Рабочий зоопарк
2 поста
2 поста
На дворе шел 2008 год. В тот момент я переживал пик своей корпоративной карьеры в представительстве буржуйской (как сейчас оказалось — «недружественной») компании.
Начальником был Саша — невысокий коренастый товарищ лет на десять меня старше. Никто не знал, сколько Саша работал в той компании, поэтому будем считать, что с рождения. Он знал все политики и процедуры, первым приходил в офис, а уходил последним. И, кажется, очень гордился своей руководящей позицией. Позже оказалось, что это был его первый опыт игры в босса.
Саша был крайне правильным чуваком — как в работе, так и в жизни. На любой вопрос — есть ответ; на любое событие и явление — выверенная, обоснованная позиция. Исключительная внимательность при постановке задач и глубокая щепетильность при проверке результатов. Скажете, начальник-мечта?
Со стороны так и казалось. Однако любой результат, который бы я ни принес, был:
⛔ Неправильным,
⛔ Недостаточным,
⛔ Не соответствующим задаче,
⛔ Требующим доработок.
Надо продолжать?
Но главное, что в руках Саши мои никчемные наработки превращались в шедевральные успехи его отдела. Так я познакомился с «Безопасниками».
Это такой тип личности, где основной ценностью является стабильность и, как несложно догадаться, — безопасность. В первую очередь, собственная. Им кажется… Да им вообще что-то все время кажется! Безопасник полон фантастических ожиданий с уклоном в фильм ужасов:
— Без меня все развалится!
— Меня все хотят подсидеть!
— Опять понабрали долбоебов, вот я бы!
Бредово, да?
А между тем в большой доле компаний из таких персонажей состоит управленческое звено. Это вам не бирюзовые организации! Ситуация грустноватая, но кричать: «Спасайтесь, товарищи!» — примитивно. Лучше подумать, как с ними уживаться.
Есть три сценария:
Безопасник — твой босс (или заказчик).
Ты — босс безопасника (или он твой исполнитель).
Безопасник и ты на одном уровне.
Ну, в этой конфигурации ужиться можно, но если ты такая же ранимая и творческая натура, как я, то психике пиздец! Какое-то время можно торговаться, конечно, но потом будет взрыв.
Безопаснику нужно постоянное подтверждение собственной значимости. Придется делиться с ним результатами — причем не по-братски, а публично подчеркивая его заслуги. Подсидеть и сместить не получится: ты еще не вышел на работу, а у него на тебя уже вагон компромата. Мятеж будет жестоко подавлен. Самый бескровный вариант — тихо сидеть и не высовываться. Некоторым такое ОК.
Будь готов к крикам, истерикам, шантажу и прочим эффектам больших и малых академических театров.
Хорошая новость: дальше угроз дело не пойдет — всегда есть риск получить ответку.
Да и крайним безопасник оставаться не согласится. Как запахнет жареным — свалит в туман. Правда, с ним как с заказчиком ты уже работать не будешь. И да, не вздумай продавать ему изменения, даже к лучшему. На слове «изменения» он перестанет тебя слушать и побежит прятаться в свой виртуальный бетонный бункер.
Терпеть правда тоже придется. Плохая новость, в том, что в твоем подчинении скорее всего целая рота Безопасников. И скорее всего, вы в этом жили довольно давно, вместе ожидая когда вернуться старые добрые времена. Типичная схема погибели компаний раннего постсоветского периода.
Кстати, именно эти люди организовали текущий порядок со спокойствием и стабильностью. Но, это отличный подход когда все растет само (рынок, доходы, продажи). А вот когда наступает кризис, команда будет его долго отрицать, пока все не помрет. Однако, иметь одного такого персонажа в команде довольно полезно. У Безопасника нюх на проблемы. Позови его, расскажи про незаменимость и дай задачу найти слабые места в людях, в системе, в конкурентах. Еще до восхода солнца под окнами бибикнет целый КАМАЗ компромата 🚚.
Любишь «Игру престолов»? Теперь ты Дейнерис! И Джон Сноу не успокоится, пока тебя не замочит, потому что «должно быть по-старому» и еще — «порядок».
Ну и опять же: «Семья у власти! А за семью нужно держаться». Хм… Или это из другой оперы?
В общем, ты работаешь рядом с чуваком, у которого в башке — непрекращающаяся гражданская война. Воевать с ним бесполезно, дружить тоже. При попытках и того, и другого тебя замочит либо он, либо «братья Ночного Дозора». Но его можно использовать: показать его нужность, давая возможность присваивать результаты. Это дано не всем.
Чтобы терпеть Безопасника и эффективно использовать его навыки, нужно относиться к нему как к «заколдованному» инопланетному явлению или пациенту дурки — ведь в последней доктор не спорит, не советует, не строит отношений, а просто наблюдает. Разговоры про «общее дело», «большой результат», «команду», «миссию» вести можно (и ты стопудово это уже делал). И как результат?
Кстати, большинство диванных экспертов — это Безопасники. Они же пишут больше всего комментариев и оставляют реакций. А после первого абзаца закроют страницу. До этой строки не дочитает никто из них! Логично объяснить это поведение можно одной фразой...
Каждый читатель сейчас узнал своего начальника, коллегу или партнера по бизнесу(скорее всего, бывшего). Таких людей много, и вы будете сталкиваться с ними постоянно. Возникает следующий вопрос:
Золотого времени, когда к вам будут приходить только «осознанные, просветленные и проработанные» клиенты, работники и партнеры, — не настанет. Это вам обещают безопасники-лохотронщики.
Каждую ситуацию надо разбирать индивидуально. Все мы разные. Там, где есть человек, возможен только индивидуальный подход. Кто-то силен в логике, кто-то — в коммуникации, кто-то дерзок и бесстрашен от природы. У каждого свой отработанный арсенал.
А за свежими статьями — в телегу «Вроде работает, но надо тестить». Собственникам будет интересно, остальным — не очень.
Наш источник вдохновения, причём величайший – инстинкт выживания.”Доктор Манн / Интерстеллар
В жизни каждого человека наступает момент, когда интереснее всего ходить туда, где большинство не ходит (и не туда, куда тебя обычно посылают). И, наверное, года два-три назад я бы составил рейтинг курсов про то, как выйти из «операционки», дал бы пару своих советов. Но оставим это упражнение моему «старому» Я. Сегодняшний Я хочет сходить в этот прошлый опыт на экскурсию.
Той самой «операционкой» чаще всего называют некий объем рутины, которая никогда не заканчивается. И в нагрузку к этому идет пара тонн безысходности от ощущения того:
— Блин, вот так будет всегда?
А начинается-то всё довольно бодро. Ты такой «молодой и динамично развивающийся», начинаешь строить свою «ИП-шную империю». Почему начинаешь? Да потому что считаешь себя умнее, ловчее и удачливее других. Типа, накапливается та критическая масса, когда всё внутри орет:
— Ну давай уже сам! Вон если эти муд@ки справляются, ты точно сможешь!
И ты такой, на позитивном заряде, бежишь показать «всем этим муд@кам», как зарабатываются деньги. Начинаешь фигачить, последовательно и безальтернативно двигая этот мир к процветанию. А как известно, мелочей в вопросе процветания нет, потому нужно держать тотальный контроль над всем. Ну и ты такой держишь. Сначала один — всё: от продаж до мойки полов в офисе. Потом нанимаешь «помощника процветателя мира». И чаще всего он оказывается... ну, какой-то не очень идеальный. С таким мир быстро не улучшится. Но кто же еще согласен работать по 12 часов за пачку пельменей? Начинаешь корректировать деятельность этого помощника в формате «Хочешь лучше – сделай сам».
Это классно закрывает две ключевые потребности:
Сделано будет и правда хорошо.
Ты ощущаешь себя молодцом.
Гипотеза, что «вокруг одни муд@ки», остается рабочей.
О! Даже три потребности — пусть одна будет бонусом.
И вот в этой парадигме какое-то время живешь. А дальше — развилка.
Дорога 1 — Остаться империей одного ИП-шника.
Это тот случай, когда крайне важно, чтобы всё вокруг было совершенно и соответственно сделано самим «Создателем». Если Создатель не может приложить к этому руку — этого не должно существовать и случаться. Неплохой формат маленькой компании, может, семейной, где ты постоянно очень занят, но передать что-то кому-то просто невыносимо. Потому что — см. выше Гипотезу №3. Да и всегда будет повод рассказать, как ты героически бьешься о несовершенства этого мира.
Дорога 2 — Продолжить расти.
Превозмогая ту самую «наркотическую ломку», чтобы везде влезть и всё подправить. Это тяжелый период, пройти дано не всем — большинство опять убегает к развилке и на Дорогу 1. Косяков будет вагон. И самое страшное — тут теряется твоя первичная экспертиза и ценность. То есть если ты был главным механиком в сервисе, то больше им не будешь. Будешь кем-то другим: управленцем, продажником. Скорее всего, попадешь в ту роль, которая отвечает именно за развитие компании. Эмоционально это офигенная потеря.
Там возникает прикольный эффект, когда нужно резко разобраться с теми областями, где ты нифига не эксперт. Делегировать полностью — вообще не вариант (я про те области, где ты не эксперт, но надо), просто потому что не понимаешь метрик оценки процесса. Но ты обязательно сделаешь именно так, понадеявшись на честность и порядочность. И тебя обязательно «кинут». Это такой способ от несовершенного мира сказать тебе, что на гамак и Мальдивы еще рано.
С людьми вообще жопа: будут приходить-уходить, не соответствовать твоим ожиданиям. В какой-то момент будет просто нашествие муд@ков в компанию. Когда все просят денег, а работаешь ты один.
Но в конце концов придет понимание:
— Мало кто ходит на работу сделать фигню. Но и мало кто понимает, что такое «не делать фигню».
В итоге модель роста будет:
— Ходим и объясняем всем, что такое для нас «не фигня». Ну и забиваем на свои ожидания и страхи.
А вы что думали? Компании растут не на гениальных идеях и сверхусилиях команды. Они растут вопреки совершаемым косякам — в первую очередь их основателями.
Откуда я это знаю? Да просто 100 раз так делал!
За свежими статьями — в телегу «Вроде работает, но надо тестить». Собственникам будет интересно, остальным — не очень.
— Вы ведь учились в консерватории? — Да, один год. — Вы же говорили — три? — Нас выпустили досрочно за примерное поведение.🎬 В джазе только девушки (Some Like It Hot)
От эволюции хрен куда скроешься. И собственник как никто другой верит в то что его команда хочет расти и развиваться. Кстати и команда это тоже подтверждает. Чего только стоит фраза на сайте - «Мы динамично развивающая команда профессионалов!» И только не говорите что вы такое не писали в разделе «О компании». Не писали? Правда? И вашей первой книжкой были не сказки а - «Теория происхождения Вселенной». Сразу после «Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры». А между ними что-нить из Пелевина и это в 4 года!
Короче, в какой-то момент каждому из наc кажется что Солнце как-то не так заходит за горизонт и нужно «заменеджерить» закат вручную. На уроне государства это называется - реформа, а в корпорации - управляемые изменения.
Изменения обязательно должны касаться количества и качества чего-то, но когда начинаешь реально разбираться, на количество нужно много денег. А качество, можно представить некой волшебной таблеткой, повысив которое можно всех обогнать, перегнать и заставить завидовать.
Самый очевидный способ повысить качество какого-либо процесса - это как-то улучшить отдельные его компоненты, можно не все сразу. Иначе это получится не апгрейд, а замена.
И тут, возникает обучение, конечно же с предварительной оценкой, чтоб понять - А чему же учить?
Сначала про оценку, лично для меня это вообще странная штука. Вот я вижу таку логику. Кто-то офигенно разбирающихся в людях (по рейтингу его же самого), набрал народ на выполнение определенных задач. Народ эти задачи волочет, и тут БАХ! Мы щас вас всех будем «скорить», оценивать и строить по росту. Позвольте! А как же задача на собеседовании - Сколько теннисных мячиков поместиться в Боинг 747? Или - Сколько красных машин ездит в Москве?
Это разве не был ключевой тест на профпригодность? Мы же собственно на этих скиллах до сих пор и работали!
Вот тут команда начинает охреневать в первый раз от уровня предстоящих изменений. Конечно же за этим есть какая-то большая корпоративная цель, и возможно, даже ценность. Но это все где-то в глубине сознания управленцев и собственника, в мире которых телепатия это уже состоявшийся факт и светлая мысль директора зародившаяся за вечерними пельменями сразу же транслируется всем от охранника до директора по продажам.
Я не утверждаю что оценка это бесполезное упражнение, оно безусловно интересно, занимательно, информативно если идет тихо и фоново, как сбор статистики потребления интернета. Мы не спрашиваем о твоем любимом «хабе», а просто фиксируем факт.
Прикольнее всего когда оценку начинают оцифровывать, это оч удобный способ отранжировать индивидов. Но крайне возмутительный и местами страшный для них самих. Вы видели что просидите на телеке в шоу с теми кто набрал наименьшее количество баллов? Куда они идут? На…Р! При этом страшно недоумевая относительно причин, ведь мячики в Боинге правильно посчитал!
Кстати, если прям хочется вот такой цифровой трансформации вакханалии в оценках, попробуйте объявить об этом сразу. Скорее всего до оценки дело не дойдет. Произойдет естественная оптимизация, а за ней рост качества. Методика тут не важна вообще. Первая партия отвалится в ожидании. А вторую увольте сами - по результатам оценки, тех кто пройдут тест идеально, потому что умение проходить тесты, не равно - умению работать эффективно. Да и оставшиеся «середнячки» точно взбодрятся.
Можно пойти еще дальше. Допустим оценку все-таки повели и что-то поняли. Чаще всего хотят понять, а чего именно не хватает для полного счастья абсолютной эффективности? И принять срочные меры, а так как мы живем в обществе гуманизма, в 99% это план доучить граждан недостающим навыкам, независимо от их желания. Неее, они конечно пойдут учится на что угодно и даже сразу добавят очередной сертификат в резюме. Но вот к качеству и эффективности это мало применимо.
Кстати, будет довольно бесчеловечным экспериментом раздать денег и предложить купить обучение самим. Результатам вы сильно удивитесь.
Проблема в том, что традиционно усиление идет по тем направлениям где сотрудник слаб, и кстати, оценка тоже часто про выявление слабых сторон. Формулировка - твои слабые стороны 1-2-3.
- Твои! Улавливаете где ответственность возникла?
А можно так - Нашей команде не хватает компетенций 3-4-5, а вот 8-9-10 закрыты на 110%.
И потому я всегда радуюсь смотря на ТОПов и собственников, кто в первую очередь вкладывается в свой рост и развитие, а команда всегда подтянется, ну или наберете новую, людей в этом мире много, нормальных тоже. А стая всегда копирует вожака.
За свежими статьями в телегу «Вроде работает, но надо тестить», собственникам будет интересно, остальным - не очень.
Этим детом я делал детские лагеря по-взрослому, никаких там «городских» глупостей. Четыре смены по 10 дней с образовательным уклоном в разработку и защитой финального проекте в конце. И мы заявили, что лагерь будет «без телефонов». Доступ к гаджету 1 час в день после ужина. Остальное время — программирование, общение и спортивные активности.
Управлять современными детьми без телефонов , это еще та задачка, я вам скажу. Они не очень сильно интересуется миром вне экрана, а всплески активности вымещают на мебели и друг друге иногда не самыми гуманными способами. А дашь телефоны, и все тихо-мирно. Но это слишком просто и явно не тот формат к которому мы стремились. Но идея как использовать телефон как высшую ценность все-таки возникла.
Важно, что главный мотиватор у нас уже был, осталось выстроить систему правил как получать его и набор способов как получать его побольше. Так появилась внутренняя валюта, на которую можно поменять телефонное время. 10 руб - 1 минута. Используй как хочешь. Хочешь звони домой, хочешь сиди в интернете, хочешь - копи. Каждый день ученику выдавалось 500р, при условии что не было серьезных косяков, дополнительные 100р за уборку комнаты.
Деньги можно потратить не только на «сидение» в телефоне, были платные доп активности (craizy menu). Цена на активности такая что нужно или долго копить или скидываться. Можно - отменить занятия на день, сделать на день преподавателя вожатым, купить фильм на вечер, отложить отбой на 1 час. Купить телефоны на всю ночь или костер с зефирками. Потом добавили материальные призы - физические и химические эксперименты в коробках.
Предполагалось что за порядком (с правом назначать штрафы) должен следить менеджер выбираемый коллективом на 1 день и он получал за это ЗП. Но потом я решил переназвать менеджера шерифом. Затея, кстати, провалилась, шериф получал ЗП и ничего не делал (не зря все-таки это сначала был менеджер) и эту позицию упразднили. Роль казначеев в этой псевдо-экономики была на вожатых. Они выдавали ежедневные деньги, следили за расходом и штрафовали. Преподаватели тоже могли пообщаться успехи в учебе.
Прикольно что довольно быстро образовалась теневая экономика. Дети покупали и продавали внутреннюю валюту за обычные деньги (те что на буфет), включался шантаж и даже был налет на сейф где хранилась общая касса (злодея так и не нашли). В общем все как в жизни. Из коллективных покупок популярностью пользовались - костер с зефирками и телефоны на всю ночь. Физические подарки тоже скупили все.
При таком подходе, у большинства осталось 5-10 минут в день на гаджет, а к концу смены пользование тленном сводилось почти к нулю. Тыкание в ютубчик с успехом заменялось настолками, мафией и мячом с волейбольной сеткой. Кто-то пилил проекты в свободное время. Так получается даже сейчас - есть жизнь без телефона?
Называется наш ИТ-лагерь #АйДаКемп (aidacamp.ru)
За свежими статьями в телегу «Вроде работает, но надо тестить», собственникам будет интересно, остальным - не очень.
— Мда, прошло не очень хорошо.
— Да, но спасибо, что приехали.
— Дадите мне совет на какое-нибудь мое следующее собеседование?
— Да, один. Будьте трезвым.
Лиллехаммер / сериал
Я вот прям сейчас в очередным кризисе. И по старой традиции это кризис смыслов. Он всегда наступает как только мне нужно кого-то нанять.
Знаю что многие HR не любят процесс подбора и еще не любят когда их называют «кадровиками». Потому дальше, коллеги, а мы теперь коллеги на время действия вакансии на HH, буду звать вас кадровиками. Страдать, так вместе!
Я люблю процесс поиска и найма. Прикольно побороться и понаблюдать за своими персональными галлюцинациями и ограничениями.
Разговариваю с каждым кто пришел, без доп вопросов в начале, без ожиданий. Одно маленькое условие - Zoom с видео.
Честно, никогда не думал что поглядеть на подрядчика или сотрудника, даже потенциального, станет привилегией. Но, вот такая штука с видео оказалось серьезным фильтром.
Тренд текущего времени - впарить себя через чат с ником похожим на собачью кличку и оплатой криптой. Оплата конечно же вперед и 100%.
Кто-то проходит на второй уровень и делает созвон. Тут есть 2 сценария - пожаловаться что видео не работает или найти место с отвратительным интернетом, чтоб я сам взмолился про отключение видео. Помогает не всегда, потому что бонусом идет адский звуковой фон кофейни, вокзала, вагона метро, аэропорта (последнее для слитных соискателей).
В итоге создается впечатления разговора на бегу, и большой вопрос - А зачем так?
Ты же вроде продать себя хотел, удели время, дай внимание, подготовься наконец. У тя ж на сайте 500 лого клиентов, все из ТОП500 Forbes. Они также тебя купили? Или это просто лого?
И видишь в чем проблема - дело не в подходе и не во внимании. Коммуникации стали очень доступными и обесценились и те инструменты которые должны были облегчать и ускорять работу как то быстро провалились в жизнь и ее тоже упростили. И не осталось чего-то среднего между 0,5 беленькой из пластиковых стаканчиков в парке, на скамейке с обязательным - «Ты меня уважаешь?» и коротким разговором в кофейне, где в одной руке уже картонный стаканчик, в другой телефон, а диалог идет одновременно с 5ю собеседниками, причем у каждого. Хотя вроде изначально встретились двое.
А начиналось все с безобидных обещаний, типа:
- Ну как нить надо пересечься?
Сейчас такой вопрос синоним слова - Никогда!
Ну а если все таки и удается запланировать, то это неважное дело впихивается между двумя очень важными. В промежуток между проктологом и стоматологом. Печально…
И тут вспоминается подслушанная фраза - «Скоро оффлайн будет новым люксом». Кажется этот момент уже настал.
PS
Главное чтоб OnlyFans не ушел в режим чата, а то пенсионеры типа меня, не оценят. А где еще тогда быстро зарабатывать молодежи, кто не успел вкатится в ИТ?
За свежими статьями в телегу «Вроде работает, но надо тестить», Собственникам будет интересно, остальным - не очень.
В декабре, я пишу большую историю о важном для меня событии, не обязательно случившемся в прошедшем году. Было и про то как я получал лицензию частного пилота и про то как проходил гонку IRONMAN. В этом году темой стал летний лагерь для детей с уклоном в айтишечку.
Вот уже 7 лет я занимаюсь детским доп. образованием с фокусом на старый добрый оффлайн. Хотя, много кто говорит, что:
- В онлайне аудитория больше, а ты собираешь клиентов вокруг стационарной точки (что, вроде как является ограничением) в радиусе - 3 км.
Это правда, ограничение по аудитории присутствует, но также присутствует и другой уровень восприятие ценности заказчиком. Отсюда более высокий чек. Я не готов (и мало кто готов) конкурировать за клиента с крупными онлайн-платформами, где для привлечения есть много чего бесплатного. У меня бесплатного - НЕТ, вообще ничего, даже первый пробный урок стоит 500р. Я ищу клиентов для которых детская «образовалка» зашита в гигиенический минимум, также как поход в ресторан пару раз неделю, 18 летний виски, ну или прочие «буржуазные» привычки. Те клиенты, которые при повышении цен на гречку на 8 рублей не бросают все и бегут наполнять закрома, по пути срубая все не критичные расходы. У меня продукт-витамика, и продается тем, кто эти витамики любит.
Я вообще из старообрядцев, из тех которые за удовольствие от процесса. Например, веду ТГ, где у почти 5К подписчиков и до сих пор не продаю рекламу и курсы. Почему-то…
Точно! Я же не написал, что за образовалка! Сеть детских школ программирования в Москве #АйДаКодить, в этом году доросли до 9 филиалов. Франшизу не продаю, даже не просите.
Вот тут большой эпос про запуск - «Как я хотел торговать колбасой, а открыл Школу программирования». По длительности заменит вечерний сериальчик на длинных новогодних выходных.
Вообще то у меня свой бизнес, а таксую я так, для души
Вообще я из тяжелого проектного айтишного B2B, и зарабатываю в основном на госконтрактах и проектах с крупными корпоратами. #АйДаКодить и #АйДаКемп, пока дают сильно меньше.
Стоп! Я же про ИТ-лагерь обещал - переходим к нему.
Все детские центры, мягко говоря, плохо себя чувствуют летом. Ну, как плохо, у многих просто «звездец»! Сезонный спад активности у клиентов, а аренду платить нужно. Кто-то договаривается платить на лето минималку или вообще ничего и закрывается, кто-то пробует тему с летними городскими лагерями.
Я тоже пробовал. Занятие, я вам скажу, так себе. С точки зрения бизнеса, нужно выделить ресурсы в виде вожатых и преподавателей и дать им загрузку. Вот с последним как раз проблемы.
Сложно подписать клиента на неделю, не говоря уже про две. Родители как-то не рассматривают все эти городские активности всерьез. Скорее как пункт «передержки». Кому-то нужно полдня, кому-то день. Все это в моменте, то есть продать заранее сложно. Плюс проблема с программой, мы же как-никак про программирование, а тут нужны минимальные базовые навыки. Для тех кто у нас учился уже - не проблема. А что делать с новыми учениками - непонятно! Есть вариант, свалиться в формат анимации, как в турецком отеле, но такое делают еще 100500 конкурентов вокруг и преподаватель тут не нужен.
Более-менее удавалось запустить формат мастер-класса на несколько дней, это такие мини-проекты с понятным, законченным результатом. Но, это без пребывания в течение дня, а просто формат уроков пришел-ушел.
В плане экономики, по минимуму, в день:
Преподаватель - 3000р
Вожатый - 2000р
Аренда - 3000р
Для клиента:
Разовый урок - 1500р
Пребывание весь день - 2500р
Для разнообразия, мы даже договорились с соседним бассейном и это +1500Р за посещение. Но и это не дало каких-то преимуществ. По ценнику в день мы приближаемся к традиционным загородным лагерям. А в городских вроде как - «Ощущения не те».
Вопреки ожиданиям, те клиенты которые нас знают и учились в течение года, на летний-городской не приходят. Приходится искать маркетингом, а это опять деньги. Кстати, многочисленные чудо-smm кейсы, «Приведем 5000 заявок в городской лагерь» что в огромном количестве опубликованы на VC, или откровенный трындеж, или случайность, которую повторить нереально сложно. А «уникальная механика» сводится к спам-рассылке в ВК по местным пабликам.
Итого, более менее работает тема с мастер-классами, без дневного пребывания. Там экономика сходится даже на небольшом количестве учеников и 2-3х группах в день, даже если там по 3 человека.
К счастью, у меня всего одно помещение в прямой аренде, где нужно делать вот такие «летние упражнения». В остальных я субарендатор с «хитрым» договором, где за лето плачу по факту занятий.
Короче, два года назад я дошел до фазы принятия, что летние городские лагеря это тупик.
Закопав стюардессу с именем «Городской летний лагерь», я начал откапывать стюардессу которая просто «Летний лагерь». Гражданка оказалась требовательной и капризной. Ну, по порядку.
Структурно почти любой загородный летний лагерь состоит из двух компонентов - площадки и программы. Площадка предоставляет, проживание, питание, медицину и охрану, а еще входит во всякие реестры и воюет Роспотребнадзором. Я, как летний лагерь, беру это все в аренду, делаю программу и маркетинг дабы завлечь клиентов.
Площадку мы начали искать в январе, выгрузили реестра набор лагерей до 300км от Москвы и разослали письма, это около 100 штук. Ответов было не более 15. Идея состояла в том, чтобы сделать две локации, поближе и подороже и подальше и подешевле. Нужно отметить, что большинство площадок меня технично послали, типа, выкупайте 200 мест, или 500. Я конечно риск люблю, но как-то первый раз хотелось бы влезать в это приключение не совсем на все деньги.
Нам нужно было как-то присоседиться к какому-то уже имеющемуся лагерю, 5 смен по 30 человек.
Вариант, подальше и подешевле оказался в Ярославской области, 3 часа от Москвы ехать. Классический пионер-лагерь, с приемлемыми условиями проживания и неплохой столовкой. Ценник тоже радовал. Персонал и руководство, ну так себе, они как будто еще в СССР остались, причем не по возрасту, а по менталитету. Ну ладно, нам же не с Мавзолей с ними ходить. Стали согласовывать договор. И тут вылез сюрприз. Лагерь был в тесных отношениях с Ярославским НПЗ, те кто катался со строны Москвы, проезжал его. Так вот, согласовывать договор пришлось с юристами-нефтяниками. А они не особо видят разницу между договором на поставку нефти между Индией и Россией, и тем что мы немножко хотим аренды их подведомственного лагеря. И как в том анекдоте:
- Я и унитаз приносил, и штаны снимал, но все равно туалетную бумагу не продают.
Сломался я на том, что лагерь категорически отказался вписывать в договор наших преподавателей, типа, пусть живут, но без договора, потому что у нас есть свои преподаватели-вожатый, зачем нам еще? По факту это риск что преподов высадят из автобуса при въезде на территорию. Дешевый лагерь - отпал.
Дорогая локация была во Владимирской области. Подкупило то, что площадка частная и на связи был лично владелец. Съездили посмотрели, класс! Сосновый лес, отдельные домики, все новое. Был, правда один нюанс, во время просмотра в феврале, там еще шла отделка, но собственник заверил что к маю все будет готово.
Вот так все могло бы быть
Подписали договор и стали предварительно продавать путевки. Почему-то я был уверен, что хорошо разбираюсь в детском образовательном бизнесе и мы легко заполним 5 смен по 30 человек. Но тут опять вмешался случай.
Вот он подкрался незаметно. Дело в том, что два предыдущих года, 2021 и 2022, правительство выделило субсидию на лагеря 20 000 рублей, но не более 50% стоимости путевки. И это был очень хороший драйвер продаж, уже до 1 мая везде были проданы все путевки. И что вы думаете было в 2023? Конечно же ожидание что все повторится. Клиенты ждали-ждали и … не дождались, ну и подумали - А хрен с ним! И не купили ничего. Я потом узнал у коллег по лагерному цеху, что просадку ощутили все. И тут как ты не продвигай, не упирайся в маркетинг, путевка стала на 20К дороже, чем в прошлом году. Этот факт крыть НЕЧЕМ!
От убытков спасло только, то что места мы оплачивали за неделю до заезда, по факту. Тут миллион еще не потерялся, его мы профукаем чуть дальше.
Я то, по-честному, думал что главной проблемой будет найти клиентов. Не-а, главная проблема в том, чтоб тебя не кинула площадка. Что-то такое я начал подозревать в мае, за месяц до заезда. Не было блестящих фоток нового ремонта и владелец база перешел на загадочные фразы. Вы уже поняли , да? Стройку он не успел закончить. И не тот момент мне казалось что это прям проблема, наивный…
Тут нужно отдельно рассказать про «Владельца недостроя». Это опытный боец по теме лагерей. У него есть конный лагерь в этой же локации, плюс связи и знакомства в округе. Короче, он убедил что тему с размещением решит и через неделю у нас уже была новая локация, в 8 км от изначальной, по условиям как ценовым так и бытовым, без изменений. База которой «Владелец недостроя« тоже управляет.
С площадкой вроде определились, пошли сообщать новость клиентам. Процентов 15% к теме изменений оказалась не толерантна, это была первая волна отвала. Деньги вернули. Договора переподписали.
За день до заезда, звонок. «Владелец недостроя» ставит перед фактом, что мы не едем на вторую базу. Типа он не совсем ей управляет, ну или ему раньше так казалось, а теперь не совсем так. И что можно было бы поехать, но там еще нужно собрать нотариальные доверенности. Короче, муть какая-то. И тут неожиданно оказывается что на его основной конной базе есть как раз нужное количесво мест. Совпадение? Не думаю!
Но деваться-то некуда. География меняется незначительно. Выхода у нас нет, едем куда едем и дальше будем разбираться.
Нужно сказать что смена получилась очень приятная. Много времени на улице, прекрасное домашнее питание. Один день выделили для катания на лошадях. Конечно же много программирования и костер с зефирками в конце. Также была отдельная группа из семи опытных бойцов, кто готовился и сдавал экзамен в Python Institute, тест прошли все.
Вторая смена прошла почти также. А вот третья? А третьей не было! Хозяину базы было сильно выгоднее продавать места напрямую чем нам. Потому все договоренности были слиты. Меня поставили перед фактом что мест больше нет. И отправили вытирать сопли и возвращать деньги за путевки. Забегая вперед - через год «Владелец недостроя» звонил. Видимо достроился и хотел продать места. Но к этому моменту было уже понятно, что мне продали довольно средние условия по довольно бодрой цене. Трубку решил не брать. А попытку «Владельца» понимаю, надежда что «Лох не мамонт» и она вымирает последней, всегда есть.
Мы и в школе сталкивались с различными претензиями от родителей. В основном это связано с какими-то придуманными ожиданиями. Типа, я тут спросила сына - А чему ты научился? Он ответил - А ничему!
Ну и включается сирена, пропагандистская машина в отзывах, иногда на всякий случай письма во всякие инстанции, включая силовые ведомства. Решает ли это проблему? Не-а, потому что и проблемы то нет. Но есть право жаловаться и пользоваться им приятно. Нас, как школу обычно спрашивают в последнюю очередь, хотя вся коммуникация на расстоянии клика.
Так вот, с летним лагерем пришел новый формат хейта и новый формат неоправданных ожиданий.
Чаще всего, родители думают что летний лагерь, ну это как пятизвездочный отель в Дубае, только без бара и с обучением, по ценнику палаточного городка.
За что только мы не получали пиздюлей:
Номер слишком большой
Номер слишком маленький
Кстати, это за один тот же номер.
Почему в номере на двоих всего один туалет
Еды много
Еды мало
Еда вообще не та (это про отсутствие сникерсов и чипсов)
Подушка кусачая, а одеяло колючее
Тут важно вкинуть немного контекста. Многие дети настолько сильно закручены домашними правилами, школой и кружками, что вырываясь на волю они пускаются во все тяжкие. И достается в первую очередь номерам. Потому номера в лагере очень аскетичные, кровать, тумба и шторы. Чайников, зеркал и ТВ лучше избегать. Никто из родителей не верит что его отпрыск дома ходящий по струнке расфигачил телек ножкой табуретки. У нас на сменах в этом году, парни удлинили шланг от душа, собрали один из двух и поливали в комнате водой свои кровати. Мы даже уже не задаем вопрос - Зачем?
Есть отдельная когорта детей кто крайне не любит ездить в лагеря, но их родители крайне любят их туда отправлять. При этом родители упорно ищут тот самый идеальный лагерь. Я был бы рад отфильтровать такое на старте, но это увы, невозможно. Виноват конечно всегда лагерь. И ответ на вопрос:
- А что было плохо? Всегда один - ВСЕ!
Кроче к программированию, прибавляется много-много-много психотерапии семейного формата. И еще управление ожиданиями. Перед сезоном 2024 записали набор коротких видосов, что и как будет. И отдельный видос:
- Кому не точно не нужно к нам ехать. И кажется сработало, скандалов было минимум.
К сезону 2024 мы подошли уже сильно подготовленными. Вся зиму я бегал по друзьям-знакомым из туриндустрии и выяснял как там все устроено.
В комментариях кто-то стопудов напишет:
- Ну как же так! Нужно же было все сначала изучить, как нормальные люди делают!
Понимаете, изучение всего заранее это как предварительное чтение инструкции, оно не ведет к интересным приключениям и не тем более не будет материала для публикации. Для кого-то косяк, а для автора - контент.
Нашел очень приятных ребят которые уже делают лагеря 15 лет и пару лет назад построили свой (вот про них история). Мне накидали добрых советов и набор площадок с кем можно иметь дело.
Тут наверное важно дать ремарку по площадкам, кто вообще эти люди откуда они.
Площадки под детские летние лагеря, не равно загородные отели. В большинстве своем это ведомственные санатории или дома отдыха в разном состоянии. Чаще ведомства, они же министерства про эти самые площадки, ну, немного забыли. Еще есть варианты - продали, но тем же «красным директорам» что были там во времена СССР.
Обобщает их одно - нежелание и неумение заниматься коммерческой деятельностью. Но в то же время, есть большое желание получать результат от этой самой деятельности в виде денег. Этим людям можно писать на сайте, звонить по телефону, посылать почтовых голубей и егерей на лыжах. Ответа ты не получишь.
Нужно позвонить в секретное время, по секретному телефону, сказать секретную фразу - Я от Иван Иваныча! и только после этого можно договориться о приезде и осмотре. Как правило, от звонка до осмотра может пройти 2-3 недели, потому что все заняты. Занятость отдельно подчеркивается когда зимой гуляешь по пустым корпусам. И кажется в тот момент появляется понимание, что заняты они тем чтобы держать гостей подальше от этого места.
Договор - отдельный квест. В 80% случаев:
- Мы вам пришлем.
Куда и когда - не уточняют. Но потом, я честно каждый день выхожу на балкон и вглядываюсь в горизонт, а не летит ли там голубь с шаблоном договора, но тщетно!
После хрен-знает-какого подхода площадка нашлась, в 10 км от МКАД, за Балашихой. С нами поговорили, показали и дали договор и все это за две недели. Видимо за Балашихой время течет иначе.
Обсуждаем, вносим правки и … контрагент пропадает. Так, сяк - через неделю появляется ответственное лицо и что-то там говорить про отсутствующего директора. Кстати, директора я так и не увидел. Еще через неделю приходит финальная версия договора где - барабанная дробь, указан не тот корпус который мы смотрели, а тот который нам не показали о словами:
Ну лучше вам это не видеть!
Интересный маркетинговый ход. Такому не учат даже на курсах по продажным-продажам. Короче, кажется мы на этот год остаемся без лагеря.
Ну и хрен с ним!
Сказал я и пошел в свою «Зону комфорта».
Правда, по пути написал слезливое сообщение Сереге, он как раз совладелец сети лагерей кто консультировал по теме. Написал про то, что нас кинули и может у него есть что-то в запасе. У Сереги запас был. Прощай «Зона комфорта»!
Так я думал по наивности. Но в этот раз к вопросу решили подойти основательно, с бюджетом и командой маркетинговых профанов, ой простите, конечно профессионалов. Скоринг команд профессионалов был основан на кейсах, метрика - Найти похожий кейс с нами по лидгену в лагеря, ну и подписаться. Кейс нашел на VC (вот он).
Внушительный бюджет, просто умопомрачительный результат. То что нам было нужно! Я уже начал присматривать новую тачку и апарты в Дубае, чтоб подчеркнуть неминуемый успешный-успех. Дабы подстраховаться в договоре прописали ответственность за бюджет и количество квалифицированных лидов. Я же наивный, помните?
Профессионалы подошли к процессу основательно. Основательно вынули мозг с брифом, из которого взяли - НИЧЕГО! Кампания в ВК строилась на основании фото школ Москвы и надписью типа:
- Учитесь в школе 123? А хотите в ИТ-лагерь?
На первый взгляд схема рабочая - НО! Нужно понимать нюансы восприятия родителями (а именно это наши клиенты) общеобразовательных школ.
Для родителя, школа это набор бесплатных или очень дешевых сервисов. Качества и гарантий от этого не ждут, денег серьезных платить не будут. Это раз!
Два - те родители кто все-таки осознал рекламу шли… в Школу с запросом - А подайте ка нам этот самый лагерь?
Школы охреневали от такого и шли… к нам, уже с претензией, угрозами и прочими неприятными поводами коммуникации.
Нормально так сделали рекламную кампанию!
В итоге, перелопатив кучу мусора. Мы получили ДВУХ клиентов со стоимостью 75 000 рублей, при стоимости путевки в 69 000 руб. Вот это я понимаю маркетинг.
Нужно отметить что в какой-то момент нам предложили План Б. А это оказалось, пабааам! Спам-рассылка по районным пабликам. К сожалению, даже юристы признали договор без особых перспектив в плане суда, сказали, что даже у них не получилось в свое время получить компенсацию с похожих «профессионалов».
Сказав зоне комфорта - «Пока навсегда!» В очередной раз, сел за продвижение сам. Это такая фича собственника, когда наступает полный трындец.
Наши клиенты в школе, это женщины 35-45 лет, 95%. Мы даже в онлайн -рекламе не указываем все эти «тонкие» настройки аудиторий. Просто, пол, возраст, гео, а дальше сами разберутся у кого есть дети, у кого нет. Главное чтоб клик был подешевле.
Я от природы хреновый операционник, и плохо работаю когда все идет ровно и нормально, тупо скучно. А вот приключения, американские горки высокой степени неопределенности - эт прям мое. Но в таком формате делать бизнес не полезно. Развивать - да, удержать - нет.
Но в этом плане мне повезло, знакомьтесь это Даша, моя жена.
Даша - операционник от бога и по совместительству психотерапевт клиентов и сотрудников для всех моих компаний. Вот она то и стала образцом той самой мамы, которая продает такие лагеря, в который готова отправить своих детей. Кстати, наша дочь была во всех.
Так вот, Даша написал статью как она, как мама, отправляла дочь в разные лагеря, ну и в итоге не найдя идеала сделала свой. 99% тут - правда (вот ссылка на статью).
Публикацию запихнули в ПРОМО страницы от Яндекса, получилось хорошо. Под 80% дочитываний и цена перехода в районе 11 рублей. Кажется оттуда мы и набрали больше половины аудитории, вторая половина пришла от друзей-знакомых через сарафан, в том числе и те, что были с нами год назад.
Основной риск туроператорского бизнеса, а лагеря именно про туристическая тема. Это выкупленные места у площадки и не проданные клиентам. Мы не дотянули в плане охватов и доверия. Для относительно свежих лагерей это нормально. Думаю, что основной промах был в том, что попытались влезть в самое горячее время для отдыха, а это июль и первая половина августа, с образовательной темой. И потому просели с продажами. Места почти 1 млн (в закупе) остались не проданными и поверьте я много чего попробовал что это ущерб минимизировать.
По ощущениям учится хотят в начале и в конце лета. На чем мы и фокусируемся в сезоне 2025.
Конечно преступно было бы писать такую длинную статью и хотя бы чуть-чуть не прорекламировать сам продукт.
Вообще, я сильно топлю за 2 вещи в образовании, чтобы оно было не насильственным и с какой-то стратегией.
Исходя из того что учиться нужно в кайф у нас есть 4 трека. Они разные, от 3Д моделирования до программирования дронов. Это 4 занятия в день, 2 до обеда, и 2 после, ходи куда хочешь. Есть ИТ-маньяки кто посещает все 4. Есть кто ходит на одно и остальное время проводит на улице, или наблюдая как учатся другие или в настолках.
В предпоследний день народ защищает проекты. С презой и демонстрацией конечного результата. Индивидуально или командой, при том, что процесс образования команд никак не модерируется. Если сами договорились - ОК.
Телефонов у нас - нет! Кстати, из-за этого чаще всего ломались вожатые, ведь народом нужно заниматься, то, бишь работу работать. Это не всем ОК, у нас даже в одну из смен вожатый отказалась накануне заезда. И у Даши появилась уникальная возможность прочувствовать весь процесс изнутри в роли вожатой. Я, кстати, тоже приезжал на пару дней.
Ноуты и прочее оборудование у нас свое, так что с собой брать только позитивный настрой.
Управлять современными детьми без телефонов , это еще та задачка, я вам скажу. Они не очень сильно интересуется миром вне экрана, а всплески активности вымещают на мебели и друг друге иногда не самыми гуманными способами. А дашь телефоны, и все тихо-мирно. Но это слишком просто и явно не тот формат к которому мы стремились. Но идея как использовать телефон как высшую ценность все-таки возникла.
Важно, что главный мотиватор у нас уже был, осталось выстроить систему правил как получать его и набор способов как получать его побольше. Так появилась внутренняя валюта, на которую можно поменять телефонное время. 10 руб - 1 минута.Используй как хочешь. Хочешь звони домой, хочешь сиди в интернете, хочешь - копи. Каждый день ученику выдавалось 500р, при условии что не было серьезных косяков, дополнительные 100р за уборку комнаты.
Деньги можно потратить не только на «сидение» в телефоне, были платные доп активности (craizy menu). Цена на активности такая что нужно или долго копить или скидываться. Можно - отменить занятия на день, сделать на день преподавателя вожатым, купить фильм на вечер, отложить отбой на 1 час. Купить телефоны на всю ночь или костер с зефирками. Потом добавили материальные призы - физические и химические эксперименты в коробках.
Предполагать что за порядком (с правом назначать штрафы) должен следить менеджер выбираемый коллективом на 1 день и он получал за это ЗП. Но потом я переназвать менеджера шерифом. Затея, кстати, провалилась, шериф получал ЗП и ничего не делал (не зря все-таки это сначала был менеджер) и эту позицию упразднили. Роль казначеев в этой псевдо-экономики была на вжатых. Они выдавали ежедневные деньги, следили за расходом и штрафовали. Преподаватели тоже могли поощрять успехи в учебе.
Прикольно что довольно быстро образовалась теневая экономика. Дети покупали и продавали внутреннюю валюту за обычные деньги (те что на буфет), включался шантаж и даже был налет на сейф где хранилась общая касса (злодея так и не нашли). В общем все как в жизни. Из коллективных покупок популярностью пользовались - костер с зефирками и телефоны на всю ночь. Физические подарки тоже скупили все.
При таком подходе, у большинства осталось 5-10 минут в день на гаджет, а к концу смены пользование телефоном сводилось почти к нулю. Тыкание в ютубчик с успехом заменялось настолками, мафией и мячом с волейбольной сеткой. Кто-то пилил проекты в свободное время. Так получается даже сейчас - есть жизнь без телефона!
У нас еще куча восхитительных историй про изменения подростков. И про отношения, и про отказ от мечты быть курьером, и про то, как можно уехать из лагеря потому что скучаешь по маме и через 2 часа все-таки вернуться. Про это пишет Даша в своем ВК.
Я еще больше хочу делать ИТ-лагерь, более того, даже начал оценивать сколько стоить построить свой (чтоб не зависеть от внешних площадок), тем более, есть субсидии на модульные сооружения. Вопрос конечно не следующего года, но в перспективе 3-5 лет, сделаем. А проблема с узнаваемостью и потоком лидов - она решаема, нужно только побольше включить голову.
В 2025 мы пока делаем две смены по 60 человек, в начале лета и в конце.
Забронировать смены 2025 можно на сайте aidacamp.ru. Стоимость брони на лето 2025 - 1000р, оплата до 31 марта 2025. Или возврат аванса. Рейтинг#АйДаКемп на Яндексе 5.0
Будет
4 трека обучения
Оффлайн активности
И возврат ответственности за твое свободное время
Не будет
Скучно
Телефонов
Принуждения к учебе
Умеем работать с корпоративными клиентами, ведь должен кто-то вернуть трудовые династии и ведомственные лагеря от компаний.
PS
Лайки помогают мне понять, что написал не фигню. Свой ТГ «Вроде работает, но надо тестить» тоже оставлю тут.
Есть такая тенденция - выращивать в компаниях предпринимателей. Ну или как минимум внедрять «предпрнимательское мышление». Конференции на этот счет делают. Я даже сам выступал экспертом в программах по апгрейду корпоративных менеджеров в стартаперов (подобным баловались Х5, Открытие, Ростелик).
– Творцы нам тут на нахуй не нужны, – сказал он. – Криэйтором, Вава, криэйтором.
Виктор Пелевин / «Generation П»
Все по разному к этому процессу подходят. Кто-то считает что предприниматели должны расти на голодной пайке, и при этом сильно самомотивироваться только от одной идеи. Кто-то основательно строит под это инфраструктуру, с деньгами, консультантами, внутренними суперменами, чтоб защищать растущие проекты и идеи от бюрократического бульдозера.
Кстати, у последних всегда получается лучше.
Но правда, получают они не предпринимателей, а +1 новый продукт, иногда хороший и приносящий реальную пользу, которую в деньгах можно мерять. Ну и может быть микрокоманду, которая может этот продукт развивать. И тут напрашивается мысль номер 1
- А может +1 продукт и было конечной целью? «Предприниматели» это «побочка», случаться - ОК, не случаться - ну и хрен с ними!
И вот тут, то начинается самое интересное.
Лидер команды офигевает от чувства крутости и идет в мир делать бизнес, это в лучшем случае. В худшем кого-то на этот счет консультировать. И проблема не в отсутствии каких-то компетенции, а в контексте и окружении, в котором это происходит.
Поясню:
Первая причина - корпорация это машина, настроенна так чтобы ничего не рухнуло, ну или если что-то рухнет, то там такая степень резервирования, что ехать будет еще оч долго. Делать проект в рамках и правил такой экосистемы это как биться башкой о мягкую стену. Устанешь? Да! Но, голова остается целой и на месте.
Второе - отношение к ресурсам, я не видел чтоб в компаниях скидывались на прорывные инновации. Да, есть оценка, аналитика, защита инвестиций. Но деньги все равно как бы ничейные.
И третье - риски. Единственный риск наемного менеджера - это потеря некоторого количества оплаченного времени. Остальное берет на себя компания.
И если подводить «итого», получается что метрика личного успеха, прямо пропорционально зависит от количества чужих денег слитых на ошибки. И чем жирнее логотип, тем внушительнее может быть сумма. Но кто же такое признает?
И вот выходя в мир, такой эксперт транслирует что можно делать бизнес в состоянии почти полной безопасности с но ощущениями американских горок. Потому что у него было именно так.
В этой парадигме и наших российских реалиях - корпоративный опыт очень слабо применим в жизни, вне экосистемы крупных компаний. Рядом со мной есть живой пример 15ти лет, в крупной добывающей конторе, в ТОП роли, и это все пришлось помножить на ноль, как только человек выпал из обоймы.
Кстати, плюсы корпората тоже есть и они весомые. Это умение общаться с крупняком на их языке, терпение к сотрудникам даже когда те сильно долбоебят, быстрая адаптация к новым задачам и умение работать с операционкой. С темой «Пойди туда не знаю куда» сложно. Но, к счастью тут у нас есть Я!
PS
В плане миграции менеджера в разные «агрегатные состояния» мне оч нравиться рынок Америки, хотя ХЗ, как они это сделали. Там вполне органичен переход из найма в свой бизнес и обратно. Я вот года 4 назад в отчаянии пробовал вернуться в найм, увы, компетентные люди пояснили, что дорога эта только в один конец. И тут напрашиваться мысль номер 2:
- А зачем устойчивому корпорату растить предпринимателя?
Для себя, пока что, могу объяснить только культовой фразой из «Мандалорца»- «Таков путь»!
Все эти статьи конечно ради подписки на телегу, моя «Вроде работает, но надо тестить» там другие материалы, про путь собственника нескольких компаний. Иногда он простой, но чаще не очень. С трудом сдерживаюсь от продажи курсов и рекламы, настоящий аффтор должен быть голодным!
Если много читать экспертные Телеграм-каналы и умные статьи, то рано или поздно тебе приснится периодическая классификация ролей из которых эти самые каналы пишутся. Главное вовремя проснуться и быстро записать. Я смог!
«Не читал, но осуждаю!» - фраза о романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго», прозвучавшая на заседании союза писателей в 1958г.
Пишется с целью показать ту саму экспертизу которую сразу все захотят, потому что просто сказать:
- А я могу вот так!
Стремно! Эксперт должен быть скромным. Это +20% к чеку.
Всегда начинай с фразы «Меня давно просят» и только потом с барского плеча - отгрузка экспертизы. Но пиши не все, нужно оставить интригу. Желательно, чтоб было поменьше фактов для проверки. Цифр лучше тоже не писать - А вдруг спросят откуда? Использовать побольше прилагательных - «много», «быстрый рост», «эффективность», «гарантированный результат». Хорошо заходят пошаговые инструкции, типа:
- Чтобы много заработать, встаньте, утром с постели, сядьте в метро, прийдите на работу и ЗАРАБОТАЙТЕ!
Очень хорошо прибавляет убедительности фото подписчиков валяющихся в ногах и умоляющих о ценном знании. Нет своих? Сфоткай чужих! Можно фразу «Меня давно просят» заменить на «Слезно умоляют», это усилит эффект значимости.
Пишется с целью продать все места на твое мероприятие.
Пишется максимально небрежно, чтоб показать свою востребованность. Обязательно присутствие фразы:
- Остались последние 2 места.
Ссылку на таймпад или какой-то внешний ресурс где можно купить билеты - лучше не указывать, спалят что мест всего два. Суть и цель тоже указывать не нужно, только лозунг:
- Для тех кто готов выходить на Х10!
Хорошо усиливает пост, не только ограниченность предложения, но и эксклюзивность :
- Следующий вебинар будет только в 2030 году!
Оплата конечно переводом по номеру, где в банке будет светиться Армен Э. А вы Наташа.
Пообещать какой-то подарок, а лучше сюрприз. С сюрпризом можно в последний момент переобуться и сказать что кофе нужно было приносить свой, у нас только печеньки. А магия тут в том, что если никто не купит последние 2 места - все мероприятие превратиться в тыкву.
Пишется с целью показать на какие крутые тусы я хожу.
Вечера выступил на интересной конфе с супер полезным контентом. Конфа может заменяться на подкаст, а выступление на просто посещение. Обязательно приложить фоточки-скрины, лучше нечеткие и без комментариев, ведь все и так все поймут. Востребованность подкрепляют фото с какими-то непонятными чуваками которые вроде как тоже в теме. Экспертность чуваков подчеркивается тем, что в публикации они названы не Дмитрий, а Дима, Димуля. Но не в коем случае не Димон. Потому что Дмитрий это про то, что вы с ним сидите в одном помещении без кондиционера на холодном обзвоне, Димон - самбука, сауна и караоке с продолжением. А вот с Димулей можно пить капучино на миндальном и ходить к одному психотерапевту.
Это создает ощущение теплого и профессионального комьюнити. Но нифига не создает ощущение про что это комьюнити было. Кстати, темой или тезисами выступления, лучше не утруждаться. Звезды не должны так делать.
Пишется с целью показать причастность к тому, что давно уже известно и доказано.
Переписывание статей из Википедии, которые наконец-то стали понятны самому «Переводчику» и он спешит донести это ценное знание до народа. Можно перевести в формате 10 шагов, 50 тезисов, 1000 способов. Собственных мыслей и выводов лучше не писать, от этого может попасть «позолота экспертности». В конце важно со всем согласиться и задать вопрос аудитории, типа:
- А вы как используете вилку? Напишите в комментариях.
Можно подвесить интригу и рассказать не все. Это уже роль Переводчик-Спасатель. Тогда аудитория осознает потенциальную потерю и завалит Переводчика, комментариями, лайками или в конце-концов деньгами. С надеждой, что он-таки, дорасскажет свою мысль. Хорошо бы подкрепить пост фразой типа:
- А если это публикация получит 1000 лайков, то дальше, я напишу как пользовался ложкой.
Пишется с целью вызвать зависть у половины аудитории.
Говорят, что кофе стимулирует мозговую деятельность, но кажется, когда его фоткаешь - то только область отвечающую за хирожопость. Потому что, кроме фото стаканчика названием кофейни и края ноута от яблочной компании, больше ничего ждать не нужно. Текста две строчки, так чтобы вызвать зависть от такого крутого лайфстайла. На фото можно добавить тортик, или салатик если вы на ЗОЖ. Упоротые спортсмены фотают часы с пробегом. Фото кофе на своей кухне в нормальной кружке - ведет к массовым отпискам. (Я пробовал!)
Пишется с целью вызвать зависть у второй половины аудитории, той, которая тоже может купить кофе и сфотать.
То же самое что и «Модник» только без кофе. И на фото должен быть самолетик, аэропортик или паровозик. Последнее приемлемо только если вы едете на Сапсане в Питер. По нашей стране на поезде передвигается только лидер Северной Кореи и у кого нет денег на самолет. Важно подобрать правильную фразу наводящую экспертный лоск, варианты:
⁃ Угадайте куда я сегодня лечу? (А если угадаю, я с тобой полечу?)
⁃ Опять заказ стратсесии от крупного нефтяного холдинга! (С налетом безысходности и усталости от собственной значимости)
⁃ Позвали с подругой в Дубай, оплатили бизнес класс… (Только про проезд тут не пишите, если только это поезд не летит в самолете)
Впрочем, не уверен что последнее лучшим образом повлияет на бизнес-репутацию.
Пишется, потому что Игорь Манн, по его словам, читает 200 книг в год. Будь как Игорь Манн!
См «Переводчик», только вместо Википедии - книги. Компоненты поста
Фото обложки,
Цитата
Фраза: ⁃ Это прям поменяло мою жизнь!
Должны присутствовать!
Книгу при этом читать вообще не обязательно.
Пишется, когда хочется о чем-то сказать, но ты уже выпил кофе, сфотал стаканчик и не надо в Питер на Сапсане.
У нормального эксперта на любое событие должно быть мнение! Потому что, если даже его не спросили, то просто не успели, потому что эксперт был сильно занят. Пятна на солнце, выборы в США, отношения жирафов с зебрами. Все это важно и должно иметь четкую экспертную оценку. Так как, если вы не выскажетесь, то кто-то обязательно выскажется за вас, и тогда сиди жди следующего важного события. Второй уровень это - высказать мнение на чье-то мнение. Лучше не уточнять зачем вы это пишете, потому что нормальная аудитория должна найти разумное зерно в любом г.. контенте.
Пишется с целью показать кто тут настоящий д’Артаньян, а кто не настоящий.
Собственно, чем я и занимаюсь.
Важно отметить, что д’Артаньянов читать наиболее интересно, там есть, элементы анализа, мнение, мысли. Что-то личное от автора.
Не д’Артаньянам расстраиваться не стоит, ведь если вы что-то пишете, это сильно больше чем не писать ничего, а опыт дело наживное.
Спасибо что дочитали. Если понравилось, перешлите это паре друзей, потому что осталось последние 2 места, а как назло ни кофе, ни Сапсана, ни Дубая в ближайшее время не предвидится.
Все эти статьи конечно ради подписки на телегу, моя «Вроде работает, но надо тестить» там другие материалы, про путь собственника нескольких компаний. Иногда он простой, но чаще не очень. Возможно в канале есть продажа курсов, но пока даже я ее не нашел.