Преподавательские заметки
3 поста
3 поста
15 постов
4 поста
(Да, этот пост — просто выговориться и поворчать. В лучшем случае — немного просветить тех, кто не знаком с программой.)
Итак, вчера Роскомнадзор заблокировал сервис для обмена сообщениями Discord. Предшествовало этому внезапное и активное очернение оного: и психике молодёжи он вредит, и чуть ли не одними только преступниками используется, и модерация не та, и общаются там дети малые словами грубыми, и вообще снести его не жалко, ибо якобы есть уже давно отечественные аналоги не хуже.
И, будь Discord исключительно «болталкой» (особенно если бы только голосовой), было бы не так обидно. Но, как справедливо отмечено рядом СМИ, он был (а где-то остаётся) удобной — во многом благодаря системности в виде серверов, каналов, веток, ролей, прав — площадкой для сообщества почти на любую тему, а потому мной, например, использовался для творчества и работы: там я создал сервер своего канала и учебный сервер. Первый прожил шесть с половиной лет, второй — три с половиной года, и за это время на обоих набралось немало ценного: шаблоны кода скриптов, обсуждение большого множества вопросов и проблем скриптинга, ссылки на различные справочные материалы и полезные советы для моих студентов.
Конечно, нельзя сказать, что все эти суммарные десять лет я каждодневно что-то выкладывал, однако нельзя отметать и всю ту фоновую, незримую работу, которая потом и выливается во что-либо общедоступное на серверах. И есть стойкое ощущение, будто принимающие решения о блокировках люди вряд ли понимают, что перечёркивают не просто голосовую «болталку», где всё мимолётно, а годы чужого труда. Труда, который даже при гипотетическом существовании полного аналога воссоздавать или переносить банально нелегко, не говоря уже об отсутствии такого желания…
Спасибо, я выговорился.
Если ходящий на четырёх конечностях — квадробер, то на двух — бибер?
Сразу оговорюсь, что на изменение чужих привычек не претендую и за них никого не гноблю, поэтому таких субъективных вопросов не касаюсь. Но я не вполне согласен со следующим:
Ведь, если существуют города Кирово и Киров, в предложном падеже они оба будут "Кирове". И человек, который не знает названия какого-либо города, не сможет понять, о какой местности идёт речь, если неправильно поставит это название в начальную форму.
В Кирове произошло ДТП. Это где? В городе Киров? Или в деревне Кирово?
…
Я считаю, склонять имена собственные, если существует расхождение в трактовке начальной формы, в определении исходного варианта в именительном падеже - значит сеять путаницу. Это недопустимо.
1. По правилам (которые, по сути, уравнивают топонимы и встраивают их в общую грамматику языка) — и для большей точности — мы можем поставить родовое понятие, с ним топоним будет уже в именительном падеже: «в городе Киров», «в деревне Кирово».
2. Путаница возможна и по двум другим причинам:
Во-первых, населённых пунктов с одним названием и даже одного типа может быть немало, поэтому условное «в Гадюкино» вполне может сказать не сильно больше, чем «в Гадюкине»: вдруг деревня Гадюкино существует в ста экземплярах, разбросанных по всей России, а ещё вдруг с таким названием не только деревни, но и, например, посёлки. Придётся уточнять по максимуму.
Во-вторых, такая же проблема касается и других топонимов. Возьмём, к примеру, фразу «в Угрюмом». Это село Угрюмое или посёлок Угрюмый? Непонятно. Но, несмотря на это, никто не говорит: «Я живу в Угрюмое» или «Я живу в Угрюмый», а вполне спокойно используют форму «в Угрюмом», ставя имя собственное в именительный падеж только при уточнении: «в посёлке Угрюмый» или «в селе Угрюмое».
В общем, поэтому вопрос точности не кажется мне достаточной причиной не склонять такие топонимы, тем более что и их несклоняемость отнюдь не всегда его способна решить. Повторюсь, к привычкам я стараюсь относиться терпимо, но внести такое дополнение посчитал нужным. Спасибо, что подняли интересный вопрос!
Справедливости ради: «что» может употребляться в значении «который», однако нечасто. Более того, не везде «который» можно заменить на «что», и Вы верно подметили, что в блогосфере (по моим наблюдениям, особенно в видео) сейчас стало модно так делать. Недавно я наткнулся на 40-минутный ролик, где, кажется, ни разу не услышал «который», одно «что». И это не просто неестественно звучит, а может и приводить к путанице. Приведу реальный пример из видео одного игрового блогера:
Таким образом удалось пропустить кат-сцену, что занимает целых восемь минут.
Поскольку «что» в ряде случаев может отсылать к целому предшествующему предложению, здесь по меньшей мере у части зрителей может возникнуть вопрос, что занимает восемь минут: кат-сцена или её пропуск. И даже в этом моём предложении «вопрос, что» ≠ «вопрос, который», но бездумное увлечение такой заменой и терпимость к ней могут породить ещё больше путаницы и неудобств восприятия.
Как сообщила первый зампред комитета по просвещению Яна Лантратова из партии «Справедливая Россия — За правду», в октябре 2024 года Государственная дума планирует рассмотреть отмену единого государственного экзамена (ЕГЭ). В далёком 2013 году я сдавал несколько предметов именно в этом формате (который с тех пор стал сложнее, например избавившись от угадайки, и опробовать который можно, к примеру, на «Решу ЕГЭ» или в «Открытом банке тестовых заданий»), а с 2021 преподаю в Российском государственном гуманитарном университете, то есть имею самое что ни на есть прямое отношение к образованию, и поэтому мне есть что сказать по этой теме.
Сначала позволю себе кратко прокомментировать тезисы в пользу отмены ЕГЭ, приведённые в статье выше:
«из-за ЕГЭ с каждым годом среди подростков растёт количество суицидов»: винить в росте числа самоубийств, по моему мнению, следует не сам экзамен, тем более что это далеко не единственная их причина, а избыточность мер контроля на нём (наблюдателей и камер, полагаю, вполне довольно) и недостаточность психологической поддержки (так, вместо спокойного настроя нередко имеют место нагнетание страха перед экзаменом со стороны некоторых учителей, завышенные ожидания родных и т.д.);
«проведение экзамена требует от государства значительных расходов»: сомневаюсь, что финансовое бремя настолько велико, ибо ЕГЭ служит одновременно выпускным школьным и вступительным вузовским экзаменом, а без него проведение экзаменов нужно будет организовывать в каждой школе и каждом ВУЗе отдельно;
«родители вынуждены тратить деньги на репетиторов»: многое может зависеть от школы, однако я сумел сдать ЕГЭ и поступить на бюджет в РГГУ, не прибегая к помощи репетиторов, то есть при нормальном качестве обучения собственных усилий вполне может быть достаточно; кроме того, при возврате к «обычным» экзаменам родители могут столкнуться с другими тратами — на взятки в школах и ВУЗах или на подготовку к тонкостям экзаменов в том или ином учебном заведении;
«коррупционная составляющая сместилась из сферы приёмных комиссий в сферу олимпиад»: почему-то из этого как будто делается вывод, что вместо борьбы с коррупцией в области олимпиад взяточничество нужно вернуть в приёмные комиссии, превратив сдачу экзаменов в разгул взяток и блата;
«формат ЕГЭ не позволяет раскрыть творческий потенциал школьников»: неясно, что вообще понимается под творческим потенциалом и как он должен раскрываться на экзаменах, особенно если оные подразумевают возможность субъективной оценки;
«происходит обезличивание абитуриента»: непонятно, почему обезличивание, то есть анонимность, причислено к минусам ЕГЭ, в то время как это, напротив, большой плюс, о чём отдельно речь пойдёт дальше;
«натаскивание на решение экзаменационных заданий»: вместо этого нам фактически предлагается такое натаскивание увеличить: на выпускные экзамены в школе и на вступительные экзамены в ВУЗе (причём в каждом они будут свои) — в итоге затраты времени, сил, денег и нервов станут только больше.
Почему же я так ратую за единый государственный экзамен? Став преподавателем и начав проверять письменные работы, в том числе экзаменационные, я очень чётко осознал, как нелегко в этом процессе добиться максимальной честности, нелицеприятия и прозрачности. Нравится это кому-то или нет, но, похоже, единственный способ к этому приблизиться — брать пример с роботов, ведь им людская предвзятость не присуща. А что для этого нужно на практике? Например, разработка ясной и понятной системы оценки. Так, если говорить о моём опыте, на основе уже имевшейся на кафедре теории и практики перевода Института филологии и истории РГГУ системы оценки письменных переводов я написал калькулятор баллов «Баллда», а затем, ощутив, что мне и этого мало, — собственную систему «Баллабол».
«Баллабол» в действии
Идеальны ли эти системы? Нет, однако это большой шаг вперёд по сравнению с выставлением оценок наугад, по принципу «ну, вот этому я бы поставил 75… или 72… или 73», когда педагог действует по некоему «наитию», «внутреннему ощущению», в котором даже у мастера своего дела остаётся место субъективности.
Такой шаг вперёд в сравнении с «традиционными» экзаменами сделал и ЕГЭ: более формальный и чёткий подход к оцениванию работ и составлению заданий позволяет резко снизить вероятность, что одинаковые ответы двух разных людей будут оценены по-разному только потому, что так «получилось» из-за человеческого фактора. У формализации, разумеется, есть и обратная сторона: для некоторых заданий однозначные критерии придумать весьма непросто, поэтому порой они оказываются «сыроватыми» и их приходится по возможности дорабатывать.
Другой шаг вперёд — прозрачность: ЕГЭ, как и мой «Баллабол», даёт возможность ознакомиться с результатом проверки, узнать баллы по каждому заданию и изучить, какие именно были допущены ошибки. А значит, исключены ситуации, когда оценка есть, а понимания, как её ставили, нет. Более того, ЕГЭ предусматривает ещё и возможность апелляции, где можно побороться за повышение баллов, если есть основания считать, что их недодали.
Наконец, ещё один большой плюс ЕГЭ — анонимность: сдающий не знает, кто будет проверять его работу, а проверяющий — чью работу он оценивает, благодаря чему вероятность субъективщины снова снижается (не до нуля, однако недостижение идеала не есть повод отказываться от достигнутого). Ведь, когда перед тобой работа не конкретного Васи Пупкина, а кого-то под случайным номером, у тебя попросту не остаётся ассоциаций и впечатлений, мешающих более справедливой оценке.
В итоге мы получаем в целом весьма удобный и эффективный формат экзамена, который остаётся лишь достойно воплощать в жизнь и при необходимости дорабатывать и который в значительной степени уравнивает людей в оценке их знаний. Нам же предлагают от него отказаться, но ради чего? Чтобы экзаменов стало только больше и все проводили их кто во что горазд, ни за что не отвечая и множа блат и взяточничество? Чтобы вместе со знаниями, а то и вместо них оценивали внешность, голос, имя, фамилию, отчество, знак Зодиака, материальное положение, происхождение, место жительства и другие никак не связанные со знаниями признаки? Чтобы высшее образование снова стало привилегией «элитных сословий» и началась деградация страны? Могут ли сторонники отмены ЕГЭ вообще предложить что-то лучшее (если они, конечно, заинтересованы в лучшем)? Сомневаюсь.
Словообразование это не просто «прилепить первый попавшийся суффикс к корню», морфемы нужно подбирать с учётом имеющейся системы (если, конечно, есть цель органичнее вписать слово в язык, а не тяп-ляп). Поэтому «авторка» и «редакторка» и вызывают у многих отвращение: люди чувствуют, что такие варианты идут против закрепившихся алгоритмов словообразования. Если предположить, что феминитив позарез нужен, мы можем проанализировать схожие по форме слова и обнаружить, например, что слова латинского происхождения, оканчивающиеся на «-ор/-ёр», имеют склонность в женской форме иметь на конце «-риса/-рица»: «актёр — актриса», «директор — директриса» и т.п. И по этому шаблону можно составить более удачные формы «автриса» и «редактриса». Они тоже звучат непривычно, зато не выпадают из общей системы и не производят впечатление, будто слово родили насильно, наскоро, «лишь бы было».
Время от времени я развлекаю себя размышлениями о происхождении тех или иных слов, пытаясь без посторонней помощи понять, откуда у них, что называется, ноги растут. Разумеется, затем я всё проверяю по словарям, дабы не скатываться в ложную этимологию, и порой получаются интересные (по крайней мере, для меня) находки, которыми я, наверное, буду делиться и тут.
Задачка для более-менее знающих английский и/или другие похожие языки: какое английское слово наиболее близко русскому слову «уничтожить»?
Сначала подумайте самостоятельно, а потом нажмите по скрытому тексту снизу, чтобы проверить догадку.
Это слово ‘annihilate’.
Теперь объясню, почему так. Сравним оба слова, выделив общее: «уничтожить» — ‘annihilate’. С латинского ‘nihil’ собственно и переводится как «ничто» и встречается в таком сравнительно широко известном понятии, как нигилизм.
Вот такой любопытный пример близости языков.