая стратегия показывает работу мышления. Всегда радуюсь, когда вижу, поэтому начинаю усложнять, даю больше карточек, чаще перемешиваю.

Итак: важно смотреть не на то, ошибся ли ребенок, а как он принимал решение.

Есть ещё такое: Ваня, про которого я тут часто пишу, сегодня был не в духе и не смотрел, куда он кладет карточки. Значит ли это, что он не знает? Нет. Значит, что у него нет мотивации. Не хочет смотреть, не хочет думать. Но если найти то, что ему понравится, сразу собирается и делает. Потому что начинает смотреть и слушать.

6. Реакция на незнание (еще неочевидное!)

Родители иногда подсказывают: "Он этого слова не знает!". Но мне надо увидеть эту ситуацию. Как он себя поведет? Поднимет глаза с вопросом? Попытается отвлечь: "Света, а у тебя есть дома синий трактор?" (И такие тоже есть).

Не буду доводить до истерики, переключу, помогу, если вижу тупик. Но мне важно понять его реакцию на неуспех. Это ключ к тому, как строить занятия и давать рекомендации родителям.

Некоторых детей можно (и нужно!) научить говорить "я не знаю" или спрашивать "что это?". Эту возможность важно не упустить.

7. Мотивация и самостоятельность

Что делает ребенок, когда нет инструкций? Куда идет? Что берет? Берет ли? Или просто сидит и ждет?

Как играет? Как переключается от игры к заданию? Как просит? Как отдает?

Если ребенок сам себя может занять – это огромный плюс. Если просит меня о деятельности или игрушке - тоже. Заниматься с ним (и мне, и родителям) будет значительно проще, чем если он пассивно ждет указаний даже в свободной деятельности.

Главный вывод:

Нет ничего страшного, если ребенка спросят о том, чего он не знает. Это не экзамен! Это возможность увидеть, как он действует, и найти точки роста.

Не страшно, если он что-то берет сам. Я контролирую среду, везде, где нужно, я отреагирую.

Консультация – это не оценка ребенка или родителей. Это просто сбор информации. И в этом процессе нет ничего лишнего или "неправильного". Каждая реакция важна.

Показать полностью
213
Аутистические расстройства
Серия Ребенок плохо говорит

От "Па" к собственному слову - прогресс Васи

Я логопед, учу говорить неговорящих детей.

У меня есть ученик, Вася. Васина проблема, как я уже писала раньше, это трудность управления речевым аппаратом. Часть занятия я трачу на распевки, пропевание слогов и гласных в разном порядке, это дает эффект, с каждым разом получается чуть лучше. А вот про другую часть я хотела бы рассказать подробнее.
Моя работа заключается не только в том, чтобы научить ребенка произносить слова. Мне критически важно не упустить мышление в гонке за чистотой произнесения. Лучше, если ребенок будет уметь отвечать невербально на вопросы, выполнять другие задания, и говорить нечетко, чем если будет красиво говорить, но исключительно повторять.
Итак, что работает на нашу цель?

  1. Мы сортировали. Все подряд. Еду, одежду, мебель, животных, цветы, деревья и т.д.. Вася сейчас раскладывает (правильно) при выборе из пяти-шести категорий одновременно.

  2. Когда сортировка стала идеальной, я начала выкладывать перед ним 4 карточки. Три карточки из одной категории, и одну из другой. Даю ему три жетончика и называю категорию. Например, игрушки. Он выбирает все игрушки и закрывает их жетончиком.
    Не всегда я называю категорию. Иногда говорю Глагол. Или Прилагательное. То есть помогаю увидеть общий признак. (Надо закрыть красное / надо закрыть фрукты / надо закрыть то, что можно пить).

  3. Говорю - "Дай лишнее". Отдает то, что не закрыто.

Что нам это дает? В фокусе - семантические гнезда и мышление:

  1. Формирование семантических гнезд - это ОСНОВА! Представьте не просто словарь, а паутинку связей. Когда Вася сортирует, в его голове активируется не одно слово, а целый узел: "фрукты", "желтое", "летит", "сладкое", "растет на дереве", "можно есть", "напиток". Вот это "гнездо".  Зачем?

    • Для мышления: Мыслим мы не отдельными словами, а связями между ними. Эти гнезда - "строительные блоки" для понимания мира и речи. Они позволяют Васе не просто запомнить слово "яблоко", а понимать, что оно относится к еде, фруктам, может быть красным/зеленым, его можно кусать, и что оно отличается от мяча, хотя оба круглые. Это глубина понимания, а не поверхностное повторение.

    • Для пассивного словаря: Даже если Вася не говорит "апельсин" или "компот", он слышит эти слова в контексте сортировки ("Это тоже фрукт!", "А это мы пьем"). Они ложатся прямиком в его пассивный словарь, "прицепляясь" к уже знакомому гнезду "фрукты" или "напитки". Объем понимаемой речи увеличивается.

    • Для будущей активной речи: Когда гнездо сформировано и крепко, новые слова легче "цепляются" к нему, а знакомые слова легче "всплывают" в памяти, когда нужно что-то сказать самому. Это как иметь хорошо организованную кладовку – найти нужное проще.

    • Для гибкости: Одно яблоко может быть и "фруктом", и "красным", и "круглым". Задания с разными признаками (цвет, действие, категория) показывают Васе, что предметы могут входить в разные гнезда одновременно, делая его мышление менее ригидным.

  2. Вася привыкает отвечать на вопросы разными ответами. Можно надеть кофту. Или шапку. Или Майку. Надо отвечать на вопрос исходя из конкретных вариантов ответа (что из этого можно есть?), анализируя предложенные картинки, а не пытаться быстро сказать зазубренное и не думать дальше. Это учит гибкости и ломает шаблоны.

    Пример: некоторые дети запомнили один /два ответа. Надеть шапку. Если попросить сказать еще, могут вспомнить одно. Но если попросить назвать еще три, то становится сложно. Семантические гнезда дают базу для множества вариантов.

  3. Задание "лишнее" - это проверка и укрепление гнезд. Это не просто знание категорий. Оно учит Васю критически сравнивать, находить противоречие общему признаку, понимать, что в данном задании важен именно этот признак (например, "фрукт", а не "круглое"). "Лишнее" выпадает из гнезда по заданному правилу. Это важный шаг к развитию логики и подготовка к более сложным мыслительным операциям. Процесс выбора становится наглядным: он видит, что три предмета "дружат" по правилу (в одном гнезде), а один – "чужой" (из другого гнезда или не подходит по признаку), и физически его убирает. Очень наглядно для понимания структуры этих гнезд!

Также мы с Васей начали работать над спонтанностью называния. Помним, речь - это не допрос. Учим ребенка комментировать без инструкции. Для этого сначала выясняем, что ребенок знает все предметы, которые будем показывать.
Для этого я разложила перед Васей 10 карточек, и спрашивала где предмет. Вася показывал пальцем и очень красиво самостоятельно тянул: «Таааам». Потом заменила на другую десятку.
Здесь важно не только то, что ребенок отвечает на вопрос словом и показывает понимание речи. Этот этап дал Васе уверенность и подготовил почву для спонтанности. Еще ребенок учится сканировать пространство, искать правильный ответ среди многих. Не показывать ради того, чтобы показать. Также Вася получил возможность еще раз послушать, как звучат разные слова, если он забыл.
Так вот, после этого я начала показывать. А он начал называть. Пусть неловко. Пусть с ошибками. С паузами между слогами. Но сам. Где-то только первые слоги. Но это победа. Раньше Васе было сложно самому сказать слог, который не ПА. Повторить мог, а вот от себя получалось только ПА. Казалось, будто он все время зовет папу. ПА па ПАПА и т.д. Наконец-то начал брать под контроль свой речевой аппарат и начал говорить и другие слоги.
Красавчик. Делюсь с вами победой сегодняшнего дня.

Про Васю уже писала здесь: Вася, дизартрия и конфета под носом

У Васи нет РАС, тэг поставила, так как этим ребятам это тоже подойдет.

Показать полностью
498
Аутистические расстройства
Серия Ребенок плохо говорит

Что делать, если вас бьет жираф?

Я логопед. Учу говорить неговорящих детей.
Главная сложность в работе логопеда часто видится в преодолении молчания ребенка. Однако на практике активное поведенческое сопротивление ('НЕТ!', выраженное телом, избеганием, истерикой или смехом) представляет большую проблему. Обучение речи ребенка, который отвергает занятие, требует особого подхода. Такое поведение — не катастрофа, а коммуникативный акт. Сейчас, на примере Маши, Жени и Вани будут проанализированы стратегии преодоления этого сопротивления и установления учебного сотрудничества.

Первый ученик – Маша.
Начала свои занятия со мной с рыданий. С попыток бросать карточки и кубики. Вот не хочет она – и все тут.
Что делать? Прерывать занятие? Звать маму?
Я изменила деятельность. Часто это помогает. Доделала ее рукой то, что надо-было (показала ее пальцем на банан), похвалила (дело ведь сделано). Дала в руки фломастер, нарисовала ей тучу и попросила нарисовать дождик. Рисовать и рыдать одновременно – сложно. Маша переключилась, успокоилась. Часто таким же эффектом обладает пластилин, или мягкое тесто. Резать колбаску, катать шарики, лепить снеговика, или просто размазывать пластилин по форме. Задание все равно работает на те цели, которые я поставила перед ней (развитие произвольной регуляции деятельности, длительное удержание в памяти инструкции).

Как еще дети могут выражать свое нежелание? Они могут веселиться.
Сползать со стула с хихиканьем. Гладить стол. Разглядывать пальцы. Ковырять в носу. Смотреть на узор на стенах. Увидеть в окне голубя.
Кажется, будто этот вариант проще, чем первый. Но через это веселье невозможно пробиться. Ребенок игнорирует инструкции полностью. Не смотрит. Не слушает. Развлекает себя сам.
Что делать? – искать. Перебирать мотивацию. Переключить его на подвижное веселье (сводить попрыгать, покачать, побегать).
Та же самая Маша устроила мне подобное сегодня. Она хихикала, прятала лицо в ладонях и отворачивалась в стену.
Единственное, что мне помогло – снизить требования. Чтобы сохранить сотрудничество на минимальном уровне. Потопать, похлопать, показать нос. Иногда лучше так, чем никак.

Еще один мой товарищ. Женя большой, сильный, ему восемь. На прошлом занятии он решил, что надо проверить границы на прочность, снова.
Действия Жени:

1. Лег на пол. Лежит и хихикает.
Если я буду поднимать его, я проиграю в этот же момент. Для него это игра, он хочет сам задавать правила.
Я не реагирую никак. Слежу, чтобы он ни рукой ни ногой не мог дотянуться до игрушек. Ему становится скучно через минуту. Он сам встает. В этот момент я сажаю его за стол – занимаемся дальше.

2. Женя решает проверить, что будет, если он положит мне на колени ноги. Напоминаю, он большой. Если я отодвинусь настолько, что он не сможет до меня достать, я не смогу дать ему задание. Если буду спихивать ноги – включусь в игру, он вернет их снова. Приходится встать и давать задания стоя. Работает.

3. Последняя попытка. Он сгибается на стуле и начинает медленно сползать с него. Если я попытаюсь его задержать – подкреплю. Он будет хихикать и сползать интенсивнее. Я не трогаю его и ловлю его взгляд. Он нацелен на игрушки. То есть он собирается выиграть в любом случае.
Что делать? Попробовать вербализовать потребность. Предлагаю ему слово: обними.
Он говорит, я его крепко обнимаю три секунды. Он понимает, что можно попросить, но забывает слово. И тогда он показывает его жестом. Я подсказываю слово, обнимаю его и занятие продолжается. Больше попыток продавить границы не делает.

Следующий Ваня. Про Ваню я писала, но лишь про его навыки. Про поведение сейчас выскажусь здесь. Вы когда-нибудь видели,  как дерутся жирафы? Они размахивают своей шеей и бьют другого жирафа головой. Вот, это стиль Вани. Если Ване надоело, не получается, не хочется, голова жирафа летит в меня. Без предупреждения, без объявления войны.
Что я с этим делаю? Чаще меняю упражнения, чтобы не надоели. Даю больше помощи, особенно на новых картинках. Если голова уже летит, отпрыгиваю. Но помогаю доделать упражнение и только потом отпускаю пойти играть.

Надеюсь эти короткие зарисовки помогут кому-то увидеть, что к любому поведению можно подобрать ключ, найти выход, который будет работать на развитие сотрудничества. Если смотреть на любые подобные реакции ребенка не как на трагедию, а на точку роста – можно увидеть его оптимальный темп, потребности, страхи. И через это войти в речь.

Показать полностью
914
Аутистические расстройства
Серия Ребенок плохо говорит

Как я запускала речь шестилетнему ребенку?

Я логопед. Учу говорить неговорящих детей. Сегодня мне в голову пришла идея — описать не то, ЧТО я даю детям, а то, КАК я это даю. Большое значение имеет организация среды.

Итак, с нами Вова. Вове семь. Он пришел год назад ко мне без речи. Важно указать момент — он мог произносить слова. Но не было инициативы, спонтанности. Просто знал какие-то существительные и мог повторять слова за взрослым.

Что помогло ему начать говорить?
Уже на диагностике оказалось, что Вова может. За десять минут он сообразил как просить: прыгать (на батуте), дуй (пузыри), пить (воду). Все это с инициативой, сам настойчиво, громко.
Почему он не делал этого раньше? Как в анекдоте про соль — раньше не надо было.

Так вот, мысль, которую я хочу донести: Если ребенок что-то не делает — надо разобрать это — до молекул. Найти причину, решить ее, а потом собрать обратно.
Проблема Вовы: есть проблемы понимания речи. Но ребенок уже большой. Ему не нравится чувствовать себя в ситуации неуспеха. Он ее осознает, поэтому злится и плачет.
Что могут делать родители, если они дают ребенку задание — а он плачет? Убирают задание. "Не мучайте ребенка", просто "дайте ему то, что он хочет". Не все, но есть те, кто делают.

Так вот, как себя вести? Надо найти хрупкий баланс.
С одной стороны — нельзя передавить. Лишняя секунда промедления над непонятным заданием будет чревата слезами.
С другой — если постоянно моментально помогать, у ребенка формируется привычка, что все делают за него.
Например, если вы попросите ребенка похлопать, он протянет вам руки, чтобы вы его руками похлопали.

Так вот. Что же делать?

  • Формировать гибкую систему подсказок.

    • Начинать с самой сильной подсказки. С моментальной. Вы задаете вопрос, а потом сразу сами на него отвечаете и ребенок повторяет — хвалите ребенка;

    • Использовать жесты, коммуникативные кнопки, рисунки, пиктограммы, жетоны;

Пример с Вовой: показываю ему картинку: мальчик обнимает маму. С существительными, помним — неплохо. Он говорит: "мальчик". Я обнимаю себя руками — говорю — "обнимает". Он повторяет жест, повторяет слово. Потом говорит слово "маму". В следующие разы я показываю жест, а он сам собирает предложение.
То есть мы задействуем не только речеслуховую память, а еще визуальную систему и мышечную память. И этот многофакторный контроль помогает ребенку собрать в голове понятие: вижу/слышу слово/ощущаю. Он его не зубрит, он укладывает его в голове, а потом понимает, как использовать в предложении.

  • Давать знания не линейно;
    Главное — это функциональность. Надо очень внимательно смотреть на ребенка, чтобы понимать, какие слова нужны именно ЕМУ.

Пример с Вовой:
У меня есть пирамидка. Я ее использую вместо жетонов. За каждое задание нанизываю колечко, собрал пирамидку — значит ребенок может пойти поиграть. Не собрал — сидит и работает.
Так вот, некоторые дети относятся к этому настолько серьезно, что не позволяют мне собирать пирамидку неправильно. А я смотрю на ребенка, а на пирамидку не смотрю.
Что я увидела у Вовы? Он мычал, пытался отобрать, поменять местами колечки. Что это значит? Надо дать Вове слово.
Теперь, если я автоматически ставлю не то колечко, Вова говорит — "неправильно". Я меняю. Он говорит — "да, правильно". Он больше не злится — он услышан, пирамида в порядке.
По плану мы бы учили эти слова много позже. Но они ему нужны прямо сейчас. Значит надо давать их прямо сейчас.

  • Надо учить ребенка говорить без инструкции, или по одной инструкции.
    Например вы говорите: "расскажи", а он рассказывает. Потому что речь — это не допрос с пристрастием. Мало задавать вопросы. Надо учить комментировать визуальные стимулы спонтанно (пример ниже).

  • Также, важно понимать, кому все это надо.
    Если "Заниматься" надо логопеду, то пусть логопед и занимается. В этой системе ребенок король, а логопед скачет вокруг. Надо перевернуть это. Чтобы стало "НАДО" ребенку, а не логопеду. Как?

Пример с Вовой.
Вова привык, что я методично и последовательно использую пирамиду каждый раз. Если пирамида будет не собрана — он играть не пойдет. Будет ждать, пока соберу, это станет сигналом, что можно.
Так вот, сегодня сначала я разобрала с Вовой ряд глаголов изолированно. А потом открыла ему случайную картинку в Виммельбухе, поставила пирамиду и сказала: "Расскажи".
Он может ничего не делать? Да. Но играть не пойдет. Будет сидеть. Причем я не удерживаю, он знает правила и сам сидит. Но если он быстро сам расскажет, быстро пойдет играть. Это непреложное и честное правило между нами.
Сначала Вове было сложно это делать. Я использовала разные варианты, в итоге он научился.
И вот сегодня свершилось. Он перестал пытаться говорить заученными фразами и начал спонтанно комбинировать новые. Пусть они были с неправильными окончаниями, но он начал думать, начал пытаться формировать свои предложения.
Например: "Зайчик свинка мячик кидать" — я его хвалю, заодно произношу верный образец: "Да, зайчик кидает мяч свинке", он слушает, повторяет и потом запоминает правильную версию.

За год Вова научился: отвечать на вопросы, сам строит простые предложения дома, говорит о том, чего хочет, может рассказывать связные рассказы по картинкам, описывать предметы простыми прилагательными (форма, цвет, вкус).
Меня больше всего радует сегодняшний прорыв его спонтанности, когда он начал соединять разные слова в правильном контексте, отойдя от старой привычки, говорить заученно, но не очень правильно.

P.S. У этого ребенка не стоит РАС, но эти принципы в обучении я использую со всеми детьми - они эффективны.

Показать полностью
379
Аутистические расстройства
Серия Ребенок плохо говорит

От «бетономешалки» до диалога: как Петя учится общаться

Я логопед. Учу говорить неговорящих детей.

Помните Петю? Того самого мальчика, который говорил про гудронаторы, но не мог попросить воды? Сейчас он не просто говорит — он ведет диалог. И это чудо не с неба упало — мы выстроили его по кирпичикам.

У Пети РАС (расстройство аутистического спектра), также есть сложности с пониманием некоторых речевых конструкций. И не всегда получается эти конструкции использовать в речи.

У Пети есть эхолалия (это повторение разных фраз, не изменяя их, и не понимая).

Как это выглядит?

Я уже писала о том, что одна из моих любимых тактик работы с детьми - это виммельбухи. У меня есть одна интересная книга, про поваренка, который решил узнать, как и из чего появляется на кухне еда. И он исследует, как сажают злаки, что потом с ними делают, как делают макароны и булочки и так далее. Так как специнтерес Пети - сельскохозяйственная техника, книга ему интересна.

Он показывает пальцем на трактор с плугом и говорит: "Плуг пашет землю." - эту фразу он говорит своим особым эхолаличным голосом, как будто он робот. Фраза звучит механически заученно. Я не могу это описать текстом, это надо слышать. Он не делает ударение на каком-то слове. Он делает ударение на каждом слове. Не "ПЛУГ пашет землю". А "ПЛУГ ПАШЕТ ЗЕМЛЮ". Попробуйте это произнести и услышите (надеюсь на это).

Потом он показывает на картинку с прессом-подборщиком. Пытается что-то сказать сам. Начинает. Но потом сбивается. И голосом робота говорит: ПРЕСС ПОДБОРЩИК УПАКОВЫВАЕТ СЕНО.

Он может не использовать слова из этого предложения отдельно друг от друга. Он запомнил это слитно, и говорит это слитно. Как будто бы вы поете песню на английском, но не знаете значения слов, просто запомнили строчки на слух.

Но при этом Петя демонстрирует чудеса общения. Он вовлекает меня в диалог: Света, смотри, это же комбайн! Комбайн убирает пшеницу (показывает пальцем).

Что ему это дает? Он умело использует фразу "Света смотри" в контексте своей эхолалии. И делится своим знанием. И вот это уже начинает звучать органично.

Также, у Пети развивается потихоньку вопросительная деятельность:

- Света, смотри, что это? - Тон голоса уже немного заинтересованный. Он старается вести диалог. Но интересно то, что он названия всей этой техники знает лучше меня. И спрашивает меня не для того, чтобы получить ответ, а потому, что ему хочется взаимного общения, но пока у него мало доступных инструментов для этого. Как я понимаю это? Его глаза блестят. Совершенно счастливый ребенок (мы ведь обсуждаем любимую тему) смотрит в мое лицо, ждёт (!!!) мой ответ.

Я отвечаю, стараюсь отвечать иными словами, чтобы дать ему разнообразие фраз про технику. Он говорит "угу", а потом снова привлекает моё внимание следующим объектом.

Пока он радуется сеялкам, боронам, плугам, тракторам и другим очень важным вещам в жизни мужчины, я пристаю к нему с кашами.

Каша из риса какая? - рисовая;

Каша из кукурузы какая? - кукурузная;

Каша из пшеницы какая? и т.д.

А потом прошу перечислить по памяти, какие он знает каши. Далее мы обсуждаем, как растет кукуруза и пшеница (Проговариваем алгоритмы: сначала пашем землю плугом, потом рыхлим бороной, потом сеем семена, потом они растут, потом собираем), рассматриваем картинки, как рис растет в воде. Дальше переходим к обработке - спрашивает у меня, что такое мельница. С любопытством смотрит на машину, которая делает макароны. Выбираем макароны, которые ему нравятся. Обсуждаем, как пекут хлеб и булочки.

В этом занятии больше нет танцев с бубном с поиском мотивации. Ему интересна книга, его подкрепление - это рассматривать ее и обсуждать интересную технику.

Спрашиваю его, с чем он любит есть макароны. Он понимает форму вопроса, правильно использует форму ответа, но суть не понял. Он сказал, что ест макароны с малиной.

Пришлось подсказать, что он их ест с котлетой. Вы можете возмутиться, мол, дело вкуса. Но я в таких личных вопросах всегда уточняю у родителей, поэтому знаю.

Также я терзала его противоположностями. Интересный факт: Если спросить у него: "скажи наоборот", или "какое слово противоположно" - он не понимает вопроса. Но если идти через мыслительные процессы - аналогии, сразу понимает.

Пример:

Скажи наоборот:
холодный ...

Он: Холодный - лёд

Через аналогии:

Быстрый - медленный;

Холодный - ...горячий.

Это конечно хорошо, но я меняю формулировки вопросов в заданиях, чтобы он слушал каждое слово, потому что одно слово в предложении может насквозь исказить его суть.

Еще я предлагаю ему проследить смыслы от изменения лишь одного слова в предложении, например, наречия.

Если девочка хорошо почистит зубы...(ему предлагается продолжить), - то они будут чистые и здоровые.

Если девочка плохо почистит зубы, ... то они будут болеть.

Также подобная структура должна помочь ему при понимании инструкций дома и в саду. Чтобы он понимал, что значит, если в предложении звучит такое слово.

Ты хорошо вытер руки (значит руки сухие), Ты плохо убрал игрушки (значит надо еще убрать).

Также Петя научился спрашивать разрешения. Когда действие логично завершено (книга закончилась) он спрашивает: - можно попрыгать на батуте?

Я всегда разрешаю. Потому что знаю, когда я его позову назад, он без вопросов слезет и сядет за стол.

По моему это необыкновенная трансформация из ребенка, который три года назад в любой непонятной ситуации ложился на пол и специально пускал на него слюни.

Показать полностью
568

Папа, купи мне пони

Я логопед. Учу говорить неговорящих детей. Меня периодически спрашивают, какой смысл в моей в профессии. Некоторые сразу пишут, что никакого. Те, кто могут научиться говорить - научатся и без меня. Те, кто нет, - сдать их в спец.учреждение и родить новых детей.
Так вот, бывают такие интересные дети, которые без целенаправленного своевременного обучения (если вообще ничего не делать и просто ждать до пенсии) не заговорят. Возникнет вторичная интеллектуальная задержка, нарушится поведение. И ребенок попадет в группу детей с умственной отсталостью. Но, если вовремя начать заниматься, останутся проблемы с письмом (возможно), с математикой в школе. Но этот ребенок пойдет в школу и будет не отличим от остальных детей. Просто не будет отличником.
Я сейчас говорю про моторную алалию. Особенно если она одна,  без дизартрии.
Вообще моторных алалий две. Афферентная и эфферентная. И в зависимости от вида методы коррекции будут разные.
Так вот, сегодня поговорим про Колю. Коле сейчас четыре года (и несколько месяцев).
Сначала Коля ходил на АВА, в связи с плохим поведением. Так как по невербальным навыкам (разные сортировки и задания на понимание) он был хорош, занятия АВА быстро подошли к концу и встал вопрос развития речи у логопеда. Так они попали ко мне.
В три года у Коли было несколько простых слов (появились на занятиях по АВА). Также у Коли есть стертая дизартрия. Говорить она ему не мешает, но некоторые звуки он произносит искаженно. В этом возрасте я не занимаюсь исправлением звуков (никто не занимается), так как есть более глобальные проблемы. Максимум, что я рекомендую - это артикуляционная гимнастика дома и консультация невролога.
Звуками лучше всего заниматься после пяти лет - это будет эффективнее.
Также интересный момент, в своих постах я часто опускаю поведенческие моменты. Описываю именно логопедические занятия. Но, возможно, этим я формирую ложное представление о том, как это проходит. Родителям начинает казаться, что мои детки милые зайчики, а вот свой не такой, наверно что-то происходит не так. Они у меня конечно милые, и конечно зайчики, но они могут плакать, кричать, драться. Один товарищ мне недавно пальцем в глаз случайно ткнул. Было больно, ходила с красным глазом.
Так вот Коля, при всей его миленькости мог устроить концерт везде и всюду. Выходил из метро, смотрел на Казанский Собор, понимал, что сейчас он придет к логопеду, и начинал рыдать уже оттуда. Его приводили, рыдающего и сажали на диван. А потом мы с родителями садились на ковер и начинали играть в игрушки.
Коля плакал пять минут, потом видел, что никто не реагирует. Ему надоедало плакать и он приходил играть с нами. А потом эти истерики просто закончились.
Это пример для родителей, которые считают, что истерики ребенка - это повод не заниматься. "Он же плачет! "- говорят они.
Но ведь он и будет плакать, пока видит, что его слезы работают. На занятии его никто не обижает. Родители сидят рядом. Я подбираю детям их любимые игрушки, чтобы им было интересно приходить. За столом сидеть не заставляю. То есть объективного повода для слёз нет. Хотя вру, есть один. Когда звонит будильник, занятие заканчивается. И красивые игрушки надо оставить в кабинете. Начинается вторая истерика - ребенок отказывается уходить, или требует взять игрушку с собой. Как правило, подобное происходит только в самом начале. Потом ребенок привыкает, что игрушки остаются в кабинете.
Я отвлеклась от Коли. Если у ребенка сохранный интеллект, нет проблем с вниманием и памятью,  все происходит достаточно быстро. Уже месяца через три пошли первые фразы. Через полгода фразы стали длинными, пошла вопросительная деятельность. Например он хотел поезд: Света, ты что, потеряла красный  поезд?
Этому вопросу его никто специально не учил, он сам подобрал слова.
Также интересный момент - родители говорили, что так он разговаривает только у меня в кабинете (они присутствуют на занятиях), дома он говорит короче и меньше. Но мы перешли на онлайн формат. И проблема ушла - привык дома говорить.

Одним из его любимых дел в кабинете было рассматривание виммельбухов (больших цветных книг без текста) и комментирование их. У меня есть специальные книги, на базе которых я могу выстраивать диалоги с любым ребенком. Так вот, Коле нравилось выбирать иллюстрацию, самому открывать в книге разные окошки (а чтобы их открыть, надо было что -то сказать). Поэтому он думал, что победил систему, и вместо скучных карточек листает интересную книгу. А я в этот момент вытаскивала из него связный рассказ про все, что он в книге видит. Родители были счастливы слушать, как красиво ребенок может говорить. Все были довольны. Сейчас я научила его спорить. А детям очень нравится чувствовать себя важными, главными. И если дать им ситуацию, в которой они могут поучать взрослого, они с удовольствием в нее играют. Как это работает? Я начала делать все неправильно. Сопоставлять разные картинки, описывать предметы.
Я: смотри, какой у меня зелёный медведь!
Коля: Света, ты ошиблась, медведь коричневый!
Я: летом идёт снег!
Коля: Света, ты ошиблась, снег идёт зимой.
Этот навык очень быстро обобщился, Коля начал использовать его в общении с родителями:
Мама: пойдем кататься на качелях!
Коля: мама ты ошиблась, не кататься, а качаться.

Ещё одним очень сложным делом для Коли было название объектов, которые он видит.
Маленькое отступление: дети, особенно со сложностями в развитии, привыкают, что их спрашивают про конкретные вещи. Какого цвета ЭТОТ холодильник. Какой формы ЭТОТ сыр. Кроме того обучение часто происходит с помощью карточек. То есть ребенок привыкает видеть предмет изолированно, на белом фоне. Но, (не принимайте на свой счёт, моя выборка - это дети, которые ко мне приходят, может у вас и не так), бывает, что такой карточный ребенок не может по просьбе выделить один предмет из нескольких и назвать его.
Пример. На листе нарисовано много предметов одной категории. Например еда, транспорт  или одежда. Ребенок совершенно точно все эти слова знает. Если ткнуть с любой и спросить: "что это? " - он скажет. А если сказать: "что можно есть?" Или "что можно надеть"?  Или ещё проще, показать лист, где все красное и спросить: "что красное?" Ребенок не скажет. Он знает глаголы. Он знает цвета. Если спросить, какого это цвета , он ответит. А вот называть по очереди предметы с листа, на которые взрослый не показывает пальцем - нет. Причем красный весь лист. Можно называть любой предмет - не ошибёшься. Но это задание у многих моих товарищей вызывает ступор и расстройство. Приходится водить их пальцем по листу, чтобы они так называли.
О чем это говорит? Ребенку сложно выделить фигуру из фона. Надо сначала ее выделить, назвать, потом мысленно обратно задвинуть, выделить другую. И это надо делать удерживая в голове инструкцию "что красное?".
И если на плоскости листа дети привыкают это делать, то в пространстве помещения это сложно. Даже ответ на вопрос: "что видишь". С листа ребенок уже отвечает, что он видит, а выделять реальные объекты ещё не научился. У меня для этого действия есть уловка: "давай наденем очки". Ребенок складывает пальцы в колечки и прикладывает к глазам. Это помогает, начинается перечисление. Собственно, Коля так и научился.
Сейчас Коля достаточно спонтанный, отвечает на вопросы, задаёт вопросы. Участвует в диалоге, может рассказать, что ел в детском саду, куда хочет пойти, что хочет делать. История с пони, это с последнего занятия.
Делаем мы, значит, упражнения. И тут он заявляет: "папа, купи мне пони".
Папа уточняет: какого пони, сынок?
Коля: мы с мамой были в магазине, там был пони. Я хочу пони. Большой, вот такой (показывает руками что-то огромное).
Мы уточняем, на кого похож пони? (Вдруг он перепутал).
Он: пони похож на лошадку.

Сейчас по разговору это обычный четырехлетний малыш. Я знаю, что нам ещё осталось доделать, но случайный человек не догадается, что Коля когда-то не говорил.


P.S. Контент сегодня появился благодаря тем, которые не приходят на занятия и не предупреждают. Дети, которые не пришли - всегда на страже вашего контента.

P.s. я опять дошла до тегов и вспомнила - когда они ко мне пришли, им поставили диагноз РАС. Скорее всего это тоже были вторичные признаки, которые сгладились, но тег соответствует требованиям.

Показать полностью
412

Вася, дизартрия и конфета под носом

Я логопед. Учу говорить неговорящих детей. Сегодня наш герой – Вася. Васе восемь лет. Мы с ним очень давно знакомы. Около пяти лет. Мы встретились, когда ему было три. У Васи ничего не было. Понимания, имитации, звуков – ничего. Кроме того, у Вани была (и есть) дизартрия.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы.

То есть Вася ничего не понимал, ничего не повторял, и имел сложности в управлении своим лицом и телом. При дизартрии есть проблемы с мышечным тонусом, например, язык лежит как тонкая тряпочка, или наоборот, сжат и не расслабляется. Или у ребенка приоткрытый рот и слабость круговой мышцы рта. Или губы сжаты, как у партизана на допросе, а по ночам ребенок скрипит зубами от напряжения мышц. Иногда бывает так, что у ребенка все хорошо, есть только отдельные нарушения звуков. Звуки произносятся искаженно. А бывает такое наслоение, как у Васи. Когда много чего нарушено одновременно.
С телом тоже все не очень. Тяжело даются мелкомоторные действия, не все действия крупной моторики Вася может сделать по имитации. Например, до сих пор он не может повторить движение «Как птичка машет крылышками». У него не получается синхронно.

Помимо меня, у Васи часто бывают циклы массажа, в том числе и лого-массажа. При дизартрии он показан.

Что мы делаем на занятии помимо речи?
- Много двигаемся. Ходим по узкой дорожке, также Вася очень любит полосу препятствий. Я ставлю стулья, он держит меня за руку и аккуратно по ним переступает.

- Крутим кубики. Я даю ему кубики с картинками и прошу найти определенную букву, цифру или изображение. Стимулирую его поисковую деятельность, визуальное восприятие, моторику.

- Лепим из пластилина. Ему сложно делать что-то мелкое, но хотя бы скатать колбаску, а потом нарезать ее на кусочки он может.

- Дорисовываем. Я рисую буквы или предметы, а Вася учится дорисовывать к ним недостающие палочки или кружочки, то что может. Например, шарикам – веревочки, машинкам – колеса, букве А – палочку в центре и т.д. Даже если ребенок не может говорить, его мышление должно развиваться.

Как мы ставили звуки?
С помощью конфет. В логопедии есть приём - вкусная артикуляционная гимнастика. Я лепила кусочек конфеты под нос Васе, и не давала Васе убрать ее руками. Он злился на меня, но тянулся языком. Шаг за шагом, язык стал продвигаться все дальше (Параллельно этому, до моих занятий, другой специалист занимался лого-массажем, то есть физически Васе упражнение становилось уже доступно). Потом ему это стало нравиться, он начал понимать, как работает язык. Я его называла мечтой логопеда - он так мне доверял, что потом не возмущался, делал все логопедические упражнения, которые я просила. Он и сейчас бы их делал, но я их немного отодвинула, ради более сложных для него дел.

Поведение
Поведение у Васи было ужасное. Неговорящие дети редко бывают без плохого поведения. Он не понимал речь, не мог донести то, что хочет. Поэтому он громко кричал, мог по часу истерить. Щипался, кусался. С этим разбиралась АВА - терапия. Сейчас этого больше нет. На занятии очень хорошо себя ведет, выполняет упражнения, даже не за приз, а потому что я попросила выполнить. Кстати, интересный факт. Когда Вася кричит, голос хороший, сильный, все соседи слышат. Но если я попрошу его поорать, он откроет рот и не сможет выдавить ни звука, или скажет звук А, но достаточно тихо. О чем это говорит? Он не может издавать громкие звуки произвольно, по инструкции. Голосом не управляет.

Что с пониманием речи?
Вася в этом отношении молодец. Он понимает инструкции, знает многие глаголы и существительные. Это большая заслуга мамы, которая дополнительно дома гоняла его по всем парам существительное-глагол. Вытри чашку, вытри ложку, вытри стол, вытри руки. Сядь на пол, сядь на стул, сядь на диван и т.д.
Совместная работа родителей и специалистов приводит к отличным результатам.
Также Вася умеет подбирать существительные к глаголам и наоборот. Например, если его спросить, что можно пить? Он покажет на сок. А чем можно рисовать – укажет на карандаш. И так он выбирает из большого количества предметов.

Что с говорением?

Дизартрия – это проблема. Я за это время поставила Васе большинство звуков, научила складывать их в слоги. Но это все равно очень долго. Алалики овладевают этим гораздо быстрее. Мы прокладываем связь между мозгом и речевым аппаратом, потом ребенок понимает как это – говорить, и, собственно, говорит. А здесь проблема в нарушении иннервации. Васе сложно управлять языком, губами, голосом. Сложно синхронизировать эту работу. На занятии мы с ним поём. Раньше у него вообще не получалось долго вытягивать звук. Сейчас он уже может тянуть звук, переключаться с одного звука на другой. АУ, АУ, ИА и т.д. Мы с Васей в прямом смысле слова вытягиваем из него слова, собираем их от звука к звуку. Каждое занятие он чуть дольше тянет звук, чуть лучше и чище произносит слово.

Как он сейчас говорит? Он умница. Он знает последовательность слогов во многих, даже сложных словах. Ма-ши-на. Нож-ни-цы. Са-мо-лет. Собственно, он их говорит. А вот здесь проблема. Так как он не может синхронизировать голос, дыхание и произнесение слогов, получается именно так, как я написала. Са (вдох), мо (вдох) лёт (вдох). Он может отлично и долго дуть. Может тянуть за мной звук ААААААААА. Знает и говорит последовательность слогов. Но одновременно не получается. Поэтому его понимаю, в основном, только я и родители. Потому что я знаю контекст. Я показываю ему самолет и поэтому знаю, ЧТО он говорит. Если бы он говорил это без картинки, я бы тоже, скорее всего, не поняла.
Причем он может просить: включить (указывает на игрушки с кнопками, или на выключатель), может просить пить, есть, прыгать, много чего может.

Как выглядит ребенок? Вы уже прочитали, и видите, что довольно неплохо. Понимание есть, память и внимание есть, на вопросы невербально отвечает (пальцем показывает ответы) и т.д.

Но, так как ему сложно произносить слова на одном дыхании (может буквально несколько слов), производит впечатление при первой встрече не очень хорошее. Как будто произносит разные слоги, в которых надо еще попытаться услышать слова.

Аутизма у мальчика нет. Он очень любит взаимодействие с другими людьми, жестами пытается донести то, что он хочет. Сейчас у нас главная задача – продолжать работать над голосом. Учиться сливать слоги в слова без пауз. Синхронизировать голос, дыхание и работу артикуляторных мышц (губ и языка). Продолжать работу над моторикой, развивать мышление. Чтобы в тот момент, когда он сможет победить свою проблему, все остальное было готово.  

P.s. ставлю тег "Аутистические расстройства" и располагаю в соответствующее сообщество, так как у ребят с аутизмом могут быть сходные проблемы.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!