Серия «Технология керамики»

169
Серия Технология керамики

Как видят цвет керамисты. Часть 3

Сегодня покажу разницу в цвете до и после обжига подглазурной* росписи.

До:

Как видят цвет керамисты. Часть 3 Керамика, Керамика Осинина, Подглазурная роспись, Длиннопост

После:

Как видят цвет керамисты. Часть 3 Керамика, Керамика Осинина, Подглазурная роспись, Длиннопост

* подглазурная роспись — метод декорирования керамических изделий по обожженому черепку или сырой эмали.

Раньше обязательно нужно было "закреплять" роспись слоем прозрачной глазури, чтобы после обжига подглазурные краски оказались как бы "запечатаны" между слоями белой и прозрачной глазури. Но теперь это необязательно. Современные краски отлично вплавляются в эмаль не требуя дополнительного слоя.

Показать полностью 2
366
Серия Технология керамики

Ответы на все ваши вопросы о керамике

Ответы на все ваши вопросы о керамике Керамика, Книги, Технологии, Длиннопост

Книжек о керамике издается очень мало. Толковых книжек о керамике издается исчезающе мало. Толковых книжек о керамике на русском языке для начинающих керамистов... Ну, вы поняли. Это библиографическая редкость.

Я скупаю почти все, что издается и издавалось у нас по керамической теме и поэтому знаю о чем говорю.

Короче, вышла новая толковая книжка для начинающих. Я купил, проверил, и рекомендую )

Ответы на все ваши вопросы о керамике Керамика, Книги, Технологии, Длиннопост
Ответы на все ваши вопросы о керамике Керамика, Книги, Технологии, Длиннопост
Ответы на все ваши вопросы о керамике Керамика, Книги, Технологии, Длиннопост
Ответы на все ваши вопросы о керамике Керамика, Книги, Технологии, Длиннопост
Ответы на все ваши вопросы о керамике Керамика, Книги, Технологии, Длиннопост
Ответы на все ваши вопросы о керамике Керамика, Книги, Технологии, Длиннопост
Ответы на все ваши вопросы о керамике Керамика, Книги, Технологии, Длиннопост
Ответы на все ваши вопросы о керамике Керамика, Книги, Технологии, Длиннопост
Ответы на все ваши вопросы о керамике Керамика, Книги, Технологии, Длиннопост
Ответы на все ваши вопросы о керамике Керамика, Книги, Технологии, Длиннопост

Написала наша давняя знакомая Настя Чарина. Она очень давно учит всех желающих работать с керамикой в рамках своего проекта "Керамика на крыше". Собственно, наиболее частые вопросы учеников и стали основой книги.

Тираж микроскопический, книга не дешёвая. Но. Издатели разослали ее в изрядное количество библиотек. Проверьте, возможно в вашей городской она уже есть.

Я себе купил на Озоне, хотя начинающим был 27 лет назад )) Но у меня коллекция, мне надо.

Показать полностью 11
2001
Серия Технология керамики

Продолжение поста «Как видят цвет керамисты»1

Сейчас делаем изразцы на которых очень наглядно видна разница между цветом сырой и обожженной глазурью. А заодно и огневая усадка* фарфора. Слева сухой изразец, расписанный глазурями, справа такой же изразец, но после обжига при температуре 1270 градусов Цельсия:

Продолжение поста «Как видят цвет керамисты» Керамика, Глазурь, Процесс, Самолет, Ответ на пост
Продолжение поста «Как видят цвет керамисты» Керамика, Глазурь, Процесс, Самолет, Ответ на пост

Главное в нашем деле - подписывать баночки с глазурью и не путать их. Крышечки тоже желательно подписать. Различать цвета в сыром виде крайне не благодарное дело.

Скоро отвезу их на монтаж и покажу что это такое в итоге будет.

* Огневая усадкауменьшение линейных размеров и объёма изделий в процессе обжига из-за того, что легкоплавкие составляющие фарфора расплавляются, а частицы фарфора в местах их контакта сближаются.

Показать полностью 2
5724

Как видят цвет керамисты1

Как видят цвет собаки, пчелы и прочая живность все знают. Со слов ученых, но все же. А я вам покажу как приходится видеть цвет керамисту. Вынужденно, конечно, не от хорошей жизни. Программисты, скорее всего надменно фыркнут от просмотренного, но людям иных профессий может быть интересно.
Эскизы и работу по изучению источников показывать не буду, а то пост и так длинный. Вот нарисовал я самолётик с Чкаловым внутри. Летит себе через Северный полюс ставить рекорд. Все проверил, каждую буковку, каждую деталь. Но проект это только начало.

Как видят цвет керамисты Керамика, Глазурь, Процесс, Самолет, Длиннопост

Теперь мне нужно сделать тоже самое, но не на бумаге, а на фарфоре. Чтобы потом установить всю эту героическую красоту на стене дома. Диаметр панно будет 1м.
Для этого я сначала поделю все изображение на основные оттенки и нашаманю себе глазури, которые после обжига приобретают эти самые оттенки.

Как видят цвет керамисты Керамика, Глазурь, Процесс, Самолет, Длиннопост

Процесс этот долог и мучителен, приходится перебрать много рецептур:

Как видят цвет керамисты Керамика, Глазурь, Процесс, Самолет, Длиннопост

Но в конце-концов у меня в распоряжении образуется набор основных цветов, которые я подписываю для удобства.

Как видят цвет керамисты Керамика, Глазурь, Процесс, Самолет, Длиннопост

На фотографии вы видите, что каждого цвета зачем-то сделано по 2 плиточки. Одна подписана, другая не подписана. Это потому что пока я ищу подходящий рецепт, я замешиваю себе гомеопатические дозы глазури. Буквально на один пробник. Грамм по 15-20. А для панно мне понадобится как минимум грамм по 200 каждого цвета. Но первый закон керамистов гласит, что нельзя просто так взять рецепт, приготовить по нему ведро глазури или даже два, и немедленно приступить к покраске важного изделия. Всех нарушителей этого закона, как правило ждет суровое разочарование, т.к. о своей вероятной ошибке они узнают лишь в конце довольно долгого пути. Чтобы не облажаться, нужно всегда проверять что же ты там такое понамешал по рецепту. Поэтому две плиточки. Одна - это я рецепт искал, вторая - это я рабочий замес глазури проверял. Если все ок, значит можно приступать к живописанию самолёта на фарфоре.

Вот так выглядит моя рабочая палитра. Каждый цвет пронумерован, каждая баночка пронумерована и каждая крышечка тоже пронумерована.

Как видят цвет керамисты Керамика, Глазурь, Процесс, Самолет, Длиннопост

Зачем нумеровать крышечки? Для того, чтобы не надеть потом крышку, испачканную, скажем, синим цветом на банку с розовым. Даже небольшое количество синей глазури сильно изменит оттенок, если попадет в розовую глазурь. Или в серую. Да любую глазурь можно угробить, если перепутать крышки. Поэтому подписывать обязательно.

Ну все, можно красить:

Как видят цвет керамисты Керамика, Глазурь, Процесс, Самолет, Длиннопост
Как видят цвет керамисты Керамика, Глазурь, Процесс, Самолет, Длиннопост

Как видите, цвет глазури ДО обжига довольно сильно отличается от той картинки, с которой начинался пост. Вот эти пары покрыты одинаковой глазурью. Но верхняя еще не обожжена.

Как видят цвет керамисты Керамика, Глазурь, Процесс, Самолет, Длиннопост

Таким образом, всю живописную красоту керамист должен держать в уме, а на деле красить какими-то совсем иными цветами, ориентируясь лишь на номера пробников и банок с глазурью.

Как видят цвет керамисты Керамика, Глазурь, Процесс, Самолет, Длиннопост

Довольно специфичный процесс, скажу я вам. Но и к такому привыкаешь, хотя непосвященным кажется, что ты, парень, зря за кисти взялся. Надо бы на дальтонизм провериться:

Как видят цвет керамисты Керамика, Глазурь, Процесс, Самолет, Длиннопост

Им не ведомо, что у меня в голове самолет в процессе покраски выглядит примерно таким, каким он потом выходит из обжига:

Как видят цвет керамисты Керамика, Глазурь, Процесс, Самолет, Длиннопост

Введите описание к изображению (не обязательно)

Как видят цвет керамисты Керамика, Глазурь, Процесс, Самолет, Длиннопост

Осталось только смонтировать всю эту красоту на стену и дело сделано:

Как видят цвет керамисты Керамика, Глазурь, Процесс, Самолет, Длиннопост

Ссыль на мой ТГ и ВК для тех, кому интересно про керамику всякое. На пикабушню мою тоже подписывайтесь не раздумывая. Я тут только интересное выкладываю

Показать полностью 13
72
Серия Технология керамики

Самый загадочный экспонат

Сегодня мне подарили очень странный инструмент. Причем с сопроводительной бумажкой, которая только усугубила непонимание:

Самый загадочный экспонат Керамика, Инструменты, СССР, Эстония, Изразцы, Нож, Длиннопост

Нож для разбивки изразцов!

Он имеет две заточенных кромки. Одна заточена справа:

Самый загадочный экспонат Керамика, Инструменты, СССР, Эстония, Изразцы, Нож, Длиннопост

Вторая слева:

Самый загадочный экспонат Керамика, Инструменты, СССР, Эстония, Изразцы, Нож, Длиннопост

Цена — 1 рубль.

Целый опытно-механический завод "Терас" выпускал эти ножи серийно.

Как им пользоваться — ума не приложу. Зачем заниматься разбивкой изразцов и что это за процесс? Короче, одни загадки. Я даже не предполагал, что в период после 1973 года (скорее всего последние цифры в стандарте означают год) настолько массово использовались изразцы, что для их разбивки требовалось промышленно выпускать специальный нож за рубль!

Ваши версии? У меня только две, но обе бредовые.

  1. Изразцовые печи (как и не изразцовые) требуется, регулярно перебирать. Раз в 15-20 лет примерно, при аккуратном использовании. Поэтому для кладки используется глиняная смесь, а не цементная. Глиняную можно размочить и разобрать не повреждая изразцы и кирпич. И возможно этот нож мог как-то помогать в этом деле. Типа, вставил его между изразцами, и осторожно забиваешь в шов. Одна кромка заточена слева, другая справа, и они медленно раздвигают изразцы, тем самым упрощая их демонтаж. Но это бред какой-то. Так можно было бы разделять формы во время гипсо-модельных работ. Но чтоб изразцы так разделять — это очень сомнительно.

  2. Раньше не было таких камнерезных станков, как сейчас и всяких болгарок. Возможно при помощи этого ножа раскалывали изразец. Поставил на линию, тюкнул по нему молоточком, сдвинул дальше, тюкнул снова и так пока изразец не расколется надвое. Но... Как часто его придется точить и насколько его хватит? Сомневаюсь, что надолго. Тоже бред какой-то.

Больше версий нет.

Показать полностью 3
671
Серия Технология керамики

Кассетный способ

Если мы вернемся немного назад и вспомним, что из этого поста вы уже знаете, на что похож сливной способ, а из этого узнали как работает наливной способ литья керамики, то окажется, что вы знаете больше, чем некоторые выпускники профильных творческих ВУЗов. Зачем вам это надо я в душе не если честно, ума не приложу. Вряд ли на Пикабу 400 тысяч керамистов, но пост про наливной способ посмотрели почти 400к раз. Короче, я в шоке от ваших интересов, пикабушники. Ну, а раз 400к человек вне всякого сомнения теперь обладают профессиональными знаниями о технологии керамики, значит пришло время рассказать вам про технологию, сильно облегчающую жизнь керамистам, которые производят однотипные изделия большими тиражами.
— Зачем производить однотипные изделия большими тиражами? - спросите вы. — Мы ж теперь художники, а не посудная фабрика! Делаем все уникально и индивидуально, а не тиражи!
Но задачи бывают разные, отвечу я вам. Например, однажды нам нужно было изготовить 68 квадратных метров фасадных изразцов. А когда то, что нужно сделать руками начинает измеряться в квадратных метрах, хочется хоть чуть-чуть упростить этот процесс. Кассетный способ литья в этом случае именно то, что доктор прописал.
Итак, дом в центре Москвы, на Большой Якиманке 15. Центрее в Москве только Кремль. Задача: создать керамический декор для заполнения пространства между окнами верхнего этажа и кессонов чуть ниже. Сроки, как обычно, крайне сжатые, а качество надо выдать безупречное.
В такой ситуации выход только один: разработать модульный условно бесконечный изразцовый ковер из повторяющихся элементов. Сейчас такой ковер называют английским словом "паттерн", а раньше по-простому называли французским словом "раппорт".
Наш раппорт в итоге получился таким:

Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост

Нижний правый угол можно приставить к верхнему левому, а нижний левый к верхнему правому сколько угодно раз.
Разделив изображение на 84 элемента, мы стремительно вылепили рельеф. Лепили не просто на стене, а сразу на моделях изразцов, чтобы упростить себе процесс изготовления рабочих форм для литья с этих моделей. Как видите, швы сразу заложили в рельеф:

Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост

На фото выше видите верхнюю часть раппорта.
Каждый изразец имеет свой порядковый номер в общем "ковре" и мы можем посчитать какое количество изразцов №1, №2 и т.д. нам нужно изготовить, чтобы укрыть своим ковром 68 квадратных метров стены дома.
Пока скульптор лепил рельеф, модельщик увлеченно создавал оснастку для изготовления кассетных форм для отливки изразцов с этим рельефом.
Классический изразец отличается от обычной плитки наличием румпы.

Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост

Румпа нужна для того, чтобы изразец крепче держался и не упал вам на башку покинул своё место в кладке стены самопроизвольным образом. В ней делаются отверстия, сквозь которые пропускаются усы из нержавеющей или медной проволоки, которые заводятся в кладку или привязываются к монтажной сетке.
На примере формы для румпы я вам и покажу что такое кассетная литьевая форма.
В сборе она выглядит так:

Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост

В левой кассете 9 форм, в правой 11. Все формы в кассете имеют общий литник и дают возможность не нянчится с каждой отливкой по отдельности, а разом залить 20 изделий. И при этом литейщику не нужно тратить драгоценное время на совмещение отверстий, т.к. все формы абсолютно одинаковые и имеют пазы, позволяющие быстро собирать их в правильной конфигурации практически в произвольном порядке. Любые детали можно легко заменить в случае поломки. Главное, чтобы дно было всегда внизу, а верх вверху, т.к. в дне литники не сквозные, чтобы фарфор не вытекал на пол, а в верхней форме есть удобный порт для установки воронки.
Модель румпы выглядит так:

Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост

Заформовав ее со всех сторон мы получаем вот такую рабочую форму для литья. Литники пока только размечены, но не просверлены:

Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост

В собранном виде форма для отливки одной румпы выглядит так:

Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост

Для каждого элемента рабочей формы делается силиконовая форма, с помощью которой мы будем всю эту красоту тиражировать:

Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост

Для рельефной части изразца я тоже сделал универсальную силиконовую форму. Форму-то сделал, а вот фотографии — нет. Так что напрягайте воображение со всей нездешней силой настоящих керамистов. Зря, чтоли я вам все так подробно рассказывал в предыдущих постах?

В общем, в честном бою или под покровом темноты отбираешь модель у скульптора (добровольно отдавать никто не хочет, потому что "вот тут чуть-чуть еще надо доделать"), вставляешь в эту самую силиконовую форму, заливаешь гипсом и — вуаля!

Вот они после отливки:

Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост

После небольшой доработки они укладываются друг на друга, и получается кассета с лицевыми деталями изразцов:

Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост

Сверху обязательно ставим инновационный высокотехнологичный нанокирпич, чтобы верхняя форма не всплыла, когда зальем шликер в кассету и не обдала литейщика тугой струёй этого самого шликера.

Шликер, для тех кто прогулял прошлые посты, это растфор фарфора в воде. Такая жижа, густоты сливок.

Заливаем шликер в кассеты, засекаем 40 минут и начинаем разбирать:

Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост

В этом месте особо внимательные скажут:

— Ты кого пытаешься обмануть?! Это не те формы для румп, которые ты вначале показывал!

— Не те. От тех нет таких фотографий. А от этих нет тех фотографий. Поэтому превозмогаем и напрягаем воображение! Зря что ли я вам... Ну, короче вы поняли.

Дальше все просто. Вынул румпу, макнул в шликер. Чуть-чуть! Только в месте контакта с обратной стороной лицевой части изразца! И можно соединять две детали. Они склеиваются намертво. Не верите? Ну попробуйте ручку от чашки оторвать. Или от чайника. Они тоже на шликер в большинстве случаев приклеиваются.

Дело стремительно набирает обороты и изразцы заполнят сушильные стеллажи:

Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост

После сушки мы их чуть-чуть дорабатываем молотком и зубилом. Точнее ножичком, губочкой и кое-где шкурочкой. Нежненько.

Получаются вот такие аккуратные отливки:

Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост

Их уже можно расписывать глазурями.

— Что, прямо так, без утельного обжига? - изумятся те, кто не прогуливал предыдущие лекции.

— Да! С этим материалом так можно. Из него же делают высоковольтные изоляторы и сантехнику. Ни то, ни другое не подвергается утельному обжигу, а глазуруется прямо по сухому черепку.

Расписываем:

Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост

Обжигаем, собираем, проверяем:

Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост
Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост

Все отлично. Упаковываем и — на монтаж!

Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост

Еееестеееественно, все коробки комплектуем в соответствии со схемой монтажа и подписываем. На стройке всю эту красоту раскладывать и осознанно собирать тупо негде. Монтажникам остается только сааамое сложное: не ошибиться с верхом. ВЕРХ ИЗРАЗЦА, БЛИН, НЕ СПУТАТЬ С НИЗОМ! Или с левой стороной. Или с правой. Ну не очень же сложно звучит, да? А вот хрен! Следить приходится в оба, иначе все уложат кверху жопой, приговаривая: "Чего тут поналепили? Ничего ж не сходится!"

Но вот все старания позади, изразцы смонтированы, леса разобраны и можно полюбоваться результатом с земли или пробравшись на крышу дома напротив. Там удачно расположился ресторан. Меня, правда, чуть не сдали ментам, когда я расчехлил камеру и достал здоровенный длиннофокусный объектив. Большая Якиманка под строгим надзором и бдит каждый официант. Пришлось объяснять, что я тут хочу просто изразцы пофоткать, а не оборудовать гнездо снайпера.

Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост
Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост
Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост
Кассетный способ Москва, Якиманка, Изразцы, Керамика Осинина, Технологии, Процесс, Фарфор, Гипс, Длиннопост

В общем пикабушники, будете гулять по Большой Якиманке, мчаться по ней на электробусе, или, не к ночи будь помянут, самокате, смело задирайте голову в районе дома 15. Вверху красиво )

Сделали мы все это еще в 2013 году, кстати. 12 лет и зим прожили эти изразцы на фасаде дома. Ну, короче, вы поняли ) Хорошим танцорам ничего не мешает. Можно было бы смело добавить этот пост в серию "керамика и мороз" как хороший пример, но поскольку я страшно скромный, оставлю в технологии.

Показать полностью 21
1127
Серия Технология керамики

Как мы делали ТВС

Давно обещал, и наконец настал час исполнить обещанное.
1. Задача. Для поздравления с 8 марта дам, трудящихся в энергетической отрасли нужны вазы. Цветы - это, конечно прекрасно, но они увянут, а ваза совсем другое дело.
Начинается процесс с эскиза. Его мы нарисовали в бездушном компуктере:

Как мы делали ТВС Керамика, Ваза, Процесс, Керамика Осинина, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Образ навеян ТВС ВВЭР. Тепловыделяющей сборкой водо-водяных реакторов.
Эскиз был не первый. Никогда так не бывает, чтоб с первого эскиза заказчик воспылал желанием принять увиденное. Обычно он приходит с идеями и сначала нужно поработать именно с ними. Идеи показывать не буду, они не мои, но можете нафантазировать сами по описанию: представьте себе градирни, на которых сидят волнистые попугаи, снегири и синички. В общем, в процессе от градирен мы ушли к сердцу реактора.

2. Модель. Поскольку за согласованиями и прочими важными делами все сроки были истрачены и до 8 марта оставалось меньше месяца (причем не нормального полноценного месяца, а, блин, ФЕВРАЛЯ), решено было печатать модель на еще более бездушном, чем компуктер, фотополимерном принтере.
Вазу нам нужно получить конкретного размера: двадцать пять сантиметров в высоту, ни больше, ни меньше. А фарфор в процессе изготовления дает усадку 16%. Грубо говоря, если модель будет 1 метр в высоту, то из нее получится сделать вазу высотой 84 см.
250 мм / 0.84 = 297,619 мм - вот такой высоты нужно делать модель, чтобы после всех манипуляций получить изделие высотой 25см. Округляем до 298 мм.

Как мы делали ТВС Керамика, Ваза, Процесс, Керамика Осинина, Видео, Видео ВК, Длиннопост

И только увидев модель мозг в ярости покинул привычные поведенческие шаблоны керамиста и родил мудрую мысль: "За каким вообще хером, мы напечатали модель вазы?! У нас мало того, что февраль на дворе, так мы еще целый день потратили на печать ВАЗЫ! А дальше что? Снимать с нее 25 рабочих форм для отливки? Как раз в 20 числах феврали и закончим делать формы. Отменить!"
Короче, увлеклись, бывает, но на дворе 10 февраля! Пора начинать паниковать, но мы не такие.
Возвращаемся в рациональное русло и печатаем модели рабочей формы.

Как мы делали ТВС Керамика, Ваза, Процесс, Керамика Осинина, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Тут у нас донце и один элемент формы. Полная рабочая форма для отливки состоит из 3 элементов + донце. И при этом все они абсолютно одинаковые и взаимозаменяемые, если что. А это самое "если что" при таких сроках случится неминуемо.
Теперь их надо тиражировать, чтобы можно было экстремально быстро изготовить 50 прекрасных ваз. А что значит экстремально быстро? На сушку рабочей формы, например, обычно уходит минимум 5 дней. А лучше 7. Потом в нее можно отлить вазу и приступить к сушке вазы. Тоже не 5 минут, как вы понимаете. 2-3 дня хотя бы, иначе треснет в обжиге. Первый обжиг длится 2 суток, потом глазуровка и второй обжиг... Короче, земля под ногами начинала гореть.

3. Кап.
Рабочая форма для фарфорового литья делается из гипса. В нашем случае тиражировать гипс проще всего через силиконовую форму модели. Срочно за работу!
Из пластилина делаем "рубашку" для модели донца. В последствии место пластилина займет силикон.

Как мы делали ТВС Керамика, Ваза, Процесс, Керамика Осинина, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Снабжаем его литниками и небольшими замочками. Ставим опалубку:

Как мы делали ТВС Керамика, Ваза, Процесс, Керамика Осинина, Видео, Видео ВК, Длиннопост

И заливаем в опалубку гипс. Это будет наш кап. Кап, цек - у керамистов много незатейливых терминов в ходу. Ибо времени вечно не хватает и на длинные слова его тратить нельзя. Но это не точно.

Как мы делали ТВС Керамика, Ваза, Процесс, Керамика Осинина, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Параллельно делаем тоже самое с моделью формы:

Как мы делали ТВС Керамика, Ваза, Процесс, Керамика Осинина, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Поскольку времени в обрез, силикон будет только с рабочей стороны модели. А внешняя сторона останется без силикона. Её уже заковали в гипс так стремительно, что я даже сфотографировать не успел.
Ставим опалубку, заливаем гипсом. Гвозди нужны для того, чтобы их потом вынуть из гипсовой отливки. А на месте гвоздей останутся отверстия для воздухоотведения. Они полезные. Помогают залить на место пластилина силикон без пузырей.

Как мы делали ТВС Керамика, Ваза, Процесс, Керамика Осинина, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Удалив из гипса пластилиновую "рубашку", заливаем на ее место силикон:

Как мы делали ТВС Керамика, Ваза, Процесс, Керамика Осинина, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Точно так же силикон был залит и в кап с донцем.
- Что, блин, за кап еще такой?! - справедливо возмутится читатель.
До этого момента объяснить было сложнее, чем теперь. А вот теперь запоминайте: кап, это форма для отливки рабочих форм. Стало еще непонятнее?
Берешь кап. Желательно силиконовый, потому что он розовый мягкий и не ломается. Заливаешь в него гипс и получаешь кусок от той формы, в которую будешь потом заливать фарфор. Короче, потерпите, скоро вы все поймете.
А пока льём красивый силикон:

Как мы делали ТВС Керамика, Ваза, Процесс, Керамика Осинина, Видео, Видео ВК, Длиннопост

На следующий день силикон полимеризовался и с ним можно работать дальше.

4. Рабочая форма.
Тут я моргнул, а когда открыл глаза, тираж рабочих форм уже был не только отлит, но и высушен, собран в рабочие формы и залит фарфоровым шликером.
- Мы тут только с капом разобрались, а ты нам шликером каким-то в лицо тычешь?! - снова возмутится читатель.
Объясняю.
Шликер, это разведенная до консистенции густых сливок глина, фаянс или фарфор. Короче, сырье для производства керамики. Вон он, налит в наши замечательные универсальные рабочие формы.
5. Отливка:

Как мы делали ТВС Керамика, Ваза, Процесс, Керамика Осинина, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Надо пояснять почему именно эти формы называются рабочими? Если кто не догадался, пишите в комменты. Отвечу в личку. Наверное.

После заливки первой рабочей формы шликером, включаем таймер на 20 минут и поочередно заливаем все комплекты. Когда таймер запищит, бросаем все и мчимся сливать шликер из первой формы. И снова ставим таймер, но уже на 40 минут. Затем сливаем шликер из второй и так далее по порядку.
Когда запищит и этот таймер, можно начинать разбирать формы, чтобы посмотреть, что у нас там внутри делается:

Как мы делали ТВС Керамика, Ваза, Процесс, Керамика Осинина, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Вот они, стройные ряды, уходящие до горизонта.
И тут внимательный читатель, такой:
- Минуточку! Ты ж только что мчался сливать шликер из форм по свистку таймера! Откуда там это все взялось, если ты его слил?!

Дело все в том, что шликер у нас волшебный имеет в составе воду. А гипс имеет полезное свойство воду впитывать, а фарфор не впитывать. За те 20 минут, пока шликер находился в рабочих формах, часть воды из него впиталась в гипс, а в месте контакта шликера с гипсом образовалась плотная фарфоровая "скорлупка" толщиной около 4-5 мм. Вот ее-то мы и можем вынуть из рабочей формы, когда таймер просвистел нам 40 минут. За это время отливка из шликерной жижи превратилась в самостоятельно стоящую без посторонней помощи вазу.
Чистим их от облоя, сушим, и отправляем в печь для первого обжига. Он у керамистов называется утельный. А предметы, прошедшие утельный обжиг, становятся отныне "утелем". Ударение на У. Почему? Потому. Некогда объяснять, сроки горят, восьмое марта на носу!
Сорян, фоток ваз в печи нет. Моргнул. Виноват, каюсь.

6. Утельный обжиг.
Вот они уже после первого обжига столпились в ожидании глазуровки. Розовенькие и довольные, как после бани:

Как мы делали ТВС Керамика, Ваза, Процесс, Керамика Осинина, Видео, Видео ВК, Длиннопост

7. Глазуровка.
Покрываем их глазурью при помощи пульверизатора:

Как мы делали ТВС Керамика, Ваза, Процесс, Керамика Осинина, Видео, Видео ВК, Длиннопост

И снова отправляем в обжиг. Тут не моргал, фоточка имеется.


8. Политой обжиг:

Как мы делали ТВС Керамика, Ваза, Процесс, Керамика Осинина, Видео, Видео ВК, Длиннопост

- Какой? ПолитОй?
- Да. Ударение на второе О. Такие у керамистов словечки в обиходе, что поделать.

Почему так мало? Это первопроходцы. Пробники. Мало ли что? Первый закон керамиста (а у керамистов есть свои законы) гласит: "Никогда, ни при каких обстоятельствах, не обжигай большую партию без пробника."
Даже когда сроки горят синим пламенем, этот закон нарушать нельзя. И мы не нарушаем.
Волнительные сутки (полупустую печь можно прожечь за сутки) и пробники готовы:

Как мы делали ТВС Керамика, Ваза, Процесс, Керамика Осинина, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Все зашибись, именно так заказчик и хотел! Глазуруем остальные, обжигаем, упаковываем и отправляем! А на календаре, между прочим 4 марта. Как раз, чтоб успеть всех одарить к празднику :)

Ну, а себе мы потом сделали бирюзовые вазочки. С красивым цеком:

Как мы делали ТВС Керамика, Ваза, Процесс, Керамика Осинина, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Я про его уникальные свойства вам уже рассказывал, как только март закончился

Незаметная и скромная ссыль на мой вк и тг, для тех кому интересно про керамику всякое.

Показать полностью 17 1
7434

Наливной способ

Чаще всего новые клиенты к нам приходят после того, как им кто-то сделал что-то невразумительное. Например, такое:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Клиентке нужна была тарелка-подставка для ложки с ровным дном, потому что она наносит на дно разные изображения. А ей сделали совсем неподходящее, кривое, косое и все в неровностях.

С другой стороны оно выглядит так:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Неровности, как могли догадаться те, кто внимательно изучил пост о сливном способе литья, обусловлены наличием ножек на обратной стороне изделия.

От такого дефекта можно избавиться, применив технологию наливного способа литья, о которой я и расскажу вам сегодня, потому что монтировать ролик о том, как мы замеряли водопоглощение черепицы с кровли музея Суворова у меня пока времени нет, а вам уже пора и интересное что-то рассказать.

Начинаем, как обычно, с модели. Проектируем с учетом всех пожеланий клиента и особенностей поведения фарфора.

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

— Какие еще особенности поведения фарфора? - спросите вы.

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Очень специфические. Например, если мы сделаем у модели абсолютно прямые грани, то в процессе литья, сушки и обжига их неминуемо втянет по направлению к центру изделия и из прямых они станут вогнутыми.

Что мы и видим на изделии неизвестных коллег, создавших прототип с заглавной фотографии.

После того, как модель напечатана, с нее нужно снять рабочую форму. В данном случае форма будет из двух кусков.

Из пластилина делаем борт формы, ставим опалубку и заливаем всю эту красоту гипсом:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

В полученной гипсовой отливке делаем небольшие впуклые замочки, которые в дальнейшем помогут нам быстро и точно собирать рабочую форму:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Покрываем гипс шеллаком:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Вкладываем модель тарелки, литники (их мы тоже напечатали) и хорошенько все смазываем разделительной мыльной смазкой:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Поставили опалубку, залили гипсом и получили вторую половину рабочей формы. С выпуклыми замочками:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

На столе нарисован набросок сечения формы. Так мы обсуждаем с модельщиком что, собственно, предстоит сделать и в какой последовательности.

Далее нам нужно изготовить силиконовые формы для тиражирования рабочих форм. Тут все делается точно так же, как в случае с вазочкой в виде тепловыделяющей сборки водой водяного реактора: залили модели силиконом, потом сделали гипсовый кожух.

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

В полученные силиконовые формы отливаем необходимое нам количество гипсовых рабочих форм:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Для тех, кто прогулял прошлый урок не читал пост про вазочки, поясню почему формы именно гипсовые.

Дело все в том, что шликер (так называют раствор фарфоровой массы) имеет в составе воду. А гипс имеет полезное свойство воду впитывать, а фарфор не впитывать. За то время, пока шликер находится в рабочих формах, часть воды из него впитывается в гипс, а в месте контакта шликера с гипсом образовывается плотная фарфоровая "скорлупка" толщиной около 4-5 мм на каждой поверхности формы, с которой имел контакт шликер. Если зазор между формами минимальный (в нашем случае около 5 мм), То "скорлупки" соединяются в монолитный черепок из которого, в отличии от случая с вазой, никаких остатков шликера слить уже не получится.
Поэтому способ и называется наливным. А вазочки отливались сливным способом.
Вот, собственно и сам шликер:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Заливаем его в формы

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Примерно через час формы можно разнимать и аккуратно доставать изделия:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Для этого пользуемся сжатым воздухом. Дунешь легонечко и тарелочка мягко сходит с формы.

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Сушим:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Дальше никаких отличий от наливного способа производства керамики нет. Высушенные изделия обжигаем "на утель", покрываем глазурью и отправляем в "политой обжиг".
После чего любуемся результатом и радуем им клиентку:

Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост
Наливной способ Керамика, Тарелка, Процесс, Керамика Осинина, Как это сделано, Длиннопост

Ну, а если вы дочитали до этого места, можно предположить, что вам про керамику всякое интересно, а значит можно предложить вам ссылки на мой ВК и ТГ, где я как раз про керамику всякое и пишу. Ну и на пикабушечку подписывайтесь. Я баяностроением, кармадрочерством, перепостами тупых мемоперепостов с реферальными ссылками на маркеты не страдаю и публикую только авторскую олдовую качественную интересную годноту из своей реальной жизни. Устали от бессмысленной ленты? Сформируйте ее себе сами.
Если вдруг возникнет желание задонатить - буду благодарен. Вкладываю в свои посты труд, а за труд деньги не стыдно получать.
Спасибо!

Показать полностью 18
Отличная работа, все прочитано!