from.psychiatry

from.psychiatry

На Пикабу
поставил 142 плюса и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
41К рейтинг 661 подписчик 4 подписки 18 постов 15 в горячем

Обнять и плакать

На прием к психологу заходит женщина, я было подумала, что это мать какого-то ребенка. Но через несколько секунд, когда она присела на стул около меня, я поняла, что это подросток.
Выглядела она лет на 40. Одежда, манеры, разговор всё было возрастное. Употребляла слова, которые сейчас уже редко услышишь "Не напрасно", "Неслыханно ", "Чихвоститься (В значении заниматься разными заботами)". Волосы, собранные в хвост, большие очки, огромная сумка, которую она держала на протяжении всего приема на коленках, ухватившись за нее, как бабушки в троллейбусах.

Рассказала свою историю:
Мне 16 лет, учусь на 1 курсе колледжа. Есть одна подруга, с которой живем в соседних кварталах, но видимся только летом, т.к в остальное время учёба-дела-заботы. 9 месяцев в году мы не созваниваемся, не списываемся и не встречаемся. Мой круг общения-это моя семья, состоящая из мамы и 3 младших сестёр. Ещё есть бабушка в деревне, с которой мы часто созваниваемся. Отношения с семье обычные. У моей мамы много психологических трудностей, она часто мне про них говорит, я стараюсь её поддержать. Но когда я хочу с ней тоже поделиться своими проблемами, она уходит и говорит "надоела ты мне, хватит". Мне с одной стороны обидно, а с другой я понимаю её состояние сейчас.
Из моих трудностей это подавленное настроение, я ничего не чувствую, не понимаю эмоций. Всё это началось 3 года назад из-за одной ситуации...
У меня и сестёр разные отцы. С моим папой мама развелась, когда мне было 2 года (сейчас он уже умер) . Потом было много отчимов. Когда мне было 13 лет один из отчимов меня изнасиловал. Я не сказала об этом маме. Через год появился другой отчим, спустя некоторое время он тоже стал меня насиловать, я сказала маме, но она ничего не предприняла. Это продолжалось 2 года... До тех пор, пока он не попытался "залезть" на мою сестру. Тогда мама уже пошла в полицию, на него завели дело, посадили в СИЗО, где он повесился.
Эту историю девочка рассказывала равнодушным голосом, периодически говоря о том, что не знает, как к этому относится и не понимает, что она должна чувствовать.
Выводы делайте сами

Показать полностью

Безответная любовь подростка

Спустя длительное время возвращаюсь с историями из детской психиатрии. Однажды приходит девочка-подросток. У нее много трудностей, но из раза в раз заявляет только одну сферу: взаимоотношения со своим парнем. Общаются около полугода.
Он: не готов обозначать их отношения, не говорит о своих чувствах. Ничего не обещает. Обнимается с другими девчонками. Опаздывает к ней на встречи на 1-2 часа. Приходит неухоженный, в грязной, вонючей одежде.
Она: готова еще год быть в неустойчивом положении (и не любимая девушка, и не подруга). Постоянно закрывает глаза на его косяки, но внутри ревность и обида просто сжирает. Ждет его 1-2 часа на холоде на улице. Он, приехав,даже не интересуется как долго она ждала, замерзла ли, а ведёт ее дальше ГУЛЯТЬ по УЛИЦЕ! Она же всегда заботится о нем (надел ли куртку, лег ли спать, успел ли на учебу). В компании терпит отсутствие внимание к ней (был случай, когда он, стоя в компании, отошёл с какой-то девушкой в сторону и мило ворковал с ней) на глазах у нашей героини. Часто говорит ему о своей любви, на что он чаще молчит, но иногда в ответ может чмокнуть.
Нужно отдать ей должное. Она постоянно пытается ему словами донести о своих негативных чувствах, дискомфорте, о ревности, об опозданиях, но ему норм, такой ответ и слышит. Она боится ему отплатить той же монетой (опаздывать, не следить за собой, вешаться на парней) , т. к.боится, что ему будет неприятно. Но парень почему-то не боится.

Кот-психотерапевт

Приходит на прием девочка-подросток, лет 14 (мама осталась в коридоре). Знакомимся, она рассказывает про себя, свои увлечения. Девочка разговорчивая, искренняя. Спустя время, опустив глаза в пол, переходит к сути: почему она оказалась в психоневрологическом диспансере и с какими трудностями.

"Привела меня сюда мама, мы с ней постоянно ругаемся, она может меня ударить иногда. У нас маленькая квартира, есть младший брат, совсем маленький. Конечно, мама отдает всё внимание ему, а я, по её мнению, всё делаю не так. Даже когда он подходит к моему столу и всё там переворачивает, виновата я! У меня очень мало друзей, одна подруга только, которая живет рядом со мной. Однажды, мы снова поругались с мамой, и чтобы как-то остыть, я ушла на улицу, просто гуляла часа 2-3 с подругой. Так было несколько раз. Теперь мама всем говорит, что я сбегаю из дома".

Постепенно переходим к цели приема:диагностика эмоционального состояния подростка.
По завершению приема, я приглашаю маму в кабинет и рассказываю им о результате, состоянии девочки. Мамочка меня прерывает и говорит:
"Мы ссоримся с ней потому что она постоянно хочет мне что-нибудь рассказать. А мне некогда ее слушать, на мне быт, работа на удаленке, маленький ребенок. Пусть вон все свои переживания коту рассказывает, а не мне!"
Занавес

Маленький черный гробик

Мамочка на приёме жалуется на то, что сын (4 года) стал боязливый, пассивный, часто зависает с пустыми глазами. Выясняется, что им в садике воспитательница читала "сказку" про маленький черный гробик. Та-дам!

Маленький черный гробик Психология, Дети, Страх, Воспитатели, Страшилка

Лишняя дочь

Заходит мужчина и девочка-подросток 14-ти лет (худенькая, маленькая, непричесанная). По жалобам отца вот уже 2 ГОДА (!) у дочки подавленное настроение, она скатилась по учёбе, ей ничего не хочется, перестала ухаживать за собой... Пытаюсь с ней познакомиться, замечаю, что она не смотрит на меня совсем, избегает зрительного контакта, смотрит в сторону. Её речь тихая. Прежде чем ответить на мой вопрос очень длительная пауза.

Прошу отца выйти в коридор, он уходит, бросая: "это ничего не изменит. Она всегда такая замкнутая, не скажет вам ничего".

На удивление, девочка начала постепенно поддерживать диалог. Рассказала, что папа с мамой развелись 5 лет назад, она уехала вместе с мамой в другой город на Север. Однако через 3 года жизни там, она переезжает к отцу в наш город (в связи с тем, что здесь якобы лучше образование и перспективы). Но у отца уже есть другая семья и вот-вот родится ребенок. Как это обычно бывает: мачеха с девочкой не сдружились, ревнуют друг друга к отцу, упрекают. У девочки своей комнаты нет, она живет в зале, одновременно, эта комната является игровой для маленького ребенка (он спит с родителями в комнате). Отец внимания ей не уделяет, переоборудовал балкон под свой кабинет и днями там зависает, если не работает, то играет в компьютер. По ночам, через тонкие стены, девочка слышит, как мачеха обвиняет отца, в том, что он согласился забрать ее к ним, упрекает в низком внимании к сыну и вообще его дочь лишняя в их семье. Девочка слушает и плачет....Она 2 раза меняла школу, у нее нет друзей, да и сама не особо стремится к людям и знакомствам. На семейные праздники, шашлыки, выходные отец с мачехой её не берут (говорят "будешь там со своим кислым лицом сидеть"). Каждый раз её отправляют к бабушке по отцу, с которой тоже отношения не очень.
Слушая девочку, представляю всю картину с её точки зрения и ощущаю всю беспомощность.

Зову отца, девочку прошу выйти в коридор. Вкратце рассказываю отцу, что происходит с его дочерью, истоки этой депрессии. Отец почти ничего не отрицает, соглашается, что совсем не уделяет внимания дочке. Согласен следовать всем рекомендациям.

Семью взяли под наблюдение с дальнейшей работой и лечением.

Показать полностью

Чем полезным занять ребенка [3]

Красивый почерк и успешное обучение письму зависит от крепких мышц руки, правильного владения карандашом и умелого нажима на него.
В завершении темы (Чем полезным занять ребенка дома [2]) поговорим сегодня об упражнениях, которые помогут в развитии графо-моторных функций.

1. Упражнение «Колечко», направлено на укрепление мелкой мускулатуры пальцев.
Ребенок поочередно соединяет каждый палец в кольцо с большим пальцем (большой палец+ указательный\средний\безымянный) в прямом порядке и в обратном, постепенно увеличивая скорость. Предложите ребёнку выполнять это упражнение сначала только одной рукой, затем другой, а после-одновременно обеими руками.

2. Упражнение «Рисунки по точкам» необходимы для подготовки руки к письму, развитию мелкой моторики.
Предварительно подготовите лист бумаги, где по контуру рисунка расставлены точки (или распечатайте с интернета). Предложите ребенку обвести этот рисунок ровно по точкам, а затем раскрасить его, не выходя за контур.

3. Лабиринты
Нужно, не отрывая руки, провести карандашом по дорожкам лабиринта, не выходя за границы и не попадая в тупик.

4. «Дорисовывание симметричной половины» сформирует у ребенка представление о целостности предмета, симметрии
Необходимо подготовить карточки, где нарисовать половину изображения (снеговик, ёлочка), а вторую половину предложить дорисовать ребенку.

5. Упражнение «Поочередное и одновременное рисование кругов» для координации работы полушарий.
Предложите ребенку рисовать круги (треугольник, квадраты), не отрывая руки, сначала одной рукой, а затем другой. После чего можно усложнить задачу, предложив рисовать одновременно обеими руками.

6. Упражнение «Зеркальное рисование» улучшает общую эффективность работы мозга.
Необходимо рисовать двумя руками одновременно симметричные изображения (цифры, буквы), чтобы рисунок с одной стороны был зеркальным отображением рисунка с другой.

7. Упражнение «Стрелок», направлено на регуляцию силы пальчиков
Нарисуйте на листе А4 5 кругов разного диаметра, пронумеруйте их. Возьмите монетку и поставьте ее на круг с №1. Задача ребенка щелкающими движениями (как в игре «Чапаев»), быстро пройти монеткой по очереди от одного круга на другой, не двигая лист. Если ребенок не рассчитал силу щелчка и монетка недолетела\перелетела нужный круг, монетка ставится на изначальную цифру и выполняется еще одна попытка.

Показать полностью

Чем полезным занять ребенка дома [2]

В продолжении темы Чем полезным занять ребенка дома?. Составила примеры упражнений для развития устойчивости и концентрации внимания, усидчивости, уменьшения отвлекаемости

1. Упражнение «Назови предметы» улучшает внимание, объем оперативной памяти.
Предложите ребенку посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые его окружают, например, синего цвета (деревянные, мягкие). Можете называть по очереди. Трансформируя это упражнение, можно предложить ребенку называть все слова на определенную букву из любых сфер.

2. Упражнение «Найди букву» тренирует концентрацию и устойчивость внимания.
Вам понадобится любой текст. Задача ребенка- найти и посчитать все буквы «А» в абзаце\на странице.

3. Упражнение «Соедини цифры по точкам» развивает усидчивость, переключаемость внимания.
Предложите ребенку лист с картинкой, где по контуру её точки с цифрами. Ребенку нужно соединять точки по порядку так, чтобы получился рисунок.

4. Упражнение «Найди отличия» тренирует наблюдательность
Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями. Предложите ребенку внимательно посмотреть на две картинки и найти, чем они отличаются.

5. Упражнение «Запрещенное число» тренирует наблюдательность и концентрацию
Вы с ребенком определяете запрещенное число, например «2», его произносить нельзя! Начинаете по очереди считать от 1 до 100, каждый раз, когда появляется запрещенное число нужно хлопать в ладоши («Один», хлопок, «три», «четыре» и т.д). Когда переходите на двадцатки, необходимо продолжать: говорите не «двадцать», а хлопок-«ноль», хлопок-«один» и т.д.

6. Упражнение «Мама-робот» развивает внимательность, планирование, вербализацию мыслей.
Представьте себе, что мама вдруг разучилась делать самые элементарные вещи, например, наливать сок в стакан или делать бутерброд. Для этого ей нужен "проводник", который бы подсказал, куда нужно пойти и что сделать. Этим проводником может стать ребенок. Детям с дефицитом внимания и трудностями произвольной регуляции деятельности очень полезно чему-то учить взрослых, объяснять, как что-то надо делать. При этом важно, чтобы ребенок как можно больше говорил и как можно меньше показывал.
Попросите ребенка, чтобы он научил Вас чему-нибудь, что он умеет, но только с помощью слов. Например, сделать бутерброд. При этом задача родителей – делать буквально все, что говорит ребенок. Если он считает, что для создания бутерброда достаточно взять хлеб и положить на него колбасу, то возьмите батон хлеба и положите сверху батон колбасы. Не забудьте спросить ребенка, все ли получилось так, как он задумал, или же он забыл сказать Вам о чем-то еще.

7.«Корректурная проба» вырабатывает распределяемость и концентрацию внимания.
Занятие проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур). Можно распечатать из интернета или использовать газетную страницу. Ребенок просматривает текст\бланк ряд за рядом, вычеркивает все буквы «Е» и подчеркивает все буквы «О». Родитель засекает время и каждые 60 сек отмечает вертикальной чертой, сколько знаков ребенок успел просмотреть. Спустя 5 минут останавливаются и считают количество пропущенных незачеркнутых знаков в каждом промежутке времени.

8. «Таблицы Шульте» позволяют улучшить переключаемость внимания, периферическое зрительное восприятие.
Заранее необходимо скачать и распечатать несколько разных таблиц со случайным расположением цифр. Ребенку нужно находить числа в возрастающем порядке от 1 до 25, без пропусков, максимально быстро, показывать их карандашом и вслух называть. Родители фиксируют время.

Показать полностью

Чем полезным занять ребенка дома?

В условиях настоящей ситуации, когда рекомендовано оставаться дома по максимуму, невозможно выйти на улицу, насладиться свежим воздухом, а детям вволю поиграть и порезвиться. Чем же занять малыша дома, чтобы это было интересно, увлекательно и полезно для его развития?!

Я собрала подборку упражнений для тренировки памяти, которые не требуют специальных приспособлений или помещения.


Некоторые задания могут уже быть знакомы, однако, не все родители их применяют

1. Упражнение «Помнишь ли ты?» тренирует память, внимание, наблюдательность.

В течение дня задавайте ребенку любые вопросы: «Какого цвета футболка была на папе утром?», «Какая мебель стоит у бабушки в гостиной?». Ребенку нужно будет вернуться на какое-то время назад и вспомнить. Такими простыми вопросами тренируем память и внимание.


2. Упражнение «Супермаркет» развивает слуховую краткосрочную память, внимание.

Взрослый предлагает поиграть в «магазин». Он отправляет ребенка «за покупками» и просит его запомнить все, что нужно купить. Начинать можно с двух предметов, постепенно увеличивая их количество.


3. Упражнение «Картинка» формирует устойчивость внимания, расширяет оперативную память.

Можно открыть любую красочную картинку в книге (желательно новую или с большим количеством деталей). Предложить ребенку запомнить, как можно больше предметов на картинке за 30 секунд. После чего убрать книгу и попросить ребенка рассказать то, что он запомнил: сколько было цветов, какого они цвета, где они росли, чем они отличаются друг от друга. По мере адаптации ребенка к игре задать вопросы, побуждающие к большей детализации рассказа, подбирать картинки с большим количеством элементов.


4. Упражнение «Игрушки перемешались» для развития зрительной краткосрочной памяти.

Поставьте на стол 3-4 игрушки. Предложите ребенку рассматривать их в течение 30 секунд и запомнить их расположение. Затем перемешайте игрушки. Ребенок должен все игрушки поставить на место так, как они стояли вначале. Если ребенок справляется с заданием, то можно увеличивать количество игрушек до 6-8 штук.


5. Упражнение «Игрушки пропали»

Трансформируя предыдущее упражнение, можно игрушки не перемешивать, а убирать по 1-2 штучки, в то время, пока ребенок закрыл глаза. Затем попросить вспомнить, каких игрушек не хватает.


6. Упражнение «Вспомни слово» тренирует оперативную память, увеличивает её объем.

Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. Например: окно – цветок, лыжи – снег, чашка – молоко, книга – учитель, нога – палец, дорога – машина и т. д. После этого он поочередно называет первое слово из пары и просит ребенка вспомнить второе слово.


7. Упражнение «Как прошел твой день?» отличное упражнение для тренировки, как для памяти, так и для ваших отношений с ребенком.

Вы заводите ритуал, когда в конце дня ребенок пересказывает всё, что с ним происходило за сегодня, начиная с самого утра: проснулся, почистил зубы…поиграл в саду с Петей\ решил пример на математике…

Когда все события будут рассказаны, спросите ребенка: «Что было интересного сегодня, что понравилось больше всего?».

Дайте, пожалуйста, знать, если было полезно :) Если нужно, в следующих постах составлю подборку упражнений для развития внимания у ребенка, его усидчивости, снизить отвлекаемость. Или подборку на тренировку графо-моторных функций для красивого почерка.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!